Основные принципы этики и характер делового общения. Основные принципы профессиональной этики юриста

1. Профессиональная этика. Основной этический принцип делового общения.

2. Этика общения сверху вниз.

3. Этика делового общения снизу вверх.

4. Этика делового общения по горизонтали.

Этика делового общения проявляется в различных сферах: отношения между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри предприятия – между руководителем и починенным, между подчиненными людьми одного статуса, и в каждой сфере своя специфика. Но нужно выработать такие правила, которые соответствовали бы каждому виду делового общения и не противоречили нравственным принципам, и при этом выполняли функцию координации деятельности людей в деловом общении. Конечная цель установления таких правил – это создание максимально комфортных условий для работников с целью повышения эффективности труда и извлечения максимальной прибыли.

«Профессиональная этика – это кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности», такое определение дает автор учебно-методического пособия «Этика и психология профессиональной деятельности Л.Е. Антонова. Основным принципом, на который опирается профессиональная этика, является следующий: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении».

Этика делового общения сверху – вниз (т.е. в отношении руководителя к подчиненному).

Нужно относиться к своим подчиненным так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель, т.к. отношение руководителя влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат, именно на уровне руководителя формируются нравственные эталоны и образы поведения.



1. Руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива и высоко моральных нормах общения. Нужно приобщать сотрудников к целям организации, чтобы каждый почувствовал свою принадлежность к коллективу, значимость своего личного вклада.

2. При возникновении проблем, связанных с невыполнением обязанностей руководитель должен отреагировать. ью, руководителюНо предварительно необходимо выяснить причину.

1) Если речь идет о невежестве, то попрекать этим нельзя, нужно помочь преодолеть, опираясь на сильные стороны этой личности.

2) Если сотрудник не выполнил распоряжение начальника из-за недобросовестности, необходимо дать ему понять, что вы об этом знаете, чтобы он не думал, что обманул вас. Если руководитель не сделал замечания, то он не выполнил своих обязанностей, то он поступил неэтично.

3. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам:

Нужно собрать информацию о проблеме;

Попросить у сотрудника объяснительную о причине происходящего;

Замечание нужно делать один на один;

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека;

Когда это уместно, нужно спрятать критику между двумя комплиментами;

7. Не советуйте подчиненным, как поступать в личной жизни.

8. Не заводите любимчиков.

9. Не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если хотите сохранить их уважение.

10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства, хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.

13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно узнают о них, но утаивание ошибок, это проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданы.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая два фактора

Ситуацию наличия времени

Личность подчиненного (добросовестный квалифицированный работник или тот, кого нужно подталкивать).

Приказ – использовать в чрезвычайных ситуациях и по отношению к нерадивым работникам.

Просьба – если ситуация рядовая, а между руководителем и подчиненным все основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос – в тех случаях, когда хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя «Как мы должны это сделать?», «Если ли смысл заняться этим?». При этом сотрудники должны быть квалифицированными, чтобы не приняли ваш вопрос, как проявление слабости.

«Доброволец», «Кто хочет сделать эту работу?» подходит в такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, а сделать ее надо, и обязательно найдется доброволец, он надеется, что его инициатива будет соответствующим образом оценена в дальнейшей работе.

Этика делового общения снизу вверх (отношение подчиненного к начальнику).

Относись к своему начальнику так, как хотел бы, чтобы к вам относились все подчиненные.

Знать, как относиться к руководителю, не менее важно, без этого трудно найти общий язык.

1. Старайтесь помочь руководителю в создании в коллективе нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений.

2. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения или командовать им. Высказывайте свои замечания тактично и вежливо.

3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите только да или нет.

4. Если в коллективе случилось радостное или неприятное событие, старайтесь сообщить об этом руководителю.

5. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом, имейте свои принципы, характер.

6. Не стоит обращаться за помощью, советом через голову, к руководителю вашего руководителя, кроме экстремальных случаев, иначе ваш руководитель теряет авторитет, это может быть расценено как сомнение в его деловых качествах.

7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос о ваших правах, т.к. выполнение любого дела не возможно без свободы действий.

8. Проявляйте тактичность в оценке деятельности руководителя

Этика делового общения по горизонтали (между коллегами).

Общий принцип: относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.

1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.

3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, то это опасная ситуация. Если управляющий не разграничил ваши обязанности, попытайтесь сделать это сами.

4. В отношениях с коллегами из других отделом нужно самому отвечать за свой отдел, а не сваливать вину на подчиненных.

5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных. По данному сотруднику будут судить о вашем отделе в целом. С вами могут поступить также.

6. Не относитесь предвзято к своим коллегам, отбрасывайте сплетни и предрассудки в общении с ними.

7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это чаще.

8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать свое доброе отношение. Помните, что посеешь, то пожнешь.

9. Не давайте обещаний, которые не можешь выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

10. Не лезьте человеку в душу, на работе не принято спрашивать о личных делах и проблемах.

11. Старайтесь слушать не себя, а другого.

12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу.

13. Словами, жестами, мимикой давайте участнику общения понять, что он вас интересует, смотрите прямо в глаза.

14. Рассматривайте своего коллегу как личность, которую следует уважать, саму по себе, а не как средство достижения собственных целей.

Способы повышения уровня этики делового общения:

Разработка этических нормативов на предприятии

Создание комитетов и комиссий по этике

Проведение социально-этических ревизий

Обучение этическому поведению.

Вопросы для самоконтроля

1, Сущность понятия профессиональная этика.

2.Назначение профессиональной этики

3. Основной принцип профессиональной этики

4.основной принцип профессиональной этики руководителя

5.Почему руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива?

6.Наиболее важные на ваш взгляд правила этики руководителя, ответ обоснуйте.

7. Этические нормы при вынесении взыскания.

8.Способы отдачи распоряжения

9. Основной принцип этики подчиненного

10.Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

11. В каких ситуациях можно обращаться через голову руководителя?

12. Основной принцип этики отношений между коллегами.

13. Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

14. Наиболее ценные на ваш взгляд правила, ответ обоснуйте.

15.Почему не нужно стараться выглядеть лучше, умнее чем ты есть на самом деле?

ПРАКТИКУМ

Вариант I

1. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не поссорить подчиненных друг с другом

2. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы поддерживать у работников чувство собственного достоинства

3. Вам необходимо объявить подчиненному замечание за недобросовестно выполненную работу. Ваши действия

4. На общей областной конференции руководителю учреждения была объявлена благодарность, его действия

5. К вам в коллектив пришла новая сотрудница, по мнению вашей хорошей знакомой, у нее не очень хорошая репутация. Какие этические правила вы должны соблюсти.

Вариант II

1.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы выработать у подчиненных чувство ответственности

2.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не вызывать у подчиненных чувство антипатии.

3. Вам как руководителю организации поручили подготовить и провести новую форму работы, ваши действия.

4. Вам необходимо отдать распоряжение работнику, который своим поведением напоминает известного персонажа детской сказки Незнайку. Какую форму вы выберете, ответ обоснуйте.

5. Вы пришли на работу в новый коллектив, чего по правилам этики вам не следует делать.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Отдел дополнительного профессионального образования

ПРИНЦИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

По дисциплине: Профессиональная этика

Выполнил: Слушатель 1 курса, ЗО ОППП «Психология»

Комарова Надежда Сергеевна

Проверил: старший преподаватель

кафедры социальных наук ШГН

Нестеренко Елена Борисовна

Владивосток 2013

1. Введение

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Введение

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика) Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154. .

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

В соответствии с кратким курсом предмета "Профессиональная этика" принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений Кибанов А.Я., Захаров Д.Г., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., исправ. и доп. - М:ИНФРА-М, 2010. - 424 с. - Высшее образование - с. 8. .

В своём реферате я раскрою определения основных принципов профессиональной этики, их классификацию, опишу влияние принципов профессиональной этики на осуществление профессиональной деятельности психолога. профессиональный этика норма моральный

2. Основные принципы профессиональной этики

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

В целом, современная деловая этика, по мнению многих учёных, должна базироваться на трёх важнейших положениях:

· создание материальных ценностей во всём многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

· прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

· приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции. Кибанов А.Я., Захаров Д.Г., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., исправ. и доп. - М:ИНФРА-М, 2010. - 424 с. - Высшее образование - с. 8.

В работе американского социолога Л. Хосмера сформированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

Таких принципов и, соответственно, аксиом десять.

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протогора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чём нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основане на взглядах Аристотеля и Платана о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию "чувства локтя", так как все мы работаем на одну общуу цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббсаи Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведёт к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живёшь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллером).

6. Никогда не делай того, чего не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И.Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашим обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы прву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества). Деловая этика и деловой этикет /И.Н. Кузнецов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251, (1) с. - (Психологический практикум). - с. 49-50

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдалённой целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на тождестве морально -этических принципов. одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 году в швейцарском городе Ко (Саих) Декларацию Ко - "Принципы бизнеса". В декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловой культур, её инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. Шихерев П.Н. Введение в российскую деловую культуру.- М., 2000г. - с. 50.

3. Общие и частные принципы профессиональной этики

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного.

Общие принципы профессиональной этики , базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Общим для всех профессий является требование максимально высокого качества работы в пределах оговоренных возможностей. Недопустимо противопоставление корпоративных интересов интересам клиента.

Общеупотребительно требование отношения к клиенту, посетителю, покупателю и т.д., как к субъекту, а не объекту профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования, введения людей в заблуждение, во многих профессиях понимается как принцип «информированного согласия».

Информированное согласие существует во всех профессиях и отражает требование соблюдения права человека на информацию, касающуюся его лично или его интересов, гарантированное Декларацией прав человека. Оно означает также недопустимость дезинформирования и замалчивания важной информации.

Информированное согласие означает максимальную информацию, предоставляемую специалистами и касающуюся здоровья, времени, материальных затрат, возможных последствий или потерь, утрат возможностей или морального вреда достоинству.

Эта информация является условием добровольного принятия клиентом, пациентом, учащимся, посетителем содержания форм, методов, приемов, времени, цены и качества его обслуживания (лечения), обучения и предполагаемого результата с учетом возможных осложнений.

Общим для всех профессий является принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах.

Конфиденциальность применительно к работе специалиста следует понимать как неразглашаемость сведений, касающихся специалиста и ставших достоянием специалиста в результате исполнения им служебных обязанностей или в связи с ними.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

Второй принцип гласит: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо оттого, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип - принцип максимума прогресса. Служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации, коллектива с моральной точки зрения.

Пятый принцип - принцип минимума прогресса. В соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, нормам, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, как черта личности, должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, клиента, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других. Обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Краткое содержание курса «Профессиональная этика». Нестеренко Е.Б. старший преподаватель кафедры социальных наук ШГН ДВФУ

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой организации, коллектива собственной личной этической системы.

Частные принципы

Перечень общих принципов, указанных в главе 3.1., может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации.

Как указывалось выше, принципы профессиональной этики, это правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для членов организации, членов их органов управления служащих, в соответствии с законодательством, документами ассоциаций и других саморегулируемых организаций, и общепризнанными нравственными нормами.

Принципы дают конкретному работнику в любой организации и любом виде деятельности концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей -- психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", -- не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип, профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога -- "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов -- позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен, избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога -- препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это -- профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда -- профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..." Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. - М., 2003. стр. 233

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" -- своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов. Так, 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества принят Этический кодекс психолога (см. Приложение).

4. Заключение

В мире существуют разнообразные виды этических кодексов, хартий, деклараций. Многие профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет, лесоводство или проектирование. Содержание этических кодексов учреждений, организаций, сообществ, фирм берет свое начало из общих принципов этики.

В России же процесс разработки кодексов только начинается. В медицине, журналистике, юриспруденции возрождаются традиции доблестного служения Отечеству, принимаются соответствующие документы, отражающие общемировые стандарты. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Конечно, в идеале профессионалы сами должны следить за выполнением требований профессиональных этических кодексов. Но для этого в обществе должна быть уверенность, что профессионалы, в самом деле, служат общественному благу. И эта уверенность может утверждаться и поддерживаться тем, что общество фактически осуществляет постоянный контроль над профессионалами, который стимулирует такое качество профессиональной деятельности, которое может вызывать доверие общества. Профессиональная этика: что и где? Апресян Р.Г. http: //iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Prof_ethics.html

Список использованной литературы

1. Апресян Р.Г. Профессиональная этика: что и где? http: //iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Prof_ethics.html.

2. Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. С. 154.

3. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. М., 2003.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.Г., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., исправ. и доп. М:ИНФРА-М, 2010. 424 с.

5. Деловая этика и деловой этикет /И.Н. Кузнецов. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 251, (1) с. (Психологический практикум).

6. Нестеренко Е.Б. Краткое содержание курса «Профессиональная этика».

7. Шихерев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование совокупности правил поведения работников юридической сферы деятельности, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений. Характеристика ценностных установок, основных принципов и норм профессиональной этики юристов Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов. Нормативные правовые акты. Соблюдение дисциплины и норм этики в здании Жогорку Кенеша.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Цели профессиональной этики юриста как ее категория, соотношение с целями юридической деятельности. Принципы профессиональной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Характеристика понятия, основных принципов и социальных функций профессиональной этики или норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение специалистов или организаций. Этика деловых отношений. Работа американского социолога Л. Хосмера.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Понятие и категории профессиональной этики социального работника. Функции и принципы профессиональной этики социального работника. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности. Объект изучения профессиональной этики социальной работы.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Природа профессиональной этики как совокупности устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник. Этические принципы и стандарты социального работника. Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Непосредственная связь этики с жизненной практикой в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека. Соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса. История развития и трансформация зарубежного делового этикета.

    Принцип профессионального отношения к труду. Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. Современный профессионал работает не по наитию, а с представлением о последствиях своих действий для людей.

    Корпоративность. Это обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпоративность проявляется в следующем:

а) общим для всех профессий является сохранение профессиональной тайны и конфиденциальности ;

б) проявление «цеховой солидарности» - помощь и защита «своих» в любых условиях;

в) наличие внешней стороны корпоративности. Она проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, одежде - все это играет роль профессиональных символов (например, белые одежды у целителей, черные - у монахов; мантии и парики у судей; достаточно строгая форма одежды и причесок у учителей; военная форма и знаки отличия; впечатляющие ритуалы - присяга, клятвы на крови у средневековых рыцарей и т. п.).

    Высшие моральные ценности. Принцип следования высшим моральным ценностям обретает в различных профессиональных этиках свои специфические черты.

Так, во многих профессиональных этических системах такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность обретают характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдание и сострадание в медицине.

    Неравенство сторон. В сфере профессионального общения, например в системе «начальник-подчиненный», «педагог-учащийся», наблюдается неравенство сторон. Это нарушение не несет в себе никакого унижения и обусловлено спецификой взаимодействия сторон. Эта специфика взаимодействия неравных сторон и определяет необходимость профессиональных деонтологий - этических кодексов, предписаний, «правил поведения специалиста» в условиях неравенства и зависимости.

    Служебная этика и конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. В противоположность патриархальной морали - профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного или семейного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы или обозначенного в контракте вознаграждения. Любое иное вознаграждение, услуга, обусловленные занимаемой должностью, могут рассматриваться как факт коррупции .

    Уважение прав собственности. Любая профессиональная деятельность предполагает обращение с собственностью - услуги, купля-продажа, сделки с недвижимостью и т. п. Смысл вовлечения участников в товарно-денежные отношения можно свести к этическому принципу взаимной выгоды . Сделки и операции, содержащие заведомо скрытые от одного из участников преимущества для другой стороны (кто кого обманет), могут быть признаны незаконными, мошенническими. Это может повлиять на репутацию искателей подобных выгод.

Практически во всех профессиях существует проблема интеллектуальной собственности (на идеи, разработки, технологии, ноу-хау). Общим для всех является недопустимость плагиата, т. е. использования чужой интеллектуальной собственности (идей, технологий, текста) без согласования с автором, недопустимость использования авторских прав.

    Коллегиальность . Во многих профессиях сегодня принципом деятельности является коллегиальность. Хотя с развитием экономических отношений и повышается индивидуальная ответственность каждого работника, но вместе с ней повышается и сложность принятия решений. Поэтому вполне естественным выглядит принятие коллегиальных решений.

Во многих профессиях сегодня приняты коллективные поиски решений на совещаниях. Участие в них - не только работа, но и личный долг специалиста. Неэтично быть невнимательным, отмахнуться или сослаться на занятость, когда коллега просит выслушать и высказать свое мнение.

    Право на критику и бесконфликтность. Профессионал обязан уметь критиковать работу своих коллег, не «переходя на личности», не унижая своих коллег, а также правильно принимать к сведению критику в свой адрес.

Важен также и принцип бесконфликтности. Моральный климат и деловая атмосфера только выигрывают, если решения принимаются с учетом многих точек зрения; если сотрудники чувствуют себя не слепыми исполнителями воли руководства, а способными влиять на ситуацию.

Необходимо заботиться об этике дискуссий, чтобы деловой спор не переходил в личностную конфронтацию.

    Гедонистический принцип профессиональной этики. Гедонизм - этический принцип, по которому стремление к наслаждению является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной деятельности связан с факторами, которые стимулируют трудовую деятельность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», они требуют умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

Важным фактором, который мотивирует положительное отношение специалиста к труду, является психологическое самоощущение личности, в частности привлекательность для нее самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя». Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играют стремление к признанию и ориентация на успех.

Работа, приносящая удовлетворение профессионалу, должна отвечать следующим требованиям:

работа должна быть оптимально организована;

в коллективе должно царить взаимоуважение;

одобрение и стимулирование успехов в работе должно быть нормой;

сотрудник должен иметь возможность самосовершенствоваться;

сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;

сотрудник должен видеть или ощущать результаты своего труда;

руководитель должен быть достойным своей должности, профессионалом;

работа должна требовать напряжения сил;

сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его работы и состояния дел в целом.

    «Золотой стандарт» - это вариация золотого правила нравственности: в рамках служебного положения не следует допускать по отношению к подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы ты не хотел видеть по отношению к себе, - не делай другим того, чего сам не желаешь.

    Справедливость . Этот принцип должен соблюдаться при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

    Восстановление морального паритета. Необходимость обязательного исправления нарушения норм морали независимо от того, когда и кем оно было допущено. В противном случае возникает нарушение морального климата в коллективе, работник, ущемленный морально, будет выполнять свои обязанности с грузом обид, униженности, несправедливости, и это может сказаться на качестве его работы.

    Принцип общей культуры и здравого смысла. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах. Это по большей части касается этикетных ситуаций.

    Принцип гармонии индивидуального и коллективного начал, при разработке и принятии деловых решений. Необходим учет индивидуальных мнений и подходов при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм (непринятие господствующих порядков, норм, ценностей, законов) как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

    Принцип корректности в отношениях с подчиненными. Не должно быть насилия, «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например в приказной, командной манере ведения служебного разговора, не говоря уже о хамской.

    Принцип авансирования доверием. При поручении сотруднику какого-либо задания, при обсуждении какой-либо проблемы, просто в решении отдельных рабочих вопросов целесообразно доверять чувству ответственности работника, его компетенции, сообразительности, чувству долга, обязательности и т. п.

    Принцип бесконфликтности. Конфликт - это следствие назревшей проблемы. Проблемы нужно решать в соответствии с уже рассмотренными принципами коллегиальности, учета индивидуальных и коллективных точек зрения. Также надо учитывать, что конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные последствия (может в данный момент резко ухудшить и даже парализовать работу в служебном коллективе), но и функциональные последствия (может создать серьезные проблемы для дальнейшего функционирования отдела). При этом конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

    Принцип «не критикуй конкурента». Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

    Культура речи как критерий этики профессионала. Умение выразить и объяснить суть идеи - необходимое условие эффективности в профессиональной деятельности. При этом важное значение имеет и интонация разговора. В суде точность и краткость высказываний всех участников процесса является условием установления истины или победы кого-либо из оппонентов.

В профессиональном общении важно владение речевым этикетом , понимание этических аспектов делового письма. В основе речевого этикета лежат доброжелательность, уважение к партнеру в общении, поддержание контакта, благодарность за него, деловой переписки - правильно выбранное обращение, краткость текста, ясность изложения, учет значимости эмоционального тона, сроков ответа и пр.

    Культура мышления как критерий этики профессионала. Человеческая речь неразрывно связана с мышлением. Мышление специалиста-профессионала - это четкая формулировка мыслей, последовательность рассуждения, ясное выражение проблемы и постановка задач.

Культура мышления специалиста предполагает способность:

логически грамотно составлять служебные документы;

аргументированно излагать свои мысли;

эффективно вести полемику и дискуссию;

вскрывать противоречия и опровергать ложные выводы оппонентов.

Мышление профессионала - это всегда мышление творческое.

В эпоху зрелого и позднего капитализма профессионализм получает статус морального принципа, он сформировался как основной принцип этики бизнеса (деловой этики) и стал означать:

понимание работы как долга, призвания, как служения делу, людям, Родине;

высокое качество производимых продуктов, услуг, профессиональных достижений;

уважение и доверие к другим профессионалам (стремление во всем иметь дело с профессионалами, а не с дилетантами);

творчество, энергичность, постоянное повышение квалификации, стремление к новому, к информированности о новациях;

честная конкуренция с другими профессионалами: хочешь больше зарабатывать - лучше работай;

сотрудничество и взаимопомощь в рамках профессионального цеха;

трудолюбие в сочетании со здоровым образом жизни - умением отдыхать, восстанавливаться (как правило, на природе); существует даже неписаное правило: не вести разговоры на профессиональные темы на досуге или с незнакомыми людьми. Нарушение этого правила воспринимается как невоспитанность, бестактность.

Уяснение особенностей профессиональной этики поможет разобраться в содержании берущих свое начало из этических принципов многочисленных этических кодексов различных фирм, организаций, корпораций, частных, государственных.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Нормы профессиональной этики призваны нейтрализовать возможность злоупотребления со стороны специалистов. Чем более сложно организовано и структурировано общество, тем обширнее будет список профессиональных групп, вырабатывающих свои специфические нормы и принципы. Кроме того, они должны считаться с теми особыми повышенными требованиями, которые предъявляются обществом к представителям этих профессий.

Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональная мораль



Профессиональная мораль возникает значительно раньше и определяется наличием ряда определенных черт:

Во-первых, это объективный характер требований, которые регулируют отношения внутри конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная мораль независима от воли и желаний людей, она возникает и развивается в ответ на запросы общественной практики. Таковыми, например, являются требования к адвокату (адвокатская этика), вырабатываемые в силу наличия нужды в защитнике прав и законных интересов.

Во-вторых, формирование требований, которые впоследствии воспроизводятся в виде определенных норм и требований, происходит стихийно.

В-третьих, процесс эволюции требований профессиональной морали осуществляется преимущественно на уровне обыденных представлений и в повседневной жизни реализуется через соблюдение работниками неких привычных правил.

Все вышеизложенное позволяет определить профессиональную мораль как совокупность моральных норм, ценностей и идеалов, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долг.

Как мы видим, профессиональная мораль не ставит перед собой задачу составить представление об иерархии ценностей внутри той или иной сферы деятельности. Эта задача входит в компетенцию профессиональной этики, т. к. именно она выступает как теоретический срез сознания по отношению к профессиональной морали.

Профессиональная мораль регулирует три типа отношений:

Моральные взаимоотношения между индивидами в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Моральные взаимоотношения, возникшие в области непосредст- венного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом.

Моральные взаимоотношения этих профессиональных групп с обществом.

Структура профессиональной морали определяется наличием этического аспекта практики, отношений и сознания, которые формируются в конкретной сфере деятельности. Моральная практика со временем обогащается, усложняется характер отношений не только с коллегами по работе, но и по линии «специалист - клиент».

Особенности профессиональной этики юриста и их нравственное значение

Юридическая этика характеризуется особенностями осуществляемого трудового процесса, связанного с тем, что объектом деятельности юриста выступает человек, сама же деятельность протекает строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами.

В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было положено выдающимся судебным оратором А.Ф. Кони в 1902 году.

Кони А.Ф. по праву можно назвать отцом судебной этики в России.

В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был советский юрист и дипломат А.Я. Вышинский, который утверждал, что в Советском Союзе существует лишь общая для всех единая социалистическая мораль, а, следовательно, и единое учение о ней - это этика.

Лишь в 70-е годы XX века появились первые монографические работы по юридической этике, которые становятся излюбленным жанром советской этики.

В настоящее время нравственно-этическая проблематика, связанная с профессиональной деятельностью юристов, находит отражение в работах ведущих ученых-юристов, специалистов, таких как: А.Д. Бойков, С.Н. Гаврилов, А.Я. Гришко, В.С. Каменков, О.Г. Ковалев, Л.М. Колодкин, В.Н. Соловьев, В.В. Мельник и др.

Профессиональная этика юриста, или юридическая этика, является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идет о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.

Существует мнение, что под профессиональной юридической этикой понимаются как нравственные требования, которыми должен руководствоваться работник любой юридической профессии (адвокат, судья, прокурор, нотариус, сотрудник милиции), так и наука, которая изучает эти правила. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика.

Юридическая этика - это достаточно сложная категория, которая включает определенные стандарты и правила поведения членов юридического сообщества. Требование соблюдать стандарты юридической профессии обусловлено необходимостью слаженной работы всей судебной системы и правоохранительных институтов, которые обеспечивают гарантии прав и свобод человека и гражданина.

В рамках юридической этики выделяются следующие виды: судебная, прокурорская, следственная, адвокатская, этика работников органов внутренних дел, этика юрисконсульта, нотариуса, ученых-юристов и преподавателей юридических учебных заведений и т. д.

Каждая разновидность юридической этики наряду с общими моральными принципами должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. Но, между тем, в основном для всех работников юридической профессии главными нравственными категориями должны быть: долг, совесть, честь, справедливость, гуманность, требовательность к себе и неуклонное следование правовым предписаниям.

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

Итак, юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие не только на законодательство, но и на правоприменение. И последнее, она способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип : нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип - этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип - индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип - не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм* как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип - состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности, т.к. конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип - работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип - не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Например, врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа.

Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия*, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия*, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная этика журналиста , подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов. Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только u1087 производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).