Детский проект для чего нужны языки животными. Учебный проект: Общение животных

Номинация «Первые открытия»

Здравствуйте! Меня зовут Варвара!

Я очень активная, веселая и любознательная девочка, а еще я очень люблю животных! Мне нравится наблюдать за ними, подмечать их повадки и узнавать что-то новое. Мы с мамой читаем много книг о животных, ходим на выставки, в зоопарк.

Недавно мама прочитала мне сказку Виталия Валентиновича Бианки, которая называется «Хвосты». И я задумалась, зачем же на самом деле животным нужны хвосты?

Цель исследования: Я решила узнать, зачем животным нужен хвост и как они его используют.

Задачи исследования:

1. Узнать у детей моей группы, знают ли они, зачем животным нужны хвосты.

2. Собрать с помощью мамы информацию о хвостах животных и о том, зачем они им нужны.

3. По итогам исследования вместе с мамой создать книжку, с подборкой стихов, сказок и рассказов о том, для чего животным нужны хвосты.

4. Познакомить с проектом детей моей группы.

Гипотеза: я думаю, что хвосты животным нужны не только для красоты.

Объект исследования: применение хвоста в животном мире.

Предмет исследования: хвост.

Методы исследования:

  • работа с литературой (энциклопедии, художественная)
  • работа с видеоматериалами (передачи и документальные фильмы о животных);
  • работа в сети Интернет;
  • опрос;
  • наблюдение.

И работа закипела… Сначала, я решила узнать у детей моей группы, знают ли они, зачем животным нужны хвосты. Всего было опрошено 20 детей.

Вот, что получилось:

  • 5 детей сказали, что ничего не знают;
  • 2 ребенка сказали, что хвост нужен для красоты;
  • 5 детей сказали, что хвост нужен для того, чтобы отгонять мух;
  • 5 детей сказали, что хвост нужен для того, чтобы заметать следы;
  • 3 ребенка сказали, что хвост нужен для общения.

Затем мы много наблюдали, искали в интернете, смотрели, читали и вот что нам удалось узнать...

Результат:

1. В животном мире очень много разных хвостов! Они отличаются один от другого цветом, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Многие животные получили свое название благодаря особенностям строения и применения хвоста. Например, акула-пилохвост, скат-хвостокол, кривохвостка, птица-лира… Да всех разве перечислишь!

Правда, надо заметить, что используют животные их по-разному...

2. Животные применяют хвост как: опору, руку, мотор, руль и тормоз, балансир, парашют, защиту, оружие нападения, легкие, одеяло, кладовую, украшение, маяк, средство общения.

Хвостом животные пользуются по-разному. Одним он нужен для того, чтобы летать, другим, защищаться или нападать, а кто-то двигается с помощью хвоста. Ясно одно, всем животным хвост очень необходим.

3. А еще мы с мамой нашли веселые стихи и рассказы о хвостах животных. Собрали их в маленькую книжку, подобрали иллюстрации, напечатали и принесли в детский сад. Детям было очень интересно. Теперь все знают, зачем животным нужен хвост!

Невероятные факты

Как правило, слыша звуки, которые издают представители фауны, мы не задумываемся над тем, что они означают, чаще всего, принимая их за бессвязные вопли.

Удивительно, но большинство животных общаются в гораздо более развитой форме, чем мы могли бы ожидать.

А некоторые из этих форм коммуникации могут нас очень сильно удивить.

Почему кот мяукает

1. Коты мяукают только на людей



На самом деле, коты не мяукают на друг на друга. Чтобы общаться с другими животными, они используют другие способы, такие как язык тела и шипение. Мяуканье является единственным средством общения с человеком.

Цвет шерстки кошки расскажет о ее характере

Коты мяукают, чтобы высказать своё приветствие людям, чтобы привлечь к себе внимание, попросить еды или же попроситься погулять. Единственным исключением являются котята, которые через мяуканье сообщают матери о том, что голодны.

Взрослые же коты, общаясь между собой, не мяукают.

Луговые собачки

2. Луговые собачки довольно сложно устроены



Думаете, наиболее сложны в интеллектуальном развитии дельфины или приматы? Тогда вы ошибаетесь. Оказывается, мозг луговых собачек не менее развит, чем у тех, кого мы считаем интеллектуальными царями животного мира.

Луговые собачки – это грызуны, обитающие в пустынях, и которых мы можем наблюдать периодически появляющихся на поверхности из-под земли.

Эти животные, общаясь, издают определенные звуки. Недавно исследователи обнаружили, что возможно "речь" так называемых луговых собачек может быть самым сложным языком общения среди представителей животного мира.

Грызуны с удивительной точностью могут описать хищников, в том числе вид, размер и форму. Они даже могут сообщить, в одежду какого цвета одет человек и с точностью определить, есть ли у него оружие.

Они могут передать эту информацию буквально в одном сообщении, которое длится всего лишь несколько долей секунды.

3. Жуки используют азбуку Морзе



Можно себе представить, как сложно общаться и передавать информацию сородичам в огромном лесу, если ты маленькое беззащитное насекомое.

Однако природа и тут внесла свою лепту. Жуки общаются между собой с помощью "языка", который напоминает азбуку Морзе.

В случае необходимости насекомое, находящееся ближе всех к очагу опасности, подаёт специальные сигналы. Отголоски сигнала по коре дерева доходят до остальных членов "группы". Таким образом, вся процессия узнаёт о возможной угрозе.

В ночное время, когда все звуки особенно обострены в ночной тишине, передача этих сигналов напоминает тиканье часов.

Звук слона



Однако биолог Андреа Туркало (Andrea Turkalo) в ходе недавних исследований обнаружил, что у слонов так же, как и у людей, разные голоса, по которым их можно с легкостью отличать от других сородичей.

В течение 19 лет биолог изучал лесных слонов в Конго и с уверенностью заявляет, что по звуку, издаваемому этим умнейшим животным, можно идентифицировать каждого индивидуума.

Сейчас Андреа Туркало работает надо тем, чтобы правильно интерпретировать эти звуки. Ученый хочет создать нечто вроде словаря, который будет переводить "разговор" слонов на язык человека.

Туркало отмечает, что в "языке" слонов явно преобладают гласные звуки.

Куры несушки и яйца

5. Куры разговаривают с яйцами, а те им отвечают



Нет ничего удивительного, когда мама воркует над её будущими детьми. Однако, многие женщины будут удивлены, если плод ответит на их воркование.

А вот для наседок в этом нет ничего странного. Скорее, наоборот, для кур это стандартная процедура. Примерно за сутки до того, как вылупиться, цыплята начинают попискивать, находясь в яйце, таким образом они отвечают маме на её кудахтанье.

6. Бабуины ненавидят сленг



Всем известно, что бабуины находятся на высшей ступени развития среди представителей фауны. Как выяснилось, эти животные способны даже чувствовать нашу боль.

На протяжении полутора месяцев ученые подвергли группу из шести бабуинов различным интеллектуальным испытаниям, в ходе которых был использован компьютер с сенсорным экраном, показывающий серию слов.

Суть этих испытаний состояла в том, что бабуины должны определить, какие из этих слов имеют смысл, а какие из них были простым набором букв.

Животные с удивительной точностью справились с поставленной перед ними задачей. Придуманные слова они отметали довольно быстро, а вот на реально существующих словах бабуины останавливались, всем своим видом показывая удовлетворение от того, что они не ошиблись.

7. Лягушки разговаривают



Собаки не являются единственными представителями животного мира, кто обладает способностью слышать высокочастотные тона вне диапазона человеческого восприятия.

Лягушки, обитающие в Юго-Восточной Азии, могут общаться с помощью ультразвуковых частот, которые не слышны людям.

10 самых красивых и ядовитых лягушек

Этот особый вид лягушек может издавать звуки до 38 килогерц, что на 18 герц выше, чем могут обнаруживать люди.

Ученые считают, что таким образом лягушкам легче выживать в природных условиях. Эти создания обитают в районах с падающей водой, где более низкие частоты трудно расслышать. Таким образом, лягушки приспособились передавать информацию друг другу.

Язык дельфинов

8. Дельфины учат второй язык



Наблюдения за дельфинами показали, что эти умнейшие млекопитающие во сне разговаривают на другом языке.

В бодрствующем состоянии они не были замечены в имитировании инородных звуков, а вот во время сна издаваемые дельфинами звуки, носили зловещее сходство с другими.

Повторяющий попугай

9. Попугаи не копируют нас бездумно



Существуют документальные подтверждения случаев, когда попугай не просто бездумно повторял звуки, которые он слышал, но и умел распознавать слова, отдельные фразы, а также вести беседу.

Африканский серый попугай по имени Алекс прославился благодаря своей способности идентифицировать цвета и формулировать абстрактные понятия, такие как размер и разница.

Алекс довольно резво шутил со своим хозяином, проговаривая фразу: "Не говори мне, чтобы я успокоился".

Топ 10 говорящих птиц

Некоторые попугаи запоминают и воспроизводят до нескольких сот слов и фраз. Знаменитая самка попугая Прудл (Prudle) была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, так как на момент смерти знала 800 слов. А в словаре попугая Нкиси (N’kisi) 950 слов, а также всевозможные шутки, которые заставляют слушателей смеяться.

10. Некоторые рыбы используют язык жестов



Коралловые окуни координируют свои действия со своими сородичами, находясь в погоне за пищей.

С помощью собственного носа и движений, похожих на танец, окуни сигнализируют остальным членам процессии о том, что пища близко, и что стоит приложить определенные усилия, чтобы её заполучить.


-709295-129540ЧАСТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«СВЕТЛЫЕ ГОРЫ»
Практико-ориентированный исследовательский проект
«Зачем нам нужны домашние животные»
Проект выполнили:
ученики 3 «А» класса
ЧОУ СОШ «Светлые Горы»
Научные руководители проекта:
Лукашова Елена Николаевна,
Кузнецова Наталья Николаевна
2016 год
Паспорт проекта
Название проекта: «Зачем нам нужны домашние животные» (слайд 1)
Авторы проекта: ученики 3 «А» класса ЧОУ СОШ «Светлые Горы».
Научные руководители проекта:
Лукашова Елена Николаевна, учитель начальных классов,
Кузнецова Наталья Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии.
Тип проекта:практико-ориентированный исследовательский.
Объект исследования: домашние животные городских жителей.Предмет исследования: влияние домашних животных на здоровье и настроение человека
Актуальность проекта(слайд 2)
Мы часто просим своих родителей подарить нам домашнее животное, мечтаем о маленьком друге – кошке, птичке, хомячке. С одной стороны, вроде бы и хорошо, мы учимся о ком-то заботиться, а с другой, родителям не хочется лишних проблем, ведь любое домашнее животное – это дополнительные заботы и траты. Как быть? Какую пользу могут принести домашние животные нам и нашим родителям? Как строятся отношения между человеком и животным? Эти вопросы и стали решающими для проведения исследования.
Мы думаем, что наше исследование актуально, потому что вопрос заводить или нет домашнего питомца, встает почти в каждой семье, где есть дети. Мы поможем родителям решить, нужно ли заводить животное дома.
Проблемы исследования:(слайд 3)
Какие домашние животные существуют в современном мире?
Домашние животные – это компаньоны человека?
Зачем люди заводят домашних животных в наши дни?
Каково влияние домашних животных на здоровье людей?
Гипотеза (слайд 4)
Домашние животные приносят не только материальную пользу, но и влияют на здоровье человека и доставляют счастье общения.
Цель:
Познакомиться с многообразием домашних животных.
Выяснить, кем являются домашние животные для человека.
Выяснить, зачем люди заводят домашних животных в наши дни.
Рассмотреть проблему влияния домашних животных на здоровье и настроение человека.
Задачи:(слайд 5)
Систематизировать информацию о домашних питомцах.
Провести анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы.
Определить, как влияют домашние питомцы на здоровье человека.
Создать фотогалерею учащихся нашего класса со своими питомцами.
Создать коллекцию презентаций учащихся класса.
Выпустить классный журнал «Мой самый любимый друг».
Создать презентацию проекта и защитить ее на школьной конференции
Предполагаемые результатыПосле завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные: 1. Трудолюбие. 2. Бережное отношения к животным. 3. Чувство ответственности.
Метопредметные: 1.Научатся определять задачу. 2.Смогут выстраивать последовательность действий по выполнению задачи. 3.Научатся осуществлять самоконтроль проектно-исследовательской деятельности. 4.Будут сотрудничать при решении задач. 5.Научатся грамотно планировать собственную деятельность.
Предметные: 1. Будут лучше знать некоторые виды домашних животных. 2. Узнают о влиянии домашних животных на здоровье и настроение человека.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
фотографировать своего питомца в наиболее интересных ситуациях;
составлять рассказ о своём домашнем животном, его характере, повадках, играх;
искать дополнительную информацию по теме проекта в разных источниках и оформлять ее в виде доклада и презентации;
презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
оформлять фотовыставку, выставку рисунков и поделок;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Методы исследования: поисковый, справочно-информационный, творческий, обобщение.
Сроки реализации: 1 сентября – 31 октября 2016 года.
Введение в проект(слайд 6)
Казалось бы, городской быт наличие братьев наших меньших вообще не предусматривает: и пространства мало, и времени, и порой денег лишних жаль на содержание существа, не приносящего никакой ощутимой и конкретной пользы.
В самом деле, в деревне все просто и понятно: корова дает молоко, куры - яйца, собака - стережет дом, кошка - ловит мышей. Здесь животные на своем месте, причем на месте важном и почетном.
Другое дело - город. Какой толк от лежебоки, требующего постоянной заботы и затрат? Кому нужна эта обуза, от которой повсюду шерсть, сено, опилки, запах?
Помните, как сетовал кот Матроскин из старого доброго мультфильма «Простоквашино»:
- Эх, никаких от тебя Шарик, доходов… Расходы одни…
И все же нередко мы, горожане, волей или неволей становимся вдруг хозяевами домашнего животного.
Безусловно, дети к природе ближе и потому не задаются вопросом «Зачем?». Они просто радуются зверушке, любят ее, исследуют с помощью нее мир. Взрослые же, обремененные заботами о себе, детях, о семье и о хлебе насущном, порой недоумевают: «И какая от этого кота польза?»
Однако польза имеется, и немалая. Попробуем это доказать.
Во всём мире люди держат у себя домашних животных.
В мире насчитывается более 2 тысяч видов млекопитающих, а видов домашних животных всего около 40. А если из списка домашних животных исключить полезных насекомых /пчела, шелкопряд/ и две породы рыб /золотая рыбка и карп/, то видов настоящих домашних животных останется всего лишь 27.
30 ноября отмечается Всемирный день домашних животных.
Почти все ребята из нашего класса (11 человек из 13) имеют домашнее животное, и часто не одно. Каждый день кто-нибудь из нас рассказывает о проделках наших братьев меньших. И мы решили узнать о них как можно больше.
Сначала каждый из нас написал сочинение о своих любимых питомцах, сделал фотографию своих четвероногих друзей. Некоторые учителя тоже с удовольствием сделали фотопортреты своих любимцев. (слайд 7)
Мы создали фотогалерею учащихся нашего класса со своими домашними питомцами. (слайд 8, 9)
Исследовательская часть
Анкетирование взрослых и школьников(слайд 10)
Затем мы решили выяснить, каких домашних питомцев содержат ученики и учителя нашей школы. Для этого мы провели анкетирование. В анкете задавались следующие вопросы:
1. Кто Вы? Ученик. Учитель, сотрудник.
2. Где Вы проживаете? В городе. В деревне.
3. Есть ли у Вас домашний питомец? Какой?
4. Назовите, пожалуйста, три его главных «положительных» качества.
5. Кто ухаживает за ним?
6. С кем из членов семьи домашний питомец связан больше всех?
7. Кто для Вас Ваш питомец?
8. Зачем Вам домашнее животное?
9. Согласились бы Вы променять Вашего питомца на дорогую игрушку, вещь?
Обработав 85 анкет, мы сделали следующие выводы:
у 79 опрошенных есть домашние животные, причем у многих не по одному. И всего лишь у 6 человек животных нет.
Количество собак и кошек почти одинаковое - 82% собак и 84% кошек; рыбки на 3-ем месте.
Среди положительных качеств домашних животных победили игривость (43%), доброта (38%) и преданность (33%).
На вопрос «Кто ухаживает за питомцем?» самый распространенный ответ - «Я» (72%), затем мама (47%) и папа (37%).
Больше всего домашний питомец связан с ребенком (43%), с мамой (30%), с бабушкой, дедушкой (22%).
Наше домашнее животное для нас в первую очередь друг (59%), член семьи (42%), любимец (16%).
Мы берем животное в дом в первую очередь для получения удовольствия, радости, уюта (45%), игры, веселья (24%), для охраны дома (21%).
И наконец, на вопрос «Согласились бы Вы променять Вашего питомца на дорогую игрушку, вещь?» все до одного человека ответили «Нет».
(Слайды 11, 12, 13, 14, 15)
Вывод:
Судя по результату анкетирования, кошка и собака являются одними из наиболее популярных домашних питомцев и являются другом человека, его компаньоном. Кошки могут развлекать и лечить человека, а собаки служат человеку верой и правдой.
Для подтверждения или опровержения своих предположений, мы обратились за информацией к энциклопедиям и в Интернет. (слайд 16)
И вот, что мы выяснили.Свою работу мы начали со знакомства литературы по изучению домашних животных. Мы выяснили, что домашние животные уже не одно тысячелетие живут рядом с человеком.Собака, например, помогает на охоте и охраняет дом, кошка ловит мышей, крупный и не очень скот даёт мясо, молоко, шкуры для пошива одежды. Оказывается, история одомашнивания очень стара. Идея приручить животное и поселить его рядом с собой пришла людям в головы, как минимум, пять тысячелетий назад. О том, кого приручали древние люди, можно сложить не одну легенду. Впрочем, приручить ещё не значит одомашнить. Какая разница?
Огромнейшая: одомашненные животные из поколения в поколение живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, без этого ухода они могут даже не выжить. А если приручить, скажем, журавля, певчего дрозда или хорька (нынче их модно держать дома), эти животные и птицы не станут домашними, они всё равно останутся дикими и при случае постараются вернуться в дикую природу.
№ п/п Фамилия, имя ученика Тема сообщения и презентации
1 Баранова Полина Законы РФ о домашних животных
2 Белай Жанна Домашнее животное на службе у человека
3 Беляева Софья Зачем нам нужны домашние животные
4 Буренков Савелий Домашние животные в разных странах
5 Горбунов Егор Памятники домашним животным
6 Иванов Сергей Сельскохозяйственные домашние животные
7 Карпушина Анна Домашние животные – компаньоны человека
8 Кононенко Владислав Каких животных считают домашними?
9 Куликова Мария Зачем городскому жителю домашнее животное
10 Мирошниченко Анастасия Преданность домашних животных
11 Пугачева Вероника Мы в ответе за тех, кого приручили
12 Селявина Таисия Любое ли животное, живущее в доме, считается домашним?
13 Чорба Александра Влияние домашних животных на здоровье людей
Затем каждый из нас написал доклад по теме проекта и сделал презентацию.
(слайд 17)
Из этих докладов и презентаций мы узнали:
какие необычные виды домашних животных встречаются в разных странах.
Многие жители Индии отдают предпочтение мангустам.
В США содержать дома скунса – очень модно. Такое животное ласковое, послушное и красивое. Скунсы атакуют врага зловонным оружием, но их заводчики утверждают, что в условиях неволи животные не пользуются им. Также очень популярны у американцев в качестве домашнего питомца муравьеды.
Сверчок – любимое насекомое китайцев. Ещё с XII века в Китае были популярными соревнования сверчков – побеждало насекомое, чьё пение было самым громким и звонким.
Китайцы также обожают певчих птиц. Утром в парках населённых пунктов Китая можно увидеть людей, выгуливающих своих пернатых питомцев.
В Великобритании в домах частосодержат африканских карликовых ежей.
Во Франции народную любовь завоевала фретка – домашний хорёк. Животное поддаётся дрессировке.
Также фретка служит живым аксессуаром для французских модниц. Гибкого и лёгкого хорька можно закинуть себе на плечо, тем самым украсив наряд.
Сахарную летягу заводят многие канадцы. Это животное относят к сумчатым.Летяга умеет прыгать и парить при этом в воздухе. Животное очень мило выглядит и проявляет неприхотливость.
Орангутанов часто можно встретить в индонезийских семьях, особенно в тех, где нет детей.
Сурикат является не только идеальным домашним животным в ЮАР, но и оберегом.Народы Южной Африки верят, что сурикат отпугивает оборотней и дьяволов. (слайд 18)
как животные влияют на здоровье своих хозяев.
Все животные – биоэнергетики. Они чувствительны к отрицательной энергии, которая исходит от ваших мыслей или ваших больных органов. К тому же они умеют преобразовывать ее в положительную. (слайд 19)
Поэтому когда вам плохо, болит живот или голова, наши верные друзья обязательно реагируют. Прижимаются к больному месту, подтявкивают,
мурлыкают, воркуют, высушивают языком слезы, смешат, отвлекают.(слайд 20)
Существует раздел медицины анималотерапия, или терапия животными (зоотерапия) – это положительное влияние животных на здоровье человека.
Какие бывают виды анималотерапии?
КанистерапияТак по-научному называется терапия при помощи контактов с собаками.
Собака – существо дружелюбное и верное. А потому собаки очень хорошо помогают детям с задержкой психического и физического развития. Детей с нарушением речи и слуха учат разговаривать в присутствии собак. Собаки спасают от головных болей и даже помогают лучше размышлять. Вам будет легче писать текст, готовиться к экзаменам, делать ремонт, если рядом – ваш четвероногий друг.
ФелинотерапияЛечение при помощи контактов с кошками.
Кошек даже не требуется специально обучать, по сути, они ничего необычного не делают. Если человек им нравится, они трутся о его ноги, запрыгивают на колени, ластятся, мурлыкают, лижут руки, чем и добиваются ответной нежности.
Кстати, кошачье мурлыканье ускоряет процесс заживления ран и укрепляет кости.
Они спасают от одиночества, снимают суставные и головные боли, лечат внутренние заболевания.
Кстати, если вы заметили, что кошка слишком навязчиво ластится к вам, запрыгивает на колени – по возможности, не гоните ее. Таким образом она не только показывает доброе отношение к вам, но и сигнализирует – вашему организму грозит сбой, пора действовать.
ДельфинотерапияЛечение людей с помощью дельфинов.
Дельфины общительны, интеллектуальны, отлично относятся к человеку, а особенно любят детей. Это только со стороны кажется, что дельфин просто играет с ребенком. На самом деле, он тестирует его организм с помощью ультразвуков. Если с ребенком все хорошо, дельфин спокойно пощелкивает; если же малыш болен, дельфин урчит.
ОрнитотерапияПернатые друзья заряжают людей бодростью и оптимизмом. Понаблюдайте за птицами – и вы увидите, что они никогда не унывают и постоянно чем-то заняты. Наблюдение за птицами расслабляет, спасает от нервных срывов. А мелодичное пение птиц благотворно влияет на психику и помогает подготовиться ко сну.
ИппотерапияЭто терапия, основанная на общении с лошадьми.
При верховой езде нормализуется как физическая, так и психологическая сфера человека. Во время активных занятий работают все мышцы тела, происходит тренировка дыхания, тонизируется кровеносная система.
Также повышается концентрация внимания, улучшается работа памяти и мышления. Надо запомнить множество новых движений и повторить их в определенной последовательности, также требуется изучить, как ухаживать за лошадьми и как с ними общаться.
о домашних животных знаменитых людей.
Всегда интересно узнавать о подробностях личной жизни сильных мира сего. Особенно, если эти детали касаются их домашних животных. Домашних питомцев знаменитые люди часто приобретают сами, но еще чаще они получают их в подарок. (слайд 21, 22)
Владимир Путин
Любимый питомец - лабрадорша Конни Полгрейв, той-пудель Тося и её сын Родео.
В 2010 году после российско-болгарских переговоров премьер-министр Болгарии Бойко Борисов прямо на пресс-конференции подарил Путину щенка болгарской овчарки каракачанской породы. Позже объявили конкурс, и пятилетний мальчик придумал щенку имя - Баффи.В знак благодарности собаку президенту подарили и японские власти - за помощь региону Акита, пострадавшему от цунами. Пес Юмэ (породы Акита-ину, какХатико) тоже живет с президентом.
Из домашних питомцев у Путина есть также белая коза Сказка, которую ему подарил экс-мэр Москвы Юрий Лужков.
Пони, подаренную Путину тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, зовут Вадик.Дмитрий Медведев
Кот Дорофей. Это животное породы «невский маскарадный». Кота этого президент России приобрёл сам, однако, говорят, что он на самом деле больше любит собак. И в свое время, как говорят, мечтал о лабрадорше, но его родные настаивали на болонке. В итоге домой действительно принесли кота.
В итоге бывшему президенту России всё-таки подарили собаку: бело-чёрного щенка английского сеттера, кот Дорофей вроде бы нашёл с ним общий язык.
Джордж Буш
Шотландский терьер Барни, чёрный кот Индия, корова Офелия.
Билл Клинтон
Кот Сокс, лабрадор Бадди.
Авраам Линкольн
Свинья, гусь и индейка.
Джордж Вашингтон
Конь Нельсон.
Королева Елизавета II
Несколько собак породы корги, несколько лабрадоров, стая фламинго.
Маргарет Тэтчер, Джон Мейджор, Тони Блэр
Общий для трёх британских премьер-министров кот Хамфри, затем кот Ларри.
Уинстон Черчилль
Попугай, жив до сих пор, считается, что ему более 100 лет.
Мы узнали, что люди нередко ставят памятники домашним животным в знак благодарности их верности и преданности. (слайд 23)
С давних пор живет рядом с человеком собака. Охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотится на зверя. Каких только собак не бывает - служебные, охотничьи, декоративные и даже беспородные. Все они верно служат человеку. Собака – друг человека. Мы очень любим собак, но они любят нас больше, чем себя.
Заслуги собак перед людьми огромны. В знак благодарности нашим верным друзьям поставлены памятники в России и во многих других городах мира. Во Франции есть памятник сенбернару Барри. Он отыскал и спас в горах сорок замерзающих путников.
Итальянцы поставили бронзовый памятник псу по кличке Верный. Он четырнадцать лет подряд изо дня в день встречал на вокзале своего хозяина, погибшего на войне.
В Берлине установлен памятник собакам-поводырям.
Наши работы
Мы сделали электронную версию журнала нашего класса «Мой самый любимый друг», куда вошли наши сочинения, доклады и другие интересные сообщения о домашних животных. На занятиях по внеурочной деятельности мы сделали в технике оригами и обрывной аппликации коллективную работу «Веселая прогулка» и в технике изонить коллективную работу «Улица кошек».
Заключение
В результате исследования мы:
познакомились с многообразием домашних животных;
выяснили, что домашние животные в современной жизни чаще всего являются компаньонами человека, друзьями и даже членами семьи;
люди заводят домашних животных для душевного тепла, уюта, радости общения, чтобы не быть одиноким;
домашние животные благотворно влияют на здоровье и настроение человека. Присутствие в доме любого животного благоприятно воздействует на нервную систему, снимает стресс, помогает выздоровлению, повышает настроение. (слайд 24)
Наша гипотеза подтвердилась.
Как мы выяснили, животные оказывают большое положительное влияние на наше здоровье и развитие.
Кроме того, решение завести домашнего питомца оказывает влияние на всю семью. Если вся семья заботится о своем питомце, она становится намного дружнее и сплоченнее.
Домашние животные делают нас ближе к природе, учат любви и состраданию. Мы учимся бережному и заботливому отношению ко всему окружающему миру. (слайд 25)
Литература.
1. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы.: М., «Аванта+». 2004 г.
2. Т.А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?». М.:« ГНОМ и Д». 2008 г.
Н.П. Бацанов. Ваши домашние четвероногие друзья. Санкт-Петербург. Лениздат.1992
Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. Кн. 2.- М.: Дет. лит., 1975
У наших питомцев – праздник. Кот и пес.- 2000.- № 9.- С. 6.
Кошки и котята. М.:РОСМЭН.- 2000
В. Чаплина. У нас дома кошка. М.:Малыш.- 1990
Интернет ресурсы.
https://zverki.orghttps://health.passion.ruhttps://vashaibolit.ruhttps://ocheninteresno.com
http://orenwiki.ru/index.php
http://miranimashek.com/photo/animacija_animashki/40http://mirgif.com/koshki5.htm

"Животные - братья наши меньшие" - этому учит нас человеческая мораль. Они дают нам эстетическое наслаждение, продуктивное общение, здоровье и многое другое. Однако у многих возникает вопрос о том, зачем нужны животные. Давайте подумаем над этим вместе.

Дикие животные

Все животные в мире существуют не отдельно сами по себе, они – часть природной цепочки. Если есть мыши, то они являются уничтожителями сорной травы и насекомых, одновременно служат пищей для более крупных хищников. Если есть леопард, то он охотится на антилоп, и в его пасть попадают самые слабые. Так происходит естественный отбор и эволюция видов. Так зачем нужны животные различных видов на Земле? Чтобы питаться и быть съеденными. Это самый главный закон природы, доказанный Дарвином.

Дикие животные полезны человеку. Они изучает их, чтобы знать, что можно от них взять. Ведь не секрет, что величайшие открытия были сделаны благодаря животным. Что такое застежка-молния? Это копия птичьего пера, глядя на него, изобрели молнию. А откуда взята идея самолета? Конечно, от птиц! Болезни лечат акульим хрящом, духи делают из амбры кита, энергетик пантокрин берут из копыт маралов. Даже социальные законы изучаются на основе пчелиных ульев и муравейников. А уж про шкуры, клыки, усы, железы и кожу, добывая которые, убивают животных, и говорить нечего! Человек истребил многие виды диких животных, оправдывается сам перед собой созданием красной книги. Так зачем нужны животные дикого мира разумному человеку? Они – источник его вдохновения, ниточка, связывающая его с мирозданием. Сколько радости приносит общение с дикой природой! Вспомните прекрасных тигров, китов, дельфинов, антилоп, кенгуру! Они помогают нам понять, кто мы на этой Земле.

Домашние животные

Все домашние животные приносят человеку пользу: дают продукты питания, шкуры, шерсть, работают на людей, охраняют их. И просто приносят радость! Чтобы понять, для чего нужны животные в доме, надо вспомнить историю. Она очень хорошо рассказана в сказке Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Собака охраняет дом, лошадь возит человека, корова дает молоко. Этот список сейчас можно дополнить: свиньи – источник мяса, куры – мяса и яиц козы – шерсти и молока, овцы – шерсти и мяса, коровы – мяса и молока. Хорошо, что сейчас возродили коневодство. В хозяйствах лошадей мало, но лучшие породы сейчас уже имеют достаточную численность. Кроме всех перечисленных даров, которые мы получаем от домашних животных, мы, несомненно, видим и нечто намного большее.

Общаясь с животными, человек становится добрее, внимательнее, заботливее. А для чего нужны животные в городской квартире? Присутствие собаки, кошки, хомячка или аквариумных рыбок заставляет ребенка, подростка быть ответственным не только за себя, но и за еще одно (может, и не одно) живое существо. И эта ответственность закладывает в юной душе доброту, любовь, чуткость ко всему живому. Разве этого мало? Такой человек никогда не сможет обидеть зверя или другого человека! Берегите и любите своих животных!


Содержание:
Введение……………………………………………………… ………….3
Глава 1. Язык и речь животных………………………………………..5
1.1 Язык обезьян……………………………………………… …10
1.2 Язык летучих мышей……………………………… ………...12
1.3 Язык птиц……………………………………………………..13
1.4 Язык насекомых……………………………………………..16
1.5 Язык «голубого континента»………………………………19
1.6 Язык собак…………………………………………………. ..23
Глава 2. Психические основы обучения животных человеческой
речи.……………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………… …………29
Список использованных источников и литературы………………….30

Введение
Могут ли животные “говорить” или язык является только уникальным свойством человека? Поскольку существует тенденция определять язык таким образом, что на основе такого определения язык подходит только человеку. Признать, что у животного есть язык, значит признать, что у животного есть разум, что люди - это те же самые животные,только мы всего лишь стоим выше других живых существ, возникает этический конфликт.
В последние 30 лет изучение языкового поведения животных открыло совершенно новые перспективы для познания их высших психических функций. Речь идет об использовании символов, категорий, и даже способностей скрывать свои “мысли” и “намерения”. Иными словами, изучая возможности коммуникации животных, мы раскрываем дополнительные возможности их интеллекта.
На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться так трогающие людей качества: преданность, привязанность к хозяину, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.
Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Всем животным в доме люди давали имя, кличку или прозвище и, когда было нужно, звали их, словами выражая свой приказ или просьбу. Сами действия человека служат сигналом для животного. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.
Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.

Глава 1. Язык и речь животных.
Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях.
Издавна люди считали, что у каждого вида животных есть свой язык, присущий и понятный только им самим. Используя его, птицы неугомонно переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.
У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку.
Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги, любви. Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, примитивный, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука.
В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться.
Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально- психическое состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.
Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит.
В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношении - человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это - система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.
У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты - приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.
Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.
Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

1.1 Язык обезьян
Язык низших узконосых обезьян-гамадрилов включает в себя сложную систему звуков и жестов. В их звуковом языке около 20 сигналов, и каждый несет определенную информацию. Вожак, заметивший опасность, издает особый возглас - и все стадо сразу же мчится прочь или занимает оборонительную позицию. Обезьяна, отставшая от стада, кричит по-другому. И уже совсем иные звуки сопровождают различные внутристадные ритуалы, помогающие гамадрилам выразить свое отношение к соплеменнику. Так, любой член гамадрильего стада, встречаясь с вожаком или обезьяной высшего ранга, обязательно присядет перед ней и несколько раз отрывисто "ахнет" - это сообщение о повиновении. Предлагая свои услуги для обыскивания, обезьяна сначала особым образом пошелестит языком - сигнал партнеру о дружеском расположении и просьба ответить тем же. Кроме звуковых сигналов, гамадрилы употребляют бесшумные средства общения - взгляды, позы, жесты, мимику. Например, с помощью взглядов вожак может на расстоянии беззвучно управлять всеми действиями стада. Секрет - в белых участках кожи над веками. Стоит обезьяне приподнять брови, и белые веки четко выделяются на ее серой физиономии. Поэтому запретный или угрожающий взгляд виден далеко. Биолог Н. Пожарицкая, изучавшая в Сухумском обезьяньем питомнике язык гамадрилов, рассказывает: "Враждующие самки часто пользуются угрожающими взглядами во время беззвучных перебранок. Поморгают друг на друга, удовлетворят свою злость и разойдутся, не привлекая внимания вожака" * . В иных случаях гамадрилы используют все свое очень подвижное тело, от кончика носа до кончика хвоста. Приподнимая определенным образом хвост и размахивая им из стороны в сторону, самка может, например, продемонстрировать свою благосклонность к самцу, или высказать полное пренебрежение к его ухаживаниям; угрожая сопернику, самец, как правило, взъерошивает свою мантию, таращит глаза и ударяет передней лапой по земле. Но из всего арсенала способов общения на первом месте у гамадрилов находится мимика. Богатством мимики гамадрилы обязаны хорошо развитой у них мимической мускулатуре. Двигая ушами, глазами, ртом, кожей головы, гамадрилы могут выразить страх, ярость, любопытство и т. д. Такое многообразие мимических движений и сигнальных жестов в сочетании с полутора десятками выразительных взглядов и двумя десятками звуковых сигналов делает язык гамадрилов очень выразительным.

1.2 Язык летучих мышей
Довольно сложным языком обладают летучие мыши. В нем не менее 22 "слов" типа "чип", "бззз", "чёр-чёр". Все звуки, которыми мыши обмениваются между собой, отчетливо делятся на четыре группы: первая группа служит для общения матерей с детенышами, вторая связана с "военными действиями" - битвами между самцами, третья служит для любовных монологов и дуэтов, четвертая - сигналы тревоги и опасности. Австралийский зоолог, профессор Дж. Нельсон пишет, что часовой предупреждает "сограждан" криком, похожим на отрывистый звук кларнета. Воцаряется тишина, и все летучие мыши начинают пристально смотреть на нарушителя покоя. В таких условиях, говорит Дж. Нельсон, трудно понять, кто за кем наблюдает: зоолог за животными или наоборот...

1.4 Язык насекомых
Весьма многообразны способы общения у насекомых. Так, например, многие насекомые используют язык запахов. Красногрудые муравьи-древоточцы общаются между собой при помощи жестов. У термитов средством передачи информации на расстояние служит своего рода телеграф. Они, в частности, могут издалека сигнализировать своим собратьям о приближении неприятеля, выстукивая головой на стенках туннеля термитника сигналы тревоги. Комары поддерживают между собой связь с помощью электромагнитных волн, пчелы изъясняются языком танца. Танцы пчел, как доказал известный немецкий натуралист Карл Фриш,- своеобразная служебная пантомима. С ее помощью они передают информацию о направлении, в котором находится медонос, о расстоянии до него, о его изобилии. Мюнхенский зоолог, доктор Геральд Эш установил, что танец пчел сопровождается еще и звуками. Записав эти звуки и проанализировав их, он пришел к выводу, что продолжительность "треска" пчелиных крыльев во время танца также служит указанием на расстояние от улья до места взятка, а сила звука говорит о качестве нектара.
Очень богат стрекочущий язык кузнечиков и сверчков. Доктор Хубер из Тюбинского университета записал на магнитную ленту около 500 различных звуков, издаваемых кузнечиками. По виртуозности язык кузнечиков и сверчков не уступает языку птиц.
Для доказательства, что звуки служат сверчкам средством общения, профессор Реген заставил самца полевого сверчка беседовать с самкой... по телефону. Услышав голос самца, самка тотчас же попыталась проникнуть в телефонную трубку. Кузнечик издает те или иные звуки подобно скрипке: он как бы "пилит смычками" (зазубренные задние ноги) по надкрыльям. Изменение длительности, громкости и тональности звуков в песне кузнечика происходит в зависимости от того, сколько зубов ноги певца трется о надкрылья и с какой силой. А звуки солист искусно соединяет в строки и даже куплеты. Первым обычно поет самец. Смысл его песни примерно таков: "Здесь я - кузнечик вида такого-то. Я очень тоскую по подруге-соплеменнице". Если эту песню услышит другой кузнечик того же вида, он отвечает после некоторой паузы. Самец точно засекает направление, в котором находится стрекочущий "собеседник", и делает мощный скачок в сторону невидимого партнера * . Однако "собеседник" может оказаться не самкой, а самцом, тогда не миновать поединка. Поэтому певец, дабы избежать недоразумений, время от времени прерывает брачную песню и издает воинственный клич. Если в ответ не послышится военный сигнал, значит стрекот был не напрасным: отзывается самка. И после непродолжительного обмена позывными пение двух кузнечиков сливается в любовный дуэт. Однако и в этом случае самец то и дело испускает короткий военный стрекот, чтобы навести страх на соперника, который может оказаться поблизости. Если же соперник все же исполнен решимости познакомиться поближе с подругой счастливца, дело может кончиться сражением. Повстречавшись, самцы спесиво приближаются друг к другу, неистово хлещут воздух своими усиками и сотрясаются от возбуждения. Время от времени тот или другой поднимает брюшко и лягает воздух могучей задней ногой, чтобы продемонстрировать свою силу. Если все это не производит должного впечатления, оба соперника запевают военную песню. С раскрытыми челюстями кидаются они друг на друга, дерутся передними ножками, бодаются, словно козлы, и пытаются лягнуть друг друга задней ногой. В случае удачного попадания побежденный отлетает сантиметров на двадцать и молчком покидает поле сражения, а победитель оглашает окрестности неистовым стрекотом. У некоторых насекомых есть своя световая азбука Морзе. В темноте вам, вероятно, не раз доводилось видеть светлячков. Самец и самка, заметив друг друга, начинают мигать по очереди, словно подмигивают друг другу. В тропиках иногда удается наблюдать очень эффектное зрелище. Яркие и крупные светлячки тысячами собираются на одном или нескольких соседних деревьях и мигают одновременно. Деревья при этом ритмично вспыхивают, как фейерверк. Смысл в таком объединении, вероятно, тот же, что и в совместном роении комаров. Только у комаров - это хор, а здесь свадебная иллюминация.

1.5 Язык «голубого континента»
Язык подводных глубин - особое средство общения многочисленных обитателей водоемов. Например, обитающий в Азовском море бычок, когда строит гнездо, издает низкое рычание. Заслышав этот рык, никакой другой бычок не осмелится вторгнуться во владения своего соплеменника. Но когда строительство жилища закончено, самец издает высокий звук - призыв самок. Некоторые звуки, издаваемые рыбами, служат сигналом для объединения в стаи, другие - предупреждением об опасности. В период нереста сначала слышатся отдельные зовущие голоса, затем голоса сливаются в общий громкий хор и, наконец, постепенно затихают: нерест закончен. Черноморская ставрида издает звук, напоминающий треск гребенки. Голос кильки похож на гудение шмеля. Звук, издаваемый сардинами, немного напоминает шум прибоя, лещом - хрипы, морским карасем - щелчки. Вьюны пищат, за что их кое-где называют пищухами. Атлантическая рыба-жаба гудит, морской петух кудахчет, морские коньки резко щелкают. Весьма широким вокальным диапазоном обладает белуга: она свистит и воет, скрежещет и кричит. Пойманная на Каспии белуга, по рассказам рыбаков, испускает как бы тяжелый вздох, напоминающий рев. Чрезвычайно "разговорчива" морская рыба тригла: она непрерывно ворчит и квакает. В Средиземном море водятся двухметровые "поющие" рыбы - сциены, издающие довольно мелодичные звуки.
Очень "болтливы" ракообразные. Самые шумные из них - крабы: они могут издавать до 30 звуков, подобных стрекотанию. Рак альфеус, обитающий на Дальнем Востоке, щелкает клешней так громко, что не только отпугивает врагов, но и оглушает добычу. Многотысячный подводный "город" альфеусов, по свидетельству известного океанолога Н. И. Тарасова, встречает врага грохотом, не уступающим шуму, стоящему в цехе при клепке котлов. Очень шумливы креветки. Издаваемый ими звук напоминает шипение масла на сковородке или треск горящих сухих веток. У так называемых щелкающих креветок из большой клешни исходит звук, подобный тому, который получается при вылете пробки из бутылки. Этот звук бывает настолько сильным, что звуковая волна способна разбить бокал. Щелкающие креветки обычно собираются огромными стаями - до 200 особей на одном квадратном метре - и щелкают непрерывно днем и ночью независимо от времени года. В некоторых районах океана щелканье тысяч креветок сливается в сплошной треск. Этим не преминули воспользоваться японцы во время второй мировой войны. Они подсадили большую колонию "щелкунчиков" в одну из военных гаваней США и тем полностью парализовали гидроакустические средства обнаружения. Под прикрытием сильного шума креветок японские подводные лодки вошли в американскую бухту, торпедировали стоящие там корабли и безнаказанно удалились.
Очень разнообразны звуки, издаваемые морскими млекопитающими. Среди них наибольшую популярность снискала себе своим голосом белуха. По описаниям натуралистов и наблюдателей, она может громко хрюкать, глухо стонать и свистеть, издавать звуки, напоминающие плач ребенка, удары колокола, пронзительный крик, отдаленный шум детской толпы, игру на флейте с переливчатыми трелями, как у певчих птиц. Недаром это белое с желтоватым оттенком животное моряки называют морской канарейкой. Поют, оказывается, и довольно мелодично... киты. Их вокальные способности открыл молодой американский ученый из рокфеллеровского института Роджер Пайн. Изучая миграцию китов-горбачей, он подслушивал с помощью гидрофонов звуки, издаваемые животными, и записывал их на магнитную пленку. Эти записи были воспроизведены в сентябре 1969 года на проходившей в городе Ренне (Франция) международной конференции по этологии. Поначалу в многоголосом хоре китов-горбачей слышались выкрики, визги, писки и даже нечто схожее со стонами. Внезапно в записи отчетливо обозначилось что-то вроде песни. Далее участники конференции услышали глубокий мелодичный звук, тон которого постепенно повышался, напоминая то гобой, то кларнет, то волынку, причем песня многократно повторялась с большой точностью, словно по нотам.
Из всех обитателей Мирового океана самый богатый и самый сложный язык у зубатых китов - дельфинов. В зависимости от окружающей обстановки, обстоятельств и ситуации эти животные пользуются различными сигналами: одни служат для ориентации, навигации, рекогносцировки, розыска пищи, другие - для связи со своими сородичами. Многие звуки, обычно используемые дельфинами для общения под водой, могут издаваться ими и на воздухе. Одинокий дельфин, как правило, предельно молчалив, два дельфина оживленно обмениваются сигналами (это свист, лай, мяуканье, хлопанье, кряканье, жужжание и т. д.). Каждый "разговор" начинается с позывных и ответа. Затем следует серия сигналов - свистов различной длительности, высоты и силы. Это позволяет варьировать информацию. Разговор дельфинов похож на разговор истых джентльменов: когда один говорит, другой молчит. В 1961 году Джон Лилли поставил интересный эксперимент: он устроил телефонный разговор между двумя дельфинами. Опыт был проведен в Институте по изучению средств общения на острове Сент-Томас в Карибском море. Были выбраны два бассейна, достаточно отдаленные друг от друга, чтобы звуковые волны не могли преодолеть это расстояние. Инженеры вмонтировали в стенки бассейнов микрофоны и громкоговорители. Телефонные провода между ними проходили через центральную станцию института, что позволило ученым следить за разговором, не тревожа животных прямым наблюдением. В каждый бассейн пустили по одному дельфину. Они стали кружить по бассейну и издавать свои позывные. Услышав ответный сигнал, дельфины немедленно подплыли к громкоговорителям и стали попеременно отвечать и слушать. Так начался их первый телефонный разговор! Поначалу животные лишь повторяли один и тот же сигнал и тщетно искали невидимого партнера. Но немногих минут оказалось достаточно, чтобы они сообразили, как работает аппаратура. "Разговор" велся очень "вежливо". Ни один дельфин не перебивал другого, каждый внимательно слушал, пока другой не кончит, и лишь затем начинал говорить сам. Оживленная беседа продолжалась около часа.

1.6 Язык собак
Знаменитый дрессировщик В.Л. Дуров любил зверей, хорошо изучил их повадки, и в совершенстве владел мастерством обучения, дрессировки животных. Вот как он объяснял собачий язык. Если собака лает отрывисто – «ам!», глядя на человека и приподняв при этом одно ухо, - это означает вопрос, недоумение. Когда она поднимает морду и издает протяжное «ау-у-у…», значит, ей тоскливо, если же повторяет несколько раз «мм-мм-мм», то что-то просит. Ну а рычание со звуком «ррр…» понятно всем – это угроза.
Также я проводила собственные наблюдения на своей собаке и вынесла следующие выводы:
Собака злится - она злобно лает и рычит, при этом оскаливая зубы и прижимаясь к земле. Лучше не подходить к такой собаке.
Собака напугана - она поджимает хвост и уши, старается выглядеть маленькой,
и т.д.................