Дорожки без снега и льда. Как предотвратить скапливание снега и льда задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов

Опаздывая с утра на работу, последнее, что вы хотели бы увидеть, выходя из дома, - это стекла своей машины, полностью покрытые льдом. Ехать с обмерзшим лобовым стеклом очень опасно, а очищать его обычным скребком для льда займет слишком много драгоценного времени, да и стекло можно ненароком поцарапать. К счастью, существуют и другие варианты. Если вы хотите научиться размораживать автомобильные стекла быстро и безболезненно, читайте дальше.

Шаги

Используем антиобледенительную жидкость

    Купите незамерзайку или приготовьте ее самостоятельно. Готовую антиобледенительную жидкость можно найти в большинстве автомагазинов, тем более в районах, где зимы обычно суровые. С другой стороны, если она везде закончилась, или вы хотите попытаться сэкономить, то изготовить незамерзайку самостоятельно не составляет никаких проблем, рецепт очень простой.

    • Чтобы изготовить собственную антиобледенительную жидкость, налейте в бутылку медицинский спирт, добавьте несколько капель средства для мытья посуды, закрутите крышку и взболтайте, перевернув бутылку несколько раз.
  1. Разбрызгайте жидкость на стекло. Способ применения один и тот же, неважно, купили вы ее в магазине или сделали своими руками. Распылите незамерзайку прямо на обледеневшие участки стекла и дайте ей впитаться. Одной-двух минут вполне достаточно - чем больше жидкости вы распылили, тем меньше время ожидания.

    Соскребите лед. Это можно сделать рукой в перчатке, пластиковым скребком или любым другим подходящим предметом. Вы обнаружите, что теперь лед сходит гораздо легче и быстрее, а времени на очистку требуется намного меньше. Если в процессе вам попадутся особо крепкие участки, то еще раз побрызгайте на них незамерзайкой.

    • В покупном антиобледенителе концентрация спирта обычно такова, что жидкость застывает при очень низкой температуре. Поэтому если не ожидается мороза -29°C или ниже, то смело держите емкость с незамерзайкой в машине.

    Используем пластиковую карту

    1. Включите обогрев стекла. Этот метод применим только в крайних случаях, когда у вас под рукой нет ни теплой воды, ни антиобледенителя, ни даже скребка. К примеру, пока вы работали, пошел ледяной дождь, и стекла машины на стоянке обмерзли. Так как вам предстоит удалять лед пластиковой картой или другим предметом, столь же мало подходящим для этой цели, то имеет ярко выраженный смысл упростить себе задачу. Для начала запустите двигатель и поставьте обогрев стекла на максимум. Не выключайте его в течение всего процесса, и через некоторое время лед размягчится и начнет таять, заметно облегчив вам работу.

      Найдите подходящую пластиковую карту. Покопайтесь в своем бумажнике и найдите карту, которую вам будет не жалко пустить на очистку стекла. Ламинированные не подходят, для этого дела они недостаточно жесткие и прочные. Постарайтесь выбрать карту, которая вам не очень нужна, например банковскую карту с истекшим сроком или дисконтную карту магазина, куда вы больше не ходите, потому что дальнейшие действия запросто могут ее испортить.

      Начинайте скрести. Прижмите карту длинным краем под прямым углом ко стеклу и крепко придавите. В процессе очистки следите за тем, чтобы карта не изгибалась, иначе она может деформироваться или даже сломаться.

      • Будьте настойчивы! По мере очистки работа картой будет требовать от вас все бóльших усилий (в этом один из ее главных недостатков по сравнению с обычным скребком). Чтобы добиться результата, давить придется очень сильно.
      • Если вас беспокоит сохранность карты, то можно удвоить или даже утроить крепость импровизированного скребка, составив его из двух или трех пластиковых карт и сжав их вместе.
    2. Помогайте себе дворниками и омывателем. По краям, скорее всего, будут скапливаться куски льда. Поэтому периодически поливайте стекло из омывателя и включайте на несколько секунд дворники. Жидкость размягчит оставшийся лед, а дворники разобьют и сметут его скопления по краям стекла. Если одновременно задействовать пластиковую карту, дворники, омыватель и обогрев, то ледяной панцирь исчезнет с лобового стекла буквально за несколько минут.

    Используем пакет с рисом или солевую грелку

      Насыпьте рис в варежку или прочный закрывающийся пакет и подогрейте в микроволновой печи в течение 30-60 секунд. Возможно, вам понадобится не один пакет, а несколько.

      Сядьте в машину и изнутри потрите окно пакетом с горячим рисом. Так вы нагреете стекло, и лед растает.

      • Аналогичным образом можно использовать солевую грелку с ацетатом натрия. Ее можно хранить в машине наготове. Процесс выделения тепла активируется очень быстро; затем грелку можно "перезарядить" в кипящей воде.
      • Преимущество этого метода перед соскребанием льда состоит в том, что стекло нагреется и во время поездки не замерзнет снова. Кроме того, во время чистки не замерзнете и вы, так как будете находиться внутри автомобиля.
    1. Действуйте осторожно и быстро. Как стакан может треснуть от кипятка, так и горячая грелка, если ее приложить надолго, может оказаться для стекла слишком большой нагрузкой. Поэтому держите грелку или пакет на одном месте лишь до того момента, пока лед не начнет таять, а затем перемещайте на другой участок стекла. Чтобы удалить влагу, можно использовать дворники и опустить боковые окна.

    Предотвращаем образование льда

    1. Укрывайте стекла на ночь. Существует единственный надежный способ избежать утренней возни с замерзшими стеклами - сделать так, чтобы лед не образовывался вообще. Все очень просто: перед тем как оставить машину на ночь, накройте все стекла полотенцами, листами бумаги или кусками картона. Ключевой момент состоит в том, что сделать это надо до того , как начнется образование изморози или льда. Постарайтесь плотно прижать укрывной материал ко стеклу по всей его площади, чтобы не осталось свободных участков, на которые смогла бы нарасти изморозь (и, соответственно, лед).

      • Очень удобный прием, касающийся ветрового стекла: защиту можно отлично зафиксировать дворниками. К остальным стеклам ее, возможно, придется как-то прижимать маленькими камешками или чем-нибудь подобным.
      • Если ожидается изморозь, то перед уходом поднимайте дворники, чтобы они не примерзли ко стеклу.
      • Как правило, форсунки стеклоомывателя настроены таким образом, что на припаркованные дворники струи не попадают. Перед тем как оставить машину на ночь, сделайте так, чтобы дворники остановились, не доходя до парковочного положения буквально на 3-4 см. Этого можно добиться быстрым включением-выключением дворников или выключением зажигания в момент, когда они прошли только часть своего хода. Когда на следующее утро вы польете стекло из омывателя, то жидкость первым делом попадет на щетки дворников.
      • Когда на улице около нуля или чуть ниже, стеклоомыватели и дворники являются весьма эффективным средством борьбы со льдом на лобовом стекле. Однако при сильном морозе шлейф воды, который тянется за дворниками, может очень быстро замерзать, особенно во время движения.
      • Перед тем, как заглушить двигатель на ночь, убедитесь, что дворники выключены. Если вы этого не сделаете, то, заведя утром машину со щетками, примерзшими к стеклу, вы можете спалить предохранитель дворников.
      • Если лед тонкий, то установите обогрев стекла на полную мощность и включите дворники - они вполне могут справиться с заданием.
      • Теплая вода из-под крана срабатывает быстро, особенно если лед не очень толстый. Полейте стекло, начиная сверху, и - скребок в руки!

      Предупреждения

      • Никогда не лейте горячую воду на обледеневшее лобовое стекло. Из-за сильного перепада температур оно может треснуть.
      • Если вы намерены соскребать лед пластиковой картой, то имейте в виду, что она может стать непригодной для использования или вообще сломаться. Выбирайте карту, которую не жалко, либо специально для этой цели положите в бардачок недействительную.
      • Не нужно скоблить обледеневшее лобовое стекло лопатой с металлическим краем или любым другим инструментом, для этого не предназначенным.
      • Перед тем как включать примерзшие дворники, освободите их ото льда.

В большинстве случаев для того чтобы убрать лёд под ногами используется два традиционных способа. Во-первых, применение лома - для того, чтобы раздолбить лёд и снежный накат.

Но такой способ избавления ото льда причиняет вред покрытию: разрушает асфальт, бетон или тротуарную плитку. Весной приходится эти разрушения восстанавливать, затрачивая денежные средства на ремонт. Во-вторых, можно использовать смесь песка с солью - обходится это недорого, но и этот способ имеет ряд недостатков.

Он не эффективен при температуре ниже минус десяти градусов Цельсия, поскольку соль просто замерзает, и льда становится еще больше. Кроме того, так как песко-соляная смесь является абразивом, на обуви остаются её частицы, которые заносятся в помещения, царапают напольные покрытия. После применения такой смеси также образуется много грязи, при этом песок с солью оказывает губительное влияние на газоны, где погибают растения. Соль также приводит к коррозии металлов, засоряет ливневую канализацию. Таким образом, использование смеси песка с солью не всегда эффективно и оказывает крайне неблагоприятные воздействия.

Что же делать, если вам необходимо избавиться от толстого слоя льда, быстро и эффективно, не причиняя вред экологии, и не ремонтируя после этого асфальт? В настоящее время существует прекрасное решение - использование антигололедных реагентов, легких в использовании и не причиняющих вреда ни асфальту, ни природе.

Состоящие из гранул, антигололедные реагенты после попадания на лёд начинают разогреваться и топить его, в результате чего ледяной слой разрыхляется. После этого его необходимо просто подмести и вы получаете чистую и совершенно нескользкую дорогу или тротуар. Применение реагентов возможно даже при низких температурах, при этом обувь не разъедается, а экология не страдает.

С приходом зимы у многих автовладельцев часто возникает проблема с замёршим ветровым стеклом. Температура колеблется около нуля, что приводит к тому, что разгорячённый конь к утру покрывается тонкой плёнкой льда вне зависимости от того, что падает с неба - дождь или снег.

Проводить дорогие утренние минуты за ожиданием полного прогрева стекла или отскабливанием льда обычным скребком не только скучно, но и не продуктивно. Поэтому стоит задуматься, как можно решить проблему, не тратя ни время, ни деньги.

1. Накрыть стекло на ночь

Выход для тех, кто предусмотрителен и не боится, что покрытие стащат. Даже если покрытие не полностью закрывает стекло, всё равно часть обледенения убрать проще, чем очистить всю поверхность. Накрыть можно традиционным брезентом или даже простой плотной тканью, например старой простынёй.

2. Предотвратить обледенение

Как вы знаете, существуют специальные жидкости, препятствующие обледенению стёкол. Но покупные и действительно работающие стоят не так уж мало, поэтому стоит подумать о замене их самодельными.

Например, вы можете использовать смесь на основе уксуса. Если смешать три части уксуса (не эссенции) и одну часть воды, то подобная жидкость, налитая в распылитель, вполне хорошо работает. Единственное неудобство - нужно не забывать обрабатывать окна перед отходом ко сну.

3. Аккуратно убрать наледь

Если же предыдущие способы вам не подошли или не сработали, то остаётся одно - найти способ убрать лёд быстро и просто. Во-первых, купите хороший скребок, во-вторых, используйте химию. Например, для быстрого устранения обледенения подойдёт раствор технического спирта или самой . Более гуманный вариант включает в себя 70-процентный изопропиловый спирт.

Надеемся, что эти способы помогут вам избавиться ото льда без опозданий и царапин.

Если вы хотите проявить внимание к людям и расчистить близлежащие тротуары и общественные зоны от снега и льда, данная статья расскажет вам о том, как это проще сделать. Но знайте, что для работы важно вооружиться хорошей лопатой или другим уборочным оборудованием. Прежде чем начать, также будет полезно ознакомиться с местными требованиями к содержанию прилегающих к вашей территории общественных зон.

Шаги

Удалите снег и лед лопатой

    Используйте качественную снегоуборочную лопату. Проще всего будет пользоваться лопатой из легкого пластика или алюминия, покрытого специальным напылением, предотвращающим налипание снега.

    • С качественной лопатой вам будет легче собирать и откидывать снег. Вам не нужна слишком громоздкая или хлипкая лопата.
    • Если вы выберете лопату с S-образным черенком, то вам не придется слишком сильно нагибаться.
    • Для легкого и пушистого снега можно использовать лопату с С-образным полотном, так называемый скребок.
    • Лопату можно обрабатывать смазкой, чтобы она легче скользила по снегу. Возможными вариантами могут стать растительное масло, WD-40, парафиновый воск и прочие аналогичные средства. Прежде чем пользоваться ими, необходимо просушить и согреть лопату. Повторно наносить смазку на лопату следует по мере необходимости.
  1. Регулярно счищайте снег лопатой . Не ждите окончания снегопада - чистите снег сразу, иначе снег и лед влипнут в тротуар, что затруднит их последующее удаление. Кроме того, всегда можно предложить немного подзаработать соседскому ребенку и попросить его расчистить тротуар перед вашим домом.

    • Ключ к успеху кроется в скорейшем начале снегоуборочных работ.
    • Во время снегопада убирать снег следует по несколько раз в день. Тонкий слой снега убирать легче, чем более глубокий скопившийся снег, поэтому разбейте уборку снега на этапы. Не сгребайте снег к стенам зданий, где он может подтаять, снова замерзнуть и создать дополнительные проблемы.
    • Сгребайте снег с тротуара до основания, чтобы до асфальта могли доходить солнечные лучи, которые также помогут предотвратить образование наледи на этих общественных участках. Еще одна причина, по которой необходимо сразу же убирать выпавший снег, связана с тем, что он легко утрамбовывается под ногами пешеходов и колесами автотранспорта.
  2. Правильно обращайтесь с лопатой, чтобы не травмироваться. Убирая снег лопатой, легко можно перегрузить спину или колени. Тем не менее такие последствия можно предотвратить. Очень важно не нагружать лопату больше необходимого. Работайте с посильными для вас объемами снега. По возможности больше концентрируйтесь на том, чтобы отодвинуть снег, а не перенести его, и не забывайте делать регулярные перерывы в работе.

    Обдуманно подходите к складированию снега. Скидывать снег на дорогу или на соседскую территорию - плохая идея. Относитесь к окружающим с уважением. Кроме того, также следует проследить за тем, чтобы складируемый снег не заблокировал водостоки.

    • Если вы будете скидывать снег на дорогу, то велика вероятность вызвать дорожный коллапс для автомобилистов. А складирование снега со своей подъездной дорожки к дому на территории общественного тротуара может нарушить местные правила благоустройства.
    • Лучше всего складировать снег с тротуара непосредственно у себя во дворе или в саду. Вы все равно не будете пользоваться этой территорией в зимнее время. Когда вы убираете снег, главное, не создать опасности для окружающих.
    • Еще до начала зимы предусмотрите место, где вы будете складировать снег. Это место будет занято снегом всю зиму, поэтому продумайте все заранее, чтобы сэкономить собственное время и энергию.
  3. Изучите требования к благоустройству. Возможно, что местными нормативными актами предусмотрена ваша обязанность очищать от снега прилегающие к вашей собственности общественные пространства. Проверьте эту информацию в администрации.

    Используйте технику и электричество для удаления снега и льда

    1. Пользуйтесь роторным снегоочистителем. Если вы должны расчищать достаточно большую площадь от снега и делать это быстро, будет проще пользоваться роторным снегоочистителем.

    2. Воспользуйтесь профессиональными услугами по снегоуборке. Если вам необходимо расчистить от снега большое или геометрически сложное общественное пространство и тротуары, можно привлечь к работе тех, кто специализируется на снегоуборке. В большинстве регионов со снежными зимами можно найти достаточно много компаний, предлагающих услуги снегоуборки.

      • Не выжидайте слишком долго после начала снегопада, иначе все машины в скором времени окажутся заняты. Вам потребуется платить за такие услуги определенную сумму. Если хотите заключить договор о регулярной уборке снега (и уверены в том, что она вам потребуется), начните изучать данный вопрос еще в сентябре.
      • Поинтересуйтесь о минимальном объеме осадков, при котором компания будет выпускать снегоуборочную технику. Также расспросите о методах их работы в обильные снегопады. Например, будут ли они при необходимости приезжать к вам повторно или всего лишь раз.
      • Такие компании владеют специализированными снегоуборочными машинами, которыми проще убирать большие площади. Узнать об их услугах в вашем регионе можно через интернет, по чьей-либо рекомендации или через телефонный справочник организаций. Цены будут варьироваться в зависимости от вашего местонахождения, конкретной привлекаемой техники и предполагаемого объема работ.
    3. Обустройте теплый тротуар. Для этого вам потребуется проложить под тротуаром электрические провода, которые будут подогревать его снизу. Это позволит подтапливать выпадающий снег.

      • Обычно установкой системы теплого тротуара занимаются либо при создании новых, либо при ремонте старых тротуаров. Однако, применение такой системы потребует от вас дополнительных расходов на электроэнергию.
      • Принцип работы теплого тротуара основан на том, что лежащие снизу провода нагреваются и отдают тепло вверх, тем самым нагревая и растапливая снег, так что исчезает необходимость убирать его лопатой! Но такой вариант обычно лучше всего подходит для тротуаров на своей частной территории.
      • Еще одним вариантом, более подходящим для снежных регионов, могут стать системы жидкостного подогрева тротуаров.

    Как предотвратить скапливание снега и льда

    1. Пользуйтесь жидким хлоридом магния. Обрабатывайте этим химикатом тротуары и общественные территории с помощью садового опрыскивателя непосредственно перед снегопадами. Лучше всего производить обработку за два часа до выпадения снега.

      • Химикат способен растопить снежные осадки толщиной менее 5 см. Кроме того, он предотвращает налипание снега на твердые поверхности (тротуары и тому подобное).
      • Также антиобледенителем можно пользоваться после удаления выпавшего снега.
      • Будьте готовы к тому, что вам потребуется примерно по 4 л химиката на каждые 100 квадратных метров тротуара. Купить его можно в хозяйственных магазинах.
      • Химические антиобледенители могут быть очень токсичны для растений и животных. Строго соблюдайте прилагаемые к ним инструкции и подумайте о других методах борьбы со снегом и льдом, если у вас есть домашние питомцы и дорогие насаждения в саду.
    2. Используйте каменную соль. Каменная соль имеет выраженный действенный эффект при температуре воздуха выше -10 °C, но пользоваться ею на газоне и бетонных покрытиях - не лучшая идея. Приобрести техническую каменную соль, или хлорид натрия, можно в хозяйственных магазинах, а в супермаркетах вы всегда найдете пищевую каменную соль.

      • Храните соль в герметичном контейнере и рассеивайте ее на общественных пространствах с помощью ручной сеялки или передвижного разбрасывателя соли и песка. Соль будет топить лед и мешать образованию скользкой корки. Используйте примерно горсть соли на каждый квадратный метр площади.
      • Если вы не сторонник применения соли, можно попробовать использовать мочевину, которую обычно применяют как удобрение и которая может действовать точно так же, как и соль. Тем не менее, найти в продаже мочевину несколько сложнее соли. Обычно ее продают в магазинах, торгующих товарами для сада и огорода. Еще одним антиобледенителем, помогающим топить снег, может служить такое удобрение, как мука люцерны.
      • Недостатком каменной соли является то, что она может нанести вред растениям и животным, а также полностью теряет свою эффективность при температуре ниже 30 градусов мороза. Кроме того, она способна просачиваться в почву.
    3. Попробуйте использовать хлорид кальция. Гранулы хлорида кальция топят лед быстрее каменной соли и обладают другими преимуществами в качестве антиобледенителя.

      • Хлорид кальция действует при более низких температурах, чем каменная соль. Он сохраняет эффективность при морозах до -30 °C.
      • Но хлорид кальция также вреден для домашних питомцев и иных животных, а стоит он заметно дороже каменной соли. Кроме того, он может, наоборот, делать пешеходные поверхности скользкими.
      • Длительное применение этого химиката для борьбы со снегом (при перерасходе) может привести к повреждению бетона и асфальта. Поэтому пользуйтесь им в меру.
    4. Посыпайте обледеневшие поверхности песком или наполнителем кошачьих туалетов. Несмотря на то, что данный метод не позволит удалить лед, от которого вам не удается очистить тротуар, им все же лучше воспользоваться, чем создавать риск падений на скользком льду.

      • Песок и наполнитель кошачьих туалетов позволяют создать дополнительное трение на обледеневших поверхностях. Это уменьшает риск падений. Недостаток данного метода заключается в том, что после таяния снега и льда, песок и наполнитель никуда не денутся, тем самым образуя беспорядок.
      • Для борьбы с гололедом необходимо использовать крупнозернистый песок, а не мелкозернистый песок строительного качества. Также с тем же успехом можно посыпать дорожки зерном для птиц.

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».