Заявление о передаче исполнительного производства. По какому адресу пристав совершает исполнение Статья 33 прекращения исполнительного производства

Должники встречаются на пути каждого из нас. И как же неприятно, когда человек, который некогда клялся вернуть все деньги, стремительно исчезал в пучине жизненных событий и бытовых дел. До безумия хотелось встретить этого гражданина и как следует намять ему косточки, чтобы неповадно было так поступать. Однако от этих действий нас защищает ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве», обязывая каждого платить по долгам.

Место жительства: роль и значение

Как правило, ненадёжный человек исчезает сразу же, как получит средства кредитора. Он может скрываться не один день, поэтому приходится прибегать к помощи правоохранительных органов, ведь поиск человека в самом большом государстве мира - дело непростое.

Имущество должника невозможно истребовать, если не установлена его личность и точка пребывания. Если суд одного субъекта РФ выносит решение в пользу кредитора, который находится в совершенно ином месте, то долг исполняется по месту нахождения должника. Исполнительные документы передаются по ведомственным каналам связи, служат основанием для фактического взыскания денежных средств.

И ведь никто не застрахован от ситуаций, когда должник находится на территории иностранного государства. Но у каждого из нас всегда есть связи на родной земле. Поэтому судебные приставы имеют полное законное и моральное право взыскать долг по месту нахождения имущества, например, квартиры или земельного участка.

Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определяется регистрацией гражданина-должника. При отсутствии такого во внимание принимается район фактического пребывания (постоянного или временного).

В юридической терминологии под фактическим пребыванием понимают то место, где гражданин находится в конкретный момент времени. В качестве примера можно привести гостиничный номер, дома отдыха, больницы и санатории, туристические базы и так далее. К данному определению относятся и те жилые дома, где лицо постоянно не проживает, но регулярно наведывается в гости. Данная норма действует только в том случае, если должником является гражданин.

Организации тоже могут быть должниками!

Ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» распространяется не только на граждан государства. Юридические лица, иностранцы и апатриды входят в группу субъектов, с которых приставы-исполнители имеют право собирать долги. В теории всё предельно просто и понятно, однако на практике возникают довольно-таки проблематичные ситуации, не урегулированные законодателем.

Итак, что делать, если должником является организация? Стоит помнить, что юридическое лицо в объективной реальности не существует, его нельзя потрогать, почувствовать или поговорить с ним. Данный субъект действует через своих представителей.

Прежде всего, необходимо установить юридический адрес компании, то есть тот, который оговаривается во всех нормативных и учётных документах. Здесь также распространяется правило о взыскании долгов по месту нахождения имущества должника. При отсутствии такового кредитор либо иное лицо, заявившее иск, вправе обратиться к головным либо вспомогательным филиалам компании. Если же суд выносит решение, которое обязывает компанию совершить либо воздержаться от совершения каких-либо действий, то документ предъявляется по месту исполнения предписания.

Анализируя часть 1 и 2 ст. 33, можно прийти к выводу, что кредитор обладает правом выбора места предъявления требования:

  • по фактическому нахождению должника;
  • по месту регистрации последнего;
  • по адресу хранения имущества.

Ярким примером реализации приведённой выше нормы является подача жалобы на самовольное возведение постройки с требованием её уничтожения. Гражданин может подать требование как по месту нахождения должника, так и в районе расположения незаконного строительства.

А что ж делать в ситуациях, когда о должнике неизвестно ровным счётом ничего? Прежде всего, вам следует обратиться в территориальный орган ФССП, в районе которого были обнаружены последние данные о недобросовестном лице. Кроме того, в такой ситуации пригодятся сведения, касающиеся родственников должника: детей, родителей и даже бабушек, дедушек, племянников и так далее.

Вторая стадия исполнительного производства

Ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует процесс исполнения судебных актов на каждом судебном разбирательстве. После того как данные установлены, должник и его имущество найдено, наступает следующая стадия процесса - выбор исполнителя.

Каждый отдельный пристав закреплён за определённым районом, то есть присутствует деление по территориальному признаку. В связи с этим взыскание долга возможно только уполномоченным на то лицом в определённом регионе. В случае расхождения территории кредитора и должника в органы ФССП направляется поручение о проведении необходимых действий. Ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» говорит о том, что полномочия должного лица оканчиваются там, где начинается сфера деятельности другого сотрудника.

Обязательно стоит учитывать момент окончания исполнительного производства. Оно продолжается до тех пор, пока не появляются основания для отмены данного вида деятельности: смерть должника либо новое судебного решение, отменяющее предыдущий акт.

О передаче поручений

Все каналы тесно связаны между собой. Необходимость совершения отдельных исполнительных действий за одни сутки передаётся уполномоченному на то сотруднику. Более того, в случае поиска должника приставу другого территориального органа может быть поручено применение иные мер, направленных на поиск лица, имущества, данных о нём.

Закон «Об исполнительном производстве» говорит о том, что поручение должно быть соответствующе оформлено. К данному документу предъявляются все требования, касающиеся делопроизводства, а также оформления его содержательной части.

Документ утверждается, подписывается старшим по должности судебным приставом и направляется в соответствующий регион. Со дня получения бумаги должно пройти 15 рабочих суток - период исполнения предписания новым приставом по взысканию долга.

Привилегированность исполнительного производства

Все действия, которые направлены на поиск должника и исполнение долговых обязательств, могут осуществляться только приставами. Совершение отдельных исполнительных полномочий допустимо только при наличии специального задания либо прямого указания суда.

По поручению главного пристава должностным лицом возбуждается исполнительное производство. Закон «Об исполнительном производстве» предоставляет право сотруднику приостановить выполнение требования по основному судебному решению. Как только поручение будет исполнено, производство возобновляется.

Основные права пристава-исполнителя

Установление местонахождения должника - процесс трудоёмкий, требующий высокой квалификации и определённых знаний. В целях улучшения эффективности поиска гражданина приставы-исполнители наделены широкими полномочиями.

Лица, имеющие не одну задолженность, очень часто меняют место жительства. Кроме того, такие люди стараются скрыть имущество с целью его сохранения и стараются признать себя банкротом. В данном случае должностное лицо может реализовать следующие полномочия:

  1. Продолжить осуществление служебной деятельности, направленной на исполнение судебного решения. Данное право широко применяется в тех случаях, когда должник находится на территории одного субъекта, а выявленное имущество - в другом регионе.
  2. Составить акт, в котором указать сведения о местонахождении должника и его ранее неизвестного имущества и передать уполномоченным на взыскание долга лицам. В данном случае исполнительная деятельность пристава заканчивается в связи с отсутствием субъекта.

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение направляется вместе с актом, на который обращалось внимание выше. Кроме того, прилагаются все материалы, свидетельствующие о произведённых выплатах, о полученном и реализованном имуществе и так далее.

Все документы должны быть отправлены не позднее числа, следующего за датой составления постановления. По мере поступления документа в региональные органы возбуждается новое исполнительное производство по тому же делу.

Взыскатель в обязательном порядке уведомляется о смене подразделения ФССП. Кроме того, сообщение отправляется суду, который вынес решение, и должнику, сменившему место жительства. Копия исполнительного документа остаётся в производстве по делу до момента его окончания и уничтожения.

Возможности территориальных органов: передача исполнительного производства

Структурные подразделения ФССП обладают широкими полномочиями. Так, законодатель в целях значительного упрощения производства предоставляет право передачи дела другому органу на любой его стадии. Действие данной нормы распространяется и на этап возбуждения дела.

Указание на передачу дела даёт Главный судебный пристав РФ либо ответственный в территориальном органе. При проведении таких действий, опять же, в обязательном порядке извещаются должник, получатель платежа и суд.

А зачем передавать?

У многих граждан в период ознакомления со ст. 33 возникает вполне закономерный вопрос о целесообразности передачи исполнительного производства в другое территориальное подразделение. При наличии оснований перевод является вполне целесообразным, например, с целью изъятия вновь появившегося имущества. А при отсутствии таковых может показаться нецелесообразность решений законодателя. Однако всё далеко не так просто…

Ст. 33 в юридических кругах подвергается широкому толкованию, особенно когда речь заходит об основаниях передачи дела исполнительного производства. Многочисленные предположения построены вокруг того, что данные правомочия установлены с целью правильной и полной реализации каждого требования исполнительного документа.

Поводом для передачи полномочий по взысканию долга является служебной деятельности. Например, территориального органа показывает наличие взяток в больших количествах и крупном размере. О каком исполнительном производстве может идти речь? Все дела сразу же передаются в другие региональные подразделения.

При передаче исполнительного листа руководителем в обязательном порядке указываются мотивы совершения данного действия.

О способах направления

Закон не определяет конкретные способы направления материалов. При этом важно учитывать ограниченность сроков исполнения судебного решения, период транспортировки и перевозки, а также возможность смены места жительства должника. Именно поэтому передача полномочий должна осуществляться оперативно. В век современных технологий для достижения поставленной цели могут использоваться электронные каналы и иные виды связи.

Как только руководитель структурного подразделения получил документ о переводе, ознакомился с ним, дальнейшие действия должны быть направлены на подбор свободного пристава-исполнителя и дальнейшее его информирование.

Действия «нового» субъекта

Как только исполнительное производство поступает в ведение к новому приставу, он наделяется всеми полномочиями для полного и всестороннего изучения должника. Разумеется, правовой статус обогащается правами, связанными с необходимостью погашения долга. Кроме того, пристав наделяется исключительными правами по поиску и изъятию имущества.

Полномочия лица, направленные на взыскание имущества по долгу, в некоторой степени ограничиваются по территориальному признаку. Например, в пределах всего государства пристав исполняет возложенные полномочия только по согласованию с начальником ФССП. При получении согласия на осуществление служебной деятельности в обязательном порядке уведомляются региональные отделы. В пределах одного субъекта все вопросы решаются с руководителем данного территориального подразделения.

Если при полномочия пристава-исполнителя не распространяются на определённом участке, то содействие и помощь в осуществлении служебной деятельности оказывается старшим судебным приставом.

Исполнительное производство представляет собой весьма сложный и многогранный процесс. Несмотря на чёткое законодательное регулирование каждой ситуации, ни один из работников не застрахован от форс-мажорных ситуаций. И речь в данном случае идёт не только об отсутствии должника или имущества у него. Порой, работники встречаются с агрессией, недовольством, нежеланием расставаться с деньгами, недвижимостью и другими дорогими предметами. А в связи с этим высок риск нападения, применения насилия в отношении работников.

В практической деятельности каждого служащего хотя бы раз встречалась ситуация, когда должник даже не в курсе проведённого судебного разбирательства, поэтому расставаться с нажитым не собирается. А ещё чаще приставов обманывают, скрывая принадлежащее имущество и истинное место жительства. При этом неисполнение возложенных обязанностей уже накладывает негативный отпечаток на деятельность не только одного сотрудника, но и всей государственной системы в целом.

Именно поэтому каждый работник должен обладать не только высоким уровнем юридической подкованности, но и быть готовым к чрезвычайным ситуациям как морально, так и физически.

Комментарий к статье 33

Место совершения исполнительных действий определяется в зависимости от того, кто является должником - физическое лицо или юридическое.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Здесь необходимы пояснения некоторых терминов. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В свою очередь, согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2006 г.) место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

ВСНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

Кроме того, термин "место пребывания" применяется, например, к иностранным гражданам, лицам без гражданства. Местом пребывания указанных лиц в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат постановке на учет по месту пребывания в установленном федеральным законом порядке.

СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071.

Обращает на себя внимание отсутствие в ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве указания на возможность совершения исполнительных действий по месту работы должника в тех случаях, когда обращается взыскание на заработную плату и иные доходы должника. Вряд ли это обоснованно. Полагаем, что термины "место пребывания" и "место нахождения имущества" должника не охватывают полностью исполнение по месту работы должника.

В том случае, если должником является организация, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства либо филиала (ч.2ст. 33 Закона об исполнительном производстве). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Указанные два случая являются общими (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

В ч. 3 ст. 33 Закона об исполнительном производстве установлено специальное правило, которое действует независимо от того, кто является должником - физическое лицо или юридическое. Согласно данному правилу требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняютс я по месту совершения этих действий. Таким путем исполняются исполнительные документы, обязываю щие выселить должника, вселить взыскателя или восстановить его на работе, возможны и другие приме ры.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника либо по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:

1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

2) оканчивает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются его полномочия, и отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Необходимо учитывать, что по общему правилу исполнение судебного решения или иного юрисдикционного акта производится в пределах территории распространения компетенции судебного пристава-исполнителя.

Однако при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 14 Закона об исполнительном производстве и утверждается старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство с соблюдением требований ст. 30 Закона об

исполнительном производстве. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по его прежнему местонахождению отсутствует, то судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об

исполнительном производстве, или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного

производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган ФССП России или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания либо по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве.

Главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

О передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ выносят постановление. Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов РФ и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Старший судебный пристав, получив указанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава-исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство. Судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в порядке, установленном ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

По исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия.

По исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

1) в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом РФ, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов РФ;

2) в пределах территории одного субъекта РФ - по согласованию с главным судебным приставом субъекта РФ, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

Если судебный пристав-исполнитель получил разрешение на совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, то на данной территории старший судебный пристав оказывает содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа.

Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами ФССП России не допускаются.

В соответствии с Инструкцией по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной Приказом Минюста России от 31 января 2006 г. N 13 , в случае передачи исполнительного производства на территорию другого подразделения судебных приставов в порядке и по основаниям, указанным в ст. 33 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель составляет соответствующее постановление (акт), которое утверждается старшим судебным приставом, делает отметку в журнале учета исполнительных документов, в зональных книгах учета исполнительных документов и статистической карточке. Судебный пристав-исполнитель, принимающий исполнительное производство, делает отметку о приеме соответствующих материалов. Передача исполнительного производства производится судебным приставом-исполнителем лично под роспись в акте или по почте заказным письмом.

Бюллетень Минюста России. 2006. N 3.

Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче исполнительного производства составляется с обязательным указанием наименований передающего и принимающего подразделений судебных приставов; номера; количества листов исполнительного производства по описи вложения; сведений о должнике и взыскателе; даты передачи исполнительного производства; фамилий, инициалов и подписей судебных приставов-исполнителей, передающего и принимающего документы, или почтовых реквизитов при отправке документов по почте (с приложением почтовой квитанции).

В подразделении, принимающем исполнительное производство, ему присваивается новый номер.

Судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость. Это правило реализуется также в судебной практике. Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2004 г. N А56-39539/03 было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о наложении ареста на денежные средства общества, находящиеся на счете в банке, расположенном за пределами места совершения исполнительных действий, поскольку судебный пристав может совершать определенные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 33

ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКС РФ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Статьи 20, 54 - не приводятся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(Извлечение)

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона об исполнительном производстве.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства либо филиала (часть 2 статьи 33 Закона об исполнительном производстве).

Из приведенных норм следует, что взыскателю предоставлено право выбора места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный

пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 Закона.

Как следует из материалов дела и установил суд, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и копии исполнительного листа от 30.01.2009 N 123332, выданного Арбитражным судом Ярославской области, местонахождением ООО "АСТЭК-М" является город Москва, улица Малая Филевская, дом 10, корпус 1 или город Москва, Варшавское шоссе, дом 26, строение 11. Общество направило исполнительный лист о взыскании с ООО "АСТЭК-М" 215033 рублей 57 копеек долга и 5929 рублей 44 копеек в возмещение судебных расходов в отдел для исполнения по месту нахождения имущества должника - плавмастерская-629: Нижегородская область, Кстовский район, п. Работки.

С учетом приведенных норм Общество обоснованно воспользовалось предоставленным Законом об исполнительном производстве правом выбора места совершения исполнительных действий.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

1. Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

2. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

3. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.

4. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

5. После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:

1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

2) передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 - 7-2 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

6. При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со . Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. На время исполнения поручения исполнительное производство может быть приостановлено, за исключением случаев, если для исполнения поручения необходимо применение мер принудительного исполнения (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4573; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

7. Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

7-1. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

2) главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

(Часть 7-1 введена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067)

7-2. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ (часть 7-2 введена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

8. (Часть 8 утратила силу на основании Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067)

9. Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем выносится соответствующее постановление. Постановление главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организуют передачу исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов в порядке, предусмотренном частями 7 - 7-2 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

10. По исполнительному производству, переданному по решению главного судебного пристава Российской Федерации или главного судебного пристава субъекта Российской Федерации из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия. При совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, на данной территории главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав обязаны оказывать содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

11. При вынесении постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое по основаниям, установленным настоящей статьей, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений не производится. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

12. (Часть 12 утратила силу на основании Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067)

12-1. Копия постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 12-1 введена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

13. Требования настоящей статьи не распространяются на совершение исполнительных действий, указанных в пунктах 2, 4, 7, 10 и 11 части 1 , которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

14. Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами Федеральной службы судебных приставов не допускаются.

15. На территории иностранных государств исполнительные действия совершаются в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации (часть 15 введена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

  • Энциклопедия судебной практики. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (Ст. 33 Закона "Об исполнительном производстве")
  • 1. Подсудность заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя определяется исходя из места совершения исполнительных действий, а не места нахождения отдела судебных приставов
  • 2. При принятии решения о возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя отсутствует обязанность и возможность проверить информацию о месте нахождения должника или его имущества
  • 3. Обращение взыскания на заложенное имущество, принадлежащее должнику, само по себе не освобождает должника от обязанности по исполнению решения суда в части солидарного взыскания долга
  • 4. Судебный пристав-исполнитель, принимая решение об окончании исполнительного производства, должен проверить и установить фактическое место жительства или место пребывания должника
  • 5. В целях определения места совершения исполнительных действий по месту жительства гражданина учитывается именно его регистрация по месту жительства, а не место фактического проживания
  • 6. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть признаны судом незаконными в случае наличия совокупности двух обстоятельств: несоответствие этих действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя
  • 7. Направление исполнительных листов в другой отдел службы судебных приставов не свидетельствует о прекращении исполнительских действий со стороны должностных лиц
  • 8. Акт судебного пристава-исполнителя о возврате исполнительного листа по мотивам отсутствия у должника имущества для обращения взыскания является документом, подтверждающим отсутствие у должника имущества, на которое можно обратить взыскание
  • 9. Действия по передаче исполнительного производства из одного подразделения службы судебных приставов в другое сами по себе не нарушают прав заявителя
  • 10. После принятия решения о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое, совершение каких-либо исполнительных действий судебным приставом-исполнителем из подразделения которого передано исполнительное производство, недопустимо
  • 11. Арест, наложенный на имущество с передачей его на хранение, не свидетельствует об установлении исключительной территориальной юрисдикции на предъявление исполнительного документа

Энциклопедия судебной практики
Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
(Ст. 33 Закона "Об исполнительном производстве")


1. Подсудность заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя определяется исходя из места совершения исполнительных действий, а не места нахождения отдела судебных приставов


В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.


[Должником оспаривались действия и постановления судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, возбужденному не по его месту жительства]

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (часть 2 статьи 33 Закона [Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"]).

Из приведенных норм права следует, что взыскателю предоставлено право выбора места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, при этом решение вопроса о возбуждении исполнительного производства согласно Закону [Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" отнесено к компетенции судебного пристава-исполнителя, который обязан принять исполнительный лист к исполнению, установить, не истек ли срок его предъявления к исполнению и соответствует ли исполнительный лист требованию ст. 13 Закона [Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"].

Судом первой инстанции не учтено, что при принятии решения о возбуждении исполнительного производства и вынесении при этом соответствующего постановления у судебного пристава-исполнителя отсутствует обязанность по проверке информации, касающейся места нахождения должника или его имущества. Помимо этого, до возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имеется и такой возможности.


3. Обращение взыскания на заложенное имущество, принадлежащее должнику, само по себе не освобождает должника от обязанности по исполнению решения суда в части солидарного взыскания долга


Суд обоснованно указал, что обращение взыскания на заложенное имущество, принадлежащее ФИО, само по себе не освобождает заявителя от обязанности по исполнению решения суда в части солидарного взыскания долга в пятидневный срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства.

Так как в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа заявителем выполнены не были, судебным приставом-исполнителем правомерно начато применение мер принудительного исполнения по правилам ч. 2 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на заработную плату должника соответствовали положениям п. 3 ч. 1 ст. 98 Федерального закона [от 02.10.2007 N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве". Солидарная обязанность по смыслу абз. 2 п. 2 ст. 323 ГК РФ прекратится ее исполнением, и при отсутствии данных о том, что решение суда исполнено, оснований для прекращения обязательств солидарного должника не имеется. Суд сделал правильный вывод о том, что судебный пристав-исполнитель действовал в рамках предоставленных ему прав.


4. Судебный пристав-исполнитель, принимая решение об окончании исполнительного производства, должен проверить и установить фактическое место жительства или место пребывания должника


Ссылки старшего судебного пристава-исполнителя на то, что ранее имущество арестовано и передано на хранение должнику, в связи с чем исполнительный лист должен был быть предъявлен по месту жительства последнего, подлежат отклонению ввиду того, что они основаны на игнорировании прямого указания нормы закона и по существу нарушают права взыскателя на выбор места предъявления к исполнению выданного судом в его интересах исполнительного документа. Сам по себе арест на имущество ранее с передачей его на хранение не свидетельствует об установлении исключительной территориальной юрисдикции на предъявление исполнительного документа в части ограничения должника по распоряжению арестованным имуществом по месту жительства должника.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья подготовлена юристом практики Фирмы «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Канаевой А.С.

09 мая 2013 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые изменили порядок передачи исполнительных производств из одного территориального подразделения службы судебных приставов в другое.

Итак, речь идет об одном из основных принципов исполнительного процесса - принцип территориальности совершения исполнительных действий. Данный принцип был установлен в законе с самой первой его редакции, его суть сводится к следующим трем правилам (чч.1,2,3 ст.33):

  • Если должником является гражданин, то исполнительное производство возбуждается, а исполнительные действия совершаются (меры принудительного исполнения применяются) по месту его жительства, месту пребывания или месту нахождения его имущества .
  • Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала .
  • Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий .

При этом в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Справка: как определить нужный отдел судебных приставов

В исполнительном документе должны быть указаны данные о должнике, будь то гражданин или организация, в том числе адрес должника. Далее нужно определить, что за требование содержится в исполнительном документе, так как это также поможет определить, какой отдел Вам нужен. Если в Вашем случае в исполнительном документе не прописано требование о совершении должником определенных действий, а предусмотрено иное требование, например, распространенное на практике взыскание денежной суммы - исполнительный документ нужно подавать в районный (или межрайонный) отдел судебных приставов по адресу должника, указанному в исполнительном документе. В случае требования о совершении исполнительных действий - по месту их совершения.

Структура ФССП России такова, что обычно внутри каждого субъекта РФ иерархия судебных приставов представляет собой следующую цепочку: Главный судебный пристав субъекта РФ - Управление ФССП России по субъекту - районные и межрайонные отделы службы судебных приставов. На примере Свердловской области: Главный судебный пристав Свердловской области (сейчас - Щебекин С.Ю.) - Управление ФССП России по Свердловской области - разнообразные районные отделы ССП по муниципальным образованиям (например, Ленинский РОСП по г.Екатеринбургу, Тагилстроевский районный отдел г.Нижнего Тагила, Первоуральский районный отдел УФССП России по Свердловской области), а также межрайонные отделы ССП (Межрайонный отдел по исполнению особых производств, Екатеринбургский специальный отдел по взысканию административных штрафов). Районные и межрайонные отделы возглавляются старшими судебными приставами.

Если Вы определили необходимый район (проживания должника или совершения действий) муниципального образования или субъекта РФ, то документ подлежит подаче в соответствующий отдел ФССП.

В прежней редакции закона после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель мог продолжить исполнительное производство (если выяснено, что должник, его имущество находятся на территории, на которую распространяются полномочия данного судебного пристава, или если имеются обстоятельства, предусмотренные для дачи поручения в другое территориальное отделение службы судебных приставов), либо мог окончить исполнительное производство (соответственно, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава и отсутствуют обстоятельства для дачи поручения). Сейчас, когда в закон внесены изменения, после установления места нахождения должника или его имущества не на территории своей компетенции судебный пристав не оканчивает исполнительное производство, а передает его на исполнение в подразделение судебных приставов, чья компетенция распространяется на выявленный адрес, при этом должен быть соблюден порядок передачи, установленный частями 7-7.2 статьи 33.

Старый порядок: если судебный пристав принял решение об окончании производства, то копию постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, должны были быть направлены в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества с одновременным извещением сторон исполнительного производства.

Таким образом, как таковой передачи исполнительного производства не происходило. Производство оканчивалось в одном районе, передавалось «наверх» - в Управление, откуда уже вновь «спускалось», т.е. распределялось в другой район для возбуждения по новому месту проживания, пребывания должника, его имущества. Такой порядок требовал немало времени и документарной работы для судебных приставов.

Новый порядок направлен на экономию времени и отвечает принципам своевременности и эффективности исполнительного производства. Его суть изложена в измененной части 7 и во вновь внесенных частях 7.1, 7.2 статьи 33.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов .

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации (например, в пределах Свердловской области);

2) главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов (например, из Свердловской области в Пермский край).

Таким образом, исполнительное производство передается не «наверх», а по горизонтали, при этом требуется утверждение постановления о передаче только начальника того подразделения, к которому относится и вынесший постановление судебный пристав. Такой порядок значительно экономит время и упрощает работу судебных приставов.

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

Кроме того, существует еще и порядок передачи исполнительных производств по постановлению главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ, сохранившийся в новой редакции закона.

Часть 10 статьи 33 новой редакции закона «Об исполнительном производстве» полностью «развязала руки» судебным приставам-исполнителям, получившим переданное исполнительное производство по постановлению главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ. Ранее частью 12 статьи 33 были установлены обязанности судебного пристава-исполнителя согласовывать свои действия на территории РФ или субъекта РФ соответственно с Главным судебным приставом РФ или главным судебным приставом субъекта РФ (то есть, спрашивать письменного разрешения на совершение тех или иных исполнительных действий или применение мер принудительного исполнения). Теперь частью 10 данная обязанность отменена, судебным приставам дана полная свобода действий на неюрисдикционной территории, и в то же время установлена обязанность главных судебных приставов оказывать всяческое содействие судебному приставу-исполнителю на территории, которая не входит в его компетенцию, но действовать на ней разрешено в силу части 11 статьи 33 (в силу самого факта передачи исполнительного производства).

Законодатель внес новшества в статью 33 и в порядке сохранения ограничительных мер для должников при передаче исполнительного производства. Судебный пристав, принявший решение о передаче исполнительного производства в другое подразделение, не вправе решать вопросы об отмене ограничений, возложенных ранее на должника. Такие полномочия есть только у судебного пристава, к которому на исполнение поступает исполнительное производство. Данное простое правило на практике позволит эффективно обеспечить права взыскателей на своевременность и полноту исполнения судебного решения.

Приведем пример.

Судебный пристав обнаружил, что фактический адрес должника-организации находится на территории, на которую не распространяется его компетенция. Он приходит к выводу о необходимости передачи исполнительного производства.

По старой редакции закона судебный пристав должен либо продолжить исполнение, постоянно направляя поручения о совершении отдельных исполнительных действий в другое подразделение судебных приставов, что существенно затягивало бы сроки его ведения, либо вынести постановление об окончании исполнительного производства и направить все материалы «наверх» для последующей передачи в другое подразделение, что также занимает достаточно много времени. При этом после окончания исполнительного производства все ограничения с должника должны были быть сняты, что позволило бы ему беспрепятственно заняться сокрытием имущества, переводом прав на других лиц, выведением имущества из собственности и т.д.

По новому порядку судебный пристав вправе либо опять же продолжить исполнение, постоянно направляя поручения, либо вынести акт о невозможности исполнения требований исполнительного документа (на территории его компетенции) и постановление о передаче, которое нужно просто заверить в соседнем кабинете у начальника подразделения. При этом вплоть до поступления исполнительного производства другому судебному приставу-исполнителю в другом подразделении УФССП, все ограничения должника сохраняются в силу закона (ограничение в выезде, арест имущества, денежных средств на счетах и т.д.)

Очевидно, что за долгое время существования специального закона «Об исполнительном производстве», законодатель впервые обратил внимание на отставание закона от требований практики исполнения и внес поправки, существенно облегчающие работу судебных приставов и максимально обеспечивающих права взыскателей на получение причитающегося по исполнительным документам.

Как мы любим выражаться, «выиграть суд - это полдела». Если законодатель продолжит скрупулезную работу по приведению закона об исполнительном производстве в состояние, отвечающее реальности исполнения судебных решений в нашей стране, то и за исполнение можно будет вскоре не волноваться.