Анализ «Недоросль» Фонвизин. Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия) Егэ по литературе фонвизин

Главным вопросом, занимавшим Д. И. Фонвизина в комедии «Недоросль», является вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назна­чению. «Истинное существо должности дворянина» Д. И. Фонвизин видит в служении государс­тву, отечеству. Только в одном случае дворянин может устраниться от несения государственной службы, «взять отставку». Это «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет». Но и уйдя с государственной службы, он должен отвечать назначению дво­рянина. Оно - в разумном управлении имением и крестьянами, в гуманном к ним отношении.

Обратившись к изображению поместной жизни дворян, Д. И. Фонвизин главным предметом вни­мания сделал отношения дворян с крестьянами. Он направил свою комедию против «тех злонрав­ных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».

Группировка персонажей в комедии Д. И. Фонвизина отражает реальный, действительный про­цесс расслоения дворянства. В комедии отчетливо противопоставлены две категории людей: неве­жественные, непросвещенные дворяне и дворяне образованные, просвещенные.

Причину злонравия своих героев Д. И. Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина. «Ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалейч; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебреже­ние к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», «ученье вздор», главное уметь «достаточен нажить и сохранить» - к этому сводится житейская философия не­вежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание молодого поколения дворян. Раскрывая образ Митрофана, Д. И. Фонвизин добивается большой художественной убедительности в изображении молодого повесы. Слово «не­доросль» имело вполне нейтральное значение: так именовались молодые дворяне, которые еще не получили достаточного образования, не имели свидетельства об образовании и не могли быть допущены (не доросли) до службы в армии или в канцелярии. Значение комедии Д. И. Фонвизина было столь велико, осмеяние дворянского увальня-дитяти столь едким, что впоследствии «недо­рослями» стаи обзывать неучей и лентяев, нерадивых подростков, и юношей.

Формирование в герое потребительского отношения к жизни определяется всей атмосферой усадебного быта. Резкой противопоставленности между отцами и детьми в лагере невежественных дворян нет, так как нет у них разного понимания «должности дворянина». Мысль «быть полез­ным своим согражданам» чужда им в равной степени. «У нас, бывало, всякой того и смотрит, что на покой», - вспоминает Простакова прежние времена. Подобно многим, устремился на «покой» в свое поместье Скотинин, выйдя в отставку в чине капрала. Простакова понимает, что ее Митрофану придется служить, а времена наступили другие: «умниц-то ныне завелось много». Она не реша­ется уже заявить, подобно своему отцу: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Отношение к учению у нее не переменилось, переменились условия: «Что ты станешь делать? Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут - дурак». И она нанимает учителей, хотя особого смысла в занятиях науками не видит: «Кто посмышленее, того свои же братья тотчас вы­берут еще в какую-нибудь должность». Служба воспринимается ею как нечто враждебное ее сыну.

Результаты пагубного воздействия не замедлили проявиться. «Уж года четыре как учится» Митрофан, но толку никакого. Он усвоил философию родителей. Решение Правдина отправить его на военную службу («Пошел-ка служить») недоросль принимает как неизбежное зло и поко­ряется, «махнув рукой».

Другой причиной бесчеловечности дворян были условия крепостного быта. Безграничная власть помещика над своими крепостными, сознание бесконтрольности и безнаказанности любых действий при отсутствии нравственных понятий неизбежно приводили к произволу и деспотии. У Простаковой и Скотинина одни методы управления крестьянами. «Холопям потакать не намере­на», - говорит сестрица, отдающая распоряжения наказать портного за кафтан, который, по мнению ее братца, «сшит изряднехонько». «Всякая вина виновата» и у Скотинина. Он охотно со­глашается помочь Простаковой наказать «провинившегося» Тришку («...У меня в этом, сестрица, один обычай с тобой»), но по случаю помолвки просит отложить «наказание до завтрева».

Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостными никаких прав на равенство с «благородными» характеризует отношение диких помещиков к своим людям. Одна из самых преданных крепостных Простаковой - мамка Еремеевна - служит ей вот уже сорок лет, а по­лучает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день», и идет в усадьбе по «здешним челядинцам» «беглый огонь в сутки сряду часа по три». Не смей заболеть («Лежит! Ах, она бестия! Лежит. Как будто благородная!»), не смей думать о еде («Беда нашему брату, как кормят плохо, как сегодня к здешнему обеду провианту не стало»), покорно выполняй волю своих хозяев, даже если она преступна. «Плуты! Воры! Мошенники! Всех велю прибить до смерти!» - кричит Простакова, узнав о неудавшемся похищении Софьи.

Они искренно удивлены вопросом Правдина: «А вы считаете себя в праве драться тогда, ко­гда вам вздумаётся?» - «Разве я не властна в своих людях?» - «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» - слышит он в ответ. По выражению Правдина, Простако­ва - «госпожа бесчеловечная», и жизнь в ее доме и усадьбе - «тьма кромешная». Устами Ста­родума Д. И. Фонвизин выносит приговор лагерю крепостников: «Дворянин недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю!»

Стародум

«В большом свете водятся премелкие души». Стародум не склонен идеализировать представителей высшего света.

«Унижать рабством себе подобных беззаконно». Стародум противник неограниченного крепостного права.

«Начинаются чины – перестает искренность». В этой реплике Стародума показано отношение автора к чинам. Когда люди имеют большую разницу в чинах, званиях, социальном положении, между ними никогда не получится искренней беседы.

«В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные», — Стародум. Придворные – чаще всего лживые люди, воюющие за место под солнцем любыми средствами, а честный человек никогда не пойдет в придворные.

«…между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница» . Человек, случайно попавший на свою должность, справится с ней хуже, чем человек, который добился ее своим трудом.

«… в большом свете водятся премелкие души». Стародум говорит, что при дворе, в высшем свете встречаются люди мелочные и корыстные.

«… с великим просвещением можно быть великому скареду» . И с образованием можно быть безнравственным человеком.

«…гораздо честнее быть без вины обойденну, нежели без заслуг пожалованну» . Честнее быть ненагражденным за какой-то подвиг, нежели быть награжденным незаслуженно.

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» . Если человек сам не захочет измениться, его насильно не исправить.

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь» . Невежды любят оправдывать свое невежество, утверждая, что науки – вздор, не стоят внимания. Но, как говорит опыт, в жизни ничего не бывает лишним.

«Вот злонравия достойные плоды!» . Любые пороки наказываются самой жизнью, наступает возмездие для Простаковой с ее чрезмерной материнской опекой.

«Невежда без души – зверь»

«Последуй природе – никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям – никогда богат не будешь»

«Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван».

Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»/

Простаков

«При твоих глазах мои ничего не видят» – эти слова Простакова указывают, насколько он слаб и покорен, в доме не он глава, а Простакова.

«Без вины виноват». Реплика раскрывает зависимое положение от жены.

«без наук люди живут и жили», «ученье – вздор», главное – «достаточек уметь нажить и сохранить» – философия невежественного дворянства.

Еремеевна

П олучает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день».

Простакова

«Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?» – Простакова своевольна, агрессивна, не имеет ни малейшего представления о достоинстве людей.

«Сердце взяло, дай додраться» – объясняет свое состояние после драки с братом.

«За сына вступлюсь, не спущу отцу родному». Простакова чрезмерно опекает сына, балует его.

Скотинин

«…всякая вина виновата». Реплика показывает, что Скотинин очень жестокий человек, готовый наказать за любую вину.

Митрофан

«Уж четыре года как учится». Простаков о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

«Не хочу учиться, хочу жениться». Митрофан очень ленивый, он привык, чтобы все за него делали другие, а сам он пальцем о палец не ударит для достижения своей цели.

Правдин

«Прямое достоинство в человеке есть душа».

Каков смысл названия комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль»?

Сначала посмотрим в толком словаре, каково значение данного слова. «Недоросль» — так называли молодого дворянина, который был ещё несовершеннолетним и не поступил на государственную службу. Ещё по указу Петра I нельзя было принимать дворян на службу, если они не получили образование.

Но данное слово со временем получило переносное значение — недоучка, необразованный человек, который не хочет учиться, а само имя главного героя — Митрофанушки- стало нарицательным.

Много отрицательных черт у Митрофана. Это и жестокость, грубость, невоспитанность, эгоизм и многие другие. Но автор особенно подчёркивает его нежелание учиться. Простакова наняла учителей, как это было принято в свете (правда, подешевле, которые сами-то не все могли научить ребёнка). Однако Митрофанушка учиться не хотел. Его знаменитая фраза «не хочу учиться, а хочу жениться» стала крылатой. Умственное развитие его крайне низкое. Он испытывает настоящее отвращение к учёбе, да и труду вообще.

Назвав комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизин вкладывал в него следующее значение:

  • Прямой смысл названия в том, что Митрофан действительно недоросль, то есть несовершеннолетний, не поступивший ещё на службу человек.
  • Скрытый, переносный смысл в том, что автор подчёркивает, как многие дворяне глупы, ленивы, думают только о материальных ценностей, душевно опустошены, не желают развиваться, учиться. Он высмеивает таких людей.

И сегодня «недорослями» мы называем ленивых, глупых, не желающих учиться, познавать мир людей; это ограниченные люди, которые цель жизни видят в материальном благополучии, даже богатстве, престижном положении в обществе. Однако душевно они бедны.

Таким образом, название пьесы имеет важное значение для понимания всего произведения. В нём автор подчёркивает одну из центральных проблем, которую он раскрывает в произведении, -проблему воспитания человека. В слова положительных героев он вкладывает мысли о том, каким должен быть человек: честным, справедливым, истинным гражданином своей страны, воспитанным и образованным, а не недорослем, каким является Митрофанушка. «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло »(слова Стародума).Автор показал все уродливые стороны воспитания, образования в дворянских семьях, ужасы крепостничества и бесправия простых людей. А всё это происходит потому, что многие представители привилегированного класса — «недоросли», нравственно низкие, малообразованные люди.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.

В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.

«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.

Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.

Основные проблемы , которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.

Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.

Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.

Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма . Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма : достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.

Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»

В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин. Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера. Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.

Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.

Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными. Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем» .

Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.

При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом. Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца. Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.

На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.

Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства» .

Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин. Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном. Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.

Темы сочинений 17.1

Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?

Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?

Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Текст 1

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову ). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину ). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги ). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин. И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину ). Поди же, мой друг, с богом.

Цифиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая ). С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму ). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона ). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына ). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Софья (подбежав к ней ). Боже мой! Она без памяти.

Стародум (Софье ). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану ). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан. Да она как будто неведомо...

Правдин. Грубиян!

Стародум (Еремеевне ). Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками ). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану ). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...

Митрофан (махнув рукою ). По мне, куда велят...

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии ). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову ). Вот злонравия достойные плоды!

(Д.И. Фонвизин «Недоросль» )

Одним из характерных приемов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?

Текст фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний разных лиц. Как называется такой тип речевого общения в драматическом произведении?

Найдите и запишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию.

9. В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды»?

Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин. Что ж такое?

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею,* и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль».)

* шеей к ремню у седла

Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль».

В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?

Укажите название господствовавшего в ХVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д.И. Фонвизина.

Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?

Герои «Недоросля» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?

Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?

8. В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?

9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина?

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Стародум и Правдин

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами?

Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщенные мысли: «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно...», «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

Укажите фамилию героини пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая в данном фрагменте пьесы названа «злой помещицей».

8. Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте пьесы уделяет рассуждениям о «великом государе»?

9. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»).

Как называется в литературоведении выразительное оценочное определение («Госпожа бесчеловечная»)?

Какие действующие лица, участвующие в приведенной сцене, принадлежат к кругу просвещенных дворян?

Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета, к которому относится приведенный фрагмент?

Как называются фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин и т.п.)?

К какому драматическому жанру принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

8. Какие злонравные поступки госпожи Простаковой привели к ее разоблачению и наказанию в данной сцене «Недоросля»?

9. В каких произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей и в чем их взгляды перекликаются с позициями участников данной сцены «Недоросля»?

Те же и Скотинин.

Правдин. Как вы подкрались, господин Скотинин! Этого бы я от вас и не чаял.

Скотинин. Я проходил мимо вас. Услышал, что меня кличут, я и откликнулся. У меня такой обычай: кто вскрикнет – Скотинин! А я ему: я! Что вы, братцы, и заправду? Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом. Бывало, на съезжей в перекличке как закричат: Тарас Скотинин! А я во всё горло: я!

Правдин. Мы вас теперь не кликали, и вы можете идти, куда шли.

Скотинин. Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.

Правдин. Что ж бы вас так теперь занимало?

Скотинин. Ох, братец, друг ты мой сердешный! Со мною чудеса творятся. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою, а коли так же проворно вывезет меня из своей деревни в мою, то могу пред целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по что, привёз ничего.

Правдин. Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком.

Скотинин (озлобясь ). Как мячиком? Оборони Бог! Да я и сам зашвырну её так, что целой деревней в неделю не отыщут.

Софья. Ах, как вы рассердились!

Милон. Что с вами сделалось?

Скотинин. Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом: «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я и своих поросят занести хочу. Меня не проведёшь.

Правдин. Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей.

Скотинин. Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье. ) Ты не бось, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт.

Софья. Это что значит? Вот ещё новое!

Милон (вскричал ). Какая дерзость!

Скотинин (к Софье ). Чего ж ты испугалась?

Правдин (к Милону ). Как ты можешь осердиться на Скотинина!

Софья (Скотинину ). Неужели суждено мне быть вашею женою?

Милон. Я насилу могу удержаться!

Скотинин. Суженого конём не объедешь, душенька! Тебе на своё счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям.

Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Скотинин. Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку.

Милон. Какое скотское сравнение!

Правдин (Скотинину ). Ничему не бывать, господин Скотинин! Я скажу вам, что сестрица ваша прочит её за сынка своего.

Скотинин. Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как чёрта, изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем или Митрофан – уродом.

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль»)

Укажите литературное направление, требования которого (например, принцип «трёх единств») отражены в «Недоросле».

Укажите жанр, к которому относится пьеса «Недоросль».

Имена и фамилии героев пьесы характеризуют их. Как называются подобные имена и фамилии?

Установите соответствие между женскими персонажами пьесы и сведениями о них, указанными в списке действующих лиц: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

СВЕДЕНИЯ

г-жа Простакова

Еремеевна

племянница Стародума

помещица, мать Митрофана

няня Митрофана

дворовая девка

Узнав о своём сопернике, Скотинин готов расправиться с ним. Как называется острое противостояние интересов героев пьесы?

Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики персонажа («я на них всех свиней со бела света выкуплю»)?

8. Какие признаки указывают на то, что Скотинин – сатирический персонаж?

9. В каких произведениях русской литературы показано противостояние между благородными и подлыми героями и в чём эти произведения можно сопоставить с «Недорослем»?

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело моё зарей бессмертия венчай.

Г.Р. Державин, 1795 г.

Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р. Державина «Памятник».

Назовите образ античной мифологии, являющийся в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» олицетворением поэтического вдохновения.

Какое средство иносказательной выразительности использует Г.Р. Державин для создания высокой художественной образности: «полет времени», «заря бессмертия»?

К какому литературному направлению, возникшему в России во 2-й четверти XVIII века, традиционно относят поэзию Г.Р. Державина? (Укажите название направления в единственном числе именительного падежа).

Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2-й четверти XVIII века, которое нашло воплощение в творчестве Г.Р. Державина.

8. В чем, по мысли Г.Р. Державина, заключается истинная награда поэтического таланта?

9. Какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своем творчестве?