Образ русской женщины в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

Текст сочинения:

В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой ҭворчества великого поэта народ. Здесь Некрасов рисует различные ҭипы крестьян, всесторонне показывает их жизнь и в горе, и в "счастии".
Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, ҭипичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черҭы всех женщин матушки-Руси с их ҭяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасовым в произведениях, написанных до поэмы "Кому на Руси жить хорошо", несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэҭ изображал крестьянку как терпеливую, забиҭую ("ҭы вся воплощенный испуг, ҭы вся вековая истома"), покорную ("до гроба рабу покоряться"), то теперь он стремиҭся показать зарождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она "сурова и смугла", "осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми". Некрасов с сердечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: "...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие..."
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волнующую повесть своей жизни. Семья у нее "была хорошая", непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.
Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлюбила, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал "весь гнев с души" матери. Успокоилась Матрена: "Что ни велят работаю, как ни бранят молчу".
Но беда не ходиҭ одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий человек, духовно близкий Матрене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни ҭягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу..."
Матрена Тимофеевна достойная внучка деда Савелия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпиҭ, а действует, ищет и находиҭ выход из самых сложных сиҭуаций. Характер этой женщины новый ҭип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступаюҭ новые, ранее не свойственные народу черҭы характера. Появдяетг" ся ҭип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развиҭие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добротой, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны это во многом новый ҭип русской крестьянки.

Права на сочинение "Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки.

Некрасов показывает жизнь русской женщины во всей полноте - с детства до того момента, когда она встречается с искателями счастья. Так, крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает все без утайки о своей жизни.

Начинается этот долгий рассказ с описания беззаботного детства. Матрена родилась и росла в хорошей семье. Родители ее понимали и жалели, братья будили песней и помогали в работе, чтобы любимая сестренка могла поспать подольше:

Спи, милая касатушка,

Спи, силу запасай!

Следующая глава не случайно названа «Песни», так как именно песни играют особую роль в описании жизни русской женщины. Песни, которые здесь поются, -народные, люди вкладывают в них свои мысли и чувства. Поэтому именно в них наглядно отражена вся трагичность жизни крестьянок.

Матрена Тимофеевна была наделена сдержанной красотой, чувством собственного достоинства, пользовалась всеобщим уважением. Однако, несмотря на это, жизнь ее была типична для большинства крестьянок. И Некрасов показывает, насколько ужасна была эта доля.

Матрена вышла замуж и стала жить в доме мужа, где на ее плечи легла вся тяжесть крестьянского труда: уборка в доме, прислуживание сестре и родителям мужа, работа в поле, воспитание детей. Когда пришла пора и родился ее первенец, он стал помехой для работы. Тогда свекровь потребовала, чтобы Матрена оставила сына со старым дедом Савелием. А дед задремал да и проглядел, как свинья загрызла маленького Демушку. Это случилось не по злому умыслу, поэтому Матрена и простила деда, и они вместе горевали на могиле мальчика.

Но бедной крестьянке пришлось смириться не только с гибелью сына, чья смерть была ужасна и мучительна! Ей также пришлось присутствовать на вскрытии ребенка: несчастная мать умоляла не терзать тельце Демушки, но не имела права на свое мнение, и ее лишь привязали. Чтобы не мешала.

Однако и на этом испытания Матрены не закончились, ей пришлось преодолеть еще несколько довольно трудных моментов, которые ясно дают нам понять, что жизнь ее была далеко не счастливая

Однажды второй сын Матрены пожалел голодную волчицу и бросил ей уже загрызенную овцу. За это староста решил наказать маленького Федотушку, но его мать, не унизившись до просьбы о прощении, вынесла всю боль публичного наказания, которому должен был подвергнуться ее сын. И лишь на следующий день она выплакала свое r ope над речкой.

Когда же пришел «трудный год». Матрена пережила не только голод и физические страдания, но и весть о том, что ее мужа забирают на военную службу. Ей, естественно, не хотелось становиться «солдаткой», и на этот раз Матрена решила бороться за свое счастье: она обратилась за помощью к жене губернатора, и та помогла бедной крестьянке и вскоре даже стала крестной матерью ребенка Матрены Тимофеевны. После этого случая Матрену и стали называть счастливой.

Но разве же это счастье - сносить все тяготы и унижения, находить в себе силы на то, чтобы обратиться за помощью?

Для Некрасова русская женщина - символ жизни и национального самосознания. Его муза - «родная сестра» крестьянки поэтому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» судьба русской женщины развернута в целую повесть. Образ Матрены Тимофеевны занимает достойное место среди портретов русских женщин, изображенных поэтом.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь - и в горе, и в «счастии».

Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы «Кому на Руси жить хорошо», несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую («ты вся - воплощенный испуг, ты вся - вековая истома»), покорную («до гроба рабу покоряться»), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие...»

Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери. Успокоилась Матрена: «Что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».

Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий - человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.

Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу...»

Матрена Тимофеевна - достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны - новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.

Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.

Образ Матрены Тимофеевны - это во многом новый тип русской крестьянки.

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

/ / / Образ русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины»

Эти женщины известны тем, что оставив все, что было дорого и привычно в родной стороне, они отправились в далекую и страшную Сибирь к своим супругам, готовые разделить с ними все тяготы и невзгоды.

Длинный путь дает возможность вспомнить счастливые минуты молодости, которые прошли в богатстве и благополучии. Дорога опасна и ставит препятствия, но женщин не свернуть с пути, по которому они твердо решились идти.

Ничего не изменит и тот факт, что им придется потерять все привилегии положения в обществе, наследство, все то, что всегда было привычным и понятны. Это тяжело, но не пугает женщин и не меняет их решения.

Интересна в этом отношении беседа княгини Трубецкой с губернатором Иркутска. Чиновник пытается всеми способами отговорить молодую женщину, рассказывая обо всех последствиях такого поступка. Но все уговоры тщетны. Молодая женщина готова жить среди каторжников, легко пройдет путь до того места, где находится ее муж, пешком. Ей гораздо невыносимее жизнь без него, избранника и спутника. Губернатор уже больше не уговаривает княгиню и отпускает ее. Он не может не восхищаться этой женщиной. И ее поступок на самом деле достоин восхищения. Эти женщины, которые от природы должны быть слабыми и беззащитными, показаны особыми существами с такой силой и мужеством, которые не всегда встретишь у мужчин.

Они проводят черту между собой и той жизнью, которая теперь далеко и возврата к ней нет. Туда уже не вернуться. Они также лишены прав, как и их мужья-декабристы. На такой подвиг способны только единицы.

В разговоре с губернатором княгиня Трубецкая высказывает мысль о том, что светское общество ей давно противно. Это тупые люди, стадо, из которого она с удовольствием сбежит к тому, кто теперь в ранге святого мученика. Декабристы – особые люди, выгодно отличающиеся от остальных. Их жены своими поступками пытаются доказать это всему свету.

Конечно, понять и оценить подвиг декабристов способен не каждый, как и не всякий готов последовать за своим мужем в далекую Сибирь, чужой и суровый край. Во имя чего эти женщины готовы принести такую большую жертву? Во имя любви. Жены декабристов решились на этот отчаянный шаг ради любимых людей. Они готовы пойти за ними хоть на край света и разделить все тяготы и мучения. Своим присутствием эти женщины готовы скрасить нелегкую жизнь «изменников».

Поэма Некрасова «Русские женщины» предлагает нашему вниманию образы двух женщин, которые похожи в главном: сила духа и мужество превыше хрупкой женской натуры и маленького жизненного опыта.

У этих двух барышень вся жизнь впереди, ведь они еще так молоды. Но выбор сделан, и назад дороги нет. Эти отважные и благородные женщины, совершившие подвиг ради своих мужей, восхищают уже много веков подряд.