Стоит ли идти в китаисты? Востоковедение и африканистика. Кем работать и где учиться? Направление востоковедение и африканистика кем работать

Бакалавриат отделения востоковедения ВШЭ оказался одним из самых популярных у абитуриентов 2011 года: на первый курс зачислено около ста студентов, из них 47 - на бюджетные места, вместо 40 запланированных, а средний бал составил 95 - самый высокий в ВШЭ и один из самых высоких в России. О том, как здесь будут обучать первокурсников, рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов .

Алексей Александрович, второй год подряд абитуриенты демонстрируют к отделению востоковедения НИУ ВШЭ заметный интерес. С чем вы связываете это? Какие перспективы, на ваш взгляд, являются для нынешних абитуриентов наиболее значимыми?

Действительно, мы уже второй год «бьем все рекорды». И прием студентов-востоковедов у нас больше, чем в подавляющем большинстве других российских и даже зарубежных вузов на аналогичные специальности. Если в прошлом году у нас был один из самых высоких конкурсов на востоковедение из расчета на одно место, причем не только в нынешней России, но и за всю историю Советского Союза, то сегодня у нас оказался еще и один из самых высоких проходных баллов по стране - в среднем 95 баллов. Признаюсь - мы гордимся нашими студентами, их упорством, увлеченностью и уровнем подготовки.

И дело не только в каком-то особом «ажиотажном спросе» на востоковедение (хотя и этот фактор присутствует), здесь сочетание сразу двух «интересов» у абитуриентов: к восточной тематике в целом и к обучению востоковедению именно в рамках ВШЭ. У нас на отделении востоковедения есть несколько уникальных особенностей, которые вы не встретите ни в одном другом вузе.

Во-первых, это свободный выбор восточного языка и специализации в целом. Студент сам при поступлении имеет право выбрать восточный язык, а в первые две недели еще и поменять его после консультации с преподавателем. Все другие университеты заранее определяют количество абитуриентов поступающих на тот или иной язык. И возникают коллизии: что делать, если ты хотел идти на китайский или японский, а мест на него больше нет и группа ограничена? Изволь идти на другой язык - менее популярный. И получается, что на менее популярные (хотя в действительности очень востребованные в реальной практике языки) студенты набираются по «остаточному принципу». ВШЭ - единственный вуз, который предоставляет полную свободу выбора. И это важно, поскольку абитуриент выбирает не просто один из восточных языков, тем самым он выбирает ту культуру, в которой он, скорее всего, будет жить и работать десятилетия.

Во-вторых, мы уникальны по методике преподавания восточных языков. У нас не только самая интенсивная нагрузка (от 16 до 24 часов в неделю восточного языка), но и инновационные методики, большое разнообразие специализированных курсов.

В-третьих, у нас множество дополнительных форм обучения: возможность изучать второй восточный язык, летние школы, стажировки, тренинги и прочее.

В-четвертых, это уникальный состав преподавателей - прекрасных знатоков Востока, отличных лингвистов и глубоких исследователей. Благодаря высокой марке Вышки у нас есть возможность отбирать на рынке труда действительно лучшие кадры. И, наконец, на отделении сложилась атмосфера творческого поиска и увлекательного обучения.

- Какие вузы по этому направлению являются для ВШЭ конкурентами?

Строго говоря, прямых конкурентов нет, но есть, безусловно, вузы со значительно более глубокими традициями преподавания востоковедения, прежде всего Московский государственный университет, Санкт-Петербургский, Дальневосточный Федеральный университет. Но нередко глубокие традиции могут сыграть и негативную роль, проявившись, например, в устаревших методиках и подходах, оторванности от современных реалий Востока, отсутствии импульса к инновациям или, например, в преподавании тех форм восточного языка, которые в связи с бурным развитием стран Азии уже ушли в прошлое. Мы, к счастью, свободны от всего этого. По многим параметрам мы конкурируем сами с собой, например, по популярности поступления, разработке новых курсов и методик, разнообразию программ. Российское университетское востоковедение - невелико по своим масштабам и не может создать конкуренцию друг другу. Да и направление подготовки «Востоковедение, африканистика», которые мы преподаем, достаточно редкое в России. Говорю это с сожалением, поскольку образовательная конкуренция есть основа для совершенствования методик подготовки, а профессиональные востоковеды очень востребованы сегодня. Мы не столько конкурируем, сколько совместно решаем множество вопросов подготовки востоковедов со специалистами из Института стран Азии и Африки МГУ, Московского государственного лингвистического университета, Российского государственного гуманитарного университета.

Если же брать научную, методологическую подготовку, глубину построения курсов, то здесь нам имеет смысл ориентироваться на крупнейшие мировые востоковедческие центры, например, в Беркли, Кембридже, Йеле, Гонконге, Сингапуре.

Впрочем, есть особый тип «конкуренции», который последние несколько лет процветает в России. Все что связано с Востоком - язык, культура, политика, экономика - популярно и притягиваеют абитуриентов. Поэтому некоторые вузы, не имея востоковедческих кадров, предлагают паллиативные решения, например, «экономика с китайским языком», «философия с арабским языком» или преподают некоторую восточную специализацию в рамках «Регионоведения», создавая у абитуриентов иллюзию, что те будут обучаться востоковедению. К сожалению, чаще всего это самообман: четыре часа в неделю восточного языка и пара курсов, скажем, по истории Азии без какой-либо дополнительной страноведческой и фундаментальной подготовки не дадут никакого эффекта. И в результате мы получаем немало экономистов, журналистов, политологов, крайне поверхностно знающих особенности Востока, которые дают откровенно ошибочные суждения. Поэтому наши конкуренты - не востоковедческие университетские центры с сильными традициями, а подобные учебные заведения. Просто ради сравнения приведу пример: уровень языковой подготовки студентов отделения востоковедения ВШЭ после первого курса выше, чем у выпускников бакалавриата других вузов с так называемыми «специализациями по Востоку», что показали студенческие межвузовские конкурсы этого года.

- Профессия востоковеда всегда была популярна?

Здесь не стоит путать «интерес к Востоку» с «популярностью профессии востоковеда». Интерес к странам и культурам Востока был всегда. Я назвал бы три фактора для этого. Во-первых, познавательный фактор: Восток увлекателен, буквально обворожителен по разнообразию своей культуры. И это всегда интересно. Во-вторых, фактор самопознания. Для нас, людей западной культуры, Восток все равно что зеркало, мы пытаемся «опознать» в нем свои культурные ценности, подтвердить или, наоборот, опровергнуть собственные культурные, религиозные, экономические взгляды. Восток - это вызов нашим стереотипам и расширение наших культурных горизонтов. В-третьих, это предельно прикладное значение «занятий Востоком» - именно на Востоке сегодня могут решаться крупнейшие мировые проблемы, именно оттуда исходит новый экономический и даже цивилизационный импульс к развитию.

Стоит учитывать, что мы не формируем «популярность» Востока, абитуриенты реагируют на некие импульсы, которые идут от СМИ, от некой «информационной ауры». Кто-то увлечен фэн-шуй, кто-то аниме, кто-то восточными боевыми искусствами, кто-то философией Востока, и в результате абитуриенты решают посвятить себя более глубокому изучению этого региона. И многое зависит от того, насколько «на слуху» тот или иной регион. Приведу известный парадокс - сегодня нам нужны хорошие профессионалы по странам Африки, но из-за низкой популярности этой специализации, мы вряд ли сможем обеспечить большой набор.

Зато сейчас в центре интереса Китай, и многие люди решили им заниматься. У нас около 75% первокурсников выбрали именно китаеведение. Устойчивый интерес наблюдается и к Японии на протяжении последних нескольких десятилетий. Я также считаю крайне перспективными направлениями арабистику и корееведение, учитывая нехватку профессионалов в этой области.

Но самый главный фактор - востребованность профессиональных востоковедов в любых областях - от фундаментальной науки и экспертно-аналитической работы до государственной службы и бизнеса.

В последнем своем интервью проректор ВШЭ Григорий Канторович, комментируя ситуацию с приемом в этом году, сказал, что на отделении востоковедения наблюдается «нормальный перебор» абитуриентов, не такой ажиотажный, как в прошлом году? Сказалось ли увеличение абитуриентов на процессе обучения? Что показал прошлый год?

Признаюсь, в прошлом году мы не ожидали такого наплыва абитуриентов - прием составил более 170 человек против 50 запланированных. Но Вышка выполнила все свои обязательства - приняты были все, кто проходил по критериям. Мы, пожалуй, впервые решали нетривиальную задачу: запустить одновременно 17 языковых групп вместо 5 запланированных с одинаково высоким качеством обучения. И мы не только это сделали, мы разработали уникальную методику «синхронизации» преподавания в разных языковых группах, добившись того, что, например, в 10 группах китайского языка студенты выдерживают равный темп обучения, а это важно для оценки их знаний на экзаменах.

В этом году прежде всего в связи с повышением оплаты за обучение число абитуриентов стало меньше - мы приняли около 100 человек. Но «качество» их стало выше: заметно вырос средний проходной бал. Более того, мы увеличили прием на бюджетные места с 25 до 40, при этом реальный прием составил на бюджетные места 47 человек.

Здесь можно выделить несколько тенденций. Во-первых, заметно возросла мотивация абитуриентов. В этом году люди шли к нам на отделение востоковедения, осознанно выбрав его из числа факультетов нескольких крупных вузов. Характерно, что подавляющее большинство победителей олимпиад, которые подавали документы к нам наряду с другими вузами, например, МГУ, остались в результате именно у нас - они отчетливо понимают, какой уровень подготовки они будут получать. Во-вторых, к нам начинает приходить новое поколение молодых людей, которые уже изучали восточные языки и более того, имеют даже публикации по странам Востока. Очень большую эффективность показала Школа юного востоковеда, созданная при отделении, в рамках которой бесплатно ведутся занятия для школьников старших классов: несколько ее слушателей пришли к нам на первый курс. Характерно, что в отличие от других подобных школ у нас занятия проводят не студенты или аспиранты, а ведущие преподаватели и профессора отделения. Есть еще одна тенденция - к нам приходят или даже «перепоступают» студенты из других вузов, которые там начинали изучать востоковедение, но оказались не удовлетворены качеством подготовки или внутренней атмосферой.

А по итогам первого года обучения, можно сказать, что реальность даже несколько превзошла наши предположения. Касается это прежде всего качества подготовки студентов. Здесь важно даже не то, как мы сами их оцениваем, а как их оценивают «со стороны». Всего лишь один пример. На летнюю школу наши японисты отправились в Японию и в Макао. И там они проходили заключительную аттестацию, где получили не ниже «4+» по пятибалльной системе, чем удивили даже традиционно сдержанных японцев.

- Какие новшества ждут студентов в этом году? Как будет построен образовательный процесс?

Мы не стоим на месте, новшеств очень много. Перечислю лишь самые основные. Во-первых, у нас начинаются курсы, которые читают ведущие зарубежные востоковеды на английском языке. Начинаем с курса лекций по Южной Азии индийского профессора, а дальше эстафету перехватят несколько лекторов из крупнейших европейских центров востоковедения. Во-вторых, мы впервые в России запускаем E-classes- регулярные лекции для кореистов совместно с Сеульским национальным университетом. В-третьих, мы активно переводим востоковедческое обучение на максимально широкое использование мультимедийной и лингафонной техники - студенты с первых же дней должны учиться жить в «формах» восточной культуры. В-четвертых, со второго курса мы вводим преподавание второго факультативного восточного языка, помимо тех, которые мы преподаем профильно (китайский, корейский, японский, арабский), к ним прибавится еще и иврит. В-пятых, мы не только продолжим, но и расширим традицию летних школ в странах Востока, которые в этом году целиком оправдали наши надежды, поскольку мы сами контролировали все этапы подготовки и проведения. Кстати, говоря о формах подготовки, я не исключаю того, что в течение нескольких лет востоковедение в ВШЭ станет привлекательным для студентов из США и Европы.

- Каким будет первое «важное» событие для первокурсников в новом учебном году?

И здесь у нас есть своеобразие. Всю первую неделю занятий мы будем читать «Введение в востоковедение» - уникальный по подаче материала курс, который призван сразу же погрузить студентов в специфику обучения, сориентировать в методах подхода к Востоку, перевести их постепенно с уровня любителей Востока на уровень грамотных, универсально образованных профессионалов. Через несколько лет они научатся мыслить как восточные люди, понимать их, при этом сохраняя свое целостное «я», свое культурное ядро. И первого сентября у сотни человек начнется увлекательнейший путь на Восток.

- Если кратко, каковы ваши пожелания, напутствия первокурсникам?

Будущим востоковедам я всегда желаю одного: терпения в обучении, максимальной требовательности к себе и уважения к культуре, которую они изучают.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

С 2012 г. в Институте международных отношений открыто направление «Востоковедение и африканистика» и ведется подготовка по профилю «Языки стран Азии и Африки» по очной форме обучения.

Обучение по направлению «Востоковедение и африканистика» предполагает сочетание классического востоковедного образования с углубленным изучением истории, религии, общественной мысли и политических процессов в странах Востока. Наши студенты проходят курс подготовки, включающий комплексное изучение истории, политики, экономики, литературы, религии, этнографии, культуры, географии Востока. Основа востоковедного образования - профессиональное овладение восточным языком . Основные языки: арабский, китайский, японский, корейский, персидский, вьетнамский, турецкий, хинди, суахили, индонезийский, урду, африкаанс.

Изучение обширного комплекса исторических, философских, религиоведческих, политологических, экономических и культурологических дисциплин готовит выпускника к исследовательской, переводческой и практической деятельности во всех сферах взаимодействия со странами и народами Азии и Африки.

Профиль подготовки «Языки стран Азии и Африки» направлен на комплексное изучение языка и литературы. В ходе обучения студенты осваивают сущность языковых явлений и лингвистической терминологии. В курсах профиля освещаются актуальные проблемы современного языкознания и его концепции, подробно изучаются особенности восточной филологии, методологии и методики анализа текстов на восточном языке специализации. Также студенты знакомятся с основами современного литературоведения, историей литературы стран Азии и Африки, а также современной литературой страны-специализации. Студенты не только получают первичные навыки перевода и работы с текстами, но и активно практикуются в переводческой деятельности (устный, письменный, последовательный, синхронныйидр.) в тройке языков русский - восточный - английский на протяжении всего курса обучения. В ходе обучения студентам также предлагается изучить основы педагогики, методики преподавания восточного языка, а также современные технологии и формы преподавания.

Студенты, успешно выполняющие учебную программу, проходят стажировку в зарубежных университетах , имеют возможность активного включения в научную жизнь Казанского федерального университета, прохождения практики в системе государственных и административных учреждений. Кроме того, глубокое понимание политических и экономических процессов в мире невозможно без систематического мониторинга международной политической ситуации: студенты данного профиля проходят обучение в Ситуационном центре нашего Института (созданном совместно с Институтом Востоковедения РАН), получая первичные навыки экспертно-аналитической деятельности, а также практикуют свои языковые и переводческие навыки. Практикоориентированность данного профиля - это тот элемент, благодаря которому выпускники отличаются нестандартным мышлением, высоким интеллектуальным уровнем и профессионализмом.

КАК ДОЛГО Я БУДУ УЧИТЬСЯ?

Продолжительность обучения - 4 года, форма обучения - очная.

КАКИЕ ЯЗЫКИ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?

Наши студенты изучают два или три иностранных языка в течение четырех лет:

первый язык - основной восточный язык специализации (кроме общего курса, обучающиеся осваивают практический курс, изучают лексико-грамматические особенности, овладевают навыками общественно-политического перевода и реферирования). В 2018 г. мы предлагаем для изучения - КИТАЙСКИЙ, ТУРЕЦКИЙ, АРАБСКИЙ, КОРЕЙСКИЙ, ПЕРСИДСКИЙ и ЯПОНСКИЙ.

NEW - новый язык для этого профиля - ЯПОНСКИЙ!!!

второй язык - английский, который обязателен для изучения на протяжении всех 4 лет. За это время студенты достигают уровня владения английским языком С1 - С2 по европейской школе, что дает им возможность свободно говорить, читать, переводить.

Третий язык - второй восточный язык, изучается с третьего курса на некоторых профилях подготовки.

Также у наших студентов есть уникальная возможность дополнительно изучить до 20 иностранных языков, обучаясь в .

ГДЕ Я БУДУ РАБОТАТЬ?

Направление «Востоковедение и африканистика» является одним из наиболее престижных и востребованных в системе высшего образования России. Выпускники-востоковеды всегда могут рассчитывать на достойную карьеру не только в стране, но и за ее пределами.

Полученные знания умения и навыки выпускники смогут применить:

На дипломатической службе (в качестве дипломатических работников в системе МИД РФ);

В государственных органах Российской Федерации (ФСБ РФ, МВД РФ, Министерство экономического развития РФ; Министерство финансов РФ);

В государственных органах иностранных государств (для иностранных граждан);

В системе министерств и ведомств субъектов Российской Федерации; торговых представительств субъектов РФ за рубежом;

В неправительственных международных организациях и их представительствах в России;

В российских коммерческих структурах, осуществляющих деятельность в государствах Азии и Африки;

В представительствах иностранных коммерческих структур, осуществляющих деятельность в России;

В экспертных учреждениях, занимающихся анализом политической и экономической ситуации в изучаемом регионе;

В научно-исследовательских и образовательных учреждениях;

В СМИ, специализирующиеся на освещении событий в государствах Азии и Африки.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА

С первого семестра начинаются интенсивные языковые занятия по восточному и английскому языкам, позволяющие за 4 года обучения достичь высоких результатов. Лингафонные кабинеты, распределение по небольшим группам, спутниковое телевидение, система видео-конференц связи и наличие электронного образовательного портала делает процесс изучения иностранного языка личностно-ориентированным и интерактивным

ШИРОКИЙ СПЕКТР КОМПЕТЕНЦИЙ

в области организационно-управленческой, проектной, экспертно-аналитической, научно-исследовательской и информационно-коммуникативной деятельности.

Мы предлагаем пройти полугодовые языковые стажировки в любом вузе-партнере, а их количество с каждым годом растет.

Наш Институт является масштабной научно-исследовательской площадкой для проведения международных конкурсов, олимпиад, конференций как в традиционных, так и в современных онлайн форматах.

Всем иногородним первокурсникам предоставляется место в лучшем студенческом кампусе страны «Деревня Универсиады».

Студенческая жизнь в нашем Институте - это научные общества, конференции, зарубежные стажировки, клубы, творческие коллективы, спортивные соревнования и много новых друзей по всему миру!

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Выпускники направления востребованы в федеральных, региональных и муниципальных органах власти и самоуправления, дипломатических представительствах России и других стран, экспертно-аналитических центрах и информационных агентствах, СМИ, агентствах переводов, торгово-экономических организациях и компаниях, имеющих связи с иностранными партнерами и т.д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТИПЕНДИИ

Каждый семестр студенты, которые ведут активную спортивную, научную и творческую жизнь, имеют возможность увеличить свою стипендию до 10 000 рублей и выше.

ЕГЭ ПО КАКИМ ПРЕДМЕТАМ НУЖНО СДАТЬ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ?

Вступительные ЕГЭ: История, Иностранный язык, Русский язык.

ЕСТЬ ЛИ БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА?

Выделяется 47 бюджетных и 119 контрактных мест (для всех профилей направления "Востоковедение и африканистика" в совокупности).

Прошло четыре месяца с тех пор, как мне торжественно вручили диплом Института стран Азии и Африки МГУ по специальности «Востоковедение и африканистика». А неделю назад я . Так закончились пять лет упорного труда, и начинаются (я надеюсь) десять тысяч лет счастья. Эта статья будет хорошим подспорьем для всех, кто интересуется Китаем и думает о том, где бы ему получить связанное с Китаем и китайским языком . Да и вообще для всех, кому интересно, где и как в наши дни закаляется востоковедная сталь.

Год моего поступления — 2008, последний, в котором при поступлении сдавалось сочинение, письменный английский и устная история Отечества (для исторического отделения). Сначала сдаются вступительные экзамены (сейчас — ЕГЭ), затем проходит распределение по языкам. Характерная картина для первых двух недель сентября: по коридору бредут бледные и несчастные на вид первокурсники, которые спрашивают всех прохожих, где находится кафедра китайской филологии. Скорее всего, это те бедняги, которые «я учил китайский много лет в школе! вы не можете отправить меня на вьетнамский/амхарский/хинди/иврит/тд!». Могут, еще как могут.

Я до сих пор не скажу, по какому принципу идет языковое распределение. Мы пишем заявление, в котором указываем, какой язык хотели бы изучать. Но это не дает никаких гарантий того, что вы не попадете на узбекский. Думаю, это связано с количеством баллов, которые вы набрали при поступлении. Приоритет у платных студентов и у лучших среди бюджетников. Кстати, сразу скажу: в ИСАА поступить более чем реально. Никакое это не гнездо коррупции, две трети студентов учатся на бюджете. Что касается стоимости обучения, то сейчас цифра, я думаю, приближается к 300 тысячам в год. Сумма немалая, конечно, но существует программа кредитования, которую проводит Сбербанк, так что при желании можно пойти этим путем.

Одним из самых интересных и часто задаваемых вопросов является вопрос о том, кой черт занес вас на эти китайские галеры. Я поспрашивала всех своих знакомых и вот какие варианты ответа были зафиксированы на этот счет:

  • «это перспективно, Китай — страна будущего, я найду крутую работу»,
  • «кто-то из моих родственников связан с Китаем»,
  • «я учил китайский в школе»,
  • «я не знал, куда поступать, так что выбрал что-то необычное, говорят, это хороший вариант»,
  • «моя мама занимается тайчи»,
  • «мне нравятся иероглифы»,
  • «я люблю фильмы с Брюсом Ли» (этот вариант был наверняка актуален для студентов двадцатилетней давности).

При этом очень мало кто из них знал что-либо о Китае или китайском языке. Я в этом смысле не исключение: про Китай я почти ничего не знала, так что легко попалась на проверочном вопросе «Чем отличается Сунь Укун от Сунь Ятсена?». Сейчас это кажется странным: как можно было поступать на историю Китая, ничего об этом не выяснив заранее? А вот так оно чаще всего и бывает.

Итак, вы стали студентом-китаистом. Вы — филолог, историк, экономист или политолог. Что про вас знают другие студенты и преподаватели? Что вы учитесь на одной из самых (если не самой) трудной кафедре института и грузить вас лишний раз не надо. Экономистам и политологам традиционно легче учиться, потому что нагрузка помимо китайского у них меньше, чем у историков и филологов. Поэтому, кстати, экономисты зачастую лучше знают язык.

Выбор направления зависит от ваших склонностей и предпочтений, ну или от того, что вам проще сдать — историю или математику. Важный момент: , это не просто студенты, изучающие китайский язык. Курс их обучения предполагает лекции по истории, культуре, экономике Китая. Разница между ними и студентами-переводчиками все же есть: знание разных аспектов жизни Китая очень помогает при переводе и взаимодействии с китайцами.

Основная часть учебного времени уходит, разумеется, на китайский. «Насколько трудно учить китайский язык» — эта тема неоднократно обсуждалась и на , и в Лаовайкасте , и на других ресурсах, так что тут мне добавить нечего. Скажу только относительно запросов нашего института: китайский — это на 80% упорный труд и время. Помню, как на третьем курсе наш преподаватель сказал нам, что, по-хорошему, на китайский должно уходить не менее шести часов в день. Шесть-не шесть, но несколько бессонных ночей в неделю вам обеспечены.

Что вы получите на выходе? Говорят, что ИСАА — один из сильнейших вузов страны, что уровень китайского его выпускников выше, чем у других. Трудно сказать, думаю, раньше это действительно было так. Сейчас есть ряд университетов, которые могут составить ему конкуренцию. Но, в любом случае, китайский ваш будет и в самом деле неплох, кроме того, вы приобретете усидчивость и сможете осваивать язык дальше самостоятельно до тех пределов, какие вам нужны. Если оперировать сухими данными, то выпускник ИСАА сдает HSK на пятый-шестой уровень после четырех лет обучения. Области перевода самые разные: это и новости, и общественно-политический перевод, и перевод художественной литературы. С разговорной речью все несколько труднее, так что получается, что сказать «Китай — это страна с пятитысячелетней историей и культурой» или ввернуть какой-нибудь умный чэнъюй вы сможете, а «не лапай меня, козел!» уже нет:)

Что еще, кроме китайского, дает обучение в востоковедном вузе? В нашем случае это фундаментальное высшее образование. Студенты не просто запоминают даты и события, они анализируют их. Учатся работать с информацией. Кроме китайского, мы прошли ряд курсов, которые проводила кафедра истории Китая. Лекции мне нравились по той же причине, по которой я люблю слушать Лаовайкаст: помимо программы по собственно истории, из них можно было узнать множество самых разных вещей о Китае, таких, о которых я сама не спросила бы. Были курсы и по истории Тайваня, и по нацменьшинствам Китая, и по политической системе. И все они, действительно, были интересными и информативными, в первую очередь благодаря нашим преподавателям. Остальные курсы — как повезет. Было и религиоведение, и социология, и основы макроэкономики, и основы права, и, конечно, история стран Азии и Африки, и другие. Насколько они могут пригодиться и заинтересовать — зависит от вас и от преподавателя.

Обучение предполагает годовую стажировку в Китае, те, кто учатся получше, едут бесплатно, кто-то платит сам. В списке приоритетных городов, как всегда, Пекин и Шанхай, а еще Ханчжоу и Шэньчжэнь. На стажировку, кстати, можно и не ездить, тогда обучение составляет только четыре года. Целесообразность стажировки зависит от ваших целей: кто-то хочет отдохнуть от учебы, кто-то едет подтянуть разговорный китайский, кто-то — Китай посмотреть и себя показать.

Но вот прошло четыре/пять лет, диплом написан и успешно защищен, госэкзамены сданы, китайский больше не висит над головой дамокловым мечом. Через месяц состоится торжественная выдача заветных корочек, а что дальше? «Конечно, в магистратуру» — уверенно заявляют одни. Причем, это необязательно (а я бы сказала, нежелательно) магистратура в нашем институте, многие выпускники уехали в европы или на Тайвань. А что делают те, кто не планирует продолжить свое обучение в ближайшие годы? Это отдельный вопрос. Студенты-китаисты свято верят в то, что с трудоустройством у них не будет никаких проблем, что их оторвут с руками и с ногами в тот же день, когда они выпустятся. Я тоже так думала за полгода до выпуска. Я была уверена: только дайте мне эту бумажку, я тут же уеду в Китай работать, меня там все хотят. Ведь не каждый же может объясняться на китайском и английском! Да, я ценный специалист. Как оказалось, у работодателей несколько другое мнение на этот счет.

У вчерашних выпускников есть два слабых места: специальность и отсутствие опыта работы. Поясняю: наша специальность по диплому — «Востоковедение и африканистика». Это даже не переводчик и не регионовед. Это беда. Опыт работы: у выпускников с китайским языком его нет. Потому что нет времени на работу. Те герои, которые пытались учиться и работать одновременно, были отчислены на ближайшей сессии. Максимум, который имеет выпускник, это репетиторство с соседскими детьми и эпизодические подработки летом. Мне в этом смысле повезло: летом перед четвертым курсом я успела поработать в логистической компании. Это была не бог весть какая работа, сиди да переводи списки товаров с русского на китайский для того, чтобы потом из них сделали таможенные декларации. Тем не менее, это дало мне возможность писать в своем резюме, что я имею опыт работы в ВЭД.

Тут нужно пояснить: я не претендовала на зарплату в полторы тысячи долларов на испытательном сроке, на визовую поддержку, на оплату перелета и проживания. Но если тебе нечего сказать, если у тебя нет совсем никакого опыта работы, то с тобой не станет разговаривать большая часть работодателей, и я их понимаю. Итак, я стала рассылать свое скромное резюме работодателям из Москвы и из Китая. Прошло совсем немного времени, и до меня начала доходить ужасающая правда: таких, как я, ценных специалистов с английским и китайским, на самом деле пруд пруди. Причем они, в отличие от меня, уже находятся в Китае.

Скажу честно, китайских работодателей я не рассматривала, очень, может быть, зря. Но мне страшно не хотелось сразу работать под началом у китайцев. Не потому, что они мне не нравятся или что-то в этом роде. Сорваться и поехать в Китай надолго — это не так просто, как кажется и как казалось мне. И если сначала работать в российской компании, это психологически легче. Не будешь чувствовать себя инопланетянином.

В общем, с работой в Китае у меня с самого начала не пошло. Не хотел мне никто писать и звать меня ни в Гуанчжоу, ни в Шанхай, ни даже в Лункоу («Мы ищем гражданина КНР, но спасибо за проявленный интерес»). Я было упала духом, но через месяц собралась и решила, что ладно, надо отработать год в Москве, чтобы получить опыт и тогда уже поехать в Китай. Ехать в Китай и искать работу там — на это мне решимости не хватало. Глупо, конечно, но так оно и было.

Работу я искала в ВЭД, а моей мечтой была работа типа «Менеджер по работе с поставщиками». Откуда дровишки? Книга Пола Миддлера «Плохо сделано в Китае». Только представьте: ездить по разным городам, по фабрикам, по деревням, общаться с настоящими китайцами, решать поставленные задачи. Научиться договариваться с ними, не дать себя обмануть. Это колоссальный практический опыт, которого мне очень не хватает. Тем не менее, непосредственно в Москве мне предлагалась офисная работа в разных ее ипостасях: менеджер по закупкам/менеджер по работе с производителями (а чаще — ассистент этого самого менеджера), секретарь отдела, менеджер по работе с клиентами, менеджер-переводчик. Может быть, оттого, что шукач из меня не самый лучший, но даже и таких вакансий обнаружилось не так уж много. Искала я на популярных сайтах типа hh.ru, superjob.ru, career.ru и т.д. Работу в Китае смотрела в основном на chinajob.ru, форумах Полушария и сообществах в контакте.

Впрочем, из Китая отклик приходил крайне редко, скорее всего, потому, что нахожусь я в Москве. Предлагали поехать работать на лесоразработку в Суйфэньхэ (и чем больше времени проходило, тем менее безумным мне казался этот вариант), а еще на Ябаолу в интернет-магазин.

Вообще, компании-работодателей можно условно разделить на две категории: небольшие предприятия, которые ищут опытного человека с китайским языком на позицию менеджера по ВЭД, который придет и сразу включится в процесс и решит их проблемы с китайскими поставщиками; крупные компании, которые готовы обучать новых сотрудников и рассчитывают на долгосрочную перспективу.

И вот, получив ворох обидных, если честно, отказов («Руководитель выбрал другого кандидата», «Мы позвоним Вам сегодня-завтра») и съездив в парочку глухих и безнадежных мест («Нууу, китайский нам особенно не нужен, а вот английский пригодится, правда, сама я не очень хорошо говорю, сэнк ю», «Условия Вы наши знаете? 26 700 на руки, с 9 до 19, корпоративный транспорт до метро стоит в пробке полтора часа»), я сходила на собеседование в крупную финансовую компанию, в которую двумя неделями раньше благополучно устроилась моя однокурсница. Условия были на порядок лучше, чем в других местах, перспективы роста и развития очень даже заманчивые. И что, может быть, было важнее остального для меня на тот момент, люди, которые меня собеседовали, не смотрели на меня, как на г*вно. Удивительным образом они давали понять, что я им нужна, нужны мои знания и желание работать. Поэтому когда я вышла оттуда на улицу, я была уверена в том, что мои поиски завершились и предложения, которое сможет перебить это, просто не существует. Но не тут-то было.

На следующий день мне пришел отказ из Huawei, который, несмотря на то, что я сама к ним уже не собиралась, пришелся серпом по сердцу, потому что я была уверена в том, что меня туда возьмут. Из желанной финансовой компании все не перезванивали (через пару дней перезвонили), и я потихоньку погрузилась в уныние. Между тем, на вечер была назначена встреча со знакомой жены друга моего отца, которая живет и работает в Китае. От встречи этой я совсем ничего не ждала, потому что на возможность трудоустройства рассчитывать не приходилось, только разговор. И вот, совершенно неожиданно для меня, под конец нашей встречи она предложила мне работу в Китае. Кстати, именно ту, о которой я мечтала полгода назад. Фабрики, производители, выставки. Условия не сказочные, но я пока что только вчерашняя студентка без всякого существенного опыта. Так что долго размышлять о том, ехать или нет, не пришлось. Вот то предложение, которое я искала и нашла совершенно случайно. Good things come to those who wait.

Не думайте, что судьба всех китаистов складывается так же. Потому что прочитав о том, как я искала работу, можно подумать, что китаистам найти работу не по знакомству вообще нереально:) Перед написанием этой статьи я расспросила всех своих знакомых, и вот что они мне сообщили. Многие продолжили обучение в магистратуре, но не в Москве, а в Европе либо на Тайване. Что интересно, магистратура в Китае рассматривается как последний вариант, не учеба даже, а способ скоротать время до принятия решения о своем дальнейшем будущем. Те же, кто пошел работать, работают в Москве с китайским языком: преподают либо занимаются переводом, многие совмещают должность переводчика с должностью менеджера по чему-нибудь. В Китай, как ни странно, никто надолго не рвется или не хочет вовсе. Очень немногие работают без китайского, и это понятно: надо было столько времени и сил убить на него, что не использовать полученные знания уже невозможно. Это по моим данным. Между тем, есть сведения и о том, что как раз многие выпускники кафедр китайского языка забивают на свою специальность и спокойно работают с английским. Представить трудно, но что есть, то есть. Довольны ли выпускники своей долей? Довольны. Единственное, на что они жалуются, так это на отсутствие внятной специальности. Можно ли совместить изучение китайского и Китая с технической, скажем, специальностью? Пока трудно сказать. Слышала, что в МАИ с прошлого года ввели изучение китайского языка. Но пока такая практика встречается редко, так что китаистам нужно будет добирать необходимые знания уже в процессе работы, либо получать второе образование.

Помимо ИСАА, в Москве, в частности, есть ряд вузов, в которых идет подготовка китаистов. Это Институт практического востоковедения (который фактически является младшим братом нашего института, нагрузка в нем не такая большая, а преподавательский состав во многом тот же), МГИМО, ГУ ВШЭ, РГГУ, РУДН, МГЛУ и другие. Есть и институты Конфуция, есть факультеты МГУ, где проводится обучение китайскому языку (Высшая школа перевода, факультет глобальных процессов, факультет мировой политики). Сравнить их уровень не берусь, особенно после того, как побывала на конкурсе по китайскому языку среди студентов московских вузов (кажется, это был 汉语桥): тогда все продемонстрировали очень хороший уровень, наш институт не был бесспорно лучшим. Поэтому полагаться приходится только на репутацию каждого отдельно взятого учебного заведения. А еще нужно помнить, что многое зависит от вас самих и от вашего желания выучить китайский язык.

Подобьем бабки: если вы думаете о том, идти ли вам в китаисты, я скажу: идите . Китай — очень интересная страна, работы с китайским языком сейчас очень и очень много, на самом деле. Конечно, будет тяжело, иногда будет казаться, что все усилия идут в никуда. Но я верю, что нас ждет много хорошего впереди, и однажды китаисты завоюют мир:)

О специальности:

Описание специальности востоковедение, африканистика, в каких ВУЗах преподают востоковедение, африканистика, поступление, экзамены, какие предметы изучают на специальности.

Для этой специальности важнейшими предметами являются история и культура стран, введение в востоковедение, физическая и экономическая география, история религии и литературы. Специалисту важно знать языки и экономическую ситуацию в стране.

Трудоустройство по специальности востоковедение, африканистика

Специалист по странам должен знать всю жизнь страны, её историю, культуру, религию, экономику, политику, социальное положение населения, рынок труда, полезные ископаемые, демографию и многое другое. Работать предстоит в различных международных организациях и политических структурах сотрудничающих со странами Африки и востока.

Заработная плата по специальности востоковедение, африканистика

Для успешного трудоустройства, соискателю необходимо знание нескольких языков. На рынке труда востребованы переводчики с японского и китайского языка. Эта должность может стать стартовой для выпускника. В дальнейшем появится возможность устроиться либо в организацию общественную либо политическую, деятельность которых связано с дальневосточными странами или Африкой. Так же открывается возможность трудоустройства в экономической сфере. Страновед сможет прогнозировать изменения в экономике и этим зарабатывать. Первоначальная заработная плата будет не очень большой, но если приложить большие усилия, то можно достичь и высокой зарплаты.

Программа обучения

Студенты, поступившие в институт, имеют возможность специализации по одному из трех основных отделений - историческому, филологическому и социально-экономическому. Действующие учебные планы предусматривают обучение в течение четырех лет и получение диплома бакалавра по

Развернуть описание

Свернуть

260 баллов

за 3 экзамена

бюджетных мест

платное место

человек на место

Стоимость / год

Программа обучения

Востоковедение и африканистика

Студенты, поступившие в институт, имеют возможность специализации по одному из трех основных отделений - историческому, филологическому и социально-экономическому. Действующие учебные планы предусматривают обучение в течение четырех лет и получение диплома бакалавра по направлению "Востоковедение, африканистика". Предусматривается возможность последующей двухгодичной учебы в магистратуре. Для тех, кто проявляет интерес к обучению на послевузовском уровне, институт обеспечивает целый ряд дополнительных образовательных программ. Вне зависимости от специализации студенты изучают в одинаковом объеме один или два восточных языка и один из западноевропейских языков. В настоящее время в институте осуществляется обучение более чем 40 языкам народов Азии и Африки; введено обучение ряду языков региона Центральной Азии и Кавказа. В структуру института входит 18 кафедр: истории стран Ближнего и Среднего Востока, истории стран Южной Азии, истории Китая, истории стран дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, истории и культуры Японии, африканистики, иудаики, арабской филологии, иранской филологии, тюркской филологии, индийской филологии, китайской филологии, японской филологии, филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии, западноевропейских языков, международных экономических отношений, экономики и экономической географии стран Азии и Африки, политологии Востока; имеются следующие лаборатории: экспериментальной фонетики, экологии культуры Востока, технических средств обучения. В институте работают 205 преподавателей и сотрудников, из которых 40 - профессоров, 75 - доцентов. Для чтения ряда курсов приглашаются ведущие специалисты из других академических и практических организаций и учреждений Москвы. Институт интенсивно развивает связи и кооперацию с ведущими зарубежными университетами и научными центрами для реализации исследовательских проектов и подготовки высококвалифицированных кадров. В рамках этих проектов, а также сотрудничества с авторитетными российскими организациями созданы и успешно действуют: Международный центр корееведения МГУ, Центр арабистики и исламоведения, Центр индологических и буддологических исследований, Центр сравнительных социально-экономических исследований, Религиоведческий центр, Межвузовский факультет китайского языка, Вьетнамоведческий центр, Общество "Нусантара" (изучение Индонезии, Малайзии, Филиппин), Центр по преподаванию восточных языков в школе, Общество Доброй Надежды(африканистика), Научно-учебный центр "Кавказ и Центральная Азия". Студенты, специализирующиеся по истории, изучают следующие дисциплины: история стран Азии и Африки, всеобщая история, история Отечества, история религий, археология и этнология. По конкретной стране изучения читается фундаментальный курс истории, кроме этого предусмотрены страноведческие курсы по экономике, политической системе, культуре, источниковедению и историографии.