Мир учителя - Международный образовательный интернет-портал. Презентация к уроку родной литературы "старик-годовик" Организационный момент

Урок русской грамоты

1 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3

Г. ТАЛГАР

Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)

Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.

Ребята, а вы любите сказки?

    Сообщение темы урока

Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

    Рассказ о Владимире Ивановиче Дале

Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)

1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.

2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.

3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

Что узнали о В. Дале?

Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?

    Изучение нового материала

Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.

1. Слушание текста (аудиозапись)

Кто главный герой этого произведения?

Подтвердились ли ваши предположения?

2. Чтение по абзацам учениками.

- Прочитайте первый абзац.

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)

Назовите зимние месяцы по порядку.

Что произошло в природе?

Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)

Это первая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.

Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)

Что произошло в природе с прилётом этих птиц?

Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)

Перечислите названия весенних месяцев.

Это вторая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)

Перечислите названия летних месяцев.

Что принесли эти птицы?

Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)

Это третья загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)

Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)

Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.

Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)

Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)

Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)

3. Физминутка

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.

Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.

Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.

Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.

Осенью: листопад, дождь, туман, иней.

4. Продолжение работы над текстом

Прочитайте последний абзац.

Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)

Перечислите названия дней недели.

Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)

Итак, мы отгадали пятую загадку.

5. Определение темы и идеи текста

А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)

В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)

Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?

Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…

Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

6. Закрепление

Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.

Имя учащегося:

ЗИМА

май

декабрь

ноябрь

июнь

сентябрь

август

февраль

март

январь

апрель

июль

октябрь

ВЕСНА

ОСЕНЬ

ЛЕТО

Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

Зима

    Морозы сковали землю.

    Замёрзли реки и озёра.

    Везде лежит белый пушистый снег.

    На деревьях набухают почки.

    В лесу зацветают подснежники.

    Тяжело животным в зимнюю стужу.

    Птицы летят ближе к жилью.

    Стоят морозные дни.

Весна

    Застучала за окошком звонкая капель.

    Потеплел воздух, потемнел и осел снег.

    На кустах и деревьях пожелтела листва.

    Птицы возвращаются на родину.

    На берёзах надулись клейкие почки.

    Плывут по реке льдины.

    Журчат шумные ручьи.

Лето

    Наступило жаркое лето.

    Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.

    Поспела в лесу земляника.

    Ягоды усыпали все лесные полянки.

    На реке треснул лёд.

    В июле на лугу идёт сенокос.

    Трава выросла высокая, высокая.

    Хлопья снега падают на деревья и кусты.

    Птицы начинают вить гнезда.

Осень

    Трава пожелтела и завяла.

    Птицы тронулись на юг.

    Льют холодные дожди.

    С огородов и полей убрали последние овощи.

    Весело распевают птицы.

    Над цветами жужжат пчёлы.

    Ветер шуршит сухими листьями.

Проверяем вашу работу.

    Домашнее задание

Отгадать загадки о временах года и месяцах.

    Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.

Загадки о временах года

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня… (Зима)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться… (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек,

Я… (Осень)

Загадки о месяцах

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано… (Январь)

После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (Февраль)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц… (Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл… (Апрель)

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Расцвели в саду пионы,

В землянике – горок склоны.

Ветерок, прохладой дунь,

Чтоб не жарким был… (Июнь)

Солнце обжигается,

От жары все маются,

Что за месяц это

В середине лета? (Июль)

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он – последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то. (Август)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

0 Владимир Иванович Даль "Старик-годовик"

Россия,ЯНАО,г.Новый Уренгой
МБОУ СОШ №12
Учитель начальных классов
Грушевая Р.П.

Цели: познакомить уч-ся со сказкой В.И.Даля «Старик-годовик» и его творчеством, как писателя и составителя «Толкового словаря русского язы­ка», развивать мышление, речь и навыки сознательного выразительного чтения; проверить и закрепить знания учащихся о временах года, сезонных изменениях, месяцах, днях недели, воспитывать любовь и умение видеть красоту в каждом времени года.

Оборудование: портрет В.И. Даля, выставка книг, «Толковый словарь русско­го языка» В.И.Даля, загадки, слоговые таблицы Щедриной.

Ход урока,

1 . Организационный момент.

Приветствие учителей.

2. Упражнение и на постановку дыхания перед чтением.

Ребята, сядьте правильно. Приготовьтесь к упражнению для правильной постановки дыхания перед чтением.

3. Работа по слоговой таблице Щедриной. Чтение «Лифт».

Читаем четко, громко, дружно.

4. 3накомство с творчеством В. И. Даля.

1-й ученик.

В.И.Даль родился 200 лет назад на юге России в городе Луганске в семье врача.3а свою долгую жизнь он переменил множество профессий: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь оставался верен призванию писателя.

Словарь: чиновник.

2-й ученик.

Владимир Иванович очень любил «живой русский язык» - тот, на котором мы говорим.И 53 года своей жизни он собирал...слова и разнообразные их значения (ведь у одного слова часто бывает не одно, а много значений).

3-й ученик.

Собирал писатель и пословицы, поговорки, сказки, загадки, которые называл «сокровищами» русского народа. И когда этих «сокровищ» набралось у него очень много, он составил словарь- «Толковый словарь русского языка».

4-й ученик.

А еще Даль любил обрабатывать русские народные сказки. Есть целые сборники его сказок, которые он переложил и пересказал.

5. Объявление темы урока.

Проблема: Так над творчеством, какого писателя сегодня мы будем работать? Как вы думаете?

Сегодня мы с вами прочитаем одну из его сказок «Старик-годовик». Это не просто сказка, а сказка-загадка.

Как вы думаете, о чем эта сказка? (Ответы учеников)

Кто прав из вас мы узнаем, прочитав эту сказку. Будьте внимательными. Подумайте. сколько загадок в этой сказке?

6. Первичное чтение сказки.

Читает учитель и лучшие ученики.

7. Вопросы по первичному восприятию сказки.

Понравилась ли вам сказка?

Так о чем же эта сказка? Так ли вы думали?

Сколько загадок в этой сказке?(4)

8. Физкультминутка.

9. Повторное чтение сказки по группам с отгадыванием загадок.

Жужжащие чтение.

1 группа. 1 .Чтение 1 -ой загадки и отгадывание ее.

2 группа.2.Чтение 2-ой загадки и отгадывание ее. (Весна. Март, апрель, май)

Что еще за три птицы выпустил старик? (Лето. Июнь, июль, август)

3 группа.3.Чтение 3-ей загадки и отгадывание ее.

Что за четвертая тройка птиц? (Осень. Сентябрь, октябрь, ноябрь)

4 группа. Чтение 4-ой загадки и отгадывание ее.

Какие последние три птицы выпустил старик?

Что за 4 крыла у каждой птицы? (4 недели в каждом месяце)

Почему семь перьев в каждом крыле? (7 дней в неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Что значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая черная? (день, ночь)

10. Игра «Угадай-ка».

Каждая из групп должна выбрать из данных им загадок те, которые подходят к их названию и времени года.

1 гр.-зима.

2 гр.-весна.

3 гр.-лето.

4 гр.-осень.

11. Подведение итогов урока.

Что интересного сегодня узнали на уроке? Чем занимались?

12. Домашнее задание.

Томарова Ирина Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№5 "Росток"
Населённый пункт: город Радужный ХМАО Югра Тюменская область
Наименование материала: непосредственно образовательная деятельность
Тема: Сказка загадка "Старик годовик"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Непосредственно образовательная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».

Тип непосредственной образовательной деятельности: тематическое, творческое.

Форма

организации

обучения: фронтальная

(коллективная

подгрупповая

(работа малыми подгруппами, работа в парах), индивидуальная.

Форма обучения на занятии : игра.

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Социально

коммуникативное

развитие»,

«Художественно

эстетическое

развитие»,

«Физическое

развитие».

Задачи:

Образовательные: продолжить

понимать

жанровые

особенности

выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять

знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение

отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

воспитывать

произведение;

воспитывать

уважения

воспитывать

познавать

воспитывать

любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Виды

детской

деятельности : игровая,

коммуникативная,

восприятие

художественной

литературы, двигательная, музыкальная, познавательная.

Используемые

методы

технологии

обучения : интегрированные,

проблемные,

дифференцированные, личностно – ориентированные:

Словесный метод: беседа; вопросы к детям

проблемного характера

;педагогическая оценка,

обсуждение,

пояснение.

Наглядный метод: демонстрация

(просмотр презентации)

метод: загадывание и отгадывание загадок, работа в парах, работа малыми группами.

обсуждение).

Практический метод: сотворчество, самостоятельный выбор.

Словарная работа: «орфографический»,

«орфография», «тройка», «знойно», «душно»,

«жать рожь».

Средства

обучения

воспитателя: мультимедийное

оборудование,

презентации:

«Старик-годовик», «Времена года»; аудиозаписи звуков природы, календари разного вида,

Колесо времени

времена года), макет часов, иллюстрации времён года, портрет В.И. Даля,

орфографический словарь В.И.Даля в II томах.

Средства обучения для детей: карточки «Времена года» для работы в парах, звуковые

схемы слов к карточкам «Времена года», по комплекту на каждую; дидактическая игра

пазлы «Колесо времени» для работы в малых группах по комплекту на каждую.

Предшествующая

работа:

слушание

заучивание

пословиц,

поговорок,

временах

рассказа

Ушинского

желания»,

рассматривание

иллюстраций к произведению; беседы о временах года; знакомство с временем на примере

часов, работа в уголке природы в соответствии с временем года, заучивание физминутки

«Дни недели»;

Проблема : «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

Обогатится словарный запас и расширится кругозор;

Сформируются навыки диалогичной речи;

Возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

Закреплены знания о временах года.

Ход НОД

1. Вводная часть

На одном боку цветы расцветают,

На другом - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом - сучья подсыхают.

(времена года)

Посмотрите в окно.

Какое время года наступило?

А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Сколько всего времён года? Назовите их.

2 . Времена года. Год.

Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год

называется круглым? На макете «колеса времени»

покрутите стрелочку - зима, лето,

весна, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

Какие еще есть формы отсчёта времени? (демонстрация макета часов) Вы с ним уже

знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

Как называются части суток? (утро, день, вечер, ночь)

А что нам помогает узнать, какой сегодня день недели, какое число месяца? Правильно,

календарь (демонстрация видов календарей и нахождение различий).

Календари бывают разного размера, вида, но их объеденяет одно, календарь – это

перечень дней года. В году 365 дней, посмотрите (демонстрация отрывного календаря),

какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года

разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Я предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Колесо времени» Давайте вспомним, с

какого месяца начинается год? Кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, тот и

будет ведущим.

Начиная с ведущего, будем называть по порядку месяца времен года

После игры дети садятся за столы.

Вам было дано задание приготовить загадки о временах года.

Дети по очереди загадывают загадки:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"Купайтесь!"- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (лето)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень)

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна)

В. Ребята, у вас на столах карточки с временами года, и звуковые схемы, в которых

зашифрованы

названия

правильно

подобрать звуковую схему. (с каждого ряда выходит проверить правильность выполненной

работы по одному ребенку, из тех кто быстрее других выполнил задание)

Ребята, и я приготовила вам сказку-загадку, но перед тем, как мы ее послушаем,

давайте выполним задание, которое поможет нам при разгадывании сказки – загадки.

Дидактическая игра «Панно времен года»

Работа в малых группах.

На столах для каждой группы разрезные картинки «Календарь», которые нужно сложить в

Ребята, сказку-загадку, которую я приготовила для вас, написал Владимир Иванович

Даль более 100 лет назад. Владимир Иванович Даль (1801-1872) - русский писатель, очень

любил и уважал русский язык, составлял словари (показ словаря), Владимир Иванович

рассказы,

взрослых.

Пушкиным,

И.В.Крыловым.

внимательно

послушайте

сказку-загадку

постарайтесь

отгадать её.

Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим

особым именем. Махнул старик-годовик в первый раз - и полетели первые три птицы.

Повеял холод, мороз(слайд 1).

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на

полях показались цветы.(слайд2)

Махнул старик-годовик тритий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Мужики стали жать рожь.(слайд3)

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный

ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.(слайд4)

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи

перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная

(слайд5) Махнёт птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-

темно…Это еще не конец сказки. Владимир Иванович Даль приготовил вопросы, на

которые мы должны ответить. Разгадаем каждую загадку, упомянутую в этом тексте.

Что это за птицы вылетали из рукава старика годовика?

(К а ж д а я

м е с я ц е в

Н а з о в и т е

з и м н и е

м е с я ц ы

п о р я д к у.

Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)

Какие еще признаки зимы вам известны? (снегопад, гололед, метель, пурга, вьюга)

Перечислите названия весенних месяцев.

Какие признаки весны названы в сказке? («Снег стал таять, на полянах показались

Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о

л е т н и х

м е с я ц а х.

В сказке нам встретились такие слова, как «жарко», «знойно», «душно», «жать рожь».

о з н а ч а ю т

« ж а р к о » ,

« д у ш н о » ,

« з н о й н о » ?

Жарко – ж а р к а я,

г о р я ч а я

п о г о д а.

Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание, насыщенный испарениями, трудный для

Знойно – сильная жара от нагретого солнцем горячего воздуха (обычно летом в полдень).

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки

показывает

богатство

русского

Назовите

признаки

Перечислите

«тройки»? (Это

– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать

месяцев.)

– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.

– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)

– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)

– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)

– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.

Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

1-й день - понедельник - шел сразу после окончания «недели», а неделей в прежние

времена называли выходной.

2-й день - вторник - это второй день недели.

3-й день - среда - середина недели.

4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.

5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день недели; в этот день хорошо

навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.

6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского

народа приходится на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском

языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.

7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а теперь – воскресеньем

Динамическая пауза. Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

А в субботу танцевал.

В воскресенье торт я кушал

А под вечер отдыхал.

Показывают, как плывут

Изображают, как рисуют.

Показывают, как умываются.

Бег на месте.

Прыжки на месте.

Кружатся на месте.

Изображают, как кушают

Присели, ладони по щечку.

Дидактическая игра «Панно времен года» Работа в малых группах. На столах для каждой

группы разрезные картинки «Календарь», которые нужно сложить в целое.

Итог занятия Определение главной мысли сказки:

– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это

А что же в этом произведении сказочного? В чем состоит волшебство этого

произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (Сам герой - старик годовик, не бывает

на самом деле такого старика.)

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить?

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём.

прекрасно

по-своему,

следующее, ещё лучше прежнего. Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том

числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем

изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит --

Сегодняшнее

понравилось.

разгадали все загадки, быстро справились с заданием, ответили на все вопросы, которые

нам через сотни лет задал В. И. Даль.

Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Я предлагаю вам сходить в городскую детскую библиотеку и подобрать пословицы о

временах года из сборника В.И. Даля.

Год написания: 1832

Жанр: сказка - загадка

Главные герои: старик , 12 птиц

Сюжет

Появился старик и махнул рукавом, и оттуда вылетели три пташки, сразу же сильно похолодало, пошел снег. Опять он махнул рукавом, повеяло теплом, побежали ручьи, трава зазеленела. Третий раз махнул – стало тепло, душно, крестьяне отправились рожь убирать, дети пошли за ягодами, в четвертый раз – похолодало, дождь пошел, деревья лишились своего зеленого убранства.

Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.

Кто таков этот старик? Какие волшебные создания вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?

Вывод (мое мнение)

Даль всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора и в свой знаменитый словарь поместил не только пояснения к словам, но и загадки, сказки, пословицы и описания традиций восточных славян.

Цель урока: развитие у учащихся умения организовывать личную познавательную деятельность в поисках путей решения поставленных задач.

Задачи:

  1. Уточнение и систематизация знаний о глаголе как части речи на материале сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
  2. Формирование умения распознавать глаголы в устной и письменной речи.
  3. Активизация словаря учащихся.
  4. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами родного языка.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
  • Познавательные: самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. Развитие умений и навыков понимания литературного текста.
  • Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
  • Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в окружающем мире.

Информационно-методическое обеспечение: портрет В.И. Даля, сказка «Старик-годовик», иллюстрации с изображением старика-годовика и сказочных птиц, тексты пословиц В. И. Даля, конверты, клей, выставка книг, связанная с творчеством В.И. Даля (иллюстративный материал к уроку по сказке В.И. Даля взят из сборника произведений писателя).

1. Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка мы повторим и обобщим пройденный материал по теме «Глагол» вместе с В.И. Далем /На доске портрет писателя./ Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

Рисунок 1

Учитель обобщает ответы учеников: Да, ребята, В. И. Даль всю свою жизнь собирал и записывал слова, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песни, игры и сказки русского народа. Сегодня наша работа будет строиться с опорой на сказку-загадку писателя «Старик-годовик». Сначала послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Ученики слушают сказку.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Учитель /после чтения/:

– Вам понравилась сказка?

– Что необычного в этой сказке?

– Сколько раз махал рукавом старик-годовик, и как изменялась при этом окружающая действительность? (Четыре раза. Каждый взмах рукавом – смена времени года. Зима. Весна. Лето. Осень.)

– Какое количество птиц он выпускал каждый раз и что это были за птицы? (Три птицы одновременно. В каждом времени года по три месяца.)

– Сколько месяцев в году? (12)

– Что означает количество крыльев у птиц, равное четырём? (4 недели в месяце)

– Что за семь перьев в каждом крыле? (Семь дней в неделе)

– Что значит у каждого крыла одна половина белая, а другая чёрная? (День и ночь)

– Как вы думаете, зачем В. И. Даль рассказал нам такую сказку?

Учитель обобщает ответы учеников: Итак, с вопросами сказки-загадки вы справились. А сейчас мы приступим к выполнению заданий старика-годовика по русскому языку. (На доске появляется иллюстрация с изображением сказочного героя).

Рисунок 2

2. Чистописание

Учитель: Наш старик-годовик тоже будет выпускать сказочных птиц. Каждое птица – новое задание. Приступим к их выполнению. Первая птица принесла вам задание к минутке чистописания.

Рисунок 3

повеял холод полетела

Учитель просит учеников написать одну строку маленькую (строчную) букву «л», а потом слова.

Учитель: Какую связь имеет согласная буква «л» с темой «Глагол»? (Это суффикс глаголов прошедшего времени). Найдите среди написанных вами слов глаголы прошедшего времени, обозначьте в них суффикс «л». Какое здесь лишнее слово? Почему? (Холод – это слово – имя существительное).

3. Проверка умения отличать глаголы от других частей речи

Учитель: Выпустил старик-годовик новую птицу, и она просит вас найти глаголы в тексте.

Рисунок 4

На столах у вас текст сказки. Посчитайте, сколько абзацев в тексте (5). Прочитайте первый абзац, найдите в нём все глаголы, кроме глаголов неопределённой формы и выпишите их в тетрадь в столбик. Свой выбор вы можете обсудить в парах.

Ученики самостоятельно выполняют задание, выписывая глаголы.

/Глаголы: вышел, стал, махнул, полетел, повеял./

Учитель: Сколько выписали глаголов? (5) Определите время, число и, если необходимо, род глаголов. Работаем «по цепочке», комментируя свои действия вслух.

Образец: вышел – пр. в., м.р. ед. ч., стал – пр. в., м.р. ед. ч. и т. д.

4. Физкультминутка.

5. Проверка умения ставить глаголы в неопределённую форму.

Учитель: У новой птицы следующее задание.

Рисунок 5

А теперь вы должны выписанные вами глаголы поставить в неопределённую форму и выделить в них суффиксы. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

/Вопросы записываются на доске, ученики работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека выполняют задание на доске./

Во время проверки выполненного задания обратить внимание на то, что неопределённая форма глагола «стал» содержит «ловушку».

6. Проверка умения подбирать слова-действия (или глаголы) к определённому предмету.

Учитель: С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным). Задание следующей птицы:

Рисунок 6

Вам нужно подобрать к имени существительному птицы разные глаголы настоящего времени. Пишем в тетрадях с новой строки: Птицы (что делают?)

/Ученики самостоятельно подбирают глаголы: поют, летают, кричат и т. д. У глаголов выделяются окончания и указывается время./

Проверка выполненного задания.

7. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Учитель: Махнул старик-годовик рукавом, и вылетела новая птица.

Рисунок 7

Ребята, вы догадались, какое задание она принесла? Как нужно писать частицу НЕ с глаголами? Прочитайте предложения второго абзаца текста, выпишите из него все глаголы в столбик, а рядом через чёрточку запишите эти же глаголы с частицей НЕ.

Махнул – не махнул,

полетела – не полетела,

стал – не стал,

таять – не таять,

показались – не показались.

В конце работы – проверка:

– Сколько глаголов выписали?

– Как написали частицу НЕ с глаголами?

8. Проверка умения определять признаки глагола

Учитель: Следующее задание – морфологический разбор.

Рисунок 8

Прочитайте третий и четвёртый абзацы текста. Найдите в них глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода (стало).

Разберём глагол как часть речи по образцу.

Порядок разбора глагола как части речи:

  1. На какой вопрос отвечает?
  2. Глагол (часть речи)
  3. Неопределённая форма
  4. Время
  5. Число
  6. Род (в прошедшем времени)

Стало – (Что сделать?), глагол, н. ф. – стать, пр. в., ед. ч., ср. р.

/Это задание можно выполнить в устной или в письменной форме./

9. Проверка базовых знаний о глаголе.

Учитель: А теперь обобщим знания о глаголе:

– Что такое глагол?

– На какие вопросы он отвечает?

– Что обозначает?

– Как изменяется глагол?

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

10. Проверка умения находить глаголы в тексте пословицы

Учитель: Последняя птица принесла задание, связанное с творчеством В.И. Даля.

Рисунок 9

На столах у вас конверты с пословицами писателя. Работать будем в группах. По сигналу колокольчика вы достаёте из конвертов карточки со словами и складываете из них пословицы. Полученный образец наклейте на лист бумаги. Подумайте, о чём гласит народная мудрость, переданная нам В.И.Далем. /Ученики, развернув стулья, объединяются в группы по 4 человека и выполняют задание/

Пословицы.

  1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  4. Под лежачий камень вода не течёт.
  5. Терпение и труд всё перетрут.
  6. Без дела жить, только небо коптить.

Выполненное задание представляет один ученик из группы.

Учитель: Ребята, какой общей темой связаны пословицы? /Все пословицы связаны с трудовой деятельностью человека/.

Учитель: Какое значение имеет труд в жизни человека?

Выслушав ответы учеников, учитель делает выводы: Да, ребята, вся жизнь человека связана с трудом, и, только трудясь, человек сможет добиться поставленных целей. Однако не следует забывать и о том, что время движется неумолимо быстро: одно время года сменяет другое, проходят дни, недели, месяцы, и мы всё время должны задавать себе вопрос: «А что сделал я сегодня, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих меня людей лучше...?» /После этого детям предлагается оценить свою работу на уроке /.

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А сейчас поговорим немного о В.И. Дале. Обратите внимание на выставку книг писателя. Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка», материал для которого он собирал 50 лет. Знаменитый писатель, проживший 60 лет при крепостном праве и работавший моряком и военным врачом, всю свою жизнь собирал, по совету Пушкина, «золото» русского народа – пословицы, поговорки, загадки, сказки. Берите и читайте их, потому что народная мудрость – это исторический опыт нашего народа, который нужно не только помнить, но и знать.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Старик-годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М.: «Детская литература», 1987.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Издательство Астрель», АСТ, 2000.