Мозг человека и машины

Рубрики: Это интересно   Комментарии (0)

Если самое большое заблуждение Ван Дузена связано с переоценкой счетных возможностей нашего мозга, то сторонние наблюдатели склонны наделять мозг экспертов столь же немыслимой памятью. Мы знаем, что чудо-вычислители вовсе не считают быстрее нас с вами, а шахматные мастера не анализируют большее число ходов на дереве возможностей, точно так же профессионалы-мнемонисты поражают аудиторию своей памятью не потому, что в действительности их память лучше или хуже, чем у обычных людей. Просто зрители убеждают себя в том, что артист действительно способен хранить в своей памяти, а потом вспомнить каждый факт по отдельности, словно у него под черепом огромное хранилище на триллионы бит информации со свободным доступом.

Гарри Лорейн в своей книге «Как развить сверхмощную память», утверждает, что эти способности может развить в себе каждый, кто потрудится освоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию системы ассоциативных пар, связывающих понятия, и использованию придуманной последовательности событий, образующих какую-то связную историю. Этот принцип применяли ораторы Древней Греции при заучивании речей. Учебники по риторике рекомендовали зачитывать речь, расхаживая по знакомой территории, например по своему дому или двору. При этом речь нужно было произносить, двигаясь каждый раз по одному и тому же маршруту, пока не возникала ассоциация между каждой фразой речи и хорошо знакомым оратору местом. И когда, наконец, оратор произносил речь на людях, ему нужно было всего лишь представить себя прогуливающимся по привычному пути. По мере того как перед его мысленным взором возникали знакомые картины, из памяти извлекались соответствующие фрагменты текста.

Нелепые, причудливые, непристойные, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации. Предположим, что ваш собственный мнемонический ряд для первых десяти чисел выглядит следующим образом: ноль — это боль, один — сам себе господин, два — голова, три — нос утри, четыре — в квартире, пять — печать, шесть — это честь, семь — это темь, восемь — каши попросим, девятка — загадка. Представьте, что кто-то довольно медленно произносит число 803 735 204 381 692, которое вам нужно запомнить, и которое придется когда-то воспроизвести. Мнемонист подходит к этой задаче, лихорадочно набрасывая в уме сценарий, в котором фигурируют слова-ассоциации для произносимых в данный момент цифр. Например: «Ел кашу до боли в носу, а нос во тьме как печать светится, и голова болит, места себе в квартире не нахожу. А нос все болит, господи. Честное слово, загадка какая-то, из головы не идет».

Тот факт, что эта импровизированная история звучит нелепо, очень по-детски и вообще дурного вкуса, окажется ее сильной стороной, если спустя несколько недель ваш коллега внезапно спросит вас: «Так каким было это пятнадцатизначное число?»

«Случайно, не 803 735 204 381 692?» — отвечаете вы невинно, в то время как перед вашим мысленным взором проходит вся история…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: