Евангелие от луки 11 глава толкование. Толкование Евангелия от Луки

11:2-4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф. 6,9-13. Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве ("когда молитесь, говорите так..."), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки - в ответ на конкретный вопрос одного из учеников.

11:2 Отче. Этим словом передано арамейское "авва", слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети.

да святится имя Твое. Букв.: "пусть будет освящено имя Твое".

да приидет Царствие Твое. См. 17,20.21; статью "Молитва".

11:4 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф. 6,14.15; Мк. 11,25.26.

не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1 Кор. 10,13).

11:13 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны.

11:15 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул - имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как "господин навоза", "господин мух" и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк. 3,22.

11:16 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14).

11:20 перстом Божиим. Как и в Исх. 8,19, это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12,28) сказано: "Духом Божиим", что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки.

то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия.

11:21-22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти "князя мира сего".

11:24 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9,41.

11:25 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра.

11:29 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры.

11:30 как Иона... так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти.

11:31 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена.

11:32 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы (Иона 3,6-10).

11:34 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение - "если око твое будет чисто".

11:38 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

11:39 внешность... очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Фарисеи тщательно следили за тем, чтобы не осквернить свое тело контактами с ритуально нечистыми предметами и людьми, зачастую забывая при этом о чистоте внутренней, духовной. Скрупулезное соблюдение предписаний относительно ритуальной чистоты отнюдь не предохраняет душу от осквернения злом и грехом.

11:41 Подавайте... из того, что у вас есть. Букв.: "...из того, что у вас внутри".

11:42 горе вам. См. ком. к 6,24.

даете десятину. Первоначально приношение десятины являлось изъявлением любви и благодарности Богу. Ко временам Иисуса десятина многими воспринималась формально.

11:43 любите председания в синагогах. Сидеть в синагоге лицом к собравшемуся там народу было очень почетно; такие места отводились особо видным членам общины.

11:44 как гробы скрытые. Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19,16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, "скрытая" могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами - источник осквернения.

11:45 из законников. Законники, т.е. люди, сведущие в законе, были одновременно сведущи и в вопросах веры, поскольку закон был дан Израилю Самим Богом.

11:46 налагаете на людей бремена неудобоносимые. С самыми благими намерениями законники дополняли богоданные постановления все новыми и новыми предписаниями и обращали закон в тяжкое бремя для израильского народа.

11:49 премудрость Божия сказала. Следующие далее слова не являются цитатой из ВЗ или какого-либо другого известного текста: Иисус Сам является Премудростью.

11:51 от крови Авеля. Авель был первым человеком, принявшим смерть от руки ближнего (Быт. 4,8).

до крови Захарии. Захария - последний из пророков, об убийстве которого говорится в ВЗ (2 Пар. 24,21.22). См. ком. к Мф. 23,35.

11:52 взяли ключ разумения. Присвоили себе право толковать и изъяснять Закон Божий и Слово Божие.

берегитесь закваски фарисейской. В Писании "закваска" часто символизирует зло и грех.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.


Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался! А Он ублажает тех, кои соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что родила Его и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей. Говорит это вместе и потому, что идет ко времени. Поскольку завидующие Ему и неслушающие слов Его поносили слушающих, то Он вопреки им особенно ублажает слушающих. Может быть, Он говорит это и ради исцеленного глухого, чтобы и он, выслушав слово, соблюдал оное, чтобы (дарованная ему) способность слышать не послужила ему в осуждение. - Когда народ стал сходиться во множестве, Господь начал обличать неразумных. Между ними было несколько таких, кои желали, чтобы Иисус совершил знамение с неба; ибо говорили: знамения, какие Он творит, суть от земли, и Он творит их силой веельзевула, князя мира, имеющего власть над землей; а знамения с неба Он не может сотворить, потому что Он не есть Сын Отца Небесного. Поскольку некоторые так говорили, то Господь обличает их и говорит: дастся вам знамение, которое докажет, что Я - истинный Сын Небесного Отца. Какое же? Знамение Ионы, то есть знамение Воскресения. Ибо как он провел три дня во чреве китовом, так и Я пробуду три дня во чреве кита, великого животного, то есть ада, и воскресну. Когда Иона, выброшенный китом и как бы снова оживший, начал проповедовать, то ниневитяне послушались; а Мне и после Воскресения Моего род сей не поверит. Поэтому они будут осуждены за то, что не подражали ниневитянам, хотя здесь больше Ионы. Ибо Мое достоинство и способ проповеди представляют большое различие. Я - Владыка, он - раб. Я проповедую Царство Небесное, он - спасение от угрожающей погибели, Я совершаю чудеса, он не сотворил никакого чуда. - Равным образом и царица южная осудит род сей, ибо она приходила с конца земли слушать премудрости Соломона. - Под "царицей южной" разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре. Объяснюсь. Север, когда служит символом местопребывания противника, Писанием не одобряется, потому что он холодит и наводит омертвение и оцепенение; а юг (как противоположный северу) одобряется, потому что южный ветер приносит теплоту, оживление, отогревает и оцепеневшие части. Поэтому и в Песни песней невеста, прогоняя север, говорит: "Поднимись с севера и принесись с юга" (Песн.4:16), и пророк опять говорит: "И пришедшего от севера удалю от вас", то есть сатану (Иоил.2:20). Итак, душа, царствующая на юге, то есть в благодатной стране духовной жизни, и окрепшая чрез упражнение в деятельности, приходит слушать премудрость, то есть восходит к созерцанию. Ибо премудрость Соломона, мирного царя, есть созерцание Господа и Бога нашего, которого никто не достигнет иначе, если чрез упражнение в деятельности не сделается царем и владыкой в добродетельной жизни.


11:1- 4 Образец молитвы христианина к Богу:
1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Молитва Иисуса отличалась от молитвы книжников и фарисеев, иначе ученики не стали бы просить его научить их молиться, ведь книжники и фарисеи молились публично при всём народе и во всеуслышание, их молитвы при желании можно было бы давно выучить наизусть.
Однако учеников Христа, судя по всему, молитвы фарисеев не привлекали.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
П
о содержимому и характеру молитвы - и сегодня, думаем, можно отличить христианина: христианин ждёт освящения имени Бога Иеговы, прихода Его Царства и исполнения воли Его на земле, просит прощения за грехи и защиты от искушений, благодарит Бога за всё необходимое, подаренное для жизни.
Фарисей же всё больше разглагольствует о своих заслугах пред Богом и просит Его обратить на это внимание.

Заметим ещё одну интересную деталь: согласно Библии, Отец Иисуса Христа не сразу всех назовёт Своими зрелыми сыновьями и меньшими братьями первенца Христа (Мтф. 25:33,40): кто-то достигнет зрелости сыновей Божьих - ещё в этом веке (Римл.8:15), а кому-то надлежит возрастать до этого духовного возраста ещё целую тысячу лет при помощи меньших братьев Христа (Евр. 11:39,40;Откр. 21:4,7)

Однако считать Отца Иисуса - и своим Отцом небесным, возрождающим к вечной жизни - могут абсолютно все христиане независимо от того, смогут они в этом веке достичь духовного совершенства Христа или нет.
Не сказал Иисус молиться своему будущему Отцу, но сказал молиться своему Отцу - в настоящем времени: как взрослые сыновья, так и ничего не смыслящие младенцы - все равно дороги Отцу.

3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Бог не создаёт искушений для нас, но оставляет за ними право на существование. Просьба «не введи нас в искушение» означает просьбу о помощи для того, чтобы не согрешить и выстоять в моменты искушений.

См. также разбор Мтф. 6:9-15

11:5-8 Притча о неотступности прошений показана для примера неотступности молитвы к Богу:
5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

Иисус наглядно показывает, что ожидать мгновенной реакции и помощи от Бога в ответ на молитвенные просьбы к Нему - нет оснований. Понятно, не потому, что Бог занят, Ему некогда или Ему не хочется напрягаться, отвечая на просьбы сразу же - пример не это показывает.
Притчей Иисус показывает важность настойчивости в молитве к Богу: настойчивость и неотступность показывают Богу, что они христиане очень сильно нуждаются в помощи, что они не шутят.
Если бы друг попросил хлеб один раз и на этом остановился, успокоив себя тем, что «ну не получилось» - его просьба не была бы удовлетворена

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
Только для того, чтобы друг отстал от него и дал покой - друг просителя даст необходимое при настойчивой просьбе и неотступности.
Такой же подход должен быть и в молитве к Богу:

11:9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
Здесь показан принцип
прикладывания немалых усилий для того, чтобы добиться положительного результата в каком –либо действии: в молитве или в делах, неважно. Без усилий результат ожиданий может быть нулевой.

Однако христиане должны понимать, что не всякую просьбу Бог пожелает выполнить: в притче друг просил о хлебе, о том, что насыщает и приносит пользу. Подразумевается, что по пустякам проситель не стал бы беспокоить друга ночью и будить его, только очень важная потребность побудила его обеспокоить друга.
Христиане должны научиться различать, что из просимого принесёт им пользу, а что нет, ибо Бог не станет помогать в бесполезном.

11:10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Как возможно обрести помощь от Бога? Например, просим о помощи в том, чтобы научиться излагать доступным языком благую весть и не иметь страха пред людьми. Молимся о помощи и ОДНОВРЕМЕННО действуем в этом сами - в соответствии со своей просьбой к Богу о помощи в этом: идём в проповедь и пытаемся говорить. Не один раз, и не два. Настойчиво и неотступно. И однажды настанет день, когда мы ощутим, что добились своего: перестали бояться говорить с людьми.

То же - в борьбе с плохими привычками: просим помочь оставить их и ОДНОВРЕМЕННО - прикладываем усилия, чтобы подавлять желание согрешить и не согрешать. Не раз и не два. Неотступно и настойчиво. И однажды настанет день, когда само по себе желание плохой привычки отпадёт: об этом позаботится Бог, видя наши настойчивые усилия покончить со злом.

Бог много дал человеку ещё при сотворении, нам остаётся только приложить усилие, и воспользоваться тем, что Он дал.
Не получим положительный результат только в трёх случаях: если не по воле Его просим (не для пользы Его интересов); если сомневаемся, что получим и если не трудимся сами над тем, чтобы получить.

11:11-13 Притча о том же, только с другой стороны: Бог в ответ на просьбы христиан не станет давать им то, что не принесёт им пользы:
Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Что самое важное в жизни христианина? Наличие Божьего духа в нём, поэтому более всего христианин должен направлять свои просьбы к Богу о том, чтобы Он дал ему вместить святой дух, понять Божье мироощущение, Его чувствования и Его образ мыслей:
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Заметим, Иисус сравнил необходимость в получении святого духа для христианина - с необходимостью хлеба и рыбы для голодных. То есть, христианину должно быть естественно и свойственно просить у Отца прежде всего – святой дух, помогающий видеть жизнь глазами Бога и понимать её соответственно также.
Всё остальное его не сильно заботит.

11:14,15 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
Чудо исцеления иудеи почему-то поспешили приписать силе действия дьявола: будучи настроенными против Иисуса и относясь к нему с подозрением, они не могли без предвзятости воспринять доброе дело.

Женевская:
Веельзевул - имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как "господин навоза", "господин мух" и применяли к предводителю сонма бесов.

11:16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
А кто-то так и не понял, что чудо исцеления - как раз знамение с неба и есть

11:17,18 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет;
Иисус показал абсурдность предположения об изгнании бесов силою повелителя бесов: если в его бесовской империи дело дошло до того, что бес беса гоняет, то плохо дело, не устоит империя дьявола:
18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

11:19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Иисус приводит второй аргумент абсурдности такого предположения: ведь их сыновья точно так же, как и он, тоже исцеляли больных, как они сами считали. Если Иисусу выдвинули такое обвинение, то и их сыновьям можно было предъявить точно такое же обвинение, с чем они, естественно, не согласились бы. Значит, и Иисуса обвинять в сговоре с дьяволом - нет никаких оснований.

11:20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иисус показывает, что если его нельзя обвинить в бесовщине, то остаётся только один вывод: исцеление проведено благодаря действию Божьей силы (перст Бога обозначает, что действие Бога ч ерез Иисуса - внешне проявилось исцелением больного)

11:21,22 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

Здесь Иисус показал, что дьявол – хотя и силён, но приходит сильнейший - Иисус - и отбирает оружие дьявола, на которое тот надеялся: бесы бессильны против силы Божией.

11:23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Для того, чтобы не быть с Христом, не обязательно непременно разрушать построенное Богом. Но достаточно ничего не делать для того, чтобы Божье - строилось.
Многие говорят: «да разве я против Христа? Живу себе мирно, зла никому не делаю». И искренне так и считают, что этого достаточно для того, чтобы быть с Христом.
Но у самого Христа другое мнение на этот счёт: кто не собирает с ним людей для Бога, кто не сеет с ним слово Бога, тот - ПРОТИВНИК ему.

11:24-26 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Н
едостаточно изгнать демонов (просто перестать творить зло). Необходимо начать после этого творить добро. Если перестать делать злое, но не наполнить свою жизнь делами Божьими, то вскоре в пустой дом может вернуться зло с увеличенной силой.
Рано или поздно, но нам всё равно придётся сделать выбор, стать холодными или горячими, или этот выбор будет сделан за нас.

11:27,28 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
Ж енщина чисто по-женски и по-матерински представила, как, должно быть, счастлива мать Иисуса, родившая ТАКОГО сына. Восхваление Марии продолжилось и после её смерти: много икон и молитв посвящено деве Марии, и многие ищут чудодейственной силы и покровительства от неё или от лика других людей, возведённых в ранг святых, пытаясь получить благо благодаря их праведности. И того не разумеют, что благо по слову самого же Христа –можно и нужно получить благодаря собственному стремлению к праведности и вере в искупление им:

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Ничья праведность не поможет нам, если мы сами не станем стремиться к праведности. Сколько бы мы не пели дифирамбов и не восхваляли тех, кто получил у Бога доброе имя, это не поможет нам спастись. А вот соблюдение слова Божьего - поможет.

11:29,30 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения
Лукавость рода, не желающего верить тому, что Христос - посланник Бога, проявлялась в бесконечном требовании чудес - и это при том, что Иисус их совершал в большом количестве. То есть, не чудеса нужны были этому роду на самом деле, а поиск повода, при помощи которого возможно было бы «опустить» авторитет Иисуса

и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; как для Ниневии знамением было исчезновение Ионы на три дня, а затем возвращение его из небытия, так и для рода сего знамением должно было стать возвращение Иисуса из небытия - воскресение его на третий день после смерти (исчезновения):
ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

11:31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Царица Савская, приехавшая издалека (территория современного Йемена) - проделала такой огромный путь ради того, чтобы услышать Соломона, Божьего избранника в Израиле. А в Иудее большего «Соломона» - Иисуса Христа, рядом живущего и никуда ездить не надо - не воспринимали серьёзно и не желали интересоваться мудростью его.
Естественно, её интерес к мудрости Божьей - не останется незамеченным у Бога, а за отсутствие интереса к Иисусу Христу - Иудеи пострадают

11:32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Жестокая языческая Ассирия - и та восприняла слово Божьего пророка, а называющие себя Божьими праведниками - пренебрегали и словом Божьим и большим, нежели Иона, пророком Божьим

11:33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Иисус - свет, источник просвещения знаниями от Бога. Абсолютно бессмысленно было бы Иисусу «зажигать свечу» (просвещать христианина) для того, чтобы спрятать ее под кроватью: там она не осветит путь никому и не принесет никакой пользы.

Поэтому все, кто зажёгся от Христа и взял от него Духа просвещения, показывающего путь спасения, - и сами должны светить СОБОЮ: своим поведением, образом жизни, мыслей и правильными знаниями от Бога.

11:34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Глаз - это своего рода «окно», через которое в человека проникает духовный свет. От состояния окна зависит, светло ли в комнате или темно. Если окно чистое и не разбитое, вся комната освещена хорошо и возможно сделать её чистой, увидев грязь.
Если окно грязное или намёрзшее - комната будет освещена плохо, сделать чистой такую комнату – сложнее.

Свет или тьма взгляда человека зависит от того, насколько его понятие о добре (о светлом) и зле (о тёмном) - согласуется со взглядом Бога.

11:35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Ч
еловек имеющий в себе свет – не может не светить: христианин должен быть заметен окружающим добрыми делами, в Боге соделанными, и чистыми помышлениями.
Но Иисус предупредил, что не всякий источник света – человек, считающий, что представляет на земле Божий свет - на самом деле излучает свет Божий. Всё зависит от «глаза», от источника правильного или неправильного вИдения положения вещей. Если у глаза вИдение правильное – Божье или Христово, то и свет от человека (его дела, поступки, образ мыслей, знания) будет исходить Божий. Если нет, то и «свет» может насамом деле оказаться тьмой.

11:36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
То же относится и к чистоте тела христиан, не имеющего «пятен» греха на себе : если есть тёмное пятно в христианине, то светильник Бога не имеет возможности в полной мере светить через затемнённое тело христианина, так как тёмные пятна имеют свойство поглощать свет, и такой христианин поневоле будет светить искажённым светом.

Если подытожить информацию Христа по возможности христианину светить в мире Божьим светом, то получится примерно такая формула:
правильное восприятие положения вещей + праведный образ жизни = возможность светить светом Бога.

Обличение фарисеев и законников:
11:37
Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

Христос не пренебрегал возможностью общаться ни с кем из тех, кто изъявлял желание с ним поговорить. Даже заведомо зная, кто перед ним и каков будет конец разговора - он просто делал своё дело, сея слово Божье повсюду, не взирая на лица и конечный результат, ибо знал, что любой результат, даже отрицательный - это тоже результат по разделению человечества на принимающих слово Бога и отвергающих его.

И сегодня, сея слово Божье в мире, не стоит проявлять лицеприятие, разделяя людей по своему усмотрению на тех, кто достоин нашего внимания, а кто - нет: по замыслу Бога весь мир должен услышать слово Его (Мтф.24:14).

11:38,39 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом.
Странно фарисею было узнать об Иисусе такую деталь: он, оказывается, не соблюдал церемониальный ритуал мытья рук, установленный толкователями заповеди «будьте святы» (чисты). Смысл ритуала фарисеи свели к следующему,
Женевская
:
речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

Если бы Иисус согласился умыть руки церемониальным образом по "преданиям старцев", то, тем самым, он утвердил бы эти предания, а все ревнители "преданий человеческих" получили бы повод в будущем требовать их исполнения иот других христиан на основании всего лишь того, что это делал сам Господь.
Некоторые конфессии и сейчас в качестве аргумента для соблюдения преданий своих "старцев" используют стих Матф 23:3:
итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.

Однако, тем, что Иисус не только не стал мыть руки, но и объяснил своё отношение
к человеческим обременительным заповедям, он чётко показал, что его совет "все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; " относится НЕ к соблюдению любых заповедей человеческих, а к соблюдению Моисеева закона, который на тот момент ещё не был отменён.

Итак, Иисус Христос не помыл руки перед едой, как того ожидал от него фарисей. С учениками - понятно, рыбаки и люди некнижные, что с них взять. Но тот, кто говорил о себе, что он сын Бога - по мнению фарисея должен был бы непременно мыть руки перед едой, ведь повеление «будьте святы» - это повеление его Отца, стало быть, не умывающий рук своих - не может быть сыном того, кто дал заповедь о чистоте.

Почему Иисус не умывал рук? Нарушал ли он этим заповедь Отца своего о соблюдении чистоты? Нет, потому, что, во-первых, заповедь о чистоте и святости - прежде всего к внутренней сущности человека относится: человек должен быть внутренне праведным для того, чтобы отражать сущность Божьих детей. А во-вторых, ритуал этот с соблюдением строгой последовательности омовения каждой части запястья - не Богом был установлен, а людьми, толкователями Его закона на свой взгляд.

Не умыв рук, Иисус не умыл их не потому, что не был чистоплотным, но для того, чтобы обратить внимание фарисея на сей факт и получить прекрасную возможность разъяснить, в чём же фарисей неправильно понимает эту заповедь Бога о святости:

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
То есть, фарисей должен был бы понять, что содержать в чистоте внутреннюю сущность - для Божьего служителя гораздо важнее, нежели чрезмерного беспокойства о чистоте внешности.

11:40,41 Далее Иисус разъясняет, в чём именно такой подход к пониманию заповеди Бога о святости - неразумен:
Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
То есть, если мыть руки и всё тело своё, и всю посуду и весь дом свой до стерильности, но при этом - не быть добрым, милосердным и сострадательным к людям, оскверняя свои внутренности злом - то нет в такой внешней чистоплотности никакой пользы для человека.

11:42 Далее Иисус ещё глубже вскрывает проблему фарисеев: все фарисеи по внутренней своей сущности (не по вероисповеданию) воспринимают поклонение Богу - как всего лишь соблюдение внешней стороны пунктов Его закона (буквы), которые заметны со стороны и помогают выглядеть праведниками. Однако они пренебрегают внутренней стороной Божьих требований (Его духом), в несоблюдении которых трудно уличить со стороны:
Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией:
Ведь кто может знать сердце фарисея? Кто может знать о том, что его суд - несправедливый? Или о том, что исполнительный и щепетильный по доставлению пряностей фарисей - презирает бедных соверующих, к примеру? Никто. Поэтому в глазах людей фарисеям удавалось приобретать репутацию праведников, и этого им было достаточно. А какая там у них внутренняя сущность - об этом они не беспокоились, и обновлять свою личность, превращая её в любящую - они даже и не планировали, ибо не понимали, что именно это - самое важное в поклонении Бога.

сие надлежало делать, и того не оставлять. Однако, говоря о преимуществе чистоты внутренней, Иисус не хотел сказать, что внутренне чистый может и не исполнять заповеди Бога по приношению в храм пряностей. Он показал лишь, что Божий человек - прежде позаботится о чистоте внутренней, а чистота внутренняя - побудит исполнять закон Бога во всём вообще, даже в мелочах.

11:43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Желание иметь авторитет в глазах людей - полностью поглотило фарисеев, их жизнь свелась исключительно к приобретению народного права занимать почётные места в присутственных местах. Но почему в этом - тоже горе для фарисеев? Потому, что если идти по пути приобретения человеческого признания и достигать почёта у людей, то путь к Богу будет утерян: слишком разные направления пути- у приобретения славы Божьей и у приобретения славы человеческой. И если человек решил идти исключительно «в люди», то к Богу он не придёт, и весь их вид показного благочестия - им не поможет спастись.

11:44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
Маскирующееся под Божьих праведников фарисейство - явление опасное для людей, так как их истинная сущность скрыта от большинства под маской праведника, в них сложно увидеть противников Бога, как сложно увидеть могилы под ногами и не наступить на них, чтобы не оскверниться.
Женевская:
Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19:16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, "скрытая" могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами - источник осквернения.

Поэтому и идущие за фарисеями и подражающие им, думая, что идут к Богу - могут так же не прийти к Богу в итоге, как и они сами, осквернившись от них, даже не зная об этом.

11:45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. К сожалению, этот законник не увидел в словах Иисуса ни шанса стать учеником Христа, ни пользы для себя лично с возможностью исправиться, став другим человеком с учётом замечаний Христа.
Он не советы Христа увидел и не шанс спастись, а личное оскорбление: то, что он воспринял обличение Христа и на себя - говорило о том, что и он был таким же, как хозяин дома - фарисей, к которому обращался Иисус.

Почему он воспринял слова Христа именно так? Потому, что не понимал, о чём Христос говорил: восприятие внешней стороны закона Бога мешало ему понять духовную сущность слов Христа; для него сравнение с гробами и упоминание о лицемерии прозвучали просто как оскорбления, ведь он считал себя праведником и не считал, что добиваться славы человеческой, мыть только руки, «не умывая» при этом сердце - этого плохо.

11:46 Возмутившийся был законником, и Иисус переключился на обличение и этих «праведников» в народе Бога, ничуть не больше приблизившихся к Богу в своём виртуозном понимании закона, чем щепетильные фарисеи:
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Эта категория Божьих служителей, отвечающая за толкование и применение законов в народе Бога, нарастила на законы Бога - ещё и свои требования, обложив народ Бога предписаниями излишними и трудными для выполнения, из-за чего народ считал, что никогда не сможет стать праведным (как, например, расписали длительный ритуал по омовению рук вместо того, чтобы остановиться просто на мытье рук).
Сами же законники часто не исполняли того, что требовали от людей, находя лазейки для себя в своих же требованиях.

11:47,48 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
Если законники с фарисеями, желая возвыситься в глазах народа и строя гробницы пророкам, говорили о том, что, дескать, «пророков убили отцы наши, а мы пророков любим и ценим, как видите» - то этим они признавали, что являются сыновьями именно тех отцов, которые убивают Божьих пророков.
Если бы они на самом деле их любили и ценили, то они не смогли бы назвать убийц Божьих пророков - своими отцами.

11:49 Потому и премудрость Божия сказала: Имеется ввиду, что Бог чрез Христа рассказывает истинную картину вещей в отношения принятия Божьих пророков, посылаемых к начальствующим в народе Бога с целью обратить его от злых путей:
пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
Иисус предсказывает, что те «праведники, кто так старательно возводит гробницы убитым пророкам, посланным к их отцам - по примеру отцов своих убьют и Божьих посланников, посланных к ним (2Прлпмн.36:14-16)

11:50,51 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

Бог через Христа предсказывает также, что «праведному» роду сему, во все времена появлявшемуся в Божьем народе и убивающему Божьих пророков, посланных к ним для вразумления - не сойдёт с рук ни одна капля крови, пролитая святыми по вине рода сего (он же - род лукавый и прелюбодейный, всё время ищущий знамений сверх уже представленных. Он же - род, который не пройдёт в народе Божьем и перед тем, как Иисус придёт во второй раз –Мтф.23:34-36)

11:52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
Законники и книжники "взяли ключ разумения" - звучит почти что как "взяли на себя руководство" Божьим народом.
То есть, они взяли на себя ответственность разъяснять слово Бога - Его народу. Но не оправдали этой ответственности потому, что и сами не поняли суть Божьего закона.
Вот и выходило, что они не только сами не вошли в число одобренных Богом, но и желающим войти в одобрение Бога - помешали своим неправильным разъяснением Божьих требований. Почему? Потому, что, идя неверным путём к Богу сами, они уклонили от пути к Богу и тех, кто доверчиво пошёл за ними.

Сегодня всем христианам не помешает держать в голове этот пример неудачного руководства Божьим народом древности и помнить о том, что берущие сами на себя руководство – сильно отличаются от тех, кому Бог даёт умение руководить и поручает Божий народ (Моисей, например, Христос, Апостолы). Следует сверять руководство тех, кто сам на себя берёт ответственность руководить народом Бога - с руководством тех, кому Бог лично доверил эту ответственность. Как это возможно?

Все, кому Бог лично дал эту ответственность - записали требования Бога к Своему народу, и сегодня о них можно узнать через исследование Писания. Проверяя по Библии учения и требования тех, кто сегодня сам берёт на себя ответственность руководить Божьим народом - можно сравнить, насколько они согласуются со словом Бога и всё,
что с ним не согласуется - не принимать для себя в качестве руководства к действию. Только так возможно не уклониться от пути к Богу: всегда проверять по Библейским указателям путь, по которому нас ведут к Богу взявшие на себя эту ответственность.

11:53, 54 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
Книжники и фарисеи забрасывали Иисуса Христа множеством вопросов, но, увы, не для того, чтобы обогатиться его знаниями, а исключительно для того, чтобы найти повод избавиться от него:

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Книжники и фарисеи, относящиеся к руководителям в народе Бога 1 века, имели власть над Иисусом весь период его проповеди и запросто могли его исключить из синагоги или убить. Оставалось только найти - ЗА ЧТО.
И они искали.

Надо сказать, что их стремление к славе человеческой помогли Иисусу Христу продержаться с проповедью ровно столько, сколько ему было нужно для исполнения своей миссии: несмотря на цинизм и корысть - внешние приличия подобия справедливости фарисеи и книжники всё же стремились соблюсти, без повода им не хотелось обвинять Иисуса, чтобы из-за этого не испортить свою репутацию праведников.

После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни метка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему!»

И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится;

В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои.

Не переходите из дома в дом.

И если придете в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат;

И исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: «приблизилось Царствие Божие».

Если же придете в какой город, и не примут вас, то вышедши на улицу, скажите: «и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие».

Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсиада! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

Но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

Эти стихи говорят о дальнейшем расширении служения уже не двенадцати учеников, а семидесяти. Число семьдесят было у иудеев символическим.

а) Это число старейшин, которые должны были разделить с Моисеем бремя правления и руководства народом в пустыне (Чис. 11, 16.17.24.25).

б) Также синедрион, церковный собор иудеев, состоял из семидесяти членов. Если же сравним семидесяти Иисуса с двумя руководящими органами, то увидим подобные обязанности.

в) Кроме того считали, что число народов всего мира также семьдесят. Лука был человеком обширных взглядов и можно предположить, что он думал о том дне, когда каждый народ земли будет знать и любить Господа.

Заметим и интересные дополнительные сведения. Среди городов, которых Иисус обрек на гибель — город Хоразин. Видимо Иисус совершил там много замечательных деяний. В истории Евангелий этот город не упоминается, и нам не известно ни одно деяние, совершенное Иисусом там, ни одно слово, произнесенное Им там. Это, как ничто другое, ясно показывает, как мало мы знаем из Его жизни. Евангелии не являются биографиями Иисуса, они дают лишь очерки из Его жизни (Иоан. 21,25).

Из этих стихов мы можем почерпнуть чрезвычайно важные сведения о проповеднике и слушателе.

1) Проповедник не должен быть обременен материальными ценностями; он должен путешествовать налегке. Ведь очень легко погрязнуть в материальном благосостоянии. Однажды некий д-р. Джонсон, ознакомившись с одним дворцом и образом жизни его обитателей, мрачно заметил: «Вот эти-то вещи и делают мысль о смерти невыносимой». Блага земли не должны бы вытеснять из нашего сознания небеса.

2) Проповедник должен полностью сосредотачивать свое внимание на поставленные перед ним задачи; ему не положено приветствовать встречных людей. Таково было наставление Елисея своему слуге Гиезию (4 Цар. 4, 29). Это не наставление к непочтительности; но напоминание, что Божий человек не должен озираться по сторонам или заниматься незначительными вещами, когда великие и более важные дела ожидают его.

3) Проповедник должен исполнять свое служение не ради наград, которые он мог бы справедливо ожидать; он должен есть то, что ему подают, не ходить из дома в дом в поисках более хороших условий и лучшей пищи. Уже в то время имелись нахлебники и приживальщики. Книга Учение двенадцати Апостолов, написанная около 100 г., и которая является первым уставом церкви, предостерегает читателя относительно пророков, странствующих из одного города в другой. Так вот в этом уставе записано, что пророк, пребывающий в одном месте более трех дней и не выполняющий никакой работы — лжепророк; и если пророк, говорящий Духом Святым, требует денег или еды, он тоже лжепророк! Работник вправе получать зарплату, но слуга Распятого не имеет права искать роскоши.

4) Слышавший Слово Божие несет большую ответственность. Человек будет судим потому, что он имел возможность узнать. Что позволяем ребенку, часто порицаем во взрослом человеке; мы прощаем дикарю, но наказываем культурного человека. Ответственность — обратная сторона привилегии.

5) Ужасно отказываться от призыва Божия. Каждое услышанное обетование, может обратиться в проклятие. Если же человек примет эти обетования, он получит величайшую славу, но если отречется от них, они однажды могут свидетельствовать против него.

Луки 10,17-20 Истинное блаженство человека

Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам;

Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Вернувшись назад семьдесят учеников радостно сияли победой, одержанной ими во имя Иисуса. Иисус же сказал им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Смысл этого понять нелегко. Его можно толковать двумя способами.

1) Он может обозначать «Я видел, что силы тьмы и зла побеждены; крепость сатаны пала и теперь грядет Царствие Божие». Это может означать, что Иисус знал, что сатане и его темным силам нанесен смертельный удар независимо от того, как далека окончательная победа над ним.

2) Но равным образом Иисус мог и предупреждать против гордыни. По писанию именно гордыня была причиной восстания против Бога, в результате которого сатана был низвержен с небес, где он когда-то был предводителем ангелов. Вполне возможно, что Иисус говорил семидесяти ученикам: «Вы одержали победу; но воздержитесь от гордыни, ибо однажды глава ангелов подпал гордыне и был низвержен с небес».

Иисус несомненно, продолжал предупреждать своих учеников против гордости и самоуверенности. Им действительно была дана власть, но их величайшая радость состояла в том, что их имена написаны на небесах.

Неопровержимо, что величайшая благодать не в том, что сделал человек, а что совершил Бог для человека. Пожалуй верно, что открытие хлороформа спасло мир от больших страданий, чем любое другое открытие в медицине. Кто-то спросил сэра Джеймса Симпсона, инициатора в применении хлороформа: «Что вы считаете своим величайшим открытием?» ожидая получить ответ: «Хлороформ». Но Симпсон ответил: «Мое величайшее открытие заключается в том, что Иисус является моим Спасителем».

Даже величайший человек может сказать Богу только:

Я пришел к Тебе, мой Бог! Я был наг и Ты одел; Я был беден, Ты в удел Дал мне давний Твой чертог; Ты омыл меня в крови; Я сокрыт в скале любви.

Гордыня закрывает человеку путь к небесам; но смирение открывает его в присутствие Бога.

Луки 10,21-24 Неопровержимое заявление

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Огне, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

И обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

В этом отрывке заключены три великие мысли.

1. Стих 21 говорит о мудрости простоты. Простой ум может принять истины, которых образованный ум понять не может. Арнольд Бенетт сказал однажды: «Истинно великую книгу возможно написать лишь глазами ребенка, который впервые видит окружающий мир». Но можно быть слишком умным. Можно достичь такой степени учености, что не видно леса за деревьями. Кто-то сказал, что мерилом истинно великого ученого является то, сколько он способен забыть. В конце концов, христианство означает не знание всех теорий о Новом Завете; еще меньше оно идентично со знанием всех учений и теорий о Христе. Христианство означает не знание о Христе, а знание самого Христа. А это требует не земной мудрости, а небесной благодати.

2. В стихе 22 говорится об особых отношениях между Иисусом и Богом. Они как раз и охарактеризованы в четвертом Евангелии, где сказано: «Слово стало плотию» (Иоан. 1, 14), или где оно вкладывает в уста Иисуса такие слова: «Я и Отец — Одно», или «видевший Меня видел Отца» (Иоан. 10, 30; 14, 9). Грекам Бог был неизвестен.

Для них существовала глубокая пропасть между материей и духом, человеком и Богом. «Очень трудно, — говорили они, — знать Бога, а если узнаешь Его, то невозможно рассказывать о Нем другим». Но пришедший в мир Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца». Иисус не столько говорил людям о Боге, как показывал Его им, потому что Иисус имел ум и сердце Бога.

3. Из стихов 23 и 24 мы узнаем, что Иисус является осуществлением всей истории. Иисус говорит следующее: «Я Тот, Которого ожидали все пророки, святые и цари, и Которого они желали видеть». Именно это имел в виду Матфей, когда он в своем Евангелии писал: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит. . .» (ср. Мат. 2, 15.17.23). Иисус был вершиной, к которой стремилось человечество, целью, к которой оно направлялось, мечтой, всегда преследовавшей мужей Божиих. Если бы мы желали выразить это терминологией современной философии, то, по-видимому, надо было бы сказать так: мы верим в эволюцию, в преображение человека во Христе. Иисус завершает этот эволюционный процесс, потому что в Нем человек встречается с Богом; Он одновременно воплощает в Себе совершенство человеческого и божественного.

Луки 10,25-37 Кто твой ближний

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился,

И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Во-первых, посмотрим на местность. Дорога из Иерусалима в Иерихон имела дурную славу и была очень опасной. Иерусалим расположен на высоте 601 метра над уровнем моря, а Мертвое море, около которого находится Иерихон, лежит 396 метров ниже уровня моря. Следовательно, на расстоянии около 32 километров дорога спускалась в около 1000 метров. Она извивалась по узким скалистым ущельям и изобиловала неожиданными извилинами, что делало ее раем для разбойников. Еще в V веке, как сообщает Иероним, эту дорогу все еще называли «Красной, или Кровавой дорогой». Даже в XIX веке нужно было платить пошлину местным шейхам за безопасный проезд по ней. Еще в начале 1930х годов, по словам одного туриста, его предупреждали возвращаться домой до заката солнца, если он намеревался брать эту дорогу. Известный разбойник, искусный в своем деле, останавливал машины, грабил проезжающих и незаметно исчезал в горах, прежде чем полиция прибывала на место происшествия. В своей притче Иисус описывал действительное положение дел на дороге из Иерусалима в Иерихон.

А теперь посмотрим на участвующих лиц притчи. Кто они?

а) Первым является путник. Очевидно, это был опрометчивый и безрассудный человек. Люди редко отваживались в одиночку пускаться в дорогу из Иерусалима в Иерихон, имея при себе товары или ценные вещи. В поисках безопасности они собирались в группы, путешествовали с охраной или караванами. Упомянутый Иисусом путник должен был пенять лишь на себя за положение, в которое он попал.

б) Вторым является священник. Он спешно прошел мимо. Вне сомнения, он помнил, что всякий, кто притронется к мертвому, будет нечистым семь дней (Чис. 19, 11). Он, конечно, не мог быть уверен, но предполагал, что человек мертв. Прикоснувшись к мертвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме, и ему не хотелось рисковать этим. Он считал требования обряда выше норм милосердия. Храм и служба в храме значили для него больше, чем страдания человека.

в) Третьим видим левита. По-видимому, он сперва подошел ближе к лежавшему путнику, но потом прошел мимо. Бандиты часто применяли различного рода западни. Один из них притворялся раненым, и когда неосторожный путник наклонялся над ним, остальные набрасывались и одолевали его. Левит относился к людям, девизом которых является: «Безопасность — прежде всего». Он не стал бы рисковать собою, чтобы помочь кому-нибудь.

г) И, наконец, самарянин. Слушатели Иисуса явно ожидали, что теперь последует рассказ о злодее. По происхождению он не обязательно должен был быть самарянином. Иудеи не сообщались с самарянами, но этот, складывается впечатление, был путешествующим торговцем и был частым гостем в гостинице. В Ин. 8, 46 иудеи называют Иисуса самарянином. Это прозвище часто употребляли для обозначения еретика и нарушителя закона предков. По-видимому, здесь идет речь о самарянине, то есть о человеке, которого презирали ортодоксальные порядочные люди. О нем следует отметить две характерные черты:

1. Ему доверяли на слово! Содержатель гостиницы поверил ему. Может быть, он не отличался чистотой богословских взглядов, но он был честным человеком.

2. Лишь он был готов помочь. Каким бы он ни был еретиком по отношению к закону предков, но любовь к Богу была у него в сердце. Ведь не нова истина, что ортодоксальные верующие часто проявляют больше интереса к догме, нежели к оказанию реальной помощи, и что презираемый правоверными, истинно любит ближнего. В конце концов судить нас будут не по нашему вероисповеданию, а по жизни, которую мы ведем.

И, наконец, давайте посмотрим на мораль притчи. Законник, задававший вопрос, задал его всерьез. Иисус спросил его, что же написано в законе, а потом сказал: «Как (ты) читаешь?» Строго ортодоксальные иудеи привязывали к запястьям маленькие кожаные коробочки, в которых носили определенные отрывки из Писаний — Исх. 13, 1-10; 11, 16; Втор. 6, 4-9; 11, 13-20. «Люби Господа Бога твоего, — это из Втор. 6, 4 и 11, 13. То есть, Иисус сказал законнику: «Посмотри на свои записи из Писания, которые ты носишь на твоем запястье, и получишь ответ на вопрос. К этой цитате законник прибавил еще цитату из Лев. 19, 18, повелевающую человеку возлюбить ближнего как самого себя; но, имея пристрастие к уточнениям, раввины искали определения к понятию «ближний»; и, в самом плохом и узком смысле они сводили понятие «ближний» к своим иудеям. Так, например, некоторые объявляли нарушением закона оказать помощь язычнице в самое тяжелое для нее время, то есть во время родов, ибо, тем самым, способствуют появлению на свет белый еще одного язычника. Поэтому вопрос законника: «Кто мой ближний?» — был нормальным. Ответ Иисуса затрагивает три момента:

1. Следует помогать человеку, даже если он сам навлек на себя беду, как это было с путником.

2. Человек любой национальности, находящийся в опасности — наш ближний. Наша любовь должна быть такой же необъятной, как и любовь Божия.

3. Помощь должна быть практической и не ограничиваться сочувствием. Конечно, и священник и левит испытывали чувство жалости к раненому путнику, но они ничего не предприняли. Сочувствие и сострадание, если они истинны, должны проявляться в делах.

Что Иисус сказал книжнику, Он говорит и нам: «Иди, и поступай так же».

Луки 10,38-42 Противоречивые темпераменты

В продолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала- Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Трудно найти такое же живое описание характеров при такой экономии изобразительных средств, как в этих стихах. 1. В них показана противоположность темпераментов. Мы в религии нигде не уделяли достаточного места темпераменту людей. Одни — по природе своей деятельны, активны; другие же — спокойны. Активно действующему человеку трудно понять того, кто спокойно сидит, и размышляет. А человек, склонный к спокойствию и созерцанию, может смотреть свысока на постоянно занятого человека.

Здесь нет ни правых ни виноватых, Бог не сотворил всех одинаковыми. Простой человек может молить Бога следующим образом:

О Господь всех горшков, кастрюль и прочего,

Коль мне не суждено быть святым,

Творя удивительное,

Или рассуждать далеко за полночь о Тебе,

Или мечтать в сумерках,

Или искать доступ во врата небесные,

То сделай меня святым в приготовлении пищи И мытье посуды.

А другой будет сидеть сложа руки, но напряженно мыслить и молиться. Но оба служат Богу. Богу нужны и Марии и Марфы.

2. Но из этих стихов мы узнаем нечто большее: они показывают нам ложную доброту. Стоит только подумать о том, что Иисус направлялся в это время в Иерусалим, чтобы умереть. В нем происходила интенсивная внутренняя борьба, приводившая егб волю в подчинение воли Божией. Приход Иисуса в город Вифанию был радостным днем, и Марфа старалась украсить стол всем лучшим, что было в доме. И поэтому она и заботилась и суетилась и варила; а этого Иисус как раз и не желал. Он желал только покоя. Видя ожидающий Его впереди крест, внутренне напряженный Он зашел в Вифанию, чтобы найти спокойное место. Он хотел удалиться от вечно требующей толпы. Этот покой давала ему Мария; а Марфа, в своей доброте, всеми силами пыталась нарушить его. «Одно только нужно», — возможно значило: «Мне не нужно обильное угощение; одно блюдо, самое простое — достаточно». Дело просто в том, что Мария поняла Его, а Марфа не поняла.

В этом и состоит одна из трудностей в жизни. Мы так часто хотим быть добрыми к людям, но добрыми по-своему. А если мы ошибаемся со своим участием, мы обижаемся и считаем, что нас недооценивают. Если мы действительно хотим быть любезными, то в первую очередь мы должны стараться заглянуть в душу человека, которому хотим помочь, забыть все свои планы и думать только о том, что нужно ему или ей. Иисус любил Марфу, и Марфа любила Его, но Марфа была добра по-своему, а это в данных обстоятельствах действительно значило быть недоброй к Нему, сердце Которого остро жаждало покоя. Иисус любил и Марию, и Мария любила Его, и она поняла Его.

1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5 И сказал им: положим, что кто‑нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

Иисус. Художник Ян ван Эйк 1440 г.

9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным;

26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что‑нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.