Кадом население. Рязанская область, Кадом

Муниципальное образование – Ка́домский муниципальный район расположен на северо-востоке Рязанской области в 245 километрах от города Рязани. Протяженность территории с севера на юг – 32 км, с запада на восток – 31,2 км. Общая площадь составляет 986,02 км 2 . Административным центром является р.п. Кадом, расположенный в 260 км от г. Рязани.

Кадомский муниципальный район находится в меридиональном понижении, в котором располагаются долины рек Цны и Мокши. Здесь лежат самые низкие точки Рязанской области. Общий рельеф района представлен волнистой равниной, изрезанной оврагами на большей части территории. Склоны их большей частью задернованы.

Кадомский район граничит на севере с Ермишинским районом, на востоке - с Республикой Мордовия, на юге - с Сасовским районом, на западе - с Пителинским районом. Площадь земель Кадомского муниципального района составляет 98602 га

Краткая историческая справка

Территория современного Кадомского района относилась с 1787 года к Елатомскому и Темниковскому уездам Тамбовской губернии. В 1923 г. Елатомский уезд и западная часть Темниковского узда вошли в состав Рязанской губернии. Кадомский район в своем нынешнем виде был образован в 1929 году.

Центр района – р.п. Кадом () – образован в 1209 году, и впервые упоминается в Никоновской летописи.

Кадомская сторона издревле принадлежала мордве. При образовании Рязанского княжества мордовские земли вошли в его состав. В середине XIII века кадомская земля попала под татаро-монгольское иго.

В XV веке Старый Кадом был оставлен из-за опустошительных разливов р. Мокша, и население его переселилось на 6 км южнее в Новый Кадом. Его песчаные холмы высотой до 20-25 метров были спасением от наводнений.

Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость. У ее подножия возникли пушкарская и стрелецкие слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище, где, согласно преданию, стояла крепость хана Кадыма.

В 1426 году великий князь Василий Темный передал Кадом в «кормление» одному из московских бояр – мценскому воеводе Григорию Протасову – за его победу над татарами в 1423 и 1424 годах. В середине XV века Москва отдала Мещерский Городец (ныне Касимов) на Оке и Кадом с округой в удел казанскому царевичу Касиму. Удельное Касимовское «царство», подчиненное Москве, просуществовало до конца XVII века.

В Смутное время Кадом был взят польскими интервентами, но воевода Ф.И. Шереметев освободил от них город в 1609 году.

В освоении кадомской земли и образовании селений большую роль сыграло возведение укреплений засечных черт – Шацкой, Кадомской и Темниковской. За засечными линиями со сторожками крестьяне чувствовали себя в относительной безопасности от набегов нагайских татар и могли заниматься земледелием и хозяйством. В документах впервые упоминаются селения:

  • Сумерки и Верик (ныне Верки) – в конце XVI в.,
  • – в 1602 г.,
  • Игнатьево – в 1617 г.,
  • Акбердеева, Заулки, – в 1630 г.,
  • Полтевы Пеньки – в 1645 г.,
  • Енкаево, Енгазино, Пошатово, Савино, Пургасово – в 1648 г.,
  • Просяные Полянки – в 1680 г.,
  • Богданово – в 1676 г.,
  • Новоселки – в 1680 г.,
  • Матча – в 1698 г.,
  • Чермные – в 1700 году.

В середине XVII века Старый Кадом был центром распространения миссионерской и монастырской колонизации в Темниковском уезде. В 1652-1764 г. здесь был мужской монастырь. С этого времени татарские князья, мурзы все чаще переходят из мусульманской веры в христианскую.

В первой половине XVIII века территория современного Кадомского района относилась попеременно к губерниям: с 1708 г. – Казанской, с 1719 г. – Азовской, с 1725 г. – Воронежской губернии Шацкой провинции.

По мере расширения границ Русского государства Кадомская крепость теряет свое значение, и Кадом превращается в административный центр. В 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества. После этого, в 1781 г., ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб – на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине – в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. В 1787 году указом Кадом из уездного города переименован в посад, став одним из заштатных городов Тамбовской губернии.

В 1861 году в Кадоме проживало 7365 жителей, из них мещан – 5804, купцов – 529, дворян – 85. В городе было четыре церкви, женский монастырь с 1793 года, 853 деревянных дома, 62 лавки, две харчевни, городская больница, приходское училище, почтовая станция, пристань. Городские купцы торговали лесом, хлебом, скотом.

В 1866 году имелись помещичьи предприятия: винокуренное в селе , крахмалопаточное в селах Будаево, Кулаевы Починки, Матча. Помещики имели заводы: конный – в с. Черном, крупного рогатого скота – в , овчарный – в с. Лунино.

В конце XIX века по церковному ведомству в селах открываются начальные школы. В 1867 г. – в Новоселках, в 1860 г. – Полтевых Пеньках, в 1885 г. – Енкаево, в 1890 г. – Просяных Полянах, в 1893 г. – Матча, в 1894 г. – Игнатьево. В 1898 г. в Соловьяновке была открыта министерская начальная школа.

1905 году в Кадоме открывается женская прогимназия, ставшая в 1912 году женской гимназией со специальным педагогическим восьмым классом. В 1910 году в Кадоме было открыто городское четырехклассное училище. В Полтевых Пеньках были организованы: в 1909 году – земская больница с амбулаторией, в 1910 году – земская начальная школа, в 1911 году – ветеринарный пункт. В 1914 году частные предприятия были небольшими: в Кадоме – кожевенные заводы и маслобойки, в селах , – винокуренные заводы, в селах Енкаево, Пургасово – крахмальные заводы, в селе Матча – паточное заведение, в селе Чермные – древесный завод. Пользовались известностью изделия Кадомской кружевной школы.

В основном население Кадомского района занималось сельским хозяйством, заготовкой и сплавом леса в окские и волжские города, плетением кружев и вышивкой. Распространенным промыслом были переработка древесины, изготовление деревянной посуды, колес, телег, саней, бочек, производство дегтя, плотническое ремесло.

На базе старых промыслов в 1929 году было создано предприятие заводского типа – Мокшанская судоверфь, где изготовлялись деревянные баржи для Московского пароходства, которые ходили по Оке и Мокше.

Исторические памятники в районе почти разрушены. Из действующих до революции церквей осталось в целости только четыре – в р.п. Кадом, в с. , Троицкая церковь в с. Старый Кадом, в с. . В них до сих пор ведутся богослужения. Всероссийскую известность получил женский Милостиво Богородицкий монастырь, основанный в 1793 году; в нем хранились высокохудожественные предметы церковной утвари и старинные иконы. В 1868 году в обители было открыто женское училище. В наши дни монастырь возродил свое существование, в нем проводятся богослужения.

В 2009 году в с. завершилось строительство (на месте сгоревшей). Церковь открыта, там возобновилась служба. В с. Котелино освящены источник во имя Всех Святых и купальня, оборудованная около этого родника.

В настоящее время разработаны мероприятия по дальнейшему благоустройству района – строительству и реконструкции дорог по улицам, обустройству зон отдыха, разбивке цветников, посадке деревьев и кустарников, по строительству пирсов к водоемам.

Административно-территориальное деление

В состав территории Кадомского муниципального района входят территории муниципальных образований:

  • Кадомского городского поселения (административный центр – поселок городского типа Кадом), которое включает в себя 7 населенных пунктов: рабочий поселок Кадом, село Преображенка, деревни Большое Лунино, Крутец, Малое Лунино, Семеновка, поселок Ильиновка;
  • Восходского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 15 населенных пунктов: села Восход, Матча, Новоселки, Просяные Поляны, деревни Богданово, Варваровка, Высокие Сечи, Труфановы Поляны, Никиткино, Савино, Будаево, Выползово, поселки Свободный, Ясная Поляна, Октябрьское лесничество;
  • Енкаевского сельского поселения (административный центр – село Енкаево), которое включает в себя 16 населенных пунктов: села Енкаево, Четово, Чернышово, Старый Кадом, Старое Пошатово, Пургасово, деревни Енгазино, Еромчино, Жданово, Желаево, Кожухово, Колетино, Красные Починки, Новые Починки, Новое Пошатово, Трубаковка;
  • Котелинского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 29 населенных пунктов: села Котелино, Соловьяновка, Чермные, деревни Ивановка, Нижне-Никольск, Большая Пановка, Вознесеновка, Малая Пановка, Панская, Раковка, Амплеевка, Болкино, Гунаевка, Криковка, Кутуевка, Липляйка, Новое Высокое, Новое Панино, Новая Галаховка, Петрикеевка, Петрослободка, Симушка, Старое Высокое, Старая Галаховка, Старое Панино, Шмелевка, Юзга, поселки Давыдовка, Дарьино;
  • Кущапинского сельского поселения (административный центр – деревня Кущапино), которое включает в себя 13 населенных пунктов: деревни Кущапино, Верки, Заулки, Кулаевы Починки, Курмановы Починки, Акбердеево, Винищи, Марьевка, Николаевка, Сумерки, села , Игнатьево, поселок Муханов.

Климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, почвы, леса

Климат Кадомского муниципального района умеренно-континентальный с умеренно-холодной зимой и теплым летом. Самым холодным месяцем в году является январь, самым теплым – июль. Для Кадомского района характерно колебание осадков по сезонам года и отдельным годам.

Полезные ископаемые . На территории муниципального района разведаны и эксплуатируются нерудные полезные ископаемые, сосредоточенные в центральной части района. Запас глины и суглины для кирпично-черепичных изделий расположен в с. Енкаево. В долинах рек находятся месторождения песков. Кроме этого, в Кадомском районе имеются залежи торфа, мореного дуба, кварцевого песка.

Водные ресурсы . С севера на юг через весь район протекает большая река – Мокша, впадающая в р. Ока. Она является основной водной артерией района, в её водах водится стерлядь, лещ, щука, жерех, судак, окунь и др. рыба. В нее впадают два притока – Вад и Ермишь. В поймах рек имеется масса понижений, болот, озер, стариц.

Почвы района представлены серыми и светло-серыми лесными, дерно-слабо-средне-сильно подзолистыми, аллювиальными (пойменными) почвами. Глубина пахотного горизонта в среднем достигает 21-23 см. Содержание гумуса составляет от 2% до 3%. Реакция солевой вытяжки почвенного раствора разнообразная – от сильнокислой до нейтральной и выше. Содержание фосфора и калия низкое.

Леса . Кадомский муниципальный район расположен в зоне смешанных лесов. Основные типы растительности – леса, луга. Территория, покрытая лесом, составляет 28,1%. Животный мир района довольно богат и разнообразен. Повсеместно встречаются белка, лисица, куница, лось, заяц, медведь, кабан, волк. Район богат птицами.

Связь, средства массовой информации

В муниципальном образовании – Кадомский муниципальный район функционирует АТС, которая имеет выход на междугородное и международное сообщение и компьютерную сеть Интернет, также в районе связь обеспечивают несколько операторов сотовой связи.

В 2011 году в районе проведена оптико-волоконная связь, которая дает возможность предоставления населению и организациям района цифрового телевидения и высокоскоростного Интернета.

Отец Афанасий: сила Бога правит миром

Люди в большинстве своём веруют в Бога. Ведь сам Господь сотворил нас такими, вложив в сердца наши стремление поклоняться Ему, Всемогущему Творцу всего движимого и недвижимого.

Для помощи нам, запутавшимся в жизненных дебрях, и трудятся такие иноки, как архимандрит Афанасий (Культинов), духовник Милостиво-Богородицкого женского монастыря в г.Кадоме Рязанской области.

К нему едут со всех концов России, чтобы получить его верный совет, чтобы послушать его тихие искренние рассуждения о православной вере, о духовных целях каждого, кто пришёл в этот мир.

Отец Афанасий умеет подобрать такие ёмкие и точные слова, что ему веришь безоговорочно.
Это и неудивительно: мудрый старец за свои более чем 70 лет жизни повидал многое, и тяжёлые испытания сделали его душу здравомысленной, прозорливой и сострадательной.

На пути в монашество его наставниками были настоящие подвижники веры ХХ столетия - о.Иоанн Крестьянкин и архимандрит о.Алипий; его рукоположение в священство почтили своим присутствием будущий Святейший патриарх Кирилл и архимандрит Авель (Македонов).

В своих воспоминаниях о.Афанасий особенно выделяет ту роль, которую сыграли в его судьбе служители Никольского храма в Касимове о.Василий Романов, о.Владимир Правдолюбов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Именно они и начали его воспитывать, что привело впоследствии к твёрдому решению мирского человека Анатолия Культинова отбросить в сторону все достижения - достойную профессию (2-й помощник капитана на судне), репутацию хорошего работника - и пойти на церковное служение, чтобы стать в дальнейшем широко известным о.Афанасием.

Огромное волнение вызывают в каждом верующем воспоминания о.Афанасия о проповедях архимандрита Иоанна, умевшего Словом Божьим вознести разум и сердце слушателя на небеса, умевшего поднять и возвысить человека над греховной юдолью нашей.

Имея таких великих учителей, подвижник Божий будущий отец Афанасий и сам становился великим, готовясь к ежедневному подвигу молитвы к Богу и любви к ближнему своему.

Отец Афанасий готов выслушать любого человека, понимая, как нелегко живётся нам в этом нечестивом мире, и его непоколебимое упование на помощь Бога укрепляет паству в истинной вере в Жизнедателя, с которым пребудем вечно. Старец Афанасий сам страдает болезнью ног, но смиренно терпит физические мучения и учит смирению нас, многогрешных. Он молится за нас, и благодарные люди рассказывают, как молитвы о.Афанасия исцеляли их, облегчая недуги телесные и душевные.

Паломники, посещающие святую обитель в Кадоме - Свято-Милостиво Богородицкий монастырь, - восторженно говорят о том особом состоянии души, которое возникает во время бесед с о.Афанасием.

Каждого человека, словно нежным облаком, окутывает сострадательная любовь старца ко всем людям, его горячее желание облегчить тяжкую жизненную ношу людскую. Отец Афанасий воспринимает горе обращающихся к нему как своё собственное горе, молясь за них Богу денно и нощно.

Не упустите возможность увидеть воочию человека, избравшего для себя трудную дорогу и целеустремлённо идущего по ней к Вечности.
Обращайтесь к нам - и мы поможем вам посетить Кадомский Свято-Милостиво Богородицкий монастырь в удобное для вас время.

Запись в поездку к старцу Афанасию (Кадом)

Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь, общежительный, в заштатном городе Кадоме, Темниковского уезда. Основан в 1868 году из существовавшей с 1797 года женской общины. Здесь находится икона Богоматери «Неувядаемый Цвет». При монастыре школа и приют.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е.Ф. Рожновой и Е.Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С.М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме.

В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 г.). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной - во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. В 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая, образ Божией Матери "Неувядаемый Цвет" древнего византийского письма.

После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем - в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали.

В 1990-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами - во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского - освящен 31 августа 1997 года. В монастыре имеется один жилой корпус - на первом этаже расположены комнаты для паломников, трапезная и пекарня, на втором - кельи сестёр. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается.



Кадомский женский монастырь открыт в 1797 году, есть домовая церковь, деревянная, теплая, устроена в 1861 году, в зимнее время служба совершается в ней. Местно-чтимые иконы Божией Матери «Милостивая» и «Неувядаемый цвет». Сестер монастыря 361, занимаются чтением псалтири и рукоделием.

Школа церковно-приходская, монастырская, двухклассная, законоучителю 120 руб. в год, имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1856 г. Библиотека в 752 экземпляра.

Штат: два священника, диакон на псаломщической вакансии, у причта земли 20 десятин 120 кв. сажень луговой удобной и 1400 кв. сажень неудобной, от церкви в 10 верстах. Земля дает годового дохода 200 руб., братский годовой доход 1000 руб. Жалование от монастыря протоиерею и священнику по 480 руб. в год, а диакону 156 руб. в год. Причтовый капитал 12500 рублей. Дома у причта монастырские.

А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, Типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Кадомский уезд, стр. 725.



В 2018 г. исполнится 150 лет со дня образования Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. Именно так стала называться кадомская женская община в 1868 г. Основание монастыря было положено в 1793 г. купеческой девицей Еленой Филипповной Рожновой. У нее, как и у других жительниц Кадома, было огромное желание посвятить свою жизнь Богу в монастырском уединении. Они обратились к игуменье Рязанского женского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать одну из послушниц этого монастыря для обучения монастырскому уставу. Первоначальницей обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская, приехавшая в Кадом из Рязани.

Кадомское городское общество в 1797 г. обратилось к Рязанскому епископу Симеону разрешить при Кадомской Димитриевской церкви основать женскую общину с названием "богадельня", обещая помогать ей в дальнейшем существовании. В том же 1797 г., 3 июня, последовало разрешение Рязанского Епархиального начальства открыть при Димитриевской церкви женскую общину, переименованную в 1868 г. с Высочайшего соизволения в женский общежительный монастырь. В состав монастыря входило 3 храма. Первой была выстроена каменная холодная церковь в честь иконы Божией Матери "Милостивая" в 1857 г. и освящена епископом Тамбовским Макарием. Первоначально храм был совсем небольшим - с одним престолом. Но в 1880 г. с разрешения епархиального начальства, монастырь приступил к перестройке храма по проекту архитектора Четверикова в русско-византийском стиле. Были пристроены два придела. Правый был освящен в 1891 г. в честь Преображения Господня, левый - в честь Сергия Радонежского. В начале 1860-х гг. была выстроена каменная ограда вокруг монастыря с каменными башенками по углам и деревянный теплый храм с двумя престолами: в честь пророка Илии и Иоанна Крестителя. Зимой служба совершалась в этом храме, который был очень тесным для сестер. Монастырь нуждался в более просторном зимнем храме. Он и был с разрешения епархиального начальства заложен в 1896 г.

Храм был трехпрестольным. Главный - в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", правый был освящен в честь Архистратига Михаила, а левый - во имя св. евангелиста Иоанна Богослова. Храм строился почти 15 лет, так как был сложной архитектурной работы. В 1911 г. по сообщению "Историко-статистического описания Тамбовской епархии" храм был "закончен вчерне и внутри оштукатурен". Строился на пожертвования и стоил 55859 рублей. Это был последний построенный храм в Кадоме. Монастырь к началу ХХ в. занимал целый городской квартал, имел множество строений: игуменский, хлебопекарный, казначейский, просфорный, живописный корпуса, а также баню, конюшню, каретные сараи, причтовые дома, гостиницу для приезжающих, двухклассную школу, больницу. Было у монастыря несколько хуторов: на Белом, где монахини летом работали на огороде и на пасеке, в селе Никиткино, где летом сестры также занимались полевыми работами. Там же был сад, который ежегодно сдавался в аренду за 600 руб. в год, пасека, корпус для сестер, деревянная церковь.

В Кадомской обители была особо чтимая святыня - икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет", которая была пожертвована еще в начале ХIХ в. поручицей Феодосьей Михайловной Богдановой. До революции 1917 г. в обители было более 400-х сестер. После революции монастырь подвергся разграблению и закрытию. Документы 1923 г. из Государственного архива Рязанской области, имеющиеся в историко-краеведческом музее, отражают процесс изъятия зданий монастыря и выселения из них монахинь. В первую очередь сносятся монастырские стены. Из храмов первым был разобран деревянный Ильинский храм. Разобрав, его увезли, по воспоминаниям старожилов, куда-то в сторону села Котелино. Следующим подвергся разрушению храм "Неопалимой Купины". Весной 1920 г. помещение церкви стали использовать в качестве зернохранилища. В 1930-е гг. сломали колокольню, потом сбросили купола. В советское время здание храма было заброшено, а в 1955 г. начата его "реконструкция" под главный корпус швейного техникума. В 1959 г. здание было сдано в эксплуатацию. Меньше всего пострадал по сравнению с другими строениями храм "Милостивой" Богородицы. В нем устроили склад райпотребсоюза.

В начале 1990-х гг. начались работы по восстановлению этого храма. 31 августа 1997 г. двери монастыря были открыты для монахинь и верующих.

www.kadom.blagochin.ru/kadomskii milostivo-bogorodickii monastyr



Основание Кадомской женской обители было положено в последних годах XVIII-го столетия. Мысль об ее учреждении принадлежит Кадомскому обществу, которое отличалось набожностью и любовью к православным обителям. В 1797 г. указом из Рязанской духовной консистории разрешается устроить женскую общину при Кадомской соборной Дмитриевской церкви. В 1868 г. с Высочайшего соизволения Кадомская община была переименована в общежительный Кадомский монастырь. Первоначальницей обители была Екатерина Варфоломеевна Горская, которую вызвали из Рязанского женского монастыря.

В Кадомском монастыре было четыре храма: три в самой обители и четвертый на Никиткинской даче. Сохранилось только два.

Первый - главный каменный храм в честь иконы Милостивой Божьей Матери был построен на добровольные пожертвования в 1856 году, освящен 20 августа 1857 года Преосвященным Макарием Епископом Тамбовским. А с 1860 года монастырь приступил к его расширению по проекту архитектора Четверикова, составленному в русско-византийском стиле. К храму пристроили два придела: с южной стороны - во имя Преображения Господня, с северной - во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.

Второй храм обители деревянный теплый, на кирпичном фундаменте был покрыт железом. Этот храм имел вид дома, без купола, одноэтажный. Храм построен в 1865 г. и освящен в том же году 4 августа Преосвященным Феофаном Тамбовским. В храме было два престола: первый во имя Рождества св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, второй — во имя св. пророка Божия Илии. Служба в храме совершалась в зимнее время.

Третий храм с разрешения Епархиального начальства был заложен в конце ХIX века. Об этом свидетельствует надпись внутри на стене - 1882 г. Храм каменный, трех престольный: главный придел - во имя иконы Божьей Матери, именуемой Неопалимая Купина, правый - во имя Архистратига Божия Михаила, левый - во имя Святого Евангелиста Иоанна Богослова. Храм строился на добровольные пожертвования. Для оформления иконостаса приглашались издалека мастера-живописцы.

Четвертый храм находился на монастырской даче в деревне Никиткине, в 12 верстах от города Кадома. Деревянный, двухэтажный, с пятью куполами, он был построен в 1866 г. по благословению Преосвященного Феодосия. Возведен для сестер, которые в летнее время, выезжая для земледельческих работ, имели бы возможность посещать богослужение и этим поддерживать свое молитвенное настроение. В храме было два престола: внизу во имя Казанской иконы Божьей Матери, вверху - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.

Храмы имели высокохудожественную утварь и старинные иконы. После революции 1917 г. эти ценности были расхищены и, если не пропали бесследно, то находятся незаконно в частных коллекциях. Здания монастыря - и внутри его и вне обители - все, кроме одного небольшого двухэтажного корпуса, деревянные. Внутри обители они расположены в четыре линии и образуют почти правильный квадрат.

Монастырь имел удобные жилые корпуса, больницу, гостиницу, двухклассную школу, хлебопекарню, просфорный корпус, живописную мастерскую, каретный сарай, конюшни, амбары для хранения имущества, баню, ледники, библиотеку, архив. Красив был игуменский корпус, выстроенный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Мейшера. Священнослужители жили в специальных флигелях, которые стояли рядом на улице, называемой Монастырский ряд. Много поместий было и вне обители.

Кадомский женский монастырь за свою многолетнюю историю повидал всякое - и взлет, и расцвет, и падение. Весной 1920 г. на великий праздник Троицы пронеслись над ним бездумные вихри разрушения. Старожилы рассказывают, как в этот светлый весенний день в Кадом вихрем влетели на конях с плетками и криком "разойдись" всадники во всем черном. С этого момента началось целенаправленное разрушение обители. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. В зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.

После Октябрьской революции на территории Кадомского женского монастыря сохранились следующие здания:
1. Ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая».
2. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В настоящее время занимает Кадомский швейный техникум.
3. Келейный корпус - двухэтажное кирпичное здание.
4. Хлебопекарный корпус, где на первом этаже размещалась хлебопекарня, на втором - келии сестер. В настоящее время в этом корпусе располагается Кадомский районный ОВД.
5. Сиротовоспитательное учебное заведение. Ныне здание детско-юношеской спортивной школы.

Монастырь вновь открыт 17 апреля 1997 г. Настоятельницей была монахиня Любовь (Доронина) на плечи, которой легла забота о восстановлении обители после долгих лет запустения. В том же году в храме был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Затем был восстановлен и освящен южный придел во имя преподобного Серафима Саровского. 24 декабря 2004 г. состоялось освящение главного придела храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая». С 2005 по 2012 гг. стараниями игуменьи Евгении (Свиридовской) были возвращены здания и приобретено много земель для обители, велись активные строительные и ремонтные работы. В настоящее время строительницей монастыря является монахиня Иустина (Свиряева), которая продолжает начатое дело по восстановлению духовной жизни в обители. Огромный вклад в восстановлении монастыря и возрождении духовной жизни внес духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов), который и по сей день несет свое послушание в обители Пресвятой Богородицы.

Святыни обители:

1. Икона Божией Матери именуемая «Неувядаемый цвет»
Икона эта досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой. Отец этой госпожи был военный человек. Жил долгое время в Грузии. Когда он прибыл оттуда на жительство в город Кадом, то привез с собой и эту икону. Он и все его родные оказывали ей особое почитание, считая ее чудотворной. Госпожа Богданова рассказывала, что её отец однажды совсем было утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мной (надо заметить, что он всегда возил ее с собой), спаси меня!», и выброшен был на берег, тогда как его товарищи утонули. Неоднократно и черкесы стреляли в него, но пули пролетали мимо. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, и перед ней почти постоянно горела лампада. Однажды как-то случилось, что сестры обители, во избежание лишних расходов, не стали зажигать лампады пред этой иконой, так что Царица небесная как будто была забыта ими. И вдруг среди белого дня, когда они обедали, одна послушница Пелагея Алексеевна, которую считали помешанной, увидела, что огонь в виде голубой ленты сошел сверху, упал на лампаду, находящуюся пред этой иконой и лампада зажглась. Это видение привело ее в ужас и она изо всех сил вскрикнула: «Лампада зажглась!». Её крик заставил всех взглянуть на лампаду и увидели, что она зажжена и горела очень ярко. В это время на всех сестер напал панический страх: все перестали обедать и стали молиться. С той поры пред этой иконой постоянно горела неугасимая лампада. После освящения храма она была перенесена в него и поставлена сзади правого клироса. В 1872 г. над ней устроен очень красивый балдахин, который был украшен резьбой, вызолоченной на полимент. Эта икона пользовалась особенным уважением старца Саровской пустыни Серафима, который говорил о ней, что она чудотворная и неоднократно присылал для неё свеч и масла.

2. Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)
Это храмовая икона. Её высота 8,5 вершка, ширина 7 вершков. Матерь Божия изображена на ней в наклоненном положении к сыну своему, которого держит на своих руках, и как бы умоляя Его о помиловании рода человеческого. В 1870 г. на нее была сделана сребропозлащенная риза чеканной работы весом в 2 фунта и 8 золотников. Венец и сама риза были украшены разноцветными камнями и жемчугом. Во время революции риза была утеряна. В 2003 г. по благословению архимандрита Афанасия (Культинова) и стараниями семьи Бондаренко Евгения и Таианы, в монастыре на острове Кипр была написан и освещен список с «Киккской» иконы Божией Матери, который впоследствии был привезен в Милостиво-Богородицкий женский монастырь.

3. Икона Божией Матери «Достойно есть»
Находилась за левым клиросом главного храма под особо устроенным, украшенным резьбой и вызолоченным на полимент балдахином. Эта икона написана на кипарисной доске. На обратной стороне этой иконы находится печать Афонского Свято-Андреевского общежительного скита со следующею надписью: «Сия св. икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», писана и освящена во св. Афонской горе в русском Свято-Андреевском общежительном скиту и посвящается в храм Милостиво-Богородицкого монастыря в городе Кадоме».

4. Икона св. вмч. и целителя Пантелеимона
Эта икона написана на кипарисной доске. Живопись точно такая же, как и на иконе «Достойно есть». На обратной стороне иконы находится надпись: «Икона сия писана и священна на св. горе Афонской, в русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре, от коего и послана, по усердию монахинь Виталии и Ефросиньи, в Кадомский монастырь (Тамбовской губернии) в благословение христолюбивым жителям, в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеймону и умильно молящимся прелестным его образом».

5. Икона Казанской Божьей Матери
Икона изначально принадлежала помещику Чермонтееву, который вывез ее из Москвы в 1812 году. Умирая, он благословил ей своего дворового человека, но тот продал икону отставному солдату Петру Изеневу за российский золотой. Новый хозяин и его жена имели к иконе Казанской Божьей Матери особое благоволение. Не желая, чтобы купленная ими святыня коптела в черной избе, они выстроили для неё особенную часовенку, где она и находилась до 1867 г. Здесь пред ней горела иногда лампада. В 1867 г. икона, по желанию хозяев, была перенесена в Никиткинский храм Кадомского монастыря. Эта икона стала в нем храмовой. Живопись ее старинная, греческая. Риза сделана из золотой фольги.
Икона, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

http://kadom-monastir.ru/istorija-monastyrja.html?start=6