Как вы понимаете выражение интеллигентная речь. Что такое интеллигентность: определение, примеры

Время на чтение: 2 мин

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .

Краткое описание

Основная форма человеческого бытия – общение, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры.
Основная часть общей культуры человека – культура речи, т. е. умение точно, выразительно передать свои мысли.

Содержимое работы - 1 файл

Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?

Основная форма человеческого бытия – общение, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры.

Основная часть общей культуры человека – культура речи, т. е. умение точно, выразительно передать свои мысли.

Культура речи – отбор, поиск, сознательное использование в процессе общения языковых средств, необходимых для конкретной коммуникативной ситуации.

Культура речевого общения – совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения.

Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных средств.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Неряшливость в одежде – это, прежде всего, неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щёгольски. В щёгольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и строгий чёрный костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённое явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Министерство образования и науки РФ

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина

Факультет истории и международных отношений

Убеждающая речь на тему: «Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?»

Выполнила: студентка 1 курса

факультета истории и м/о

Гулебина Мария

Проверила: Сысоева С.В.

Рязань, 2010

Список литературы

  • Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. - 208 с. - ISBN 5-204-00146-8
  • Аверкий (Таушев) . Руководство по гомилетике. - М.: ПСТГи, 2001. - 143 с. - ISBN 5-7429-0110-0
  • Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006. - 448 с. - ISBN 5-222-07060-3
  • Шахиджанян В. В. Учимся говорить публично

План

    1. Вступление.
      1. Основная форма человеческого бытия.
      2. Культура речи.
      3. Культура речевого общения.
    1. Основная часть.
      1. Нормы языка.
      2. Отношения к языку.
    1. Заключение.
      1. Язык – часть общего поведения в жизни.

Тезисы работы.

  • Основная часть общей культуры человека – культура речи
  • Язык – лучший воспитатель.
  • Четкое выражение своей мысли формирует мышление человека и его профессиональные навыки.
  • Язык – свидетельство вкуса человека.
  • Сильный и уравновешенный человек уверен, что его слово и так весомо.
  • Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

Нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности - некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность - это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях - это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности - благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование - преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры - обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия "интеллигентность". Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю - все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично - вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность - значит расти прежде всего над самим собой.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно».

В этой статье мы поговорим о том, что значит быть интеллигентным человеком и можно ли этому научиться.

Быть интеллигентным в обществе

Существует мнение, что быть интеллигентным человеком можно только с высшим образованием. Однако формальное образование с интеллигентностью имеет мало общего. Интеллигентность - это "высшее образование" сердца, а также поведение человека в обществе, которое определяется следующими признаками:

  • Воспитание. Интеллигентный человек хорошо знает этикет и умеет преподнести себя в обществе. Обычно это вежливый и толерантный человек по отношению к другим.
  • Восприимчивость. Чтобы быть интеллигентным, не обязательно перечитывать классику и постоянно ходить в театр. Достаточно иметь интерес к приобретению новых знаний и не проявлять равнодушия.
  • Уважение. Интеллигентный человек наделен уважением ко всему. Он уважает не только людей, но и природу, историю, культуру разных стран. Отсутствие грубости и злорадства в характере - вот что выделяет интеллигентного человека в современном обществе.

Подробнее о признаках интеллигентного человека, вы можете прочитать в статье .

Таким образом, интеллигентность неразрывно связана с нашим поведением. Ей нельзя научиться, но её можно развивать в себе. Также мы рекомендуем ознакомиться с нашими статьями

Like Share 692 Views

Что такое интеллигентная речь? Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева. Автор: учитель МКОУ СОШ №14 пос.Пятигорский Ивахненко Т.Е. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?. 1.созвонИмся З.красивЕе 2.тортЫ 4.катАлог.

Download Presentation

Что такое интеллигентная речь? Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева.

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева.

    Выделенабуква, обозначающая ударный гласный звук? 1.созвонИмся З.красивЕе 2.тортЫ 4.катАлог

    ИНТЕЛЛИГЕНТ нужно употребить слово ИНТЕЛЛЕКТ? По мнению Д.С.Лихачева, интеллигент - это человек, обладающий умственной порядочностью, свободный в своих убеждениях, не зависящий от экономических, политических условий, не подчиняющийся идеологическим обязательствам. Примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается. Интеллигент - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни. Первыми типично русскими интеллигентами Д.С.Лихачев называет дворян- вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков.

    Речевых ошибок. Счастлив тот, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся к юности. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших. Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. Все, кто интересовался историей древнерусской литературы, знают труды Д. С. Лихачева.

    Образовании формы слова: больше пятьдесят рублей спелых абрикосов пара носков надеть пальто

    Первом слоге. свекла принял цемент щавель

    ЛИХАЧЕВ(1906–1999) Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев

    Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за нее… Народный артист России Игорь Дмитриев Большинством жителей нашей страны, Дмитрий Сергеевич воспринимался как главный хранитель памятников культуры, и сколько людей приходили к нему с просьбой помочь отстоять, спасти, сохранить храмы и музеи, парки и школы, дома и имена людей, улиц, городов! Помощник Дмитрия Сергеевича на протяжении многих лет И.А.Лобакова

    Гранин в книге «Тайный знак Петербурга»: «Со всех сторон обращаются к нему, взывают "Остановите вандалов! Сносят памятники! Нужны средства! Вырубают парки!" Лавина просьб и обращений готова погрести его. Как Сизиф, он продолжает толкать свой камень. Иногда я сочувствую безнадежности его усилий. Тогда он говорит мне: "Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры, высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хотя бы один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично,- хотя бы друзьям, хотя бы семье".

    Сформулировать проблему исходного текста. Прокомментировать проблему. Отразить позицию автора исходного текста. Выразить свое отношение к позиции автора и поднятой проблеме. Аргументировать свой ответ.

    Лихачев: Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое. (из «Писем о добром») Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой.

    Все то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его любовью к своей стране, сочетавшейся с терпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой "русский национализм" в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России XXI-го века. Кристофер Смит