Альгамбра гранада на карте испании. Гранада, Альгамбра - архитектурно-парковый ансамбль: описание

Писать этот пост было сложно. И пришлось, как говорит мой брат, "впихнуть невпихуемое", сделать выборку из 500 кадров и написать какой-то минимальный текст, а не научное исследование на тему "Альгамбра как она есть".

Итак 4 ноября, с утречка пораньше, т.е. около 9 часов утра, мы погрузились в заказанное такси и отправились к главной достопримечательности Гранады - Альгамбре, величественному архитектурно-парковому ансамблю, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе.

До Альгамбры можно добраться четырьмя способами:
1) самый простой - заказать такси (нам стоило 7.50 европейских денег на двоих)
2) воспользоваться миниавтобусом 30-го маршрута, отправляющимся от Кафедрального собора (стоимость 1.80 денег за одну душу, точнее тело)
3)ехать на своей (снятой) машине (стоимость бензина и километра ваших нервных волокон и клеток, которые не восстанавливаются и которые вы начнете тратить запутавшись в односторонних, узких улочках (а вы всенепременно запутаетесь).
4) пойти пешком - денег не стоит, но от 30 минут и до бесконечности времени вы на это затратите (смотря откуда идти будите). Тут следует заметить, что выбрав этот способ доставки себя к Альгамбре, нужно учесть, что идти придется в довольно крутую горку и подъем может стать утомительным, особенно летом. А в самой Альгамбре придется еще ходить и ходить.
Некоторые путеводители говорят, что для осмотра Альгамбры нужно 3 часа. Я не знаю как можно все успеть за 3 часа, наверное, только, если скакать резвым галопом. Мы там находились почти 6 часов и далеко не все обошли и посмотрели.

И еще одно важное замечание. Из-за того, что пропускная способность в Альгамбре 8800 человек в день, все путеводители рекомендуют заказывать входные билеты заранее. Сайт для заказа и телефонные номера находятся в гугле без проблем, а так же написаны в тех же путеводителях. Мы это знали, но не имея четкого плана поездки (решили как поедется, так поедется) не знали в какой день мы окажемся в Гранаде, а потому билетов заранее не заказывали, понадеявшись на то, что ноябрь - это далеко не разгар туристического сезона и желающих посетить Красную крепость (а именно так переводится Альгамбра с арабского), будет не 8800 человек, а чуть меньше и мы купим билеты на месте.

Правда, накануне вечером, я начиталась отзывов таких же туристов-раздолбаев, которые билет на месте купить не смогли. Да и таксист, везший нас к крепости, спросил " а заказа-ли мы билеты?", очень удивился услышав отрицательный ответ. Так что по дороге к крепости мне было несколько волнительно, а Лида совершено не волновалась а обсуждала с таксистом геополитическую обстановку на Ближнем Востоке. Диалог их был весьма занимательным, потому как базировался на десяти испанских словах, которые знала Лида и пяти английских, которые знал таксист.

Итак мы добрались до касс, у которых народу было совсем мало, беспрепятственно купили билеты и резво поскакали к дворцам Насридов. Тут еще еще одна особенность, которую нужно учитывать при посещении Альгамбры - мало получить билет в кассе и зайти на территорию комплекса. Еще нужно обратить внимание, на время входа в дворцы Насридов. Это время пропечатано на билете и зайти в дворцы вы сможете в течении получаса от назначенного времени. Об этом тоже говорят все путеводители.

Мы приехали к Альгамбре около 9:30. Вход во дворцы у нас был назначен на 10:00, но невнимательно посмотрев на карту

пропустили нужный поворот и пошли в другую сторону, а когда сорентировались и поняли, что и поняли, что идем не туда, пришлось разворачиваться и довольно резво бежать к дворцу.
Я естественно, на бегу что-то фотографировала, но не вдаваясь в подробности, что я снимаю.

Через 15 минут резвой ходьбы, ровно в 10:00 мы встали в хвост примерно 150-и метровой очереди во дворцы Насридов.

Итак - "Альгáмбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры".

Пока мы стояли в очереди смотрели на дворец Карлоса 5-го. Построенного совсем рядом с дворцом Насридов. На этот дворец мы, только, посмотрели снаружи, внутрь не пошли. Сейчас там расположен музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada), Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре. Это единственный объект куда мы не зашли из всех тех куда можно было зайти. Просто к концу дня уже не осталось сил ни физических, ни моральных.

Напротив дворца Карлоса стены Алькасабы - цитадель Альгамбры где были построены первые укрепления.

А вот и наша цель на данный момент - дворец Насридов. Снаружи выглядит весьма скромно и непримечательно.

И вот мы у входа.

Теперь небольшое отступление. Гранада была последним оплотом "арабского сопротивления". И именно здесь в Альгамбре было решено возвести королевскую резиденцию после вытеснения арабов с Пиринейского полуострова. Мавританский комплекс органично вписался в архитектурный ансамбль нового императорского Дворца (дворца Карлоса 5-го) и таким образом шедевр мавританского зодчества был спасен от разрушения. Правда уцелело далеко не все. Из семи дворцов, до наших дней, дожили лишь три - Мехуар, Комарес и Дворец Львов. Но и по ним можно судить какой роскошью и великолепием окружали себя последние хозяева Альгамбры в эпоху мавританского декаданса.
И первый дворец, куда мы попали - Мехуар.

Мехуар (Mexuar).Самая старинная часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswar — место, где собирается шура, то есть совет министров.

И первый зал - Зал Мешуара (Sala del Mexuar). В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями. Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было). Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.

Молельня (Oratorio). Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин (один из древнейших арибских кварталов Гранады). Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V.

вид на Альбйасин

В восточной части находится михраб - ниша в стене указывающая на Мекку (чтоб молящиеся случайно не ошиблись в какую сторону молиться).

В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.

Далее мы перешли в Двор Мехуар (Patio del Mexuar), или двор Золотой комнаты (Patio del Cuarto Dorado). Расположен между Мехуаром и дворцом Комарес. Тут мы задержались, чтобы пропустить большую толпу "организованных" туристов и не наступать им на пятки, а заодно полюбоваться такой красотой.

ну и я под этими арками в толпе туристов.

Здесь же расположена "Золотая Палата" - последний зал в дворце Мехуар, названный так из-за позолоты на оригинальном артесонадном потолке. Его тончайшая резьба, отреставрированная во времена католических королей, помимо аарабских, несет в себе и готические мотивы.

Немного поредела толпа туристов и перед нами Фасад Дворца Комарес, отреставрированный в 19 веке. "Созданный в ознаменование взятия города Альгесирас Мухамедом 5 в 1369 году, был задуман как Триумфальная арка, о чем свидетельствует надпись и нехарактерный для исламской архитектуры фасад с двумя отдельными входами.

Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. О происхождении его названия высказаны разные версии; возможно, оно происходит от арабского «гамарийя» — так назывались цветные витражи в окнах главного зала его самой высокой башни, тоже названной башней Комарес.
Входим в него и сначала идем по коридорчикам

и вскоре попадаем в Миртовый дворик.

"Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры. Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, — в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика — богато украшенные входы в женские покои".

он же с другой стороны.

стены и арки

Заглядываем в Зал Лодки (Sala de la Barca)." Вытянутый прямоугольный зал со входом из северного портика Миртового дворика, соединяющий его с башней Комарес. Его название происходит, по разным версиям, либо от цилиндрического свода, напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского аль-барака — благословение (это слово часто встречается среди арабесок на стенах). Стены покрыты гипсовой лепниной, понизу изразцами".

А из него попадаем в Башню Комарес и удивительно красивый Посольский Зал. (Salón de Embajadores), "высотой 18,2 м, самый величественный зал Альгамбры. Пол там плиточный, посредине — герб рода Аламаров (XVI в.). В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Чрезвычайно богато украшен деревянный наборный потолок, символически изображающий семь небес мусульманского рая с престолом Аллаха посредине; потолок окружает сталактитовый фриз. На верхнем этаже башни располагалась зимняя спальня эмира, и оттуда шел выход на террасу".

Я на фоне "толстых стен с нишами". Рюкзак на пузе не просто так, а по настоятельной рекомендации смотрителей. Видимо, карманникам тут раздолье.

моя рука тут для масштаба. Чтобы было проще оценить тонкость гипсовой лепнины.

Следующий и последний дворец на нашем пути - Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частные покои эмира. "Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти; существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королем Педро Жестоким."
Дворец Львов построен по принципу группировки помещений вокруг открытого двора.

Вошли мы туда, как водится, с огромной толпой

Но постепенно народ рассеялся и появилась возможность все рассмотреть.
Итак, Львиный дворик (Patio de los Leones). Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля. Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.

Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн (Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (исп. muqarnas, араб. مقرنص‎‎), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты), сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.

мукарны. В дворце Львов они везде.

Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes)." Расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана. Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале — купол звездообразной формы, состоящий из мукарн, с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу — изразцами XVI в".

напротив похожий зал - Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы, также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов.

Зал Королей (Sala de los Reyes). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции

Центральная ложа по особому положению предназначалась для султана и его окружения.

Еще несколько снимков Львиного дворика и двинемся дальше.

Проходим через зал Двух Сестер и попадаем в Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja). Первое в анфиладе помещений гарема. Название — от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное — двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро (теперь взор упирается в глухую стену галеререи). Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь, кессонный потолок.

из окон открывается вид на двор Линдарахи

еще один мехуар

Проходим по галерее, построенной при Карлосе 5-м. Сверху смотрим на Двор Решетки (Patio de la Reja), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654—1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы.

Решетка, точнее перила ничем не примечательные - видны в этом окошке

Еще с галереи видны крыши бань

А с другой стороны на древнюю крепостную стену Гранады

кварталы Гранады

одну из башень

Спускаемся вниз и попадаем во двор Линдарахи

И вот мы покидаем Дворцы Насридов

Но пока гуляем по парку рядом с Порталем, смотрим на дворцы снаружи. Как я говорила, внешние стены никак не говорят о внутреннем великолепии.

Как я говорила мы вышли к Парталю.

Название «Парталь» (Partal, от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений — башня Дам (Torre de las Damas),

Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль.

Немного толчемся в садах Парталя

Смотрим на Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра (Iglesia de Santa María de la Alhambra). Построена в 1581—1618 гг. на месте Большой мечети по планам Хуана де Эрреры и Хуана де Ореа архитектором Амбросио де Вико, несколько упростившим их. Имеет в плане форму латинского креста.

Мы же пройдя мимо стен дворца Карлоса

Идем в сторону Алькасабы

Проходим через Винные ворота. По общепринятому мнению, с 1554 года под этими воротами велась свободная от налогов торговля вином, отсюда их название.

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. В Алькасабе 9 башень соединенных несколькоуровневыми крепостными стенами.
Я не буду перечислять названия всех башень.

"Оружейная площадь (Plaza de Armas), пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму".

Где вход в тюрьму не знаю, а ядрышки хороши!

Адарве (Adarve), дозорный путь на северной стене. И также видна самая высокая - Дозорная башня (Torre de la Vela), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамена. Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).

Мы естественно на нее взобрались (ох бедные мои колени) но виды того стоили.

Крыши Гранады

Кафедральный собор

Вид на отель Альгамбра (исторической ценности не представляющий, но живописный.

Крепостные стены Альгамбры (Лида поставлена для масштаба).

Под стенами, уже в христианскую эпоху, был разбит небольшой парк.

По этому парку мы покидаем Алькасабу, проходим мимо садов Парталя

Что делают эти двое, для нас осталось загадкой.

идем мимо жилищ арабских вельмож

На путь лежит к этому белоснежному дворцу на соседнем холме.

Это Хенералифе - бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд других сооружений.
Сначала мы шли по "Нижним садам" разбитым здесь в 1931 году и исторического значения не имеющим, но не менее от этого красивыми.

Сады сами по себе красивы, а еще из них открывается совершенно потрясающий вид на Альгамбру.

И аромат цветов вокруг.

Дворец Хенералифе (Palacio del Generalife) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г.

Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры.

Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Арыка (Patio de la Acequia), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья.

Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город.

Назван так по одиноко стоящему сухому исполинскому кипарису. Иначе он назывался Двор Султанши, ибо здесь, по легенде, происходили тайные свидания жены султана с одним из Абенсеррахов, стоившие жизни целому семействе вельмож. (убиенных в одноименном зале Дворца Львов).

вот еще парочка видов на кипарис

К чему относится это окно, не помню - оно мне, просто, очень понравилось.

В 19-м веке, чуть выше на склоне разбиваются "верхние сады"

И в 1836 году строится Романтический мирадор (Mirador Romántico) в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями.

Забравшись туда можно увидеть следующие картинки.

Как и то окно, эта башня мне тоже понравилась, но, что это я не скажу. Скажу, только, что это было последнее строение, на которое мы посмотрели в Альгамбре.

После этого, по тенистому лесочку с деревьями хитрой формы мы вышли к воротам и на том наша шести часовая прогулка по Альгамбре завершилась.

В город мы спускались на миниавтобусе, о котором я писала в начале поста, а о том, что мы увидели во вторую половину дня, я расскажу в следующем посте (для этого, я думаю, информации хватит).

Альгамбра (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Испанию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Загадочный Красный дворец Альгамбра (L’Alhambra, или Альхамбра) в испанской Гранаде - место, где можно не просто сделать оригинальные фотографии, но и окунуться в несколько разных культур одновременно. Когда к 1230 году почти все испанские земли были отвоеваны христианами у мусульман, именно Гранада стала центром мусульманской культуры в Испании, которая сохранилась до наших времен. И именно здесь мусульмане решили построить «рай на земле».

По мнению арабских историков, предполагающих, что не только красный кирпич повлиял на то, как люди описывают атмосферу дворца, но и строители, которые трудились ночью при свете факелов, что придавало красноватый оттенок стенам.

Что посмотреть

Попасть сюда можно через арку, в путеводителе описанную, как Ворота правосудия. По традициям Ближнего Востока мелкие дела слушались именно у входа, не допуская проблемы ни в парк, ни тем более в сам дворец. Здесь много арок со смыслом, большинство из которых напоминающие сталактиты и расположены в совершенной симметрии.

Особенно впечатляет и говорит об истории этого места Львиный дворик дворца. В центре аркадных галерей, безупречных по форме, расположен фонтан - двенадцать мраморных львов поддерживают чашу с водой. Во время реставрации можно недосчитаться того или иного льва. Но сейчас они в полном составе, так как совсем недавно обновили всю композицию.

«Арабские сады стали подобием истинного рая» - архитектура ислама здесь рассказывает реальную историю словно из сказки «Тысяча и одна ночь». Так Башня Воровки или Султанши изменила свое название на Башню Пленницы, потому что в ней жила обращенная в ислам фаворитка короля.

Сюда не пускают больше 30 человек, чтобы все могли рассмотреть записи и рисунки на стенах. Попасть сюда можно только до 18:00.

Как попасть

Дворец Альгамбра - популярнейший у туристов памятник не только в Испании, но и во всей Европе. И прежде, чем собраться туда - нужна подготовка. Для сохранности красоты, созданной много веков назад, количество посетителей здесь ограничено, поэтому о билетах стоит позаботиться заранее. Спасением может стать туристическая карта Гранады, с которой можно посетить большинство памятников и музеев города, в том числе и Альгамбру.

Дворец Альгамбра доступен для посещения и днем и ночью. Всего за 8 EUR можно посетить сады и дворец Женералифе (Generalife) с 20:00 до 00:00.

Можно заранее зарезервировать билет по телефону в Испании +34 93 492 37 50 с 8 часов утра и до полуночи (время испанское). По Интернету на официальном сайте - www.alhambra-tickets.es - за один раз можно заказать до 10 билетов.

Если же вы уже приехали ко дворцу Альгамбра, то кассы работают с 8 утра. Но в мае-октябре в разгар туристического сезона на месте можно купить входной билет на три-четыре дня вперед.

Если вы не подумали о билетах заранее или оказались в Гранаде случайно, обязательно спросите в своем отеле о возможности бронирования. Многие отели оказывают такую услугу.

Цена за билеты здесь 14 EUR для взрослых, а дети до 12 лет проходят бесплатно.

Есть только два дня в году, когда в Альгамбру невозможно попасть - это 25 декабря и 1 января.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Дворец Альгамбра - самый прекрасный из выстроенных когда-либо укрепленных дворцовых покоев. Его устройство хранит черты классического средневекового замка, в котором верхние этажи занимали аристократы, военные и знатные горожане, а нижние уровни и защищенный стенами двор отдавали торговцам и челяди. В 1241 г. Ибн аль-Ахмед положил начало династии Насридов в Гранаде, именовав себя Мохаммедом I. Насриды правили Гранадой до 1492 г. Цитадель Альгамбра была выстроена по приказу Мохаммеда I.

В начале 1492 г. пришел конец семисотлетней власти мавров. Испанские христианские короли изгнали из Гранады правителей династии Насридов, 250 лет считавших город и его окрестности своими владениями. Насриды бежали из своего дворца, несравненной Альгамбры. Этот «красный город» на самом деле следует рассматривать как выдающийся архитектурный ансамбль, а не как отдельное здание.

Первая часть огромного укрепленного комплекса, Алькасаба (Верхний город) , была закончена либо в конце XIII, либо в начале XIV в.

Мехуар, или Дом справедливости, в том числе и богато изукрашенная Кварто Дорадо (Золотая комната) , были официальными помещениями самого султана. Здесь он в присутствии чиновников оглашал законы и указы. На стенах Золотой комнаты красовалась надпись: «Войди и не бойся требовать справедливости, ты ее получишь».

Дворец Комарес, в котором находились жилые апартаменты султана и его чиновников, является настоящей жемчужиной Альгамбры. Своды Посольского зала согласно Корану изображают семь небес. Они выполнены из кедра с искусными инкрустациями из слоновой кости и перламутра. Личная гвардия султана Мохаммеда V (1354-1391) занимала Львиный двор, выдающий образец арабской архитектуры в Иберии и исламского стиля в целом. Стены выложены орнаментом из алых, зеленых, золотых и синих изразцов. Внутренний двор со 124 мраморными колоннами получил свое название из-за фонтана. Его чашу держат на спине 12 мраморных львов.

Самой роскошной комнатой дворца считается зал Двух сестер (Сала-де-лас-Дос-Эрманас) . Ее своды в мавританском стиле украшены сталактитами, так что потолок поделен на более чем 4000 сверкающих ячеек. Одна стена покрыта стихами, выписанными золотом на глазури.

Шум воды можно слышать в любом уголке Альгамбры. В стенах цитадели бьет множество источников. Султан Мохаммед I решил, что в его крепости воды будет в избытке. И послушные архитекторы сделали воду деталью внутреннего убранства. Филигранные струи фонтанов превосходно сочетаются с блеском покрытых глазурью кирпичей, мраморных полов и пестрых изразцов.

Альгамбра состоит из четырех частей:

  • Военной крепости Алькасабы (самая старая часть)
  • Потрясающего дворца Насридов (последний всплеск мавританской архитектуры) ;
  • Летнего дворца Хенералифе;
  • Ренессансного дворца Карла V.

Между ними пролегает лабиринт райских садов, которые действительно кажутся воплощением небесных кущ. Пленяют нежные сочетания света, цвета, звуков и ароматов, созданные журчащими фонтанами, зеркальной гладью прудов, высокими живыми изгородями и изобилием благоухающих цветов.

Цвет стен из смеси красной глины и камня дал Альгамбре ее название, происходящее от арабского слова «красный». Некогда эти стены окружали небольшой город с четырьмя воротами, 23 башнями, семью дворцами, жилищами прислуги, мастерскими, банями, учебными заведениями (медресе) и мечетями. Многие из них давно исчезли, но те, что остались, продолжают завораживать своей магией, как это случилось с Карлом V: построив тут императорский дворец, монарх использовал его лишь для церемоний, а сам предпочитал жить со своей семьей в более приятном ему мавританском дворце. Из-за колоссальной популярности Альгамбры в разгар сезона вы можете оказаться в густой толпе из множества экскурсионных групп. Поэтому лучше запланировать второе посещение, и придти еще раз вечером, когда мягко подсвечены те элементы архитектуры, которые вы могли пропустить днем. Что касается дворца Насридов, то туда надо заказывать экскурсию и ждать в течение получаса (попробуйте прийти после 12.00, когда толпа схлынет) . Но в любом случае вы сможете впитывать чувственную атмосферу Альгамбры так долго, как захотите.

Алькасаба

С этой крепости можно начать осмотр. Поднимитесь на крышу Торре-де-ла-Вела, чтобы полюбоваться фантастической панорамой Гранады, Сьерры-Невады и бескрайней равнины (вега) к западу. Алькасаба, построенная в IX в., представляла собой первое крупное мавританское сооружение в Гранаде, хотя две ее передние башни появились только через 400 лет.

Паласиос Насариес (Дворец Насридов)

Французский поэт Теофиль Готье назвал земным раем этот дворец, построенный для Юсуфа I и Мухаммеда V в 1300 году. Два его патио, изысканная резная лепнина потолков, фризы, капители и арки, геометрическая мозаика, фонтаны и ощущение бесконечной перспективы стали воплощением расцвета мавританского стиля в Испании. Из выложенного замечательной плиткой Мехуара (Зала совета) пройдите в Патио-дель-Куарто-Дорадо, а затем в потрясающий Салон-де-лос-Эмбахадорес (Зал послов) в башне Комарес. Это сооружение увенчано купольным сводом, на который пошло, как утверждают, более 8 тыс. плиток кедрового дерева. Обратите внимание на мастерскую лепнину стен, прекрасные мукаркас (решетчатая лепнина потолка, арок и куполов) , а потом полюбуйтесь чудесным видом из окон. В Патио-де-лос-Аррайянес (Миртовом Дворике) представлена одна из лучших перспектив Альгамбры, которую подчеркивают кусты мирта по сторонам водоема.

Отсюда ведет проход в Зал мосарабов, которому предшествует знаменитый Львиный дворик. Это ритмично организованное, окруженное колоннадой пространство поделено на четыре части в традиционном исламском духе, где главенствуют фонтан и водные каналы - символы четырех потоков жизни. Бассейн, чей обод испещрен поэтическими строфами, воспевающими красоту двора, сада и игру вод, сторожат 12 каменных львов. Автором этих и многих других надписей в Альгамбре был главный министр Мухаммеда V ибн Самрак.

Вокруг патио находятся три зала исключительной красоты. Наиболее впечатляет Сала-де-лас-Дос-Эрманас (Зал Двух сестер, слева при входе в патио) с восьмиугольным купольным потолком, украшенным замечательными мукарнас, напоминающими сталактиты. Они залиты естественным светом, льющимся через расположенные ниже окна.

С противоположной стороны этот зал связан водным каналом с Залом Абенсеррахов. У него высокий купольный потолок и сталактитовые своды. Третий зал, Сала-де-лос-Рейес (Зал королей) , находится позади скопления арок. Роспись его потолка выполнена художниками-христианами, нанятыми Мухаммедом V. К северу отсюда еще один зал ведет в Мирадор-де-Дараха над красивым внутренним двориком с садом.

От главного дворца можно пройти к Паласио-дель-Парталь, который, вероятно, являлся первой частью строения. Арочная галерея ведет к Торре-де-лас-Дамас (Башне дам) , которая отражается в зеркальной чистоте большого бассейна. Расположенные поодаль на разных уровнях сады создают мост, ведущий в Хенералифе.

Хенералифе

Здание Хенералифе, возведенное выше уровня Альгамбры, было летним дворцом. Главную его достопримечательность составляет продолговатый бассейн в окружении фонтанов в Патио-де-ла-Асекия; кроме того, здесь есть террасные сады, беседки и кипарисовые рощи, дарующие целительную прохладу даже в летний зной.

В бывших королевских апартаментах особо рассматривать нечего, кроме замечательных видов, поэтому посетите смотровую площадку Мирадор-де-ла-Султана на самом верху.

В конце июня в садах Хенералифе устраиваются музыкально-танцевальные представления.

Дворец Карла V

Дворец Карла V построен по проекту Педро Мачуки, ученика Микеланджело. Обширный круглый внутренний двор олицетворяет Мировую Империю (т.е. земной шар) и совершенно непохож на все остальные сооружения Альгамбры. Внутри расположены Музей изящных искусств и Музей Альгамбры. В последнем представлены образцы испанско-мусульманского искусства. Наверху, в разделе изящных искусств, хранятся работы гранадских мастеров (Диего де Силоэ, Алонсо Кано, Педро де Мена, Диего и Хосе де Мора) .

Задуманный как замок-крепость, возвышающийся на вершине горы, дворец Альгамбра не раз переходил из рук в руки, видел немало кровопролитных сражений, а его стены со временем приобрели красноватый оттенок. Одни утверждают, что произошло это из-за цвета строительных кирпичей, другие – из-за местных железистых почв, бросающих отблеск на стены крепости.

А одна из легенд Альгамбры гласит: красным дворец стал потому, что возводили его ночью, при свете факелов – и отблески огня сыграли не последнюю роль. Поэтому мавры так и назвали свой замок – Альгамбра, что в переводе означает «Красная крепость».

Дворец Альгамбра в Испании представляет собой архитектурно-парковый комплекс, что находится на вершине Альсабика, одной из гор хребта Сьерра-Невада, на высоте 700 м над у. м., на востоке города Гранада, в 450 км от Мадрида, столицы Испании, на левом берегу реки Дарро. На географической карте точное местонахождение дворца можно вычислить по следующим координатам: 37° 10′ 37″ с. ш., 3° 35′ 24″ в. д.

Строительство замка Альгамбра началось в середине тринадцатого столетия по инициативе мавританского правителя Мухаммеда I из династии Насридов. Дворец является одним из наиболее ярких памятников мавританской архитектуры на территории Европы, на вид которого абсолютно никак не повлияла византийская культура.

Уникальный архитектурный комплекс создавался на протяжении нескольких веков, а потому со временем сформировал самый что ни на есть настоящий город: возле его крепостных стен находились сады, а на территории были возведены сторожевые башни, дворцы, мечеть, павильоны, и даже город (Медина), в котором проживало около 2 тыс. человек. В основном это были служащие замка – врачи, повара, кузнецы, охранники.

Благо, места для возведения огромного количества построек на территории крепости было предостаточно: площадь архитектурного комплекса составляла около 140 тыс. кв. м., длина – почти 750 м, максимальная ширина – около 200 м, а общая протяжённость крепостной внешней стены – около 2 км. В работах были задействованы рабы-христиане, а в качестве строительного материала использовали кирпич, бетон, мрамор, дерево, керамику и гипс.

Чтобы построить замок Альгамбра, были задействованы немалые как финансовые, так и человеческие ресурсы. Несмотря на всю свою красоту и необычный для европейского дворца дизайн, замок не раз оказывался на волосок от полного уничтожения: его состояние прямо зависело от того, кто находился в это время у власти в Испании:

  • Король Мухаммед I возвёл крепость и начал строительство дворца Альгамбра, сделав его королевской резиденцией.
  • Мухаммед II и Мухаммед III заметно укрепили крепость, достроив сторожевые башни и дополнительные крепостные валы. Также в этот период был возведён летний дворец Генералифе.
  • В XIV в. Юсуф I принял решение полностью перестроить крепость. Реконструкция длилась около ста лет, а потому работы были закончены уже Мухаммедом V. В результате крепость Алькасаба получила чисто военное предназначение, а рядом с ней на склоне горы был возведён дворцовый комплекс Альгамбра.
  • В 1492 г. испанские войска короля Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской захватили Гранаду – и для замка начались не самые лучшие времена: декоративные рисунки замазали побелкой, картины и позолоту сняли, мебель поломали.
  • В XVI в. Карл V решил на территории Альгамбры возвести замок в стиле эпохи Возрождения, почти полностью разрушив для этого Зимний дворец (правда, задумку он до конца не реализовал). Была разрушена мечеть, а вместо нее возвели церковь Санту-Марию и монастырь.
  • В XVIII ст. король Филипп V ещё больше испортил архитектуру Альгамбры в Гранаде, построив дворец в центре одной из мавританских построек.
  • Наполеон Бонапарт, проигрывая войну, приказал в 1812 году взорвать замок Альгамбра, но один из исполнителей обезвредил взрывчатку, вследствие чего французам удалось разрушить лишь одну башню, тогда как сам дворцовый комплекс уцелел.
  • Через девять лет Альгамбра в Испании была сильно разрушена во время сильнейшего землетрясения. Возможно, это послужило толчком для начала реставрационных работ уникального комплекса, которые в 1828 году начал архитектор Хосе Контрераса, а после его смерти были продолжены сыном и закончены внуком.

Что представляет собой Красная крепость

Испанцы утверждают: кто побывал в Испании и не повидал Альгамбры, Испании не видел. Многие видные арабисты заявляют, что Альгамбра является самым красивым из всех сохранившихся замков мавританской культуры. Уникальность этого комплекса состоит в том, что когда другие памятники арабской архитектуры зодчества восхищают своей монументальностью, то оригинальность Красной крепости заключается в деталях, чрезвычайно точной и кропотливой работе, которая была проделана мавританскими мастерами при создании арок, сводов, колонн, узорчатых окон.


Не может не удивлять хаотичное, но в действительности умелое расположение внутренних двориков, переходов, фонтанов, водоёмов, садов. Такое чередование открытых и закрытых конструкций, а также постоянные повторения архитектурных форм в сочетании с проникающим сквозь окна или между колоннами светом, создаёт ритм, а огромное количество разнообразного орнамента на стенах здания буквально поражает.

Когда возводился дворец, немало внимания древние мастера уделили воде, создав на территории комплекса огромное количество фонтанов, прудов, водоёмов, вдоль которых были расположены сады.

Это вызвано тем, что настоящей родиной мавров являлась знойная и засушливая пустыня, а потому вода была особенно ценна. В связи с этим мавританские архитекторы при разработке проекта пытались сделать подобие рая на земле, который описывался в Коране как пышный сад, изобилующий реками, озёрами, ручьями.

Основные сооружения замка

Несмотря на свою внутреннюю красоту, снаружи дворец напоминает средневековый замок-крепость, возвышающийся над одним из городов Испании. Внутри сооружение заметно преображается и становится понятно, почему мавританцы, описывая дворец, характеризовали его как «жемчужину в изумрудах», акцентируя внимание на яркие цвета зданий на фоне находящегося у подножья леса и разбитых в замке садов.

В замок можно добраться по дороге, что находится между горой и стеной. Сюда можно было также попасть из Альгамбрского леса через Ворота Справедливости, находившиеся в одноимённой башне, или через восточные ворота, ведущие в летнюю резиденцию эмиров Генералифе. Все дворцовые сооружения находились на западе комплекса.

Дворец Насридов

Дворец Насридов был расположен на северо-западе Альгамбры. Как и все остальные сооружения, внешне он выглядел чрезвычайно просто, но внутри богатство и великолепие этого замка поражало. В дворце были предусмотрены здания для аудиенции и судов (Мешуара), официальная резиденция правителя (дворец Комарес) и приватные апартаменты (дворец Львов), где жил Эмир, его жёны, дети и наложницы, а когда замок захватили испанцы, здесь были расположены покои королей.

Постмавританский период

Многие здания в юго-западной части комплекса возводились уже после того, как мавры покинули Гранаду, среди них – недостроенный дворец Карла V, из-за которого он разрушил Зимний дворец. Замок этот имеет квадратную форму, два яруса вместо трёх, а вместо крытого помещения с куполом наверху – открытый круглый двор. Возле него расположена церковь святой Марии и монастырь.

Алткасаба

На западе находится крепость Альгамбры – Алткасаба, отделённая от остальной части дворцового комплекса широким рвом, а также двойной крепостной стеной, между которыми расположен узкий двор. Позднее, когда к власти пришли испанцы, на северном и южном склоне горы была добавлена третья стена. В состав Цитадели входило девять дозорных башен, с которых хорошо просматривались окрестности и оружейная площадь.

– это крепость-замок времен мавританского господства в Испании. Восхитительный архитектурный комплекс после реставрации в XIX-XX веках преобразовался в один из знаменитейших испанских достопримечательностей.

(Alhambra) является шедевром маврского зодчества и вызывает интерес у туристов со всего света. Ежегодно старейший замок в Гранаде посещают более двух миллионов путешественников.



История Альгамбры в Гранаде

На холме, где сейчас расположена Альгамбра в Гранаде, стояла стародавняя полуразваленная крепость. В летописи первый раз она упоминается в 889 году. Лишь в XI веке цитадель присоединили к медине – кварталу, который был способен существовать отдельно от города при блокаде.

В 1238 году Мухаммад ибн Наср, халиф Гранады, избрал Альгамбру своей резиденцией. Он распорядился, чтобы дворец был укреплен. Так появились башни Оммажа и Смотровая. Продолжили начатое его преемники, Мухаммад II и Мухаммад III. Во время правления мусульманских эмиров претерпело изменение речное направление вокруг холма. А на освободившейся территории появились складские и банные помещения, с помощью которых можно было переждать долгую блокаду.

Настоящим дворцом и богатой королевской резиденцией крепость Альгамбра стала в XIV веке при эмире Юсуфе I, а затем его преемнике – Мухаммаде V. Во времена их правления в Гранаде возвели Дворец Львов, новые ворота и бани, а стены украсили резными орнаментами по гипсу .

После реконкисты в 1492 году Гранада и Пиренейский полуостров были освобождены от маврского владычества. И Альгамбру преображали уже представители испанской монархии. В XVI веке Карл V стал обладателем личного дворца, построенного на ее территории – для чего некоторые оригинальные постройки снесли. Также был нанесен ущерб самому ансамблю Альгамбра, так как многие элементы декора были потеряны или умышленно развалены.

Желание истребить мусульманство в облике дворца привело к тому, что закрашивалась даже декоративная штукатурка. А одно из строений перестроилось во дворец с итальянскими чертами. К восстановлению оставленной разрушаться Альгамбры приступили в XIX веке. Но результат оказался не слишком удачным.

Своеобразным воссозданием дворца Альгамбра в Гранаде в следующие 60 лет занялась династия архитекторов Х. Осорио. Но многое для образа замка просто придумывалось. Поэтому в XX веке архитектору-реставратору Леопольдо Бальбасу потребовалось исправлять ошибки предшественников на основе досконального изучения исторических документов.



Что посмотреть в Альгамбре

Сегодняшняя Альгамбра в Гранаде – это архитектурно-парковый комплекс с крепостью, дворцами (в них размещаются музеи) и садами. Альгамбра разделяется на несколько пространств, соответствующих этапам ее преображения.

Старейшая часть Альгамбры – Алькасаба (наименование на арабском усиленной городской резиденции властителя) поначалу была местожительством первых халифов из рода Насридов. Потом она служила военной цитаделью комплекса, а халифы обосновались в только что отстроенном дворце.

В Алькасабе остались в сохранности башни:

  • Разрушенная и Почетная башни, которые стоят перед входом форт.
  • Сломанная башня, которая именуется так из-за трещины, перерезавшей ее от верха до низа. В средней нише строения лежат ядра.
  • Оммажа – башня высотой 26 м частично служила тюрьмой и продовольственным складом.
  • Четырехэтажная Дозорная башня, высота которой составляет 26,8 м. Она украшена установленными на пилонах арками. Колокол на ее западном фасаде реставрирован после удара молнии в 1882 году.
  • Кубическая и Полукруглая, на которых располагаются смотровые площадки.

Оружейная площадь Алькасабы хранит основания казарм для проживания военных, остатки резервуара для воды и вход в тюрьму-подземку.




Дворец Насридов складывается из трех крупных комплексов.

  • Мешуар – строение для приемов и судов.
  • Дворец Комарес – правительственная резиденция халифа. Стены постройки облицованы изразцами. Вместе с филигранной стеновой резьбой здесь образуется чудесная атмосфера. В Миртовом дворике во Дворце Насридов оборудован водоем, окаймленный живой изгородью из мирта.
  • Дворец Львов с львиным двориком был палатами халифа Мухаммеда V. В стилистике строения видны черты христианского искусства. Двор с фонтаном в окружении 12-ти скульптур царей лесов обступают арки со 124-мя пилонами. Холл входа во Дворец Львов, Зал сталактитов и роскошная фактурность стен замка с записями из Корана хранят мавританскую стилистику зодчества. Зал Лодки во Дворце Львов – со стенами в украшениях лепниной с изображением эмблемы Насридов. Декором выступают также мосарабские чаши и мукарны (ячеистые своды). При входе в Зал Абенсеррахов есть две арки с переходом между ними. Зальные стены– в декоре из арок и кафеля в стилистике ренессанс, а пилоны — из голубых перекладов. Разрисованные потолки и ячеистый свод добавляют красоту в помещение.




Постройка в стилистике итальянского ренессанса долго строилась и получила нынешний вид в ХХ веке. На первом этаже размещается Музей Альгамбры, где выставлены артефакты, найденные археологами при раскопках. Второй этаж замка обустроен как Музей изящных искусств Гранады. Храм Санта-Мария располагается возле Дворца Карла V с 1618 году, когда завершилось его строительство на месте предыдущей мечети. У замка есть Круглый двор, его диаметр равен 30 метрам.




Верхняя Альгамбра в Гранаде

Эта часть достопримечательности преимущественно состоит из садов, посаженных там, где когда-то был городской квартал. Упомянуть стоит сады Адарве, Парталь и Хенералифе (последний — с одноименной официальной загородной резиденцией королей).




Полезная информация об Альгамбре

6 интересных особенностей достопримечательности

  1. Альгамбра в переводе с арабского значит «красный замок». По некоторым сведениям, это наименование навеяно сходством с тональностью строительной глины, подсушенной под солнцем. По иной версии, такое имя достопримечательности дали «красные пламена факелов», озарявшие замок в периоды возведения.
  2. Исполнены красноречием и имена строений Альгамбры. Так, Зал двух сестер получил свое обозначение вследствие встроенных в пол 2-х габаритных плит из мрамора белого тона.
  3. Поэты Средневековья представляли Альгамбру в своих произведениях, как «изумрудную жемчужину», подчеркивая ее красоту в условиях зелени лесных растений, голубизны неба и покрытых снегом гор Сьерра Невада.
  4. В храме Санта Мария прошла первая литургия после избавления города от мавров.
  5. Зал Абенсеррахов во Дворце Львов в середине имеет мраморную раковину с напоминающими ржавчину пятнами. По преданию, они возникли вскоре после гильотирования всех властителей из династии Абенсеррахов.
  6. Башня Комарес за Миртовым двориком — высочайшая из подобных сооружений Альгамбры. В высоту она доходит до 45 м.

В стоимость входит посещение Алькасабы, Дворца Насридов и Верхней Альгамбры . Посещение дворца Карла V, музея Альгамбры и мусульманской бани является бесплатным для всех.

Билеты в Альгамбру лучше покупать заранее . В туристический сезон билетов на текущую и ближайшие даты может не быть. Среднее время посещения Альгамбры составляет 3 часа.

При покупке билетов необходимо выбрать дату и время посещения. Если вы не придете к назначенному времени, то билеты пропадут, при этом стоимость не возвращается . Купить билеты онлайн или посмотреть их доступность можно на официальном сайте: https://tickets.alhambra-patronato.es/

Другие варианты билетов в Альгамбру:

  • Посещение Альгамбры без Дворца Насридов: 7 евро
  • Ночное посещение Дворцов Насридов: 8 евро
  • Ночное посещение Садов и Хенералифе: 5 евро
  • Посещение Альгамбры без Дворца Насридов + Ночное посещение Дворца Насридов: 14 евро (в течение двух дней подряд)
  • Посещение Альгамбры + Фонда Родригеса Акоста: 17 евро

Как добраться до Альгамбры:

  • Пешком от Plaza Nueva по историческим красивым улицам (около 1150 м до входа в Альгамбру)
  • Пешком от склона Cuesta del Rey Chico между стенами цитадели и красивыми панорамами
    (около 860 м до входа в Альгамбру)
  • На автобусе: линия C30, C32, C35
  • На машине: через Ronda Sur (A-395) города, так как частному транспорту запрещен доступ к Альгамбре из центра города