Психология стиля: что о нас говорит одежда, которую мы носим? Влияние одежды на отношения между людьми и отношение к себе Форменная одежда с точки зрения психологии.

По тому, как и что мы на себя надеваем, какой гардероб предпочитаем, можно проследить особую закономерность, которая, так или иначе, связана с и отображением нашего внутреннего мира.

Психология одежды: как определить психологический типаж человека

По мнению психологов, которые занимаются изучением психологии одежды, по гардеробу человека можно безошибочно определить его психологический типаж.

  1. Если в гардеробе преобладает одежда классического стиля, перед нами человек, для которого выбор одежды не является основной целью в жизни. Для него практичность, комфорт и удобство в одежде намного важнее неординарности. Такому человеку не нужно убеждать окружающих в собственной яркости с помощью одежды. Он будет твердо следовать традициям и никогда не изменит собственному стилю.
  2. Представитель следующего психологического типа отдает предпочтение одежде в черно-белой цветовой гамме (торжественный стиль). Принадлежность такому стилю говорит о том, что перед нами человек неуравновешенный, робкий. Его взгляды далеки от реальной жизни. Находясь в мире иллюзий и идеализируя собственную значимость, он излишне требователен к окружающим.
  3. Жертва моды. Таким образом, можно охарактеризовать человека, который носит исключительно модные вещи, привык выделяться из серой массы и испытывает от этого колоссальное удовлетворение. Несмотря на всю свою яркость и неповторимость, этот психологический типаж говорит о глубоких комплексах. Такой человек не уверен в себе. Внешняя яркость - это своего рода защитная реакция, камуфляж.
  4. Психология указывает на активный образ жизни человека. Энергичный спортивный, любит, чтобы одежда не сковывала его движений. Следует отметить, что любовь к такому гардеробу питают не только люди среднего достатка. В своем стремлении не слишком выделяться внешне, представители богатого сословия также нередко предпочитают спортивный и простой стиль в одежде.
  5. Деревенский стиль. Психология подобного стиля в одежде говорит о том, что человек устал от искусственных тканей, плохой экологии и бешеного ритма жизни. Именно поэтому простой, натуральный деревенский стиль в наше время все больше входит в обиход.
  6. Экзотический стиль - это яркое отождествление тщеславия, высокомерия, дерзости. Психологический типаж такого человека выражается в стремлении быть ярким, лучшим, избранным. Такой человек не лишен авантюризма.

Чем является одежда для каждого из нас

В зависимости от обстоятельств, одежда может выступать в качестве:

  • средства самовыражения;
  • «маски», за которой скрывается истинное «я»;
  • подобием камуфляжа, позволяющего слиться с окружающим миром.

Психология одежды помогает посредством предметов гардероба обмениваться посылами. Она расскажет о готовности человека к общению и о его потребности во внимании, о характере и настроении, позволит определить индивидуалиста и командного игрока, лидера и ведомого.

Каким бы ни был ваш стиль, следует помнить, что, по мнению психологов, одежда для человека является определенной возможностью показать свою индивидуальность, стать более успешным, счастливым и уверенным в себе.

Нэпп М., Холл Дж.

Функции одежды

Чтобы понять соотношение между стилем одежды и актом коммуникации, необходимо представлять себе разнообразные функции, которые может выполнять одежда. Она может украшать, защищать (и физически, и психологически), привлекать сексуального партнера, помогать самоутвердиться или, наоборот, свидетельствовать о самопожертвовании, может скрывать что-то, выдавать принадлежность к группе людей определенной национальности и вероисповедания, а также указывать на положение в обществе и социальную роль. Так как в любой культуре существуют общепризнанные правила относительно сочетания определенных цветов и стилей одежды, одежда также может показывать, что носящий ее знает об этих правилах.
Когда влюбленные носят одинаковую или сочетающуюся по цвету и стилю одежду, она воспринимаемся как зримое свидетельство их близости. Бесчисленные исследования посвящены одежде, указывающей на принадлежность к определенной национальности или на вероисповедание.
В ходе одного старого, но ставшего классическим исследования была проверена способность хорошо одетых людей влиять на ничего не подозревающих прохожих и заставлять их нарушать правила движения. Лефковиц, Блейк и Мутон (Lefkowitz, Blake & Mouton, 1995) обнаружили, что пешеходы гораздо чаще переходили дорогу около перекрестка на красный свет, если другой человек делал это до них, и особенно охотно они нарушали правила, если одежда этого человека указывала на его высокое положение в обществе.
Результаты других исследований показывают, что люди гораздо охотнее выполняют различные просьбы (разменивают купюру, берут распространяемые листовки, подробно объясняют дорогу, возвращают деньги, забытые в телефонной будке), если человек, просящий их об этом, одет в соответствии с ситуацией или же так, что его внешний вид свидетельствует о более высоком социальном статусе (Fortenberrv, MacLean, Morris & O"Connell, 1978; Levine, Bluni & Hochman, 1998). Например, в ходе исследования Бикмана (Bickman, 1974 а, 1974 b) четыре ассистента под различными предлогами остановили на улицах Бруклина 153 человека. Исследователи были одеты в костюмы служащего (спортивная куртка, галстук), молочника (форменная куртка, белые брюки, бутылки с молоком) и военного (форма, значок, ордена, без оружия). Исследователи просили прохожих подать им сумку, помочь кому-то другому опустить монету в счетчик на парковке или же встать на другом конце автобусной остановки. В каждом случае исследователям, одетым в военную форму, уступали гораздо охотнее - собственно говоря, 83% людей, которых попросили опустить монету в счетчик, повиновались, даже когда человек, одетый в военную форму, уходил с места действия. Вообще униформа действительно помотает другим людям определить род деятельности того, кто ее носит, и эта информация может повлиять на их мнение. В ходе акции общественного обслуживания одна и та же женщина, одетая в костюм медсестры и в обычный деловой костюм, просила людей сделать пожертвования в фонд борьбы с лейкемией. По мнению тех, к кому обращались с просьбой, медсестра была более компетентна в этом вопросе, и, следовательно, получала больше пожертвований (Lawrence & Watson, 1991). Полицейские, которые носят форму, предполагают, что она поможет им успешнее влиять на людей, однако это не всегда так, поскольку их работа предполагает различные цели. Но может ли одна и та же форма одновременно выражать дружелюбие и готовность помочь и властное требование соблюдать закон (Young, 1999)? Адвокатам давно известно, что стиль одежды клиентов может положительно воздействовать на мнение судьи или присяжных. Адвокаты иногда даже рекомендуют не состоящим в браке подзащитным надеть на палец обручальное кольцо, чтобы предотвратить возможное предубеждение против неженатого мужчины или незамужней женщины.

Одежда как источник информации о человеке

Невозможно составить список информации, которую всегда передает одежда: такой список варьировал бы в зависимости от каждого отдельно взятого человека, этнической группы, к которой он принадлежит, периода времени (как времени суток или сезона, так и исторической эпохи), региона, в котором он живет, и т. д. Подобную задачу еще усложняет тот факт, что любой предмет одежды можно носить так, что он будет передавать различные оттенки значения. Фасон галстука может свидетельствовать об искушенности и положении в обществе, но способ, которым он завязан (туго или слабо), или то, как его носят (например, перекинутым через плечо), может передавать иную информацию.
К качествам, информацию о которых может передавать одежда, относятся пол, возраст, национальность, отношение к партнеру (например, одинаковые свитеры), социально-экономический статус, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и положение в обществе, настроение, личное обаяние, пристрастия, интересы и ценности. Одежда также определяет поведение, которого мы ожидаем от того, кто ее носит. Когда наше внимание направлено на человека, которого мы хорошо знаем, это знание повлияет на то, как мы воспримем его одежду. К примеру, резкую перемену в стиле его одежды мы можем объяснить временной сменой настроения, а не переменами характера. Очевидно, точность подобных суждений может существенно различаться: более конкретные характеристики, например пол, возраст и социально-экономический статус, можно установить с большей достоверностью, чем более абстрактные качества, например пристрастия, ценности и свойства характера. За последние годы футболка с надписью превратилась в средство передачи информации, которую было бы труднее воспринять иным способом.

Влияние одежды на человека

До этого момента мы утверждали, что стиль одежды может нести определенную смысловую нагрузку, и что люди, с которыми мы общаемся, будут по-разному реагировать на эту информацию. Но как влияет одежда на того, кто ее носит? По мнению некоторых исследователей, одежда помогает человеку почувствовать удовлетворение от своего внешнего вида, приблизиться к его собственному идеалу. Например, Гиббинс (Gibbins), работая с 15-16-летними девочками, обнаружил, что для них существовала взаимосвязь между одеждой, которая им нравилась, и идеальным, на их взгляд, внешним видом. Стиль одежды они воспринимали как способ передачи определенной информации, и понравившийся внешний облик «зависел от того, до какой степени эта передаваемая информации совпадала с идеальным представлением человека о себе» (Gibbins, 1969). Еще одно любопытное открытие показывает, что существует потенциальная взаимосвязь между одеждой, которую носит человек, и его самооценкой. Мальчики-старшеклассники, которые получали высокие баллы на экзаменах, но носили одежду, которую их сверстники считали «неподходящей», как выяснилось, получали более низкий итоговый балл, чем те, кто носил «подходящую» одежду (Hamilton & Warden, 1966). Последние также меньше конфликтовали с окружающими и чаще принимали участие в общешкольной деятельности. Следовательно, стиль одежды может диктовать или отвергать определенные правила поведения при общении. Новый костюм может вызвать чувство радости и веселья; человек может чувствовать себя неуверенно в тесной обуви; уверенность в себе может возникнуть, даже если одеться в «неподходящую» одежду, - это часто справедливо в отношении подростков, которые пытаются найти собственный стиль. Некоторые преподаватели-аспиранты надевают на занятия строгие костюмы, чтобы подчеркнуть дистанцию между собой и студентами, которые зачастую почти одного с ними возраста. Многие отмечают, что такая одежда помогает им почувствовать себя увереннее при общении со студентами, однако эта же одежда, похоже, относительно мало влияет на мнение студентов о преподавателе, в отличие от его поведения (Gorham, Cohen & Morris, 1999; Roach, 1997).
Результаты исследований, изучавших разные типы униформы команд Национальной хоккейной лиги и Национальной футбольной лиги, ясно показали, что одежда одновременно влияет и на человека, который ее носит, и на человека, который с ним общается. Выяснилось, что команды в черной спортивной форме оказались в своих лигах почти чемпионами по количеству полученных штрафных ударов, а команды, которые носили форму другого цвета и переменили ее на черную, стали после этого получать больше штрафных. Авторы предполагают, что игроки в черной форме кажутся себе более агрессивными, а это в сочетании с тем, что судьи воспринимают их точно так же, и ведет к большему количеству пенальти (Frank & Gilovich, 1988).
В последние годы очень много внимания уделяется вопросу о ношении школьной формы. Один из самых общепринятых аргументов в ее пользу гласит, что стиль одежды изменяет самооценку человека и, следовательно, влияет на его поведение. Подробное исследование, объектами которого стали ученики старших классов, не выявило никакой прямой связи между ношением школьной формы и употреблением наркотиков и алкоголя, посещаемостью и проблемами с поведением и продемонстрировало отрицательное влияние формы на успеваемость школьников (Brunsma & Rockquemore, 1998). На некоторых учеников школьная форма действительно действует как мера дисциплины и контроля и является символом единства школы, однако нельзя ожидать, что ношение формы уладит все проблемы поведения трудных подростков. Введение школьной формы само по себе, без стараний как самих учащихся, так и родителей, едва ли особенно повлияет на дисциплину.

Одежда и свойства характера

Розенфельд и Плекс (Rosenfeld & Plax, 1977) поставили своей целью определить, соответствует ли отношение человека к определенным стилям одежды каким-либо свойствам характера. В ходе исследования был опрошен 371 человек. Мужчинам и женщинам было предложено заполнить опросник, содержавший вопросы об их отношении к одежде, а также пройти большое количество тестов, определяющих свойства характера. Затем результаты этих тестов были соотнесены с четырьмя вариантами отношения человека к одежде из предложенного испытуемым опросника. Эти результаты приведены ниже в следующем порядке: от мужчин к женщинам, и от высокого количества набранных баллов по каждому из вариантов к низкому.

1. Сознательный выбор одежды. («Мои знакомые всегда замечают, что на мне надето».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, обладали уравновешенным характером, были сдержанны, с уважением относились к авторитетам, обычаям и традициям. Они невысоко оценивали красоту, внешний облик и дружбу и считали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, но при этом беспокойны, преклонялись перед авторитетом, по натуре были добры, сострадательны, преданы друзьям.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, были агрессивны, независимы по натуре и полагали, что людьми трудно управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, обладали сильным и независимым характером и ясным мышлением, стремились доминировать и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения и управлять другими людьми.

2. Эксгибиционизм. («Мне нравятся купальники без верха и узкие плавки, и я не возражаю против того, чтобы такое надеть».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были агрессивны, уверены в себе, общительны, безжалостны, не способны на сильную привязанность; им была свойственна переменчивость настроения и импульсивность, и они редко воспринимали себя как семейных людей.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были решительны и независимы от окружающих, а также были высокого мнения о собственной значительности и морально-этических ценностях.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, остерегались выдать свои подлинные чувства, редко воспринимали себя как семейных людей и полагали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре застенчивы, искренни, расположены к другим людям, терпеливы и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения, Им также была свойственна независимость.

3. Практичность. («Когда я покупаю одежду, я больше думаю о практичности, чем об элегантности».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, предусмотрительны, непокорны по натуре, не чувствовали удовлетворенности собственной жизнью, не стремились заводить друзей, поддерживать отношения с окружающими и получать одобрение и признание со стороны авторитетов.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были умны, уверенны в себе, способны увлекаться и общительны, а также остерегались выдать свои подлинные чувства. Им было свойственно чувство превосходства, однако они не стремились занимать главенствующее положение.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, стремились добиться успеха, были серьезны, обладали сложившимся и сильным характером; им был свойственен аналитический склад мышления, и они старались предугадать, как поведут себя другие люди в различных ситуациях.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были эгоцентричны и независимы от других людей.

4. «Модельер». («Мне бы хотелось стать модельером».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были добры и открыты по натуре, стремились помочь окружающим, обладали импульсивным характером, могли быть раздражительными и требовательными, но и уступчивыми. Они беспокоились относительно того, как воспринимают их поведение окружающие люди.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были нелогичны, не способны к критике, обладали стереотипным мышлением, были порывисты, эмоциональны и полны энтузиазма.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, обладали авантюрными наклонностями и беспокойным нравом, были эгоцентричны и недовольны жизнью. Им было свойственно чувство превосходства над другими людьми, и они не стремились иметь друзей.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре деятельны, находчивы и настойчивы, обладали ясным мышлением, но легко терялись при давлении со стороны окружающих. Они полагали, что людьми легко управлять, и пессимистично воспринимали собственное будущее в отношении работы и карьеры.

Украшения и способы украсить тело

Люди часто украшают себя различными способами: при помощи знаков, татуировок, масок, серег и драгоценностей. При обсуждении стилей одежды следует принимать во внимание эти украшения, поскольку они также потенциально способны нести определенную информацию. Кольцо, которое носится на определенном пальце, значки студенческой или какой-либо иной организации, приколотые в определенной последовательности, или серьга, которая носится в правом или левом ухе, все это может передавать определенную информацию о характере отношений человека с другими людьми и о том, как сам он себя воспринимает.
Известно, что во всем мире люди украшают свое тело и изменяют его самыми разными способами. Иногда на тело наносятся шрамы или краска, а иногда его специально деформируют. Если бинтовать ноги ребенка, изменится строение костей. В нашем обществе многим мальчикам делают обрезание, а в последние годы среди молодежи все более популярным становится пирсинг разных частей тела. Широко используются также татуировки (Sanders, 1989).
Кроме того, нам известно, что иногда окружающие бурно реагируют на какой-либо предмет одежды или украшение, например на очки или помаду. Однако, хотя первоначально такие элементы могут сильно бросаться в глаза, другие детали внешности и речевое поведение вскоре помогут сформировать общее впечатление, таким образом, уменьшая эффект какой-либо одной черты.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. С. 128-131.

Одежда, а тем более – способ ее ношения, полностью открывает наше «эго». Укрывая тело, мы, сами того не подозревая, открываем душу. Очень часто наш гардероб показывает то, что нам бы хотелось скрыть от посторонних глаз. И дело не в излишней оголенности тела. Одежда говорит, плачет, смеется. К счастью, или к сожалению, внешность частенько может быть обманчивой. Один и тот же комплект одежды, носимы разными людьми, может вызывать у окружающих совершенно противоречивые чувства. Почему? Да потому, что наша одежда, как и сны, только намекает.

Одежда много может рассказать о ее хозяине.

(Источник иллюстрации: www.tutti-frutti.com.ua)

Сегодня мы с вами, дорогие наши женщины, займемся очень интересным делом. А точнее – психологией одежды. Как в каждой сфере нашего непростого существования, так и в моде самым важным является золота середина. Наш внешний вид часто говорит о нас гораздо больше, чем мы сами. Одежда показывает наши комплексы, желания и потребности, в которых иногда даже мы сами стесняемся признаться на словах. Поэтому стоит присмотреться к собственному гардеробу и прислушаться, что именно он говорит о нас и нам. Даже некоторые дипломированные знатоки моды утверждают, что одеваться нужно не так, как ты себя чувствуешь, а так, как бы ты хотела себя чувствовать.

Наш внешний вид говорит о нас больше, чем мы сами.

(Источник иллюстрации: www.knit.com.ua)

Что бы такого одеть. Этот вопрос ежедневно задают себе миллионы женщин. И – подбирают себе одежду, следуя исключительно своей интуиции. Если вы спросите себя, почему одели ту или иную вещь, то вашим ответом будет – мне в ней удобно. Этот простеньки пример подтверждает главный принцип психологии одежды – мы подсознательно выбираем то, что наиболее отражает наше текущее психоэмоциональное состояние.

Человечество давно уже перестало одеваться только для защиты от погодных условий. Лучше всего это видно в вашем шкафу. Так что, открываем шкаф и начинаем наш психоаналитический сеанс.

Шкаф, наполненный самыми разнообразными вещами, разбросанными в художественном беспорядке, свидетельствует о такой же жизни – не упорядоченной, переполнено лишними эмоциями и делами. Полупустой шкаф, в котором у каждой вещи есть свое личное место, отображает вашу дисциплинированность и расчетливость. Ностальгические шкафы, в которых мы перекладываем старый свитерок или юбочку с места на место, не решившись их выбросить, говорят о нас, как о человеке сентиментальном, привязанном к своим близким людям и семье. Хранение одежды не по размеру показывает то, что мы никак не можем смириться с изменением нашего внешнего вида. Если ваш шкаф, заполнен одеждой на все случаи жизни – значит вы всегда стараетесь произвести впечатление на окружающих.

Покажи мне свой шкаф - и я скажу, кто ты.

(Источник иллюстрации: fb.ru)

Как бы не был богат наш гардероб, мы все равно время от времени пополняем его новыми вещами. И – даже не по необходимости. Что может улучшить настроение женщины лучше, чем новая кофточка или очередная пара таких восхитительных босоножек. Шоппинг для нас, это то же самое, что для мужчин – футбольный матч. Это – целый ритуал, который подразумевает не только приобретение ново одежды, но и общение с подругами. Впрочем, сам факт шоппинг-терапии вполне объясним. Мы избавляемся от некое денежной суммы, что создает иллюзию уменьшения психической нагрузки. А приобретенная обновка срабатывает, как энергетически коктейль. Прогулялись, примерили, купили и, совершенно довольные, спокойные и отдохнувшие можем возвращаться в мир проблем насущных.

Довольна, отдохнувшая и совершенно спокойная.

(Источник иллюстрации: kasugati.ru)

Одежда выражает нашу индивидуальность. Что мы делаем, когда собираемся в гости к мало знакомым людям или отправляемся устраиваться на новую работу? Неужто узнаем о том, какие именно правила и обычаи царят в незнакомом для вас месте? Или вам категорически наплевать на все приличия и вы одеваетесь так, как вам удобно? Длина юбки и количество побрякушек на вашей шее – это не только выражение личного вкуса. Это еще и стремление либо войти в определенную среду и быть принятой окружающими, либо желание выделиться из толпы. Впрочем – не все так печально. Случаются среди нас индивидуумы, которым удается найти оптимальный компромисс, удовлетворяющий обе стороны. Вот у них то и стоит поучиться.

Быть принятой обществом, или выделяться из толпы?

(Источник иллюстрации: composapience.ru)

Очень важную роль в психологическом аспекте одежды отыгрывает ее цвет. Любите белые блузки? Значит вы – закоренелая индивидуалистка. Вы любите отстаивать свою точку зрения, обладаете недюжинной амбициозностью и уверенностью в себе. Черная одежда свидетельствует о сильном и властном характере. Женщины, предпочитающие этот цвет, как правило, натуры авторитетные и неприступные. Красный цвет показывает наше стремление к обольщению. Синие и зеленые оттенки – приоритет спокойных характеров, фиолетовые и сиреневые – мечтателей и эмоциональных натур. Серый и бежевый срабатывают, как защитный костюм, и говорят о излишней застенчивости и неспособности принимать важные решения.

Любимый цвет может много о нас рассказать.

(Источник иллюстрации: colorinform.ru)

Невозможно найти женщину, которая хотя бы раз в жизни не одолжила какой-нибудь наряд у подруги. И дело совершенно не в том, что ей нечего надуть. Все намного интересней. Для нас одежда неразрывно связанна с ее хозяином. Одалживая у подруги кофточку, платье или ремешок, мы, как-бы, притрагиваемся к ее личной жизни. Не интереса ради, а по причине близких взаимоотношений. То же самое происходит, когда вы одеваете свитер своего мужа или мамин шарф. Вы уверяетесь в том, что эти люди для вас ничего не пожалеют и поделятся последним куском хлеба в случае крайней необходимости.

Обтягивающие короткие платья, вопреки общественному мнению, не являются прерогативой женщин, уверенных в красоте своей фигуры. Обычно, эти девушки страдают целой массой комплексов и нарочито демонстрируют свою сексуальность, стараясь придать себе больше уверенности. Еще один момент, который может вызвать целую бурю негодований – чем больше смотрят на ноги, тем меньше замечают мозги. Мы отнюдь не хотим никого обидеть, но психология – наука упрямая.

Мнимая сексуальность?

(Источник иллюстрации: doseng.org)

Дамы, уверенные в своей привлекательности, не будут выставлять на показ все свои прелести. Они носят элегантные юбки-карандаши, роскошные платья с кринолинами, прикрывают грудь и колени и наслаждаются тем эффектом, который такая искушающая таинственность производит на окружающих.

В связи с тем, что женщины заняли важные позиции в обществе, они помалу начали приспосабливать к своим изящным фигуркам предметы мужского гардероба. В частности – брюки. Женщина в брюках – это жестокий и очень опасный соперник для мужчины. Женщина в брюках априори не доступна, поскольку брюки опровергают какой-либо намек на близость. Она активна, динамична, любит командовать и твердо стоит на земле. Конечно, это относиться лишь к классическим брюкам, которые являются неотъемлемой частью женского делового костюма. Ни джинсы, ни капри, ни даже брючки-дудочки не создадут похожего эффекта.

Женщина в брюках – опасный соперник.

(Источник иллюстрации: forwomen.su)

Современная жизнь диктует нам свои стереотипы по поводу внешнего вида и провоцирует отход от натуральности. По мнению дизайнеров и стилистов, волосы необходимо красить, чтобы они выглядели естественней, а большинство женщин выглядят некрасивыми, потому что страдают излишним весом. То же самое и с одеждой. Яркие, крикливые цвета, совершенно невообразимые неоновые расцветки, искусственные материалы… Иногда, гуляя по городу, создается впечатление, что мы попали на съемки какого-то фантастического боевика о гуманоидах с другой галактики.

Одежда слишком ярких цветов показывает некие проблемы с психологическим состоянием ее владелицы. Ярко розовая футболочка, словно орет – «Любите меня!». Девушка, одетая в блестящий латекс, скорее всего недавно пережила огромное эмоционально потрясение и попросту спряталась за «второй» кожей. Фантастические оттенки на волосах – ни что иное, как попытка обратить на себя внимание.

Не верьте этой нарочитой уверенности.

(Источник иллюстрации: krabov.net)

Вот такие вот не простые дела с одеждой. А вы что думали? Открыла шкаф, оделась и пошла? Не тут то было. Каждая мелочь, каждый даже самый маленький эмоциональный стресс необъяснимым образом влияет на выбор нашей одежды. Надеемся, что те психологические хитрости, о которых мы поведали, помогут вам разобраться в себе и научиться прислушиваться к вашей душе.

ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).