Общественное и массовое сознание.

Общественное мнение (public opinion, opinion publique) - одно из основных понятий социологии в целом и важнейшая категория специальной отрасли социологического знания (социологии общественного мнения).

Для социологических исследований общественного мнения, в которых качественная специфика данного явления, как правило, представляется с количественной стороны, характерен двухуровневый подход к изучению природы, структуры и функций общественного мнения:

1. Гносеологический: общественное мнение рассматривается как коллективное оценочное суждение.

2. Социологический : общественное мнение изучается как социальный институт.

Правомерность подобного подхода заключается в том, что, с одной стороны, общественное мнение приходится изучать как ментальное явление (одну из форм отражения социальной реальности) и как важный социальный институт (регулятор общественных отношений).

Соотношение этих двух подходов состоит в следующем. С одной стороны, каждый из них является относительно самостоятельным подходом: у них своя особая предметная область, свои специфические методы исследования, свои понятийные формы и т.д. Так, рассмотрение общественного мнения как коллективного оценочного суждения подразумевает, в основном, гносеологическое и социально-психологическое измерение данного явления, тогда как анализ общественного мнения как социального института требует применять уже не столько философский или психологический, сколько социологический (а также - политологический, экономический и иной) инструментарий. С другой стороны, эти подходы неразрывно связаны друг с другом: при изучении отражательной природы общественного мнения мы просто обязаны учитывать и функциональную нагруженность данного социального явления, и наоборот.

Существует) проблема упрощения в изучении общественного мнения. В зависимости от точки зрения на общественное мнение та или иная сторона общественного мнения естественным образом «выпячивается», а остальные аспекты остаются в силу этого вне рассмотрения или получают крайне упрошенное толкование.

Например, психология (при изучении общественного мнения) наиболее подробно и плодотворно исследует место и роль индивидуального сознания, философия пытается рассмотреть природ>" общественного мнения с точки зрения сознания как такового, а социология избирает «средний» путь: не единичное (сознание индивида) и не всеобщее (сознание как таковое, во всех его ипостасях и своих родовых чертах), а особенное, т.е. изучается, как правило, общественное мнение больших и малых социальных групп. При этом углубление изучения одной стороны проблемы оборачивается зачастую огрублением взгляда в отношении других.

Чтобы хоть как-нибудь обойти эту проблему (неизбежное упрощение природы общественного мнения), в теории общественного мнения выработана целая система базовых понятий (категорий), с помощью которых предпринимается попытка всестороннего (комплексного, междисциплинарного) анализа общественного мнения. И это относится, в первую очередь, к выявлению соотношения индивидуального, особенного и всеобщего (на философском языке), т.е. взаимосвязи индивидуального, коллективного (группового) и всеобщего в общественном мнении (на социологическом языке). Подобный подход требует, в первую очередь, тщательного соотнесения и логической дифференциации таких понятий, как «сознание», «индивидуальное сознание», «общественное сознание», «массовое сознание» и др. Такое соотнесение категориального содержания близких друг другу понятий позволяет сделать первый значительный шаг на пути экспликации категориального содержания понятия «общественное мнение».

«Индивидуальное сознание - общественное мнение».

Общественное мнение - это всегда «общественное» (коллективное) мнение. Но, с другой стороны, при его выражении необходимо личное участие каждого его участника, иначе оно остается не явленным, не выраженным, не воспринятым, не понятым. Известно, общее не существует вне единичного и отдельного. Переводя философский язык на социологический и применяя его к данной теме, получаем следующую картину.

1. Общественное мнение без индивида не функционирует: всегда нужно его личное участие в оценке событий, фактов и лиц. Именно индивид является исходной (но не конечной) инстанцией при формировании общественного мнения. Индивидуальное сознание всегда «корректируется» средствами массовой информации и другими субъектами воздействия на общественное мнение, однако основным носителем общественного мнения всегда остается тот или иной сегмент общественности, т.е. конкретные люди. Кардинальный факт состоит в том, что только у индивидуального сознания имеется такой субъект который обладает «живыми» потребностями и интересами.

2. Однако «высказываться» в общественном мнении индивид вынужден не по всем его волнующим (иногда приходится и по совсем его не волнующим) проблемам, а только по социально значимым проблемам.

3. Причем, «высказывается» в общественном мнении индивид тбяично (не сам себе, о себе, для себя). При этом он не по всем вопросам имеет собственное мнение, поэтому ему приходится прислушиваться к чужому мнению.

Таким образом, общественное мнение выполняет в отношении индивида определенные функции: индивид, посылая свой голос в совокупное оценочное суждение, присоединяя и растворяя свой голос в сумме других выборов, как бы сам себя регулирует, убеждает, воспитывает, контролирует. Выстраивается целая цепочка взаимодействия индивидуальных сознаний - цепочка смыслов и самоидентификаций: «Я-не Я», «Я-свои», «Я-чужие» и т.д. В итоге индивидуальное «Я» выступает как «Я»-ромашка, где в центре цветка располагается «Я», а в качестве лепестков выстраиваются различные «мы»-идентификации. Вспомним, в русском языке слово «личность» одного корня со словом «личина», т.е. индивидуальное «Я», с одной стороны, всегда накрепко связано со многими сознаниями больших и малых социальных групп, с другой -всегда дистанцировано от них в силу их борьбы (между собой) за доминирование в структуре каждого индивидуального сознания.

Итак, индивид в своем отношении к любому феномену (природному, социальному, иллюзорному) опосредован социальным (по)знанием, в том числе - влияющим на него воздействием общественного мнения. Так, в своем отношении к Богу индивид, с одной стороны, глубоко индивидуален (совесть, покаяние и т.д. - все это глубоко личностные аспекты отношения), с другой - массовиден (церковь, община, общественное мнение и другое - формы коллективного взаимодействия с Богом): человеку не хватает духовных сил (воли, религиозных откровений и т.д.. чтобы самому, в одиночку дойти до Бога. Он вынужден вместе со всеми идти к нему через церковную принадлежность и т.д.).

Диалектика общего и единичного вполне адекватно представляет публично-частную природу общественного мнения, о которой так удачно писал Г. Гегель в «Философии права»: именно в общественном мнении «каждому открыта возможность высказывать и утверждать значимость своего субъективного мнения о всеобщем» 1 . Уже одно то, что индивид сознательно и добровольно делегирует (на выборах или путем конкретно-социологического исследования) свое личное мнение в «коллективное суждение», делает последнее сверхличным и наделяет его адаптивной, консультативной, регулятивной и прочими известными функциями. Однако автономность индивидуального сознания из-за этого не исчезает, ведь именно конкретному индивиду, в конечном счете, принадлежит инициатива присоединять свой голос к коллективному хору или дистанцироваться от него.

Противоречивая природа общественного мнения являет себя в самых разных ипостасях и поэтому постоянно ускользает от категоризирующей фиксации своих атрибутивных признаков. Оно выступает одновременно как коллективное суждение и важнейший социальный институт. На выборах и референдумах вердикт общественного мнения является окончательным и обжалованию со стороны отдельных личностей и их групп не подлежит. Но при этом общественное мнение всегда является далеко не единственной формой коллективного суждения и отнюдь не единственным социально-политическим институтом, участвующим в регулировании общественных отношений.

Характерно, что второе ключевое слово разбираемого термина «мнение» имеет разные и даже прямо противоположные значения («мнить» - это и возомнить о себе, но это и сомневаться в значимости и правильности собственного мнения). Таким образом, общественное мнение - это вечное со-мнение, в котором совместное мнение имеет тенденцию преодолевать сомнение в адекватности индивидуального мнения. Поэтому динамика любого общественного мнения всегда имеет одну и ту же структуру: хаотичные индивидуальные мнения (чувственно-эмоциональный компонент общественного мнения) упорядочиваются определенной идеей (когнитивный компонент общественного мнения) или какой-либо коллективной установкой (базовые потребности и интересы).

Теперь о следующей паре понятий, соотнесение которых позволяет еще немного продвинуться на пути прояснения категориального содержания понятия «общественное мнение». Речь пойдет о соотнесении понятий «общественное мнение - массовое сознание».

Б.А. Грушин определяет общественное мнение как способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп населения к событиям и процессам жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Таким образом, два явления связываются напрямую. В чем же состоит их связь? Согласно Б.А. Грушину, специфика массового сознания состоит, в первую очередь, в его многослойности, многоярусности и многих других «много...». Оно по природе «рыхлое» из-за того, что является переплетением всех других форм сознания - индивидуального и коллективного, религиозного и политического и т.д. «Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим, официальным и неофициальным.

В силу своей исходной аморфности массовое сознание не совпадает и принципе не может совпасть ни с одним из известных видов сознания. В основном, это проистекает из особенностей его носителя: массовое сознание не привязано жестким образом ни к какому-либо индивиду, ни к какой-либо большой или малой социальной группе. Массовое сознание -это не сознание масс, а сознание массы. Масса, как носитель массового сознания, не структурирована и потому не может выступить в качестве активного субъекта. Именно в силу этого массовое сознание качественно отличается от всех иных проявлений общественного сознания.

Его суть -неявленность, тогда как природа того же общественного мнения состоит в преодолении этой неявленности, в переходе в другое состояние. Массовое сознание являет собой своеобразную «косную материю», где в непроявленном (потенциальном, стихийном и т.п.) виде сосуществуют и ждут своего оформления все остальные формы бытия сознания. В этом смысле массовое сознание, как и понятие «материя», - это одновременно все (со-существование всех форм бытия сознания, т.е. их переплетенное, а не собственное специфическое бытие) и ничего, пустота (проявленное сознание «уносит» с собой практически все категориальное содержание). Таким образом, в любом акте своего обнаружения (явлении) массовое сознание разрушает свою природу, теряет свою суть, самоуничтожается.

Соотнесение понятий «общественное мнение» и «общественность», с одной стороны, и «общественное мнение» и «массовое сознание» - с другой, выводит исследователей на важную проблему феноменологического статуса общественного мнения. Так, в качестве одной из главных характеристик общественного мнения считается его несамостоятельность в своем собственном проявлении (оно не способно к саморазвертыванию из недр массового сознания - для этого необходимо появление и развертывание той или иной общественности). Наверное, правильнее говорить об ограниченных возможностях общественного мнения в своем самовыражении (для этого необходимо появление специального субъекта, носителя общественного мнения, появление определенного канала его обнаружения в виде СМИ, конкретного социологического исследования, митинга и т.д.). В числе главных черт общественного мнения исследователи также часто называют его постоянную изменчивость. Надо специально подчеркнуть, что в этом признаке общественного мнения как раз и находит свое яркое проявление природная связь данного феномена с массовым сознанием. В самом деле, всякое индивидуальное сознание определенным образом «встроено» в сложную иерархию групповых сознаний, а любое групповое «мы» всегда входит в более широкое групповое «мы», пока все они не теряют себя в совокупном «массовом» сознании.

Таким образом, по своей природе массовое сознание есть связь, соединяющий посредник, место которого - «между» различными противопоставлениями (теоретическое и эмпирическое, индивидуальное и общественное и т.п.). Массовое сознание - это великий преодолеватель пропастей, но одновременно и различимости. Отсюда соответствующие определяющие слова по отношению к массовому сознанию: рыхлое, неявленное, потенциальное (у массового сознания нет «собственника», носителя), гипотетическое, логическое (не имеющие реальности), плюралистическое, непубличное, стихийное, т.е., с одной стороны, сверхиндивидуальное, а с другой - э/атрупповое (одновременно).

В связи с вышесказанным надо сделать важный вывод, который станет исходным при последующем рассмотрении статики и динамики общественного мнения. Следует различать взаимосвязанные, но различные процессы, которые характерны для массового сознания и перевода массового сознания в форму общественного мнения.

1. Массовизация индивидуального и массификация группового сознания. Любая личность в своих актах самоидентификации являет собой неустойчивое равновесие многих «мы» (сознание больших и малых социальных групп). Индивидуальное сознание встроено в иерархию групповых сознаний или, по-другому, индивидуальное сознание «состоит» из суммы групповых сознаний. Процесс массовизации - это постепенный отказ от индивидуальных потребностей и интересов в пользу групповых и сверхгрупповых интересов и ценностей. Таким образом, на каждое коллективное сознание (семейное, городское, областное, российское, национальное, конфессиональное, территориальное и пр.) всегда есть более широкое, в пределе, как уже отмечалось, - «массовое сознание».

Существует тенденция поглощения индивидуального коллективным («личность» растворяется в «личине»), а коллективное - в сверхколлективном. Причем, чем массовиднее, тем неопределеннее становится коллективная соотнесенность, но вместе с тем и «базовее», ибо включаются в действие соответствующие инстинкты, архетипы, системы ценностей. В своем крайнем выражении индивидуальное сознание.полностью «огруппляется» (крайняя степень выраженности «мы»*

4 Всестороннее описание механизма этой изменчивости и есть практическое выявление природы общественного мнения.

нтификаций). а то или иное коллективное сознание становится крайне

мытым и аморфным (переходит на уровень массового сознания). Р 2 Демассификацш группового сознания и демонетизация дивидуального сознания. Данная группа явлений включает в себя прямо

тивоположные П р 0цессьи которые весьма многочисленны и с трудом оддаются не только научному описанию, но даже фиксации. Тем не

ее можно выделить среди них наиболее важные - демасенфикаиия гоуппового сознания и демассивизация индивидуального сознания. Причем надо отметить, что эти процессы неразрывно связаны друг с другом, зависят друг от друга, не существуют друг без друга.

В процессе демассификации массового сознания появляются различные коллективные формы сознания, которые, в свою очередь, могут преображаться в более узкогрупповые формы «мы»-ориентаций. Подобное преодоление крайней усредненности, безликости, апатичности массового сознания происходит путем «отнесения к ценности», т.е. формирования и распространения ценностно-рационального типа действия. Эта «коллективизация» массового сознания совершается путем возведения в крайнюю степень национальной, классовой, конфессиональной и т.п. озабоченности. При этом появляется новое социальное движение, а значит, и специфический субъект общественного мнения.

В свою очередь обратный, демассификационный, перевод национального, классового и подобных типов сознания в специализированные формы, а также процесс демассивизации индивидуального сознания может совершаться с помощью онаучивания, образования, индивидуализации и иных форм преодоления усредненности и анонимности. Налицо противоположный процесс, который протекает в самых разных формах. Например, перевод массового сознания в общественное мнение с помощью подготовленного перечня вопросов и вариантов ответов на них составляет один из эффективных способов демассовизации индивидуального и демассификации группового сознания. А чтобы массовое сознание превратилось в общественное мнение, необходимо, как минимум, три условия: 1) появление специфического субъекта (носителя) данного общественного мнения; 2) появление канала распространения (выражения и т.д.) общественного мнения; 3) складывание процедуры (стихийной или целенаправленной) обнаружения общественного мнения.

Конечно, надо всегда помнить, что преодоление массой своей массовидности никогда не доводится до конца, так как происходящие ^массовизация и Демассифнкация осуществляются в иной, но также в массовидной форме.

«Общественное сознание - общественное мнение».

Оощественное мнение представляет собой определенный «срез» общественного сознания, поэтому теоретические постулаты и

методологические основания учения об общественном сознании могут пригодиться при тематизации и анализе практически любой проблемы общественного мнения. Известно, что общественное сознание подразделяется, с одной стороны, на теоретический и эмпирический уровни, и на разные формы общественного сознания - с другой. Отсюда мы можем сделать некоторые заключения-аналогии в отношении общественного мнения. Например, общественное мнение по структуре должно напоминать общественное сознание, а его когнитивный и чувственно-эмоциональный компоненты должны описываться по аналогии с теоретическим и эмпирическим уровнями общественного сознания.

Далее. Общественное мнение, будучи «срезом» общественного сознания, должно быть представлено всеми формами общественного сознания, т.е. по природе оно является комплексным ментальным явлением, в котором представлены феномены разных форм общественного сознания и которое само представлено во всех формах общественного

сознания.

Известно, общественное сознание выступает как система

теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств и т.д., в

своей совокупности отражающих общественное бытие. Общественное

мнение является элементом этой системы, и, естественно, обладает своими

особенными чертами. Так, общественное мнение - на своем когнитивном

уровне - должно представлять знание. Теоретическое знание

характеризуется такими чертами, как целостность, систематизированность,

объективность, внутренняя непротиворечивость, рациональность.

Эмпирическое знание, наоборот, имеет такие свои родовые черты, как

отрывочность, противоречивость, несистематизированность, повышенная

эмоциональность. Ясно, что в общественном мнении знание не дано в

форме научного знания (как, впрочем, и любой другой формы

общественного сознания - права, морали и т.д., представляемых в

«чистом» виде совсем другими ментальными феноменами). К тому же в

общественном мнении основной массив знаний представлен через

проекцию средств массовой информации, т.е., с одной стороны, в

упрощенном виде, с другой - в неспециализированной форме (в отличие от

всех форм общественного сознания, где функционирует именно

специализированное знание - политическое, правовое, эстетическое и т.д.).

Таким образом, в общественном мнении, как коллективном оценочном

суждении, даны все виды знаний, но при этом - в превращенном виде.

Поэтому здесь знание дано в виде оценки, которая всегда требует своей

корректировки.

Общественное мнение и общественные настроения. Общественные настроения, в отличие от общественного мнения, целиком и полностью представляют собой чувственно-эмоциональную форму преломления в общественном сознании экономического, социального и политического

положения больших масс людей. Их разница, главным образом, состоит в разнице психических процессов, в рамках которых они протекают: общественное мнение выступает как разновидность логического отражения действительности (в виде суждения определенного типа), а общественные Настроения - как разновидность чувственной формы отражения действительности (в виде чувственно-эмоциональных феноменов: эмоциональный накал, апатия, депрессия, энтузиазм и т.д.). Общественное мнение - это всегда умственная оценка, а общественные настроения - это Переживание комфорта-дискомфорта, удовлетворенности-

Неудовлетворенности.

Общественное настроение - это преобладающее состояние группового сознания в определенном социальном пространственно-временном континууме. По мнению А.В. Петровского общественное настроение характеризуется, с одной стороны, своей предметной направленностью (религиозное, политическое и т.д.), с другой - характером и уровнем своего эмоционального накала (апатия, депрессия, подъем, энтузиазм). Например, по характеру общественных настроений можно различать такие группы общественности, как «оптимисты-пессимисты», «сомневающиеся-доверчивые», «энергичные-апатичные» и т.д. Общественные настроения могут предшествовать общественному мнению, но могут и формироваться на его основе. Общественные настроения, предшествующие общественному мнению, существуют в виде устремлений, притязаний, ожиданий, претензий, предчувствий. Общественные настроения, следующие за общественным мнением, существуют в виде готовности-неготовности действовать, эйфории и т.д. Социальные настроения носят результирующий характер, выражают «неотложное», актуализированное общественное сознание, являют собой пограничное состояние между готовностью действовать и самим

действием. Общественные настроения, будучи непрерывным «фоном» будничной жизни людей, весьма точно проявляют направленность мыслей и чувств больших масс людей, а значит - позволяют спрогнозировать и скорректировать поведение людей.

Общественное мнение и общественные настроения существуют в неразрывном единстве, а в определенные периоды могут сливаться друг с другом (так, анекдот выступает как форма существования того и другого). Д.В. Ольшанский рассматривает общественное мнение и массовые настроения как основные макроформы общественного сознания. Следует только добавить, что общественное мнение является более адекватным специфике обыденного сознания, чем специфике теоретического уровня общественного сознания (субъектоцентризм, стихийность, субъективизм и эклектичность суждений есть проявление неразрывной связи общественного мнения с общественными настроениями).

С конца XIX века одной из проблем философии стало массовое сознание. Ницше писал: «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой». Когда говорят «масса», речь идет не о классах и сословиях. Класс - часть общества, соединенная устойчивой системой идеалов и интересов, занимающая определенное место в историческом процессе и обладающее культурой и идеологией. Масса (и ее крайняя, временная и неустойчивая форма - толпа) не есть часть общества, хотя и образует коллективы. В ней отсутствует структура и устойчивые культурные системы, у нее другой «разум» и образ поведения, нежели у класса. В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин - неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта». «Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна, и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе». Человек в толпе обладает удивительно высокой восприимчивостью к внушению: «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы». «Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой».

Массовое сознание - один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадений отдельных фрагментов в психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер. По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действующий, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

Основные характеристики массового сознания: эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. Массовое сознание всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Массовое сознание возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствии непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. Развитие же массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Как отмечает В.М. Бехтерев «каждая личность является до известной степени рабом обычая и формы, вырабатываемых обществом, и даже предрассудков и суеверий, в нем господствующих. Личность не только пользуется общим для всех языком, но и носит общественный покрой платья, следует за модой, имеет в той или иной мере национальные воззрения, придерживается общепринятых правил, живет общей со всеми культурой». Сознание человека изначально несет в себе единство общественного и индивидуального, ибо не существует сознания, которое не было бы в тех или иных отношениях общественным, но вместе с тем и индивидуальным. Всякое индивидуальное сознание имеет своим ядром определенное содержание общественного сознания (присвоенное индивидом и освоенное им в процессе социализации и последующей жизни в обществе); в то же время в лоне индивидуального сознания рождаются такие идеи, которые могут приобрести надличностный статус, войти в фонд общественной культуры.

По мнению Я.В. Любимого «…субъектом массового сознания может быть индивид, а также группа, класс, общество в целом, сочетание различны сообществ людей в глобальной цивилизации». Следовательно, каждый человек и человечество в целом являются носителем массового сознания, независимо о социальной, национальной принадлежности, поскольку каждый человек является представителем той или иной социальной общности. Массовое сознание как общественное сознание невозможно без сознания индивидов, но и оно носит надындивидуальный характер. Признание индивидов в качестве субъектов массового сознания не означает его отождествления с индивидуальным сознанием. Не все содержание сознания образующих его масс входит в сознание массы. Оно отражает лишь общие для данной совокупности индивидов представления, знания, ценности, убеждения, интересы. Отдельные индивиды массы были также связаны, как и сегодня, отец же первобытной орды был свободен. Его интеллектуальные акты были сильны и независимы, его воля не нуждалась в подтверждении волей других. Немаловажно в этой связи отметить взаимоотношения вождя и управляемой им массы. У массы велика потребность в вожде, его качества обязательно должны соответствовать насущным потребностям массы, его идеи должны выражать чаяния и желания массы. Для того чтобы пробудить в массах веру предлагаемые идеалы, вождь должен быть предан определенной идее, обладай несгибаемой волей. Создавать веру, идет ли речь о вере религиозной, политической или социальной, вере в какое-то произведение, в человека, в идею - именно такова роль великих вождей. «Дать человеку веру значит удесятерить его силу». Поскольку массе неведомы сомнения, и она четко и ясно представляет себе свою силу, ей одинаково присущи и нетерпимость, и непоколебимая вера авторитет. Массы преклоняются перед силой, требуя ее кумиров. Масса жаждет быть подавляемой, стремится к подчинению. Массе всегда нужна цель, руководство извне, направляющее ее действия. Этот опыт необходимости организации сохраняет свои прочные позиции и в сознании современного человека. В то же время деление сознания на массовое и элитарное весьма условно и отражает лишь оценочное отношение. Включенность человека в массу способствует формированию новых качеств, до того момента ему не свойственных. Независимо от образа жизни, уровня интеллекта, «в силу одного только приобщения массе» у объединенных в массу индивидов начинает формироваться некая коллективная душа, позволяющая им чувствовать, думать и поступать иначе, чем свойственно каждому из них в отдельности, возникающие при этом идеи, мысли и чувства могут реализовываться только индивидуумами, объединенными в массу.

Осознанные действия человека исходят из подсознания, в значительной степени обязаны своим возникновением влиянию генотипа, представляющего собой комплекс отпечатков, оставленных предками. Большинство повседневных действий людей осуществляется именно под влиянием скрытых, ускользающих от сознания мотивов. В массе же индивидуальные накопления отдельных людей стираются, их особенности исчезают. Подсознательное выступает на первый план, гетерогенное растворяется в гомогенном, «…происходит устранение индивидуальной психической надстройки со всем присущим ей своеобразием, сформированным в результате развития каждого человека в отдельности, обнажающее одинаковый для всех фундамент подсознания». Среди причин, способствующих возникновению качеств массового человека можно выделить следующие: во-первых, приобщение к массе позволяет индивиду ощутить свою (мнимую или реальную) сопричастность группе, дает возможность снять запреты со стремления к удовлетворению подсознательных желаний, которые ему приходилось подавлять наедине с самим собой. В массе полностью исчезает чувство ответственности и страх наказания, являющиеся сдерживающим началом в поведении отдельно взятого человека. Необходимо отметить, что сплоченность индивидов, консолидирующихся в определенную социальную группу (общность), может стать как негативным, так и позитивным фактором в зависимости от места, времени и цели образования данной массы. Во-вторых, чувства и действия, проявляющиеся в массе, зачастую противоположны тем качествам, которые присущи автономной личности по причине воздействия на нее феномена заражения, основанием для возникновения и существования которого является свойственная каждому человеку внушаемость. Растворяясь в массе, человек утрачивает себя как сознательную личность, исчезает его воля и способность к критической оценке собственных действий и поведения окружающих, все его чувства и мысли приобретают направленность, заданную массой. Именно в группе и через группу индивиды теряют свои индивидуальные характеристики и превращаются в массового человека, нивелируя личностное начало. Мнение других людей дает человеку ощущение его бытия-присутствия в этом мире, но, растворяясь в искусственно созданном им мире (социальном в противовес природному), он обречен на вечные поиски смысла собственного существования, поиски самого себя в окружении себе подобных.

Социальную и психологическую характеристику массового человека дает Хосе Ортега и Гассет: «Масса - это те, кто плывет по течению и лишен ориентиров. Потому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет своей заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее, и навязывают ее всем и всюду. Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Обычно мир был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Социология рассматривает общественное мнение как форму массового сознания, заключающую в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности. Общественное мнение определяют как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Так как общественное мнение -- это социальная сила, которая через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Чтобы определить особенности общественного мнения важно ясно представлять структуру массового сознания.

Массовое сознание можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, медленно изменяющихся компонента -- мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структуре массового сознания, носит упрощенный и жестко фиксированный характер, но помогает увидеть главное -- структуру массового сознания как объекта, с которым происходит повседневное взаимодействие СМИ.

Если мировоззрение и миросозерцание -- компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» -- общественному мнению как системе ориентаций в современности.

Общественное мнение представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет текущую историю в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если мировоззрение и миросозерцание относительно устойчивы и прочно удерживают принятые представления и идеи, то общественное мнение значительно более подвижно, изменчиво и динамично, в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.

Важно знать то, как формируется общественное мнение в реальной жизни. Носителем общественного мнения выступает масса людей, в идеальном представлении -- все общество. Сталкиваясь с разного рода явлениями, событиями, поступками, заявлениями, процессами в различных областях жизни, каждый субъект общественной жизни как индивидуальный носитель общественного мнения, стремясь разобраться в мире актуальных явлений современности, использует для понимания их характера, смысла и значения фундаментальные компоненты массового сознания -- мировоззрение, миросозерцание, исторические знания и на этой базе формирует свое суждение относительно явлений, событий действительности. Объектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни -- совокупность конкретных ситуаций в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере быта и отдыха, торговли и обслуживания. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к которой не проявлялся бы интерес общественного мнения.

В целом общественное мнение -- это отраженная в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что и как должно быть изменено в действительности.

Журналистам необходимо знать как сущностные свойства общественного мнения (и всех других компонентов массового сознания), так и реальное его состояние в настоящее время. Состояние действительного общественного мнения в тех или иных слоях может быть развитым и слабо выраженным, цельным и частичным, содержать верные или неверные представления, вопросительные и проблемные суждения.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Общественное мнение как объект социологического исследования

    Семантическая природа терминов мнение и общественное

    О.М. в структуре обществознания

    О.М. в структуре массового сознания

    О.М. в структуре обыденно сознания

    Принципы соотношения и особенности разграничения понятий; обыденное сознание, массовое сознание и общественное мнение.

    О.М. в системе социологических отношений

    Термин «О.М.» появился в английском языке (publib opinion) в 1159 г. Джон Солсбери «Поликратик» 1160 г.– учебник для короля).

В ХVIII в. Вновь вошел в научный оборот, ввел Жан-Жак Руссо

Семантика: (смысл); содержание

Мнение

    Это результат истинного (четкого) индивидуального суждения – взгляд, уверенность, убеждение, оценка.

    Это неопределенное и субъективное индивидуальное суждение – впечатление, воображение, чувство, догадка, предположение.

    Мнение как отсутствие индивидуального суждения. Синонимы – предрассудок, предубеждение, стереотип.

    Мнение как продукт коллективного разума, т.е. хорошо обдуманное и тизательно разработанное интеллектуальное развитие. Синонимы – «доктрина».

    Тоже коллективное, но совокупность спонтанных коллективных представлений, система взглядов, система верований людей.

    Мнение означает согласие, согласованность.

Семантика слова общественное

    Общественный означает народ, население взятое в совокупности. Синонимом в данном случае является общий или общественный, в этом смысле он означает господствующее мнение или мнение большинства.

    Общественный синонимичен слову публичный и означает открытый, доступный каждому, а противоположное значение приватный.

    Значение применяется в политических науках общественный – принадлежащий к государству и выражающий коллективный или общий интерес (общественная власть, общественное право) государство делегирует часть своих прав обществу.

    Общественный означает несекретный, т.е. что может делать в свете дня

    Означает официальный, применяется к каким-то общественным деятелям выполняющим общественные обязанности.

    Общественный или известный всем.

Можно выделить 2 подхода к общественному мнению:

    Общественное мнение – это ценностное отношение различных групп людей к некоторым фактам или событиям действительности.

    Подход в широком смысле. Акцент делается на слове общественный и в данном случае общественное мнение – как состояние общественного или массового сознания всего населения.

Общественное мнение рассматривается в системе соц. отношений, т.е. это мнение, которое возникает в результате взаимодействия людей друг с другом.

Общественное мнение происходит путем сопоставления его с более широким по объему понятием находится место общественное мнение среди других явлений, духовных явлений общества.

В марксисткой соц. философии общественная система делится на 2 группы:

    Общественное бытие – деятельность людей

    Общественное сознание – те, что находятся в головах людей или книгах… общественное классифицировалось по 2-м основаниям:

Сфера жизнедеятельности и на основании сфер жизнедеятельности и по этим критериям выделяются формы общественного сознания: экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, а также искусство, наука, философия.

Второй критерий: по уровню отражения действительности и роли разума (рационального) в этом отражении сферы общественного сознания относятся: общественная психология, общественная идеология, общественная наука.

Общественная психология – повседневное сознание идеология – то, что творят профессионалы наука.

Общественное сознание рассматривается традиционно как система.

Система – совокупность или множество связанных между собой элементов.

Структура – упорядоченное отношение, которое существует между элементами системы.

Состояние системы – некоторая модель системы, существующая в определенный момент времени, моментальный срез системы.

Общественное мнение рассматривается как состояние общественного сознания.

В общественном мнении существуют все элементы общественного сознания, одни из них доминируют, а другие занимают периферийное положение.

Одним из авторов, которые рассматривали общественную систему был Улетов А.К. он говорил, что общественное не совпадает ни с одной конкретной формой или сферой общественного сознания. Помимо общественного мнения к состоянию общественного сознания Улетов относит: духовную атносферу, дух времени, умонастроение людей; более конкретные: обычаи, традиции, социальные нормы.

Общественное мнение и массовое сознание

Б.А. Грушин предполагает рассматривать общественное мнение в связи с массовым сознанием и определяет общественное мнение как актуальное состояние массового сознания.

Массовое сознание – сложный комплекс элементов, в котором можно выделить несколько групп.

Грушин предлагает выделить:

    Когнитивные элементы (познаю) представления, знания о действительности

    Совокупность оценок действительности, не просто знание, а отношение

    Совокупность ценностных ориентаций, установок, характеризирующих степень готовности к определенным действиям

    Совокупность эмоциональных переживаний в виде социальных настроений: удовлетворенность…

Массовое сознание выделяется по своему носителю, т.е. появляется тогда, когда появляется субъект сознания – массовый индивид, массовая общность.

Разнообразие подходов

К термину масса, которые существовали в истиной социологической мысли. Одни подходы выражали критическое отношение, другие – нечто положительное к слову масса.

Критический подход к термину масса сформировался в конце XVIII в – XX, масса понимается как толпа, как группа или общность, в кот. … индивидуальность или владеют инстинкты. Людей объединяют «душа толпы» … социально психологическое образование. О толпе говорил Джон Стюарт Милль называл массу как морально-интеллектуальную посредственность.

Хосе Ортега-и-Гасет называл массу – суждение некомпетентности.

Сер. 20 в. масса как совокупность людей в бюрократизированном или тоталитарном обществе. Развивали: нем. Мангейм, Франкфуртская школа, Французская школа.

Масса – подчиняющаяся элите.

Д. Лисней говорил «человек – локатор в массе»

Э. Фромм называл единицу массы: «самоотчужденная невротическая личность»

Масса – это множество одиноких социально-атомизированных индивидов.

Продолжение этой теории 50 – 60-г. Масса как неорганизованная часть общества, т.е. масса – «социальные аутсайдеры или молчаливое большинство». Это изучал немецкий социолог Ханна Арендт.

Масса как недифференцированная … здесь рассматривается масса как публика и масса как аудитория.

Публика – это общественность людей, которые появляются с возникновением общенациональной прессы, пространственно могут отделены друг от друга, но объединены общественным интересом, помимо этого их объединяет взаимная симпатия или истинный источник подражания.

Г.Блумер

Аудитория – недифференцирующая интерогенная общность (разнородная), для нее характерно: анонимность, изомерованность членов, случайность вхождения, слабые связи.

Масса как средний класс – это значительный слой современного урбанизированного общества, которое возникает усреднения образа жизни, уравнивание доходов, расширение сферы интеллектуальной и материальной доступности.

Появление среднего класса влечет за собой стирание классовых и групповых границ, т.е. на место классов и групп приходит масса.

    Массовая общность предполагает значительную численность индивидов, входящих в нее.

    Характеристика индивидов, входящих в массу часто бывает территориальной.

    Масса гетерогенно разнородна, принадлежащая к разнообразным культурным профессионально-социальный статус и принадлежащих в власти.

    Масса – множество анонимных индивидов.

    Масса – это неорганизованная группа часто существующих без признаков лидеров и без четкой программы действий.

    Масса не имеет четких традиций, обычаем и правил, регулирующих поведение индивидов, масса часто вызнаваема и ее поведение непредсказуемо.

4 основных характеристики массы по Б. Грушину

1). Масса носит стратегический характер, то есть данная общность совпадает с суммой единиц, не представляющих ценностного образования. Но!!! Для социальной группы характерен органический характер – группа не равняется простой суммы, входящих в нее индивидов.

2). Вероятностная природа: … в данную в дан.общность носит случайный, неупорядоченный характер, отсюда любая масса обладает открытыми границами и неопределенным количественным и качественным составом. Но!!! Групповая общность отличается определенностью и устойчивостью границ.

3). Черта массы – ситуативный характер сущ. означает, что массовая общность существует столько времени, сколько существует ситуация или деятельность.

Социологическая группа существует независимо от конкретной ситуации.

4). Гетерогенность состава массы (принадлежность к разным группам). Но!!! Групп. общность отличается гомогенностью и однородностью состава.

Черты массового сознания

разорванность; противоречивость; способность к быстрым и неожиданным изменениям; склонность к созданию устойчивых структур сознания, например, стереотипов; массовое сознание всегда консервативно; гетерогенность.

Сравнение с обыд. сознанием

- по Грушину о. сознание – «отражение непосредственного практического опыта повседневной будничной деятельности людей в их сознании»;

- российский социолог Ж.Т. Тощенко о. сознание – реальное и практическое сознание – могут существовать и научные взгляды и обыденные представления, мифология, представления и различные примитивные ориентации;

- по Козловой о. сознание – реально функционирующие, обычное сознание индивидов, такое сознание обеспечивает целеполагание людей (постановка цели) в повседневной практической деятельности.

О. сознание Б. Грушин считает, что оно состоит из словесно-чувственных представлений человека, а кроме того включаются влечения, настроение, эмоции, закрепленные в обычаях и правилах поведения.

В.А. Ядов называет о. сознание – совокупность чувств, эмоций, направленности воли и мысли, а также иллюзий, навыков и привычек, тоесть по его мнению о.с.

Черты обыденного сознания:

массовидность, непосредственность отражения условий существования; единство чувственного и рационального момента, противоречивость, не систематизированность и не оформленность.

Обыденное сознания наиболее важное:

Почему?

Любой окружающий мир для любого индивида выступает как повседневный предметно-практический мир. Повседневность, обыденность – основная форма протекания человеческой жизни.

Самым широким является обеденное сознание, внутри можно выделить:

Индивидуальное сознание;

Групповое сознание (какой-то группы);

Массовое сознание в данный момент понимается как которое характерно для современного индустриального и постиндустриального общества.

Протосоциологические и ранее социологические теории общественного мнения

    Социально-философская интерпретация – понятие мнение в античной философии.

    Разграничение между понятиями знание мнение и вера в философских теориях 17 – 18 вв. (Джон Локк, Д. Юн, Им. Кант).

    Протосоциологические теории общественного мнения 17 в (закон моды и репутации Джона Локка).

    Протосоциологические теории общественного мнения 18 в (Юм, Ж.Ж. Руссо и американские просветители Джефферсон и Медисон).

    Протосоциологические теории общественного мнения 19 в (теория тирании общественного мнения Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиля, теория формирования общественного мнения Г.Гегеля)

    Становление представлений о субъекте общественного мнения конец 19 – начало 20 века (Г.Тард и А.Бентли).

1. Еще в античной греческой философии (до н.э.) было разграничение понятий мнение и знание.

І . элейская школа (Парменид) знание – эпистэмэ выражает точность, присущую божественному субъекту. Человек в принципе не может достичь точности, он довольствуется догадкой или мнением – докса. У человека есть две сферы познания:

С помощью чувственной сферы человек воспринимает изменчивый мир становления, по этому поводу возникают догадки или мнения;

В человеческом сознании есть мышление или разум. С помощью разума человек познает неизменный мир бытия или божественный мир. По поводу этого мира человек пытается сформировать знание или истину.

ІІ . Платон

Соотносит три понятия: знание, познание и мнение. Каждому из этих видов знания соответствуют свои условия реальности.

Ур. Знание соответствует истинное бытие или мир идей.

Незнанию соответствует небытие

Мнению соответствует промежуточная сфера между бытием и небытием – это чувственный мир реальности.

Знание и мнение подразделяют на подвиды; мир идей можно постигать двояким образом – с помощью разума – дискурсивность.

чувственный мир идей можно постигать двояким образом – с помощью веры или с помощью догадки.

Знание: интуицию и дискурс

Мнение: на веру и догадки

ІІІ . Аристотель

Развивает теорию Платона по поводу знания и мнения, поворачивая ее в сферу формальной логики.

Аристотель считает, что существует только знание, которое бывает двох видов:

    Интуитивное (внешний вид)

    Дискурсивное (рациональное) делится на

Точное знание, которое исходит из безусловных и необходимых посылок

Мнение имеет вероятностные характеристики и мнение может быть как истинным, так и ложным.

К мнению не применим критерий истинности, а применим критерий общепринятости.

Те мнения считаются истинными, которые признаются большинством или мудрыми.

2. Джон Локк продолжает разграничение знания, мнения и веры.

Локк рассматривал мнение как специфический вид суждения, а именно, вероятностное суждение:

Суждение – это предложение сделанное в отсутствии восприятия о том, что вещи существуют так, а не иначе.

Вероятность – это видимость соответствия на основании не вполне достоверных доводов: главным не вполне достоверным доводом является правдоподобность.

Знание – это суждение, обладающее интуитивной очевидностью.

Вера строится на способности человека верить или быть уверенным.

Локк выделяет 2 вида веры:

    Религиозная (ближе к знанию) строится на уверенности (на религиозных тестах или на откровении).

    Нерелигиозная (ближе к мнению) строится на свидетельствах других людей, которым мы доверяем.

Факторы, которые порождают мнение и факторы которые способствуют тому, что люди следуют мнению других:

1. Факторы, которые порождают индивидуальное мнение – это личный опыт (непосредственный) главный – свидетельства других людей и разумные аналогии.

Почему люди доверяют свидетельствам других людей? Доверие к чужому мнению может основываться на уважении и почтению к чужому авторитету.

2. В силу доверенности: человек боится формировать свое мнение, потому что это может привести к разрушению привычного порядка вещей.

3. Страх перед изоляцией. Люди придерживаются чужого мнения, потому что боятся оказаться в одиночестве, оказаться не как все.

Дэвид Юм 18 в.

С точки зрения Юма мнение – это форма субъективной убежденности человека.

Познание по Юму – абсолютно субъективный процесс, существует две реальности, которые совершенно не связаны друг с другом: 1. перпендикуляр вещей, предметов.

2. реальность нашего внутреннего мира. Человек живет во второй реальности, в своем внутреннем мире, отсюда то, как человек воспринимает внешнюю реальность зависит не столько от внешнего мира, сколько от чувств, убежденности самого человека.

«Мнение (в том числе и вера) может быть отдельно, как живая идея, ассоциированная с наличным впечатлением, а впечатление – это воображение, чувства, эмоции и убежденности (самая важная)».

Убежденность по Юму – это субъективный признак истины, т.е. истина то, во что мы верим.

Разные объекты внешнего мира обладают разной убедительной силой.

Чем отличается правильное мнение и неправильное? Правильное отличается от неправильного силой своего убеждающего влияния.

Знания является разновидностью мнения. Знание – это представление или переживание, которое строится не столько на чувствах, а ан идее причинности.

Иммануил Кант 18 в.

Как и Юм, Кант связывает понятия – значение, мнение и вера с субъект. миром человека. Эти понятия различаются по критерию убежденности, объективности или субъективности.

Мнение – это убеждение или сознательное признание чего-то истинным, но недостаточное как с субъективной, так и субъективной стороны.

Вера – это сознательное признание чего-то истинным, которое имеет достаточное основание с субъектом и недостаточное с объективной стороны.

Знание – достоверно как с объективной, так и с субъективной стороны. Знания возникают по поводу факторов практического опыта.

Вер возникает по поводу каких-то явлений, которые невозможно объективно познать, но для человека они обладают субъективной достоверностью.

Мнение бывает двух видов: вероятное и проблематичное.

Вероятное мнение строится на опыте, а соответственно его можно доказать или опровергнуть.

Проблематичное мнение не связано с опытом, оно относится к сфере теоретического разума.

Джон Локк

Он впервые стал исследовать понятие мнение как категорию. В обществе существует три закона, которым следуют люди: 1. Божественный; 2. Гражданский; 3. Закон моды или репутации (закон общественного мнения).

Объединяясь в общество, люди отдают права государству, оставляя себе одно право – быть хорошего или плохого мнения о действиях людей, среди которых живут.

Некоторые, а может и большинство людей, редко задумываются о Божественном законе, утешая себя мыслью о будущем примирении или раскаянии. О 2 законе: люди льстят себя надеждой на беззаконность. Но от наказания в виде всеобщего порицания и неприязни не ускользает не один человек.

Если нарушается Божественный закон:

Грех, если нарушается гражданский закон;

Преступление, если 3 з. добродетель.

Что представляет собой закон моды и репутации, его социальная природа? То, что человек называет собственным мнением есть простое отражение мнения других. Мнения создаются большим количеством людей – мнение площади. Оно всегда существует в определенном месте и в определенном времени. Это мнение площади всегда содержит похвалу или порицание, т.е. оценку. Еще одна черта мнения – это публичность или открытость.

Дэвид Юм

Он считает, что люди создают мнение не из-за страха перед одобрением или изоляцией, а потому что они любят славу, они хотят быть не хуже других. Человек склонен гордится не только такими очевидными вещами, как красота, богатство и власть, но и своей репутацией, статусом, именем.

Мнение довлеет не только над индивидом, но и очень важно для государства. Он считает, что управляющие не могут опереться ни на что, кроме мнения и одобрения, правительство основывается единственно на мнении.

В американском просвещении 18 в. было два направления: либеральное и консервативное. Юемократы дословно следовали идее Юма, например, Томас Джефферсон рассматривал общество ни как единственное средство контроля за деятельностью правительства со стороны народа, при этом он абсолютизировал давление общественного мнения. Всякое государственное решение должно приниматься с помощью референдума весь народ должен решать в интересах всего народа.

Джефферсон считал, что индивиды должны слепо следовать общественному мнению, а чьи взгляды отличаются от общественных должны подвергнуть их сомнению и изменить.

Представители консервативного направления (Джеймс Мэдисон – один из создателей американской Конституции). Осторожно высказывается по поводу общественного мнения. Он считает, что человек очень противоречивое и двойственное существо и в силу этого нельзя слепо следовать мнениям, созданными людьми. Например: сила убеждений мнений индивида и степень их практического влечения на поступки человека, его поведение в значительной мере зависит от представлений индивида о том, сколько других людей думают также, как он. Мэдисон считает, что люди следуют не правильным мнениям, а мнению большинства. Человек всегда стремиться оказаться в группке, в толпе и поступать как друш.

Всякое обращение к народу говорит о том, что в человечестве не все в порядке: если правительство проводит референдум, оно потакает желаниям людей, желания людей могут расходится с реальными интересами общества.

Жан-Жак Руссо

Первым вводит термин общественное мнение. Рассматривает проблему природы общественного мнения, считает, что она двойственна, с одной стороны, это явление, а с другой – отрицание.

«+» Общественное мнение положительно, потому что оно вызывает общность интересов, подчиняет индивида обычаям и традициям, способствует сохранению общества.

Также как и Локк Руссо считает общественное мнение одним из законов общества (Общественное право, уголовное).

Главная задача закона общественного мнения – охранять общество об порчи. Исполнять общественное мнение, следить за его исполнением должна особая инстанция – цензура, причем цензор стоит над государством, к нему должны прислушиваться как народ, так и монарх. Его задача также предвосхищать общественное мнение, эту функцию Руссо называет функцией рупора, так как человека нельзя заставить следовать общественному мнению.

На роль цензора следует назначать маршальский суд чести, который обладает наивысшим моральным престижем.

«–» общественное мнение оказывает неблагоприятное влияние на отдельного индивида, но положительное на общество в целом. Каждый человек старается выделиться, потребность в признании, престиже, она в конце концов приводит к разрушению общества, именно здесь пагубное влияние общественного мнения.

Человек-дикарь свободен от стремления к признанию, наградам, он самодостаточен, человек-дикарь превращается в человека социального, который всегда повернут вовне, ощущение жизни он получает через восприятие того, что думают о нем другие.

В одной своей половине человек проявляет подлинные свои потребности, а в другой он действует под влиянием мнения других. Отсюда противоречия между совестью человека и необходимостью следовать долгу, потому вся жизнь человека – это компромисс.

Алексис де Токвиль (середина 19 века)

Работа-эссе: «Демократия в Америке».

Сравнивает демократию и аристократию, и в этих разных устройствах видит разную роль общественного мнения.

В аристократии встречаются люди, которые в силу собственной души, воли могут бороться с мнением других, в демократиях все обстоит иначе «у них общественное признание кажется столь же необходимым, как воздух, которым дышим и человек, живущий в разладе с массами все равно, что не живет вообще».

Одна из причин порождающая тиранию общественного мнения – это равенство условий существования людей. Когда условия различаются, то люди отличны друг от друга. Большинство людей прислушивается к интеллектуалам, элите, а не к массе, если же в обществе наблюдаться равенство условий существования, то люди омассовляются, при этом уменьшается доверие к конкретному человеку и уменьшается доверие к мнению массы в целом.

Поскольку люди живут в равных условиях, то общественное мнение – это сумма индивидуального мнения. В демократии происходит освобождение человека от зависимости другого человека, но появляется зависимость человека от массы, от общества в целом, от реального большинства. Причем эту зависимость от мнения большинства испытывает не только отдельный человек, но и правительство.

Равенство оказывает двойственное влияние:

1. развничивает;

2. множество равных освобождает каждого отдельного человека от необходимости думать самостоятельно. Токвиль называет демократии – тиранией большинства.

Георг Гегель (середина 19 в)

Работа «Философия права»

Гегель рассматривает общественное мнение в связи с государственным устройством общества. Он выделяет в государстве законодательную и правительственную власть, и еще одна власть – совещательный момент, власть эту исполняет определенное сословие – это и есть общественное мнение, совещательный момент – это так называемые общие дела по поводу проблем, которые вызывают всеобщий интерес и составляют природу общественного мнения. Простые люди высказывают суждения о каких-то делах, далее их рассуждение получает более широкое распространение впоследствии дискуссий, эти дискуссии осуществляют люди, которые обладают некоторой властью, и в ходе дискуссии происходит отделение главного, основного от не главного, то есть общественное мнение вырабатывается рациональным путем.

Общественное мнение несводимо к сумме индивидуальных сознаний. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. В нем концентрируется внимание на тех или иных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Следовательно, общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, стабильностью. Важнейший фактор, детерминирующий общественное мнение – это социальные интересы людей В структуре общественного мнения выделяют уровни (обыденный и теоретический) и формы (правовое, религиозное и т.д.)

Массовое сознание – это форма проявления обыденного сознания. Его носителем являются массовые общности. Их признаки:

Ситуативность существования (зависимость от условий)

Разнородный состав

Большая численность

Отсутствие четких границ (членства)

Общественное мнение – это срез массового сознания, это отношение людей к чему-либо. Оно существует по конкретной проблеме, вопросу. Оно относится к обыденному уровню сознания.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнению, от его формы. Для общественного мнения характерны функции:

1. экспрессивная

2. консультативная

3. директивная

Первая функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, к действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает феномену характер силы, стоящей над институтами власти. Эта сила оценивает и контролирует деятельность институтов и лидеров. Обладая одной только моральной властью общественное мнение бывает весьма эффективным по своим результатам.

Вторая функция – консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения, методы управления.

Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющее императивный характер. Такой характер носит волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное и важное место.