Какие буквы запретил Пётр I. Запреты Петра I, изменившие облик России Петр первый запретил писать письма как

31 января 1714-го Петр I подписал указ, запретивший дворянским юношам жениться, не получив азов математической грамотности. Священникам запрещалось венчать молодых людей без разрешения школьного преподавателя.

Об основании школы математических и навигацких наук

Январь 1701 года

Великий государь, царь и великий князь , всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.

20 января 1714 года — сенату

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.

28 февраля 1714 года

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй — Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные, ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.

§ 14. В университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

(…)
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и при том (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать. И тако подобает, чтоб они за такую добродетель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук, обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно б без великих убытков намерения нижней школы исполнить…

Этот вопрос был задан в передаче Поле Чудес второй тройке игроков. Вся передача была посвящена царю Петру Первому, так как сегодня у него день рождения. Родился Петр I как известно 9 июня 1672 года.

При Петре Первом в 1718 году в России был издан указ, нарушение которого грозило смертной казнью. Вопрос в том, как именно или каким способом запрещалось писать при Петре Первом. Слово из девяти букв. Как известно царь Петр I был большим реформатором, поэтому его указы сыпались как из рога изобилия. Но изобилие это было не таким уж и радостным для большинства людей. Вот и за писание запершись была суровая мера наказания - смертная казнь.

Справедливости ради, нужно вспомнить все то, что происходило в 1718 году. Время было не очень хорошее. Мирные переговоры со Швецией, которая уже почувствовала мощь России, военные действия и возвращение к переговорам в 1720 году. Были и другие события, вынудившие Петра издать такой указ.

18 августа 1718 г. был издан указ, которым под угрозой смертной казни было запрещено «писать запершись». Недоносителю об этом также полагалась смертная казнь. Этот указ был направлен на борьбу с антиправительственными «подметными письмами».

Так что правильный ответ на вопрос об указе 1718 года: Запершись (9 букв)

По некоторым источникам, приказ Петра Первого «Об уничтожении 300-летних старцев» был для того, чтобы внедрить обманную историю с помощью иноземцев. Но об этом указе не сохранилось в наше время свидетельств, и надо учитывать, что История как писалась для нас не такой, какая она была на самом деле, так и то, что сейчас тоже пытаются влиять на народ с помощью всевозможных «сказок» исторического толку современного сочинительства… Версий много, по поводу данного вопроса имеется предположение, что послужило этому.

Личность Петра вызывает и сейчас неоднозначную реакцию. Например, в своей работе «Антихрист» Дмитрий Мережковский отметил полное изменение внешности, характера и психики у царя Петра Первого после его возвращения из «земель немецких» , куда он поехал на две недели, а вернулся через два года. Русское посольство, сопровождавшее царя, состояло из 20 человек, и возглавлял его А. Д. Меньшиков. После возвращения в Россию это посольство состояло из одних голландцев (включая небезызвестного Лефорта) , единственным из старого состава остался лишь Меньшиков.

Это «посольство» привезло совершенно другого царя, плохо говорившего по-русски, не узнающего своих знакомых и родственников, что сразу выдавало подмену. Это понудило царицу Софью, сестру настоящего царя Петра I, поднять стрельцов против самозванца. Как известно, стрелецкий бунт был жестоко подавлен, Софью повесили на Спасских воротах Кремля, жену Петра Первого самозванец сослал в монастырь, куда она так и не доехала, и вызвал свою с Голландии. «Своего» брата Ивана Пятого и «своих» маленьких детей: Александра, Наталью и Лаврентия Лжепётр умертвил сразу, хотя официальная история об этом рассказывает нам совсем по-другому. А самого младшего сына Алексея казнил, как только тот попытался освободить своего настоящего отца из Бастилии.

Лже-Петр проделал стал действовать как обычный завоеватель:

Разгромил русское самоуправление - «земство» и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство и усиленно его здесь насаждали;

Передал крестьян в собственность дворянам, чем превратил их в рабов (для отбеливания образа самозванца это «мероприятие» сваливается на Ивана Четвертого) ;

Разгромил купечество и стал насаждать промышленников, что привело к уничтожению прежней универсальности людей;

Разгромил духовенство - носителей русской культуры и уничтожил Православие, приблизив его к католичеству, что неизбежно породило атеизм;

Ввёл курение, употребление алкоголя и кофе;

Уничтожил древнерусский календарь, омолодив нашу Культуру на 5503 лет;

Повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь. Призвал немецких «профессоров» ; написать совершенно другую русскую историю;

Под видом борьбы со старой Верой, уничтожил всех старцев, живших более трёхсот лет;

Запретил выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, являвшийся основной пищей русского человека, чем уничтожил долгожительство на Земле, которое оставалось тогда ещё в России;

Отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Это привело к уничтожению древнерусской архитектуры и искусства, к исчезновению красоты быта. В результате чего люди перестали быть красивыми, так как в их строении исчезли Божественные и жизненные пропорции;

Заменил русскую титульную систему на европейскую, чем превратил крестьян в сословие. Хотя «крестьянин» - это титул, выше короля, о чём есть не одно свидетельство;

Уничтожил русскую письменность, состоявшую из 151 знака, и ввёл 43 знака письменности Кирилла и Мефодия;

Разоружил русскую армию, истребив стрельцов как касту, и на европейский манер ввёл примитивное огнестрельное и колющее оружие, переодев армию сначала во французскую, а затем в немецкую форму, хотя русская военная форма была сама оружием. В народе новые полки получили название «потешные» .

Амарант


В основном, они принимались народом в штыки. И это правильно, так как после реформ народ так и остался нищенствовать в рабском положении. Так вот, мало кому известно про то, что Пётр 1 взял и запретил выращивать амарант, а также употреблять амарантный хлеб, который являлся в то время основной пищей русского человека. Этим самым Пётр 1 уничтожил долгое жительство, которое в ту пору ещё оставалось в России (по преданиям, старцы жили очень долго, упоминается даже цифра 180 лет..).

История России поведала миру об огромном вкладе Петра I в развитие России. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными.

Указы Петра I – уникальные исторические документы, по которым можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века. Многие указы Петра I сегодня вызывают улыбку, но некоторые из них, по своей сути, не устарели и спустя три века тому назад.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

УКАЗ «О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ»:


1) «МЫТУ СТАРАТЕЛЬНО, БЕЗ ПРОПУСКАНИЯ ОНЫХ МЕСТ».

2) «БРИТУ ТЩАТЕЛЬНО, ДАБЫ НЕЖНОСТЯМ ДАМСКИМ ЩЕТИНОЮ МЕРЗКОЙ УРОН НЕ НАНЕСТИ».

3) «ГОЛОДНУ НАПОЛОВИНУ И ПЬЯНУ САМУЮ МАЛОСТЬ, А ТО И ВОВСЕ».

4) «ОБРЯЖЕННЫМ ВЕЛЬМИ, НО БЕЗ ЛИШНЕГО ПЕРЕБОРУ, ОКРОМЯ ДАМ ПРЕЛЕСТНЫХ. ПОСЛЕДНИМ ДОЗВОЛЯЕТСЯ УМЕРЕННО КОСМЕТИКОЮ ОБРАЗ СВОЙ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНО УКРАСИТЬ. ОСОБЛИВО ГРАЦИЕЙ, ВЕСЕЛИЕМ И ДОБРОТОЙ ОТ ГРУБЫХ КАВАЛЕРОВ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ БЫТЬ».

5) «В ОСВЕЩЕННОМ ЗАЛЕ, ВОЗНИКНУВ ВДРУГ – ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, ТЕЛОМ НЕ ДУБЕЙ, НАПРОТИВ, - ОКРУГЛИВ РУКИ И НЕ МЕШКАЯ В КИПЕНИЕ ГОСТЕВОЕ СО РВЕНИЕМ ВКЛЮЧАЙСЯ».

6) «В ГОСТИ ПРИДЯ, С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДОМА ОЗНАКОМЬСЯ ЗАРАНЕЕ НА ЛЕГКУЮ ГОЛОВУ, ОСОБЛИВО ОТМЕТИВ РАСПОЛОЖЕНИЕ КЛОЗЕТОВ, А СВЕДЕНИЯ ЭТИ В ТУ ЧАСТЬ РАЗУМА ОТЛОЖИ, КОЯ ВИНИЩУ МЕНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ ПОДВЛАСТНА».

7) «ЯСТВА УПОТРЕБЛЯЙ УМЕРЕННО, ДАБЫ БРЮХОМ ОТЯЖЕЛЕВШИМ ПРЕПЯТСТВИЯ ТАНЦАМ НЕ УЧИНЯТЬ».

8) «ЗЕЛЬЕ ЖЕ ПИТЬ ВВОЛЮ, ПОНЕЖЕ НОГИ ДЕРЖАТ. БУДЕ ОТКАЖУТ – ПИТЬ СИДЯ. ЛЕЖАЩЕМУ НЕ ПОДНОСИТЬ – ДАБЫ НЕ ЗАХЛЕБНУЛСЯ, ХОТЯ И БЫ И ПРОСИЛ. ЗАХЛЕБНУВШЕМУСЯ ЖЕ СЛАВА! ИБО СИЯ СМЕРТЬ НА РУСИ ИЗДРЕВЛЕ ПОЧЕТНА ЕСТЬ».

9) «ЕЖЕЛИ МЕРЫ НЕ ЗНАЕШЬ – НА ДРУГА ПОЛОЖИСЬ, ОНЫЙ СТРАЖ ПОБОЛЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БДЕНИЙ ИМЕЕТ».

10) «УПИТЫХ СКЛАДЫВАТЬ БЕРЕЖНО, ДАБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ, И НЕ МЕШАЛИ БЫ ТАНЦАМ. СКЛАДЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО, ПОЛ СОБЛЮДАЯ, ИНАЧЕ ПРИ ПРОБУЖДЕНИИ КОНФУЗА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ».

11) «БЕДУ ПОЧУЯВ, НЕ ПАНИКУЙ, НО СКОРЫМ ШАГОМ СЛЕДУЙ В МЕСТО УПОМЯНУТОЕ, ПО ДОРОГЕ НЕ МЕШКАЯ И ВСЕ СИЛЫ УПОТРЕБЛЯЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В КРЕПОСТИ ЗЛОДЕЙСКИ ПРЕДАВШЕГО ТЕБЯ БРЮХА».

12) «БУДУЧИ БЕЗ ЖЕНЫ, А ТО, НЕ ДАЙ БОГ, ХОЛОСТЫМ, НА ПРЕЛЕСТИ ДАМСКИЕ ВЗИРАЙ НЕ С ОТКРЫТОЙ ЖАДНОСТЬЮ, НО ИЗ ПОД ТИШКА - ОНИ И ЭТО ПРИМЕЧАЮТ. НЕ СОМНЕВАЙСЯ – ТАКИМ МАНЕРОМ И ИХ УВАЖИШЬ, И НАХАЛОМ НЕ ПРОСЛЫВЕШЬ».

13) «РУКАМИ ЖЕ ДЕЙСТВУЙ СИЛЬНО ОСТЕРЕГАЯСЬ И ТОЛЬКО ЯВНЫЙ ЗНАК ПОЛУЧИВ, ЧТО ОНОЕ ДОЗВОЛЯЕТСЯ, ИНАЧЕ КОНФУЗ СВОЙ НА ЛИЦЕ БУДЕШЬ НОСИТЬ ДОЛГО, ИБО ПОЩАДЫ НЕ ЗНАЮТ».

14) «БЕЗ ПЕНИЯ НЕТ ВЕСЕЛЬЯ НА РУСИ, НО ОНОЕ НАЧИНАЮТ ПО ЗНАКУ ХОЗЯЙСКОМУ. В РАЖ НЕ ВХОДИ, СОСЕДА СЛУШАЙ – РЕВЯ В ОДИНОЧКУ, УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ОСЛИЦЕ ВАЛААМСКОЙ. МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ И СЛАДКОГОЛОСИЕМ, НАПРОТИВ СНИСКАЕШЬ МНОГИЕ ПОХВАЛЫ ГОСТЕЙ».

15) «ПОМНИ, СЕРДЦЕ ДАМСКОЕ ВЕЛЬМИ НА МУЗЫКУ ПОДАТЛИВО, ИСПОЛЬЗУЙ СИЁ, И ОБЛАСКАН БУДЕШЬ НЕПРЕМЕННО».

16) «УВИДЕВ НА АССАМБЛЕЕ ДАМУ ЗНАТНУЮ, А ХОТЯ БЫ И ЦАРЯ, ДУХОМ НЕ ПАДАЙ, РОТ НЕ РАЗЕВАЙ, НО И НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ – УСЛУЖИТЬ ВРЯД ЛИ СМОЖЕШЬ, А ДОСАДИТЬ СПЬЯНУ ВТРОЙНЕ ПРОТИВ ОБЫЧНОГО СПОСОБНЕЙ».

«ЗА СИМ С БОГОМ, ВПЕРЕД!!! СИЮ ЗАПОВЕДЬ ПРИМЕНЯТЬ ПОСТОЯННО, А НЕ ВСПОМИНАТЬ КАКОЙ ПУНКТ, СТОЯ ЧУРБАНОМ ПОСРЕДИ ВЕСЕЛЬЯ».

17) «НАМИ ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ПО НЕВСКОЙ ПЕРШПЕКТИВЕ И В АСАМБЛЕЯХ НЕДОРОСЛИ ОТЦОВ ИМЕНИТЫХ В НАРУШЕНИЕ ЭТИКЕТУ РЕГЛАМЕНТУ ШТИЛЯ, В ГИШПАНСКИХ КАМЗОЛАХ И ПАНТАЛОНАХ С МИШУРОЮ ЩЕГОЛЯЮТ ПРЕДЕРЗКО.

ГОСПОДИНУ ПОЛИЦМЕЙСТЕРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ ОНЫХ ЩЕГОЛЕЙ С РВЕНИЕМ ВЕЛИКИМ ВЫЛАВЛИВАТЬ, СВОДИТЬ В ЛИТЕЙНУЮ ЧАСТЬ И БИТЬ КНУТОМ, ПОКА ОТ ГИШПАНСКИХ ПАНТАЛОН ЗЕЛО ПОХАБНЫЙ ВИД НЕ ОКАЖЕТСЯ. НА ЗВАНИЕ И ИМЕНИТОСТЬ НЕ ВЗИРАТЬ, ТАКО ЖЕ НА ВОПЛИ НАКАЗУЕМЫХ.

18) «ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ЖЕНЫ И ДЕВИЦЫ НА АССАМБЛЕЯХ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЗНАЯ ПОЛИТЕСУ И ПРАВИЛ ОДЕЖДЫ ИНОСТРАННОЙ, ЯКО КИКИМОРЫ ОДЕТЫ БЫВАЮТ. ОДЕВ РОБЫ И ФИЖМЫ ИЗ АТЛАСУ БЕЛОГО НА ГРЯЗНОЕ ИСПОДНЕЕ, ПОТЕЮТ ГОРАЗДО, ОТЧЕГО ЗЕЛО ГНУСНЫХ ЗАПАХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, ПРИВОДЯ В СМЯТЕНИЕ ГОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ.

УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ, ПЕРЕД АССАМБЛЕЕЙ МЫТЬСЯ С МЫЛОМ В БАНЕ СО ТЩЕНИЕМ И НЕ ТОКМО ЗА ЧИСТОТОЙ ВЕРХНЕЙ РОБЫ, НО И ЗА ИСПОДНИМ ТАКОЖДЫ СЛЕДИТЬ УСЕРДНО, ДАБЫ ГНУСНЫМ ВИДОМ СВОИМ НЕ ПОЗОРИТЬ ЖЕН РОССИЙСКИХ».


19) «СИМ ПОВЕЛЕВАЕМ ОТНЫНЕ И ВПРЕДЬ НА ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ БАБ НЕ БРАТЬ, А ЕЖЕЛИ И БРАТЬ, ТО ТОКМО ПО ЧИСЛУ КОМАНДЫ ДАБЫ НЕ БЫЛО Б….СТВА».

20) «ШТУРМАНОВ В КАБАКИ НЕ ПУЩАТЬ, ИБО ОНИ, ОТРОДЬЕ ХАМСКОЕ, НЕ ЗАМЕДЛЯ НАПИВАЮТСЯ И ДЕБОШ УСТРАИВАЮТ».

21) «ТОРГОВЛЯ – ДЕЛО ВОРОВСКОЕ, А ПОСЕМУ ИМ ЖАЛОВАНЬЕ МИЗЕРНОЕ НАЗНАЧИТЬ, И ВЕШАТЬ ПО ОДНОМУ В ГОД, ДАБЫ ДРУГИМ НЕ ПОВАДНО БЫЛО».

22) «О БРИТИИ БОРОД И УСОВ ВСЯКОГО ЧИНА ЛЮДЯМ» от 16 января 1705 года «А БУДЕ КТО УСОВ И БОРОД БРИТЬ НЕ ПОХОТЯТ БРОДИТЬ С БОРОДАМИ И УСАМИ, И С ТЕХ ИМЕТЬ, С ЦАРЕДВОРЦЕВ И С ДВОРОВЫХ, И С ГОРОДОВЫХ, И ВСЯКИХ СЛУЖБ ПРИКАЗНЫХ ЛЮДЕЙ ПО 60 РУБЛЕЙ С ЧЕЛОВЕКА, С ГОСТЕЙ И ГОСТИНОЙ СОТНИ ПЕРВЫЕ СТАТЬИ ПО 100 РУБЛЕЙ… И ДАВАТЬ ИМ ЗЕМСКИХ ДЕЛ ЗНАКИ, А ТЕ ЗНАКИ НОСИТЬ ПРИ СЕБЕ».

23) «ПОДЧИНЕННЫЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВИД ЛИХОЙ И ПРИДУРКОВАТЫЙ, ДАБЫ РАЗУМЕНИЕМ СВОИМ НЕ СМУЩАТЬ НАЧАЛЬСТВО». Указ датирован 9 декабря 1709 года.

24) «ВПРЕДЬ УКАЗУЮ ГОСПОДАМ СЕНАТОРАМ РЕЧЬ В ПРИСУТСТВИИ ДЕРЖАТЬ НЕ ПО ПИСАННОМУ, А ТОКМО СВОИМИ СЛОВАМИ, ДАБЫ ДУРЬ КАЖДОГО ВИДНА БЫЛА ВСЯКОМУ».

Одним из наиболее значимых в истории государства стал УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ ПЕТРА I . Он был издан в 1722 году. Документ изменял все устои власти. Теперь наследником был не старший в роду, а тот, кого назначит своим преемником государь.

Данный указ о престолонаследии Петра I был отменен только императором Павлом I в 1797 году. До этого он послужил основой для многих дворцовых переворотов, убийств и интриг. Хотя изначально задумывался Петром I как превентивная мера против консервативного настроения людей, недовольных реформами.

УКАЗ О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА 1 ЯНВАРЯ. Согласно воле царя, начиная с 1700 года, летоисчисление в России переходило на европейский манер: «… поздравлять друг друга с новым годом, учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

С целью противодействия взяткам, император повысил жалованье госслужащим. При этом, за мздоимство полагалось наказание, вплоть до высшей меры.

Вернувшись из поездки в Европу, Петр I взялся за благоустройство и чистоту улиц в Москве. С апреля 1699 года всем жителям полагалось вывозить мусор за город и закапывать в землю. За неубранный мусор секли розгами и налагали крупный штраф.

Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года

Одним из своих указов царь повелевал пришивать пуговицы на рукава солдатских мундиров. Это было сделано с целью отучить солдат вытирать после еды рукавом рот, сукно на мундир шло дорогое и его следовало беречь.

Солдатская форма с пуговицами, пришитыми к рукавам

Несколько интересных указов касались российского флота. За границей морякам запрещалось напиваться, чтобы не позорить своё государство и флот. При этом, если пьяный моряк лежал головой по направлению к своему судну, его освобождали от наказания. До корабля «не дошел, но стремился».

В 1709 году был введен налог на общественные и домашние бани. Шла подготовка к Северной войне и средств в казне катастрофически не хватало. Купцы и думные люди платили по 3 рубля в год, простые дворяне и разночинцы – по 1 рублю, для крестьян налог составлял 15 копеек.


Общественные бани времен Петра I

Российским дамам также было уделено внимание в указах царя. На Руси бледная кожа всегда была признаком знатного происхождения. Поэтому многие женщины «чернили» зубы для придания большего контраста с кожей. Император приказал дамам отбеливать зубы мелом.

В сентябре 1715 года указом Петра I жителям Санкт-Петербурга было запрещено подбивать обувь гвоздями и скобами. Это было сделано с целью сохранения деревянных мостовых новой столицы. После оглашения Указа улицы города опустели: другой обуви у горожан не было.


В 1716 году из-под пера Петра I вышел документ, который впервые за всю историю русской армии определил организацию в ней особой медицинской службы. Речь идет о Воинском Уставе. Медицинскую службу составляли доктор и штаб-лекарь в каждой дивизии, полевой лекарь – в полку, цирюльник (фельдшер) – в роте. В 1720 году царь Петр I ввел в действие Морской Устав. В Уставах регламентировалось и лекарственное обеспечение. В штат полевого лечебного учреждения («шпиталя») входили шпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь с полевой аптекой и подмастерьями, повар, хлебник и др. В ряде последующих указов были изложены функции полевых аптек и обязанности аптекарей: «Полевому аптекарю надлежит не только знать по рецептам лекарств готовить и составить, но и прилежать, чтобы свежие и добрые лекарства не лежали в бездействии, при себе иметь и при расходе оных заблаговременно приносить дабы в том отнюдь никакого недостатка не было». В морском регламенте, составленном Петром I 5 апреля 1722 года, перечислены обязанности управляющего госпитальной аптекой, выдвинуты требования относительно моральных качеств, которым он должен удовлетворять: «Аптекарь смотрит за лекарями, учениками и гезе-лями, совершает обход больных, присутствует при выдаче лекарственных сундуков корабельным лекарям, аптекарь должен содержать аптеку и лекарства в порядке по регламенту, учиненному архиатером, отпускать лекарства по рецептам врача. Аптекарю надлежит быть прилежному, трезвому, в науке искусному и осторожному человеку быть, понеже при отправлении медикаментов и малое пересмотрение великий ущерб учинить может». Эти требования получили дальнейшее развитие в Аптекарском Уставе.

Большое внимание Петр I уделял санитарно-профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в армии и на флоте.

В Морском Уставе были предусмотрены многие гигиенические мероприятия, особенно в отношении питания, санитарной службы в войсках. Петр I лично принимал всевозможные меры для борьбы с заболеваемостью на флоте, он требовал от командиров кораблей поддержания чистоты и порядка. В 1714 году, когда был обнаружен случай чумы на одном из кораблей, Петр I приказал свести матросов на берег, корабли очистить и окуривать, а медицинские осмотры экипажей производить через день. Кроме того, он потребовал улучшить питание и облегчить труд матросов.

Во время эпидемии дивизии и полки отделялись друг от друга, организовывались военные заставы, караулы, письма от курьеров, принимались через огонь и трижды их переписывали дома, в которых вымирали, сжигались. В Воинском уставе предусмотрено прокуривание больничных палат можжевельником и докторскими порошками. 1 июля 1722 года Петром I собственноручно написано наставление о предохранении от болезней при походе в Персию. В наставлении запрещалось потреблять плоды и ягоды, соленую рыбу и мясо, так как они возбуждают аппетит, для предохранения от порчи разрешалось «брать провизии не более, чем на две недели, запрещалось ходить без головного убора».

В воинских и морских уставах и регламентах и ряде других указов Петра I предусмотрены меры по поддержанию и укреплению здоровья войск как в мирное время, так и в походе, в казармах и лагерях». В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них 1/3 были врачи – иноземцы. Аптекарских учеников готовили в госпитальных аптеках.

При Петре I было приглашено на службу из-за границы 150 врачей. Это было необходимо для быстрого удовлетворения неотложных потребностей. Вскоре встал вопрос о подготовке кадров из «прирожденных россиян». По указу Петра I осенью 1707 года при Московском госпитале была открыта школа. В Указе говорилось «из иноземцев, и из русских из всяких чинов набрать для аптекарской науки 50 человек». Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Н. Бидлоо.

С работой аптек связано возникновение химического анализа. Особенно усилилась аналитическая работа аптек при Петре I. В то время аналитической химии как таковой еще не было, но существовало пробирное искусство, которым интересовался сам Петр I. Первая самостоятельная химическая лаборатория была организована Петром I в 1720 году.


Петр I понимал необходимость изучения природных богатств России и выявления сырья для медицинских целей. В 1718 году им была организована первая экспедиция для изыскания лекарственных растений в Сибирь.

С именем Петра I связано создание первых фармацевтических заводов. В 1720-1721 годах в Петербурге был создан первый в России завод по приготовлению лекарственных средств – завод казенных врачебных заготовлений. Мастеровая изба, построенная на Аптекарском острове Аптекарской канцелярией, в 1756 году была переименована в инструментальную фабрику, а позднее (1796 г.) реорганизована в Санкт-Петербургский инструментальный хирургический завод (впоследствии завод «Красногвардеец»).

При Петре I сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности: духовенство обязывалось регулярно вести метрические книги и каждые 4 месяца представлять в Синод сводные ведомости о числе родившихся и умерших.

Огромная детская смертность, а также широкое распространение, особенно в голодные годы, подкидывания детей угрожало интересам государства и требовало принятия срочных мер. Приказ Петра I от 4 ноября 1715 года гласил: «избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, … таких младенцев в непристойные места не отметывали, а приносили к гошпиталям и клали тайно в окно. А ежели такие незаконнорожденные будут уличены в умершвлении тех младенцев, то сами казнены будут смертью». Этот указ имеет историческое значение, так как выражает насущную для того времени потребность.

При Петре I начато было изучение русских целебных источников и положено начало их рациональному использованию.


Во время путешествия за границу Петр I посетил минеральные источники в Бадане и Пирмонте, в 1717 году издал указ об изыскании минеральных источников у нас в стране. Были открыты целебные источники в Карелии, терские теплые воды на Северном Кавказе, олонецкие кон-гезерские воды, полюстровские холодные «железные» воды в Санкт-Петербурге. В 1717 году по его указу были описаны свойства горячего источника и серного ключа, расположенного в Астраханской губернии.

Были изданы указы о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов: «носили бы белый мундир и соблюдали во всем чистоту». В инструкции от 10 декабря 1722 года указывалось, чтобы мясные ряды находились вне города, мясо содержалось в чистоте и покрывалось чистою холстиною.

Указ от 22-23 февраля 1709 года требовал соблюдения чистоты на улицах. В годы царствования Петра I проводились мероприятия по охране здоровья рабочих на фабриках и заводах. В 1724 году был издан указ, предписывающий учредить лекаря с медикаментами при Сестрорецком казенном заводе».

По поручению Петра I был составлен проект Академии наук. В январе 1724 года был утвержден его Устав, который был разработан при участии Петра I . По замыслу Петра I Петербургская Академия наук должна была носить характер учреждения, преследующего две основные цели: подготовка русских научных кадров в различных областях знаний с помощью приглашенных иностранных ученых и исследование природных богатств России научными исследованиями.


Открытие Петербургской Академии наук явилось завершающим этапом важнейших государственных реформ первой четверти ХVIII века.

Все, конечно, слышали знаменитую фразу Петра I "Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была".

А я вот наткнулся на небольшое исследование, где утверждается, что Пётр этого не говорил, а говорил нечто иное.

Процитирую:


Не открою секрета, если скажу, что интернет – не лучший источник достоверных цитат. В качестве примера приведу несколько вариантов одного из высказываний, приписываемых царю Петру I (может быть, поэтому его и любят цитировать блогеры и комментаторы?):

«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!»

В данном случае если и ссылаются, то на некий указ 1699 года, что не противоречит хронологии, но вряд ли соответствует истине. Дело в том, что последнее упоминание о заседаниях Боярской думы, в которую входили несколько десятков представителей русской знати (по чинам сверху вниз – бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки), датировано 1704 годом. Однако реально государственные дела с 1699 года вершились в Ближней канцелярии, в здании которой заседала учреждённая двумя годами позже Консилия министров.

«Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была»

Чаще всего ссылаются на указ от 4 октября 1703 года, вот только загвоздка-то в том, что указ "Об ассамблеях" вышел лишь 25 ноября 1718 года, вслед за ним последовал указ, регламентируюший правила поведения на этих предшественниках дворянских балов – "О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем". Да и Сенат, заменивший Консилию министров (наследницу Думы), появился благодаря указу от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний».

В свете последней ремарки нет веры даже варианту, в котором упоминание об ассамблеях отсутствует, но остались сенаторы:

«Указую: господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна»

В таком виде, с указанием на указ Петра I от 5 мая 1709 года, цитата публиковалась в качестве подлинной в журнале "Вопросы литературы" (№2 за 2003 год, с. 376).

Ну хорошо, все эти красивые фразы, похоже, не более, чем выдумки. А было ли что-то похожее в действительности? Да, был указ Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года, в котором Пётр I даёт следующее указание своему ближайшему помощнику князю-кесарю Фёдору Ромодановскому (цитируется по книге учёного-историка Николая Алексеевича Воскресенского «Законодательные акты Петра Великого», 1945, с. 196):

«Изволь объявить при съезде в Полате всем министром, которые в конзилию съезжаютца, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждой бы министр своею рукою подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет»

Т.е. Пётр говорит о том, что министры дела должны делать только после того, как зафиксируют на бумаге, что нужно сделать. Потому что иначе "всякого дурость явлена будет". Т.е. вроде бы смысл где-то похожий - если без бумажки, то получится дурость, да всё-таки не тот. Т.к. смысл приписываемой Петру фразы "Указую боярам.." в том, чтобы выявить дурость бояр, а в вышеприведённом указе речь идёт об обратном - надо "всякие дела записывать", и без бумажки запретить министрам действовать, чтобы их дурость не всплыла наружу.

К сожалению, в интернете, везде где приводят якобы слова Петра I "Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была" из указа 1699 г., не указывают даты подписания.
Если бы она была, можно было бы проверить его наличие по Полному своду законов Российской империи, а без даты для этого придётся читать все указы за 1699 г., что займёт очень много времени - Пётр I был на указы плодовит. Но вполне допускаю, что на самом деле этой фразы Пётр не говорил, а есть только фраза, приведённая в книге Николая Воскресенского «Законодательные акты Петра Великого», а "Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была" - это на самом деле один из очередных мифов, связанных с Петром Первым.