Перевод аббревиатуры атэс. Общая характеристика атэс

Современный этап развития мировой экономики, несмотря на кризис, характеризуется бурным ростом Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). В условиях спада в развитых экономиках многие азиатские экономики сохраняют положительные темпы роста и могут стать движущим фактором нового повышательного цикла деловой активности. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре азиатских обществ, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение региона к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству - все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие 2 десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим. В этих условиях возникает необходимость координации действий между развитыми странами и сообществом передовых развивающихся государств.

На этом фоне Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) выглядит как своеобразный мост между развитыми странами и развивающимися.

Предпосылки создания

Идея создания Тихоокеанского экономического сообщества в интересах взаимовыгодного сотрудничества стран АТР появилась в начале 1960-х годов. Появлению АТЭС во многом способствовали усилия крупного бизнеса и деятельность учрежденного в 1980 г. Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Наработанные СТЭС институциональные механизмы и опыт многостороннего сотрудничества были широко использованы при создании АТЭС. Форум АТЭС стал, с одной стороны, отражением процессов глобализации в азиатском регионе, а с другой - воплощением идеи тихоокеанского регионализма, реализованной США при активной поддержке союзников - Японии и Австралии.

Соединенные Штаты были обеспокоены формированием торговых блоков в других регионах и стремились укрепить связи с быстро развивающимся регионом Восточной Азии, от которого во многом зависело их собственное экономическое будущее. Другой причиной создания АТЭС стало то, что в ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии были установлены жесткие протекционные барьеры и приняты антидемпинговые соглашения, с которыми сталкивались многие страны, пытавшиеся внедрить свои товары на рынки этих государств. Например, США в 1970-1980-х гг. столкнулись с высокими протекционистскими барьерами на пути экспорта своих автомобилей, продуктов питания, алкогольных напитков и пр. Так, в Таиланде таможенные пошлины достигали 30 - 40% на ввозимые товары, в Индонезии и на Филиппинах - около 20%. В Малайзии фактически был закрыт рынок для экспорта машин. В Китае высокими пошлинами облагались текстильные товары, на Филиппинах и в Таиланде не разрешалось инвестировать капиталы в сферу услуг. В среднем, торговые барьеры в большинстве государств (за исключением Гонконга (Сянгана) и Сингапура) добавляли от 10 до 30% стоимости ввозимых товаров. В Японии скрытые механизмы защиты создавали, по различным оценкам, от 30 до 100% добавленной стоимости.

Быстрое становление АТЭС свидетельствовало о том, что его деятельность соответствовала процессам глобализации, тенденциям регионализма и отвечает потребностям развития участников. За четыре года эта организация прошла путь от конференции на уровне министров до ежегодных саммитов с участием лидеров ведущих государств АТР. Первый такой саммит, инициированный президентом США Б. Клинтоном, прошел в 1993 г. в Сиэтле (первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли членов АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия)).

В настоящее время на 21 участника Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП (18 трлн. долл.), 54% объема мировой торговли (5,2 трлн. долл.) и более 40% населения земного шара (более 2,5 млрд. человек)

Основные направления деятельности

Ключевым направлением деятельности является либерализация торговли иинвестиций. В 1994 г. в Богоре (Индонезия) лидеры экономик АТЭС декларировали Богорские цели - либерализовать движение товаров и капиталов в регионе АТЭС к 2010 г. для развитых, к 2015 для новых индустриальных и к 2020 г. для развивающихся экономик (Богорская декларация). Эти цели позднее были конкретизированы Осакской программой действий (1995 г.), которая определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых членам АТЭС необходимо было произвести преобразования для достижения Богорских целей: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств ВТО, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Программа выдвинулаконцепцию гибкости, по которой страны должны вести свободную и открытую торговлюна основе прогрессивного снижения пошлин и увеличения прозрачности таможенных режимов.

Следующим шагом стал Филиппинский саммит 1996 г., на котором была принята Манильская программа действий, представляющая собой развернутый пакет мер по достижению глобальной цели формирования АТЭС на основе трех направлений - индивидуальных планов действий, коллективного плана действий и технико-экономического сотрудничества.

Индивидуальные планы действий (ИПД) предусматривают реализацию мер либерализации торговли и инвестиций в 15 областях, в частности по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам, инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам, урегулированию споров, миграции предпринимателей, ускоренной реализации итогов Уругвайского раунда ГАТТ, правилам происхождения товаров, национальным стандартам. В 1997 г. была введена практика регулярных обзоров ИПД. Обзорный процесс предоставляет возможность обмениваться опытом экономического реформирования и в целом служит инструментом либерализации движения товаров и капиталов, сокращения издержек предпринимательской деятельности.

Все участники АТЭС ежегодно обновляют свои индивидуальные планы действий, носящие добровольный характер, то есть самостоятельно определяют темпы и порядок проводимой либерализации с учетом состояния национальной экономики. В частности, Россия, официально принятая в АТЭС в 1998 г., определила для себя срок введения принципов свободной торговли с учетом реального экономического положения до 2020 г. и ежегодно отражает в индивидуальном плане действия по либерализации торговли и инвестиций. Кроме того, индивидуальные планы служат источником информации о развитии экономик АТЭС и состоянии их внешнеэкономического регулирования. Значение докладов, индивидуальных планов действий, отчетов и пр. заключается, прежде всего, в их влиянии на повестку форума, тематику и приоритеты деклараций, поэтому резонанс от подобных документов является весьма серьезным.

Коллективные планы действий (КПД) определили 15 направлений стимулирования торговли и капиталовложений, формирование наиболее благоприятного предпринимательского климата - более прозрачного, упрощенного, с меньшими издержками. Среди уже выполненных мер можно выделить: упрощение и гармонизацию процедуры таможенной очистки; защиту прав интеллектуальной собственности; гармонизацию таможенных номенклатур.

В целом меры КПД ежегодно дополняются и уточняются на основе мониторинга и докладов стран-членов.

Другой существенный элемент Манильской программы действий - содействие торговле на основе сотрудничества в сфере стандартов, гармонизации таможенных процедур, координации при проведении конкурентной политики и разрешении споров.

Манильская программа действий также зафиксировала такие долгосрочные цели, как сокращение средневзвешенных ставок пошлин до 0-5% и ликвидация нетарифных барьеров к 2010-2020 гг.; введение национального режима в инвестиционной сфере к 2010-2020 гг. с минимальными изъятиями; введение оговорки "стендстил", т.е. неповышение уровня протекционистской защиты и проведение прогрессивной либерализации по реализации Богорскои цели. На саммите в Ванкувере, состоявшемся в 1997 г., принято решение об ускоренной отраслевой либерализации на добровольной основе в пятнадцати сферах. На Малайзийском саммите (1998 г.) в Куала-Лумпуре девять отраслей переданы в ВТО для проведения либерализации (несмотря на протесты Японии в отношении ускоренного снижения пошлин на рыбопродукты и лесную продукцию). Основной акцент был сделан на поиске путей выхода из азиатского финансового кризиса, поразившего многие экономики, и достижение экономической стабильности в регионе.

На саммите в Окленде (1999 г.) лидерами АТЭС были одобрены и утверждены принципы АТЭС по развитию конкуренции и проведению реформ в области регулирования. В соответствии с провозглашенной в этом документе политикой стимулирования добросовестной конкуренции АТЭС, в Индонезии в 2000 г. вступил в силу Закон о всеобъемлющей конкуренции, запрещающий монопольную практику и недобросовестную предпринимательскую конкуренцию, а в Канаде были приняты поправки в действующий с 1985 г. Закон о конкуренции. Также на основе добровольного сотрудничества к 2006 г. был реализован первый План действий АТЭС по облегчению условий торговли (ПДОУТ-1), позволивший снизить транзакционные издержки на 5%.

На саммите в Пусане (2005 г.) был осуществлен промежуточный обзор по продвижению экономик АТЭС к Богорским целям. Было отмечено в частности, чтосущественно снизились тарифы по многим товарным позициям (с 16,6% в 1988 г. до 7% в 2004 г.); объем торговли в 2003-2004 гг. оценивался в 2,5 трлн долл., или 47% мирового, что на 15% больше, чем в 1993 г. В 203 г. доля экспорта товаров и услуг в структуре ВВП экономик АТЭС выросла до 18,5%, в о время как в 1989 г. - лишь до 13,8%. Рост международной торговли членов АТЭС сопровождался значительным увеличением объемов внутрирегиональной торговли АТЭС - с 1,4 трлн долл. В 1994 г. до 3,3 трлн долл. В 2005 г., при сохранении США, Японией и Китаем лидирующих позиций в регионе.

Таким образом, со времен провозглашения Богорских целей в 1994 г. члены АТЭС добились существенных результатов в либерализации торговли и инвестиционных режимов.

Другое важное направление деятельности АТЭС - использование преимуществ глобализации и инновационной экономики на основе экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК). Главная цель проектов ЭКОТЕК - ликвидация разрыва в уровнях экономического развития стран-участниц, в среднедушевых доходах, в технологическом и промышленном потенциалах для достижения сплоченности стран-членов.

В качестве приоритетных отраслей определены:

развитие людских ресурсов;

развитие стабильных и экономически эффективных рынков капитала;

укрепление инфраструктуры;

разработка технологий будущего;

повышение качества жизни населения на основе реализации экологических программ;

развитие и укрепление малых и средних предприятий.

Нынешнее экономическое и техническое сотрудничество ведется по четырем направлениям: обмен информацией и экспертами; разработка программ повышения уровня технологий, квалификационных знаний; создание инфраструктуры; координация экономической политики при решении макроэкономических проблем краткосрочного плана; урегулирование платежного баланса.

Так, в 2008 г. в рамках АТЭС был разработан 91 проект в таких сферах, как развитие людских ресурсов, содействие стабильному экологическому развитию, разработка технологий будущего, содействие малым и средним компаниям, укрепление экономической инфраструктуры, развитие стабильных, эффективных и безрисковых рынков капитала.

Третьим направлением деятельности АТЭС является поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.

Управление экономическим сотрудничеством осуществляется на двух уровнях - политическом и рабочем. Политический уровень АТЭС включает проведение саммитов лидеров экономик и совещаний на уровне министров. Рабочий уровень АТЭС предусматривает совещания высших должностных лиц и включает Комитет по торговле и инвестициям, Комитет по экономическому и техническому сотрудничеству, Экономический Комитет, Бюджет и Административный комитет, рабочие группы, и специальные исследовательские группы. Работая под руководством министров, высшие должностные лица контролируют действия комитетов и рабочих групп. АТЭС предоставляет свои рекомендации правительствам стран региона, содействуя, таким образом, развитию экономического сотрудничества на основе реализации совместных проектов.

Основные принципы АТЭС

В своей работе АТЭС руководствуется двумя основными принципами: "открытого регионализма" и "согласованных односторонних мер". Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. Последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип является отражением, так называемого, "мягкого закона" и позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. То есть выполнение "согласованных односторонних мер" юридически не обязательно для участников АТЭС. Главным движущим стимулом являются позитивные примеры других участников, стремление им следовать.

В рамках АТЭС принято много документов, которые являются необязательными к исполнению, однако обозначают серьезные намерения и оказывают опосредованное воздействие на национальное право. Управление с помощью подобных "мягких законов" имеет ряд преимуществ, среди которых следующие:

"Мягкие законы" являются наиболее гибкими. Обязательная гармонизация может быть заменена необязательной координацией политики. Такой подход позволяет государствам приспосабливать свои обязательства к специфическим внутренним условиям, вместо того, чтобы пытаться разработать единое соглашение для всех. Страны-участницы АТЭС характеризуются различным уровнем экономического развития. "Мягкий закон" позволяет учитывать различные экономические интересы и адаптировать соглашения к изменяющимся обстоятельствам. Гибкость законов позволяет каждому участнику устанавливать особое регулирование внешнеэкономической деятельности, отражающее национальные и локальные особенности.

Практика "мягкого закона" АТЭС наиболее подходит для сотрудничества между Китаем, Гонконгом (Сянганом) и Тайванем. Стороны не склонны рассматривать обязательные правила с партнерами, экономический суверенитет которых не признают, но могут рассмотреть необязательные взаимовыгодные меры. Таким образом, в согласовании и принятии "мягких законов" могут участвовать и непризнанные государства.

"Мягкий закон" учитывает участие негосударственных структур в процессе управления, что редко возможно в традиционных законодательных процессах, где государства занимаются созданием обязательных норм. АТЭС подчеркивает роль негосударственных участников в процессе управления, например роль Делового Консультативного Совета (ДКС)

"Мягкие законы" используются для регулирования различных сфер экономики. Не имеющие обязательного характера принципы инвестиционной деятельности АТЭС, принятые в 1994 г. с целью содействия либерализации инвестиционных режимов в регионе, должны использоваться участниками как директива для достижения цели АТЭС в части свободной и открытой инвестиционной среды в регионе. В них зафиксированы недискриминационный подход ко всем странам-инвесторам, предоставление национальных режимов во всех видах инвестиций, устранение препятствий при вывозе капитала.

Многостороннее соглашение по инвестициям за исключением ОЭСР не подписано на настоящий момент ни в одной международной организации. В этих условиях необязательные принципы инвестиционной деятельности АТЭС стали важным компонентом структуры управления данной сферой экономического сотрудничества. Отдельные страны приняли меры по инвестиционной либерализации в краткосрочной перспективе. Например, Республика Корея осуществила широкомасштабную либерализацию допуска прямых иностранных инвестиций в национальные отрасли: устранила ограничения на иностранные инвестиции в торговлю; повысила долю иностранного участия в капитале авиакомпаний до 50%; открыла для иностранцев сферу услуг в нефтепереработке (Закон о прямых зарубежных инвестициях и зарубежных капиталах 1997 г. и Закон о содействии привлечению иностранных инвестиций 1998 г.). Также принятые законы ликвидировали ограничения на иностранные инвестиции в государственный, корпоративный и специальный рынки облигаций, полностью либерализовали покупку иностранцами краткосрочных финансовых ресурсов, выпускаемых корпорациями и финансовыми институтами. Китай также провел масштабную либерализацию в 1998-2002 гг.: снизил уровень импортных тарифов с 23 до 9%; открыл доступ для зарубежных инвесторов к таким отраслям как телекоммуникации, городское газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, зарубежные капиталовложения в которые в прошлом полностью запрещались; установил более широкий доступ для зарубежных предпринимателей к таким сферам, как банковские операции, страхование, торговля, туризм, транспорт; разрешил сделки в иностранной валюте для иностранных предприятий, устранил ограничения на использование иностранных валют по текущим счетам. Кроме того, в Китае были приняты законы, улучшающие законодательную систему страны в области прав на интеллектуальную собственность.

Важную роль в развитии экономической интеграции в АТР играют региональные торговые соглашения (РТС) и соглашения о свободной торговле (ССТ). РТС и ССТ служат важным стимулом для обеспечения более свободных потоков товаров, услуг, инвестиций и рабочей силы. Они могут также способствовать односторонней и многосторонней либерализации за счет демонстрации преимуществ, открывающихся для экономик в процессе либерализации. В связи с динамичным развитием АТР количество РТС/ССТ между различными государствами региона постоянно увеличивается. В настоящее время действует более 20 РТС/ССТ с участием экономик АТЭС. Многие соглашения находятся на различной стадии переговоров. Число соглашений, либо вступивших в силу, либо находящихся в стадии переговоров, с участием экономик АТЭС и третьих стран - еще больше. С одной стороны, как это было отмечено, РТС/ССТ являются средством содействия торгово-экономическому сотрудничеству. С другой стороны, множество подобных соглашений, существующих в настоящий момент, увеличивают сложность, издержки и административные трудности ведения бизнеса в регионе. Предприятия неизбежно сталкиваются с растущим числом административных процедур, ростом стоимости заключения сделок и несут существенные издержки, разбираясь во множестве торговых соглашений, подписанных их страной. Длительное увеличение количества РТС/ССТ в АТР может привести к превращению мировой торговли в непоследовательный, противоречивый и потенциально неуправляемый "запутанный клубок" региональных соглашений. Для того чтобы такие соглашения стали полезными элементами многосторонней торговой системы необходима их консолидация и скоординированность. В этой связи политика АТЭС в отношении РТС/ССТ направлена на развитие всеобъемлющих, высококачественных соглашений между всеми участниками Форума. Так, в 2004 г. министры АТЭС одобрили "перечень примеров передового опыта" заключения РТС/ССТ, а в 2005 г. - перечень типовых критериев по либерализации торговли в рамках подобных соглашений. На двадцатом совещании министров иностранных дел и министров торговли экономик-участниц АТЭС, проходившем в Лиме с 19 по 20 ноября 2008 г., был согласован новый типовой критерий по защитным мерам, что расширило набор типовых критериев до пятнадцати разделов. В совместном заявлении было также отмечено, что большинство экономик согласились с типовыми критериями по инвестициям, антидемпинговым мерам, субсидиям и компенсационным мерам, торговле услугами и сотрудничестве в области труда. Необходимо отметить, что в настоящий момент сохраняется тенденция к использованию типовых критериев для РТС/ССТ при заключении восточноазиатскими странами торговых соглашений не только со своими соседями, но и с государствами из других регионов АТР (например, соглашение о свободной торговли между Таиландом и Австралией (2005), Китаем и Чили (2006), Японией и Чили (2007)).

Политика АТЭС в условиях мирового финансового кризиса

С 17 по 23 ноября 2008 г. в Лиме прошли очередные мероприятия форума АТЭС - заседание ДКС и ежегодный межгосударственный саммит. Отличительной чертой стало массовое, как никогда ранее, участие лидеров государств, входящих в региональный форум. В целом в мероприятиях приняли участие свыше восьми тысяч человек, в том числе 55 министров и 26 представителей, сопровождающих глав государств и правительств. Как и ожидалось, основной темой стало противодействие мировому финансовому кризису.

В заседании ДКС 17 - 20 ноября 2008 г. участвовали по три представителя деловых кругов от каждой из 21 экономик АТЭС. Программа работы ДКС, проходившего под председательством страны-хозяйки данного саммита АТЭС - Перу, включала четыре заседания. По итогам заседаний был подготовлен ежегодный доклад с наиболее важными рекомендациями лидерам стран АТЭС. Проблематика годового доклада включает вопросы противодействия мировому финансовому кризису, достижения целей Богорской декларации АТЭС, изменения климата, энергетической безопасности, углубления экономического, финансового и технического сотрудничества в целях развития, формирования благоприятной торговой и инвестиционной среды, укрепления защиты прав интеллектуальной собственности, предупреждения и борьбы с эпидемиями и пр.

В ходе встречи-диалога членов ДКС с лидерами государств и территорий АТЭС 22 ноября 2008 г. главной темой обсуждения стал мировой финансовый кризис и меры по смягчению его последствий. ДКС твердо заявил о недопустимости расширения протекционизма и излишнего государственного регулирования в экономике.

Антикризисные меры могли бы, по мнению Совета, включать:

изменения в налоговой системе для расширения совокупного спроса, увеличения расходов на общественные работы;

регулирование деятельности финансовых рынков;

либерализацию торговли на глобальном и региональном уровнях;

поддержку малого и среднего бизнеса, стимулирование занятости и обеспечение стабильности жизненно важных отраслей.

ДКС призвал лидеров стран АТЭС оказать поддержку предложениям "Группы-20" по проведению реформ мировой финансовой системы, содержащимся в Вашингтонской декларации от 15 ноября 2008 г. Он призвал лидеров воздержаться от возведения новых барьеров на пути товаров, услуг и инвестиций, от введения новых экспортных ограничений или принятия мер по стимулированию экспорта, несовместимых с принципами ВТО.

Тема энергетической безопасности выделена в качестве приоритета устойчивого экономического развития региона. Для ее обеспечения на долгосрочной основе Совет признал необходимым увеличение производства и доступ ко всем энергетическим ресурсам, включая традиционные нефть и газ, а также возобновляемые и альтернативные источники энергии. Нестабильность поставок энергоресурсов может быть компенсирована предоставлением рыночных стимулов для компаний, внедряющих энергосберегающие технологии. В числе приоритетов - дальнейшие исследования и разработки в области технологий, снижающих выбросы парниковых газов, что потребует создания стабильных и четко определенных рамок и условий для инвестиций.

Каждой национальной экономике стран АТЭС предлагается сформулировать свои цели и планы действий по повышению энергоэффективности, учитывая поставленную лидерами АТЭС в 2007 г. цель снизить к 2030 г. энергопотребление национальных экономик минимум на 25%.

Совет начал работу по подготовке стратегии повышения энергобезопасности в регионе АТЭС. Особое внимание обращено на важность достижения согласия и необходимость проведения политики уменьшения разрыва между предложением и спросом на энергоресурсы. ДКС готов предложить в течение предстоящих пяти лет комплексный план мероприятий в области повышения энергоэффективности и энергосбережения через внедрение передовых технологий, экономических и налоговых рычагов стимулирования, диверсификации структуры энергобаланса.

В ходе диалога ДКС с лидерами была также отмечена необходимость продолжения переговоров Дохийского раунда ВТО посредством разумных и возможных компромиссов между основными группами переговаривающихся сторон, прежде всего, по вопросам сельскохозяйственной торговой политики (облегчение доступа на рынок, снижение импортных тарифов, сокращение экспортных субсидий).

ДКС призвал продолжить движение в сторону экономической интеграции и либерализации торговли и инвестиций в АТР. Лидерам предлагается ускорить изучение возможности формирования азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли.

В отношении проблем мирового кредитного рынка, вызванных кризисом на американском ипотечном рынке и глобальными инфляционными тенденциями, Совет высказал рекомендации по необходимости активной скоординированной политики министерств финансов, центральных банков и регулирующих органов стран региона в денежно-кредитной и финансовой сферах. Подчеркнута важность соблюдения баланса корпоративных и личных инвестиций, нужных для поддержания роста и предотвращения инфляции в странах АТЭС.

Важная составляющая работы Совета - проблематика малого и среднего бизнеса. ДКС ведет работу по повышению его конкурентоспособности, способствует обмену опытом между странами АТЭС в области его поддержки, чтобы он развивался в качестве одного из основополагающих факторов региональной интеграции.

Вслед за заседанием ДКС, с 22 по 23 ноября 2008 г., состоялся саммит глав государств и правительств АТЭС, на котором представители 21 члена организации провели широкий обмен мнениями по таким вопросам, как международная экономическая обстановка и экономическая интеграция в регионе.

Среди решений межгосударственного саммита АТЭС в Лиме в экономической области, зафиксированных в декларации лидеров и их совместном заявлении, можно выделить следующие:

Лидеры стран АТЭС подтвердили приверженность Богорским целям форума - созданию свободной и открытой системы торговли и инвестиционной деятельности в АТР, которые будут достигнуты путем осуществления реформ в индивидуальном порядке в сочетании с либерализацией в двустороннем и многостороннем форматах.

Лидеры приветствовали Вашингтонскую декларацию лидеров стран "Группы-20", посвященную ситуации на финансовых рынках и в мировой экономике, и решительно поддержали общие принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться план действий по проведению реформы финансовых рынков. Из 21 члена АТЭС 9 одновременно являются членами "Группы 20", что, безусловно, способствует достижению АТЭС единства мнений по вопросам финансовых рынков и реформирования.

Было выражено убеждение, что в ближайшие полтора года удастся преодолеть текущий кризис. Ведущими странами были предприняты срочные и чрезвычайные шаги по стабилизации финансовых секторов, укреплению экономического роста, содействию инвестированию и потреблению. Саммит АТЭС также заявил о своей поддержке усилий, предпринимаемых агентствами по кредитованию экспорта, международными финансовыми институтами и частными банками, направленными на обеспечение адекватного финансирования бизнеса, включая малые и средние предприятия, и сохранение торговых и инвестиционных потоков в регионе. Отмечено, что в условиях, когда финансовые системы совершенствуются и становятся все сложнее, должна повышаться эффективность регулирующих и контрольных механизмов. Кризис также указывает на необходимость разработки более эффективных стандартов корпоративного управления и управления рисками, а также на важность социальной ответственности в финансовом секторе.

Отмечено, что замедление мирового роста может повлечь принятие протекционистских мер, которые только обострят нынешнюю экономическую ситуацию.

В этой связи лидеры стран АТЭС взяли обязательство в предстоящие 12 месяцев воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт или использования в любой области мер, несовместимых с правилами ВТО, включая меры стимулирования экспорта. 14

Лидеры стран АТЭС положительно оценили результаты изучения перспектив и вариантов возможного создания Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли в качестве долгосрочного ориентира. Принята к сведению информация министров, что, несмотря на вероятную экономическую выгоду, которую создание такой зоны принесет региону в целом, в процессе ее создание может возникнуть ряд проблем. Министрам и другим должностным лицам поручено предпринять дальнейшие шаги в изучении перспектив и вариантов возможною создания региональной зоны свободной торговли, включая дальнейший анализ вероятного экономического эффекта от ее создания и реализацию инициатив, призванных содействовать более тесному сближению экономик по ключевым вопросам повестки дня АТЭС в сфере торгово-инвестиционной деятельности, в том числе по таким направлениям, как таможенное управление, облегчение условий торговли и трансграничные услуги.

В документах саммита выражена глубокая обеспокоенность последствиями глобального колебания цен на продовольствие в сочетании с нехваткой продуктов в ряде развивающихся стран, что отражается на уровнях бедности и реальных доходах населения. Лидеры поддержали скоординированные ответные меры и всеобъемлющую стратегию по решению данного вопроса посредством выполнения Программы действий, разработанной Целевой группой ООН по глобальному продовольственному кризису.

В области энергетики подтверждена приверженность идее обеспечения энергетических потребностей экономик региона за счет развития открытых энергетических рынков, режима свободной торговли и инвестиций в данной сфере.

Подчеркнуто, что такие рынки принципиально важны для разработки возобновляемых источников энергии и распространения энергетических технологий с низкой эмиссией, в том числе новых и альтернативных источников энергии и технологий.

Саммит принял решение об укреплении институциональной структуры форума АТЭС. В Секретариате АТЭС образован отдел стратегического планирования, решен также вопрос о назначении на фиксированный срок Исполнительного директора Секретариата АТЭС.

Итоговая декларация форума, охватывающая основных тем состоявшихся дискуссий, показала, что страны АТР продвигаются к взаимоприемлемым решениям наиболее острых проблем глобального характера.

Возникновение форума АТЭС было обусловлено желанием стран - основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе.

АТЭС работает на основе консультаций и достижения консенсуса. Новая политика, выработанная на встречах АТЭС, выработана добровольно, и большая часть достигнутого АТЭС прогресса обязана тем примерам, который подают друг другу члены АТЭС, а также давлению со стороны членов "своего круга". Основным элементом процесса является открытый обмен информации между членами АТЭС и общественностью, в том числе созданной системой коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения определенных Форумом целей каждой из стран. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. С помощью АТЭС страны активно вовлечены в процессы интеграции, создания зон свободной торговли, формулирования принципов ведения бизнеса, которые должны стать общеобязательными для всех стран. Работа ведется в соответствии с Индивидуальными Планами Действий по либерализации торговли и инвестиций (Individual Action Plan), которые подготовлены участниками АТЭС по единой схеме, и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться.

Таким образом, АТЭС является многопрофильным форумом, способным разрабатывать и предлагать странам АТР рекомендации по осуществлению структурных реформ и упрощению торговых процедур, меры по обеспечению экономической безопасности. Хотя эти рекомендации имеют "свободную" основу, они способствуют развитию многостороннего сотрудничества в АТР. В целом можно сказать, что АТЭС решает задачу формирования в АТР самой крупной в мире зоны свободной торговли.

Вместе с тем, процесс формирования зоны свободной торговли в регионе отличается чрезвычайной сложностью и противоречивостью. К числу главных препятствий можно отнести огромную дифференциацию стран в экономическом, политическом и социально-культурном плане. Из-за несовпадения приоритетов развитых и развивающихся азиатских государств усложняются перспективы формирования на базе АТЭС полномасштабной интеграционной группировки. Так, США заинтересованы в быстрой и полной либерализации торговых и финансовых потоков и открытии рынков восточноазиатских стран, на долю которых приходится большая часть дефицита их внешнеторгового баланса. Вашингтон настаивает на повышении уровня институциализации АТЭС и введении принципа обязательности принимаемых решений. В этом американцев поддерживают Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других государств. В свою очередь, Япония и Республика Корея отстаивают добровольный характер этого процесса, так как быстрое продвижение в данном направлении может заставить их открыть для внешней конкуренции политически чувствительные сектора промышленности и сельского хозяйства Страны Восточной Азии считают приоритетными для АТЭС целями не либерализацию торговли и капитала, а содействие торговле и экономическое и научно-техническое сотрудничество. Кроме того, существуют и объективные факторы, препятствующие развитию интеграции в рамках АТЭС: последствия мирового финансового кризиса, необходимость поддерживать национальную безопасность, усложнение многосторонних переговоров ВТО в связи с расширением сферы ее деятельности и т. д.

Очевидно, что на текущий момент темпы экономической либерализации в регионе АТЭС не позволяют полностью и в назначенные сроки (2010/2015/2020 гг.) реализовать цели Богорской декларации. В ближайшие годы АТЭС предстоит, предпринять практические шаги по повышению эффективности своей деятельности. Главная задача заключается в сохранении баланса между добровольным принятием обязательств и обязательным, желательно синхронным, их выполнением.

Несмотря на все сложности, следует выделить два момента, которые говорят об институциональной жизнеспособности АТЭС. Во-первых, АТЭС зарекомендовала себя в АТР как одно из самых значительных региональных экономических объединений, которое достигло существенных результатов в либерализации торговли и инвестиций; экономикам

АТЭС удалось унифицировать некоторые правила торговой политики (стандартизация, сертификация, налоговые требования) несмотря на то, что состав АТЭС весьма неоднородный. Во-вторых, в новых интеграционных структурах Восточной Азии для США пока не находится места, поэтому роль АТЭС как инструмента поддержания диалога Вашингтона со странами АТР в перспективе будет возрастать. Кроме того, поскольку АТЭС является единственным интеграционным образованием с участием стран четырех континентов, его укрепление как интеграционного блока, особенно по линии формирования зоны свободной торговли, дало бы мощный дополнительный импульс процессу глобализации, прежде всего в сферах торговли и инвестициях.

В этих условиях России предоставляется благоприятная возможность уточнить свои цели и интересы в АТЭС и активизировать приоритетные направления деятельности. Если РФ использует эту возможность, то перспективы включения ее экономики (в первую очередь дальневосточных регионов) в тихоокеанское экономическое пространство существенно возрастут. Главные проблемы на пути активизации участия России в АТЭС состоят в ее слабой вовлеченности в экономическую жизнь региона, а также в асимметрии торгово-экономических связей России с членами Форума.

  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.

    Цели и задачи атэс

    Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

    Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

    1) Поддержание экономического роста стран региона;

    2) Укрепление взаимной торговли;

    3) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

    Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

    1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере

    2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли,

    3. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере,

    Структура АТЭС

    Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе прин-ципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равен-ства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).

    Структура АТЭС носит децентрализованный характер.

    Каждая страна председательствует в АТЭС в течение года, а ее лидер является председателем Форума и возглавляет встречи лидеров, министров, высших должностных лиц, групп АТЭС по проблемам туризма, малого и среднего бизнеса, таможни, стандартов и соответствия. В других рабочих группах АТЭС председатель избирается на основе принципа консенсуса.

    На встречах глав государств-членов АТЭС (Economic Leader"s Meeting) принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

    Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах мини-стров иностранных дел и экономики (Ministerial Meeting).

    Совещания министров (Sectoral Ministerial Meetings) отраслей: образования, энер-гетики, труда, науки и технологий, связи, транспорта, финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. проводятся отдельно.

    Перед очередной встречей министров регулярно проводятся встречи должностных лиц старшего состава (Senior Officials Meeting - SOM). Должностные лица старшего состава подготавливают рекомендации для решений, принимаемых на уровне министров. Они осуществляют мониторинг и координируют бюджет и рабочие программы для форума АТЭС.

    Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структу-рами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС (APEC Business Advisory Council), который был создан в соответствии с ре-шением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непо-средственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

    Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секрета-риат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполня-емых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государ-ствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основ-ным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполни-тельный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятель-ности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действу-ющих от лица министров).

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Рязанский государственный радиотехнический университет

    Кафедра ГМКУ

    на тему «Интеграционные объединения с Россией. Пути развития»

    по дисциплине «Мировая экономика»

    Выполнил:

    Мордвинкин Н.А.

    Проверил:

    доцент, к.э.н.

    Локтеева Г.Е.

    Рязань, 2014

    Введение 3

    1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество 4

    1.1.История АТЭС 4

    1.2.Состав и значение 6

    1.3.Цели и задачи АТЭС 8

    1.4.Развитие 8

    2. Россия в АТЭС 10

    2.1. Региональная экономическая интеграция, либерализация торговли и инвестиций 12

    2.2. Итоги АТЭС-2012 14

    2.2.1. Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция 14

    2.2.2. Укрепление продовольственной безопасности 16

    2.2.3. Создание надёжных транспортно-логистических цепочек 18

    2.2.4. Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту 19

    2.2.5 Другие ключевые инициативы 20

    2.2.6. Борьба с коррупцией 21

    Заключение 22

    Введение

    Международная экономическая интеграция - процесс объединения экономики стран, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий. К ним относятся закон одной цены (выравнивание цен), резкое увеличение объема торговли, увеличение производительности труда, миграции трудовых потоков, выравнивание величины внутренних сбережений, появление единой сетки тарифов на границах экономического объединения. Считается, что экономическая интеграция есть второй лучший вариант после режима свободной торговли по степени благоприятствования.

    1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

    Рис. 1. Эмблема АТЭС (APEC)

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

    В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

        История АТЭС

    На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.

    Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца - вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).

    Это и привело к тому, что в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии было образовано АТЭС.

    АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

    Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

    Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

    В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

        Состав и значение

    В настоящее время в АТЭС 21 государство, среди них - большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники.

    Таблица 1. Участвующие экономики

    Участвующие экономики

    Дата вступления

    Австралия

    Индонезия

    Республика Корея

    Малайзия

    Новая Зеландия

    Филиппины

    Сингапур

    Китайский Тайбэй

    Гонконг, Китай

    Папуа-Новая Гвинея

    Рис. 2. Участвующие экономики на карте мира

    Такое количество государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

    АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.

    За 1990-2000 гг. доля экспорта стран - членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта - с 65,4 до 68,1%.

        Цели и задачи АТЭС

    В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

        Развитие

    Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

    В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г.

    Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам - членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

    На манильском саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. Однако разразившийся в 1997-1999 гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.

    Главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие Программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.

    Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона.

    В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС - экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия).

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония (член G8) будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается).

    АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли.

    В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

    История АТЭС

    В январе 1989 года премьер-министр Австралии Боб Хоук призвали к повышению эффективности экономического сотрудничества в регионе Тихоокеанского бассейна. Это привело к первой встрече АТЭС в столице Австралии Канберре в ноябре 1989 года под председательством министра иностранных дел Австралии Гарета Эванса. Присутствовали политические министры из двенадцати стран, а встреча завершилась согласованием будущих ежегодных встреч в Сингапуре и Корее.

    Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) были против первоначального предложения, а предложили Экономический совет Восточной Азии, который бы исключал не-азиатские страны, такие как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Этот план был подвергнут резкой критике со стороны Японии и США.

    Первая встреча экономических лидеров АТЭС произошла в 1993 году, когда президент США Билл Клинтон, после переговоров с премьер-министром Австралии Полом Китингом, пригласил глав правительств экономик-участниц АТЭС на саммит на острове Блейк. Он считал, что это поможет перевести в нужное русло зашедшие в тупик по итогам Уругвайского раунда торговые переговоры. На встрече, некоторые лидеры призвали к продолжению снижения барьеров для торговли и инвестиций, представляя сообщество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое будет способствовать процветанию на основе сотрудничества. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, был создан с целью координации деятельности организации.

    В ходе встречи в 1994 году в Богоре, Индонезия, лидеры АТЭС приняли Богорские цели (Bogor Goals), согласно которым к 2010 году планировалось создать зону свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе для развитых экономик, а к 2020 году - для развивающихся экономик. В 1995 году страны АТЭС создали орган для деловых консультаций, который стал называться Деловой Консультативный совет АТЭС (ДКС), состоящий из трех руководителей бизнеса от каждой экономики-участницы.

    Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

    1. Либерализация торговли и инвестиций.
    2. Содействие бизнесу.
    3. Экономическое и техническое сотрудничество.

    Страны-участницы АТЭС

    В АТЭС в настоящее время входит 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

    Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

    Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

    Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

    В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.

    АТЭС и либерализация торговли

    По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

    Усилия АТЭС по упрощению бизнеса

    АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

    Предлагаемая Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

    Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

    В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

    Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

    В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

    Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

    Консорциум учебных центров АТЭС

    В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

    Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

    Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

    Ежегодные встречи лидеров АТЭС

    С момента своего образования в 1989 году, АТЭС проводит ежегодные встречи с представителями всех экономик-участниц. Первые четыре ежегодные встречи официальных лиц проходили на уровне министров. Начиная с 1993 года, ежегодные совещания стали назваться Встречи экономических лидеров АТЭС и в них предполагалось участие глав правительств всех экономик-участниц, за исключением Тайваня, который представлен должностным лицом на уровне министра. Ежегодные встречи лидеров АТЭС официально не называются саммиты.

    АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

    История АТЭС

    Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

    Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

    • - поддержание экономического роста стран региона;
    • - укрепление взаимной торговли;
    • - ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

    В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. азиатский тихоокеанский международный сотрудничество

    Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

    Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы , гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

    • 1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).
    • 2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
    • 3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
    • 4) Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
    • 5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.