Государственный строй Рима в период ранней империи (принципата). Смотреть что такое «Принципат» в других словарях

Определим особенности государственного строя Рима в период ранней империи (принципата) .

Период империи принято делить на два этапа: раннюю империю (I - III века н. э.) и позднюю империю (IV-V века н. э.).

Период ранней империи называют «принципатом », так как в литературе императоров данного периода использовалось слово PRINCEPS (во времена республики указанным термином обозначали «первоприсутствующих» в сенате).

В это время императоры ещё не идентифицировали себя в качестве монархов. Императоры именовали себя только «первыми гражданами », которые имеют наибольший авторитет и высшие полномочия.

Император воспринимался всё ещё республиканским магистратом, но пожизненным и обладающим особой высшей и неограниченной властью. Императора чаще всего называют «Принцепсом », реже - «Августом » и «Императором ». Со временем титул императора приобретает постоянный характер.

После смерти императора сенат давал заключение о характере и значении его деяний.

Если деяния признавались недостойными, то сенат отменял законы и распоряжения данного императора. Помимо этого, он предписывал обречь на забвение умершего императора, что предполагал вычеркивание его имени из системы государственных документов.

Если правление и деяния умершего характеризовались как положительные, то сенат имел возможность специальным постановлением объявить его «божественным ». Например, подобным образом поступили в отношении Октавиана Августа .

Во времена принципата значимым признаком монархической власти являлся её переход по наследству. Однако, в Риме отсутствовал закон, который бы регламентировал порядок престолонаследия . Существовало как бы молчаливое признание права императора на передачу власти по наследству .

Согласно устоям государственного строя Рима юридически и формально нового императора выбирал сенат. Фактически же император сам указывал своего преемника в завещании.

В период принципата императорский престол фактически полностью оказывается в руках армии. Первый император Веспасиан (69-79 годы н. э) из династии Флавиев был выдвинут легионами, которые располагались в Сирии и Иудее.

В остальных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия . Она представляла собой привилегированную воинскую часть, своеобразную гвардию римских императоров. Ряд императоров в результате дворцовых интриг были насильственно свергнуты с престола и убиты преторианцами.

При Октавиане Августе (27 год до н. э. - 14 год н. э.) в политике Рима заметную роль играли родственники и друзья. Эти приближённые к императору люди представляли собой императорский совет , которые обсуждали вопросы, возбуждавшиеся перед ними императором.

Во времена принципата в государственном управлении возрастающее значение получает императорская канцелярия . В её состав входили свободные люди и вольноотпущенники. Императорская канцелярия имела нескольких отделений. Одно из них ведало официальной перепиской императора, другое отделение оформляло ответы на прошения, третье - получало справки для решения судебных дел, четвертое - составляло и редактировало речи императора.

При принципате с юридической точки зрения сенат считался законодательным органом, так как императорские указы вносились в сенат для получения силы закона. Однако обычно сенатские постановления принимались по инициативе императора.

На обсуждение в сенат попадали лишь те вопросы, которые уже рассмотрели в императорском совете. Отсутствовали случая, когда сенат отклонил подобный проект. Это неудивительно, поскольку сенаторы назначались и снимались с должности императором. Как правило, законопроекты принимались единогласно.

Август определ для сенаторов большой имущественный ценз. Со временем правомочия сената все более сокращаются. Его решения вытесняют императорские указы, которые имели силу закона. Помимо этого, император имел возможность наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом все ещё закреплялись отдельные финансовые, управленческие, административные и судебные функции.

В период принципата отмечалось также ослабление магистратуры . В данной ситуации Август замкнул на себе полномочия важнейших республиканских должностей (цензора, народного трибуна и т.д).

В соответствии с основами государственного строя Рима во времена империи особым сенатским постановлением император приобрел звание верховного понтифика .

Заметную роль в управлении государством выполняли так называемые «префекты ».

В период республики последний консул, который оставлял столицу, назначал градоправителя (городского префекта ). Префектов перестали назначать после появления в 367 году до нашей эры должности городского претора .

В период принципата префектов назначают уже на постоянной основе. Впоследствии вообще всех должностных лиц стали титуловать префектами.

В самом Риме префект заведовал полицией. Также он имел судебную власть и выступал в качестве апелляционной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись на территорию города и его округу радиусом 150 км.

Со времен Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора, в результате чего их называют «префектами претория ». В качестве наиболее известных префектов претория можно назвать таких выдающихся юристов как Папиниан, Павел и Ульпиан.

Со времен императора Коммода (180-192 гг. н. э.), префекты претория выполняют не только административные, но и судебные функции. Они отправляют правосудие от имени принцепса в качестве апелляционной инстанции.

Императорская власть уделяла огромное внимание провинциальному управлению . В провинциях искоренялись грабежи и пиратство, проводились дороги, которые имели большое военное и торговое значение.

В период республики провинциями руководили «проконсулы ». Ими являлись бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, для того, чтобы они имели возможность выполнить государственное поручение.

Впоследствии термин проконсул прилагался наместнику провинции, в которой он вершил правосудие. Данную юрисдикцию проконсул мог делегировать помощнику либо заместителю, который действовал в звании «легата ».

Начальников провинций, которых считали наместниками императора, называли «презесами ». Они наделялись судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Решение презеса по ним было окончательным. Также он осуществлял командование войском.

Вся римская территория подразделялась на две половины: императорскую и сенатскую . Однако указанные части были не одинаковы по своему значению и роли.

Сенатские провинции были спокойными и замиренными провинциями, в которых отсутствовали римские войска. Так как характеристика «замиренные» было синонимом «разграбленные», то доходы от этих провинций были крайне малыми. Сенатские провинции являлись бедными областями.

Выделяли два вида казны - сенатскую и императорскую . Сенатская казна постепенно истощалась, а императорская казна напротив обильно пополнялась и процветала.

Таким образом, принципат представлял собой монархию , которая маскировалась республиканскими формами.

  • Назад

Учитывая печальный опыт Цезаря, Октавиан попытался облечь свою власть в наиболее «конституционные» формы, избавившись от одиозного названия «диктатура» и сохранив в государственном устройстве ряд республиканских элементов. Формально республика продолжала существовать: официальным лозунгом августовского правления была Res publica restituta, т. е. «восстановленная республика». Авторитарный режим, сложившийся при Августе, получил название принципата. «Принцепс» СPrinceps ) стал одним из титулов правителя, наряду с «Император» (Imperator). Несмотря на некий дуализм власти, существовала отчетливая тенденция в развитии политического режима принципата: постоянное усиление монархического начала при вытеснении и подавлении республиканских элементов.

Принципат (от лат.princeps) - политический режим эпохи империи, созданный Августом, отличавшийся тем, что наряду с монархической властью продолжали существовать некоторые республиканские элементы (народное собрание, сенат, магистраты), контролируемые императором.

Оформление власти Октавиана проходило следующим образом. Еще в 36 г. до н. э. после победы над Секстом Помпеем ему была дарована пожизненная трибунская власть. В 29 г. до н. э., одержав верх над Антонием и Клеопатрой и захватив Египет, Октавиан вернулся в Рим. Победитель отпраздновал триумф над Египтом, велел закрыть храм Януса, устроил пышные зрелища и раздачи. Ему был преподнесен титул императора в качестве ргаепотеп. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан заявляет в сенате и народном собрании о сложении с себя триумвирских полномочий и о «восстановлении республики». Разумеется, отказ от власти был формальным. Благодарный сенат три дня спустя поднес ему почетное прозвище «Август» (от augere - умножать, увеличивать). После этого Октавиан Август (рис. 12.1) получил проконсульский империй над Галлией, Испанией, Сирией и Египтом. В этих провинциях стояли почти все легионы, и император оказался фактическим командующим армией. Остальные провинции формально управлялись сенатом, туда назначались наместники из бывших высших магистратов. Правовой основой власти Августа (и прочих римских императоров) стало сочетание трибунской власти и проконсульского империя, высшего по отношению к империям прочих наместников. После смерти Лепида (12 г. до н. э.) Август стал верховным понтификом, т. е. главой римской религии. Ему принадлежали, как когда-то и Цезарю, цензорские полномочия, таким образом император осуществлял надзор за законами и нравами и, главное, контролировал состав сената и всаднического сословия. Он имел право рекомендации кандидатов на должности. У него была своя казна - фиск. Его личную охрану составили девять преторианских когорт, три из которых постоянно базировались в Риме. Кроме правовой власть Августа имела чрезвычайно важную морально- политическую основу - исключительно высокий личный авторитет первого императора. С Августом был сопряжен долгожданный мир (рах Romand), умелой политикой в области идеологии и благодаря учету психологии толпы он сумел набрать важные «очки».

Рис. 12.1.

Вместе с тем продолжали существовать сенат, магистраты и народное собрание. Комиции были целиком послушны принцепсу. Армия была в руках Августа, он контролировал материальное снабжение Рима, устраивал народу зрелища (гладиаторские бои, морские сражения, травли зверей) и раздачи. Что касается сената, то его полное подавление было невыгодно императору: сенат был органом знати и симво-

лом Республики, он также поставлял управленческие кадры. Принцепс стремился сделать сенат ручным, монополизировав контроль над его составом и продвижением по служебной лестнице. Проведя чистку сената и сократив его численность с 1000 до 600 членов, Август установил: для принадлежности к сенаторскому сословию надо было соответствовать имущественному цензу (один млн сестерциев) и иметь не менее двух поколений предков-сенаторов. Постановления комиций отныне обязательно утверждались сенатом; он также получил право суда над своими членами. Эти меры должны были поднять авторитет сената, при этом послушного принцепсу.

Для всадников был оставлен прежний ценз - 400 тыс. сестерциев. Всадничество претерпевает трансформацию: из сословия торговцев и откупщиков превращается в имперское служилое сословие. Как правило, из всадников замещались новые должности (префект претория, префект Египта и др.), а из сенаторов - старые. Еще одним источником пополнения имперской бюрократии был плебс, особенно вольноотпущенники. Последние играют все большую роль в дворцовом хозяйстве, бывшие личные слуги принцепса попадают на чиновничьи должности. Август, правда, старался не допускать либертинов в высшие сословия: им было недоступно офицерское звание, сенаторы не могли жениться на дочерях вольноотпущенников. При преемниках Августа роль вольноотпущенников стала еще более значительной.

Армия при Августе окончательно становится профессиональной. Этому способствовали принцип добровольности, продолжительные сроки службы (легионер служил 20 лет) и сравнительно высокое жалованье. Август позаботился о гарантиях безбедной старости для ветеранов, сняв тем самым ту проблему, которая существовала со времен реформы Мария и набора в армию пролетариев. При отставке легионер получал надел, и ему полагалась военная пенсия. Армия делилась на легионы, в которых служили римские граждане или провинциалы (во вспомогательных войсках). Прослуживший 25 лет провинциал получал права римского гражданства. Легионы стояли на границах: на Рейне - восемь, на Дунае - семь, в Сирии - четыре, в Испании - три, в Египте - два и т. д. Императорскую гвардию составляли девять преторианских когорт: в них служили 16 лет (только италики), и жалованье там было большее, чем получал легионер.

По отношению к провинциям Август продолжал политику романизации, проводимую еще Цезарем, хотя, в отличие от приемного отца, весьма скупо даровал гражданские права, ведя борьбу за чистоту гражданства. Однако была отменена откупная система, провинциалы получили право жаловаться непосредственно принцепсу.

В охранительном духе Август начал кампанию против распущенности нравов во имя староримской простоты жизни, крепости семейных устоев, mores maiorum. Нравы, действительно, нуждались в исправлении, так как гражданские войны и потрясения привели к распущенности. Консерваторы видели угрозу в женской эмансипации, росте супружеских измен и разводов, падении деторождаемости. По инициативе Августа был принят Юлиев закон против прелюбодеяний: за измену муж мог убить возлюбленного жены, а отец - дочери. Семейные измены становились объектом судебного разбирательства, виновные подвергались изгнанию и конфискации имущества. Юлиев закон о браке имел целью борьбу с безбрачием и бездетностью: мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были состоять в браке, в случае потери супруга или развода рекомендовалось в течение полутора лет найти себе нового спутника жизни. Для безбрачных и бездетных затруднялась карьера. За бездетность облагали налогом, женщин - с 20 лет, мужчин - с 25, и наоборот, рождение третьего ребенка приносило определенные налоговые льготы, избавляло от необходимости вступать в новый брак, а мать освобождалась от опеки.

Усиленная пропаганда семейных ценностей и начал, идеализация староримских нравов велась в литературе, принцепс за этим лично присматривал и наставлял поэтов и писателей своего времени, как, например, Вергилия, Горация, Тита Ливия и других. Пытался Август подать и личный пример следования традиционным устоям и скромности в быту. Зимой и летом он жил в одной спальне, в доме его была скромная утварь, одежду он носил, изготовленную собственноручно женой, сестрой, дочерью. Однако, страстно борясь с разводами, Август сам был трижды разведенным мужем, женатым на разведенной женщине. В 38 г. до н. э. он горячо влюбился в красивую и умную жену Тиберия Клавдия Нерона, Ливию Друзиллу, развел ее с мужем и женился на ней. Его родная дочь Юлия (от Скрибонии) и внучка Юлия Младшая (дочь Юлии и Агриппы) вели себя столь скандально, что были сосланы по Юлиеву закону об адюльтерах.

При Августе шло активное строительство. Рим превратился в мегаполис с более чем миллионным населением. Установление мира, упорядочение управления, отмена откупной системы, повсеместное активное строительство (дороги, акведуки) привели к подъему муниципальной жизни в Италии и вообще к экономическому подъему во всей Империи.

Главной задачей внешней политики было укрепление границ Империи, а в качестве средства была выбрана активная внешняя политика. В парфянском вопросе императору удалось добиться успеха средствами дипломатии: в 20 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Пар- фии, Август договорился о выдачи римских пленных и трофеев. Граница между парфянскими и римскими владениями была установлена по Евфрату.

Центр тяжести внешней политики лежал на севере и северо-востоке: на Рейне и Дунае. Еще в 34 г. до н. э. Октавиан подчинил часть Далмации, в 30-27 гг. до н. э. наместник Македонии Лициний Красе завоевал Мезию. В 16 г. до н. э. был предпринят поход против племени таврисков, в результате чего образовалась провинция Норик. Пасынки

Августа, Тиберий и Друз, воюя в конце 10-х гг. до н. э., захватили Рецию и Паннонию. Империя вышла к Дунаю на всем его протяжении.

Другим направлением, где велись активные действия, было германское. Германцы не раз переправлялись через Рейн и совершали набеги на Галлию. В 12-9 гг. до н. э. Друз совершает походы в западную Германию. Возвращаясь из последнего похода, он неудачно упал с лошади и вскоре умер. Германскую войну продолжил его старший брат Тиберий (8-7 гг. до н. э.). В результате кампании в 4-5 гг. (уже н. э.) римляне завоевали территорию между Рейном и Эльбой, на которой была создана провинция Германия. В 6 г. Тиберий совершает поход против маркоманнов (современная Чехия). Цепь успешных завоеваний римлян на Дунае и Рейне была прервана восстанием, вспыхнувшим в 6 г. в Пан- нонии. В течение почти трех лет Империя, стянув сюда более половины своих сил, заново подчиняла себе эту придунайскую провинцию. Только умиротворили Паннонию, вспыхнуло восстание в Германии, которое возглавил молодой вождь германского племени херусков Арминий.

По свидетельству Тацита, с 4 г. н. э. Арминий, будучи начальником вспомогательных войск, состоявших из херусков, изучил латинский язык и римское военное дело (Тацит, Анналы, II 10). При этом ему удалось удостоиться звания всадника и стать гражданином Рима. Около 7-8 гг. Арминий вернулся на родину, где через год возглавил восстание против римлян. Он заманил римского командующего Квинтилия Вара с тремя легионами и обозом в засаду, устроенную в Тевтобург- ском лесу. В четырехдневной отчаянной битве все римское войско было уничтожено; Вар и большинство офицеров покончили с собой. По разным оценкам, римляне потеряли от 18 до 27 тыс. Август, получив известие о поражении легионов Вара, несколько месяцев не брил бороды и не стриг волос; не раз бился головой о косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни легионы! (Quindli Vare, legiones redde!)» (Светоний, Божественный Август, 23). Все завоевания за Рейном были утрачены. Империя больше не предпринимала попыток их захватить. Римские провинции Нижняя и Верхняя Германии прилегали к левому берегу Рейна и находились в Галлии, население там быстро романизировалось. Грандиозное наступление Рима на варварский мир было остановлено (рис. 12.2).

Задание

Пользуясь литературой и интернет-источниками, найдите информацию, как и для чего образ Арминия использовался в пропаганде и политике Германии в Новое и Новейшее время.

В августе 14 г. умер 77-летний Август. Не обладавший гениальными способностями и сверхчеловеческой энергией Цезаря, Октавиан Август был умным, хитрым, расчетливым политиком и прекрасным организатором. Главный итог его деятельности - формирование государственной системы принципата, опиравшейся на бюрократический аппарат и профессиональную армию. В то же время его можно назвать гением двуличия, создавшим политический режим, основанный на лицемерии: «восстановленная республика» на деле была новой формой монархии. Август пережил многих потенциальных преемников (сыновей у него не было): в 23 г. до н. э. умирает его любимый племянник Марцелл, в 12 г. до н. э. - Агриппа (Август женил его на своей дочери Юлии); во 2 и 4 гг. н. э. - внуки Луций и Гай. После смерти Гая Август усыновил своего пасынка Тиберия, сына Ливии.

Рис. 72.2.

Практикум

Поэты «Августова века» (Вергилий, Гораций, Овидий)

Семинар проходит в форме практического занятия. Перед семинаром студентам рекомендуется познакомиться со следующими источниками и литературой:

Источники

  • 1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий; пер. с лат. С. В. Шер- винского. - М., 1979.
  • 2. Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания / Гораций; изд. подг. М. Л. Гаспаров. - М., 1970.
  • 3. Катулл, Тибулл, Проперций. Сочинения / Катулл, Тибулл, Проперций; пер. с лат. под ред. Ф. А. Петровского. - М., 1963.
  • 4. Овидий. Собрание сочинений. Т. 1-2 / Овидий. - СПб., 1994.
  • 5. Проперций, Секст. Элегии / Секст Проперций; пер. с лат. А. И. Люб- жина. - М., 2004.
  • 1. Альбрехт, М. фон История римской литературы / М. фон Альбрехт; пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 2. - М., 2003-2004.- С. 735-780 (о Вергилии), 781-812 (о Горации), 826-842 (оТибулле), 842-860 (о Проперции), 861-899 (об Овидии).
  • 2. Борухович, В. Г. Квинт Гораций Флакк / В. Г. Борухович. - Саратов, 1993.
  • 3. Гаспаров, М. Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах / М. Л. Гаспаров. - М., 1997.
  • 4. История римской литературы / под ред. С. И. Соболевского и др. Т. 1. - М., 1959.
  • 1. Составьте краткие биографические справки о Вергилии, Горации, Овидии, Проперции и Тибулле.
  • 2. Прочитайте одно из произведений Вергилия, Горация, Овидия, Проперция или Тибулла (в случае сборника небольших стихотворений - одну из книг), составьте цитатный план и подготовьте сообщение о прочитанном (на 5-7 мин).

Ролевая игра

«Суд времени» - император Август

Для подготовки к ролевой игре ее участники используют материал источников и сведения литературы.

Источники

  • 1. Аппиан. Гражданские войны / Аппиан. - М., 1994.
  • 2. Деяния божественного Августа. / пер. А. Л. Смышляева // История древнего Рима. Тексты и документы. - М., 2004. - С. 204-209.
  • 3. Дион Кассий Коккейан. Римская история. Книги LI-LXIII / Кассий Дион Коккейан. - М., 2014.
  • 4. Малые римские историки: Патеркул. Флор. Ампелий / изд. подгот.

A. Немировский. - М., 1995.

  • 5. Тацит, Публий Корнелий. Анналы // Тацит, Публий Корнелий. Сочинения. В 2 т. Т. I / Публий Корнелий Тацит. - М., 1993.
  • 6. Светоний, Гай Транквилп. Божественный Август // Светоний, Гай Транк- вилл Жизнь двенадцати цезарей / Гай Транквилл Светоний (любое издание).

Литература

  • 1. Буассъе, Г. Оппозиция при Цезарях. Собрание сочинений. В 10 т. / Г. Буас- сье; пер. с франц. В. Я. Яковлева. - СПб., 1993.
  • 2. Машкин, Н. А. Принципат Августа / Н. А. Машкин. - М.; Л., 1949.
  • 3. Межерицкий, Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа / Я. Ю. Межерицкий. - М. ; Калуга, 1994.
  • 4. Парфенов, В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика /

B. Н. Парфенов. - СПб., 2001.

5. Шифман, И. Ш. Цезарь Август / И. Ш. Шифман. - Л., 1990.

Действующие лица и краткий сценарий:

«Историки-эксперты» (не менее четырех человек) в начале «судебного заседания» дают краткие исторические справки по вопросам (время каждого выступления 5-7 мин):

  • Как Октавиан стал Августом: восхождение к власти.
  • Режим принципата, созданный Августом, - что это такое?
  • Политика императора Августа по отношению к сенату, народу, армии.
  • Борьба Августа с безнравственностью и бездетностью.
  • Идеологическая политика Августа.

Внешняя политика Августа: успехи и провалы.

Речь «обвинителя » (7 мин). «Обвинитель» не просто чернит обвиняемого, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и последствиях политики Августа.

Речь «защитника» (7 мин). «Защитник» не просто восхваляет подзащитного, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и значении деятельности Августа.

Допрос «свидетелей обвинения »: вызываются «Марк Антоний»,«Кремуций Корд», «Юлия Старшая», «Квинтилий Вар»

Допрос «свидетелей защиты»: вызываются «Агриппа», «Меценат», «Гер- маник», «Ливия» (каждое выступление - не более 3 мин).

Возможны прения сторон (но не более 5 мин)

Последнее слово предоставляется «Августу» (7 мин).

Судъи-присяжные (не менее трех человек) удаляются для совещания и вынесения вердикта. Вопросы, на который они должны дать ответ «да» или «нет»:

  • Был ли Август великим государственным деятелем, спасшим Римское государство из хаоса гражданских войн?
  • Погубил ли Август Римскую республику?
  • Правил ли Август как деспот?
  • Были ли созданы при новом режиме гарантии от тиранического и деспотического правления императоров?
  • Лишился ли римский народ свободы в результате деятельности Августа?
  • Как можно охарактеризовать моральный облик Августа?
  • Была ли успешной внешняя политика Августа?
  • Имел ли политический режим, созданный Августом, потенциал к развитию?
  • Справедлива ли оценка Августа как «гения лицемерия»?

Судьи кратко обосновывают свои ответы. Если остается время, эти же вопросы выносятся на общую дискуссию. Можно обсудить также с аудиторией вопрос: была ли альтернатива режиму принципата, и какая?

  • Автор фотографии - Till Niermanrt. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue-Augustus.jpg (дата обращения: 05.10.2017).
  • Автор рисунка - Homoatrox. URL: https://commons.wikimedia.Org/w/index.php?curid=39847353 (дата обращения: 05.10.2017).

Наследием одного из самых могущественных государств в мире — Римской империи — мы пользуемся и поныне. Систему европейских ценностей, юридических прав невозможно осмыслить без знания основ и принципов государственного управления Древнего Рима. Именно поэтому политическое наследие империи до сих пор изучается на юридических факультетах. Одно из важных понятий, которое пришло к нам из римского прошлого, это принципат.

Значение слова

Возникновение древнеримского государства приписывают гению Именно он выстроил новые политические отношения на базе архаичных взаимодействий власти и общества. Именно благодаря Августу появился принципат. Определение это можно объяснить как "власть принципса". Кем же были принцписы Древнего Рима? Рассмотрим этот вопрос.

По сути, принципат - это нечто среднее между вождем и монархом. Старинные права и свободы триб еще было кому защитить - полисные структуры, основанные на принципах архаичной демократии, все еще существовали. Октавиану на заре своего владычества приходилось считаться с наследием полиса, хотя время республиканских традиций к началу новой эры почти ушло. К середине I века н. э. уже произошло смещение политического акцента от выборной власти к императорскому абсолютизму - римская держава стала более бюрократической по сути и менее «римской» по духу.

Власть принципсов

Как политическая система принципат - это минимальное количество чиновников и сравнительно сильная централизация. В наследие от времен Республики Риму досталась парадоксальная, на современный взгляд, бюрократическая система, состоящая из чиновников-рабов. Каждый невольник принадлежал тому или иному римлянину, занимавшему государственный пост. Чем богаче был господин, тем больше рабов он мог выделить для выполнения своих собственных государственных повинностей. Парадоксально, но принципат - это та эпоха, где рабы могли достичь самых высот реальной власти в Древнем Риме и править империей наравне со своими хозяевами. На местных уровнях управление осуществлялось советом декурионов, для которых эта власть была почетной сама по себе, и которые не получали за службу никаких средств из Рима. По сути, империя управлялась достаточно эффективно, затрачивая при этом минимальные ресурсы на финансирование системы.

Возникновение домината

Последующие властители с успехом правили по системе Октавиана, усиливая монархическое начало, но не упраздняя до конца традиции полисов. Эпоха принципата закончилась в ІІІ веке, когда империю возглавил Во время его правления был разработан и стал внедряться в политическую жизнь принцип полного господства монарха. Такая система правления получила название домината.

Характерные черты принципата и домината

Чем же отличаются эти два вида политического устройства, разделенные одним веком? При принципате сохраняется видимость есть выборные органы власти, собирается сенат. Но фактически принципат - это почти монархия. Все выборные назначения по факту контролируются принципсом. Верховный правитель одновременно осуществляет функции жреца, верховного судьи, главнокомандующего, трибуна.

Полномочия народных собраний были существенно ограничены. Собирались они редко, а их решения могли быть аннулированы принципсом в любое время. Но тем не менее и сенат, и народные собрания, и магистраты все еще существовали, хотя их роль была практически декоративной. Правило управления «что решил принципс - становится законом» получает повсеместное подтверждение.

Правление Септимуса Севера расставило все на свои места. Именно в ІІІ веке н. э. различия принципата и домината проявились особенно ярко. Народные собрания распускаются и навсегда уходят из политической жизни империи. существенно урезали. Управлением государством занимается несколько ведомств, которые управляются сановниками. Роль рабов уменьшается, и аристократы всерьез занимаются чиновничьей работой. Чиновники стали напрямую финансироваться из казны, и теперь они имеют право на пенсию.

Значение доминаты для европейской истории

Система домината оказалась настолько эффективной, что сохранила свое значение и после разделения империи на западную и восточную ее части. Поначалу такое разделение позиционировалось как чисто управленческая процедура, помогающая руководить обеими частями государства одинаково эффективно - и из Рима, и из Константинополя. Но после границы стали более серьезными, и огромное государство распалось на две части, все более отделяясь друг от друга и в методах политического управления, и в религиозной и светской жизни.

Домината как политическая форма управления нашла свое продолжение в период становления в западной Европе монархических государств. Ее основы легли в базу построения абсолютных монархий европейского образца.

Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса - главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.

В 27 году до Р. X. Октавиан Август сложил с себя ту чрезвычайную власть, которою он пользовался до сих пор сначала в качестве триумвира, а потом один, и т. обр. «восстановил республику». Но в этой «восстановленной» республике появился в его лице новый весьма существенный элемент-новый экстраординарный магистрат, император или princeps, совмещающий в себе самые разнородные, но важнейшие функции, вследствие чего этот период резко отделяется от предыдущего.

На первых порах основные принципы республики по внешности остаются нетронутыми. Признается начало народного суверенитета, созываются народные собрания, императорская власть выражает себя в старых республиканских понятиях: император является princeps, т. е. только как бы первый между равными, получает от народа imperium и tribunicia potestas и т. д. Но под этой внешностью совершается глубокое внутреннее перерождение, процесс постепенной переработки республики в абсолютную монархию. Вследствие этого государственное устройство этого периода имеет характер чего-то переходного: вначале оно ближе к республике, в конце-почти абсолютная монархия, какою оно решительно становится со времени Диоклетиана.

Процесс этого превращения начинается с падения народных собраний. Вначале они еще созываются, но уже только больше для формы: их законодательная функция и выбор магистратов сводится к простому утверждению предложений императора или сената; голосование превращается в простую acclamatio, пока, наконец, и эти последние остатки формы не отпадают. Уже Тиберий переносит избрание магистратов в сенат («а campo comitia ad patres transtulit»); несколько дольше созываются народные собрания для утверждения законов, но это перестает быть необходимостью, а к концу I века по Р. X. и вовсе прекращается (последний закон, изданный с участием народа, есть lex agraria 98 г. при императоре Нерве).

С падением народных собраний в качестве высших органов государственной власти остаются сенат и император. К сенату переходят теперь все прежние права и функции народных собраний, вследствие чего он делается теперь, наравне с императором, носителем государственного суверенитета. Вследствие же этого и самое государственное устройство характеризуется часто, как двоевластие или диархия. Внешним образом это двоевластие выражается в следующем: а) рядом со старыми республиканскими магистратами, избираемыми сенатом, развивается система чиновников императорских, действующих именем императора и по его поручению; b) провинции делятся на сенатские и императорские первые управляются сенатом, вторые непосредственно подчинены императору; с) рядом с государственной казной, находящейся в заведывании сената,-старым аеrаrium,-появляется казна императорская-fiscus; d) как император, так и сенат имеют право чеканить монету.

В идеале обе эти власти-император и сенат-должны были действовать рядом, взаимно дополняя и поддерживая друг друга. Но этот идеал оказался неосуществимым. Сенат делается органом республиканской партии и носителем республиканских традиций; императорская власть, напротив, все более и более тяготеет к абсолютизму и не мирится с соседством сената. Вместо идиллической гармонии, между этими обоими, совершенно противоположными, элементами все время идет то открытая, то глухая борьба, приводящая в конце концов к полному торжеству императорской власти и к превращению диархии в монархию.

Юридически взаимное соотношение обеих этих властей таково. Сенат, прежде всего, делается теперь единственным законодательным органом; даже проекты императора для того, чтобы получить силу закона, должны быть внесены в сенат (oratio principis) и получить здесь свою санкцию; император, в принципе, как прежде всякий магистрат, не стоит выше закона; он подчинен ему. Сенат, далее, избирает старых республиканских магистратов, а также самого императора по смерти предыдущего (обыкновенно это избрание также только формальность: преемник указывается самим императором посредством усыновления или завещания) и сообщает ему его полномочия посредством lex de imperio. Сенат, наконец, имеет известную судебную и административную власть (напр., управление сенатскими провинциями), хотя эта власть, чем далее, тем все более и более сокращается.

Император. Какого-либо установившегося официального титула император не имеет; он именуется imperator, Augustus, но чаще всего-princeps, вследствие чего самый этот период принято называть периодом принципата. Princeps, в идее, есть только высший республиканский магистрат, правда, пожизненный и с чрезвычайною властью, но все же только магистрат, вследствие чего этот период называют также и периодом республиканской империи. В лице императора сосредоточивается власть, которую обыкновенно разлагают на следующие элементы:
а) ітреriит, т. е. высшее военное командование, управление международными отношениями и высшая административная власть (а также и право юрисдикции); в качестве военного командира император, далее, имеет право полного и бесконтрольного управления теми провинциями, в которых обыкновенно стоят войска (провинции императорские - пограничные);
b) imperium proconsulare, т. е. право общего проконсула над сенатскими провинциями, что дает императору возможность известного контроля и над правителями этих провинций;
с) tribunicia potestas, которая дает императору качество sacrosanctus и право intercessio по отношению ко всем республиканским магистратам.

Государственное управление, согласно отмеченному началу диархии, осуществляется при помощи двоякой системы органов: республиканских магистратов и императорских уполномоченных.

а) Республиканские магистратуры по имени продолжают существовать все время, но фактически они все более и более отстраняются от активного участия в управлении. Консулы лишились военного командования и вместе с тем своей главной функции; они являются теперь только председателями сената и заведуют некоторыми специальными делами-напр., делами об опеках, о фидеикомиссах и т. п. Больше всего на своем месте удержалась претура: преторы по прежнему заведуют юрисдикцией гражданской (производство in jure, составление формул и т. д.) и уголовной (как председатели в quaestiones perреtuae). Цензура находится все время в весьма шатком положении. Ценз в прежнем смысле (т. е. перепись граждан с распределением по трибам и т. д.) теперь уже, конечно, не производится, составление сенаторских списков также отходит от нее; тем не менее цензорская власть часто вручается императорам (в lex de imperio), пока Домициан не объявил, что впредь она всегда будет входить в состав императорской власти (censor perpetuus). Эдилы сохраняют только надзор за рынками и торговую юрисдикцию, квесторы фигурируют лишь в качестве органов казначейства.

b) Параллельно постепенному замиранию республиканских магистратур идет развитие системы императорских чиновников, как уполномоченных императора. При особе императора стоит его личный совет-consilium principis, который первоначально не имел юридического значения, но с имп. Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Во главе всех императорских доверенных лиц стоит praefectus praetorio, начальник императорской гвардии, а потому лицо особо доверенное. Постепенно ему императоры начинают поручать те или другие дела, подлежавшие личному суду императора, и т. обр. мало-помалу развивается уголовная компетенция praefectus praetorio над всею Италией. За ним следует: рrаеfectus urbi, начальник полиции, а по связи с ней и уголовной юрисдикции в городе Риме; praefectus vigilum, заведующий пожарной частью, praefectus annonae, заведующий теперь, вместо эдилов, народным продовольствием, и наконец, разнообразные curatores в отдельных отраслях императорского управления.

Что касается местного управления Италии, то оно продолжает и теперь покоиться на принципе муниципального самоуправления. Однако, внутри органов этого самоуправления происходит такое же перемещение центра тяжести, как и в самом Риме. Муниципальные народные собрания исчезают, а их функции переходят к муниципальному сенату (decuriones); муниципальные магистраты сохраняются. Рядом с ними появляются, однако, императорские контролеры местных дел в лице назначаемых императором curatores reipublicae. Первоначальным назначением их было блюсти интересы императорской казны, но отсюда развился затем их общий правительственный контроль.

Управление провинций находится в руках или посылаемых сенатом проконсулов (провинции сенатские) или посылаемых императором легатов - legati Caesaris pro praetore (провинции императорские). Во всех случаях правителю провинции принадлежит высшая полицейская, судебная и финансовая власть. Для предупреждения особенного сближения правителя с местным населением ему запрещается жениться на провинциалке, раздавать провинциалам деньги взаймы, устраивать на свой счет игры. Известное значение приобретают в течение этого периода провинциальные собрания (concilia provinciarum или ƒoina). Возникли они в связи с развившимся в провинциях культом императоров. В известное время представители общин данной провинции собираются для устройства празднеств в честь императора, причем через депутатов или письменно посылают ему поздравления. Ни к этим поздравлениям начинают присоединять иногда и разные пожелания относительно местных дел, просьбы, а также и жалобы на наместников.

После крайней беспорядочности республиканского режима в провинциях, императорское управление, при всех его недостатках, все-таки внесло сюда большую заботливость и внимание к интересам провинциального населения; оно установило больший внешний порядок и безопасность, искоренило грабежи и пиратство, провело дороги, важные не только в стратегическом отношении, но также и для торговли и т. д. Несомненное улучшение положения провинций в этом периоде представляет лучшую страницу в истории императорской власти.

§ 31. Население.

Если период республики закончился признанием права гражданства за всеми жителями Италии, то период принципата характеризуется распространением этого права и на провинциалов.

В начале периода это делается двумя путями: а) путем непосредственного дарования права гражданства тем или другим частям государственной территории, тем или другим отдельным общинам, причем для освобождения этих новых граждан от обязанности платить провинциальную подать, часто необходимо еще дарование особого jus italicum. b) Путем предоставления тем или другим общинам т. н. jus latinum, т. е. того юридического положения, в котором находились прежде latini (полное jus commercii, но без политических прав). При этом различаются latium majus и latium minus. В общинах, получивших latium majus, все жители, выбранные в местные магистраты или в сенаторы, ео ipso делаются римскими гражданами (cives); в общинах, имеющих latium minus, такой привилегией обладают только лица, выбранные в магистраты, но не сенаторы.

Все остальные провинциальные жители остаются в течение первых двух веков этого периода по-прежнему на правах peregrini. Ho мало-помалу различие между cives, latini и peregrini фактически сглаживается: политическая сторона этого различия (право участвовать в народных собраниях) отпадает вместе с уничтожением самых народных собраний. А вследствие этого отпадает и то соображение, которое могло еще препятствовать распространению права гражданства на всех подданных империи. Оставалось сделать только последний шаг, и этот шаг был сделан законом имп. Каракаллы 212 г. По сообщению Диона Кассия, Каракалла руководился при этом чисто фискальными соображениями-желанием распространить известные гражданские подати (vicesima hereditatum, 5%-ная пошлина с наследств) на провинциалов. Как бы то ни было, но вследствие этой constitutio Antoniniana все подданные Римской империи (за исключением лишь некоторых низших слоев населения, платящих подушную подать,-т. н. dediticii) получили право римского гражданства (fr. 17 D. I. 5: «in orbe romano qui sunt ex constitutione imperatoris Antonini cives romani effecti sunt»). В положении latini остаются теперь только некоторые виды вольноотпущенников, а в положении peregrini только dediticii, причем в более позднем праве таковыми являются уже только лица, низведенные до этой ступени в наказание.

Распространение права гражданства на всех провинциалов повлекло за собой распространение римского права на всю территорию империи, т. е. и на те обширные области, в которых действовало до сих пор местное право, признававшееся по общему правилу всеми правителями провинций. Среди этих областей особенное место занимали Греция и Восток (Египет, Азия и т. д.), где до сих пор действовало греческое или сильно эллинизированное право. Все эти местные, национальные права («Volksrechte»") теперь сразу лишились своей положительной силы, а взамен их стало действовать единое имперское право («Reichsrecht»), т. е. право римское. Но само собою разумеется, что на практике сплошь и рядом продолжали применяться многие прежние местные нормы и обычаи, вследствие чего римское право, действовавшее где-нибудь в провинциях, далеко не совпадало с римским правом Италии. Чрезвычайно любопытная картина такого своеобразно смешанного права в Египте раскрылась пред нами в последнее время благодаря богатым находкам в этой стране разнообразных документов-папирусов. Первая крупная находка, сделанная при раскопках в El-Faijüm в 1877 г., привлекла к папирусам общее внимание ученых. С той поры количество найденных документов значительно возросло, и изучение их (папирология) приобрело систематический характер. Исследования в этой области обнаружили, что местное греко-египетское право упорно удерживалось в жизни и оказало известное обратное влияние на законодательство позднейших императоров.

Что касается сословной группировки населения, то старое деление на патрициев и плебеев исчезает естественно-путем вымирания патрицианских родов; взамен этого прежняя классовая группировка на nobiles и ordo equester приобретает сословный характер.

Так, имп. Август установил для обоих сословий известный имущественный ценз: 1 миллион сестерций (около 40 тысяч рублей) для принадлежности к сенаторскому сословию и 400 тысяч (около 20 т, руб.) для сословия всаднического, и кроме того он утвердил здесь принцип наследственности. Социальное различие обоих сословий сохраняется, осложняясь еще известною противоположностью политической. Ordo senatorius представляет сословие, из которого выбираются главным образом республиканские магистратуры и пополняется сенат; естественно, что это сословие является исполненным старых республиканских воспоминаний, а по отношению к новой императорской власти элементом оппозиционным. Всадническое сословие, класс денежной аристократии, напротив, получало от нового режима немаловажные выгоды и потому, в общем, представляет теперь элемент, для императорских тенденций благоприятный. По преимуществу из этого сословия вербуются теперь императорские чиновники.

Вся остальная масса населения, при всем различии профессий и положений, считается простонародьем-plebs, низшую ступень которого (в юридическом отношении) занимают вольноотпущенники-libertini.

В области экономических отношений наступает некоторое улучшение.

Этому способствовало, прежде всего, указанное выше упорядочение провинциального быта. Благодаря большему порядку и большей законности, экономическая жизнь провинций пошла нормальнее; в промышленности и торговле наступило заметное оживление, которое стало отвлекать туда немало рабочих рук. Во многих местах, благодаря императорским заботам, возникают различные благотворительные учреждения (напр., для воспитания сирот и т. п.), которые помещают свои капиталы в виде постоянных земельных рент в тех или других земельных участках; такой способ помещения капиталов служил весьма удобным кредитом для землевладельцев и способствовал поднятию их хозяйств.

Большое значение имело, далее, значительное сокращение числа рабов, вызванное почти полным прекращением новых завоеваний и слабым естественным приростом их. Благодаря этому рабский труд сделался дороже, и прежняя система пользования им оказывалась не столь выгодной. Вследствие этого землевладельцы все чаще и чаще прибегают к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, и т. обр. возрождается класс мелкого земельного крестьянства в виде свободных арендаторов, фермеров (coloni).

В широком масштабе это насаждение крестьянского землевладения практиковалось самими императорами на огромных имениях, им лично принадлежащих: мелкие участки сдавались съемщикам в аренду долгосрочную и даже вечную, лишь с обязательством платить определенный ежегодный оброк.

Наконец, прекращение народных собраний и народных выборов с возможностью разных подачек, сокращение казенной раздачи хлеба и т. д. ослабило притягательную силу Рима, и массы пролетариев более охотно идут теперь на землю и в провинции.

Но все это относительное улучшение не было прочным. Положение мелких арендаторов сплошь и рядом было тяжелым, зависимым. Прекращение счастливых войн с их богатой добычей, необходимость содержать большие армии для охраны границ, необходимость оплачивать большое количество чиновников и т. д.-все это заставляет правительство увеличивать тягость податного бремени, а это ухудшает и без того нелегкое положение мелких хозяев. Результаты этого не столь острого, но все же печального положения сказались новым общим и уже повсеместным экономическим упадком в период абсолютной монархии.

§ 32. Источники права.

Как было сказано выше, с установлением империи законодательная деятельность народных собраний мало-помалу прекращается. Мы имеем еще несколько (и притом довольно важных) законов из первых времен империи (напр., lex Julia et Раріа Рорраеа), но затем lех, как закон, вотированный народным собранием, исчезает, а законодательство выливается в другие формы.

Вместо народных собраний, законодательным учреждением делается сенат, и senatusconsulta приобретают силу закона. Но в теории это признается не сразу и не без колебаний. На первых порах senatusconsulta еще имеют прежнее значение инструкций магистрату (напр., претору), от которого уже ближайшим образом зависит осуществление сенатской воли. Но затем сенату начинают приписывать роль преемника и заместителя прежних народных собраний и отсюда выводят непосредственную обязательную силу сенатских постановлений. Еще Гай, юрист II века, повествует, что на этот счет были сомнения, хотя сам он придает сенатским решениям силу „как бы закона» (legis vicem). Несколько десятилетий спустя, юрист Ульпиан уже пишет решительно: «non ambigitur senatum jus facere posse» (Gai Inst. I. 4; Ulpianus fr. 9. D. 1. 3). Инициатива сенатских постановлений мало-помалу сосредоточивается в руках императора; его предложения вносятся в сенат, но всегда беспрекословно утверждаются. Такие предложения называются orationes, и позднейшие юристы иногда самые эти orationes уже толкуют, как некоторый особый источник права.

Что касается преторского эдикта, то он продолжает и в этом периоде публиковаться каждым новым претором, хотя правовое творчество преторской власти делается постепенно все менее и менее решительным и интенсивным; подавляющую массу эдикта составляет теперь то, что называется edictum tralaticium. Поэтому оставалось только сделать последний шаг, т. е. пересмотреть эдикт и закрепить его навсегда. Этот шаг и был сделан императором Адрианом между 125 и 128 г. Он поручил известному юристу того времени, Сальвию Юлиану, пересмотреть edictum perpetuum и установить его окончательную редакцию. Когда это было сделано, эдикт по предложению императора был утвержден сенатом и вследствие этого сделался неизменяемым и юридически обязательным для преторов. Впрочем, и после этого эдикт считается эдиктом претора и постановления его сохраняют характер jus honorarium, т. е. права, имеющего силу и действие только благодаря мерам преторской власти. Прежний дуализм jus civile и jus honorarium остается, т. обр., в силе и теперь.

После законов XII т. edictum perpetuum Адриана было первою крупною кодификацией римского права, сводкой всей огромной работы преторов. При пересмотре Юлиан ограничился только изменениями редакционного характера: он, напр., внес в соответствующие рубрики эдикта формулы исков, которые раньше все вместе составляли особое приложение к эдикту, присоединил эдикт курульных эдилов и т. д. Лишь в очень немногих местах можно констатировать изменения по существу- т. н. поvае clausulae Juliani. Текст эдикта до нас не дошел, но на основании разного материала, гл. обр. отрывков из Corpus Юстиниана, новейшие ученые делали попытки его реконструкции; наиболее ценную работу в этом отношении представляет книга Lепеl’я, Edictum perpetuum. 2-ое издание 1907 г.

Но гораздо большее значение для развития права в этом периоде имеют императорские указы, носящие общее название constitutiones principum. Они являются в различных формах:

а) edicta, т. е. общие распоряжения, издаваемые императором так же, как их издавали раньше республиканские магистраты; b) decreta, императорские решения судебных процессов, поступающих к нему на раcсмотрение (нужно иметь в виду, что в этом периоде развивается императорская юрисдикция: император может взять на свое рассмотрение всякое дело, которое захочет или о котором его просят); с) rescripta, ответы императоров на юридические запросы как частных, так и должностных лиц на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права; d) mandata, императорские инструкции его чиновникам и правителям провинций, определявшие те или другие стороны суда и управления.

Все эти императорские конституции не имеют первоначально силы закона в строгом смысле (Іех или senatusconsultum). Император, согласно основному общему принципу этого периода, как сказано, законодательной власти не имеет. Поэтому сила императорских указов покоится на другом, и притом раз-личном для каждого рода их, основании.

1. Edicta и mandata рассматриваются, как административные распоряжения магистрата, черпающие свою силу в его imperium. Поэтому они формально теряют ее со смертью издавшего их императора (как преторский эдикт терял свою силу с прекращением полномочий претора); чтобы сохранить их в действии, необходимо повторение их преемником. Как проявление imperium, edicta и mandata создают не jus civile, a jus honorarium. 2. Rescripta и decreta рассматриваются, как толкование действующих законов; из этих последних выводится их юридическая сила и вследствие этого rescripta и decreta независимы от смены императоров. Они развивают то jus civile то jus honorarium, смотря по тому, нормы какого права в них интерпретируются.

Мало-помалу, однако, описанное различие в характере и силе различных видов императорских конституций сглаживается. Юристы времен Адриана уже всем им приписывают силу «как бы закона» (legis vicem). Эту силу они выводят из lех de imperio, т. е. того закона, которым каждому императору вручается его власть. Отсюда делается затем уже дальнейшее заключение, что все императорские указы создают не jus honorarium, а как настоящие законы-jus civile.

Дуализм jus civile-jus honorarium продолжает, т. обр., в течение всего периода существовать; но отпадают системы jus gentium и особых провинциальных прав: с распространением права гражданства на всех подданных римской империи исчезла необходимость особой юрисдикции для перегринов в Риме и для провинциалов на местах.

§ 33. Юриспруденция.

Как мы видели ранее, юриспруденция уже в конце республики вышла из стадии чисто практической деятельности и создала значительную юридическую литературу. В эпоху принципата она продолжает развиваться далее и достигает беспримерной высоты.

Уже в начале этого периода влияние юриспруденции усиливается благодаря следующему обстоятельству. С Августа императоры начинают предоставлять некоторым более известным юристам особую привилегию-т. н. jus respondendi, т. е. право давать тяжущимся свои решения как бы от имени императора (ex auctoritate principis) и с обязательною для судьи силой. Спорящие (или один из них) обращаются к такому юристу, излагают дело и просят его высказать свое мнение. Юрист, не расследуя фактической стороны дела, высказывает свое заключение, и это заключение обязательно для судьи по данному делу-разумеется, если факты, указанные сторонами юристу, на суде подтвердятся. Ввиду такого практического значения подобных заключений, во избежание всяких подделок и подлогов, было предписано, чтобы они были излагаемы письменно и запечатывались печатями (responsa signata).

Обязательные в принципе только для одного данного дела, такие responsa de facto служили, конечно, весьма важным руководством и для других однородных случаев, и т. обр. являлись важным средством для развития права. Мало-помалу не только такие формально данные responsa, но и иным образом высказанные мнения (sententiae, opiniones) юристов cum jure respondendi приобрели большое влияние на практику, в особенности, если мнения разных юристов сходились. Вследствие этого таким мнениям приписывается также сила «как бы закона» (legis vicem), a самые эти юристы в глазах последующего времени представлялись подлинными «создателями права»-conditores juris (cp. Gai. Inst. I. 7).

Ho jus respondendi не уничтожило, конечно, и консультаций обыкновенных, непривилегированных юристов. Их мнения не обязательны для судей юридически, но имеют большое значение фактически, как заключения специалистов.

С усложнением источников права и развитием юриспруденции усложняется и юридическое обучение. Возрастание юридического материала уже в конце республики давало себя знать, вызывая необходимость предварительно знакомить учеников с элементарными положениями права-instituere. В период империи юридическое обучение распадается уже всегда на две стадии: а) institutio-сообщение ученикам основных принципов гражданского права в связи с чтением источников (законов XII т., преторского эдикта и т. д.), и б) institutio-усовершенствование путем участия в консультациях патрона. Иногда все обучение в обеих стадиях проходит у одного и того же учителя; иногда же ученик, пройдя первую стадию у одного, для дальнейшего образования переходил к другому. Юридическое преподавание развивается настолько, что появляется даже нечто вроде постоянных училищ, причем некоторым из юристов отводились с этой целью помещения от государства-т. н. stationes или auditoria jus publice docentium. Ученики одного и того же учителя естественно выносили многие общие взгляды, отличные от взглядов учеников другого учителя, и т. обр. возникало нечто вроде различных юридических школ. Преподавание права не ограничивается теперь уже пределами Рима; отдельные практические юристы и преподаватели появляются в провинциях, а к концу этого периода некоторые из провинциальных юридических школ даже приобретают большую известность (в Берите, Александрии, Цезарее).

Если в эпоху республики главную деятельность юристов составляли практические консультации, то в период империи они посвящают себя столько же практике, сколько и теоретической разработке права; в это время развивается богатейшая юридическая литература. Главнейшими формами ее были следующие:

а) Для начального ознакомления с основными принципами права, т. е. для руководства в первой стадии юридического обучения, пишутся краткие систематические учебники-т. н. institutiones, охватывающие все гражданское право-и jus civile и jus honorarium. Для того же начального юридического образования предназначались regulae, краткие юридические афоризмы, и definitiones, общие определения основных юридических институтов.

в) Второй тип литературных произведений составляли комментарии. Главным объектом для комментариев являлись преторский эдикт (commentarii ad edictum) и нормы цивильного права, причем в основу для последних полагался древнейший комментарий законов XII т., написанный Муцием Сцеволой (commentarii ad Quintum Mucium). Комментировались, далее, отдельные более важные законы. Иногда юрист ставил себе более широкую задачу-охватить в своем комментарии и jus honorarium и jus civile; тогда он к комментарию эдикта в соответствующих частях присоединял изложение и толкование норм цивильного права. Такая совместная обработка обеих частей гражданского права носит название Digesta. Комментируются, наконец, сочинения других, более ранних юристов, причем комментаторы присоединяют к тексту юриста свои критические замечания-т. н. notae.

c) Многочисленные сочинения стоят в тесной связи с практической деятельностью юристов. Таковы - responsa, т. е. собрания решений, данных юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях. Таковы же quaestiones и disputationes, аналитические разборы разных юридических вопросов. Из сношений юристов между собой возникают их epistolae. Для руководства в юридической практике предназначаются sententiae и opiniones.

d) Последнюю (не особенно, впрочем, обширную) группу составляют монографические сочинения-напр., «de jure pontificio», «de officio praetoris» и т. п.

С внешней стороны всякое сочинение разделяется на книги (libri); последние не объемисты: если принять в качестве примерного размер книг Цицерона или Т. Ливия, то окажется, что каждая книга равнялась нашим 30-40 страницам среднего октаво. Несмотря на это, продуктивность римских юристов заслуживает глубокого удивления: о некоторых из них сообщается, что они написали 300, 400 книг; принимая во внимание, что каждые 10 римских libri приблизительно равны нашей средней книге в 300-400 страниц, окажется, что они оставили по 30-40 томов.

Что касается общего содержания, то юристы трактуют в своих сочинениях все отрасли права - право публичное («de officio consulis», «de officio praefecti praetorio» и т. д.), финансовое, уголовное и т. д.; но главное и, можно сказать, подавляющее содержание составляет право гражданское: - это истинная сфера римской юриспруденции, и здесь ее слава.

Укажем теперь наиболее известных юристов этой эпохи. Юристы, занявшие уже в эпоху республики видное положение в общественной жизни, приобретают теперь, в период империи, еще большее значение. С установлением империи политическая карьера в смысле занятия республиканских должностей потеряла свою прежнюю привлекательность, и все лучшие силы стали искать себе поприща в занятии философией, наукой и юриспруденцией. К юриспруденции стали обращаться лица, недовольные новым порядком вещей, сторонники старых республиканских традиций; но к ней же стали обращаться и люди противоположного лагеря. Юриспруденция сделалась для них средством достичь высших ступеней на императорской службе, ибо римские императоры старались привлечь к себе на службу людей знающих и образованных; в особенности юристы необходимы были им в качестве членов consilium. В результате мы наблюдаем блестящее развитие юриспруденции, вследствие чего этот период ее называется классическим.

Уже в царствование Августа мы встречаем двух выдающихся юристов, сверстников и антагонистов в жизни и юриспруденции. Первый из них-Marcus Antistius Labeo- происходил из аристократического рода и по своим политическим убеждениям принадлежал к сторонникам старой республики. При Августе он был одно время претором, но дальше претуры его карьера не пошла: по одним известиям, он отклонил предложенный ему Августом консулат, а по другим Август предпочел ему другого. Отказавшись от политической карьеры, Лабеон всецело посвятил себя юриспруденции. Помпоний сообщает, что он полгода жил в Риме и занимался преподаванием, а другие полгода проводил в своем поместье, создавая свои литературные произведения. Всего написано им около 400 книг. Умер он между 10 и 22 г. по Р. X.

Второй-Cnejus Atejus Capito-в противоположность Лабеону, происходил из незнатного рода, поднявшегося только при Сулле, и принадлежал к партии нового государственного режима. В политической карьере он пошел дальше Лабеона: в 5 г. по Р. X. он был консулом, а затем и pontifex maximus Литературная деятельность Капитона далеко не была так обширна, как Лабеона. При жизни оба юриста пользовались, по-видимому, одинаковым влиянием, но впоследствии судьба их была различна: меж тем как Лабеон остается одним из первых авторитетов юриспруденции и часто цитируется позднейшими юристами, Капитон забывается, не оставив по себе сколько-нибудь заметного следа.

Помпоний, рассказав о Лабеоне и Капитоне, прибавляет затем: «hi duo pritnum veluti diversas sectas fecerunt», т. е. что от них пошли как бы две различные школы в юриспруденции. Школа, ведущая свое начало от Лабеона, называется по имени его ближайшего ученика-Прокула-прокульянцами (proculiani), а школа, ведущая начало от Капитона, по имени ученика этого последнего-Сабина-сабаньянцами, (sabiniani; иначе еще-cassiani, от Cassius Longinus, ученик Сабина).

Действительно, такое деление юристов (хотя и не всех) существует вплоть до царствования Адриана, но что именно лежит в основании этих школ, вопрос до сих пор не разъясненный.

С упоминанием об этих двух школах Помпоний как бы связывает представление о двух различных направлениях в научном смысле. В чем же могло заключаться различие этих направлений? Тот же Помпоний, характеризуя двух родоначальников этих школ, говорит, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства («plurima innovare instituit»), меж тем как Капитон, сторонник нового государственного режима, в области юриспруденции был представителем и защитником старины («in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat»). Из этого можно, как будто, заключить, что школа прокульянцев была школой прогрессивной, а школа сабяньянцев-консервативной. Так и думают действительно некоторые из современных ученых (напр., Bonfante: interpretatio прокульянцев была по духу своему более прогрессивной; они склонны были более руководиться критерием экономически-социальным). Господствующее же мнение относится к этому толкованию скептически: рассмотрение отдельных контроверз, существовавших между последователями разных школ, едва ли способно подтвердить мысль о большей прогрессивности или консервативности той или другой школы. Взамен этого были высказаны некоторые другие предположения: по мнению Kuntze, противоположность между школами сводилась к противоположности между идеализмом и натурализмом в праве; по мнению Karlowa, прокульянцы были представителями национальных начал в праве, а сабиньянцы- начал общенародных, перегринских. Но и эти предположения не оправдываются, да и вообще известные нам разногласия между школами не поддаются никакому обобщению. Ввиду этого приходится признать более правильным мнение (Bremer, Pernice и др.), что различие школ объясняется просто различием двух юридических училищ права, из которых одно переходило по преемству от Прокула, другое от Сабина: у юристов, получивших образование в одной и той же школе (statio), естественно вырабатывались и сохранялись одинаковые мнения по отдельным спорным вопросам.

Из целой плеяды юристов, группирующихся вокруг этих школ, заслуживают упоминания-из сабиньянцев: Gaius Cassius Longinas (от имени которого, как было сказано выше, и самая школа называется еще cassiani), Celius Sabinus, Javolenus, из прокульянцев: Nerva отец и Nerva сын, Pegasus, Neratius Priscus. Ho наибольшее значение имели следующие три: 1) Р. Juventius Celsus; он упоминается в числе заговорщиков против имп. Домициана в 95 г.; затем был претором, два раза консулом-в последний раз в 129 г.-и членом consilium principis при Адриане. Принадлежал он к школе прокульянцев; его главным сочинением являются Digesta в 39 книгах. Римское право обязано ему некоторыми новыми идеями, причем его специфической особенностью является резкость его критических замечаний (в fr. 27 D. 28.1 передан нам ответ Цельза на один предложенный ему вопрос: «aut non intelligo, quid sit de quo me consulueris, aut valide stulta est consultatio tua»). 2) Salvius Jullanus, o котором уже было сказано выше, как о редакторе Адриановского edictum perpetuum. Юлиан принадлежал к школе сабиньянцев; происходил он из города Hadrumetum в северной Африке (ныне Susa, в Тунисе), где в 1899 г. была найдена колонна, воздвигнутая в честь Юлиана его родным городом. Как явствует из надписи на этой колонне, Юлиан прошел длинный ряд государственных должностей, был членом consilium имп. Адриана и вообще, видимо, был влиятельным в государстве лицом. Умер он незадолго перед 169 г. Как юрист, Юлиан занимает одно из первых мест в рядах классической юриспруденции; из его сочинений наибольшее значение имели Digesta в 90 книгах. Его учеником Африканом были изданы затем его Quaestiones. 3) Sextus Pomponias, который был уже неоднократно цитирован, как автор, дающий нам сведения по истории римского права, в особенности по истории римской юриспруденции. О жизни его мы ничего не знаем; по-видимому, Помпоний стоял в стороне от государственной карьеры и посвящал себя исключительно преподаванию и литературе. Количество его произведений огромно; заслуживают упоминания комментарий ad edictum, обнимавший около 150 книг, комментарий ad Sabinum, variae lectiones и liber singularis enchyridii, отрывок из которого в Юстиниановском своде (fr. 2 D. 1. 2) содержит те исторические сведения, о которых сказано выше. Как юрист, он представляется не столько оригинальным мыслителем, творцом новых идей, сколько обстоятельным, добросовестным компилятором.

Рядом с указанными юристами II века особое место занимает Гай (Gaius), с именем которого связано много загадочного. Мы не знаем ничего о нем-даже его полного имени: его современники о нем не упоминают. Его известность начинается, по-видимому, только с IV века, но зато тогда он приобретает большое влияние: его Institutiones делаются всеобщей настольной книгой. Ввиду полного молчания источников вопрос о личности Гая является и доныне спорным. Моммзен высказал предположение, что Гай был провинциальным юристом (он единственный из юристов написал ad edictum provinciale), жившим где-либо в греческой части империи, вероятнее всего в Азии. Мнение Моммзена разделяют Girard, Voigt и некоторые другие; в несколько измененном виде это мление было поддержано в самое последнее время Книпом: по мнению этого последнего, Гай жил в Византии. Другие историки, однако, считают это предположение необоснованным (Haschke; в новейшее время Fehr в рецензии на книгу Книпа). Было высказано даже мнение, что Gaius есть не что иное, как псевдоним упомянутого выше Gaius Cassius Longinus (Longinescu), но и это мнение было опровергнуто (Herzen). Себя Гай причисляет также к школе сабиньянцев.

Особенное значение для нас имеет Гай потому, что до нас дошло более или менее в целом виде его сочинение Institutiones, найденные в 1816 г. Нибуром в библиотеке Веронского Собора. Манускрипт имеет немало испорченных мест, вследствие чего не все может быть разобрано (несмотря на повторные попытки Göschen"a, Blume и Studemund"a).

Институции Гая представляют элементарное изложение гражданского права, как цивильного, так и преторского, с очень ценными для нас историческими экскурсами. Общая система их определяется принципом, высказанным Гаем в самом начале: «Omne autem jus, quo utimur, vel ad personas pertinet vel ad res vel ad actiones». Сообразно этому прежде всего излагается jus quod ad personas pertinet (первая книга), где мы находим положения о свободных и рабах, о свободнорожденных и вольноотпущенниках и т. д. Затем следует jus quod ad res pertinet (вторая и третья книга), где говорится о различных видах вещей, о сделках вещного оборота, о наследовании и обязательствах. Наконец-jus quod ad actiones pertinet (четвертая книга), где содержится учение о разных исторических формах процесса (legis actiones, formulae), об исках, эксцепциях, интердиктах и т. д.

По характеру изложения Институции Гая, при всей их чрезвычайной ясности и простоте, отличаются некоторыми странностями: так, напр., иногда в них только ставится вопрос, а ответа не дается. Вследствие этого высказывается предположение, что это не подлинное произведение Гая, а лишь записки его лекций, сделанные кем-либо изъ его учеников (Dernburg, a в новейшее время Kniep. Последний даже различает в нынешнем тексте институций несколько наслоений, возникших вследствие разновременного комментирования). Как бы то ни было, но сочинение это, неизвестное для юристов классической эпохи, среди позднейших римских практиков пользовалось чрезвычайным уважением; из него была сделана даже сокращенная компиляция в 2 книгах-т. н. Epitome Gai. Оно же легло в основание Институций имп. Юстиниана, причем Юстиниан вернулся к первоначальному тексту из 4 книг.

В конце II и начале III века развитие классической юриспруденции достигает своего кульминационного пункта, причем к этому времени уже окончательно исчезает деление юристов на прокульянцев и сабиньянцев. Наивысший подъем юриспруденции связывается с именами трех юристов эпохи Северов.

Виднейшим изъ них является Aemilius Papinianus, бесспорно самый выдающийся юрист и одна из замечательнейших личностей. Родом из Сирии, он был связан узами товарищества, дружбы и даже родства (по второй жене императора) с Септимием Севером, при котором он занимал должность praefectus praetorio и вообще пользовался огромным влиянием. После смерти С. Севера он старался поддерживать мир между двумя братьями Каракаллой и Гетой, и это навлекло на него гнев Каракаллы. Когда после убийства Геты Каракалла потребовал от Папиньяна, чтобы он составил речь в оправдание этого убийства, Папиньян, по преданию, ответил: «non tarn facile parricidium excusari potest, quam fieri» и за это был в 212 г. казнен. Для юристов позднейшего времени Папиньян был первым и непререкаемым авторитетом; наибольшее значение из его трудов имели quaestiones в 37 книгах и responsa в 19 книгах.

Двумя ближайшими современниками Папиньяна были Павел и Ульпиан. Julias Paulus был сначала асессором при Папиньяне, потом членом consilium principis вместе с Папиньяном при Септимии Севере и Каракалле, наконец praefectus praetorio при Александре Севере. Павел-один из самых плодовитых писателей: он написал более 300 libri, причем одной из особенно излюбленных им форм литературы были критические замечания к сочинениям его предшественников (notae). Одно из сочинений Павла, именно его sententiae, приобрело впоследствии особенное значение.

Domitius Ulpianus был родом из Тира в Финикии; он также был сначала вместе с Павлом асессором при Папиньяне, а затем членом совета и praefectus praetorio при Александре Севере (опять вместе с Павлом). В качестве praefectus praetorio он задумал, по-видимому, рядом мер обуздать распущенность преторианцев, но это ему не удалось: после неоднократных покушений он был убит ими на глазах у императора в 228 г. Ульпиан также написал большое количество сочинений, наиболее обширными изъ которых являются комментарии ad edictum (83 книги) и ad Sabinum (51 книга). Наибольшее количество цитат в Юстиниановских Digesta (около одной трети всего) взято именно из Ульпиана.

После этих корифеев классической юриспруденции она быстро клонится к упадку. Из юристов более поздних следует назвать Модестина (ученик Ульпиана), Тертуллиана и Гермогениана, но все это уже не звезды первой величины.

Такой быстрый упадок юриспруденции объясняется различными причинами, но две из них играют главную роль: а) После Северов наступает для римского государства эпоха непрекращающихся смут (в течение 50 лет сменяется 17 императоров), во время которых спокойное занятие правом было немыслимо; неустойчивость общественной жизни приводит к общему понижению культурного уровня. b) Все то, что еще оставалось мыслящего, искало выхода из общего кризиса в христианстве, которое все сильнее и сильнее распространяется и увлекает умы.

Из обширной юридической литературы Рима до нас дошло, сравнительно со всей ее массой, очень немногое. Кроме упомянутых Институций Гая и отрывков из некоторых других произведений (sententiae Павла и т. д.), в Юстиниановском своде сохранились многочисленные цитаты из сочинений различных юристов. Однако попытка собрать все эти разрозненные цитаты и расположить их по авторам и произведениям, из которых они заимствованы, обнаружила, что от каждого цитированного сочинения мы имеем по большей части лишь несколько сравнительно с целым незначительных кусков, ничем между собою не связанных. Тем не менее и то, что мы имеем, представляет богатейшую юридическую сокровищницу, которая не исчерпана до конца и до сих пор.

Главное достоинство римской юриспруденции заключается в тонкой разработке практической стороны права, и в этом отношении она дала блестящие образцы юридического анализа, обнаружила тонкое понимание практических потребностей гражданского оборота. Основное содержание сочинений заключается в мастерском решении разнообразных случаев жизни, причем именно здесь сказываются в полной мере отмеченные достоинства римских юристов. Но их мало интересовала история права: их исторические сообщения случайны и отрывочны. Их мало интересовала также теория права; лишь изредка они пытаются дать известному положению то или иное философское обоснование, причем далеко не всегда такое обоснование бывает удачным. Истинная сфера римского юриста-в анализе правовых норм и в определении юридической природы конкретных правоотношений.

Если период республики заложил основы нового общенародного права (jus gentium), то с точки зрения общего хода римского праворазвития главное значение периода принципата заключается в детальном развитии этих основ классической юриспруденцией. Преторский эдикт и законодательство республики только вывели грандиозное здание вчерне; классическая юриспруденция довершила работу внутренней отделкой.