Государственный герб российской федерации описание. Значение Герба России: что символизирует двуглавый орел

Российский государственный герб – это, наряду с флагом и гимном, один из главных официальных символов нашей страны. Его основным элементом является двуглавый орел, расправляющий крылья. Официально государственный герб был утвержден указом первого президента РФ 30 ноября 1993 года. Однако двуглавый орел – это символ гораздо более древний, история которого теряется в мрачной глубине минувших столетий.

Изображение этой геральдической птицы впервые появилось на Руси в конце XV века, во времена царствования Иоанна III. С тех пор, преображаясь и видоизменяясь, двуглавый орел неизменно присутствует в государственных символах сначала Московского княжества, затем Российской империи, ну и, наконец, современной России. Прервалась эта традиция только в прошлом веке – семь десятилетий огромная страна жила под сенью серпа и молота… Крылья двуглавого орла помогли Российской империи взлететь мощно и стремительно, правда, и падение ее было совсем уж трагическим.

Однако, несмотря на такую долгую историю, в происхождении и значении этого символа остается немало таинственных и непонятных моментов, о которых историки спорят до сих пор.

Что означает Герб России? Какие метаморфозы он претерпел за минувшие столетия? Почему и откуда вообще прилетела к нам эта странная двухголовая птица, и что она символизирует? Существовали ли альтернативные варианты российского герба в древности?

История Герба России действительно очень богата и интересна, но прежде чем перейти к ней и попытаться ответить на вышеперечисленные вопросы, следует дать краткое описание этого главного российского символа.

Герб России: описание и основные элементы

Государственный герб России представляет собой щит красного (червлёного) цвета, на котором находится изображение золотого двуглавого орла, расправляющего крылья. Каждую из голов птицы венчает малая корона, сверху над которыми расположена большая корона. Все они соединяются лентой. Это знак суверенитета Российской Федерации.

В одной лапе орел держит скипетр, а в другой – державу, что символизирует единство страны и государственную власть. В центральной части герба, на груди орла, находится красный щит с серебряным (белым) всадником, который пронзает копьем дракона. Это древнейший геральдический символ российских земель – так называемый ездец, – который стал изображаться на печатях и монетах еще с XIII века. Он символизирует победу светлого начала над злом, воина-защитника Отчизны, который с древнейших времен особо почитался в России.

К вышесказанному еще можно добавить, что автором современного российского государственного герба является петербургский художник Евгений Ухналев.

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Двуглавый орел – символ очень древний. Впервые он появляется у шумеров. В Междуречье орел считался атрибутом верховной власти. Особо почиталась эта птица в Хеттском царстве – могущественной империи бронзового века, которая на равных соперничала с государством фараонов. Именно от хеттов двуглавого орла заимствовали персы, мидийцы, армяне, а затем монголы, турки и византийцы. Двуглавый орел всегда был связан с солнцем и солярными верованиями. На некоторых рисунках древнегреческий Гелиос правит колесницей, запряженной двумя двуглавыми орлами…

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Примечательно, что в самом начале XV столетия двуглавый орел стал государственным гербом Священной Римской империи. Возможно, что Иван III, приняв этот символ, хотел сравняться в могуществе с сильнейшим европейским государством своего времени.

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Кстати, мы не знаем, какого цвета был российский орел «ранних версий». Так, например, на царском оружии XVII века он белый.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Кстати, до орла на московских монетах и печатях изображались и другие звери. Весьма распространенным символом был единорог, а также лев, разрывающий змею.

Всадник на гербе: почему появился и что означает

Вторым центральным элементом российского национального герба является всадник на коне, поражающий змия. Этот символ появился в отечественной геральдике задолго до двуглавого орла. Сегодня он прочно ассоциируется со святым и великомучеником Георгием Победоносцем, но изначально он имел другое значение. А с Георгием его чаще всего путали иностранцы, приезжающие в Московию.

Впервые изображение конного воина – «ездеца» – появляется на русских монетах в конце XII – начале XIII столетий. Кстати, и копьем этот кавалерист был вооружен не всегда. До нас дошли варианты с мечом и луком.

На монетах князя Ивана II Красного впервые появляется воин, поражающий мечом змея. Правда, он был пешим. После этого мотив уничтожения различных пресмыкающихся становится одним из самых популярных на Руси. В период феодальной раздробленности его использовали разные князья, а после становления Московского государства он превращается в один из главных его символов. Значение «ездеца» довольно просто и лежит на поверхности – это победа добра над злом.

Долгое время всадник символизировал не небесного воина, а исключительно князя и его верховную власть. Ни о каком святом Георгии речи не было. Так, например, на монетах князя Василия Васильевича (это XV век) рядом с ездецом была надпись, которая уточняла, что это действительно князь.

Окончательное изменение этой парадигмы произошло много позже, уже в период царствования Петра Первого. Хотя, ассоциировать всадника с Георгием Победоносцем начали уже во времена Ивана Грозного.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана IV, между головами орла появляется так называемый голгофский крест – символ мученической смерти Иисуса Христа.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Российский император Павел I был по совместительству еще и Верховным магистром Мальтийского ордена. Этот факт он попытался увековечить в государственном гербе. На груди орла под щитом со всадником был размещен мальтийский крест и корона. Однако после смерти императора все эти нововведения были отменены его преемником Александром I.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага . Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Вихри революции и новейшее время

Февральская революция перевернула все устои Российского государства. Обществу нужны были новые символы, не связанные с ненавистным самодержавием. В сентябре 1917 года была создана специальная комиссия, в состав которой вошли самые именитые знатоки геральдики. Считая, что вопрос нового герба в первую очередь политический, они предложили временно, до созыва Учредительного собрания, пользоваться двуглавым орлом периода Ивана III, убрав любую царскую символику.

Рисунок, предложенные комиссией, был утвержден Временным правительством. Новый герб имел хождение практически на всей территории бывшей империи вплоть до принятия Конституции РСФСР в 1918 году. С этого момента и до 1991 года над 1/6 частью суши развевались совсем другие символы…

В 1993 году президентским указом двуглавый орел вновь стал главным государственным символом России. В 2000 году парламент принял соответствующий закон относительно герба, в котором его облик был уточнен.

Все знают герб России с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Но не многие задаются вопросом: "Что символизирует собой эта фигура? "

Фрагмент описания Большого Государственного Герба Российской империи (1882 г.)

“Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с восьмиконечным крестом наверху, копьём”.

Описание герба в новой трактовке

25 декабря 2000 года Президент РФ утвердил закон "О Государственном гербе Российской Федерации":

"Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".

Герб города Москвы

Что касается Герба города Москвы, столицы России, то Московской городской думой в 1995 году, было принято следующее описание Герба столицы:

"Гербом города Москвы является изображение на тёмно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия".

В описании Герба Москвы уничтожаемый дракон заменен на уничтожаемого змия.

Не смотря на то, что современный герб города Москвы основан на исторической гербе, утвержденном Екатериной II 20 декабря 1781 года: "в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона".

В 1710-х Пётр I - первым назвал всадника на московском гербе святым Георгием.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов.

Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен.

Образ всадника на российском гербе изначально не символизировал Георгия Победоносца

Многие историки утверждают, что повсеместное признание образа Георгия Победоносца на Руси, получило в начале XI века вместе с развитием христианства. Однако, археологические находки не подтверждают подобных утверждений.

Всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение многих столетий как составная часть державного российского герба, ещё до христианизации Руси.

Например, Великий Князь Василий Васильевич в XV чеканил монеты с изображением всадника на коне, попирающего копьем дракона. На лицевой стороне монеты изображен всадник, убивающий копьем дракона. Над всадником буквы, утверждающие, что это образ князя. На обратной стороне монеты уточняется, что это князь Великий Василий Васильевич.

Следовательно, образ всадника на коне, убивавшего копьем дракона в тот период ни в коем случае не отображал образ Георгия Победоносца.

Таким образом, личность святого Георгия, могила которого находится на территории Израиля, никакого отношения к образу всадника на Российском гербе не имеет.

Стоит принять во внимание тот факт, что католический папа Геласий в 494 году на I Римском соборе запретил упоминать имя и деяние святого Георгия Победоносца, так как на соборе было доказано, что святой Георгий Победоносец это фальсификация.

Образ Георгия Победоносца в христианстве

В христианстве Георгий-Победоносец - наиболее почитаемый святой великомученик .

Одним из самых известных чудес святого Георгия является убийство копьем дракона, опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил дракона копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Победа над драконом, описанная в «житии святого великомученика Георгия Победоносца», согласно большинству указаний, совершена им уже после его смерти. Само «житие» написано около 1260 г.

Христианская традиция считает все чудеса Георгия посмертными, так как «Святой великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами».

Исключением является греческая редакция «Жития», где чудо победы над драконом описывается как единственное прижизненное.

Считается, что мощи святого Георгия в настоящее время находятся в греческой церкви в израильском городе Лод (Лидда), а глава хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро.

Основы древних верований

Образ всадника, уничтожающего дракона исходит из древних языческих верований, которые пытались использовать теологи, для привлечения язычников в христианство.

В древнейшем мифе из "Махабхараты" языческий бог громовержец Индра, а в ряде поздних мифов Егорий, сын языческой Богини Софии Премудрой, за многие тысячелетие до возникновения христианства, вступил в смертельную схватку с зловредным драконом Вритру, который пытался иссушить землю и тем самым погубить все живое на земле.

При этом следует отметить, что, по ведической мифологии древних Ариев, бог Индра был рождён богиней, которая в индийском пантеоне богов соответствует Матери Мира гиперборейской богине Софии Премудрой.

Исходный же миф гиперборейских ариев содержит философскую парадигму о сражении бога громовержца Егория с миром зла за земные ресурсы, которые определяют, как будет жить человеческий род и будет ли жить вообще.

Именно эти древние языческие сказания донесли до нашего времени былинную повесть о "Егории Храбром", способного своим огненным копьём поразить любое зло в мире.

Православные теологи буквально кастрировали это древнее языческое верование, низведя его до уровня шоу в форме поединка за спасение царевны, которую намеревался проглотить дракон возле Бейрута.

Победа над драконом арийских воинов

Еще более весомым аргументом в пользу признания подвига Егория, сына языческой Богини Софии Премудрой, над драконом, следует считать события, которые произошли более 5000 лет тому назад.

Когда на арийские территории обрушились китайские орды под знаменами и символами Великого Дракона, объединенные силы арийских народов Руси, Индии и Персии в жесточайшей битве победили полчища китайского дракона.

Это было эпохальное событие, ознаменованное началом арийского летоисчисления, которое просуществовало до воцарения Петра Первого.

Только 20 декабря 1699 г. Петр Первый ввёл новое летоисчисление со дня рождения Иисуса Христа с разницей отсчёта в 5509 лет.

Именно тот день, когда китайские знамена с изображением дракона легли у ног арийских победителей, стал днем отсчёта в летоисчислении, которого до сих пор придерживаются староверы.

Победа арийцев над китайским драконом была отмечена в священной книге зороастрийцев "Авеста " .

Образ всадника в русских духовных былинах

Егорий Храбрый - один из главнейших архетипов земли русской, олицетворяющих справедливость, свободу, защиту, воинскую славу и доблесть.

В духовном контексте образ Егория, поражающего дракона, символизирует искоренение зла и лжи.

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Разберемся, прежде всего, что означает герб, и для чего его используют. Слово «герб» пришло к нам из немецкого языка, в котором оно означает «наследство». Герб является эмблемой и отличительным знаком страны, города, рода, сословия или человека. Герб передается по наследству. На гербе изображаются различные предметы, символизирующие его владельца. Изучает гербы наука геральдика.

Из поколения в поколение наша страна передает герб России, что означает он? Почему на нем расположены все составляющие его элементы? С каких времен властители нашей большой Родины передают его по наследству? В предлагаемой вам статье вы найдете ответы на эти вопросы, а также узнаете о значениях основных геральдических символов.

Что означает российский герб

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь.

Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Символы на гербах

В основном гербы выполняются в виде щитов, как символ защиты земли, которую он олицетворяет. В щите различают поле, краски и изображения. Не разделенный на части щит называется простым, а разделенный на элементы разных цветов – сложным. В основном, его делят четырьмя способами:

  • по вертикали пополам, он называется рассеченным;
  • по горизонтали пополам, он называется разбитым;
  • по диагонали, которая идет от правого верхнего угла к левому нижнему краю, - скошенный вправо;
  • по диагонали, которая идет от левого верхнего угла к правому нижнему краю, - скошенный влево.

Цвета, которыми окрашивают части щита, имеют символические значения, в результате чего их нельзя применять произвольно и изобретать новые.

Что означают цвета на гербе

Существует пять геральдических цветов. Они связаны с планетами солнечной системы и имеют свои значения.

  • Пурпурный олицетворяет планету Меркурий, символизирует могущество, силу и достоинство.
  • Красный олицетворяет планету Марс, означает неустрашимость, мужество и храбрость.
  • Зеленый олицетворяет планету Венеру, символизирует надежду и изобилие.
  • Лазоревый, синий олицетворяет планету Юпитер, означает ясность, мягкость, красоту и величие.
  • Черный олицетворяет планету Сатурн, символизирует печаль, образованность и скромность.

Что означают цветы на гербе

С древности принято использовать на гербах растения. К государственной символике зачастую, кроме флага, гимна и герба, относится еще и цветок, а иногда и дерево. Значения наиболее распространенных растений:

  • Розы по геральдическим законам имели право размещать на своих гербах обладатели королевских титулов.
  • Лилия украшала знамена, кареты и одежды представителей королевства Бурбонов, которое более 200 лет правило Испанией и Францией.
  • Хризантема является олицетворением единства нации. Ее использует Япония.
  • Лавровый венок с древности носили те, кто обрел почет и славу народа.
  • Пальмовая ветвь означает победу и долговечность.
  • Дуб олицетворяет могущество и крепость.

Иные украшения на гербе

Также на гербах используют изображения животных, птиц, насекомых и различные элементы королевской власти, такие как короны, шлемы, мантии и многое другое. Каждый из них имеет свое специальное значение и должен быть применен в соответствии с ним.