Составить гексаграмму. Значения гексаграмм полными списками

Данный текст взят с сайта i-ching.narod.ru
и является отражением частного мнения автора сайта о существе предмета.
Мною он размещен здесь, так как представляет во многом более доступные
для понимания моменты.

Первое, что хочу сделать в первую очередь, это сказать, что гексаграммы никогда не были удвоенными триграммами! Гексаграммы как и триграммы возникли из Великого Предела! Что подразумевает наличие независимых (в разумных пределах) триграммных, тетрограммных, пентаграммных и гексаграммных техник. Так уж вышло, что в Фен-Шуй развивалась техника триграмм, а в И — гексаграмм, остальные техники не получили развития.

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что триграммы — восемь образцов, что и сделало их востребованными в «Ветре и Воде», а гексаграммы — шестьдесят четыре вида предвидения, что вполне исчерпывает гадательное назначение «Перемен». Пентаграммы, как тридцать два метода в какой-то степени можно увязать с тридцатью шестью Стратегемами, но сама система их утеряна.

Сами гексаграммы можно воспринимать совершенно по-разному.

Во-первых, гексаграммы можно (и нужно) понимать как код (или схему) целостной ситуации. Именно как соотношение нескольких потенций в отдельно взятый момент времени их представляют традиционно.

Все эти представления основаны на восприятии сочетаний нескольких понятий и их составляющих в момент времени.

Наличие «старых» (изменяющихся) черт позволяет проследить динамическое изменение гексаграммы.

Так обнаруживается тенденция развития ситуации при «молодении» гексаграммы.

Чаще всего (по умолчанию), старая гексаграмма указывает на настоящий момент, а молодая на предполагаемую ситуацию, которая сложится при описываемом разворачивании событий.

По большому счету, обе гексаграммы приобретают своё назначение в зависимости от вопроса. Например, при вопросе «как развивались события?», обе гексаграммы будут отражать прошлое.

Притом, что гексаграмма это соотношение определённых сил, а старые черты занимают позиции внутри какой-либо силы, то уместно и предположение, какая собственно сила ответственна за произошедшее изменение.

Таким образом, к гексаграмме применяется временной фактор в горизонтальном направлении (далее — «горизонтальное время»).

Кроме того, если все старые черты обозначить как Ян, а молодые как Инь, то получится «гексаграмма активности», которая будет ничем иным как характеристикой воздействия, в результате которого произошло изменение.

Если на гексаграмму-ситуацию воздействовать одноимённой гексаграммой активности, то естественным образом ситуация помолодеет до «Исполнения», поскольку все Яновые черты изменятся. Апогеем такого процесса можно считать ситуацию, когда на «Творчество»-ситуацию воздействуют «Творчеством»-активностью.

Полезно упомянуть о ещё одном видении гексаграмм, возможно самом древнем из тех, когда к гексаграммам привязывали афоризмы. Лингвистические исследования указывают на тот факт, что самый древний текст Перемен имел только по четыре афоризма к каждой гексаграмме (а не шесть, как сейчас). Это говорит о том, что некогда гексаграммы, воспринимаемые как целостные состояния, имели свой жизненный цикл. Тоесть, каждая гексаграмма имела четыре этапа развития — «изначальное», «развивающееся», «полное» и «распадающееся», и афоризмы привязывались не к чертам, а к этим этапам развитости ситуации. Этот факт трансформировался во фразу «в изначальном развитии благоприятна стойкость».

В таком представлении был уже «зашит» фактор времени, но он не был динамичен, тоесть речь вероятно шла о древних попытках развернуть систему гексаграмм до октаграмм, но это непосильная задача и поныне.

Имеет место и взгляд на гексаграммы без учёта характеристик черт. Такой взгляд возможен при рассмотрении изменения «старая-молодая гексаграмма». Иногда сам вид гексаграммы относится на второй план и наибольшее внимание уделяется смыслу сокрытому в иероглифическом написании названия гексаграммы. Древние написания названий гексаграмм содержали и основной смысл гексаграммы. Записанные пиктограммами названия, таким образом, содержали в себе элементарные и в тоже время объёмные смысловые сочетания, зафиксированные с помощью схематичных изображений примеров ситуаций, соответствующих характеру гексаграммы. Например, основным свойством дракона можно назвать его изменчивость, и исторически сложилось, что иероглиф «перемены» (И в сочетании И-Цзин) произошол из пиктограммы означающей - «дракон». Таким образом, если проследить развитие иероглифа И («перемены»), то можно увязать смысл, который передаётся этим иероглифом с идеей о драконьей изменчивости.

Наряду с «горизонтальным», существует и «вертикальное время», которое проходит в гексаграмме сверху вниз (обратно построению гексаграммы, которое проводится снизу вверх, тоесть от будущего к прошлому).

Что бы окончательно вас запутать, сделаю очередную оговорку. Есть техники, в которых при вертикальном положении временного вектора, для целой гексаграммы он направлен вниз, а для триграмм входящих в состав этой гексаграммы — вверх. При этом построение гексаграммы ведётся от прошлого всех потенций (начиная с самой «будущностной» черты гексаграммы) к будущему потенций (то есть заканчивая самой «прошлостной» чертой гексаграммы). Таким образом получается, что даже зная прошлое всех потенций, прошлое всей ситуации остаётся неизвестным до последнего момента, то есть пока не выяснится будущее каждой потенции, хотя общее будущее становится известно на самом первом этапе построения.

Такое странное поведение объясняется очень просто — поиском причин нынешнего положения в будущем. Простой пример: я должен сходить в магазин, что бы было чего съесть потом. Так причина (желание поесть), находящаяся в будущем, породила следствие (поход в магазин), находящееся в настоящем.

Такую последовательность причинно-следственной связи можно назвать «субъективной», в то время как обычную - «объективной».

В Переменах есть только одна гексаграмма придерживающаяся «объективной» ПСС, это Беспорочность. Остальные гексаграммы предполагают «субъективную» последовательность. Система Перемен, как гадательной книги, предполагает схему вопроса — «что нужно, что бы получить желаемое?», тоесть она относит причину (желаемое) в будущее, а следствие (действия по достижению желаемого) располагает в настоящем.

Вернёмся к строению гексаграмм. Возможно восприятие гексаграмм как своеобразной истории изменения состояния точки с течением времени. То есть, гексаграмма представляет из себя фиксацию шести последовательных состояний объединенных в одно понятие (например: утро+день+вечер+ночь=сутки). Различие между гексаграммами в таком случае представляет из себя разницу в качестве последовательных изменений (например:

  • дождливый день+ дождливый день+ дождливый день=наводнение,
  • жаркий день+ жаркий день+ жаркий день=засуха,
  • жаркий день+ дождливый день + жаркий день=норма,

таким образом, с помощью всего лишь двух состояний и их последовательности, можно обозначить несколько различных, вполне реальных сценариев).

Такое представление гексаграмм возможно исходя из того, что воздействуя на гексаграмму пятикратно «горизонтальным временем», мы увидим, как каждая черта пережила шесть состояний, а последовательно объединив шесть состояний черты в гексаграмму, мы и получим гексаграмму состояния отдельной «точки».

Так мы рассматриваем уже не ситуацию взаимоотношений нескольких потенций, а лишь отдельный атрибут этой ситуации. Акцент здесь ставится не на взаимоотношениях в пространстве, а на изменениях во времени. В этом случае старых черт быть не может, так как развитие идёт поступательно и линейно.

В каком-то смысле, такая изолированность от внешнего мира (неосведомлённость) может показаться регрессом (по отношению к видению ситуации целиком), но это не так. Дальнейшее развитие этой системы позволяет обобщить весь окружающий мир до единого предсказуемого внешнего фактора, и осведомлённость в этом случае становится 100%-ной.

Во все эпохи и столетия людей интересовали тайны настоящего и будущего. И если в Древнем Египте для этих целей использовали карты Таро, то в Китае - «Книгу Перемен» («И цзин», «Чжоу И», «Кано́н Переме́н»). Это целая гадательная система, состоящая из 64 гексаграмм. Каждая из них полным образом описывает определенную ситуацию и ее дальнейшее развитие. При этом для каждой гексаграммы дано пояснение всех движущихся линий. В стандартной переведенной гадательной «Книге Перемен» можно встретить 228 различных толкований и иллюстраций к ним.

Что это

Гадание на гексаграммах - один из самых простых способов узнать свое будущее и разобраться в той или иной ситуации. Его целью является расчет процесса развития. Это одно из немногих гаданий, в котором проявляется философская теория древнего Китая. Это классическая система, признанная одной из самых важнейших еще в те времена.

В 215 г. до н. э. в Китае правил император Цинь Шихуанди. Он знал, что искоренив ученость, будет гораздо проще управлять людьми и некоторое время ему действительно удалось держать подданных в состоянии невежества и покорности. Он уничтожил все философские труды и каноны, а также убил всех известных ученых. Единственная книга, которую он оставил - «И-цзин». Именно по ней он предсказывал свое будущее. Кроме того, гадание на гексаграммах помогло ему в правлении. Так, книга дошла и до наших дней, и теперь любой человек может ней воспользоваться.

Основы гадания

Весь процесс предсказаний делится на три этапа:

  1. Взятие гуа (получение гексаграммы).
  2. Толкование образа.
  3. Расчет ситуации.

Ранее, для первого этапа гадания на гексаграммах использовали 50 стеблей тысячелистника. При этом один ставили в кувшин - это был некий образ состояния тайзци. А само гадание выполняли при помощи 49 стеблей.

Но что же делать, если такой способ недоступен гадающему? В 20 г. н. э. Цзин Фаномом был создан метод гадания, который предполагал использование трех китайских бронзовых монет. Можно использовать и другие, важно лишь, чтобы они были желтыми.

Подготовка к гаданию

Прежде чем приступить к предсказаниям, необходимо знать, что монеты следует хранить в отдельном укромном месте. Жители Поднебесной для этих целей использовали футляр, а внутри него была красная шелковая ткань. Именно в ней и хранились монетки. Перед гаданием, нужно оставить все мысли и тревоги. Представьте, что вы проводник между Небом и Землей. Сейчас вы получите очень важные знания. Теперь положите рядом листок и ручку и сосредоточьтесь на волнующем вас вопросе.

К монетам и самой книге с толкованием гексаграмм следует относиться очень уважительно. Даже если результат гадания вас не устраивает, не следует злиться. Если техника гадания была выполнена правильно, то и толкование должно быть точным.

Взятие гуа

Для того чтобы получить гексаграмму следует бросить монеты 6 раз. При этом результат записывают снизу вверх - от Земли к Небу. Теперь узнаем, как записать результат:

  • если выпадают две решки - такая позиция называется «чай» и обозначается она как прямая линия (ян) 7;
  • если два орла - позиция «дань», прерывистая линия (инь) 8;
  • три решки - это «чжун». Она обозначает старый ян и переходит в инь 6;
  • три орла (цзяо) - старая инь, переходящая в ян 9.

Так, если вы бросите монеты 6 раз, у вас получится определенная гексаграмма. Ее значение и будет ответом на ваш вопрос. Если же ситуация достаточно сложная, и полученный результат не раскрывает полностью ее суть, в таком случае можно получить еще две гуа.

Расширенное гадание на гексаграммах

Для получения более развернутого ответа, нам потребуется еще 2 гуа. Получить их можно следующим образом. Выделяем второе, третье и четвертое яо (линию) это будет внутренняя триграмма (первая). Третья, четвертая и пятая линия - внешняя триграмма. Пример, можно увидеть на следующем фото:

Это будет первая дополнительная гексаграмма. Вторую же находят при помощи подвижных гуа. Так, 2, 3 и 4 - это подвижные линии. Их следует заменить. Вторую линию на прерывистую, а третью и четвертую на прямые. Остальные следует оставить без изменений и записать в том же порядке.

Толкование образа

Для того чтобы приступить ко второму этапу гадания по гексаграмме, также необходимо определить номера основной и дополнительных гуа. Для основной - 60, для первой дополнительной - 27, а для второй дополнительной - 49.

  1. Основная гексаграмма обозначает текущее положение дел.
  2. Первая дополнительная - показывает развитие событий.
  3. Вторая дополнительная гуа раскрывает скрытые аспекты ситуации и результат.

Поиск нужной гексаграммы осуществляют при помощи специальной таблицы. Верх - это 6, 5 и 4 линии, а низ - 3, 2, 1. Находя необходимые триграммы по горизонтали и вертикали необходимо сложить свою гуа.

Расчет ситуации

Последний этап в гадании по «Книге Перемен» - толкование гексаграмм. Начинать, конечно же, следует с основной. В нашем примере это номер 60. Она называется «Ограничение». Сама по себе гексаграмма указывает на то, что во всем нужна мера. Кроме этого, существуют еще 6 значений, которые связаны с подвижными гуа. Например, если в гадании начальная девятка - значит, человеку противопоказана внешняя активность. Вторая девятка указывает на то, что нельзя бездействовать и. т. д.

Но в данном случае 60 гексаграмма - основная. И поэтому она показывает, что ситуация возникла именно из-за бездействия. Конечно же, советом в данном случае будет - быть более активным.

О чем же еще может рассказать Гексаграмма (дополнительная), которая имеет 27 номер, называется «Кормление». Она указывает на увеличение дохода. Поскольку первая дополнительная гуа показывает развитие событий - то, вероятнее всего, человека ждет успех в финансовых делах. В особенности если он прислушается к первой гексаграмме и будет действовать более решительно.

Значение гексаграммы в гадании не всегда легко понять. Для этого и существуют подвижные линии, которые образовывают вторую дополнительную гуа. Она покажет результат событий. В нашем случае, это 49 гексаграмма. Она называется «Перемены». Гуа показывает, что дела действительно улучшатся, но для этого необходимо активно действовать. Что еще дает человеку гадание по «Книге Перемен»? Значение гексаграмм не столько показывает события, которые произойдут в будущем, сколько подсказывает, как нужно поступить в той или иной ситуации.

«Книга Пермен» - философский труд, который следует воспринимать не как догматическое учение, а как помощь в решении житейских вопросов. Кроме этого, следует понимать, что современное толкование гексаграмм может быть немного искажено, а понять суть китайских трудов в оригинале не так уж и просто.

Система «И цзин» во многом похожа на карты Таро. В большинстве книг к каждой гексаграмме добавлено изображение, которое наиболее точно отображает суть самой гуа.

Подводя итог, можно сказать, что китайский гадательный «И цзин» - уникальный труд, который вобрал в себя всю мудрость Поднебесной. Научившись правильно выполнять гадание, можно получить реальную помощь во многих житейских ситуациях.

Мудрое китайское гадание существует с незапамятных времен, и оно способно дать ответы на любые, даже самые сокровенные вопросы.

Таблица гексаграмм книги перемен – это простое и понятное толкование результатов гадания на монетках, которое изложено в удобном формате. Найти и прочесть ответ духов на свой вопрос теперь – дело нескольких секунд, просто выберите выпавшее вам значение в перечне.

Таблица гексаграмм книги перемен: толкование

Таблица книги перемен – это готовый ответ духов, уже истолкованный и записанный. Безусловно, некоторые моменты в расшифрованной гексаграмме могут иметь двусмысленное значение, потому опытные практики советуют задавать свой вопрос как можно более точно, сформулировать его максимально конкретно. В этом случае таблица гексаграмм толкование будет иметь самое понятное и логичное, вам не придется размышлять над тем, что именно до вас стараются донести духи.

Всего книга насчитывает 64 предсказания, каждое из них – это отдельная гексаграмма ицзин, таблица с названием пророчества и его полным описанием. Каждая из шести линий, выпавшая вам при гадании, называется триграммой:

  • Верхняя черта-триграмма связана с прошлым гадающего.
  • Нижняя же триграмма символизирует будущее и вероятное развитие событий.

Строение предсказания в гексаграмме книги перемен

Каждая гексаграмма имеет свое особенное китайское название (например, гексаграмма 28 – это «Да-го », а гексаграмма 39 – это «Цзянь »), а также – аналогичное название-перевод на русском (например, гексаграмма 28 «Да-го » — это «Переразвитие великого », а гексаграмма 39 «Цзянь » — это «Препятствие »).

Кроме этого, к каждой гексаграмме прилагается и прямая цитата, соответствующая данному конкретному случаю. Например, для гексаграммы 28 она звучит как «Сдержанный и скромный дольше удержит удачу », а для гексаграммы под номером 39 как «Если препятствие нельзя преодолеть, его можно просто обойти ».

Таблица гексаграмм Книги Перемен

Гексаграмма 17 Гексаграмма 33 Гексаграмма 49
Гексаграмма 18 Гексаграмма 34 Гексаграмма 50
Гексаграмма 19 Гексаграмма 35 Гексаграмма 51
Гексаграмма 20 Гексаграмма 36 Гексаграмма 52
Гексаграмма 21 Гексаграмма 37 Гексаграмма 53
Гексаграмма 22 Гексаграмма 38 Гексаграмма 54
Гексаграмма 23 Гексаграмма 39 Гексаграмма 55
Гексаграмма 24 Гексаграмма 40 Гексаграмма 56
Гексаграмма 25 Гексаграмма 41 Гексаграмма 57
Гексаграмма 10 Гексаграмма 26 Гексаграмма 42 Гексаграмма 58
Гексаграмма 11 Гексаграмма 27 Гексаграмма 43 Гексаграмма 59
Гексаграмма 12 Гексаграмма 28 Гексаграмма 44 Гексаграмма 60
Гексаграмма 13 Гексаграмма 29 Гексаграмма 45 Гексаграмма 61
Гексаграмма 14 Гексаграмма 30 Гексаграмма 46 Гексаграмма 62
Гексаграмма 15 Гексаграмма 31 Гексаграмма 47 Гексаграмма 63
Гексаграмма 16 Гексаграмма 32 Гексаграмма 48 Гексаграмма 64

Счет позиций в гексаграммах начинается снизу. Первая позиция (вэй ) или черта (яо ) в гексаграммах называется “начальной” (чу ), а шестая - “верхней” (шан ) (табл. 1.2.3).

Полагалось, что позиции гексаграмм символизируют фазы развития любого целостного процесса, выбранного для кодирования соответствующей гексаграммой, а прерванные или сплошные черты в них - характер этого развития. Нечетные позиции (“начальная”, 3-я и 5-я) считаются “янскими”, четные (2-я, 4-я и “верхняя”) - “иньскими”. Если сплошная (ее еще называют “световая” или “сильная”) черта оказывается на “янской” позиции, а прерванная (“теневая” или “слабая”) - на “иньской”, это называется “уместностью” черт, а в противном случае - “неуместностью”. Таким образом, гексаграммы с полной “уместностью” и “неуместностью” - это гексаграммы с № 63 и 64 в порядке Вэнь-вана (рис. 1.2.21).

Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание либо трех диграмм, либо двух триграмм. С помощью исследования их взаимоотношений древнекитайские гадатели определяли характер самой гексаграммы. Этим искусством обладали немногие. Большинство из них прибегали к “поясняющим словам” (ци ) совершенномудрых, т.е. к текстам при гексаграммах.

Для определения взаимоотношений диграмм или триграмм, составляющих гексаграммы, применяется специальная маркировка их позиций общеметодологическими категориями Небо (тянь ), Земля (ди ), Человек (жэнь ) (рис. 1.2.22).

По данным Ю.К. Щуцкого, Небо символизирует внешнее развитие процесса, характеризующееся как “отступающее, разрушающееся”, а Земля - внутреннее развитие процесса, характеризующееся как “наступающее, созидающееся”. Существует также разнообразная символика отдельных позиций гуа . Так, например, как указывал Ю.К. Щуцкий (Щуцкий 1993: 87), они обозначают части тела человека и животного (табл. 1.2.4).

Как отмечает современный китайский исследователь Лю Дацзюнь, начиная с эпохи Хань ицзинисты учитывали при анализе структуры гексаграмм шесть типов отношений между позициями: ин , чжун , би , цзюй , чэн , шэн (И цзин 1992: 54-63). Считалось, что начальная, средняя и верхняя черты нижней триграммы связаны по принципу “резонанса” (ин ) с начальной, средней и верхней чертами верхней триграммы, т.е. резонирующими чертами гексаграммы являются 1-я (начальная) и 4-я, 2-я и 5-я, 3-я и 6-я (верхняя). Если резонансные черты являлись противоположными, то считалось, что они соответствуют друг другу.

Средние позиции в верхней и нижней триграммах, т.е. 5-я и 2-я позиции гексаграмм, рассматривались еще связанными по принципу “срединности” (чжун ) и определялись соответственно как “правитель” и “подчиненный”, “муж” и “жена”. “Резонанс” черт в этих позициях был особенно значим для ицзинистов.

Для определения значения конкретной гексаграммы анализировалась еще “близость” (би ) черт, т.е. соседство 1-й и 2-й, 2-й и 3-й и т.д. При этом выяснялось, “опирается” (цзюй ) или нет исследуемая янская черта на иньскую черту (или сразу на несколько иньских черт), т.е. имеет или не имеет янская черта соседнюю иньскую черту (или несколько таких черт), находящуюся ниже ее. Такая иньская черта (или несколько черт) называется “принимающей” (чэн ). Если иньская черта (черты) стоит над янской чертой, то такая их связь называлась “оседланием” (шэн ). В целом полагалось, что 2-я и 5-я черты - гармоничные по близости, 6-я и 1-я - слишком расходящиеся, а 3-я и 4-я - слишком сблизившиеся.

Следует отметить, что применение гексаграмм не ограничивалось в древнем Китае гадательной практикой, из которой они возникли. Чтобы гадания имели успех, древние мантики должны были совершенствовать свое искусство. На этом пути они могли испробовать множество гадательных методов и средств. Видимо, в конце концов они поняли, что эффективность гадания резко возрастет, если уподобить систему гадания исследуемым объектам и явлениям, как бы “смоделировать” их в общем, универсальном смысле, пригодном на все случаи жизни. Все это оказалось возможным при использовании гексаграмм. По сути, они представляют собой своеобразные классификаторы и отражают тонкую структуру космоса в тех ее аспектах, которые были выделены древними китайцами. Поэтому гексаграммы нашли широкое применение в разнообразных традиционных китайских науках.

Гадание по “Книге перемен”

Один из самых древних способов гадания в древнем Китае - это гадания на панцирях черепах и на лопаточных костях рогатого скота. Техника гаданий заключалась в том, что на одной стороне панциря или лопатки высверливались отверстия, в которые затем вставлялся раскаленный бронзовый стержень. В результате на обратной стороне панциря или лопатки получались трещины, форма и взаимное положение которых интерпретировались гадателями. Иногда их толкование осуществлялось самим правителем-ваном . При таких гаданиях интересовались погодой, здоровьем, успехом или неуспехом в тех или иных намеченных действиях - военном походе, женитьбе, жертвоприношении и проч. Со временем выработались стандартные формы вопросов и ответов. Результаты гадания записывались на самой кости или черепашьем панцире. Последние могли использоваться несколько раз (подробнее см.: Кожин 1985: 3-7; Васильев 2001: 65-70).

Постепенно основным мантическим способом в Китае стало гадание на основе “Книги перемен” с помощью стеблей тысячелистника или монет. Но и гадание на панцирях черепахи долго не выходило из употребления. Применялись и комбинированные методы. В “Шу цзине” (“Книга истории”) говорится о практике гадания на панцирях и на стеблях, к которой привлекаются три гадателя, для того, чтобы по двум схожим результатам можно было принять окончательное решение.

[Необходимо] отобрать и назначить гадателей на черепашьих щитах и гадателей на стеблях тысячелистника и приказать им гадать.

[Трещины на щите черепахи образуют символы] дождя или проясняющегося после дождя неба, или ясной погоды, или мрачного тумана, или зловещих облаков, бегущих и перекрещивающихся [на небе]. [Стебли тысячелистника укладываются в форму, символизирующую либо] чжэнь и означающую благоприятную стойкость - счастливое предзнаменование, [либо] хуэй и означающую грядущее раскаяние - плохое предзнаменование. В общем существует семь [указаний]: пять, [получаемых при помощи] гадания на черепашьих щитах, и два, [получаемых при помощи] гадания на стеблях тысячелистника, - [это позволяет] заранее узнать ошибки [и избежать их].

[Следует] назначить этих гадателей, чтобы они гадали на черепашьих щитах и стеблях тысячелистника. Гадать [должно] трое человек, а следовать [необходимо] словам двух из них, [ответы которых совпадают].

Если у Вас, государь, возникнут большие сомнения, то обдумайте их сначала в своем сердце, затем обсудите их со своими сановниками и чиновниками, посоветуйтесь со своим многочисленным народом и спросите ответа у гадателей на черепашьих щитах и стеблях тысячелистника. Если Ваше решение, и решение, [полученное путем гадания] на черепашьих [щитах], и решение, [полученное путем] гадания на стеблях тысячелистника, и решение сановников и чиновников, и решение многочисленного народа будут положительными, то это называется великим согласием. Тогда благополучие и могущество будут Вашим уделом, а счастье будет сопутствовать Вашим сыновьям и внукам (Шу цзин 1994: 108-109).

Как уже отмечалось, в символике чисел “Книги перемен” прерывистые черты обозначаются числами 6 или 8, а целые - 9 или 7, в зависимости от того, являются ли они “старыми” или “молодыми”. Эти числа получаются при гадании на тысячелистнике или монетах.

Вероятности получения чисел, символизирующих инь и ян , в обоих способах гадания одинаковы и равны 1/2. Однако, как было подсчитано Ван дер Ближем (Blij 1966: 47-48), различаются вероятности получения чисел “старых” и “молодых” инь и ян .

Вероятности для стеблей: 6 - 1/16, 7 - 5/16, 8 - 7/16, 9 - 3/16.

Вероятности для монет: 6 - 1/8, 7 - 3/8, 8 - 3/8, 9 - 1/8.

Гадание на монетах много проще, чем гадание на тысячелистнике, и было разработано позже - в ханьское время. Для гадания используются три монеты. Лицевой стороне монет приписывается числовое значение Неба - 3, обратной стороне - числовое значение Земли - 2. Таким образом, различные комбинации трех монет составляют следующие числа:

Процесс гадания происходит следующим образом. После определенных ритуальных действий производится одновременное бросание трех монет. Подсчитывается и записывается результат. Затем вновь бросаются монеты. И так шесть раз - по числу позиций в гексаграммах (см.: Зинин 1982: 70; Щуцкий 1993: 522-523; Yi Jing 1991: 45-46).

Результаты процесса гадания записываются снизу вверх, соответственно счету позиций гексаграмм. В записи получается гексаграмма, закодированная числами 6, 7, 8, 9. “Молодые” числа “старятся”, т.е. 7 меняется на 9, а 8 на 6. Такая числовая запись гексаграмм аналогична зафиксированной в “Книге перемен”. Это первая гексаграмма, используемая при гадании. Ее называют бэнь гуа (“корневая гексаграмма”). Затем те “старые” числа, которые возникли при гадании, “умирают”, превращаясь при этом в свои противоположности, т. е. 6 в 7, а 9 в 8, которые тут же снова “старятся”. Это вторая гексаграмма, называемая чжи гуа (“переходная гексаграмма”).

После того как гексаграммы составлены, следует найти их в “Книге перемен” и обратиться к толкованиям. “Решение” гадания основывается на анализе как каждой из получившихся гексаграмм, так и их взаимоотношений.

Для гадания на тысячелистнике берется 50 стеблей длиной 40-50 см. Согласно описанию процесса гадания в “Си цы чжуани”, данное число называется “Великим распространением”:

Число Великого распространения составляет 50 [стеблей]. Из них используются 49. Разделяем их на две кучи, что символизирует двойку. Подвешиваем [между пальцами] один [стебель], что символизирует тройку. Считаем четверками, что символизирует четыре сезона. Затем откладывается остаток, что символизирует добавочный месяц. За пять лет совершается два добавления. Поэтому два раза откладывается и после подвешивается.

Чисел Неба - пять, Земли - пять. Пятерки по позициям соответствуют друг другу, и каждая имеет свою сумму. Небесные числа составляют 25. Земные числа составляют 30. Числа Неба и Земли вместе составляют 55. Они производят изменения и превращения и движут духами гуй и шэнь .

Числа Цянь составляют 216. Числа Кунь составляют 144. Вместе - 360, что соответствует дням года. Число этих двух частей составляет 11520, что соответствует числу всех вещей. Поэтому посредством этих четырех действий завершаются перемены.

Требуется 18 изменений, чтобы сформировать гексаграмму. Восемь триграмм составляют малое свершение. Если продолжать действия, классифицировать и расширять, то все события в Поднебесной могли бы исчерпаться.

Духами шэнь выявляется путь (дао ) и показываются начала добродетельных (дэ ) действий. Поэтому на вопрос можно получить от них ответ. Можно также получить помощь от духов шэнь (Си цы, I, 8).

Стебли тысячелистника, когда они не используются, хранятся в специальном коробе вместе с “Книгой перемен”, обернутой в шелк. Перед гаданием шелк расстилается на маленьком столике. На шелк кладутся стебли и “Книга перемен”. Зажигается курильница. Гадальщик садится лицом к югу и трижды совершает земной поклон.

Затем пучок стеблей берется правой рукой и трижды круговыми движениями по часовой стрелке проносится сквозь дым курильницы. Один стебель откладывается в короб и больше оттуда не вынимается. Остальные 49 стеблей пучком кладут на шелк, и начинается сам процесс определения черт гексаграммы, состоящий в целом из 18-ти этапов, называемых в “Си цы чжуани” “изменениями” (бянь ).

Прежде всего пучок правой рукой резко рассекается на две кучки. После этого берется один стебель из правой кучки и зажимается между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Затем стебли из левой кучки откладываются по четыре. При этом может получиться остаток из 1, 2, 3 или 4 стеблей, которые зажимаются между безымянным и средним пальцами левой руки. Затем откладываются по четыре стебля из правой кучки, а остаток из 3, 2, 1 или 4 стеблей зажимается между средним и указательным пальцами левой руки. Нетрудно подсчитать, что всего в левой руке может оказаться 5 или 9 стеблей, сгруппированных в следующих комбинациях: 1 + 1 + 3; 1 + 2 + 2; 1 + 3 + 1; 1 + 4 + 4. Они откладываются в сторону, а остальные стебли, которых может быть по числу 40 или 44, снова собираются в пучок. На этом заканчивается первый этап.

Следующие два этапа осуществляются аналогично. На каждом из них остаток может быть равен 4 или 8 стеблям, которые сгруппированы в следующих комбинациях: 1 + 1 + 2; 1 + 2 + 1; 1 + 3 + 4; 1 + 4 + 3. Фактически, результаты гадания не изменились бы, если на данных двух этапах один стебель не изымать предварительно из правой кучки, а сразу начинать пересчет стеблей по четыре из левой кучки, а затем из правой. При этом получится тот же самый остаток, но в иных комбинациях: 1 + 3; 2 + 2; 3 + 1; 4 + 4.

В конце всех этих процедур в пучке может оказаться 24, 28, 32 или 36 стеблей. Их снова пересчитывают по четыре, раскладывая на кучки, которых будет соответственно 6, 7, 8 или 9. Полученное таким образом число задает тип черты, находящейся в нижней (первой) позиции гексаграммы.

Затем стебли, лежащие кучками на шелке, собирают в пучок, и все трехэтапное действо повторяется еще пять раз с целью определить черты, принадлежащие остальным позициям. Таким образом, для построения гексаграммы требуется, как и говорилось выше, 18 однотипных этапов.

После того как гексаграмма получена, приступают к ее толкованию. Когда процесс гадания заканчивается, гадальщик совершает три поклона и укладывает стебли вместе с “Книгой перемен” и шелком в короб.

Числа Цянь и Кунь , упомянутые в процитированном выше отрывке, никоим образом не используются в самой процедуре гадания на стеблях тысячелистника, но могут быть выведены из нее. Они образуются путем умножения количества черт в гексаграмме (6) на числа 36 и 24, которые равны количеству стеблей в определяющих соответствующую черту (ян - 9; инь - 6) пучках, собранных на каждом третьем этапе гадания. Таким образом: 6 ´ 36 = 216; 6 ´ 24 = 144. Сумма чисел Цянь и Кунь следующая: 216 + 144 = 360 (число дней года). Весь набор из 64-х гексаграмм можно разделить на 32 пары дополнительных гексаграмм, у которых сумма черт, выраженных в “стеблевых” числах, будет аналогичной. Поэтому сумма черт всех гексаграмм, выраженная в этих же числах и называемая в “Си цы чжуани” “числом всех вещей”, будет равна: 360 ´ 32 = 11520.

Это же числовое значение можно подсчитать другим способом, например, учитывая, как предлагалось М. Гранэ, что количество всех черт в наборе 64 гексаграмм равно: 64 ´ 6 = 384. Из них - 192 янские и 192 иньские черты. Следует умножить эти числа на 36 и 24 и сложить то, что получилось: 192 ´ 36 = 6912; 192 ´ 24 = 4608; 6912 + 4608 = 11520 (Granet 1934: 196).

Как говорится во втором абзаце (разбивка условная) цитировавшегося выше отрывка из “Си цы”, чисел Неба и Земли по пять. Почему это так, можно узнать из другой фразы данного сочинения. Она часто помещается перед данным отрывком, в котором первый и второй абзацы меняются местами (что в целом оказывается более логичным). В издании, взятом для перевода, эта фраза находится в начале десятого чжана верхнего раздела:

Небо - 1; Земля - 2; Небо - 3; Земля - 4; Небо - 5; Земля - 6; Небо - 7; Земля - 8; Небо - 9; Земля - 10 (Си цы, I, 10).

Таким образом, речь идет о нечетных и четных числах в пределах десяти. Сумма первых: 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25. Сумма вторых: 2 + 4 + 6 + 8 + 10 = 30. Общая сумма: 25 + 30 = 55.

Книга перемен содержит в себе две части. В первой части книги приведены сами гексаграммы, а во второй части книги раскрывается их значение, приводится толкование гексаграмм различными авторами. Толкованием гексаграмм занимались многие великие китайские мудрецы, среди которых были и Лао-Цзы и Конфуций.

В Книге перемен в 64 гексаграммах раскрываются определенные жизненные ситуации. В комментариях Книги перемен философы осмысливают эту ситуацию. Необходимо, чтобы гадающий человек пропустил через себя глубокий смысл гексаграммы, примерил ситуацию на себя и сделал выводы. Страница подробно рассказывает о технике гадания, получении гексаграмм и принципах их толкования. А здесь приводится таблица, в которой вы смотрите номер своей гексаграммы, кликаете мышкой по номеру и получаете толкование гексаграммы.

Верхняя триграмма

Нижняя

Для удобства толкования нужно разделить гексаграмму на две триграммы: верхнюю и нижнюю. Верхняя состоит из трех линий, и нижняя состоит из трех линий. Так вам будет легче найти её в таблице. Затем на пересечении столбца и строки полученных фигур триграмм вы смотрите номер своей гексаграммы в таблице. Кликните по полученной на пересечении цифре и прочитайте толкование выпавшей гексаграммы. Осталось только обдумать, насколько верно оно описывает вашу жизненную ситуацию. Следует заметить, что встречаются весьма неоднозначные откровения, для толкования которых вам необходимо обратиться к самым глубинам своей души. Если вы сумеете понять мудрость Книги Перемен, то она всегда даст вам верный совет и навсегда станет для вас незаменимым помощником в трудных жизненных ситуациях.

Символикой «Книги Перемен» пронизан роман швейцарского писателя-философа Г. Гессе «Игра в бисер», где при помощи гексаграмм осуществляется попытка синтетического моделирования структуры мира.

По преданию, триграммы изобрел полумифический император Китая Фу-Си, или Бао-Сиши. Имя его означает «Устроивший облаву на жертвенных животных». Он родился после того, как его мать наступила на след великана. Фу-Си изобрел сети и погружался в созерцание следов животных, птиц и теней деревьев. Однажды из реки Ло (Лотуй) вышла черепаха, на спине которой были начертаны письмена «ло-шу». Из реки Хэ (Хуанхэ) появился конь-дракон с таинственными символами «хэ-ту». Не исключено, что триграммы восходят к трещинам на бараньих лопатках (бу) и к волокнам тысячелистника (ши), по которым гадали предки китайцев эпохи Шан-Инь и Чжоу. Геометрические знаки произошли от «бу» а числовая символика от «ши».

Китайцы верят, что Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций, наложив триграммы друг на друга, создали 64 гексаграмм (люшисы-гуа) и 384 черт-сяо. Они же якобы создали «И-Цзин» (Книгу Перемен), или «Чжоу-И». Это один из древнейших памятников китайской литературы, уступающий разве что «Ши-Цзин» (Книге Песен). Когда в эпоху Цинь сжигали книги, «И-Цзин» уцелела, поскольку имела практическое (гадательное) применение.

«И-Цзин» сложилась на материале земледельческого фольклора на территории уделов Цзинь или Цинь в Западном Китае между 8 и 7 вв. до н.э. Со временем развилась большая школа ицзиноведения (и-сюэ). К «Книге Перемен» были составлены обширные комментарии.

«Ши-И» (10 крыльев), из которых наиболее интересен «Сицы-Чжуань» (Традиция афоризмов). Вот одна из цитат оттуда: «У Перемен есть Великий Предел Тай-Ди. Они порождают два облика, два облика — четыре образа, четыре образа — 8 триграмм, которые определяют Судьбу. Последняя же формирует Великое Дело».

Китайцы усовершенствовали древнюю систему предсказаний, создав гибкий и в то же время хитросплетенный аппарат из 64-х символов. Они придали гексаграммам динамику, так что можно было проследить превращение вещи в свою противоположность и обратно. Каждая из 64-х люшисы-гуа выражает определенную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития. Согласно натурфилософским построениям, предсказания могут осуществляться сразу на нескольких взаимосвязанных уровнях — космическом, социальном и внутричеловеческом.

****************************************************************************************************