«Танька», анализ рассказа Бунина, сочинение. Краткое изложение танька


1) «Лапти» Бунин.

Тема: страшная болезнь ребёнка и желание прийти на помощь ближнему, даже ценой собственной жизни.

Главные герои: Нефед, мать ребёнка, больной ребёнок.

Пятый день на дворе вьюга. В хуторском доме тяжело болен ребёнок. Он бредит, просит дать ему красные лапти. Мать рядом плачет от страха за своё дитя. Доехать до доктора возможности нет. Нефед принёс соломы и спросил про ребёнка. Он сказал, то купит лапти в Новосёлках и покрасит фуксином. Но Новосёлки далеко, шесть вёрст по пурге идти. Нефед подпоясался и молча пошёл. На рассвете приехали новосельские мужчины и привезли тело мёртвого Нефеда. Они нашла его в сугробе. За пазухой Нефеда были новые лапти и пузырёк с фуксином.

Мне нравится в этом произведении то, что автор пишет о поступке Нефеда очень просто, не заостряя на этом внимания.

Таким образом, очень хорошо чувствуется, что Нефед сам не считал свой поступок особенным. Если ребёнок просит, значит просто нужно принести ему желаемое, и не важно, опасно это или нет. Эта простота произведения делает его более реалистичным.

В этом произведении показывается, что важно любить не только себя, но и других, помогать им, и если цель достойная, идти на риск.

2) «Танька» Бунин.

Тема: в этом произведении описывается тяжёлая жизнь крестьян русской деревни.

Главные герои: Танька, барин Павел Антоныч.

Семья Таньки зимой голодала и нищенствовала, поэтому дети весь день гуляли на пруду, а вечером рано ложились спать, чтобы есть не просили. Мать Таньки пожаловалась о своих проблемах страннику, ночевавшему у них в доме. А в это время от холода проснулась Танька и всё услышала. Утром она убежала из дома. Замёрзшую её находит барин Павел Антоныч и везёт к себе в гости. Это был старый одинокий человек. Ему хотелось обогреть и накормить замёрзшую девочку. Вечером он повёз Таньку домой, и ей приснился сон про сад, звёзды, её брата Ваську, мать…

Мне нравится это произведение тем, что оно вызывает бурю эмоций: жалость, сострадание, негодование. Здесь идёт противопоставление жизни крестьян и помещиков. В рассказе появляется барин, который везёт в свой дом девочку, и к нему проявляется определённая симпатия. И барин, и девочка испытывают радость от общения друг с другом.

Этот рассказ учит пониманию и оправданию поступков людей, заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.

Обновлено: 2019-07-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рассказ «Танька» был опубликован впервые в 1893 году в журнале «Русское богатство». Его автором был тогда еще малоизвестный Иван Алексеевич Бунин. Если провести анализ этого произведения, то мы увидим следующее. По жанру - это рассказ. История поведана нам в прозе. Рассказ выстроен на антитезе, здесь противопоставляется жизнь крестьян и помещиков. Образы действующих лиц выписаны ярко и понятно. Стиль произведения - повествовательный.

В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина. В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном – краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе. Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о прошлой жизни.

В рассказе «Танька» говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья в нужде, кушать ребятишкам нечего. Даже несмотря на то, что родители продали корову, а потом и лошадь, положение от этого не исправилось. Поэтому Марья - мать ребятишек отправляет их с раннего утра на улицу, а рано вечером укладывает спать. Это она делает для того, чтобы дети не просили есть. Сердце у нее разрывается, когда она видит как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что «кусок в горло не лезет». Как такое может быть, девочке не ясно. Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине.

Сюжет основан на том, что в рассказе появляется барин, который везет девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает как играют часы и даже поет ей песни под гитару. Образ помещика Павла Антоновича выписан лаконично, объясняется его поведение. Барин одинок, это вызывает сочувствие. И помещик был рад искренне, когда в его доме появилась Танька. В то же время помещик строг, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище.

Но он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Также он остался и одинок. Его жена умерла, а сына отправили в ссылку, в Сибирь. Павел Антонович стал затворником. Его жизнь тоже не сладкая, видимо поэтому, когда он увидел Таньку стоящую на улице, то что-то в груди у него сжалось и он взял ее с собой. И он был рад, когда видел как она улыбалась у него дома.

Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. Видимо поэтому, когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон. В нем все было хорошо и все были счастливы. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.

На сайт есть также другие сочинения по Бунину:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русской литературе в 6 классе по рассказу И.А.Бунина «Танька».

Тема : «Жизнь крестьян в рассказе Бунина «Танька».

Цель: раскрытие жизни крестьян в рассказе Бунина «Танька».

Задачи :

Дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;

Развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.

Воспитание интереса к произведениям Бунина.

Методические приёмы : рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.

Оборудование : портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя.

Учебник-хрестоматия для 6 класса татарских средних общеобразовательных школ под редакцией М.Г.Ахметзянова.

Вступительное слово учителя:

В 1893 году в народническом журнале “Русское богатство” вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора Ивана Бунина “Танька”. Впрочем, читатели могли вспомнить его стихотворение “У могилы С.Я.Надсона”, опубликованное в 1887 году в петербургском журнале “Родина”. Для семнадцатилетнего юноши, живущего в провинции, появление стихотворения собственного сочинения в толстом столичном журнале стало, несомненно, вехой в жизни, но успешной он эту публикацию не считал. Точкой отсчета, с которой началась серьезная литературная деятельность будущего Нобелевского лауреата, стал рассказ “Танька”. Через четыре года, в 1897 году, Бунин выпустит свою первую книгу художественной прозы - сборник рассказов “На край света”, имя молодого литератора узнает вся Россия.

Детство Бунина прошло в Орловской губернии. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.

И первый его рассказ “Танька” был навеян этими впечатлениями.

Выступление учащихся с пересказом биографии Бунина.

1 этап . Тематика и проблематика произведений Бунина.

Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро вол новал русскую интеллигенцию на рубеже XIX - XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крес тьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормя щих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом (почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.

Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.

2 этап . Составление ассоциограммы.

Ребята, подумайте, пожалуйста, и нарисуйте на листочках дом, напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «дом».

Ученики рисуют.

Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.

Папа мама

Мягкая мамина выпечка

кроватка

Горячий чай телевизор

Тепло уют

А у Тани дом какой?

Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.

А дом Павла Антоновича?

Дом Павла Антоновича большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.

3 этап: Переход к анализу рассказа «Танька».
Вступление.

На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.

Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

О чём рассказ «Танька»?

В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.
- Как живет Танькина семья?

Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.
- Почему Танька удивляется матери?
- Девочка не понимала выражения «кусок в горло не идёт». Осенью удивляется, почему мать стала сама отправлять её на пруд играть вместо завтрака.
- Куда привёз её барин?

Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.
- Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.


Разбивка на кластеры (ячейки).

Впишем в ячейки, какая это девочка:

Терпеливая

Вая

Доб-

Рая

Голод ная

Танька

Жале-ет маму

Маму

Не жадная

А теперь - сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:

Одино-

Кий

жадный

строгий

Павел Антоно-вич

безжа-

лостный

Почему он одинок?

Раньше он не жил в деревне. Поселился он сюда, когда проиграл в карты почти всё состояние и стал самым усердным хозяином. Но и в деревне ему не посчастливилось. У него умерла жена, пришлось отпустить крепостных, сына поехал учиться в Сибирь: «И Павел Антонович стал совсем затворником. Он втянулся в одиночество, в своё скупое хозяйство, и говорили, что во всей округе нет более жадного и угрюмого».
- Почему вы вписали слово «строгий»?
Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
- А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
- 4 часа.
- Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.

Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.

Да, ребята, мы уже говорили, как угостил Павел Антонович Таньку, как водил её по комнатам, он даже поиграл ей на гитаре. Наконец она уснула. А Павел Антонович ходил по комнате и «…вспомнил соседские деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, - везде они томятся от голода!» А какой сон снился Тани?

Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.

Обсуждение в группах . Класс делится на 3 группы. Остальная часть текста тоже делится на 3 части. Каждой группе даётся 1 часть для обсуждения.

Осмысление.

Отвечают на вопросы

Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?

Школьники утверждают, что Павел Антонович не такой уж и злой человек. Более того, он раскрывается с хорошей стороны. В 1 части рассматриваемого отрывка мы узнали, что он взял к себе домой в гости Таньку, напоил её чаем с молоком. Он ласково улыбался ей. Приводится фраза: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он купал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка...»
Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.
- Сделаем вывод. Павел Антонович - не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.
Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим - добрым и радостным.
4этап: Рефлексия и сравнение.
- Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
- Когда часы играли музыку, девочка хохотала и удивлялась. Она «тихо
улыбалась», когда хозяин дома ухаживал за ней.
- Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
- Весёлым, приятным.
- И, наверное, счастливым?
Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
- Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.

Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Учитель заканчивает урок чтением стихотворения «Вечер» И.А.Бунина:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким, чистым кроем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.


Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас. Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Выводы. Итак, ребята, мы прочитали рассказ Бунина «Танька». В произведении автор раскрывает тяжёлую жизнь крестьян. Рассказ построен на антитезе. В литературе под антитезой подразумевается художественный приём, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий и явлений. Какие явления противопоставлены в этом произведении?

В произведении противопоставлена жизнь крестьян и помещиков.

Верно. А ещё при описывании жизни крестьян и помещиков противопоставлены символики света и цвета. В произведении есть и музыкальный фрагмент: Павел Антонович играл Таньке на гитаре и заводил часы, чтобы она могла послушать их.

По жанру – это рассказ. История поведана нам в прозе. Рассказ выстроен на антитезе, здесь противопоставляется жизнь крестьян и помещиков. Образы действующих лиц выписаны ярко и понятно.

Стиль произведения – повествовательный.

В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал

Интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина.

В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном – краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе. Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о прошлой жизни.

В рассказе “Танька” говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья в нужде, кушать ребятишкам нечего. Даже несмотря на то, что родители продали корову, а потом и лошадь, положение от этого не исправилось. Поэтому Марья – мать ребятишек отправляет их с раннего утра на улицу, а рано вечером укладывает спать. Это она делает для того, чтобы дети не просили есть.

Сердце у нее разрывается, когда она видит как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что “кусок в горло не лезет”. Как такое может быть, девочке не ясно.

Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине.

Сюжет основан на том, что в рассказе появляется барин, который везет девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает как играют часы и даже поет ей песни под гитару. Образ помещика Павла Антоновича выписан лаконично, объясняется его поведение. Барин одинок, это вызывает сочувствие. И помещик был рад искренне, когда в его доме появилась Танька.

В то же время помещик строг, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище.

Но он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Также он остался и одинок.

И он был рад, когда видел как она улыбалась у него дома.

Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. Видимо поэтому, когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон.

В нем все было хорошо и все были счастливы. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.


  1. Я впервые пишу вам. Хорошо, что на страницах вашей газеты можно сказать о наболевшем. Письмо Владимира Воронцова “Давайте спокойно разберемся” затронуло самые важные проблемы учителя-словесника. Со многими положениями статьи невольно...
  2. Вопрос 1. Какие биологические особенности позволили рыбам заселить почти все водоемы планеты? Рыбы имеют широкий спектр приспособлений к водному образу жизни: 1) обтекаемая форма тела, черепицеобразно расположенная чешуя, неподвижное сочленение...
  3. Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает “мгновения любви”, которые...
  4. КГУ “Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска” Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л. М. Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час Раздел:...
  5. Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к...
  6. Повесть И. С. Тургенева, имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических произведений русской классической литературы. Написана она была в 1860 году,...
  7. Я однажды слушал рассказ о жизни людей XIX ст. и далее вниз, и современных людей. Звучал он приблизительно так: если раньше на протяжении жизни человека ничего не менялось, человек родился,...
  8. Это придется пережить, считает возрастной психолог и психотерапевт Юрий Фролов. Вмешиваться в отношения подростков следует только в самом крайнем случае. Дружеские отношения, которые завязываются в этом возрасте, необходимы для психологического...
  9. Боровківська СЗШ Круглого столу Підготувала: Заступник директора Мурга О. М. Одним із важливих завдань, що поставлені Державною програмою “Освіта, Україна ХХІ століття”, Законом “Про освіту”, Указом Президента України від 06.02.98...
  10. Определить хронологические границы действия в “Котловане” позволяет авторская датировка в конце повести: декабрь 1929 – апрель 1930 г. Более точно сориентироваться во временных координатах позволяют конкретные детали повествования. Начинается действие...
  11. Я живу почти в центре города. Правда, это не центр, каким его считает большинство жителей, но действительно географический центр – так говорит мой папа. И в этом самом географической центре...
  • Категория: Подготовка к ГИА

Время и история создания

Рассказ написан в 1892 году. Сам писатель считал этот рассказ началом своего творческого пути.

Место действия рассказа - деревня зимой. Голод и обнищание. Маленькая девочка Танька спит на печке вместе с братиком. Семья голодает, они вынуждены были продать корову и лошадь совсем за бесценок. Но все равно кормить детей нечем. Мать отправляет детей с самого утра гулять на улицу, а вечером, чтобы не просили есть, рано укладывает их спать. У матери сердце от боли разрывается. Она рассказывает о бедственном положении страннику, ночевавшему у них в доме. Танька, проснувшаяся от холода, услышала, как «заголосила» мать. От невыносимости этого звука она решает зимним утром бежать на улицу. На улице Танька, одетая в тряпье, замерзает. Ее подбирает барин Павел Антоныч и везет к себе в гости. Это добрый старый человек, у которого умерла жена, усердный хозяин. Крепостных он отпустил. Сын-студент сослан в Сибирь. Барин живет одиноко. Он хочет обогреть и накормить замерзшего ребенка. Павел Антоныч показывает Таньке часы, поит ее чаем с молоком, поет ей песни под гитару. Ему невыносимо грустно видеть это юное и несчастное существо, обреченное на бедность. Он думает о ее будущем, о голодающих людях в деревнях. Вечером он отвозит Таньку домой. Ей уютно и хорошо, она сыта и счастлива, ей снится сон про сад, звезды, Ваську, часы, мать.

Поэтика, композиция, идея

Уже в ранних произведениях Бунина сложилась его особая манера: стремление к максимальной сжатости прозы, детализации повествования, одушевлению природы. Рассказы писателя относятся к жанру «лирический очерк».

Одна из черт прозы Бунина - бессюжетность. Но рассказ «Танька» совсем бессюжетным не назовешь: в композиции рассказа есть все эпические элемен­ты, произведение построено по законам эпического жанра (экспозиция - ис­тория продажи лошади, завязка - уход Таньки из дома, развитие действия - встреча Таньки с барином Павлом Антонычем, кульминация - размышление Павла Антоныча о судьбе Таньки, развязка - сон Таньки).

Но в то же время в рассказе есть отрывочность, быстрая смена событий - так проявляется наряду с эпическим лирическое начало в рассказе.

Действие начинается неожиданно: «Таньке стало холодно, и она проснулась». Автор не объясняет, кто такая Танька, где она находится - мы сразу входим в повествование. Так же неожиданно рассказ обрывается, его финал открыт: «А Таньке снился сад, по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежа­ли в чащах, опушенных, как белым мехом, инеем... Снился ей Васька, часовые рулады, слышалось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни...»

Этот прием создает ощущение текучести жизни, в которой нет ни начала, ни конца, выхватывается ее небольшой фрагмент, свидетелями событий которого мы становимся, и все продолжает течь дальше. Драматические вопросы о даль­нейшей судьбе Таньки остаются без ответа - таков замысел автора, поскольку его интересует именно этот миг жизни.

Важную роль играет деталь: у Талдыкина «физиономия мопса», а у странни­ка - «бородка-клинушек». Бунину также важно использование контрастов. Контраст в рассказе «Танька» не только прием (Танька и Флоренция, «чернота» как характерная деталь и описании лошадников и «белый» сон Таньки в фина­ле) - это принцип организации текста, первые две части (мир Марьи и Таньки, странника, Корнея) контрастируют с последними двумя частями (мир барина).