Чем утеплить стены в гараже. Утепление стен гаража изнутри

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Вывод

Как видите недорогое утепление гаража изнутри своими руками возможно, здесь главное не зацикливаться на чем-то одном, а подходить творчески к данному процессу. На фото и видео в этой статье показаны нюансы самостоятельного утепления гаража. Если после изучения материала возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.

Наш климат отличается тем, что на 4-6 месяцев воцаряется низкая температура, которая не только не очень комфортна для человека, но и вредна для автомобилей, наших верных помощников в вопросе передвижения. Морозы и осадки зимой способны достаточно сильно навредить автомобилю, и многие стараются как можно чаще оставлять машину в гараже, тем самым оберегая ее от негативного воздействия. Но если гараж не утеплен, то и там «железный конь» не будет полностью защищен от внешней среды, ведь тонкие стены почти не препятствуют проникновению холодных масс вовнутрь помещения. Чтобы автомобиль оставался в безопасности в любую погоду, нужно заранее позаботиться об утеплении гаража для него.

Сразу стоит отметить, что переусердствовать с утеплением и создавать в гараже комнатную температуру, также ненужно, если, конечно, вы не планируете в течение зимы не выезжать на улицу. В противном случае сильный контраст температур способен крайне отрицательно влиять на корпус авто, становясь причиной начала развития коррозии. Также не стоит забывать и про вентиляцию, чтобы излишняя влага выходила на улицу вместе с вредными газами.

Требования к теплоизоляции гаража не такие строгие, как к утеплению жилых помещений. И если для последних утепление изнутри крайне нежелательно, то в случае с гаражом оно не менее эффективно и часто становится единственным возможным вариантом. Так, если конструкция расположена вплотную к другим, то утеплить его снаружи не получится. Более того, некоторые типы гаражей нуждаются в двойном утеплении, например, металлические. Единственный недостаток утепления изнутри – это то, что площадь может сократиться, но чтобы свести на нет подобный «побочный эффект» нужно подбирать теплоизолятор, который будет справляться со своей задачей при минимальной толщине. Итак, какие же материалы подойдут для утепления гаража изнутри?

№1. Пенопласт

– самый популярный вариант в этом смысле, все работы с ним можно легко выполнить самостоятельно, поэтому он и пользуется таким успехом уже несколько десятков лет подряд. Достоинств данного материала масса .

Если добавить ко всему этому долговечность и небольшую стоимость, то получаем и вовсе идеальный материал для утепления. Правда, и без недостатков не обошлось : пенопласт – горючий материал, поэтому лучше выбирать те изделия, которые пропитаны антипиреном. Да и под влиянием солнечных лучей пенопласт постепенно способен желтеть, но внутри гаража слой такого утепления продержится долго.

Пенопласт может быть нескольких видов , но наибольшей популярностью при утеплении гаражей пользуется именно пенополистирол . Он в зависимости от особенностей производства может быть прессованным, безперессованным или экструзионным. Принимая во внимание способность данного материала гореть, свой выбор лучше остановить на материале типа ПСБ-С, в состав которого входит антипирен. Пенополистирол обладает хорошими показателями тепло- и звукоизоляции, он легок в обработке, не подвержен заражению грибком. Существует миф, что он вреден для здоровья, так как якобы содержит остаточный стирол. В этом утверждении есть доля правды, но чтобы обезопасить себя лучше покупать материал у проверенных производителей, которые соблюдают технологию изготовления и поставляют безопасную продукцию. Также обратите внимание на то, что приличных результатов в утеплении можно добиться, если монтировать утеплитель не только на стены, но и на и потолок.

Второй материал в этой группе – пеноизол , который часто называют жидким пенопластом. Изготавливают его на том же месте, где будут использовать, а образовавшаяся пена быстро застывает, заполняя все трещины. Это один из самых надежных способов утепления, который позволит создать отличный барьер холоду, ведь показатель теплопроводности данного вещества достаточно низкий. Более того, материал отличается долговечностью, а производители заявляют, что он прослужит верой и правдой не менее 40 лет, хотя ученые называют цифру в 100 лет и более. Материал не поддерживает горение, но подобный способ теплоизоляции нельзя назвать самым бюджетным, так как понадобится специальная техника и, как правило, помощь профессионалов. Да и присутствие на рынке нечестных производителей, предлагающих не самую качественную продукцию, отпугивает многих.

Еще один жидкий утеплитель – пенополиуретан , который наносится на стены в виде пены, постепенно застывает, образуя монолитный слой теплоизоляции. Он не утяжеляет стены гаража, так как по большей части состоит из воздуха, отлично сцепляется с любыми поверхностями, не отнимает полезную площадь гаража. Материал не поддерживает горение, однако может тлеть при постоянном воздействии очень высоких температур. Единственный недостаток – необходимость специального оборудования и специалистов для качественного выполнения работ.

№2. Минеральная вата

– неплохой утеплитель, который может похвастаться низким коэффициентом теплопроводности, способностью дышать, безопасностью для здоровья, а также негорючестю. Базальтовая вата , которую в широких кругах и принято называть минеральной ватой, обладает отличными показателями звукопоглощения. Для внутреннего утепления используют маты с плотностью не более 180 кг/м3.

Недостатки у такого рода утеплителя также присутствуют. Так, минеральная вата очень боится влаги, поэтому ее нужно защитить слоем пароизоляции. В противном случае набранная из окружающей среды влага станет причиной потери теплоизоляционных свойств. Стоимость минеральной ваты чуть больше, чем у пенопласта, но все же вполне доступная. Правда, подобный способ утепления подойдет тем, у кого гараж достаточно просторный, ведь для минеральной ваты необходимо соорудить каркас, в ячейки которого и монтируется сама теплоизоляция толстым слоем (10 см и более).

Отдельно стоит отметить утепление стекловатой – это один из разновидностей минеральной ваты. Так как его изготавливают из расплавленных стеклянных отходов или же пород, насыщенных кремнием, в структуре присутствуют иглоподобные частицы, которые и представляют основную опасность при работе. При утеплении гаража таким материалом следует четко соблюдать все требования личной безопасности, чтобы частички материала не попали в кожу, глаза или органы дыхания. Стекловата очень боится воды, и если она немного намокла при монтаже, то материал можно просто выбрасывать, так как все теплоизоляционные свойства уже все равно потеряны. И хоть цена на нее гораздо ниже, чем на каменную вату, она пользуется не очень большой популярностью среди желающих утеплить гараж изнутри, так как монтаж ее усложнен.

№3. «Теплая» штукатурка

— относительно новый вид утеплителя, который на вид напоминает , но вместо песка в ее состав входят материалы, обладающие низкой теплопроводностью: вермикулит, пенополистирол, опилки, пемза и т.д. Самой популярной стала штукатурка с гранулами пенополистирола , так как обладает универсальными свойствами, может использоваться и внутри, и снаружи, обладает наилучшими показателями теплоизоляции. Также распространены штукатурки на основе опилок, которые в своем составе заключают еще и такие компоненты, как бумага, глина и песок. Этот состав как раз подходит для внутреннего утепления, но стоит быть готовым к тому, что такая штукатурка долго сохнет, а для ускорения процесса понадобится хорошая . Для утепления гаража изнутри также могут использоваться и составы на основе вермикулита.

Подобный вариант отличается массой преимуществ . Так, и никак не подготавливать, «теплая» штукатурка имеет отличную адгезию с деревом, металлом и камнем, она не требует использования арматурных сеток (за исключением некоторых сложных случаев). Кроме того, ее очень просто и легко наносить и можно обойтись без посторонней помощи, управившись в максимально короткие сроки. Но при всем этом материал явно уступает традиционным утеплителям , и его лучше использовать в комбинации с другими теплоизоляционными материалами. Наносить толстый слой – не вариант, так как при его толщине более 5 см есть риск того, что штукатурка начнет трескаться и отслаиваться под собственным весом.

№4. Теплоизоляционная краска

Еще один современный материал, который поражает не только простотой в использовании, но и эффективностью. Вот лишь несколько ярких примеров: слой краски, равный 1 мм, эквивалентен слою минеральной ваты в 50 мм, а нанесенный по инструкции слой краски – это все равно, что стена в 1,5 кирпича. Уникальные свойства этого утеплителя основаны на особенностях структуры и принципе действия . Все известные нам теплоизоляционные материалы работают по принципу барьера, не давая теплу покинуть пространство. Теплоизоляционная краска становится не только преградой для проникновения инфракрасных лучей наружу, но и их отражателем, вследствие чего теплу гораздо сложнее покинуть пределы такого помещения. Подобный эффект стал возможен благодаря присутствию вакуума внутри, который и препятствует прохождению ИК-лучей.

Преимущества теплоизоляционных красок можно перечислять долго. Они обладают отличной адгезией с большинством строительных материалов, имеют неплохие показатели теплоизоляции, не боятся воздействия влаги, паропроницаемы, защищают металл от коррозии. Слой такого утеплителя имеет очень малый вес, поэтому не утяжеляет конструкцию, да и сам процесс нанесения максимально прост и мало чем отличается от использования обычных красок. Список преимуществ дополняет устойчивость к воздействию ультрафиолета, простота восстановления поврежденного покрытия, устойчивость к высоким температурам (краска не горит, а только обугливается при 260 0 С или раскладывается при 800 0 С), экологичность. Но нельзя отметить и такой минус , как довольно высокая стоимость краски, ее большой расход, да и не всегда она сможет быть использована в качестве самостоятельного утеплителя, но все же для утепления гаража этот вариант используется все чаще.

№5. Отражающая теплоизоляция

Отражающая теплоизоляция – новейший утеплитель, который называют сегодня одним из самых эффективных. Более того, он оптимально подходит для утепления гаража изнутри, так как имеет небольшую толщину, а значит, не отнимает много полезной площади. Сам материал состоит из слоя теплоизолятора, покрытого металлизированной пленкой , и именно поэтому такой тип теплоизоляции называют фольгированной.

В качестве утеплительного слоя могут быть использованы разные материалы: пенополиэтилен, пенополистирол, минеральная вата или базальтовый утеплитель. Для внутренней теплоизоляции гаража в качестве основного слоя оптимально подходят пенополиэтилен и минеральная вата, а сам утеплитель может иметь вид плит или рулонов. Основной слой может иметь толщину 2-50 мм, а поверх него наносится фольга из алюминия очень тонким слоем методом тепловой сварки. Также может использоваться металлизированная пленка, изготовленная из полипропилена, не исключено наличие дополнительного слоя из стекловолокна. Фольгированный слой может быть как односторонним, так и двухсторонним.

Как же действует данный тип теплоизоляции и почему он считается таким эффективным? Так, фольга отражает основную часть тепловых волн, не давая им покинуть помещение. Те ИК-лучи, которые таки прошли сквозь фольгу удерживаются уже слоем утеплителя, сводя теплопотери к минимуму. В итоге получаем материал с низким коэффициентом теплопроводности, хорошей шумоизоляцией, небольшим весом, пожароустойчивостью и стойкостью к воздействию влаги. Кроме того, он экологически безопасен и просто укладывается. Минусы , ввиду небольшой длительности использования материала, пока еще известны не все, но такой утеплитель поддается коррозии.


Утепление гаража – это способ обеспечить должные условия эксплуатации строения и хранения автомобиля, особенно в осенне-зимний период.

Правильное утепление кирпичного гаража

Очень часто хозяева автомашин считают, что температура внутри гаража должна быть почти такой же, как в доме. Но это ошибочное мнение, так как въезжая с мороза в теплое помещение гаража машина обязательно покроется конденсатом. Который в свою очередь будет разрушать ее антикоррозийное покрытие, что приведет к появлению ржавчины и последующему разрушению металлических частей автомобиля.

При строительстве стены гаража выкладывают не достаточно толстыми. Естественно, что они не могут препятствовать проникновению холодного воздуха зимой внутрь помещения. Для этого стены строения утепляют. Рассмотрим подробно, как утеплить кирпичный гараж.

Важно: температура внутри гаража должна быть не более 5-6 градусов, чтобы разница между температурой внутри и снаружи была наименьшей.

Способы утепления

Оштукатуривание стен гаража для утепления

Чтобы утепление кирпичного гаража было правильным, нужно способствовать повышению инерции утеплителя и снижению теплопроводности. Если следовать этому правилу, то зимой в гараже будет достаточно тепло, а летом – прохладно. Для достижения большего эффекта лучше всего использовать комбинированный метод, при котором утеплитель используется в комплекте с теплоизолятором. При этом, нельзя достичь поставленной цели ограничиваясь только утеплением стен, забывая о крыше и воротах. Утепление должно быть полным и комплексным.

Прежде, чем выбрать материалы следует определиться со способом проведения работ по утеплению, так как от последнего зависит технология выполнения отделочных работ. Различают следующие способы:

  1. технология оштукатуривания;
  2. двойное утепление;
  3. внутреннее утепление;
  4. внешнее.

Двойное утепление стен схема

Первый вариант самый дешевый. Он предполагает использование сетки из стекловолокна, на которую наносится слой штукатурки. Но требуется дополнительная укладка термослоя. Он обычно выполняется из сайдинга, вагонки, пластика и других аналогичных материалов. Но такой способ достаточно долго выполняется и поэтому применяется не так часто.

Метод двойного утепления очень эффективен. Он позволяет сохранять тепло, существенно снижает затраты на дополнительное отопление помещения зимой и практически полностью исключает возможность образования коррозии.

Наиболее распространены последние способы. Причем применяется какой-либо один. Внешнее утепление наилучший из методов, полностью отвечает строительным стандартам.

Внутренний способ прокладки утеплителя менее эффективный, всегда есть риск промерзания стен, выделения вредных испарений и разрушения конструкции под воздействием конденсата.

В настоящее время на строительном рынке появились новые технологии теплоизоляции. Но они еще недостаточно распространены. Это отражающая теплоизоляция и теплоизоляционные красители. Отражающая теплоизоляция применяется в основном для металлических гаражей, выпускается в рулонном виде. Если гараж изнутри отделан штукатуркой, можно в качестве утеплителя использовать теплоизоляционные красители. Он позволит слою штукатурки дышать.

Материалы для утепления

Фото утепления стен гаража пенопластом

В качестве материалов для утепления можно использовать :

  • пенопласт;
  • минеральная вата;
  • стекловата.

Стекловата является классическим утеплителем и достаточно распространена. Но выбрав ее в качестве термоизоляционного материала нужно обязательно помнить некоторые правила:

  • ее волокна очень жесткие, поэтому работать с ней следует только в перчатках;
  • нужно обязательно изолировать ее от влаги, так как при попадании воды волокна комкаются. Стекловата теряет свои основные изоляционные качества, и использовать ее уже нельзя.
  • Кроме того, стекловата огнеопасна. Для утепления гаража изнутри лучше ее не использовать.

Фото утепления стены гаража минеральной ватой

Минеральная вата хороший и распространенный вариант утеплителя. Она, как и стекловата чувствительна к влаге, необходимо обязательно применять слой гидроизоляции. Ею можно утеплить стены гаража как снаружи, так и изнутри. Единственным отличием может быть степень жесткости мат. Для наружного утепления они должны быть более жесткими. Современный рынок строительных материалов располагает широким ассортиментом минеральной ваты. Специалисты рекомендуют для приобретения базальтовую, так как она является лидером по качеству и уровню продаж. Но стоит отметить, что она имеет большую стоимость, чем стекловата.

Пенопласт практически идеальный теплоизолятор для кирпичного гаража. Им можно утеплить стены и потолок в гараже изнутри. Этот материал обладает целым рядом достоинств:

  • небольшой вес и простота монтажа, позволяют выполнить работы самостоятельно;
  • хорошие теплоизоляционные показатели и влагостойкость;
  • длительный срок эксплуатации;
  • не подвержен гниению;
  • вполне приемлемая цена.

Однако пенопласт имеет недостаток – совсем не пропускает воздух и горюч. Но для внутренней отделки гаража можно использовать пенопласт «ПБС-С», который обрабатывается антипирейном и способен при возгорании самостоятельно затухать.

Утепление гаража снаружи

Утепление стены гаража снаружи пенопластом

Многие специалисты считают внешнее утепление наиболее подходящим и эффективным методом. В пользу этого говорят следующие аргументы:

  1. Практически полностью исключается риск промерзания стен.
  2. Устойчивость к образованию конденсата между стеной и утеплителем.
  3. Отсутствует среда для образования плесневых и грибковых соединений.
  4. Сохранение площади внутри помещения.
  5. Отсутствие вредных испарений.

Наиболее распространенным материалом для внешнего утепления является пенопласт. Для такого способа необходимо хорошо подготовить поверхность стен.

Важно: хранить пенопласт и его производные необходимо без воздействия солнечных лучей, так как под их воздействием он разрушается и теряет свои основные свойства.

Нужно предварительно очистить поверхность от сколов, заделать выбоины, масляные пятна. В некоторых случаях для выравнивания можно использовать раствор клея. Затем дать время просохнуть и нанести слой специальной грунтовки.

Теперь следует перейти непосредственно к утеплению. Снизу крепится профиль под стартовый ряд. Затем монтируют остальные ряды и устанавливают верхний профиль. На листы пенопласта (пенополистерола) наносят клей. Это делают с помощью зубчатого шпателя на всю поверхность равномерно, либо точечно, небольшим количеством клея. Устанавливают лисы, регулируя их положение уровнем.

Укладывать пенопласт лучше в шахматном порядке, тщательно прижимая, друг к другу. В течение трех-четырех дней дают клею полностью просохнуть, а затем дополнительно крепят листы дюбелями.

Для поддержания высоких свойств теплозащиты и исключения вероятности попадания влаги, необходима дополнительная финишная отделка поверхности. Можно применить традиционную штукатурку, либо популярную сейчас отделку сайдингом.

Важно: в гараже обязательно должна быть проложена система вентиляции помещения, чтобы избежать скопления вредных угарных газов и излишней влажности.

Утепление стен гаража изнутри

Внутреннее утепление стен используется достаточно редко. Но если это единственно возможный вариант, то проводить работы нужно в строго определенной последовательности.

Как же утеплить кирпичный гараж изнутри ?

Изначально следует тщательным образом очистить поверхность стен гаража. Далее следует смонтировать каркас, который будет удерживать слой утеплителя и одновременно служить основой для крепления отделочных материалов.

В качестве утеплителя может быть использован любой материал. Но в целях пожарной безопасности лучше всего применить минеральную вату. Можно утеплить гараж изнутри пенопластом, но работа с ним достаточно сложная и требует дополнительной помощи.

Каркас монтируют с шагом, в зависимости от геометрических размеров листа (рулона) утеплителя. Необходимо, чтобы ширина шага была немного (на 1-2 см) меньше размера листа теплоизолятора, для обеспечения плотности при укладке. Перед прокладкой утеплителя нужно выполнить гидроизоляцию. Это можно сделать при помощи специальных изолирующих смесей, либо пленочным покрытием.

В некоторых случаях прокладывают дополнительный слой изоляции из пленки на основе алюминия поверх утеплителя.

Последним этапом внутреннего утепления может стать отделка деревянной вагонкой или гипсокартонном. На гипсокартон обязательно нужно наносить слой штукатурки сверху стекловолоконной армированной сетки. Вагонку дополнительно обрабатывают различными антисептическими смесями.

Для утепления изнутри можно использовать метод построения имитационной (фальш) перегородки. Затем в ее каркас укладывают слой теплоизолятора. Но будьте готовы к тому, что такой метод значительно уменьшит площадь помещения.
Видео по утеплению стен гаража:

Отделка утеплителем ворот

При утеплении гаража следует обратить особое внимание на ворота, так как через них теряется очень много тепла. Можно исключить ненужные потери тепла и утеплить гаражные ворота ? Для этого лучше сделать в одной из створок ворот двери.

Створ ворот обычно утепляют пенопластом. С внутренней стороны монтируют обрешетку, затем крепят в ней листы пенополистерола (пенопласта). Зазоры, в местах смыкания ворот обрабатывают специальной клейкой лентой. Можно в местах проникновения воздуха поставить уплотнители. Далее выполняют гидроизоляцию. Для конечной облицовки ворот нужно смонтировать каркас. В качестве материала для отделки специалисты рекомендуют использовать ОСП или тонкую доску.

Важно: полотнище ворот обычно металлические, поэтому перед утеплением нужно хорошо обработать их антикоррозийными смесями. Можно использовать для этого обычную олифу, достаточно немного подогреть ее.

Использовать для отделки ворот гаража влагостойкие материалы типа ГКЛ не стоит.
Видео по утеплению ворот гаража:

Утепление крыши гаража

Утепляем крышу гаража фото

Для полного завершения процесса утепления следует подумать и о крыше. Стоит ли тратить силы и средства на утепление стен, если теплый воздух поднимаясь вверх к потолку будет выходить через конструкционные элементы крыши.

Если крыша деревянная, то листы пенопласта просто укладывают сверху, хорошо крепят, прокладывают слой гидроизоляции и закрывают кровельными материалами.

Если перекрытие гаража бетонное, то лучше утеплить потолок в гараже изнутри. С помощью металлических уголков сооружают каркас. Его крепят саморезами. По каркасу укладывают листы утеплителя (лучше использовать пенопласт и его аналоги). Можно их закрепить клеем или скотчем. Затем плотно прижимают их обшивкой и снова крепят. При необходимости можно проложить дополнительный слой гидроизоляционного материала на алюминиевой основе и окончательно облицевать вагонкой. Но этот вариант имеет смысл делать, если в качестве теплоизоляционного материала выбрана минеральная или стекловата. Для пенопласта никакой дополнительной гидроизоляции не требуется.
ВИдео по утеплению потолка в гараже:

Дополнительные меры утепления

Хозяева гаражей достаточно редко утепляют в нем пол, особенно если в нем есть смотровая яма. Конечно, когда гараж является частью дома и под ним расположено подвальное помещение, то необходимости в таких работах нет. Но если пол промерзает, то нужно решить и эту проблему.

На первый взгляд утепление гаража может показаться нецелесообразным и дорогим удовольствием. Но это всего лишь заблуждение, сегодняшний рынок стройматериалов дает возможность быстро и недорого утеплить любое помещение. За счет утепления получится снизить влажность, которая возникает от перепадов температуры. А как известно влажность стимулирует метал покрываться коррозией. Поэтому утепление стен гаража изнутри, поспособствует сохранности автомобиля.

Для утепления стен гаража подойдет практически любой теплоизолирующий материал, который соответствует следующим характеристикам:

  1. Не подвергается воздействию влаги и грибка;
  2. Имеет низкую теплопроводность;
  3. Стойкий к возгоранию;
  4. Имеет незначительный вес;
  5. Положительно относится к перепадам температур;

Какой материал имеют хорошую термоизоляцию и соответствуют всем требованиям:

  1. Пенопласт;
  2. Стекловата или минеральная вата;
  3. Напыляемый пенополистирол;

Нельзя сказать, что тот или иной материал лучше подходит для утепления гаража. Каждый из них имеет свою специфику, преимущества и недостатки.

Утепление стен гаража с помощью минеральной ваты

Минеральная вата является одним из самых расстроенных материалов для теплоизоляции помещения. Преимущества и недостатки:

  1. Минеральной вате свойственны отличные характеристики;
  2. Имеет хорошую звукоизоляцию;
  3. Незначительный вес утеплителя;
  4. Легко монтируется;
  5. Материал стойкий к атакам сырости и грибка, так как воздух имеет возможность циркулировать сквозь слой утеплителя.

Недостатки материала:

  1. При намокании вата лишается своих термоизоляционных свойств;
  2. Требует хорошей гидроизоляции;
  3. Стоимость в разы выше остальных термоизоляционных материалов;

Минеральная вата производится в рулонах, имеет фольгированный теплообразующий слой. Станет отличным решением для утепления стен в гараже.

К недостаткам можно отнести высокий класс горючести и боязнь воды.

Утепление гаража с помощью пенопласта

Пенопласт — дешевый и практичный материал для утепления, лёгкий в применении

Довольно дешевый, но эффективный и универсальный материал. Подходит для утепления всех частей посещения. Быстро монтируется, утепление гаража изнутри займет не более 1−2 дней. К достоинствам можно отнести:

  1. Долговечность и доступность в цене;
  2. Не подвергается атаке плесени и не гниет;
  3. Отлично переносит влагу;
  4. Устойчив к перепадам температур;

Недостатки материала:

  1. Подвергается атакам грызунов;
  2. Под воздействием солнечных лучей пенопласт начинает терять свою структуру;
  3. Быстро воспламеняется;

Стоит подчеркнуть, что утепление гаража пенопластом изнутри требует дополнительной отделки штукатуркой или бетонирования

Напыляемый пенополиуретан

Стены гаража обрабатываются напыляемым пенополиуретаном

На рынок пенополиуретан зашел не так давно, но уже с первых продаж завоевал лидерство в своей сфере. Относительно утепляющих качеств, вопросов нет, но цена материала слишком высокая. Принцип работы заключается в напылении защитного слоя, который является полностью герметичным и стойким к физическим и химическим воздействиям. Пенополиуретан, как утеплитель для гаража изнутри, является идеальной броней от мороза и влаги.

Важно знать! Перед тем как утеплить кирпичный гараж изнутри, нужно обязательно изучить конструкцию кровли и покрытия пола. Отталкиваясь от полученной информации и делается выбор утеплителя.

Теплая штукатурка

Гараж из кирпича часто утепляют специальной теплоизоляционной штукатуркой

Довольно современный материал, внешне напоминает обычную штукатурку. В состав собраны вещества, обладающие низкой теплопроводностью, а именно:

  1. Керамзит;
  2. Пенополистирол;
  3. Пемза;
  4. Опилки;
  5. Вермикулит;

Лучше всех себя показала штукатурка из полистирола. Применяется материал как снаружи, так изнутри. Цена конечно высокая, но она обусловлена наилучшими показателями теплоизоляции.

Теплую штукатурку всё-же лучше использовать в комбинации с другими видами теплоизоляции

Работать с данной разновидностью утеплителям достаточно просто, поэтому утепление гаража изнутри осуществляется своими руками.

Довольно популярной считается и штукатурка на основе опилок. Она также имеет отличные показатели теплоизоляции и применяется изнутри и снаружи. К минусам такой штукатурки можно отнести сроки сушки. Чтобы процесс шел быстрее, в помещении должна быть хорошая вентиляция.

Преимущества теплой штукатурки

Основным преимуществом является скорость монтажа. Если для установки других утепляющих материалов, изначально нужно подготовить стены для их фиксации, то со штукатуркой все иначе. Поверхность не нужно выравнивать, штукатурка отлично крепиться к любому материалу. Нет необходимости в использовании армированных сеток и всего прочего.

Конечно, сравнительно с традиционными утеплителями, штукатурка значительно уступает в своих характеристиках. Одного лишь ее применения может оказаться недостаточно для хорошей теплоизоляции помещения. Поэтому данный материал лучше применять в комбинации с другими утеплителями.

Теплоизоляционная краска

Один из самых простых материалов в использовании. На рынке также появился не так давно, но за короткий промежуток времени смог завоевать клиентское доверие. Несмотря на свою простоту, краска имеет высокую эффективность при теплоизоляции помещения.

На фото наносится слой теплоизоляционной краски

По свойствам слой краски составляет 5 мм, но по эффективности они заменяют 1.5 метра кирпичной стены. Поэтому выбрав теплоизоляционную краску, чтобы утеплить стены гаража, собственник не прогадает. Уникальный состав утеплителя основан на особенностях структуры и принципе действия. Если другие утеплители просто не пропускают тепло сквозь себя, то термокраска выполняет еще и функцию отражателя. Подобные свойства материал имеет благодаря вакууму, который находится внутри краски.

Преимущества теплоизоляционных красок

Обладают отличными характеристиками теплоизоляции, не подвергаются к атакам грибка и влаги. Отлично крепятся на неподготовленную поверхность. При использовании подобных утеплителей, конструкция не перегружается, так как слой краски имеет незначительный вес. Краска стойкая к возгоранию, при высокой температуре она не воспламеняется и просто тлеет.

К минусам можно отнести только стоимость материала, но цена вполне обусловлена многими преимуществами.

Утепление кирпичных стен гаража

Как показывает практика, утеплять гараж лучше снаружи. Таким образом утеплитель будет защищать помещение от проникновения влаги и мороза. Но при желании утеплить гараж изнутри, нужно ознакомиться с последовательностью работы.

Утепление по обрешетке дополнительно обшивается декоративными панелями

Утепление стен по обрешетке

Приступая возводить утепление стен гаража следует помнить, что нужна надежная гидроизоляция. Утеплитель должен иметь вентиляцию, а добиться ее можно применив обрешетку. В случае с выстроенным каркасом в качестве утеплителя лучше применять мягкие материалы. Например, стекловату или минеральную вату в рулонах.

Утепление кирпичного гаража изнутри по каркасной технологии имеет следующие пункты:

  1. Зачистка стены;
  2. Обработка поверхности антисептиком для избежания плесени и грибка;
  3. Возведение каркаса из бруса или профиля;

Важно знать! Для возведения каркасной конструкции в гараже, лучше использовать профиля. Они не поддаются гниению и имеют низкую стоимость.

  1. Выполнение обрешетки гаража, расстояние между профилями не долго превышать одного метра;
  2. Укладка пленочной гидроизоляции, воспроизводится по каркасу внахлест;
  3. Укладка утеплителя по зонам, важно не оставлять щелей для проникновения холода;
  4. Отделка фанерой или другими материалами;

Относительно гаражей, в которых установлены котлы, в качестве материала для теплоизоляции лучше использовать стекловату. Внешнее утеплении монтируется аналогично.

Защита потолка и пола от холода

Пример утепления потолка в гараже минватой

Завершающим этапом является утепление потолка гаража. Процесс практически идентичен возведению термоизоляции стен, но все же есть свои нюансы. Итак, чем можно утеплить потолок в гараже:

  1. Безопаснее использовать стекловату нежели пенопласт.
  2. При утеплении по обрешетке, желательно оставить несколько отверстий, с помощью которых будет циркулировать воздух.
  3. Нужно создать хорошую гидроизоляцию, лучше всего использовать рубероид.

В качестве обшивки, как и в случае с утеплением стен, лучше всего использовать фанеру.

Утепление пола

Керамзит как утеплитель часто применяется в частных гаражах для утепления пола

Чаще всего, полы в гаражах имеют грунтовую основу, поэтому утеплять их нужно обязательно. Отличным вариантом станет керамзит и остальные жесткие утеплители с использованием железобетонной стяжки. Как правильно утеплить пол в гараже:

  1. Измеряется толщина утепления плюс высота стяжки, ровно на такую глубину сниматься верхний слой грунта.
  2. Грунт тщательно утрамбовывается;
  3. Укладывается слой гидроизоляции, лучше всего использовать рубероид;

Важно! Нужно делать припуск рубероида на стены не менее 25−30 см. Материал укладывается внахлест.


  1. Установка маяков;
  2. Засыпается слой керамзита, он должен иметь высоту более 30 см;
  3. Установка маяков для железобетонной стяжки;
  4. Монтаж бетонного слоя;

Не плохим вариантом станет система водяной теплый пол. Она устанавливается под бетонную стяжку. Правда установить данную систему получится не в каждом гараже.

Утепление металлических ворот

Как часто бывает, собственники утепляют только стены и потолок в гараже, но вовсе забывают про ворота. А они в свою очередь являются главным источником холода и сырости в гараже. Так как утеплить гараж, чтобы зимой машина не замерзала.

Самый простой способ — отделка ворот изнутри пенополистиролом

  1. Из профилей создается обрешетка, в зоны которой укладывается утеплитель;
  2. Фиксация пенопласта к металлической основе ворот. Нужно использовать жидкие гвозди.
  3. Щели между пенопластом нужно замазать монтажной пеной;
  4. Выполнить напыление пенополиуретаном;

Смонтировав один из видов утепления, стоит установить на створки ворот уплотнители. Даже маленькие щели способны сильно изменить температуру в гараже.

Утепление гаража гарантировано увеличит срок эксплуатации автомобиля. При правильном выполнении всех работ, в гараже получится создать оптимальную температуру в любую пору года.

Требования к утеплению гаража не такие жесткие, как к утеплению жилых помещений. Но всё же они есть. Теплоизоляция должна обеспечить оптимальный микроклимат в помещении для нормальных условий хранения автомобиля.

Какая температура должна быть в гараже?

Многие автолюбители считают, что температура в гараже должна быть комфортной для человека. Однако это не так. Оптимальные параметры: минимальная температура не должна опускаться ниже +5 °С (зимой) и подниматься выше +20 °С (максимальная). При этом чем меньше разность между внешней и внутренней температурой - тем меньше вероятность появления «испарины», конденсата на автомобиле и последующей его коррозии.


Некоторые владельцы для повышения температуры в гараже закрывают вентиляционные отверстия. Делать это категорически запрещено, т.к. вентиляция отвечает за вывод угарного газа, приток и очищение воздуха, препятствует появлению сырости. Обычная естественная приточно-вытяжная вентиляция устранит подобные негативные явления.

Утепление гаража изнутри и снаружи своими руками

Рассмотрим, как утеплить гараж, с разных позиций и с использованием разных материалов.

1. С позиции места размещения утеплителя

Это важный аспект, т.к. каждый вид утепления имеет свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы теплоизоляции снаружи (с улицы) и изнутри (с внутренней стороны), сравнение, когда какой метод оправдан или целесообразен.

Утепление гаража снаружи

Преимущества наружного утепления:

  • снижается вероятность промерзания стен гаража. Точка промерзания смещается в сторону утеплителя. Помимо прочего, это увеличивает срок эксплуатации самих стен;
  • снижается риск образования конденсата;
  • устраняется благоприятная среда для развития грибков;
  • площадь помещений остается без изменений;
  • отсутствует необходимость демонтировать полки и выносить всё для проведения работ;
  • исключается вредное воздействие на человека испарений от утеплителей;
  • снижается стоимость и трудоемкость работ.

Утепление гаража изнутри

К такому способу прибегают, когда:

  • нет возможности выполнить наружное (внешнее) утепление. Например, гараж расположен в блоке, т.е. находится между другими гаражами и имеет общие с ними стены;
  • нет возможности или желания демонтировать полки внутри помещения;
  • в качестве утеплителя будет использоваться напыляемый теплоизоляционный материал (пенополиуретан, ППУ или пеноизол). Обладая минимальной толщиной, напыляемая теплоизоляция не влияет на полезную площадь и благодаря отличной адгезии с поверхностью исключает появление конденсата на стенах и потолке.

Недостатки внутреннего утепления:

  • уменьшение полезной площади гаража;
  • смещение точки промерзание внутрь помещения, в месте примыкания утеплителя к стене. Результатом чего становится постепенное разрушение стен гаража.

Таким образом, если есть возможность, то лучше отдать предпочтение наружному способу утепления.

2. С позиции применяемого утеплителя

Рассматривая, чем утеплить гараж, можно столкнуться с наличием целого ряда материалов, имеющих сходные или различные свойства, но рекомендуемых для выполнения теплоизоляционных работ.

Какой утеплитель для гаража лучше выбрать?

Требования к утеплителю:

  • гигроскопичность. Вне зависимости от окружающей среды материал должен выполнять свои функции. А, как известно, мокрый утеплитель теряет свою теплоизоляционную способность. Безусловно, можно обеспечить дополнительную защиту любому материалу, но это повлияет на смету работ;
  • теплопроводность. Чем ниже этот показатель, тем дольше тепло будет держаться в гараже;
  • тепловая инерция. Показывает, насколько быстро остывает помещение. Показатель тепловой инерции обратно пропорционален теплопроводности;
  • пожарная безопасность. Утеплитель не должен поддерживать горение;
  • цена. Если преследуется цель выполнить утепление гаража недорого, то на этот параметр нужно обращать внимание. Причем отталкиваться стоит не от стоимости утеплителя (дешево - не всегда значит плохо), а от общей суммы расходов, которые включают другие материалы, инструмент и оплату наемного труда;
  • простота обработки и монтажа.

Таким критериям соответствуют несколько теплоизоляционных материалов

Таблица теплопроводности утеплителей

Утепление гаража пенопластом

Наиболее распространенный вариант, позволяющий относительно дешево обеспечить теплоизоляцию гаража. Лидирующую позицию пенопласту обеспечили: низкая цена, гигроскопичность, отличные теплоизоляционные свойства, малый вес, доступность, простота установки. В числе недостатков: горючесть, подверженность действию ультрафиолета, способность крошиться. Пенопласт нуждается в защите.

Утепление гаража пенополистиролом

Представляет собой усовершенствованную версию пенопласта. Основным компонентом пенополистирола является стирол с добавлением вспенивателей. Экструдированный пенополистирол не поддерживает горение, гигроскопичен и имеет отличные теплоизоляционные показатели. Помимо этого, он не является средой для развития бактерий и выдерживает воздействие некоторых химических реагентов. Однако ему могут нанести вред нефтепродукты, спирт и органические растворители.

С точки зрения монтажа пенополистирол также предпочтителен, т.к. за счет плотной структуры более удобен в работе и имеет надежную соединительную систему «паз - гребень», что снижает площадь мостиков холода. Относительным недостатком может считаться более высокая, нежели у пенопласта стоимость. Одной из запатентованных торговых марок пенополистирола является Пеноплекс (теплоизоляционные плиты из вспененного полистирола Penoplex). Утепление гаража пеноплексом имеет те же достоинства и недостатки, что и пенополистиролом.

Утепление гаража пеноизолом

Пеноизол является карбамидно-формальдегидным пенопластом. Он имеет преимущества аналогичные вышеописанным материалам и несколько дополнительных. Самое важное из них заключается в технологии утепления. Пеноизол закачивается в технические пустоты, для этого в готовом строении делаются отверстия и раствор заполняет пространство между каркасом, стеной, полом или кровлей, а в строящемся - заливается в пустоты. Таким образом, утепление пеноизолом, является самым герметичным из всех существующих, т.к. не имеет швов и стыков, заполняет все щели.

Часто пеноизол называют жидким пенопластом, за его текучесть и хорошие изоляционные свойства. При этом он обладает оптимальной паропроницаемостью. Однако утепление гаража пеной сложно выполнить самостоятельно, т.к. работы сопряжены с рядом сложностей. Среди них: необходимость готовки смеси непосредственно возле гаража (требуется много места), необходимость использования специального оборудования для приготовления и закачивания смеси (пеноизол нагнетается под давлением).

Кроме того, следует отметить, что в Западноевропейских странах и некоторых штатах США, пеноизол запрещен к установке в жилых помещениях.

Утепление гаража пенополиуретаном

ППУ также относится к числу жидких утеплителей. Но, в отличие от пеноизола, его основу составляет пластмасса (полимеры). Таким образом, сообщая материалу дополнительные свойства, такие как: эластичность, целостность структуры (материал не крошится), хорошая адгезия с любыми поверхностями.

Пенополиуретан наносится путем напыления на поверхность. ППУ, в отличие от пеноизола не запрещен ни в одной стране мира, и может применяться без ограничений, при условии соблюдения технологии нанесения. Таким образом, утепление гаража ППУ является наиболее прогрессивным вариантом, но и наиболее дорогостоящим.

Утепление гаража пенофолом

Утеплитель пенофол - тонкий фольгированный материал, изготовленный из вспененного полиэтилена. Пенофол редко используют как самостоятельный утеплитель, но, к числу его достоинств можно отнести: малую толщину, способность отражать тепло, простоту монтажа, экологичность.

Утепление гаража минватой

Минеральная или стекловата имеют один общий недостаток - они боятся влаги, а значит, нуждаются в дополнительной защите пленками гидро-, пароизоляции. Кроме того, вата является гибким теплоизоляционным материалом, т.е. для ее монтажа требуется установка каркаса. Всё это приводит к тому, что вата, несмотря на отличные теплоизоляционные свойства, редко используется для утепления гаража.

Утепление гаража керамзитом

Еще один теплоизоляционный материал, который используется для утепления гаража. Керамзит засыпают на пол или перекрытие крыши. Преимущества керамзитового гравия - имеет высокую прочность, устойчивость к среде, доступен и прост в засыпке.

3. С позиции материала, из которого построен гараж

В таблице приведена теплопроводность материалов, которые зачастую используются для строительства гаражей (бетон, пенобетон, керамзитобетон, газобетон, железобетон, кирпич, металлоконструкции, дерево, брус, бревно, профнастил, ДСП, ОСП). Из таблицы видно, что каждый материал имеет свои показатели теплопроводности, что накладывает свой отпечаток на выбор теплоизоляционного материала.

Таблица теплопроводности строительных материалов

  • утепление железного гаража . В качестве строительного материала выступает толстое и плотное листовое железо. В этом случае утепление выполняется в обязательном порядке, т.к. это самый холодный вид конструкции, а значит, требуется применения материалов высокой плотности и значительной толщины, например, пенопласта плотностью 25 кг/м.куб, толщиной в 100 мм;
  • утепление металлического гаража . Для строительства используется профнастил или тонкий листовой металл. Такой материал аналогично требует применения толстого слоя теплоизоляции;
  • утепление бетонного гаража . Бетонные стены имеют толщину не менее 200 мм. и могут быть сформированы из блоков или путем монолитной заливки бетонного раствора. Бетон является хорошим проводником для тепла, поэтому к теплоизоляции поверхностей нужно отнестись серьезно;
  • утепление кирпичного гаража . Используется кирпич разных видов и плотности, и соответственно, с разными показателями теплопроводности. Например, гараж из пустотелого кирпича более теплый, его можно утеплить пенофолом, а из силикатного - более холодный и требует применения пенопласта;
  • утепление деревянного гаража . Дерево способно долго хранить тепло, но подвержено деформациям со временем. Технология утепления в большей мере сводится к устранению щелей. Как правило, утепление гаража из дерева выполняется мягкими утеплителями;
  • утепление каркасного гаража . Вне зависимости от материала, из которого изготовлен каркас, сама технология его изготовления предусматривает наличие возможности установки утеплителя между опорами каркаса. При этом для деревянного каркаса традиционно используется мягкий утеплитель, а для металлического - жесткий (пенопласт, пенополистирол или плиты пеноплекса).

4. С позиции фронта выполняемых работ

Утепление только одной поверхности ничего даст для повышения теплоизоляционных свойств гаража в целом, поэтому работы нужно выполнять комплексно, начиная с потолка и заканчивая полом. Если же работы планируется выполнять по мере пополнения бюджета, то начать нужно с утепления ворот.

Утепление крыши гаража

Теплоизоляция кровли - первый этап работ. Если над гаражом есть чердак, то работы можно выполнять на чердаке, сделав каркас из бруса по полу чердачного перекрытия и заполнив его утеплителем. В качестве теплоизолятора может выступать вата, пенопласт, керамзит и даже опилки;

Утепление потолка в гараже

Зачастую потолок утепляют непосредственно в гараже. При использовании жестких утеплителей и ровного перекрытия этот вид работ выполняется относительно просто. Порядок работ аналогичен утеплению стен. В качестве декоративного покрытия на потолке используют легкие листы ДВП или деревянную, пластиковую вагонку.

Утепление стен гаража

Стены имеют наибольшую площадь, а значит, через них выходит максимум тепла. Чем утеплить стены гаража? Для теплоизоляции может быть использован как жесткий, так и мягкий теплоизоляционный материал. Порядок выполнения работ не зависит от того, изнутри или снаружи будет располагаться утеплитель. Ниже приведена краткая пошаговая инструкции, которая позволит обозначить фронт выполнения работ своими руками.

Как утеплить стены гаража жестком утеплителем

Технология утепления пенопластом, пенополистиролом, пеноплексом будет схожа:

  • стеновую поверхность очистить от мусора (выступающие части, облущенная краска, сколы, пыль, копоть и т.п.). Особенное внимание уделяется старому покрытию. Например, штукатурку, которая плохо держится на стене, нужно удалить.

    Важное требование для крепления теплоизоляционного материала - надежное основание. Дополнительно можно пройтись по поверхности металлической щеткой;

    Примечание. Профнастил щеткой обрабатывать нельзя, т.к. нарушится защитный грунтовочный слой.

  • покрыть стены грунтовкой, это повысит адгезию клея к поверхности;
  • нанести клей на лист пенопласта. Наносить можно лепками или зубчатым шпателем. Хорошо зарекомендовал себя клей в баллонах;
  • установить пенопласт на место и плотно прижать к поверхности. Работа начинается с установки нижних листов, которые опираются на металлический профиль или деревянный брус (обработанные антисептиками). Каждый последующий ряд утеплителя укладывается со смещением;
  • после укладки всех листов выполняется их дополнительная фиксация дюбелями с зонтиком, а пустоты между ними заполняются монтажной пеной или обрезками пенопласта/пенополистирола;
  • затем на пенопласт крепится полимерная сетка и закрывается клеевым раствором;
  • финишная отделка выполняется штукатуркой для внутренних или наружных работ, а также пластиковой вагонкой, сайдингом и т.п.

Как утеплить стены гаража мягким утеплителем (ватой):

  • подготовить и прогрунтовать поверхность;
  • набить на стене каркас. Расстояние между брусьями равно ширине утеплителя минус 15-20 мм. Мастера советуют использовать в гараже не деревянный, а металлический каркас.

    Хорошие отзывы о каркасе из профилей для гипсокартона. Зачастую достаточно соорудить только вертикальные направляющие. Но при высоте гаража больше 2 600 нужно делать поперечины, чтобы избежать оседания материала. Если плотность ваты невелика поперечины рекомендуется делать через 1 000 мм;

  • поместить пленку гидроизоляции в каркас. Пленка должна укладываться внахлест. Крепится пленка к каркасу с помощью степлера;
  • в ячейки каркаса укладывается утеплитель;
  • монтируется пленка пароизоляции. Монтаж также выполняется внахлест с проклеиванием места стыков скотчем;
  • выполняется финишная обшивка стены отделочным материалом, который подходит для конкретных условий эксплуатации.

Примечание. Если в гараже установлен обогревательный прибор, то возле него нельзя использовать пенопласт, а только минеральную вату.

Утепление пола в гараже

При наличии под полом гаража подвала, утеплять его нет смысла, а если он расположен на грунте, тогда необходимо. Для утепления пола используются жесткие утеплители или керамзит.

Как утеплить пол в гараже керамзитом

  • подготовка основания. Для этого демонтируется существующее напольное покрытие. Этот этап можно пропустить. Но при использовании керамзита предполагается обустройство стяжки, а это поднимет уровень пола выше порогового значения и создаст сложности с заездом в гараж;
  • на основание укладывается рубероид или другой материал выполняющий гидроизоляционные функции. Полосы рубероида укладываются внахлест и выступают на стену на 300-400 мм;
  • выставляются направляющие для выравнивания слоя по высоте;
  • между направляющими засыпается керамзит. Толщина слоя 300-400 мм;
  • направляющие убираются, место их установки засыпается керамзитом;
  • устанавливаются деревянные лаги для монтажа деревянного настила или металлические маяки для стяжки;

    Совет. Небольшой уклон позволит воде стекать к воротам.

  • заливается стяжка - цементно-песчаный раствор (в пропорции 1 к 3) или укладывается настил.

    Примечание. Согласно отзывам, деревянный настил в гараже быстро приходит в негодность.

  • из стяжки извлекаются маяки (не позднее чем через сутки с момента заливки стяжки). Делать это обязательно, т.к. стяжка может просесть, а маяк деформируется и станет причиной проколов покрышки авто. Место вынутых маяков заполняется раствором.

Рекомендация. Вместо керамзита можно укладывать вату, а в качестве финишного покрытия использовать древесину. Но, на практике, такая конструкция не эффективна из-за частого контакта с влагой (талый снег, стекающая с машины дождевая вода).

Как утеплить пол гаража пенопластом, пенополистиролом, пеноплексом

  • выполняется черновая стяжка или насыпается подушка из щебня и песка;

    Примечание. Подушка может деформироваться при укладке утеплителя.

  • на поверхность укладываются листы утеплителя. Мастера советуют соединять торцы листов между собой клеем, чтобы избежать смещения;
  • по пенопласту выставляются маяки;
  • заливается стяжка;
  • маяки извлекаются из раствора, а места их установки бетонируются.

Утепление ворот гаража

Гаражные ворота - это основной источник потерь тепла. Есть конструкции, которые состоят из ворот и калитки. Тогда открываемая площадь намного меньше. Если же открываются только створки тогда можно выбрать один из вариантов:

  • установить завесу изнутри гаража. Для этого используется брезент, плотная ткань или толстая пленка, закрепленная на натянутый трос (струну), металлический профиль или деревянную рейку под потолком, чтобы была возможность смещать «штору».
  • использовать теплоизоляционный материал. Если позволяет конструкция, створки ворот можно снять (но учитывая большой вес ворот, работы выполняют навесу). Обычно ворота, как металлические, так и деревянные, имеют жесткий каркас. Утеплитель укладывается в ячейки каркаса и фиксируется клеем «жидкие гвозди» на поверхности створок. Для защиты утеплителя используются вагонка, листы ДВП или ОСБ, закрепленные на каркасе створок (обшивка ворот изнутри облицовочным материалом).

Упредить потери тепла и продувание (сквозняки) поможет установка уплотнителей по периметру створки.

Заключение

Резюмируя изложенное: утепление гаража может быть выполнено самостоятельно, затраты только на покупку материалов. В итоге, правильный микроклимат позволит обеспечить автомобилю оптимальные условия хранения.