Социально политические учения возрождения. Политические учения эпохи возрождения и реформации

Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли , Мартин Лютер , Томас Мор ,Томазо Компанелла ,Жан Боден, Т. Гоббе , Г. Гроций, Дж. Локк , Б. Спиноза .

Особенности и характерные черты этого периода:

Ё развитие гуманистических начал в политической теории;

Ё освобождение политической мысли от теологии;

Ё анализ проблемы прав и свобод человека;

Ё анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

Крупнейшим представителем, основателем политической мысли Эпохи Возрождения с полным правом можно назвать итальянского мыслителя, государственного деятеля, писателя и историка Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Происходил он из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период Республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимал место секретаря Совета десяти, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре, отстранён от дел и затем выслан в свое поместье (близ Флоренции), где написал большую часть своих произведений.

Основные теоретические труды - ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“ - написаны им после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранён от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют ”естественные причины“ и ”полезные правила“, позволяющие ”учитывать свои возможности“, чтобы ”предвидеть заранее“ ход событий и принять необходимые меры.

По Макиавелли, высшее правило политики и главная её проблема - найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, ”тут нельзя говорить отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости от обстоятельств“. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента; один достигает цели ”осторожностью и терпением“, другой -”натиском и внезапностью“, но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остаётся при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человек эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу событий и действующих лиц на ”авансцене“ истории.

Макиавелли ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах.

Размышляя над действиями государственных деятелей, Макиавелли выдвинул тезис о том, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою.

Макиавелли не был сторонником принципиального аморализма в политике, он считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда ”народ развращён“, нужны и чрезвычайные меры. ”Государь“ - только один из факторов политической ситуации, в которую входят ещё ”народ“, ”знать“ и ”войско“.

Главным условием политического успеха Макиавелли считает ”доблесть“, а не низость души.

Движущими силами политики, по Макиавелли, являются фортуна и личная энергия индивида (под фортуной он понимал объективную историческую необходимость).

Итальянский мыслитель выдвигает тезис ”цель оправдывает средства“. Он писал, что, как показывает опыт, грандиозные дела творили те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и обманом. Приверженцев этого тезиса в литературе часто называют сторонниками ”макиавеллистской политики“, ”макиавеллизма“. В то же время Макиавелли осуждал тех, кто насилием разрушает, а не исправляет.

Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско. Выступая за создание постоянной армии, строящейся на основе воинской повинности, он осуждал наёмничество. В своих сочинениях Макиавелли отдаёт приоритет политическому руководству над военным. Он доказывал, что государь должен лично возглавлять войско в походах и сражениях.

Макиавелли строил классификацию войн на учёте реальных общественных отношений, освобождая её от религиозных наслоений. Макиавелли, например, выделял один из видов войн , которые возбуждаются честолюбием государей и республик, стремящихся укрепить и расширить своё владычество. В ходе этих войн причиняется существенный ущерб государству, но жители не изгоняются из своего края. Другим видом войн он считал те, которые связаны с выселением целого народа из страны. Главная цель таких войн - не покорить страну, а овладеть ею, изгнать или истребить её жителей.

Заслугой Макиавелли явилось также исследование военной организации, её устройства. В трактате ”О военном искусстве“ им разработаны принципы военного искусства, способы военных действий, требования к военачальникам.

В период становления буржуазных общественных отношений появляется целая плеяда выдающихся мыслителей (XVII - первая треть XIX вв.).

Среди них необходимо выделить Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) , английского философа, представителя механистического материализма. Он родился в семье священника; окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью герцога Девонширского, с которой был связан до конца жизни. С 1640 г. Гоббс находился в эмиграции во Франции; вернулся на родину в 1651 г. после упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого пытался идеологически обосновать. Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г).

Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел. Среди них он выделяет естественные и искусственные тела. Таким искусственным телом является государство. Человек занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать, по Гоббсу, только государство , которое устанавливает и контролирует выполнение свода естественных законов (позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей). По мысли Т. Гоббса, государство возникло на основе общественного договора , и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого им абсолютным сувереном . Возвеличение Гоббсом мощного государства было одной из первых теорий буржуазной диктатуры, основную задачу которой мыслитель усматривал в прекращении гражданской войны.

Возникающее государство (демократическое, аристократическое или монархическое) таким образом, ценно само по себе. Гоббс из всех типов государственного устройства отдаёт предпочтение монархии, которая, по его мнению, обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и её единство с исполнительными органами.

Другим представителем этого периода является Джон Локк (1632-1704 гг.) , английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма . Дж. Локк родился в пуританской семье мелкого землевладельца, окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 г. домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (видного общественного деятеля времен Реставрации), Локк приобщается к активной политической жизни.

Политическая теория Локка, изложенная в ”Двух трактатах о государственном правлении“, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов.

В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, согласно Локку, передаётся только некоторая часть ”естественных прав“ (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и, прежде всего, собственности.

Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Отношение человека к государству и правительству определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Народ остаётся безусловным сувереном. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса.

Локк формулирует идею правового государства , утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Изучение этого периода предполагает ознакомление с жизнью и произведениями Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677 гг.) , нидерландского философа-материалиста. Родился Спиноза в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца (1654 г.) его дело, он одновременно завязал научные и дружеские связи среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Руководители еврейской общины Амстердама подвергли Спинозу ”великому отлучению“. Спасаясь от преследователей, Спиноза жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал философские произведения.

Свои социально-политические воззрения Спиноза высказал в работе ”Политический трактат“ и в ряде других. Он был антиклерикалом, сторонником республиканского правления и противником монархии. Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления.

Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).

Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Обобщая их взгляды, можно сформулировать основные положения, присущие их учениям.

1. Натурфилософия носила зачастую пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая Бога, она отождествляла его с природой. В этом плане глубоко диалектические идеи высказывал Кузанский в его учении о Боге как бесконечности в пространстве – «абсолютном максимуме»;

2. Познание Бога-Вселенной проходит через следующие этапы: чувственное восприятие; рассудок, разделяющий противоположности; разум, их составляющий; интуиция.

Чувственное и рациональное при этом сливаются, становятся единым в познании окружающей природы.

Согласно натурфилософам Земля – не центр Вселенной, а это лишь одна из планет Солнечной системы (Бруно), которая в свою очередь включается в бесчисленное множество подобных систем во Вселенной. Тем самым была опровергнута теологическая версия творения мира Богом.

Натурфилософы отрицали откровение как метод познания и настаивали на выработке научного метода, тесно связанного с практикой. При этом они настаивали на привлечении естественных наук для познания окружающего мира и человека и сами являлись первопроходцами в создании новых технических средств освоения действительности (Леонардо да Винчи, Галилео Галилей).

Социально-политические учения эпохи Возрождения представлены прежде всего такими философами, как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Основы их взглядов составляют идеи утопического социализма:

1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности;

2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического общества;

3) коммунистическое общество они представляли как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;

4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом регламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;



5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за лучшее устройство общества, которое должно быть основано на общественной собственности, быть бесклассовым, в котором утвердились бы равенство и справедливость.

Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

Космогонические взгляды Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, и их философское значение.

Николай Коперник(1473–1543). Был астрономом, математиком. Рассчитывая дни пасхальных праздников, обнаружил, что все планеты движутся в одну сторону, делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрил ошибку в астрономических взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, которое является центром мироздания. Это открытие перевернуло мировоззрение человека: научные наблюдения не согласуются со Священным Писанием. Появилась теория двух истин(истина откровения и научного открытия). Человек был центром Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить, что значит человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувство определенности, это стимулировало развитие науки.

Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей(1564-1642). Занимались наукой, были знакомы с учением коперника, пропагандировали его. За это их судили(инквизиция), Бруно сожгли, Галилей отказался от своих взглядов. Бруно высказывал идею о множестве миров(каждая звезда–Солнце, в космосе есть жизнь). Этим он подчеркивал величие Бога. За эти взгляды церковь его осудила.

Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т.д. Он являет собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает за результаты своего творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, что это не меняет истинности открытий Коперника.



Воззрения Джордано Бруно(1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм(pan–все и theos–Бог)–философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверх природного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологичес­кую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В беско­нечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «геро­ического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др..; 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения

Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

Основные направления философии эпохи Возраждения и их характеристика

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.

Никколо Макиавелли впервые в либерально-консервативной традиции поставил задачу изучить определенную историческую реальность: социально-политический опыт в конкретной области (внешней политике, международных отношениях). Но как при этом понимается опыт? В духе идей либерального консерватизма. Отправной точкой Макиавелли служит тезис о том, что представления о социальных и политических изменениях не только находят свое отражение в сознании, а затем и в языке, но и создаются сознанием с помощью языка.

Н. Макиавелли считал, что «самое важное в этом мире - познать самого себя и уметь взвешивать силы своего духа и своего государства».

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» он прямо провозглашает: а) все люди в своих оценках событий «старого времени» и «нынешнего времени» по тем или иным причинам обладают определенными представлениями, обусловливающими их дальнейшие действия и мировосприятие; б) эти представления постоянно меняются в течение человеческой жизни. Это означает, что «мысленная речь, если она направляется какой-нибудь целью, есть лишь искание или способность к открытиям».

Макиавелли создаёт новую предметную область социально-политических исследований. Изучая изменения в том или ином обществе, вызванные его движением к некоему социально-политическому миропорядку, следует, утверждает он, прежде всего, рассматривать конфликты между свободными, независимыми и разумными индивидами. Другое дело, «разумны» ли мотивы этих индивидов и «разумны» ли столкновения вообще? Вопросы остаются без ответа. Описывать действия индивидов следует с помощью знаковых и понятийных, т.е. наиболее общих средств познания, которые, в конечном счете, зависят от институциональной власти.

Макиавелли по собственному признанию, в своих трудах не стремился изобразить наилучший порядок и устройство общества людей, которое возможно в будущем или было в прошлом. Нет, он писал о непосредственном политическом действии, основанном на силе, т.е. реальном положении вещей. Каково же это «реальное» положение? Макиавелли в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» замечает: «Как доказывают все, рассуждающие об общественной жизни, и как то подтверждается множеством примеров из истории, учредителю республики и создателю ее законов необходимо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай. Если же чья-нибудь злобность некоторое время не обнаруживается, то происходит это вследствие каких-то неясных причин, пониманию которых мешает отсутствие опыта; однако ее все равно обнаружит время, называемое отцом всякой истины».



В дальнейшем эта попытка противопоставить и даже заменить несовершенством «эмпирии» нормативный идеал, а точнее, сделать идеалом преходящее социально-политическое несовершенство, несправедливость общества, находит свое продолжение в одном из направлений консервативных социально-политических теорий, - в искажениях консерватизма. В них воспроизводится уже упоминавшаяся «концепция Фрасимаха».


14 Особенности европейской философии XVII–XVIII вв.

Европейскую философию XVII века принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. В Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

В связи с разложением феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма складывался в европейской жизни новый тип человека с новыми духовными запросами и идеалами. Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со схоластикой, царившей в философии и науке со времен средневековья

В упорной борьбе со схоластикой и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы, основанные на опыте и применении математики для обработки и обобщения данных опыта.



В связи с отпадением от философии конкретных наук изменяется сам предмет философии: сосредотачивается внимание на изучение соотношения материя-сознание, а также логико-гносиологических проблем.

Вопросы теории познания, закономерностей и логики мышления становятся центральными в творчестве крупнейших философов.

Господствующей философской тенденцией в XVII-XVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, из-за того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также и великими учеными - естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.

Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность.

Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека.

В философии этого периода выделяются три теоретически концепции познания. Первая из них - философия Р. Декарта, картезианский рационализм.

Вторая получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма (Бэкон, Гассенди, Локк, Гоббс).

Третья философия мистического рационализма Блеза Паскаля, точнее, философия человека как совпадения противоположностей "величия и ничтожества».

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественные, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека. На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.

Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и сверхъестественности с общественных отношений и обнажало реальные механизмы взаимодействия людей. На смену теологической, религиозно-этической трактовки политики приходит ее рационально-критическое понимание. Теологический подход базировался на авторитарном некритическом восприятии сферы политики как следствия божественного откровения. Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение - отношение веры. Рационально-критическое понимание базируется на анализе политической практики. Теперь мыслители не занимаются конструированием идеальных моделей государства морализаторскими поучениями, а больше стремятся понять и объяснить природу существующих политических отношений.

Никколо Макиавелли(1469-1527). В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Сменившая его эпоха Возрождения дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Никколо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую и религиозную традиции предшествующих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь моралью. Из его рассуждений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребованным в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства либо другими высшими целями. В политическом же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы достигнуть справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Государь".

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами.

Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato).

Анализируя политическую жизнь конкретного общества, Макиавелли отмечает большое влияние в ней борьбы противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства: правильные (монархию, аристократию демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и «распущенность»). В качестве идеала Макиавелли выдвигает смешанную форму государства, в которой бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти. Но в реальных условиях Италии того времени, по его мнению, нужно сильное централизованное государство, которое способно обеспечить единовластие государя.

Жан Боден(1530-1596). Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя, видного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он отметил главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: это "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать исполнения законов. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Бодена в политическую теорию. Дальнейшее развитие политической мысли будет связано с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (одно лицо или народ), должен ли суверенитет быть единым. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже смысл абсолютной власти монарха выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство - это я".

Свои политические взгляды Жан Боден изложил в работе «Шесть книг о государстве». Важную роль в преодолении феодальных распрей, объединении государства и укреплении им внутреннего мира играет, по мнению Бодена, суверенитет одностороннее и безусловное господство единой властвующей воли, высшая абсолютная и постоянная власть над политическим сообществом.

Главной в теории о суверенитете является идея принадлежности всей власти только государству. Таким принципом государство отличается от семьи и какого-либо объединения, воплощает единый порядок и противостоит анархии. Идея государственного суверенитета является одним из важнейших завоеваний политической мысли того времени. Высший характер государственной власти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Абсолютность власти состоит том, что она не ограничена никакими условиями и, несмотря на свою сложную структуру, выступает как единое целое, является недели мой. Постоянство же означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.

По мнению Бодена, суверенитет принадлежит не народу, а монарху. Боден - сторонник абсолютной монархии. Монарх в его концепции - «источник права и закона». Сам же он повинуется законам «божественным или естественным» и должен уважать свободу и собственность граждан. Боден особо подчеркивает важность уважение собственности и ограничивает права монарха в деле собирания налогов. Задачи монархии, по мнению Бодена, вполне очевидны. Она должна противостоять теократии, феодальной децентрализации и сословной раздробленности. Таким образом идея суверенитета была сформулирована Боденом как способ противостояния единой королевской власти притязаниями папства на власть, а также раздорами аристократии, гражданскими войнами и крестьянскими восстаниями. История показала, что значение идеи суверенитета вышло далеко за пределы решения этих задач.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления не только о природе человека, но и о сущности общества. В эпоху образования централизованных национальных государств среди проблем общественной жизни на первый план вышли вопросы политики, государства и права.

Автором идеи национального государства был Николло Макиавелли (1469–1527), являющийся в течение ряда лет крупным государственным деятелем Флорентийской республики. Он выступил против политического порядка средневековья, основанного на подчинении государства церкви. Также, по его мнению, от господства церкви должно быть освобождено и право, оно не должно выводиться из постановлений церкви. Право должно определяться сущностью самого государства. Таким образом, Макиавелли – теоретик светского государства, свободного от какого бы то ни было вмешательства церкви в его дела. Такое государство должно основываться на хорошо продуманных законах, а не на религиозных предписаниях. Вот почему буржуазное мировоззрение, в отличие от феодального теологического мировоззрения, называют юридическим.

Для того, чтобы идею светского национального государства претворить в жизнь, по мнению Макиавелли, хороши любые средства. С этой точки зрения надо оценивать его учение об искусстве покорения и господства, которое он развивает на страницах самого известного его сочинения «Государь». Исходя из убеждения в низменности человеческой природы, которой присущи скорее пороки, чем добродетели, Макиавелли рекомендует своему государю проводить политику кнута и пряника. Он советует ему быть притворщиком и лицемером, опираться в первую очередь на силу и т. п. С тех пор аморализм в политике нередко называют «макиавеллизмом».

Английский мыслитель Томас Мор (1478–1535) также поддерживает идею отделения государства от церкви. Но, в отличие от Макиавелли, он при этом руководствуется скорее не политическими, а социальными мотивами. То есть он полагал, что только сильное независимое государство может решить проблемы улучшения жизни народа.

Главное сочинение Мора сокращенно называется «Утопия» (в переводе с греческого – «место, которого нет»), эта книга сделала автора основоположником утопического социализма. Дав в своей книге потрясающее описание нищеты и бедствий простых людей, Мор приходит к мысли, что основную причину этому следует искать в неравенстве имущества, в существовании частной собственности. Жестокая борьба за ее сохранение и увеличение рассматривается как основная причина всех социальных зол. Мор рисует в «Утопии» свой идеал разумного государства, главная его особенность – отсутствие частной собственности, а труд есть обязанность всех членов общества. Верховным организатором производства выступает государство, оно осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов. Граждане «Утопии» получают необходимые им предметы с государственных складов в соответствии с потребностями. Деньги отсутствуют. Это социальное государство (то есть государство народное, для народа), по мнению Мора не должно зависеть от церковной власти, каждому гражданину оно предоставляет свободу религиозного убеждения. Правовое положение граждан должно быть совершенно независимо от их религиозных убеждений. Таким образом «Утопия» Мора стоит у истоков либерально-демократического принципа веротерпимости.