Пресвятая богородица милостивая. Чудеса киккской иконы божьей матери милостивая

Царица Небесная - Матерь и Заступница всех православных христиан, а особенно - монашествующих. Во многих обителях есть чтимый образ Пресвятой Богородицы, к которому с верой и упованием прибегают насельники и паломники. Главная святыня Зачатьевского женского ставропигиального монастыря - икона Божией Матери «Милостивая». Этот образ, имеющий древнюю и богатую историю, благодаря обилию чудесных исцелений и случаев благодатной помощи прославился далеко за пределами обители, привлекая к себе молящихся.

Монастырское предание связывает сию чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая-Киккская» (по-гречески - «Елеуса», что означает «источник милосердия»), написанным, по преданию, святым евангелистом Лукой и находящимся на острове Кипр в Киккском монастыре, хотя иконография этих двух образов несколько отличается.

Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чудотворного образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию и обретается в монастырской описи. Известно, что в начале XX века, при игумении Марии (Коробка), «Милостивая» икона была одной из наиболее почитаемых в монастыре; по средам перед ней совершались молебные пения с акафистом.

В годы гонений на веру, когда Зачатьевский монастырь был закрыт, «Милостивая» икона Божией Матери приняла на себя особую миссию. Она стала зримым символом попечения Пречистой об изгнанных из обители насельницах, а также залогом того, что монастырь будет возрожден. В 1923 году икону перенесли из разоренной обители в находящийся неподалеку храм Илии Пророка «Обыденный», где отслужили перед образом молебен. Игумения Мария поставила перед образом свой жезл и произнесла напутственное слово, вручая сестер Царице Небесной. Долгие годы осиротевшие монахини и послушницы собирались вокруг своей Небесной Игумении, молясь на богослужениях, читая акафист «Милостивой» Божией Матери на келейном правиле.

Настало время возрождения. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Ильинском храме было создано сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», поставившее своей целью воссоздание Зачатьевского монастыря. Так, под покровительством Пречистой, началась новая жизнь обители. С первых же дней сестры стали сугубо молиться Пресвятой Богородице, читая акафист перед Ее иконой. В 1992 году первые насельницы вновь стали жить на монастырской территории. Начались работы по восстановлению Надвратного храма обители.

Сестры чаяли возвращения в монастырь образа его Небесной Игумении, но свершилось это лишь несколько лет спустя. За те десятилетия, что «Милостивая» икона пребывала в храме Илии Пророка, она стала одной из любимейших святынь прихожан. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы, с изображением на его полях игуменского жезла, дабы, когда святыня будет возвращена в монастырь, прихожане Ильинского храма видели, что Царица Небесная не отлучается от них. Но прежде чем чудотворный образ вернулся на свое историческое место, должны были пройти еще годы трудов по возвращению обители былого благолепия. Тогда же, в 1993 году, сестрам передали список. В этом был особенный Промысл Божий, по словам прот. Александра, «вновь написанная икона должна напитаться монастырским духом». 3 апреля 1993 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, список был освящен и перенесен в обитель.

Наконец, в 1999 году состоялось долгожданное событие. 25 ноября, в день празднования «Милостивой» иконы Божией Матери, из храма Илии Обыденного вышел торжественный крестный ход: архиереи, духовенство, сестры Зачатьевского монастыря. Чудотворная икона Царицы Небесной возвращалась в cвою обитель, где ее встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа). Вместе с иконой был перенесен и жезл, который игумения Мария оставила перед образом в годы лихолетья. Во время Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий II возвел настоятельницу монастыря в сан игумении. Его Святейшество вручил матушке Иулиании старинный посох, выразив надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами.

Чудотворный образ Царицы Небесной, пребывающий в монастырском соборе, - духовное средоточие жизни в обители. По четвергам перед иконой Божией Матери «Милостивая» совершается особое умилительное богослужение - Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста. На молитву вместе с сестрами обители собирается множество паломников и богомольцев. Насельницы монастыря ведут летопись чудес, происходящих по молитвам перед чудотворным образом. Среди них - случаи исцелений, благодатной помощи в духовных и житейских затруднениях. Недаром в народе икону «Милостивой» Божией Матери иногда называют «Услышательница» - возможно, это именование родилось оттого, что на иконе видно открытое ушко Пресвятой Богородицы, словно обращенное к молениям верующих.

Особое свидетельство попечения Царицы Небесной о Зачатьевском монастыре видно и в том, что в течение многих лет значимые события монастырской жизни совершаются в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая»:

25 ноября 1993 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения Надвратного храма монастыря в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

25 ноября 1999 г. - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Милостивая» торжественным крестным ходом был возвращен в обитель из храма Св. Пророка Илии в Обыденском переулке.

2001 год - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2005 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил закладку камня в основание собора Рождества Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2008 г. - архиепископ Истринский Арсений совершил чино священия одиннадцати колоколов соборной звонницы.

25 ноября 2009 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение пяти больших и трех малых крестов, установленных в тот же день на купола строящегося собора.

25 ноября 2010 г. - в год празднования 650-летнего юбилея Зачатьевского монастыря состоялись великое освящение воссозданного монастырского собора и первая Божественная Литургия, которые возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении десяти архиереев, двое из которых представляли Кипрскую и Александрийскую Поместные Церкви.

27 ноября 2011 года - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Зачатьевском монастыре и чин освящения памятника свт. Алексию, Митрополиту Московскому, на площади перед Святыми вратами обители.

Тропарь, глас 1:

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благочестии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Кондак, глас 6:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

В названиях икон Божией Матери сквозит огромная любовь и простота. В них отражены чаяния людей, чьи сердца истосковались по утешению и поддержке.

Икону Божией Матери «Милостивая» называют еще Киккской. Это греческое наименование, которое происходит от горы Киккос, что находится на острове Кипр. Именно здесь в честь иконы выстроен великолепный храм в императорском монастыре. Однако находилась она там не всегда…

По преданию, эта икона в числе нескольких других была написана святым апостолом Лукой. Икона странствовала. Сперва находилась в Египте в одной из первых христианских общин. После оказалась на территории Византийской империи, в Константинополе. В конце XI — начале XII века было открыто, что иконе необходимо оказаться на Кипре. Божие повеление получил благочестивый старец Исайя. Отшельнику было велено самому доставить икону на остров.

Много сил и стараний приложил усердный старец, чтобы осуществить повеление. И не только он один. В горах Кипра ему повстречался заблудившийся сановник по имени Мануил Вутомитис и попросил указать путь. Погруженный в молитву старец молчал, за что киприот избил его. Спустя некоторое время Мануила постигла тяжелая болезнь. «Не иначе как за грехи», — понял образумившийся вельможа и отправился к отшельнику за прощением. Тому было открыто, что Мануил сможет помочь доставить икону из Царьграда на Киккос. Мануил выздоровел и отправился исполнять Божию волю к императору. Однако заявить о том, что икона базилевса должна оказаться на Кипре, ему было страшно. Внезапно дочь константинопольского иерарха заболела. Ее постигло такое же заболевание, от которого недавно исцелился сам киприотский вельможа. Ободренный тем, что исцеление любимого ребенка может стать весомым аргументом для императора, Вутомитис попросил об аудиенции у византийского правителя. Властитель понял, что по воле Божией с образом придется расстаться. Однако решил схитрить и передать копию иконы. Тут же мастера взялись за искусную работу. Тогда Сама Божия Матерь явилась императору во сне и повелела: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». Базилевс понял, что не властен над образом. Икона с великими почестями на императорском корабле была отправлена на Кипр. Там старец Исайя выстроил монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы. К дивному месту потянулись жаждущие жизни с Богом люди. Мануил Вутомитис подарил три ближайших селения — Перистерона, Милос и Миликури. А император даровал грамоту и пожертвовал значительную сумму денег. От того это место и зовется императорской обителью. А ее полное название — мужской ставропигиальный монастырь в честь Киккской иконы Божией Матери.

Едва икона оказалась на Кипре, как от нее начали происходить чудеса. Ей молятся и о дожде при засухе, и о даровании чада при бесплодии. Слышит Богородица и тех, кто удручен семейными нуждами, изнемогает от головных болей, унывает, неся иноческий крест.

На иконе Божией Матери «Милостивая» (Киккская) написана Богородица, на правой руке Которой восседает Богомладенец. Он держит в своей руке свиток.

Много копий иконы обошло православный мир. Среди самых известных — работа живописца Симона Ушакова, которую он написал в 1668 году. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.

А на Киккосе увидеть чудотворный образ иконы Божией Матери нельзя. Ныне лик Пречистой закрыт от верхнего левого угла до правого нижнего. Предание гласит, что в 1669 году Александрийский патриарх Герасим дерзнул снять покров, дабы взглянуть на Богородицу. Он был наказан, после чего с покаянием обратился к Богу за прощением. Открывают лик Пречистой на вершине соседней горы Трон только во время засухи и только обращенным на небо. И Своей милостью Богородица никогда не оставляет просящих у Нее.

Икона Богородицы « Милостивая»

История

Ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, име-ну-е-мая «Ми-ло-сти-вая», (Кикк-ская) на-пи-са-на, по пре-да-нию, свя-тым апо-сто-лом и еван-ге-ли-стом Лу-кой.

Дру-гое свое на-име-но-ва-ние «Кик-ки-о-ти-са» (что озна-ча-ет «Пре-бы-ва-ю-щая в Кик-ко-се») ико-на по-лу-чи-ла от на-зва-ния го-ры Кик-кос, рас-по-ло-жен-ной на ост-ро-ве . Здесь, в Кикк-ской оби-те-ли, ко-то-рую еще на-зы-ва-ют им-пе-ра-тор-ской, в хра-ме, по-стро-ен-ном в его честь и пре-бы-ва-ет чу-до-твор-ный об-раз.

Преж-де чем по-пасть на ост-ров Кипр чу-до-твор-ная ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы про-из-во-ле-ни-ем Бо-жи-им дол-го стран-ство-ва-ла. Сна-ча-ла на-хо-ди-лась в од-ной из пер-вых хри-сти-ан-ских об-щин в Егип-те, за-тем, в 980 го-ду, бы-ла пе-ре-ве-зе-на в Кон-стан-ти-но-поль, где оста-ва-лась до цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Алек-сия Ком-ни-на (ко-нец ХI - на-ча-ло ХII ве-ка), а за-тем вер-ну-лась на Кипр. Про-изо-шло это так: кипр-ский пра-ви-тель Ма-ну-ил Ву-то-мит, за-блу-див-шись во вре-мя охо-ты в го-рах и силь-но озло-бив-шись, же-сто-ко из-бил встре-тив-ше-го-ся ему ино-ка-пу-стын-ни-ка Ис-а-ию. В на-ка-за-ние за это Ма-ну-и-ла на-стиг тяж-кий недуг. Меж-ду тем стар-цу-от-шель-ни-ку Ис-а-ии в чуд-ном зна-ме-нии бы-ло от-кры-то, что его ста-ра-ни-я-ми чу-до-твор-ный об-раз, на-пи-сан-ный свя-тым еван-ге-ли-стом Лу-кой, бу-дет пре-бы-вать на ост-ро-ве Кипр. Ста-рец мно-го тру-дов по-ло-жил на вы-пол-не-ние Бо-же-ствен-но-го от-кро-ве-ния. На-чав воз-во-дить храм для ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, он по-ве-лел при-шед-ше-му к нему рас-ка-яв-ше-му-ся Ма-ну-и-лу от-пра-вить-ся в Кон-стан-ти-но-поль к им-пе-ра-то-ру и вер-нуть чу-до-твор-ный об-раз. На-мест-ник не сра-зу ре-шил-ся за-го-во-рить об иконе с пра-ви-те-лем Ца-рь-гра-да, од-на-ко, ко-гда дочь по-след-не-го за-бо-ле-ла, Ма-ну-ил при-шел к им-пе-ра-то-ру и пе-ре-дал ему по-ве-ле-ние ино-ка. По-сле то-го, как пра-ви-тель по-обе-щал от-пра-вить свя-тую ико-ну на ост-ров Кипр, де-вуш-ка сра-зу по-чув-ство-ва-ла ослаб-ле-ние бо-лез-ни.

С ве-ли-ки-ми по-че-стя-ми ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри при-бы-ла на ост-ров, где бы-ла по-ме-ще-на в со-ору-жен-ный для нее храм. По-сте-пен-но во-круг хра-ма об-ра-зо-вал-ся мо-на-стырь, на обу-строй-ство ко-то-ро-го Ма-ну-ил по-жерт-во-вал сред-ства (по-это-му оби-тель и на-зы-ва-ют им-пе-ра-тор-ской). От чу-до-твор-но-го об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри «Ми-ло-сти-вой» ста-ли со-вер-шать-ся мно-гие чу-де-са. Из-древ-ле и до-ныне в оби-тель со всех сто-рон сте-ка-ют-ся одер-жи-мые все-воз-мож-ны-ми неду-га-ми и по-лу-ча-ют ис-це-ле-ние по ве-ре сво-ей. В чу-до-дей-ствен-ную си-лу свя-той ико-ны ве-ру-ют не толь-ко хри-сти-ане, но и ино-вер-цы. Неис-чер-па-е-ма ми-лость Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-цы, За-ступ-ни-цы всех страж-ду-щих, и во-ис-ти-ну при-су-ще Ее об-ра-зу имя «Ми-ло-сти-вая». Чу-до-твор-ная Кикк-ская ико-на Бо-го-ма-те-ри име-ет за-ме-ча-тель-ную осо-бен-ность: она, неиз-вест-но с ка-ко-го вре-ме-ни, за-кры-та до по-ло-ви-ны пе-ле-ною от верх-не-го ле-во-го уг-ла до пра-во-го ниж-не-го, так что ли-ков Бо-го-ма-те-ри и Бо-же-ствен-но-го Мла-ден-ца ни-кто не мо-жет и не дер-за-ет ви-деть.

Изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри на иконе яв-ля-ет со-бой тип «Еле-усы», лик Пре-свя-той Де-вы на-кло-нен в ле-вую сто-ро-ну, Бо-гом-ла-де-нец под-дер-жи-ва-ет ру-кой край ма-фо-рия Бо-го-ма-те-ри, а в со-еди-нен-ных вме-сте ру-ках - гре-че-ский сви-ток.

На Ру-си спис-ки чу-до-твор-но-го об-ра-за по-яви-лись в XVII в. Один из наи-бо-лее из-вест-ных и по-чи-та-е-мых пре-бы-вал в мос-ков-ском и яв-лял-ся его глав-ной свя-ты-ней. По-сле ра-зо-ре-ния оби-те-ли в 20-х го-дах про-шло-го сто-ле-тия чу-до-твор-ный спи-сок был пе-ре-дан в близ-ле-жа-щий . В 1999 го-ду, ко-гда мо-на-ше-ская жизнь в оби-те-ли ста-ла воз-рож-дать-ся, ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри «Ми-ло-сти-вая» вер-ну-лась на свое преж-нее ме-сто. Мо-лит-ва пе-ред этой ико-ной укреп-ля-ет и ду-хов-но уте-ша-ет всех, кто с ве-рой и упо-ва-ни-ем об-ра-ща-ет-ся к Вла-ды-чи-це Небес-ной.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Милостивая»

Притеце́м, лю́дие, со дерзнове́нием к Ми́лостивей Цари́це Богоро́дице, и умиле́нно воззове́м к Не́й: ниспосли́, Влады́чице, ми́лости Твоя́ бога́тыя, сохраня́я во здра́вии и благоде́нствии гре́шныя рабы́ Твоя́. Боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши и бе́дствующим помози́. И сподо́би на́с, Преми́лостивая, благоче́стно житие́ сие́ земно́е сконча́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти и Небе́сное Ца́рствие унасле́довати. Гра́д на́ш изба́ви от вся́каго зла́го обстоя́ния, огражда́я Твои́м ми́лостивым заступле́нием. Ми́рови ми́р да́руй и спасе́ние душа́м на́шим испроси́.

Перевод: Обратимся, люди, с дерзновением к Милостивой Царице Богородице и смиренно воззовем к Ней: ниспошли, Владычица, милости Твои щедрые, сохраняя в здоровье и благоденствии грешных рабов Твоих. Больных исцели, скорбящих утешь и бедствующим помоги. И удостой нас, Премилостивая, благочестиво жизнь эту земную окончить, христианскую непостыдную кончину получить и Небесное Царство наследовать. Город наш избавь от всяких тяжких бедствий, охраняя Твоей сострадательной защитой. Миру даруй мир и спасение душам нашим испроси.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Милостивая»

Велича́ем Тя́, Пресвята́я Де́во, и чти́м о́браз Тво́й святы́й, и́мже боле́зни на́ша врачу́еши и ду́ши к Бо́гу возво́диши.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Милостивая»

О, Пресвята́я и преблагослове́нная Ма́ти Го́спода, Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ми́лостивая Богоро́дице и Присноде́во Мари́е! Припа́дая к святе́й и чудотво́рней ико́не Твое́й, смире́нно мо́лимся Тебе́, Благо́й и Милосе́рдой Засту́пнице на́шей: вонми́ гла́су гре́шных моле́ний на́ших, не пре́зри воздыха́ний от души́, ви́ждь ско́рби и беды́ на́с обыше́дшия, и я́ко любвеоби́льная вои́стину Ма́ти потщи́ся на по́мощь на́м безпомо́щным, уны́лым, во мно́гия и тя́жкия грехи́ впа́дшим и при́сно прогневля́ющим Го́спода и Созда́теля на́шего, Его́же умоли́, Предста́тельнице на́ша, да не погуби́т на́с со беззако́ньми на́шими, но яви́т на́м человеколю́бную Свою́ ми́лость. Испроси́ на́м, Влады́чице, у бла́гости Его́, теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние, благоче́стное и ми́рное житие́, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны и благослове́ние свы́ше на вся́ блага́я дела́ и начина́ния на́ша, и я́коже дре́вле призре́ла еси́ ми́лостиво на смире́нное славосло́вие послу́шника Афо́нскаго, воспева́вшаго Ти́ пе́снь хвале́бную пред Пречи́стою ико́ною Твое́ю, и посла́ла еси́ к нему́ Арха́нгела Гаврии́ла научи́ти его́ пе́ти пе́снь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя́ а́нгели горе́, си́це приими́ благоутро́бно и на́ше ны́не усе́рдно приноси́мое Тебе́ молитвосло́вие, и принеси́ е́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, да ми́лостив бу́дет О́н на́м гре́шным, и проба́вит ми́лость Свою́ все́м чту́щим Тя́ и с ве́рою покланя́ющимся Свято́му О́бразу Твоему́. О, Цари́це Всеми́лостивая, Ма́ти Бо́жия Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоно́сныя Твои́ ру́це, и́миже Его́, я́ко младе́нца носи́ла еси́, и умоли́ Его́ вся́ ны́ спасти́ и изба́вити поги́бели ве́чныя. Яви́ на́м, Влады́чице, Твоя́ щедро́ты: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́: благопоспеши́ все́м на́м носи́ти и́го Христо́во в терпе́нии и смире́нии, сподо́би на́с благоче́стно житие́ сие́ земно́е сконча́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти, и Небе́сное Ца́рствие унасле́дити, Ма́терним хода́тайством Твои́м к ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Милостивая»

Кондак 1

Избранная от всех родов Дево Мати Господа Бога Вышняго, в лучезарней славе небесней превыше Херувимов и Серафимов Царице Владычице, приклони милость Твою к нам грешным, утоли печаль сердец наших; простри над нами покров Твой честный, посети скорбную жизнь нашу, не имамы бо иныя помощи, не имамы бо иныя надежды разве Тебе, Мати рода нашего. В страхе и в трепете пред величием милосердия Твоего, коленопреклонше, ходатайства Твоего пред безсмертным Сыном Твоим просим, со умилением зовуще:

Икос 1

Архангел благовестник с небесе послан бысть праведному Иоакиму радость рождества твоего возвестити, и возрадовавшася старец святый, величие Твое в мире Божием провидя, тем же и мы Богородице, с ним радостно вопием Тебе:

Радуйся, всего мира Владычице;

Радуйся, Ангелов царице;

Радуйся, Пречистая;

Радуйся, всех цветов благоуханнейшая;

Радуйся, любвеобильная;

Радуйся, кротости и милосердию научающая;

Радуйся, покров Твой святый над всеми нами простирающая;

Радуйся, Дево светозарная;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 2.

Видяще Тя на облацех, честный покров Твой простирающую, и тем нас соблюдающую, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум наш обуреваемый плотскими помышлениями, оковы земные сокрушити тщашеся. Немощныя и ленивыя во грехах наших валяемся, но слезно к Твоему милосердию взываем: воздвигни из бездны греховныя, настави нас на путь спасения, да со ангелы Тебе, Мати Пречистая, просвлавляем:

Радуйся, покрове наше и спасение;

Радуйся, ко благочестию нас наставяеши;

Радуйся, грешников молитвеннице;

Радуйся, воздыханий наших не отвергающая;

Радуйся, наши слезы утирающая;

Радуйся, Мати милосердия;

Радуйся, Живоприемный Источнице;

Радуйся, многие немощи наши исцеляющая;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше Тя, егда младенческими стопами творила еси восхождение лествицы храма Господня и мы, грешнии, уповая на Матернюю милость Твою, горестно молим: возведи нас по лествице спасения; да приблизимся ко престолу славы Божия, Благодарственно зовущи: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сердце всех дев чистейшее и разум, устремленный в Горнее, Дево Марие, в храме Божием пребывающе, о земном не помышляя, все существо свое к восприятию Царя царей приготовила еси. Силы небесныя пред чистотою Твоею приклоняются, и весь род человеческий радостную песнь Тебе возсылает:

Радуйся, Пречистая Дево всех дев чистейшая;

Радуйся, разум плотским грехом не повредившая;

Радуйся, кроткая лампада всему миру сияющая;

Радуйся, сердце Твое всех сердец чистейшее;

Радуйся, Богоизбранная отроковице;

Радуйся, красото неизреченная и неописанная;

Радуйся, украшение всего неба и земли;

Радуйся, всем святым радость;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 4

Бури отчаянные в сердцах наших претерпевая, во грехах житие свое иждившии к Тебе, Богородице прибегаем и смиренно молим: подай нам силу духа, подай нам кротость и смирение, терпение и мудрость к перенесению всех скорбей наших, да воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Смиренномудренно Ты приняла благую весть архангелом Гавриилом принесенную и, уразумев час сей святый, рекла еси: «Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему», - о, Пресвятая Дево, научи и нас хранити покорность воле Божией и безропотно перенести ниспосылаемыя нам Богом испытания, да очистятся души наша огнем страданий; да измятутся из сердец наших вся скверны грехов наших; восстанем бодры и чисты сердцем, воссылая Богу благодарственныя восхваления: благодарим Тя Боже, Царю небеси и земли, вся премудростию Твоею строяй и сокровенная человеков яве предведый, се достойное по делом нашим приемлем. Да будет над нами святая воля Твоя. Тебе же, Преблагословенная Дево, Бога всех рождшая, умиленно прославляем:

Радуйся, смиренная раба Господня;

Радуйся, нас примером Своим ободряющая;

Радуйся, Дево Пресвятая;

Радуйся, юность Свою Богу посвятившая;

Радуйся, кротость неизглаголанная;

Радуйся, столп веры непоколебимый;

Радуйся, упование всех концев земли;

Радуйся, любви море неизмеримое;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 5

Боготечная звезда волхвам на небеси явившася, и дивным вертеп озарившая, показа Царя славы в яслех лежаща; и с ним Матерь Его, Деву чистую и святую, в сердце Своем песни ангелом слагающую. О, Дево кротости и смирения, вознеси Господу и наше славословие: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще волхвы славу предвечнаго младенца Христа, нас ради плотию рождшагося, воздали Ему Божеское поклонение. Ангел же Господень старцу Иосифу явися, повелев безсмертное Отроча и Матерь Его во Египет от ярости Иродовой спасти. Со умилением помышляя, Богородице, о многотрудном пути Твоем, мы, грешнии, смиренно к Тебе прибегаем: облегчи наш земный путь, скорбями исполненный, подыми падающих духом, поддержи слабых и болящих, простри руку спасения унывающим, укрепи Православие в стране нашей, кровию истекающее. О, Пресвятая, Всепетая Дево Богородице, буди милостива ныне к нам грешным о грехах своих плачущим; умоли Сына Твоего излитии милость Его на нас грешных и немощных: да радостно во умилении сердец наших вопием Тебе:

Радуйся, Богородице, материнския скорби утоляющая;

Радуйся, вдовиц и сирых покрывающая;

Радуйся, людей Твоих спасение;

Радуйся, старцев утешение;

Радуйся, юности ободрение;

Радуйся, убогих призрение;

Радуйся, всему миру веселие;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 6

Проповедь любви, кротости и всепрощения мирови возвещающая со Христом, Сыном Твоим, все горести земные претерпевшая. Апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая. О, Приснодева Пренепорочная, буди нам Материю нашею небесною, утешения и материнскаго тепла нуждающихся, да со благодарением зовем Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши всей вселенней, яко дивный благоуханный храм Божий, исполненный Божественныя славы и благодати, о, Дево Мати Пречистая, Царица небесная, Царица человеков и ангелов, апостолов и мучеников; буди и нам путеводною звездою во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, тьмою страстей объятыя; восстави силы наши во страстях иссякшия; умножи веру нашу, крепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любви ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зовем Ти со умилением:

Радуйся, Мати рода христианского;

Радуйся, страны нашея защитнице;

Радуйся, призывающим Тя скорая помощнице;

Радуйся, грешников упование;

Радуйся, праведных веселие;

Радуйся, паче всех светил сияющая;

Радуйся, едина благословенная;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 7

Хотящи с Сыном твоим единородным до крестныя смерти неразлучно быти, Ты возпоследовала еси невинному Страдальцу до самыя Голгофы и у подножия Креста слышала вопли сонмища разъяренного, и в молчании страдала еси. И Тебе самой душу Твою наполни сия скорбь великая. Мы же, удивляяся Твоему неизреченному материнскому мужеству, зовем: Аллилуиа.

Икос 7

Новую весть архангел Господень возвести Тебе, Богородице, о Воскресении Сына Твоего; с ним же и вся воинства небесныя велегласно славят безсмертнаго Христа. Сподоби и нас, Христе Боже, срадоватися ныне Матери Твоей, умиленно восклицая:

Радуйся, Благодатная, яко Господь с Тобою;

Радуйся, Дево чистая;

Радуйся, слава бо Господня на Тебе возсия;

Радуйся, о возстании Рождества Твоего;

Радуйся, незаходимая заря Истины;

Радуйся, путеводная звезда;

Радуйся, к правде Божией ведущая нас;

Радуйся, души наши умиротворяющая;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондат 8

Великое и преславное таинство вознесением Твоим, Христе Боже, миру явивый и одесную Бога Отца седяй и нам, живущим на земли, о селениях райских скорбящим, низпосли Утешителя, Духа Истины и всели в ны, Жизнодавче, молитвами Матери Твоея, да зовем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь наш земный путь испытаний и скорбей преисполненный, но к Тебе вопием, Богородице Дево, умилосердися над нами, Божественная наша покровительнице, и приюти нас под Твоим честным покровом, укрепи старцев немощных, уврачуй болящих, насыти нас алчущих, напои нас жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигам стремящимся, вразуми родителей воспитанию детей своих, сохрани младенцев от всякия беды, осени благодатию Твоею наших пастырей духовных, вознеси наши молитвы ко престолу Всевышняго, да славословим Тя Матерь Божию зовуще:

Радуйся, Отрада наша и утешение;

Радуйся, скорбящих светлая радость;

Радуйся, Мати всем ищущим спасение;

Радуйся, ограждение девства;

Радуйся, правды небесныя поборице;

Радуйся, неистощимый источниче святыни;

Радуйся, благодатию нас питающая;

Радуйся, непрестанная ходатаице о душах наших;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 9

«Всяк, иже призовет имя Господне, спасется, и на всяку плоть излию от Духа Моего», - рече Господь. На Тебе же, Мати Божия, излияся благодать Святаго Духа превыше всякия меры. Зане Творца и Зиждителя нашего вместила еси. Излей же и на наши страждущия души милость Сына Твоего, да облегченным сердцем вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Святии апостолы, ничто земное не помышляя, с благоговением и трепетом славят преславное Твое Успение. Царь бо царствующих и Господь господствующих, сошед на землю, восприят святую Твою душу, и в великой славе вознесе Ея на Небо, идеже уготова одесную престола Своего обитель Тебе. Мы же к Твоему милосердию, Богородице, взываем: подаждь приют нам бездомным, собери воедино всех нас, пошли нам мир и благословение, да поем Тебе:

Радуйся, нас погибающих спасающая;

Радуйся, за нас молящаяся;

Радуйся, Божественный покров рабом Твоим;

Радуйся, людей твоих спасение;

Радуйся, молитвенников похвало;

Радуйся, светлый лик Твой от нас не отвращающая;

Радуйся, по Успении Своем мир не оставляющая;

Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Пастырь Добрый всех ко спасению зовущий и всяк к себе привлекающий; праведныя любяй и грешныя милуяй, спаси нас грешных молитвами Богородицы, да поем: Аллилуиа.

Икос 10

Покров и предстательство всех кающихся грешников, прими и наше покаяние о, Всеблагая Дево Марие, умягчи сердца наша, исцели болезненное блуждание умов наших, низвергни гордость нашу в пучину смирения, подыми горе очи наша, землею скованныя; разомкни уста наша, да воспоем славословие сие:

Радуйся, Живоносный Источниче;

Радуйся, нас росою живительной окропляеши;

Радуйся, гласом молящихся внемлющая;

Радуйся, погибающим руку спасения простирающая;

Радуйся, скорби человеческой страждущая;

Радуйся, яко утешение Твое нам подаеши;

Радуйся, прекрасный цвете райский;

Радуйся, дверь нашего спасения;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 11

Ангельское пение сопровождает праведных, отходящих после смерти. Како же и мы, грешнии, обрящем спасение, како предстанем пред Судиею праведным; но на Тя, Богородице, надеющиеся умиленно просим: спаси Твоим Материнским предстательством души наша поющия: Аллилуиа.

Икос 11

Поющи о милости Твоей, Благодатная между женами, едина благословенная, Спасителя мирови даровавшая, и тем вечную славу и поклонение стяжавшая, буди ходатаицею и заступницею о нас, грешных, и рцы Сыну Твоему: Господи, покрый их милостивым промыслом Твоим и исполни их сердца радости и утешения, мы же благодарнии Тебе, Владычице, восклицаем:

Радуйся, Свете небесный неугасимый;

Радуйся, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш;

Радуйся, непостижимая тайна Боговоплощения;

Радуйся, невместимаго Бога вместившая;

Радуйся, одесную Бога Сына Твоего седящая;

Радуйся, сил небесных превысшая;

Радуйся, простых умов утешение;

Радуйся, возводящая грешников на Небо;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 12

Благодать Сына Твоего мирови явила еси Приснодево Пренепорочная, спаси и нас грешных, зовущих о милости Твоей: Аллилуиа.

Икос 12

О, Всемилостивая Мати Божия, Ты изливаеши Материнскую любовь Твою на всех к Тебе притекающих, и наши сердца любовию Твоею наполняеши. Како мы, грешнии, возблагодарим Тебя за Твои неизреченныя милости к нам недостойным детям Твоим; дай нам с благоговением и со смирением воспети Тебе:

Радуйся, сердца наши любовию соединяющая;

Радуйся, едиными усты и единым сердцем пети Сына Твоего нас научающая;

Радуйся, умиление и радость в души наша изливающая;

Радуйся, и ненавидящих нас возлюбити научающая;

Радуйся, любовию души наша от грехов и болезней очищающая;

Радуйся, на Тебе бо наше упование;

Радуйся, и на земли райское блаженство любящим Тя подающая;

Радуйся, благодатную сладость в сердца молящихся Тебе влагаеши;

Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, о, Мати, благодати исполненная. Приими наши слезныя молитвы к Тебе, еже в нынешнее время на милосердие Твое дерзающе, из глубины душевныя Тебе приносим песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.

Молитва

О, Заступнице мира, Мати всепетая. Со страхом, верою и любовию припадаем пред честною иконою Твоею и усердно молим Тя: не отвари лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милостивая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит страну нашу в мире, да утвердит державу нашу в благоденствии и да избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит нашу Православную Церковь и незыблему сохранит ю от неверия и раскола, и ересей. Не имамы бо мы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дева. Ты бо еси всесильная христианам заступнице пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех Тебе молящихся от падений греховных, от наветов злых человек, от глада, от скорбей. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправление согрешений наших, да вси благодарно воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице Единаго Бога - Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Повествование об иконе Божией Матери «Милостивая», что в Зачатьевском женском монастыре.

1. «Милостивая-Киккская».
2. Святыня Зачатьевской обители.
3. Возвращение небесной игумении.
4. «Радуйся, Милостивая, христианам Помощнице».
5. Молитва Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Милостивая».
6. Из поучения в день праздника иконы Божией Матери «Милостивая» протоиерея Михаила Ивановского.
7. Краткая история Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

1. «Милостивая-Киккская».

Морозным ноябрьским утром 1999 года возвращалась в родную Зачатьевскую обитель икона Божией Матери «Милостивая». Всего полверсты крестным ходом несли икону из храма Пророка Илии, что в Обыденском переулке , и будто не было семидесяти четырех лет разлуки ее со святой землей древнейшего девичьего монастыря на Москве , где чудотворная икона пребывала, покрывая обитель от всяких напастей и обильно источая благодатную помощь всем прибегающим к ней. История же появления образа Пресвятой Богородицы «Милостивая» восходит ко временам апостольским.

По преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой были написаны три иконы Пресвятой Богородицы, удостоившиеся Ее благословения и облагодатствованные Ею.

Одна из них - «Милостивая-Киккская», именуемая так по месту своего пребывания - горе Киккос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр.

Святой апостол Лука послал этот образ вместе с двумя другими иконами в Египет. Когда же здесь начались гонения на христиан, то икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль был захвачен сарацинами. Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которые и доставили образ в Константинополь. Здесь икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

В царствование императора Алексея I Комнина (годы правления 1081 - 1118) образ этот был перевезен на остров Кипр при следующих обстоятельствах. Однажды правитель Кипра Мануил Вутомитис охотился в горах. Сбившись с дороги, он заблудился и встретил благочестивого инока-отшельника старца Исайю. Не желая быть узнанным, старец попытался скрыться от Мануила, но тот счел такой поступок инока за пренебрежение к себе и, догнав старца, жестоко его избил. Прошло немного времени, и Мануила постигло Божие наказание: он впал в тяжелый недуг - расслабление. Вспомнив о своем поступке с иноком, Мануил понял, что болезнь его - наказание за содеянный грех. Со слезами он обратился ко Господу, прося Его даровать исцеление и возможность испросить у старца прощение.

Между тем старец получил откровение, что все, случившееся с правителем, ниспослано Богом для того, чтобы написанная святым апостолом и евангелистом Лукою икона Богоматери была перенесена из императорских чертогов Константинополя на Кипр. Старцу было приказано открыть об этом правителю острова, когда тот к нему явится.

Старец исполнил повеление, но когда Мануил Вутомитис услышал об откровении, то устрашился и сказал Исайе:

Прости меня, отче! Это дело выше сил моих. Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору что-либо подобное? Требуй от меня другого удовлетворения.

Но старец отвечал ему:

Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь Помощницею Богородицу, ибо так мне открыто.

Мануил дал обещание содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исайя согласился, и оба они прибыли в столицу. Мануил долго не осмеливался сообщить императору о цели своего приезда и объяснял это старцу тем, что боится утруждать царя своею просьбою и выжидает для этого удобного случая. Тогда старец решил возвратиться на Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила скорее исполнить открытое ему повеление Божие.

Возвратясь в свое уединение, Исайя предался великой скорби о своем безуспешном путешествии. Но однажды во сне он услышал утешительные слова:

Не скорби, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро придет к тебе, так угодно Пресвятой Владычице.

Ободренный этим откровением, Исайя принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы на средства, данные ему Мануилом.

В это время у Алексея Комнина опасно заболела единственная и горячо любимая дочь. Недуг царевны был подобен той болезни, которую перенес правитель Кипра. Узнав о случившемся, Вутомитис счел возможным именно теперь приступить к императору со своей просьбой. Между тем врачи отчаялись в спасении царевны, и император предался неутешной печали и плачу. Мануил пришел во дворец и, увидев плачущего владыку, сам залился слезами. Тогда император сказал Мануилу:

Неужели никто не может утешить меня и указать врачевство для моей дочери?

Государь! - начал свою речь Мануил. - Я страдал такою же болезнью на острове Кипр, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я давно бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мною, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению. Император, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:

Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всею готовностью отпущу честную икону на остров Кипр.

Вскоре царевна исцелилась, но Алексей Комнин медлил исполнить свой обет, потому что не хотел расставаться с великой святыней своего града. Тогда нерадивого земного владыку постигло Божие наказание: император сам впал в тяжкий недуг. В болезни он увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, император велел лучшему иконописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров, но Пресвятая Дева явилась ему в сновидении и грозно сказала:

Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исайе, ибо так Мне угодно.

Согласно же с другим изустным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданием, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Проявляя лукавство, самодержец поставил его перед необходимостью сделать выбор, показав ему две, казалось бы, совершенно одинаковые иконы, одна из которых была подлинником, а другая - только копией. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица, сказав ему следующее: «Та икона, на которую сядет пчела, является подлинной». Так и случилось - и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому эмблемой - своего рода «гербом» Киккской обители - и стала пчела. После этого царь не решился удерживать у себя образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исайе, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку. Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть.

Когда икона прибыла на Кипр, ее встречали с большими почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а раковины, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. Даже в наше время можно увидеть склоненные сосны - чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.

Исайя воздвиг на Киккской горе еще один храм, во имя Божией Матери, и поставил в нем Ее образ. Им же были построены около храма кельи для иноков, назначен игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден императорской грамотой. Обитель получила название Царской, как построенная на средства императора.

С древних времен и доныне в обитель Богоматери со всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы. По молитвам пред нею многократно ниспадал на землю обильный дождь во время засухи, бесплодные жены получали чадородие, кровоточивые исцелялись. Однажды немой отрок заговорил, помолившись у образа. Другой, лежавший на смертном одре, ожил. Воин Георгий, сломавший в дороге ногу, был здесь чудесно исцелен.

Как-то раз знойным днем инок, трудившийся на послушании, обессилел от жажды и в своем несчастии обратился к Богородице. Вдруг он услышал голос, повелевавший ему ударить рукою о камень, на который подвижник опустился в изнеможении. Тотчас по исполнении повеления из камня потекла вода, утолившая его жажду. На этом месте образовался источник, при котором совершилось множество чудес. Иеромонах Мелетий, страдавший сильной головной болью и тщетно искавший облегчения у врачей, омыл голову в водах этого источника и тут же получил исцеление. Инок Антоний исцелился здесь от раны на ноге, а монах Парфений - от лихорадки, мучившей его 13 месяцев.

Однажды язычник дерзновенно поднял руку на святой образ и был тут же наказан: мгновенно рука его высохла, в память чего к иконе была привешена железная рука. Когда в 1751 году возобновляли обитель после пожара, то свод уже оконченного храма вдруг обрушился на строителей. Но заступление Богоматери сохранило их невредимыми. Незадолго до этого чуда некоторые из братии видели светозарную Жену, обходившую монастырь вокруг.

Святая икона известна в Греции и на Кипре как Пресвятая Богородица Елеуса, что переводится как Милостивая, Милующая. Много столетий она прославляется в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте и Эфиопии. Икона украшена серебряным золоченым окладом. По установленному еще во времена Алексея I Комнина обычаю, лики Богоматери и Богомладенца закрыты покровом, который никогда не снимается. Только в периоды засухи монахи переносят икону на соседнюю вершину, известную под названием Трони (Престол), где они служат молебен о даровании дождя. Там покров снимают, но делают это, не глядя на образ Богородицы, обращая его к небу.

Сохранилось предание, что в 1669 году Патриарх Александрийский Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть лик Божией Матери, но дерзкий поступок был наказан - Патриарх неожиданно ослеп. Долго он сокрушался и плакал, испрашивая прощение, которое по прошествии некоторого времени было даровано ему Милостивой Владычицей. С тех пор существует поверье, что тот, кто осмелится взглянуть на лик Богородицы, ослепнет.

Юровичская Милосердная икона Божией Матери
первообраз, Краков, Польша

Чудотворная икона Божией матери Юровичская «Милосердная» издавна почитается жителями Юровичей и всего Мозырского Полесья как заступница и покровительница.

В мужской монастырь в деревню Юровичи, что на Гомельщине, на протяжении веков стекались паломники из России, Украины и Белоруссии, чтобы поклониться святому образу и испросить у Матери Божией помощи и заступничества, потому что славилась она чудесами и исцелениями.

Икона эта изначально была католической святыней. Во второй половине XVII века представители католического ордена иезуитов выстроили в этих местах храмовый комплекс, в котором и поместили икону Божией Матери, написанную, как полагают искусствоведы, в начале века в украинской или белорусской части Речи Посполитой.

Согласно преданию, написана или приобретена она была по приказу коронного гетмана и краковского каштеляна Станислава Концепольского, которого горячая молитва к Царице Небесной спасла от преследования украинских казаков Захвати они в плен удачливого полководца, не миновала бы его смерть.

С тех пор Концепольский повсюду возил с собой икону, а после смерти родные его передали образ Богородицы ордену иезуитов. Вскоре и духовенство и прихожане заметили, что искренняя молитва перед этой иконой никогда не остается без ответа – просящий получает требуемое, если оно будет ему во благо.

В 1661 г. ксендз Мартин Торовский отправился с миссионерской целью на Волынь, взяв с собой чудотворную икону Пресвятой Богородицы. В 1673 г. он остановился в деревне Юровичи. Когда же он собрался покидать эту местность, кони его остановились как вкопанные, как будто их удерживала неведомая сила.

Предание гласит, что в этот миг молодой священник услышал голос Царицы Небесной, повелевавшей ему оставить ее чудотворную икону в Юровичах, для того, чтобы местные жители укрепились в христианской вере. Мартин Торовский остался служить в деревне, а на поклон образу Пресвятой Богородицы потянулись паломники со всего края.

На протяжении первых полутора веков существования чудотворного образа в летописях были описаны множество случаев исцелений, происходивших по молитвам перед ним. Излечивались люди от белой горячки, исцелялись страшные раны, излечивались несчастные, одержимые бесами, сохранились записи и о воскрешении умерших При этом молились перед чудотворным образом как католики, так и православные верующие, и все они в равной степени получали помощь и исцеления И все ощущали ту особую благодать, которая исходила от иконы и спасала людей в казалось бы безвыходных ситуациях.

В конце XIX века по указанию последнего юровичского ксендза Гогу Гордзецкого, который опасался утратить чудотворный образ, была изготовлена точная копия образа, которой втайне заменили оригинал, выставленный в костеле

После закрытия костел был освящен по православному обряду, и список чудотворного образа получил его святую благодать

В 1885 г. подлинное изображение иконы было перенесено в Краков в костел Св. Барбары, где и хранится по сей день. Согласно старинному договору, эта икона сможет вновь вернуться в Юровичи, как только там будет открыт костел.

В Юровичской православной обители остался один из трех списков, сделанных с чудотворного образа. Во времена правления советской власти эта икона была утрачена и чудесным образом обретена совсем недавно, при восстановлении обители Некоторое время икона Божией Матери «Милосердная» находилась в Мозырском кафедральном соборе, сейчас же она вновь перенесена в Юровичи.

В голодные годы, в неурожайные, люди приходили для молитвы перед этим чудесным образом целыми деревнями, иногда за сотни верст Служили молебны, пели акафисты, просили о спасении от нищеты и голода И всегда получали помощь от Пресвятой Богородицы.

Для Царицы Небесной равны все люди, независимо от вероисповедания. Все, живущие на земле, – ее чада, о которых она печется день и ночь, на чьи молитвы откликается незамедлительно.

И образ ее Юровичский в равной степени почитается и православными и католиками.

И сейчас, во времена экономически сложные, люди с молитвами к иконе обращаются. Не только об исцелениях просят, но и помощи в делах, о стабильности в работе, о финансовом благополучииСлава о помощи ее чудесной все шире и шире распространяется. И со всех концов России, Украины и Белоруссии, да и из других стран верующие люди приезжают, чтобы свечку свою перед образом чудотворным зажечь, да молитву прочесть

Пред иконой Божией Матери Юровичская «Милосердная» молятся об исцелении, спасении от нищеты и голода

В апреле 2006 года в Юровичах был обретен древний список главной Полесской святыни - чудотворной иконы Матери Божией Юровичской, которая более 200 лет была покровительницей и заступницей Мозырского Полесья, а 13 сентября образ Крестным ходом из Мозыря в Юровичи был доставлен в Юровичский Свято-Рождество-Богородичный монастырь. Следует пояснить, что в средние века Мозырь был поветовым городом Великого княжества Литовского, и все современные города юго-запада нынешней Гомельской области относились к Мозырю и статуса городов не имели. Поэтому и земли эти получили название Мозырского Полесья.

Обретенный список иконы

О чудесах, происходящих по молитвам перед чудотворным образом, в иезуитской миссии была написана книга «Криница ласк духовных Девы Марии с гор Юровичских», изданная в 1742 году в городе Познани. Вот лишь малая часть этих чудес:

У одного из прихожан Юровичского храма, Пригородского, в 1686 г. случилось страшное горе – его сын, любимый им безмерно, скончался. Родители мальчика убивались от горя. Когда пришло время положить тело покойного в гроб, отец и мать его с плачем упали рядом с ним и стали горячо молить Господа и Пресвятую Богородицу о помощи.

Собравшиеся для участия в траурной процессии люди были поражены – на их глазах мальчик, которого уже собирались хоронить, вдруг поднялся из гроба.

В августе 1724 г в усадьбе мозырского земского писаря по имени Теофил Ленкевич произошел пожар, во время которого в дыму задохнулся его маленький сын Перед тем как похоронить ребенка, его мать и отец расставили вокруг гроба зажженные свечи и в течение долгого времени умоляли Богородицу перед ее образом «Милосердная» вернуть им ребенка.

Собравшиеся в их доме соседи и родственники стали свидетелями чуда воскрешения – по горячим молитвам родителей мальчик ожил.

В начале XVIII века жителям Юровичей было явлено еще одно чудо. Во время переправы через реку Припять лодка одного из местных жителей – Рутковского – перевернулась, и мужчина пошел на дно Кинувшиеся спасать его так и не смогли обнаружить тело Тогда все бывшие на берегу стали возносить молитвы перед святым образом Богородицы Юровичским, и мольбы их были услышаны Из воды появился Рутковский, целый и невредимый, и сам выбрался на берег.

В год 1865 старый помещик в одной деревне умер, а сын-наследник оказался неучем и самодуром Хозяйство вести не умел, наследство быстро промотал, да с крестьян своих стал драть три шкуры И вот день настал, когда ни в одном доме крестьянском хлеба не осталось не то что на посев, даже для еды. Староста тогда созвал мужиков и отправился вместе с ними на поклон образу чудотворному Богородицы Юровичской «Милосердной» – просить Матерь Божию спасти их от смерти голодной Собрали они по копейке со всех жителей – у кого что осталось, чтобы молебен заказать перед святым образом.

Несколько дней шли паломники, уже некоторые без сил стали падать, когда увидели вдали костел, в котором икона святая хранилась. Купили они, на собранные вскладчину деньги, большую свечу, зажгли ее перед образом, и пока горела она, каждый молился за свою семью и за всех близких своих. А как погасла свеча, собрались они и в обратный путь отправились.

Как стали к деревне подходить, увидели, что толпа ребятишек навстречу им бежит. Удивились мужики – когда уходили, дети все лежали по избам, помирая от голода, а тут – бегут.

Подходят к деревне и глазам своим не верят – на пустых полях, которые и засеять было нечем, всходы зеленеют. А в деревне их жены радостные встречают, показывают – полны кладовые зерна, и рассказывают такую историю чудесную:

Несколько дней прошло с тех пор, как мужчины на поклон иконе ушли, и вдруг появилась в деревне старушка – в платье до земли, в черном платкеСтала в каждый двор стучаться и милостыню просить У тех самим есть нечего, а все-таки подали нищенке кто что смог – кто воды налил испить, кто крошек хлебных насыпал, кто копеечку нашел. Оставили ее в одном из домой ночевать. Утром встали – а ее и след простыл. А в каждом доме закрома ломятся. Вышли на улицу, а поля незасеянные зеленеют Тут все женщины на колени упали и стали Богородицу благодарить – поняли, что услышана молитва их.

А еще через неделю прошел слух, что молодой барин непутевый проиграл древнюю эту в карты, и долг забрал сосед, который на всю округу был известен как хозяин добрый и мягкий, который о крестьянах своих заботился – и школы в деревнях строил, и податями их не давил.

По материалам летописи Могилевской губернии