Блоки речевой части мозга

Рубрики: Это интересно   Комментарии (0)

речевая память

Разумеется, в мозге есть специальные «блоки», ответственные за выполнение различных его функций. И о каком бы виде деятельности мозга ни шла речь, создается впечатление, что они специально приспособлены к выполнению именно этих задач; даже самые элементарные функции извлечения и хранения информации устроены именно по такому принципу. Несколько лет назад исследователи были озадачены тем, как клинические повреждения мозга сказываются на способности человека говорить. Способность к речи теряется в результате поражения мозга в любом месте довольно обширного участка коры левого полушария. Отсюда можно было бы заключить, что эта функция реализуется достаточно распределенным образом. Однако более тщательный анализ опроверг эти представления. Дело в том, что в процессе речи выполняется множество различных вспомогательных функций: от управления словарным запасом и конструирования предложений до артикулятивных движений языка, губ и неба, управления голосовыми связками и гортанью, управления дыханием и т. д. Теперь установлено, что повреждение различных областей мозга ведет к разным нарушениям речевой функции. Таким образом, общий принцип конструирования «специализированных модулей» был реабилитирован.

Один из видов потери речи, так называемая афазия Брока, обусловлен поражением очень узкого участка мозга. Такой больной говорит в телеграфном стиле, обходясь без всяких грамматических указателей типа: вверх, вниз, с, к, в, это, когда, будет и т. п., а также без грамматических флексий, позволяющих, например, различать такие слова, как кусать, кусает, укус или покусанный. Поскольку люди, страдающие афазией Брока, обычно понимают речь других, вначале предполагалось, что это нарушение речи не затрагивает процесс восприятия. Однако в настоящее время от этих взглядов пришлось отказаться. У больных этого типа блок «грамматических функций» работает одинаково плохо (а может быть, и просто не работает), когда они слушают и когда говорят сами. Но, улавливая общий смысл на основе своих знаний существительных, глаголов и тому подобного, они умудряются благополучно выдержать тесты на понимание.

Метки:  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: