Что такое культура зачем она нужна. Тесты по литературе

Каждый представитель общества в своей семье получает определенные знания. Также «по умолчанию» установлены некоторые правила, которые не всегда человек может для себя объяснить. Просто знает, что так должно быть, и все. Но стоит задуматься над некоторыми из таких понятий, найти им определение, обосновать для себя их значимость. Одним из таких понятий является культура. Давайте вместе разберемся, для чего нужна культура.

Культурой принято считать сферу, в которой человек определяет для себя и окружающих свои характеристики, также показывает свои таланты и жизненные позиции, идеалы. Для того чтобы влияние культуры было явным, нужно принять и осознать значение этого понятия. Лишь при условии полного понимания культура развивается и оказывает видимый эффект на общество в целом.

Зачем нужна культура?

На этот вопрос каждый может ответить по-разному. Тем более, что это понятие имеет много отраслей и направлений. Например, если рассматривать культуру с точки зрения творчества, то отрицать ее необходимость невозможно. Ведь представить свою страну без поэтов и писателей, архитекторов и научных деятелей не сможет ни один член общества. Если бы эти знаменитые теперь люди в свое время не ответили себе на вопрос, что такое культура, народ был бы лишен многих своих ценностей. Культурное достояние страны - ее сердце, без которого ее дальнейшее духовное развитие невозможно.

Правовая культура

Одним из проявлений культуры является правовая культура. Право при помощи определенных норм, правил и законов регулирует различные общественные отношения. Понять, что такое правовая культура, для чего она нужна, должен каждый представитель общества. Это необходимо для правильного развития человека. Знание своих прав, умение применить их при необходимости - один из главных признаков человека, живущего в цивилизованном правовом государстве. Понятие того, что человек имеет свои права, дает ему свободу, но также указывает на то, что существуют и обязанности. Правовая культура определяет обязанности не только по отношению к государству, но и по отношению к другим представителям общества. Правовая культура формируют полноценную личность, которая может существовать в социуме, не нарушая права других людей.

Физическая культура

Нужна ли культура в таком своем проявлении, как физическая культура? Конечно, да! Для того чтобы дисциплинировать не только свое тело, но и разум, занятия физической культурой просто необходимы. Если упражнения приводят организм в форму, то, скорей всего, они восстанавливают и моральное состояние. Вот зачем нужна физическая культура:

  • для поддержания здоровья, иммунитета и хорошей физической формы;
  • для здоровой и крепкой психики;
  • для трудоспособности и выносливости;
  • для хорошего самочувствия и настроения.

По этим причинам ответить на вопрос о том, нужна ли физическая культура, можно лишь положительно. Не зря говорят, что здоровый дух может обитать только в здоровом теле.

Зачем нужна культура речи?

Культура речи - это один из основных критериев, по которому можно отличить образованного человека от безграмотного. Для чего нужна культура речи, почему она важна?

  • Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтные ситуации.
  • Образованный человек, владеющий культурой речи, просто находит собеседников. Такая личность никогда не бывает одинокой.
  • Умение услышать человека - одно из основных преимуществ человека, обладающего культурой общения.
  • Культура речи непосредственно влияет на уровень жизни человека. Культурный и образованный член общества всегда может найти хорошую работу.

Тем самым, культура очень влияет на мировоззрение и образ жизни человека, существующего в современном обществе. Как видите, понятие культуры очень широко, и мы немного рассмотрели лишь отдельные ее грани. Знать современную культуру и следовать ей должен каждый воспитанный человек. Будьте культурными!

Что такое культура как система ценностей? Какова цель такого широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этгобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Энштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто- сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войне: «Жди меня « Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»…Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научиться так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя… Что такое культура, зачем она нужна? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было в России в традиции? О культуре как системе ценностей рассуждает в данном тексте В. Непомнящий. Автор повторяет, что « феномен « русских мозгов» обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, что русская литература и русская культура поддержали нас в годы войны». Я разделяю позицию автора. Да, без русской литературы и культуры не было бы многого того, чем гордится наша страна. Нужна ли культура людям? Я повторяю вслед за автором статьи: да, нужна. И хочу поспорить с героем романа Тургенева « Отцы и дети», который утверждал, что « Рафаэль гроша медного не стоит», что всякое искусство « есть искусство наживать деньги». Время-то показало, что Базаров был не прав. Почти через сто лет И.В. Сталин скажет о романе Булгакова « Белая гвардия»: « «Дни Турбиных» дают больше пользы, чем вреда. Если такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие… значит, большевики непобедимы». Согласна с мнением, что русская литература и искусство помогали выстоять в годы войны. С каким нетерпением ждали появления следующей главы о Василии Тёркине советские воины, Образ солдата-труженика, защитника своей земли поднимал измученных бойцов на бой « не ради славы, ради жизни на земле». А военная песня? Разве не нужна она была на фронте? Вспомним слова известной песни: « Строчи, пулемётчик, за синий платочек, что был на плечах дорогих». И солдат шёл в атаку, чтобы приблизить победу. Победа - это дом, встреча с любимыми и дорогими людьми. В наши дни тема культуры как системы ценностей, поднятая автором В. Непомнящим, особенно актуальна. Как больно видеть вокруг нас разочаровавшихся людей, утративших веру в прекрасное. И только культура, по моему мнению, может укрепить добро и красоту. Полупанова В.П.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тесты по литературе

10 класс Прочитайте текст и выполните задания А1 - А6; B1 - B8,

Зачем нужна литература в школе?

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

(15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.

(17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

À1. 1 Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным

образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова. Достоевского и других русских писателей, мы. наш народ в целом, были бы другими.

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.

А3. Определите стиль и тип речи текста,

1) научно-популярный стиль, повествование

2) художественный стиль, описание

3) публицистический стиль, рассуждение

4) научный стиль, рассуждение

1) 2, 3 2) 4, 5 3) 10, 11 4) 15,16

À5. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 7 и 8 4) 9 и 10

А6. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) вопросительные и восклицательные предложения

2) ряды однородных членов

3) развернутые сравнения

4) оценочная лексика, слова в переносном значении

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом(-ами).

В1. В первых двух абзацах найдите предложение, в одной из частей которого повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Укажите его номер.

В2. Из предложения 7 выпишите частицу.

В3. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.

В4. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 7-12 найдите простое распространенное предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите его номер.

В6. Найдите в тексте предложение, в котором тире используется для выделения вводной конструкции. Напишите его номер.

В7. В 2-х последних абзацах найдите простое предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите его номер.

В8. Среди предложений 5-12 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, в котором в главной части используется безличное предложение. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?

Тесты по литературе

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Что такое культура как система ценностей? Какова цель такого широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
Я все время повторяю, что феномен “русских мозгов” не этгобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Энштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню

Кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войне: “Жди меня ” Симонова, “В землянке” Суркова, тот же “Теркин”…Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в “информацию”, чтобы “Евгений Онегин” рассматривался только как “энциклопедия русской жизни”. Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научиться так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время “получать удовольствие от стилистических красот”. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, “Тихого Дона”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…
Что такое культура, зачем она нужна? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было в России в традиции? О культуре как системе ценностей рассуждает в данном тексте В. Непомнящий.
Автор повторяет, что ” феномен ” русских мозгов” обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, что русская литература
И русская культура поддержали нас в годы войны”. Я разделяю позицию автора. Да, без русской литературы и культуры не было бы многого того, чем гордится наша страна.
Нужна ли культура людям? Я повторяю вслед за автором статьи: да, нужна.
И хочу поспорить с героем романа Тургенева ” Отцы и дети”, который утверждал, что ” Рафаэль гроша медного не стоит”, что всякое искусство ” есть искусство наживать деньги”. Время-то показало, что Базаров был не прав. Почти через сто лет И. В. Сталин скажет о романе Булгакова ” Белая гвардия”: ” “Дни Турбиных” дают больше пользы, чем вреда. Если такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие… значит, большевики непобедимы”.
Согласна с мнением, что русская литература и искусство помогали выстоять в годы войны. С каким нетерпением ждали появления следующей главы о Василии Теркине советские воины, Образ солдата-труженика, защитника своей земли поднимал измученных бойцов на бой ” не ради славы, ради жизни на земле”.
А военная песня? Разве не нужна она была на фронте? Вспомним слова известной песни: ” Строчи, пулеметчик, за синий платочек, что был на плечах дорогих”. И солдат шел в атаку, чтобы приблизить победу. Победа – это дом, встреча с любимыми и дорогими людьми.
В наши дни тема культуры как системы ценностей, поднятая автором В. Непомнящим, особенно актуальна. Как больно видеть вокруг нас разочаровавшихся людей, утративших веру в прекрасное. И только культура, по моему мнению, может укрепить добро и красоту.
Полупанова В. П.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Мне очень нужна собака! Зачем? Собака – самый верный и преданный друг. Она не предаст, не соврет, не обидит. Недаром есть такая поговорка: “Собака – друг человека”. Это во-первых. Во-вторых, я всегда очень хотел ухажи­вать за каким-нибудь животным. А так Read More ......
  2. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали Read More ......
  3. Вокруг слишком много успокаивающих текстов и слишком много потрясающих фотографий – все это примиряет с действительностью и заставляет забыть о многомерности сочинских Игр. Олимпиада получилась плоть от плоти русской – со всеми этими рассказами про воровство и недоделки, с авральной Read More ......
  4. И сонная, бездонная стихия Топила нас, И темная огромная Россия Давила нас. А. Белый Современный мир в целом не очень-то прельщает переход в иные миры, в иное бытие, включая и переход, предусмотренный Библией. Человечеству скорее по душе лишь знакомство с Read More ......
  5. Общаясь с людьми, все мы, как правило, составляем о собеседнике или знакомом собственное мнение. Один человек представляется нам красивым, другой – умным, третий – веселым. Мы подсознательно выделяем в его облике главную черту и на основании этого делаем вывод: этот Read More ......
  6. Я думаю, что культура очень важна сегодня. Она как цветок: если ее оберегать, заботиться о ней, то она будет развиваться и цвести, радовать нас. Нельзя иначе, нельзя допустить, чтобы культура погибла! Я хочу сохранить нашу культуру! Прежде всего, культуру слова! Read More ......
  7. Сначала я хотел начать эту главу с рассказа о литературно-творческом кружке Балашовского пединститута, но потом понял, что это тема отдельной книги. Работа кружковцев шла особенно интенсивно и плодотворно в 60-е – первой половине 70-х годов, когда о нас писала “Учительская Read More ......
  8. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она – естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Read More ......
Что такое культура, зачем она нужна

ЗАЧЕМНУЖНА КУЛЬТУРА

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие толь-ко ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Мож-но сказать, что это древнейшая функция культуры. Имен-но благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культур-ных ценностей. Эта функция позволяет человеку опреде-лить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечива-ют механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накоплен-ное веками наследие, которое остается неизменным фунда-ментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни обще-ства и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закреп-ляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиоз-ные доктрины Средневековья, известные вам из курса ис-тории. Они одновременно создавали ценности общества, оп-ределяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указыва-ли, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возмож-ность каждому конкретному человеку усваивать определен-ную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Лю-ди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом об-ществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя-ми, способствует процессам интеграции и единства челове-ческой культуры. Особенно наглядной она становится в со-временном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно ус-ловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выгля-дят как неделимый процесс культурного творчества чело-веческого разума.

МНОГО ЛИ КУЛЬТУР ?

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветка-ми и веточками, которые переплетаются между собой и те-ряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, со-единяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков ис-торические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры мо-гут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возь-мите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся вглубь общества, то и здесь мыувидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозраст-ным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возра-ста отличаются друг от друга, так же как отличается куль-турно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культу-ру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный ди-алог культур. Особенно наглядно это видно на примере вза-имопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их раз-личия обусловлены индивидуальным историческим разви-тием. Но история перешагивает национальные и региональ-ные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нуж-но постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в со-прикосновении с другими культурами, вырастают на бога-той культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мо-жет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолирован-ных культурных общностей, разве только где-то в малодо-ступных экваториальных лесах. Научно-технический про-гресс, связанные с ним информационные технологии, раз-витие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой интер-национализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения тех-ники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художест-венного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми ли-тературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечелове-ческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возника-ют сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются но-выми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывает-ся для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным при-мером может служить судьба североамериканских индей-цев, которые все больше и больше растворяются в амери-канском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в ми-ровую культуру, ему нечего будет положить в общую ко-пилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве по-требителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, ис-точник развития и хранилище традиций. Это культура, со-здаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее про-изведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авто-ров. И именно поэтому она - плод коллективного творче-ства. Даже если ее достоянием становятся авторские про-изведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, ар-хитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное ис-кусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей на-родной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фра-зеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних тради-ций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она на-ходится в постоянном употреблении. Пока бабушки расска-зывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. На-родная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бе-режного и внимательного отношения.