Мода на крестьянскую еду: Что такое «бедная кухня» и как её подают. Что ели на Руси до Петра I Что ели крепостные крестьяне в 19 веке


Крестьянин кормился от трудов своих. Народная пословица гласит: «Что потопаешь, то и полопаешь». Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимали как баловство. Интересно в этом отношении свидетельство Хлебниковой, работавшей в середине 20-х гг. ХХ в. сельским учителем в с. Сурава Тамбовского уезда. Она вспоминала: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один – два раза в год по большим праздника… При этом крестьянки гордились своей бытовой неграмотностью. Предложение добавлять что-то в щи для «скусу», они с презрением отвергали: «Неча! Мои и так жрут, да похваливают. А эдак, совсем разбалуешь».

На основе изученных этнографических источников, можно с высокой долей вероятности реконструировать повседневный рацион русского крестьянина. Сельская пища не отличалась большим разнообразием. Известная поговорка «Щи да каша – пища наша» верно отражала обыденное содержание еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням – конопляным маслом. В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что ее лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.

Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н. Бржевского, пища крестьян, в количественном и качественном отношении, не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, – писал он, – словом все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях – на свадьбах при разговении, в престольные праздники. Хроническое недоедание – обычное явление в крестьянской семье». Бедный мужик вволю ел мясо исключительно только на «загвины» т.е. в день заговения. К этому дню крестьянин, как бы не был беден, обязательно готовил себе мясного и наедался, так что на следующий день лежал с расстройством желудка. Редко крестьяне позволяли себе пшеничные блины с салом или коровьим маслом.

Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М. Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок и т.п. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб – для белого тела». В начале ХХ в. в селах Тамбовской губернии состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная – 81,2, мука пшеничная – 2,3, крупы – 16,3 %.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из нее варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в предвоенные годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Из этнографического описания Обоянского уезда Курской губернии следовало, что в зимние посты местные крестьяне ели кислую капусту с квасом, луком, соленые огурцы с картофелем. Щи варили из кислой капусты и квашеных бураков. На завтрак обычно был кулеш или галушки из гречневого теста. Рыбу употребляли в разрешенные церковным уставом дни. В скоромные дни на столе появлялись щи с мясом, творог с молоком. Зажиточные крестьяне в праздничные дни могли позволить себе окрошку с мясом и яйцами, молочную кашу или лапшу, пшеничные блинцы и коржики из сдобного теста.

Рацион воронежских крестьян мало чем отличался от питания сельского населения соседних черноземных губерний. Ежедневно употреблялась, преимущественно, пища постная. А именно: ржаной хлеб, соль, щи из капусты, каша, горох и также овощи: редька, огурцы, картофель. Пища в скоромные дни состояла из щей с салом, молока и яиц. В праздничные дни ели солонину, ветчину, кур, гусей, овсяный кисель, ситный пирог.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. Для интеллигентных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками».

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печеным картофелем, вчерашними остатками. В девять – десять утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу. Священник В. Емельнов, на основе своих наблюдений за жизнью крестьян Бобровского уезда Воронежской губернии, сообщал в Русское географическое общество: «В страдную летнюю пору едят четыре раза. В завтрак в постные дни едят кулеш с одним ржаным хлебом, когда вырастает лук то с ним. В обед хлебают квас, добавляя в него огурцы, потом едят щи (шты), наконец крутую пшенную кашу. Если работают в поле, то весь день едят кулеш, запивая его квасом. В скоромные дни к обычному рациону добавляют сало или молоко. В праздник – студень, яйца, баранина в щах, курятина в лапше».

Семейная трапеза в селе производилась по раз заведенному порядку. Вот как описывал П. Фомин, житель Брянского уезда Орловской губернии заведенный порядок прием пищи в крестьянской семье: «Когда садятся обедать и ужинать, то все по начину хозяина начинают молиться Богу, затем уж садятся за стол. Вперед хозяина никто ни одно кушанье не может начинать. Иначе попадет ложкой по лбу, хотя это был и взрослый. Если семья большая, детей отсаживают на полок и там кормят. После еды опять все встают и молятся Богу».

Во второй половине XIX в. наблюдалась довольно устойчивая традиция соблюдения пищевых ограничений в крестьянской среде. Обязательным элементом массового сознания были представления о чистой и нечистой пище. Корова, по мнению крестьян Орловской губернии, считалась чистым животным, а лошадь нечистым, непригодной в пищу. В крестьянских поверьях Тамбовской губернии содержалось представление о нечистой пище: рыбы, плывущие по течению, считали чистой, а против течения нечистой.

Обо всех этих запретах забывали, когда деревню посещал голод. В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влек за собой сами тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьей сокращалось до минимума. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К.К. Арсеньев после поездки в голодные села Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 г.) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали». Спустя четверть века в деревне все те же страшные картины. В 1925 г. (голодный год!?) крестьянин из с. Екатеринино Ярославской волости Тамбовской губернии А.Ф. Барцев писал в «Крестьянскую газету»: «Люди рвут на лугах коневой щавель, парят его и этим питаются. … Крестьянские семьи начинают заболевать от голода. Особенно дети, которые пухлые, зеленые, лежат без движения и просят хлеба». Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. Вот зарисовки этой голодной повседневности. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919 – 1921 гг.) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение. Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Ни кошек, ни собак в пищу не употребляли. Горячие кушанья делали без картофеля, засыпали тертой свеклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. В голодные годы не ели хлеба без примесей, в качестве которых употребляли траву, лебеду, мякину, картофельную и свекольную ботву и другие суррогаты. К ним добавляли муки (просяной, овсяной, ячменной) в зависимости от достатка».

Конечно все, описанное выше, это ситуации экстремальные. Но и в благополучные годы недоедание, полуголодное существование было обыденным явлением. За период с 1883 по 1890 г. потребление хлеба в стране уменьшилось на 4,4 % или на 51 млн. пуд в год. Потребление пищевых продуктов в год (в переводе на зерно) на душу населения составляло в 1893 г.: Орловская губерния – 10,6 – 12,7 пуд., Курская – 13 – 15, Воронежская и Тамбовская – 16 – 19. В начале ХХ в. по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 кал., причем 84,7 % из них были растительного происхождения, в том числе 62,9 % хлебных и только 15,3 % калорий получали с пищей животного происхождения. При этом калорийность дневного потребления продуктов крестьянами в Тамбовской губернии составляла – 3277, а в Воронежской – 3247. Бюджетные исследования, проведенные в довоенные годы, зафиксировали очень низкий уровень потребления российского крестьянства. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

Если говорить не об абстрактных цифрах, а внутридеревенском потреблении продуктов, то следует признать, что качество пищи прямо зависело от хозяйственного достатка семьи. Так, по данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX в. бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда. На приобретение мяса в зажиточных семьях тратилось в 5 раз больше средств, чем в семьях бедняков. В результате обследования бюджетов 67 хозяйств Воронежской губернии (1893 г.) было установлено, что расходы на приобретение пищи, в группе зажиточных хозяйств, составляли в год 343 р., или 30,5 % всех расходов. В семьях среднего достатка соответственно 198 р. или 46,3 %. Эти семьи, в год на человека, потребляла 50 фунтов мяса, в то время как зажиточные в два раза больше – 101 фунт.

Дополнительные данные о культуре быта крестьянства дают данные о потреблении селянами основных продуктов питания в 1920-е гг. Для примера взяты показатели тамбовской демографической статистики. Основой рациона сельской семьи по-прежнему являлись овощи и продукты растительного происхождения. В период 1921 – 1927 гг. они составляли в деревенском меню 90 – 95 %. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год. Это объясняется традиционным для деревни самоограничением в потреблении продуктов животноводства и соблюдением религиозных постов. С экономическим укреплением крестьянских хозяйств возросла калорийность потребляемой пищи. Если в 1922 г. в дневном рационе тамбовского крестьянина она составляла 2250 единиц, то к 1926 г. увеличилась почти вдвое и исчислялась 4250 калориями. В том же году калорийность дневного потребления воронежского крестьянина составляла 4410 единиц. Качественного отличия в потреблении продуктов питания различными категориями деревни не наблюдалось. Калорийность дневного потребления зажиточного крестьянина превосходила показатель других групп деревни незначительно.

Из вышеприведенного обзора пищи крестьян черноземных губерний видно, что основу рациона сельского жителя составляли продукты натурального производства, в нем преобладали продукты растительного происхождения. Достаток пищи носил сезонный характер. Относительно сытый период от Покрова до святок сменялся полуголодным существованием в весенне-летнюю пору. Состав употребляемой пищи находился в прямой зависимости от церковного календаря. Питание крестьянской семьи выступало отражением хозяйственной состоятельности двора. Отличие в пище зажиточных и бедных крестьян заключалось не ее в качестве, а в количестве.

Author : Безгин В.Б.
Title : Крестьянская повседневность. Традиции конца XIX - начала XX века.
City, Year : Москва, Тамбов, 2004.

Природа щедро делится с нами своими дарами – растительными и животного происхождения. Люди с давних времен охотились и занимались собирательством, а из трофеев готовили еду. Поэтому в рационе человека присутствуют и растительные продукты, и мясные, это – жизненная необходимость.

Баланс растительных и животных продуктов

Рацион питания надо строить в зависимости от возраста человека, его профессии, климатических условий, в которых он проживает, состояния здоровья. Но в любом случае в меню необходимо включать различные продукты, содержащие широкий спектр ценных элементов. При этом употреблять продукты разнообразного происхождения – животного и растительного – надо в определенном соотношении, учитывая потребность в них организма. Традиционная крестьянская еда очень близка к этим правильным пропорциям.

Так, по данным научных исследований, человек должен употреблять ежедневно до килограмма растительных продуктов, тогда как мяса достаточно всего двести граммов. Желающие могут отдавать предпочтение вегетарианским блюдам, но только при условии пропорционального их сочетания с более калорийными мясными и рыбными.

Как питались предки

Многовековой народный опыт свидетельствует о том, что земледельцы и собиратели питались довольно рационально. В холодные времена в пищу шли заготовки – соления, мочения, сушеные овощи, грибы и ягоды. Весной, когда не хватает витаминов, крестьяне собирали дикорастущие растения, такие как лебеда, подорожник, сныть.

Крестьяне широко использовали дары леса. Огромным подспорьем для них были грибы, ягоды, орехи (из орехов выжимали масло). Для приправ брали дикий чеснок, укроп, лук, мяту.

Хлеб – всему голова

Но основным продуктом для крестьянских семей, безусловно, был хлеб. Рецептов приготовления хлеба великое множество. В муку для выпечки главного блюда добавляли различные травы.

До сегодняшних дней дошли рецепты русского хлеба без дрожжей, с использованием заквасок. Последние готовились из ржаной муки, овса, ячменя. Такие продукты способствовали попаданию в организм полезных кислот, витаминов.

Супы и похлебки

Русская кухня богата разнообразными рецептами жидких блюд. В стародавние времена готовили супы и похлебки – жидкие блюда, которые хлебали ложкой.

Супы готовили на мясных, овощных, грибных или рыбных бульонах с добавлением различных трав только по праздникам. В будние дни обходились похлебками, приготовленными на воде с добавлением круп, овощей; для придания сытости забеливали молоком или сметаной.

В современной кулинарии супы приобрели повседневное значение, а травы добавляют для придания более выраженного вкуса.

Красна изба пирогами

В русской кухне огромное количество рецептов мучных блюд, которые готовят по всему миру:

  • блинчики из муки гречишной, овсяной, кукурузной;
  • пироги с капустой, грибами, рыбой, морковью;
  • пряники медовые и коржики сахарные;
  • куличи и кулебяки.

Пекли мучные изделия, замешивая тесто на закваске; это было долго и не всегда удобно, поэтому, в большинстве случаев, хозяйки баловали свои семьи по праздникам. К тому же люди много работали, и готовить сложные блюда попросту не было времени, нужно было быстро и сытно накормить большие крестьянские семьи после длинного трудового дня. Позже, кода появились дрожжи, аромат пирогов стал доноситься каждый день из любой избы.

Что пили в старину

Из душицы, ромашки готовили вкусные и полезные напитки. О квасах и говорить нечего: в каждой избе можно было отведать несколько видов этого напитка. Также готовили медовухи, бражки, сбитни.

Вся крестьянская еда основывалась на растительной пище. Конечно, готовились и мясные блюда. Но в старину люди больше понимали пользу растений. Рецепты народной кулинарии, дошедшие до современности, не просто произвольные, они проверялись веками; каждый из них содержит абсолютно пропорциональное сочетание продуктов. Поэтому стоит почаще обращаться к старинным крестьянским блюдам, хотя бы для того, чтобы укрепить здоровье.

Текст: Карина Сембе

Не так давно, зайдя поужинать в ресторан, я обнаружила в меню вареники с зайчатиной и лесным орехом на подушке из топинамбура, и поразил меня вовсе не состав блюда, а то, что оно было заявлено как вариация на тему крестьянской кухни. В рамках той же программы официант рекомендовал закусить шоколадными конфетами с гречкой и сублимированным чесноком, но это отдельная история. В другом заведении на днях предлагались более понятные блюда европейской кухни: телячьи мозги, жаркое в булке хлеба, суп с куриными потрохами, похлёбка с опалённой говядиной. Еда с «фольклорным» духом - и хитрый фьюжн, и классика национальных кухонь с поправкой на современность - наконец переживает реставрацию: её всё чаще берут в оборот серьёзные шеф-повара и кулинары-любители. Правда, в процессе поедания (и оплаты) такого ужина может возникнуть закономерный вопрос: что из этого действительно еда бедняков, а что - современные гастрономические фантазии.

При погружении в тенденцию сразу выяснилось, что не все её видят: мол, крестьянская кухня была всегда. Это так, но, во-первых, теперь её готовят в ресторанах высокой кухни, во-вторых, блюда, которые нынче принято называть крестьянскими, далеко не всегда таковыми являются. Наблюдения подтвердило Technomic, исследовательское и консалтинговое агентство в сфере питания: оно выясняет гастрономические тенденции, беседуя с рестораторами, поварами и посетителями заведений по всему миру. Одним из главных кулинарных трендов 2016 года Technomic назвало «крестьянский» вектор в гастрономии, или peasant cuisine: «Крестьянские блюда - традиционные или обновлённые, в разных формах и сочетаниях - переживают подъём. Всевозможные фрикадельки и колбаски, русские и английские пирожки, испанские эмпанадас, французские тосты, сырный хлеб, овощи на углях».

Может показаться, что любая национальная кухня - это та самая «бедная» кухня, ведь сытное и жирное привыкли считать крестьянским. Но многое из того, что сейчас проходит под названием европейской крестьянской кухни в гастрономических обзорах - мясо, фаршированное мясом, насыщенные закуски из потрохов и тому подобное, - скорее про застолье Гаргантюа и Пантагрюэля, чем про ужин бедняка. Такие блюда всегда были традиционной пищей более-менее зажиточных горожан, вельмож или монахов (во многих монастырях аскеза была крайне условной). Это становится понятно, скажем, из книги Массимо Монтанари «Голод и изобилие», где культурная и экономическая жизнь Европы раскрывается через историю питания разных эпох и народов - от древних римлян и викингов до французских буржуа. Вообще, все историки сходятся в одном мнении: в хорошие времена крестьянская кухня была относительно достойной, но хорошие времена случались нечасто.

Вплоть до пришествия картофеля европейская крестьянская пища состояла в основном из хлеба: из-за него то и дело случались хлебные бунты, а сам он был далёк от того, что нам продают в гастрономических лавках под видом крестьянского цельнозернового багета. Хлеб деревенских жителей состоял не только из муки, но и из стеблей, половы, а иногда и из травы и даже опилок. Остаток дневного рациона восполняли маслом, сыром, разбавленным вином и пивом, иногда яйцами и небольшим количеством овощей, реже - мясными заготовками, а по праздникам - мясной похлёбкой. Специй европейские крестьяне не знали и, если не жили в прибрежных селениях, рыбы тоже не видели.

В Италии искусство создания достойных блюд практически из ничего достигло совершенства и получило название cucina povera («бедная кухня»). Оттуда пришло и выражение «хорошая кухня в тяжёлые времена». О кулинарной стороне борьбы за выживание, в частности, во время Второй мировой войны, говорят блюда, по сей день популярные в Италии: на севере - pappa al pomodoro (пюре из чёрствого хлеба и помидоров), ribollita (овощной суп-ассорти из бобов, кореньев и листьев), pasta alle briciole (паста с хлебными крошками, «пармезаном бедняков»); на юге - frittata di maccheroni alla napoletana (запеканка из макарон по-неаполитански), riso e patate (рис и картофель). Один из ярчайших образцов такой кухни - trippa alla romana, рубец, тушенный в томатном соусе. В своё время мясо шло на стол зажиточных граждан, а субпродукты являлись чуть ли не единственным источником животного белка для многих простых людей.


Сегодня у деревенских жителей многих регионов Европы дела идут несколько лучше, но современные вариации шеф-поваров на деревенскую тему - это совершенно другой, изысканный вкус и непростая подача. Называя крестьянской новую креативную кухню, вдохновлённую традиционными блюдами всех времён и сословий, мы слегка вводим себя в заблуждение, не говоря уже о том, что в современных условиях не каждый работающий горожанин может позволить себе закупить ингредиенты для «обеда бедняка» из кулинарных гидов. К слову, во многих странах - преимущественно в бывших колониях - по понятным причинам практически вся национальная кухня по умолчанию «бедная». Например, «секрет» растушенной до волокон говядины «ропа вьеха» - популярного блюда канарской и кубинской кухни с сефардскими корнями - крайне прост: очень старое мясо плохого качества требует варки или распекания в течение нескольких часов (вот вам и весь slow cooking).

Реальный российский вариант «бедной кухни», а именно советская - настоящее испытание дефицитом. С гастрономической точки зрения это явление без корней, но и настоящая крестьянская кухня в России, разумеется, была. Просвещением по этой части занимается Максим Сырников, среди прочего он описывает и настоящую крестьянскую кухню: в русской, как и в западноевропейской, было много хлеба и очень ценился жир. В своих книгах о еде Сырников приводит рецепты огуречной похлёбки и ботвиньи, грибной лапши и сибирских сдобных булочек - шанег . Сегодня нередко встретишь и адептов кулинарии в духе Елены Молоховец , но это, разумеется, не пища крестьян, а скорее русский эквивалент cuisine bourgeoise, появившейся во Франции в XIX веке. О влиянии крестьянской кухни на шеф-поваров России и мира мы расспросили Анну Масловскую, ресторанного критика и шеф-редактора раздела «Еда» в «Афише Daily».

Анна Масловская

Не могу сказать, что тенденция к переосмыслению крестьянской кухни в России развивается активно. В большинстве городов в ресторанном меню скорее встретишь чебуреки, пельмени, вареники, оливье, сельдь под шубой, рассольник. Это, конечно, не вписывается в феномен крестьянской кухни. Настоящую если и можно попробовать, то в ресторанах Бориса Зарькова, где шеф-повар Владимир Мухин старается взять максимум от русской национальной кухни: она его прославляет, он её осовременивает. Как раз Мухин заимствует детали из крестьянской пищи: отсюда в меню, например, посекунчики - маленькие пирожки с мясной начинкой. Вместе с тем он переосмысливает традицию и делает «крестьянские» блюда мало того что съедобными, но ещё и очень вкусными, но это, конечно, уже далеко от крестьянской кухни в прямом смысле.

В современном взгляде на традиционную кухню есть два вектора. Талантливые «свободные художники» среди поваров могут делать подачу очень декоративной - ты получаешь, условно говоря, желе из топинамбура с порошком из хрена. Другая история - когда еда придумана не менее интересно и хитро, с юмором и большим умом, когда она содержит в себе опыт многих гастрономических путешествий, но подача при этом простая и даже нарочито брутальная. Каждый из шеф-поваров на фестивалях креативной кухни уникален и всё делает по-своему, но можно отметить эти две параллельные тенденции. «Простая» еда прикидывается, что в ней нет ничего такого, но, попробовав подобное блюдо, ты понимаешь, что это не сравнится с обычной деревенской похлёбкой или перловой кашей. Ум и хороший вкус сквозит через эту еду, поданную просто и небрежно. Такой вариант современной кухни мне нравится больше - это как минималистичная интеллектуальная мода в одежде, где нет ничего напоказ, а всё дело в крое, материалах, и вещи выглядят очень smart. Хотя в этом, может быть, даже больше выпендрёжа.

Тонкий «выпендрёж» высокой кухни превращает деревенскую гастрономию во что-то свежее, более доступное восприятию и, главное, очень вкусное. Ведь в оригинальной рецептуре блюдо бедной кухни далеко не всегда хочется или вообще возможно есть. Современные рестораны и фестивали еды дают возможность открыть для себя новые продукты - от зерновых до дичи, взять на заметку интересные сочетания овощей или методы приготовления. Пусть подобные изыски иногда выглядят комично, в целом тенденция приятная.

На фоне «желе из топинамбура» и «порошка из хрена» куриная печень с майораном и гороховое пюре для гурманов-новичков - любопытное новшество, а для фанатов кулинарии - долгожданная возможность поесть в ресторане «как дома». Правда, направление кухни по следам крестьян и охотников развивается вместе с сомнительным бумом на всё фермерское и органическое. Несмотря на доводы науки и здравого смысла многие потребители уже составили радикально и, согласно опросам Technomic, всё чаще будут требовать в ресторанах блюд из фермерских продуктов без ГМО или маркировки генетически модифицированных ингредиентов в меню.

Кого-то может возмутить совсем не крестьянская стоимость нового национального фьюжна, но, к счастью, идеи и труд в современном обществе положено оплачивать. Вообще, очевидно, такая игра в старых фермеров - своеобразная забава для фантазии. Мария Антуанетта переодевалась в пастушку и играла в пастораль в Версале, изображая простую деревенскую девушку. А теперь крестьянским мирком на день для шеф-поваров и гурманов, ищущих нового, может стать любой фермерский рынок, фестиваль еды или собственная кухня.

Вряд ли кто-то станет оспаривать утверждение о том, что еда – одна из базовых потребностей человека. Так было,так есть и так будет. Но для историка изучение питания в ту или иную эпоху представляет интерес особого рода. Сведения, почерпнутые исследователями из рецептов, сохранившихся правил поведения за столом, археологических находок и т.п. составляют дополнительную информацию, проливающую свет на жизнь общества в целом.

Разумеется, не каждый период средневековой истории одинаково богат письменными источниками. По этой причине, например, нам мало что известно о развитии европейской кулинарии до XII . В то же время совершенно ясно, что фундамент средневекового поварского искусства был заложен именно тогда, чтобы в XIV веке достигнуть своего апогея.

Прогресс в сельском хозяйстве

В немалой степени на этот процесс повлияла так называемая аграрная революция X- XIII веков. Одной из ее составляющих была трехпольная система севооборота, при которой треть, а не половина посевной площади, отводилась под пар. Такой более прогрессивный метод обработки земли позволял эффективнее бороться с неурожаями: если погибали озимые можно было рассчитывать на яровые и наоборот.

Освоение целины, использование железных сельскохозяйственных орудий, включая колесный плуг с отвалом, также способствовали увеличению урожайности и более разнообразному питанию. Как следствие, в течение Средневековья (до страшной ) европейское население значительно выросло. Согласно оценке М.К. Беннета, в 700 году в Европе проживало приблизительно 27 млн. человек, в 1000 – 42 млн., а в 1300 – 73 млн.

Выращивали полбу, ячмень, сорго, просо, овес, пшеницу, но более всего рожь. С распространением христианства предписания св. Бенедикта в области питания послужили увеличению производства вина, растительного масла, хлеба и постепенному распространению этих продуктов с юга Европы на север.

Однако достижения в области сельского хозяйства вовсе не исключали голода, с завидной периодичностью терзавшего европейцев. И уж точно средневековый рацион, даже если речь идет о питании высшей аристократии, нельзя назвать здоровым с точки зрения современной диетологии.

Не стоит забывать и о том, что в Средние века европейцам пока еще не были известны продукты, без которых наша кухня немыслима сегодня, – кукуруза, помидоры, подсолнечник, картофель. Таким образом, самыми употребляемыми огородными культурами были капуста, лук, горох, морковь, чеснок, фасоль, бобы, чечевица, репа.

Питание крестьян в Средние века

Питание в Средние века было отражением социального положения человека. Более того, пища была неотъемлемой частью средневековой медицины, о чем свидетельствуют сохранившиеся трактаты, где рецепты блюд, предписываемых в качестве лечения, занимают не последнее место. Но рассмотрим подробнее, чем ежедневно питались европейцы.

Ежедневный рацион крестьян

Крестьянам, составлявшим большинство населения Европы, приходилось довольствоваться малым. Каша – основа их рациона, дополнялась чаще всего похлебкой, овощами, бобовыми, реже фруктами, ягодами, орехами. Ржаной хлеб или серый, представлявший собой смесь пшеничной, ячменной и ржаной муки, с XII века стал обязательным «сопровождением» крестьянской трапезы.

И только во время больших торжеств, как, например, во время Рождества, жители деревень «пиршествовали» мясом. Свинину ели все праздники, а остатки засаливали, чтобы хоть как-то разнообразить скудное зимнее меню. Закалывание поросенка в конце года было настоящим событием, что нашло свое отражение в знаменитом «Роскошном часослове герцога Беррийского»: на декабрьской миниатюре братья Лимбург запечатлели охоту на кабана.

Во Франции с XI века стали высаживать каштановые рощи. Каштаны, называемые еще хлебным деревом, служили источником муки, которая спасала бедняков, а порой и не только их, в голодные годы. В это же время стали солить и коптить рыбу, употреблявшуюся в пищу как в постные дни, так и в скоромные. На столе зажиточных крестьян, помимо злаков и овощей, бывали яйца, мясо домашней птицы, сыр овечий или козий и даже блюда, приправленные специями.

Кстати, о специях – имбире, гвоздике, перце и т.п. Разумеется, крестьянский дом не был тем местом, где они широко употреблялись, ведь стоили специи дорого. Поэтому чаще всего пользовались доступными приправами, чтобы придать новый вкус однообразной пище. В ход шла мята, укроп, горчица, чеснок, петрушка и пр.

Итак, в урожайные годы ежедневное питание крестьян средневековой Европы состояло из неизменного тандема – серого хлеба и полужидкой зерновой каши. Жареные блюда были большой редкостью. Чаще подавали блюдо, бывшее чем-то средним между супом и рагу, к которому отдельно готовили соус из кислого вина, орехов, хлебного мякиша, пряностей и лука.