Самопожертвование женщин примеры. Эгоизм - отправная точка

героизм, самопожертвование, подвиг, личность, война, победа, нравственный выбор, дух, воля.

Аннотация:

В статье рассматриваются и анализируются образцы героизма и самопожертвования в реальности, художественной литературе.

Текст статьи:

В современном мире утрачиваются духовные ценности, поэтому необходимо взращивать в себе такие качества духа как героизм и самопожертвование, ведь именно они на протяжении веков меняли ход истории, жизни и судьбы людей, наций, народов.

Изображение героизма и самопожертвования человека на войне является традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Личный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуации нравственного выбора и победу над самим собой .

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — это эпопея о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - «мысль народная» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой нации.

На страницах романа и, особенно, во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое «ролевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом . И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят» . Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление» .

Оценивая роль Бородинского сражения в войне 1812 г., писатель утверждает, что под Бородином наполеоновская Франция в первый раз испытала на себе руку «сильнейшего духом противника». Бегство наполеоновской армии из Москвы явилось следствием того удара, который она получила в Бородинской битве.

Толстой показывает, как с момента взятия Смоленска война становилась народной. В первой же битве под Смоленском французы столкнулись со всенародным сопротивлением. «… Мы в первый раз дрались там за русскую землю, — говорит князь Андрей, — в войсках был такой дух, какого никогда я не видал».

Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения состояний духа своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Чернышевский назвал «диалектикой души». Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их духе. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их духах.

В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе — эпопее «Война и мир».

Одним из наиболее ярких примеров героизма и самопожертвования духа является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - звала всех и каждого песня . Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским нашествием не только как защиту своего исторического существования, но и как великую спасительную общечеловеческую задачу.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Война длилась 1418 суток. Все они наполнены горечью поражений и радостью побед, больших и малых потерь . Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы этот путь одолеть?!

9 мая 1945-го года — это не только победа оружия, но и победа народного духа. Миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками .

Великая Отечественная война — это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. С первых же дней войны пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу.

Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Передовым носителем героического духа нашей армии были гвардейские части, в т.ч. танковые, авиация, реактивная артиллерия, это звание было присвоено многим боевым кораблям и частям военно-морского флота. Девиз гвардейцев – быть всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В. Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г. Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г. Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Примеру панфиловцев последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и кораблей .

Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А. Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины .

Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т. Эрджигитов, эстонец И.И. Лаар, украинец А.Е. Шевченко, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И.С. Солтыс, казах С.Б. Байтагатбетов и многие другие. Вслед за белорусом Николаем Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И. Иванов, Н.Н. Сковородин, Е.В. Михайлов, украинец Н.Т. Вдовенко, казах Н. Абдиров, еврей И.Я. Иржак и другие .

Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.

Благодаря этим же причинам, благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей, смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Воинское мастерство чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов. Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты вкладывали дух.

Одна из наиболее характерных черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества. Примеров воинского товарищества тысячи. Большую помощь Красной Армии оказали советские партизаны. 1943 год — был временем небывалого героического массового партизанского движения. Координация взаимодействия партизанских отрядов, их тесная связь с боевыми операциями Красной Армии являлись характерными особенностями всенародной борьбы в тылу врага.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными, их дух невозможно было сломить. Несмотря на то, что немцы распяли солдата-комсомольца Юрия Смирнова, вбив гвозди в его ладони и ступни; умертвили партизанку Веру Лисовую, разведя на её груди костёр; замучили легендарного генерала Д.М. Карбышева, облив его на морозе водой, который в ответ на предложение гитлеровцев служить им ответил с достоинством: «Я советский человек, солдат, и я остаюсь, верен своему долгу» .

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

Любовь к Родине, к русской земле Альберт Аксел выделяет как главный источник моральных сил армии, что в годы Великой Отечественной войны проявилось в «обстановке всеобщего героизма». Историк последовательно отстаивает тезис о том, что самопожертвование советского народа и его военные подвиги «изменили ход событий во второй мировой войне» .

Русский народ осознавал ту грозную опасность, какую нашей стране нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тысяч стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военноначальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

Великая Отечественная Война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советского; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование.

Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем.

В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомков на все времена.

Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб, смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы городов и сёл.

Героем можно стать не только во время войны, но и в простых, будничных делах. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах» . Но не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет - это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего - это героизм. Есть много героев и в истории науки. Это, например, русские физики-ядерщики, врачи, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, специально заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Существуют профессии, которые требуют наличия героизма, так сказать «в крови» — это пожарники, полицейские, мчс. Но они не воспринимают свою ежедневную работу как героизм, а считают нормальным явлением. Люди этих профессий не понимают значимости своего дела – это стало нормой их жизни. Для русского народа, в принципе, это норма жизни, характера. Воспитание духа начинается с малых лет, каждый мужчина обязан быть героем. Сама история России заставляет человека иметь качества героя, например, перестройка, когда происходили глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества.

Но есть героизм и самопожертвование особого рода - они в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм, самопожертвование духа. Яркий пример такого героизма и самопожертвования - в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, - словом, все истинно человеческие качества. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать. В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма и самопожертвования.

Литература.

1. Аксел А. Герои России. 1941-1945 / А. Аксел. М., 2002.

2. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. Военные мемуары / И.Х.Баграмян. М., 1990.

3. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век: Пособие для учащихся / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. М., 2002.

4. Краткая всемирная история. В 2 книгах / Под ред. А.З. Манфреда. М., 1996.

  1. Падерин А.А. Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания / А.А. Падерин // Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
  2. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова. Л., 1988.
  3. Толстой Л.Н. ПСС 12 т. Т.4 Война и мир. М., 1987.
  4. www.all-aforizmy.ru (дата обращения 26.10.2011).
  5. www.Litra.ru (дата обращения 9.07.2011).

Б. Васильев «Летят мои кони». Доктор Янсен погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.

Булгаков "Мастер и Маргарита". Самопожертвование Маргариты ради своего любимого, Мастера. Маргарита уходит от обеспеченного мужа, «известного инженера», к нищему Мастеру. Готова на любые жертвы, даже согласна оказать услугу Воланду-сатане, лишь бы найти и освободить своего любимого.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова, благородная, чистая. Жертвует собой, выходя на панель. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя ради голодающих отца, мачехи её детей. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Сонечка ничего не делает для себя, все ради других: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы.

Проблема Роль примера. Воспитание человека

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

В. Г Распутин «Уроки французского».

Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

Отцы и дети

И С. Тургенев. «Отцы и дети».

Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим по отношению и к старшим Кирсановым, и к своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)



К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Проблема Ответственность человека за жизни окружающих

Н. Толстой. «Война и мир».

Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

А. Куприн. «Чудесный доктор».

Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он

помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.» Мудрая фраза Лиса, сказанная Маленькому принцу.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за нежелание брать на себя ответственность. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

Проблема Научный прогресс и нравственные качества человека

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

М. Булгаков, «Собачье сердце»

Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

М.Булгаков «Роковые яйца»

В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.

Все мы с детства знаем о стремлении Ломоносова стать грамотным.

Когда мы читаем некоторые подробности из взрослой жизни этой выдающейся личности, нам становится ясно, насколько же труднее было Ломоносову преодолевать все препятствия на пути к учёности по сравнению с нашим временем.

Грамоте обучил Ломоносова дьячок местной церкви. Потом Ломоносов оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано зародилось в нём сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него стали откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Рифмотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.

Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание – это наука. А размышление о надёжности знания – это уже философия. У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Аристотель учился у Платона двадцать лет. Он был хорошим учеником. Говорили, что Платон читал однажды лекцию о бессмертии души. Лекция была такая трудная, что ученики, не дослушав, один за другим вставали и выходили. Когда Платон кончил лекцию, перед ним сидел только один Аристотель. Но чем дольше Аристотель слушал Платона, тем меньше соглашался с тем, что слышал. А когда Платон умер, Аристотель произнёс: «Платон мне друг, но истина дороже», покинул Платонову школу и завёл свою собственную.

Проблема Любовь к родине

Самопожертвование как качество личности – способность посвятить всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели, отдавать себя кому-то или чему-то высшему.

Гробницу Мохаммеда в Медине следовало привести в порядок: это стало необходимым. Однако каменщикам, пришедшим сюда, чтобы произвести ремонт, объявили, что всякому, кто осмелится спуститься в погребальный склеп, как только он выйдет оттуда, отрубят голову. Всё же нашёлся один желающий и спустился в ужасное подземелье. Он отремонтировал склеп, поднялся и отдал свою голову на отсечение. Молча склонил он голову, и так же молча ему отрубили её.

В человека встроено стремление к самопожертвованию. Это не просто жертвование части своего дохода или материальных благ. Самопожертвование — это принесение на алтарь избранного пути самого себя, своей жизненной энергии, знаний, времени, всего, чем обладаешь. Высшая форма самопожертвования – отдать всего себя самосознанию, развитию разума, достичь чистоты сознания и помочь другим людям достичь вершин человеческой духовности.

Самопожертвование как качество личности становится проявленным в связке достоинств – бескорыстия, патриотизма, великодушия, доброты, словом, целого ряда положительных качеств личности. Солдат жертвует своей жизнью, защищая свою Родину, свою семью. Он не может поступить иначе. Совесть и самопожертвование неразлучны. Совесть призывает солдата к героизму. Фридрих Ницше писал: «Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счёт. Героизм - это добрая воля к абсолютной самопогибели».

У самопожертвования женская природа. Самый первый его пример – безусловная любовь матери к ребенку, когда она ставит его благополучие на первое место. Любовь как добровольное рабство предполагает жертвенность, но самопожертвование – это не застрелиться, повеситься или отравиться ради любви. К чему такие крайности? Они не имеют ничего общего с самопожертвованием. Самопожертвование – это самозабвенное стремление служить объекту любви. Квинтэссенция самопожертвования – любовь и самоотдавание.

У И.С. Тургенева есть замечательная притча «Порог». Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струёй выносится из глубины здания медлительный, глухой голос. - О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает? - Знаю, - отвечает девушка. - Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? - Знаю. - Отчуждение полное, одиночество? - Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. - Не только от врагов, но и от родных, от друзей? - Да… и от них. - Хорошо. Ты готова на жертву? - Да. - На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить! - Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. - Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову… - И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. - Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? - Знаю и это. И всё-таки я хочу войти. - Войди! Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею. - Дура! - проскрежетал кто-то сзади. - Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Инесса Арманд пожертвовала всем ради любви к В. И. Ленину. Они познакомились в 1909 году в парижском кафе. Их бурный роман начался именно во время курсов, которые организовывала Инесса, а Владимир Ильич выступал в качестве основного докладчика. Инесса описывала свои первые впечатления встречи с Владимиром и раскрыла свои потаенные женские чувства. Она не стеснялась о них рассказать Владимиру Ильичу, так как то давнее уже для них было историей, радостной и незабываемой: «Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умереть бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н.К., я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Лонжюмо и затем следующую осень в связи с переводами и прочим я немного привыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал».

Удивительно, но Крупская не мешала развиваться их отношениям, чувствам и, вероятно, ждала решения Владимира, при этом была согласна с любым из них. Но Ленин не торопился с решением, тем более, что Крупская была больна. В конце сентября 1913 г. после тюрьмы Инесса вернулась в Краков, в это время Крупская после операции медленно выздоравливала. Вскоре Инесса уезжает в Париж. Столь поспешный отъезд был вызван твердым решением Владимира Ильича разорвать их любовную связь. Об этом горьком для Инессы разговоре мы узнаем из следующего сохранившегося письма Инессы из Парижа в Краков в конце 1913 г.: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью, и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя… Крепко тебя целую. Твоя Инесса».

В своих дневниковых записях незадолго до кончины Инесса оставила такое признание: «…Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато… Я живой труп, и это ужасно». После революции 1917г. Ленин назначил И. Арманд председателем совнаркома Московской губернии и поселил рядом с квартирой своей сестры — Анны Ильиничны. Осенью 1920 г. Арманд серьезно заболела. Ленин уговорил ее поехать лечиться на Кавказ. Инесса подчинилась, как всегда. Через месяц с Кавказа пришла телеграмма: «Вне всякой очереди. Москва ЦЕКа РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холериной товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка кончилась 24 сентября точка тело препроводим Москву Назаров». Ей было 46 лет. Среди возложенных на могилу венков один был из живых белых цветов с надписью на траурной ленте: «Товарищу Инессе от В. И. Ленина». Потрясение Ленина было огромным. Коллонтай в своих воспоминаниях утверждала, что: «он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой». Л. Васильева в своей книге «Кремлевские жены» отмечала, что «прах Инессы был помещен в Кремлевской стене, среди знаменитых, прославленных большевиков. По большевистскому протоколу ей не подобало такое место. Но это нарушение было единственным, что мог сделать для Инессы вождь революции, дабы поблагодарить ее за все свершившееся и не свершившееся в их совместной жизни врозь на этой земле». Владимир Ильич пережил Инессу Арманд всего на три года. После смерти вождя, в феврале 1924 г. Крупская направила в ЦК просьбу захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин отверг это предложение.

Идеи возрождения Олимпийских игр отдал всю свою жизнь Пьер де Кубертен. В 19 лет ему пришла в голову идея сделать всё, как было. Казалось, идея эта была неосуществима. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть идее олимпизма было посвящено почти полвека! Биографы великого француза пишут: «Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй… Еще больше — спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то это дело хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Быть может, это было то самое сверхупорство, которое заставляет большого спортсмена тренироваться без устали, а потом, преодолевая все, рваться к победе… 25 ноября 1892 г. Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. Оп говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели, хотя и не сразу, принимают решение созвать Международный Атлетический конгресс и пригласить па него представителей крупнейших спортивных держав. О правилах и принципах проведения Игр должны были договариваться все наиболее авторитетные спортивные деятели земного шара. В Конгрессе приняли участие 2 тысячи человек из 10 стран, в том числе из России. И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет — МОК. Конечно, вы уже знаете это ставшее очень известным сокращение. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!»

Петр Ковалев 2013 год

Сочинение на тему «Ради чего можно идти на самопожертвование» Вы можете написать используя представленный вариант.

Сочинение «Самопожертвование ради других»

Что делает человека человеком? Для кого-то это деньги, для кого-то — подвиг, а для кого-то — даже самопожертвование. Этот феномен обыденности случается крайне редко в современном обществе.
К сожалению, так сложилось, что не каждый человек на это способен. И только смелая, чуткая личность способна на такой поступок. Такие люди, как правило, служат пожарными, врачами, военными.

Но я считаю, что жертвовать своей жизнью ради других должны не только люди, ограниченные определенной профессией. И не важно знаешь ли ты этого человека или нет. Самопожертвование — это высшее проявление благородства. Это еще раз доказывает, что в мире до сих пор существуют доброта, человечность, бескорыстие. Даже Библия об этом говорит.

Проявление героизма может быть различным. И в мире, к счастью, существует немало таких примеров. Нужно иметь большую чистую душу, большую силу духа, мужество чтобы отдать душу и жизнь ради другого. Практически каждый родитель отдаст жизнь за своего ребенка. Ради этого как раз и нужно идти на самопожертвование.

Ну а раньше такими героями были и военные, стоящие на обороне нашей Родины. Они, как никто, знали, что такое смерть, они не раз смотрели ей в глаза. Их самопожертвование не было напрасным. Эти мужчины действительно достойные звания героев.

В современном мире, в мире развитых технологий и повышенного уровня стрессовых ситуаций, времени изменения нравственности человека, все еще существует такое понятие как самопожертвование.

Что означает слово самопожертвование

Согласно словарным толкованиям, самопожертвование – это личностное пожертвование, человек жертвует собой, своими личностными интересами ради единственной цели, ради благополучия других, отречение от самого себя ради чего-то или кого-то.

Самопожертвование ради других

Существует такое понятие как приоритетный инстинкт. Он способен управлять человеком в определенной ситуации. Но не всегда при одних и тех же обстоятельствах человек поступает одинаково. Самопожертвование, как во имя любви, так и ради других чувств, людей относится к человеческому инстинкту защиты рода, потомства, группы людей, семьи, родины (последнее приобретается вследствие воспитания).

Можно сказать, что эгоизм и самопожертвование являются противоположными значениями. Ведь случается и такое, когда в сложной ситуации, когда один человек смог бы пожертвовать своей жизнью ради спасения кого-то, другой, в свою очередь, занялся бы спасением собственной души. В подобной ситуации инстинкт самопожертвования сменяется, замещается или иным словом выдавливается инстинктом самосохранения.

Самопожертвование может быть как неосознанным (к примеру, спасения человека при экстремальных обстоятельствах), так и осознанным (солдат на войне).

Проблема самопожертвования

В настоящем времени являет в себе угрозу проблема самопожертвования в виде терроризма. Согласно мнению современного человека, действия террористов-самоубийц вполне логичны для нас и объясняются с точки зрения его мировоззрения. То есть главными мотиваторами к действиям такого типа является рационализм тактики террористических организаций и его решение разрешения различных личных проблем таким образом.

Но на самом деле к личностным стимулам террористов-смертников относится их видение самопожертвования во имя религии. У террористов исламского фундаментализма наиболее ярко проявляется такая логика в действиях. Так, самые крупные террористические организации под названием «Хезболлах», «Хамас» осуществляя террористические акты, свой главный упор видят в жертвенном самоубийстве.

Также, помимо личных мотиваций экстремистов, существует мотивация в самопожертвовании еще в связи с якобы общественном необходимостью. Так, используя восприимчивость общества по отношению к терроризму, группы экстремистов поддерживают, таким образом, повышенное внимание к себе, своим требованиям и действиям.

Примеры самопожертвования

Пожертвовать своей жизнью ради другого человека – это самый смелый поступков жизни каждого человека. Это достойно всеобщего уважения и памяти. Приведем пример героических поступков современности.

На самопожертвование способен не каждый человек, но люди, которые уже стали героями способны вдохновлять жить будущие поколения.