Общество как социокультурная система рассматривается в качестве. Общество как социокультурная система

Социокультурная система - это социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми и культурная, включающая в себя вещи, фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Включение человека в обще6ство осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицируется, через социальные институты, социальные организации и комплексы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру.

Термин «социокультурная» призван подчеркнуть единство и взаимопересечение этих двух сфер общества, и определенный примат «социального», выражающего сущность исторически определенного взаимодействия людей (общностей, объединений, групп, институтов).

Общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий, отношений и институтов, а целостная социокультурная система, социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Итак, общество - это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия.


Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании.

Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.

В социологии расчленение понятий «общество » (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.

Во-первых , обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни.

Во-вторых , особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др.

Термин «социальная система » обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение. Именно культура как система ценностей , норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Общество как социокультурная система»

Введение

3. Смысловые единицы культуры

4. Современные формы культуры

Заключение

Введение

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Слово «культура» в переводе с латинского - «возделывание», «облагораживание», что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование.

С развитием общества для упорядочения социальных взаимодействий возникли специальные организации: социальные институты, государство, церковь, право, потребности, установки, интересы, ценности, сложившиеся нормы и социальные институты определяют форматы социального пространства, групповые диспозиции, структурные конфликты. Общество находится не только «вне», но и «внутри» нас - как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму самоидентичности, мыслям и нашим чувствам. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

Каждое конкретное сообщество создаёт на протяжении веков свою суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает многообразие культур.

1. Система «общество-культура»

общество социология культура личность

Именно культура регулирует поведение людей в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте, сексуальные обязательно при определенной социальной и нравственной аранжировке.

Конечно, возможности таких элементов культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения человека, тоже достаточно ограничены, меняются в зависимости от объективных обстоятельств, например кризисного состояния общества, уровня материального состояния социальной группы или отдельного человека и т.п. В этих случаях требуются более сильные регуляторы со стороны общества, государства.

Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение «Обычай - Деспот средь людей» показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы необходимого поведения.

Если в обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которые перестают соответствовать новым условиям, становятся неудобными или бесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходит по-разному. Одни нормы, например нормы этикета, повседневного поведения могут быть преобразованы относительно легко, другие - государственные законы, религиозные традиции экономического и политическою поведения - изменить достаточно трудно и принятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример: экономические и политические реформы в России.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей.

То же самое происходит и с социальными институтами. В одном обществе устанавливается такая норма культуры, как многоженство, в другом она осуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, «мистические видения», пророчества.

Культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается в отношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.

Культура как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств, модифицируется.

2. Социология культуры и ее основные понятия

Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры.

Первое социологическое определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тейлор: «Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Таким образом, социологическое понятие культуры включается в себя:

То, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;

То, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

В самом широком контексте синонимом слова «культура» является «цивилизация». Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе, например изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

В узком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура. В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Японец, европеец, представитель малых народов Севера различаются между собой, прежде всего, определенным типом культуры.

Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение.

Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями.

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменной культуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно простой. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности.

Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свой специфический язык, свою языковую субкультуру.

Культура может распространяться и передаваться жестом, мимикой, образом, танцем, обрядом, но по емкости, точности, доступности они не могут конкурировать с языком. Не случайно существует выражение «язык танца». Язык выполняет функции ретранслятора культуры. Здесь возникают серьезные проблемы. Можно ли сохранить культуру небольшого народа, не сохраняя и не развивая его язык? Насколько допустимо заимствование из других языков? В науке и технике, любом профессиональном языке это вполне допустимые вещи. Следовательно, не стоит абсолютизировать роль родного языка для сохранения и, главное, развития национальной культуры.

Культура накапливается в определенных знаниях, сведениях, формации об окружающем мире: естественнонаучные, технические, политические, социальные и т.п. Убеждения - это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его мировоззрение, мироощущение. Знание существует вне отдельного человека, убеждения - чувственно-эмоциональная волевая сторона знания.

Убеждения как единство знаний, эмоций, воли проявляются в различных формах: ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивы действий, поступков. Но в основе всех этих проявлений - ориентация на ценности.

Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию.

Социологию интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности. Например, заповеди Христа.

Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят отражение в обычаях, традициях, обрядах. Любое достаточно развитое общество имеет определенную идеологию. Другое дело, что эту идеологию часть общества может не воспринимать и даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходного типа.

Любая идеология имеет несколько ярусов: общечеловеческое содержание, национальное содержание, например конституция, групповые социально-классовые ценности.

Одно из самых удивительных свойств культуры заключается в том, что при любом прогрессе, при любом приобщении к общечеловеческим ценностям она способна, развиваясь, сохранять свою национальную самобытность. В условиях современных интеграционных процессов сохраняются западная культура, в основе которой лежит христианская религия, а также исламская, восточная культура и т. п.

Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.

Стоит обратить внимание на то, что любая нация измеряет иную культуру своим аршином, удивляется иной манере поведения, стилю жизни, например обычай кровной мести у ряда народов. При определенном темпераменте, эмоциональной возбудимости принцип «Чем меньше народ, тем длиннее кинжал», должен был вести к многочисленным убийствам по пустякам. Но в условиях отсутствия сильного правового государства обычай кровной мести как раз и сдерживает горячих джигитов, т.к. все знают о возможных последствиях.

3. Смысловые единицы культуры

Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры (смысловые единицы), определяющие ее содержание в социологии:

Понятия и концепты - одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.

Отношения - момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.

Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.

Нормы - элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: «Культура - это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни».

4. Современные формы культуры

В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура - совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее - развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура - это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура - ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру - как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор -- ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

5. Функции культуры и современные тенденции ее развития

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Заключение

Представляется возможным сделать следующие выводы:

Социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни.

Особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Список используемой литературы

1. Аванесов Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия.- 1998.- № 4.

2. Гуревич П. С. Культурология. - М.: Гросс, 1996.- 238 с.

3. Скворцов К.В. Характеристика общества как социокультурной системы в современных условиях.- М.: Прогресс, 2011.- 118 с.

4. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 408 с.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общество как система многообразных отношений людей, необходимое условие самореализации личности. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие. Цивилизованное общество, социальная структура: группы, классы и страты, этносы, нации, поколения.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Социальные действия, взаимодействия, взаимосвязи и отношения. Концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Основные принципы функционального подхода. Основные типы социальных институтов. Социологический анализ социокультурных процессов.

    реферат , добавлен 10.05.2013

    Современная социология - наука о социальных системах (отношениях, процессах, субъектах), их функциях и законах. Предмет и объект; деятельность и взаимодействие социальных систем - общество, организация, семья. Личность, статус, роль - основы предмета.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2011

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Характеристика формирования различных концептуальных подходов к определению общества. Изучение основных разновидностей социальных общностей и организаций. Анализ влияния современного информационно-технологического общества на культуру самого человека.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Законы и категории социологии, ее функции и методы. Общество как социальная система. Глобализация и глобальные проблемы современного общества. Социальные процессы, движения, группы, общности и организации. Понятие и виды статуса. Формы культуры.

    шпаргалка , добавлен 28.04.2009

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Социология молодежи как отрасль социального знания. Основания для выделения молодежи в отдельную группу. Классификация социальных проблем, трудовая деятельность и досуг молодежи. Характеристики, отличающие молодежь от других групп. Поколение и их типы.

    реферат , добавлен 03.03.2016

    Социологическое исследование факторов, механизмов и форм социального действия людей и социальных отношений в сфере политики. Анализ деятельности в политике социальных и этнических групп. Гражданское общество и государство, анализ субъектов политики.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Что является исходной клеточкой общества?

Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди , совместная деятельность которых формирует общество.

Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов , находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества – общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный , надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество – это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?

При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно – следственной зависимости.

В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.

Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.

Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию , которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7. У него имеется своя собственная культура.

Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества : «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ , кроме того, она должна иметь свою собственную культуру ». Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру ».

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.

Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

1. Социологическое понимание культуры социологические свойства и функции культуры

2. Основные элементы культуры

3. Социокультурный процесс

Изначально слово культура обозначало возделывание. Понятие культура стало использоваться с 18 века (культурный человек). В современной науке спользуется 4 подхода к характеристике культуры:

· Обозначение процесса индивидуального развития человека;

· Обозначение такого состояния общества, которое основано на праве и соц порядке(близко к цивилизации).

· Культура является указанием на особенности жизнидеятельности и образу жизни, свойственные определенны мгруппам людей

· Культура как обозначения формы продуктов интеллектуальной деятельности людей или их художественного творчества

Социология в своем изучении культуры учитывает все эти подходы, обращая внимание на то, что культура выполняет ту же роль, что и инстинкты у других биологических видов. Эта позиция исходит из того что человек как биологический вид является существом недостаточным. Человек должен был создать такие механизмы. Недостаточность человека оказалась его благом, она сделала его творческим существом и превратило общество в развивающуюся систему. Исходя из вышесказанного, культура-система социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению символов, традиций, правил поведения, способов осмысления окружающего мира, с помощью которых люди организуют свою жизнедеятельность. Культура как социальная реальность является продуктом творчества человека, поэтому общество в социологии – социокультурная реальность. Общество –групповая форма взаимодействия людей. Социальная природа культуры имеет виду то, что культура является результатом коллективного творчества людей.

Основные функции культуры:

· Регулятивная функция (ф-я соц контроля) . Фрейд говорил, что культура ограничивает человека, выполняя его(человека) репрессивную функцию.

· Социализация человека дополняется накоплением и сохранением духовных ценностей, знаний, информации и т.д.

· Функция интеграции - культура объединяет людей в соц. группы, общности (с помощью языка, ценностей и др.)

Уникальная способность человека создавать культуру, иллюстрируется помощью с помощью такого феномена как культурных универсалий.

Известный исследователь по фамилии Мердок провел сравнительные исследования более 600 культур разных народов. Ему удалось выделить около 70 культурных универсалий. Культурная универсалия

· Право собственности;

· Похоронный обряд;

· Праздники

· Статусная дифференциация

Мердок сделал вывод о том, что физическое сходство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство в принципах социального взаимодействия с себе подобными создают объективные условия для установления культурных универсалий. Они определяют социокультурное единство основ человеческой жизни. Основные элементы культуры - язык, ценности, нормы, а также способы духовного освоения действительности (мифы, религия, идеология, наука). Язык как элемент культуры определяется как код, с помощью которого передают информацию, а также отделяют своих от чужих. Для выполнения основных функций необходимо выполнение следующих основных условий:

· Идентификация (одни и те же элементы языка у разных людей должны ассоциироваться с одними и теми же элементам окружающей реальности (без этого взаимопонимание субъектов нарушается));

· Интеграция – элементы языка формируются на основе способности обобщать, осмысливать опыт отдельных людей и соц. групп

· Ретрансляция – язык и его основные компоненты обеспечивают передачу информации от поколения к поколению обеспечивают самоидентификацию соц. групп;

· Способность интерпретировать объекты окружающего мира;

Ценности – с точки зрения социологии являются ядром культуры. Именно в ценностях закрепляются и воспроизводятся принципиально важные представления общества или группы об окружающем мире. Например, в идеалистической философии существует представление о том, что ценности идеальная, вечная сущность, обладающая самостоятельным состоянием, поэтому по логике этой философской традиции как благо истина, красота, справедливость изначально даны человеку.

Материалистическая философия утверждает, что ценности это такие предпочтения, которые обусловленные его потребностями (чаще базисными). Фрейд утверждает, что ценности заложены в подсознании и определяется подсознанием.

Экзистенциализм считает, что ценности связаны с неудовлетворенностью и не самотождественности. Поэтому по их логике ценности отражают такое состояние сознания, в котором нехватка чего либо осмысленного им.

Ценности с точки зрения социологии абстрактные, устойчивые представления об окружающем мире, в которых отражается значение элементов этого мира для удовлетворения потребностей социальных субъектов. Ценности – обобщенные критерии оценки окружающей реальности. Система ценностей в в современном мире в определенном смысле является универсальной для большинства людей. У каждого социального субъекта специальные социальные ценности. Это определяется условием выживания, возрастом, полом, соц. положением человека, принято говорить, что разные соц. группы отличаются иерархией ценностей. Если оценивать основные тенденции в развитии систем общества, то сегодня они в основном таковы – нарастающее многообразие социальной жизни приводит к значительной дифференциации как в обществе, так и в системе ценностей, также на ее основе происходит усложнение и обогащение системы ценностей. Обогащение системы ценностей способствует более тонкому, глубокому восприятию человеком окружающего мира.

Аргументы того что ценности - ядро:

· Ценности направляют поведении человека в направление интересов;

· Когда мы изучаем социальное поведение человека, чтобы его правильно интерпритировать, необходимо правильно найти ценности человека;

· Если мы хотим спрогнозировать поведение группы или индивида, то нужно посмотреть на его ценности;

Для общества важным является ценностное единство социальных институтов.

НОРМЫ

Нормы, как и ценности часть единого механизма социокультурного регулирования социального поведения людей. Связь между ценностями и нормами безусловна. Часто норма выражение ценности.

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей обязательны для всей группы, и пренебрежение которыми влечет к санкциям, называются социальными нормами. Нормами могут стать такие виды социального поведения, которые выполнимы для большинства людей. Нормой не может быть поведение, не совершать которое человек не может.

Почему люди признают социальные нормы?

· Люди соблюдают социальные нормы потому что им выгодно;

· Потому что люди добрые и порядочные (неправда);

· Социальные нормы люди принимают в процессе социализации;

Есть 3 уровня принятия соц. норм

· Уровень страха;

· Здравый смысл;

· Когда человек готов выполнять норму, когда она для него установкой становится (интернацианализация);

Нормативная система как система ценностей эволюционирует. Главные ценности современности:

либерализация и интеллектуализация.

Ценности и нормы являются элементами единого механизма регулирования социального поведения.

Человеку как социальному субъекту потребовалось создать некие целостные представления об окружающем мире, которые могли бы объяснить сам этот мир, его происхождение, его изменения, которые могли бы объяснить жизнь человека.

Мифы в целом представляли собой первую попытку человека выработать обобщенные представления об окружающем мире.

Мифы представляют чувственно-насыщенную картину окружающего мира, которая обладает эмоциональной достоверностью и правдоподобием, и при этом она не способствует глубокому системному осмыслению окружающего мира. Для мифов характерно объединение реального и нереального мира. Самая главная интеллектуальная процедура для мифов - аналогия. Мифы не потеряли своей актуальности. Современная мифология рассчитана на неглубокое эмоционально окрашенное восприятие.

Российский ученый Осипов дает следующее определение обществу: общество понимается как определяющаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших так малых групп людей, поддерживающаяся силой обычая, традиций, законов, социальных институтов и т.д.

Существует несколько подходов к определению общества:

    представляет общество в его телесности, т.е. исходным материалом становятся живые, действительные люди, совместная деятельность которых формирует ассоциации. Эту точку зрения разделяли ученые от Парсонса до Дюркгейма.

    подход базируется на признании того, что социальные понятия общества как объединение людей должны выводиться не из определения «люди», а из такого понятия как система отношений, отсюда определение Гидденса.

С развитием общества для упорядочения социальных взаимодействий возникли специальные организации: социальные институты, государство, церковь, право, потребности, установки, интересы, ценности, сложившиеся нормы и социальные институты определяют форматы социального пространства, групповые диспозиции, структурные конфликты.

В русле этого подхода можно рассмотреть теорию социокультурной динамики: (Сорокин 1889-1968 гг. – является автором работы «Социальная культурная динамика») проанализировав огромное количество фактического материала из культурной, социальной, политической, экономической и др. сфер жизни общества, Сорокин пришел к выводу, что в многообразии разнородных процессов можно обнаружить определенную целостность, интегрированность, которую он назвал системой культуры или социо-культурной системой. Он обнаружил в истории западной цивилизации 7 социо-культурных систем, из которых базовыми являются 2: чувственная или сенсорная и умозрительная или идеациональная. Он полагал, что как умозрительная так и чувственная имеют свои собственные ментальности, свои системы знаний, философию и мировоззрение, свою религию, культуру, мораль, законы и нормы и наконец свою собственный тип человеческой личности. Каждый момент времени в обществе могут присутствовать различные системы, но большинство составляют носители доминирующей культуры. Для чувственной культуры характерно преобладание материального мировоззрения (атеизма), популярность утилитарных, гедонистических ценностей, развитие науки и динамичный характер социальной жизни.

В обществе второго типа доминируют элементы рационального мышления, этика абсолютных принципов. Социальная жизнь имеет статический характер, невысокий уровень развития науки.

В качестве переходной социо-культурной системы рассматривал идеалистическую систему, в которой смешаны черты двух базовых.

Эволюцию западной цивилизации Сорокин анализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами доминирования двух основных систем. Почему же меняются доминирующая система культуры? По мнению Сорокина ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены, когда созидательные силы исчерпаны, соответствующая культура и общество становятся мертвыми, и общество переходит к альтернативному виду культуры.

Почему социо-культурная система возвращается к старым состояниям, а не принимают новые формы? По его мнению, существует принцип предела, который констатирует, что хотя непрерывный процесс эволюции социо-культурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека обуславливаю дискретное восприятие процессов, выделение конкретного числа черт, устойчивых состояний, этапов и направлений. Эти когнитивные способности человека ограничивают количество рассматриваемых физических изменений, что вынуждает эти процессы повторять одни и те же состояния.

По мнению Сорокина процесс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов, нормативных образцов. Это порождает социально-культурные кризисы, войны, революции, анархии.

    Системный подход Т.Парсонса.

Общество как систему рассматривает одна из макросоциологических парадигм – функциональная. Ее представители: Конт, Дюркгейм, Пуко – рассматривали общество как систему взаимосвязанных составляющих, которые вместе образуют единое целое. Общество они рассматривали как целостную саморазвивающуюся структурную систему, состоящую из четырех основных компонентов:

    ценности – обобщение представления о желаемом типе социальной системы, которая способствует сохранению культурных образцов.

    нормы – представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальных систем.

    коллективы – общности, имеющие статичную дифференциацию, ориентированные на использование целедостиженческой функции.

    роли – ожидание относительно поведения личности, выполняющей в социальной системе функцию адаптации.

Важнейшим компонентом социальной системы выступает институализация: процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Следствием этого процесса является образование социальной структуры, т.е. совокупности стандартных отношений носителей ролей, поэтому социальную систему можно определить как инситуализированный набор ролей. Подсистемами социальной системы выступает экономическая, политическая система, система социальных общностей и система социализации.

Парсонс говорит, что любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям:

    адаптация - рассматривает отношение между системой и средой. Система должна обладать свойством приспосабливаться к вечно меняющимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

    целедостижение – выражает потребность каждого общества устанавливать цели, на которые направлена социальная активность, и поддерживать процесс их достижения.

    интеграция – подразумевает координацию всех частей государственной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право.

    удержание образца – создает базу для устойчивости общества на основе общественных норм и ценностей.

Определив основные функции системы, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он выделяет 4 подсистемы; экономическая, политическая, культурная и социальная. Каждая из этих подсистем занимает определенное место в соцоитальной системе и выполняет строго очерченные функции:

    экономика – адаптация (роли)

    политика – целедостижение (коллективы)

    родство (социальная подсистема) – интеграция (нормы)

    культура – удержание образца (ценности).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система, и напротив, выполнение каким-либо институтом не свойственных ему функций порождает хаос и усиливает социальную напряженность. Консенсус и нестабильность системы не означает, что она не способна к изменению, напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». По мнению Парсонса есть два пути достижения социального равновесия:

    социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому.

    создание разнообразных механизмов социального контроля.