Штатные нормативы персонала централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения. Особенности работы централизованной бухгалтерии Расчет штатной численности работников централизованных бухгалтерий

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Документ по состоянию на январь 2016 года

Руководствуясь частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Уставом муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, принятым решением Совета депутатов города Оленегорска от 02.07.2010 N 01-44РС (с изменениями и дополнениями), Совет депутатов решил:

1. Утвердить прилагаемые Нормативы предельной численности работников централизованных бухгалтерий, осуществляющих обслуживание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.


2. Признать утратившим силу решение Совета депутатов города Оленегорска от 20.04.2008 N 01-40РС "О нормативах предельной численности работников централизованных бухгалтерий, осуществляющих обслуживание муниципальных учреждений образования, культуры и спорта".


Глава города Оленегорска с подведомственной территорией О.Г.САМАРСКИЙ


Председатель Совета депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией А.М.ЛЯПКО


Утверждены решением Совета депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией от 31 марта 2014 г. N 01-12РС

НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Общие положения


1.1. Нормативы предельной численности работников централизованных бухгалтерий, осуществляющих обслуживание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, (далее - нормативы численности) устанавливаются в целях определения и обоснования штатной численности работников централизованных бухгалтерий, созданных муниципальным образованием для обслуживания органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных учреждений (далее - организации).

Нормативы численности разработаны на основе постановления Минтруда России от 05.06.2002 N 39 "Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти".

1.2. Нормативы численности установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ централизованными бухгалтериями.

1.3. Нормативная численность работников, занятых бухгалтерским учетом и отчетностью, предусматривает выполнение работ по планированию и учету расходов обслуживаемых организаций, бухгалтерскому учету и отчетности обслуживаемых организаций, сводному бухгалтерскому учету и отчетности.


2. Нормативы предельной численности работников централизованных бухгалтерий


2.1. Нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и отчетностью:


Списочная численность работающих в обслуживаемых учреждениях, чел., до

Количество обслуживаемых организаций, имеющих самостоятельный баланс


2.2. При расчете нормативов численности работников централизованных бухгалтерий к численности работников, занятых бухгалтерским учетом и отчетностью, определенной в соответствии с пунктом 2.1 настоящего документа, применяются следующие коэффициенты и устанавливаются следующие дополнительные штатные единицы:

1) При обслуживании главных распорядителей средств местного бюджета и главных администраторов доходов местного бюджета, выполнении работ по сводному планированию, сводному бюджетному учету и отчетности, при осуществлении расчетов для финансового обеспечения муниципального задания для муниципальных учреждений, начислении администрируемых доходов местного бюджета и выполнении других работ, обеспечивающих полномочия и функции главных распорядителей средств местного бюджета и главных администраторов доходов местного бюджета, применяется коэффициент, учитывающий сложность и объем выполняемых работ, равный 1,2. При этом при наличии в ведении главного распорядителя средств местного бюджета учреждений, ведущих самостоятельный бухгалтерский учет, дополнительно 0,5 шт. ед.

2) Для централизованных бухгалтерий межотраслевого назначения при обслуживании организаций, относящихся к различным отраслям (сферам деятельности) (3-х и более), - 1 шт. единица.

3) При выполнении работ, связанных с реализацией переданных государственных полномочий: до 3-х полномочий - 1 шт. единица; 3-х и более полномочий - 3 шт. единицы.

4) При обслуживании органов местного самоуправления и их структурных подразделений, имеющих самостоятельный баланс (2-х и более), - 2 шт. единицы.

5) При наличии системы автоматизации (программного обеспечения) бухгалтерского учета и наличии персональных компьютеров в количестве 12 ед. и более - 1 штатная единица системного администратора (инженера-программиста).

6) При общей численности работающих в обслуживаемых учреждениях свыше 250 человек и при условии отсутствия данной должности в штате обслуживаемых учреждений - 1 штатная единица юрисконсульта.

7) На каждые 250 кв. метров площади помещения, занимаемого централизованной бухгалтерией, - 0,5 шт. единицы уборщика служебных помещений.

2.3. При расчете штатной численности работников централизованных бухгалтерий округление производится по итоговым значениям штатных единиц норматива численности (целое число с двумя знаками после запятой). При этом округление значения производится в сторону увеличения: до половины штатной единицы - если ее значение менее 0,5; до полной штатной единицы - если ее значение более 0,5.

2.4. При изменении (увеличении, уменьшении) количества обслуживаемых учреждений и численности работающих в них человек штатная численность работников централизованных бухгалтерий подлежит пересмотру.

При утверждении штатного расписания централизованных бухгалтерий в расчет норматива численности принимается списочная численность работающих и количество обслуживаемых учреждений на 1 января текущего года.

Н.В. Фимина,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и отчетности, советник государственной гражданской службы 3 класса

Передача учреждениями полномочий по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии в соответствии с соглашением о передаче полномочий (договором на бухгалтерское обслуживание) имеет ряд преимуществ. Поэтому такой вариант организации отношений является достаточно распространенным. В настоящей публикации будут рассмотрены некоторые организационные вопросы осуществления деятельности централизованными бухгалтериями.

Централизация ведения бухгалтерского учета позволяет повысить качество ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, минимизировать управленческие затраты на осуществление учетных и отчетных процедур, владеть оперативной информацией для принятия управленческих решений и повысить эффективность использования бюджетных средств.
Однако в настоящее время в отношении организации деятельности централизованных бухгалтерий у многих специалистов все еще остаются вопросы.

"Дорожная карта" по передаче функций централизованной бухгалтерии

План мероприятий по передаче функций централизованной бухгалтерии, как правило, включает:
- издание распорядительного акта о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
- назначение контактных лиц обслуживаемого учреждения и куратора учреждения в централизованной бухгалтерии;
- перенос копии учетных данных с составлением соответствующего акта передачи;
- оформление доверенностей на представление интересов обслуживаемого учреждения в государственных органах (при необходимости);
- инвентаризацию;
- передачу дел от бухгалтера обслуживаемого учреждения бухгалтеру централизованной бухгалтерии.

Распределение работы между сотрудниками централизованной бухгалтерии

Вопрос распределения обязанностей между сотрудниками централизованной бухгалтерии нормативными правовыми актами не урегулирован. Единственное ограничение касается численности работников централизованной бухгалтерии (урегулировано постановлением Минтруда России от 05.06.2002 № 39 "Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти"). Материалы проверок централизованных бухгалтерий подтверждают, что численность работников централизованной бухгалтерии проверяется контролирующими ведомствами на соответствие данному документу (см.

Централизованный учет перестает быть прерогативой муниципальных учреждений в последнее время. Крупные частные компании также работают в согласовании с этим принципом, мелкие — предпочитают отказаться от замысла формирования своего штата бухгалтеров и обращаются в специальные организации, занимающиеся аутсорсингом.

Определение

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) является учреждением, выполняющим функции бухгалтерских услуг для нескольких компаний одновременно. Данная организация практикуется на бухгалтерском и налоговом учете для предприятий разных форм собственности.

Возможна организация деятельности ЦБ в следующих формах:

  • компания, которая занимается аутсорсингом;
  • услуги в области инсорсинга.

При аутсорсинге бухгалтерская компания по соглашению в виде договора получает на возмездной основе возможности вести бухгалтерский и налоговый учет для других организаций. В случае инсорсинга функции учета аккумулируются в родительской организации.

Особенная характеристика централизации бухгалтерских услуг в муниципальном секторе заключается в реализации обязанностей ведения бухучета, но не предусматривает оплату таковых услуг.

По возможности централизации выделяют следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • полная централизация;
  • форма частичной централизации;
  • контроль в работе в определенном секторе - в области централизованных закупок материальных ценностей и товаров;
  • подготовка сводной отчетности.

Нормативная база

Основными нормативными актами, которые регулируют деятельность централизованной бухгалтерии муниципальных образовательных учреждений, являются:

  • приказы руководства, внутренние правила компании;
  • коллективный договор;
  • документы по организации системы премирования;
  • финансовая политика компании.

Смысл создания

В письме Министерства финансов РФ от 19.08.2003 № 03-01-01 / 11-241 указывается главная задача централизации бухучета в муниципальном секторе: необходимость минимизации издержек и увеличения продуктивности бухгалтерских услуг.

В список задач, которые решаются усилиями ЦБ, включают:

  • увеличение точности учетных данных;
  • способность использовать единую методологию для различных случаев учета;
  • снижение налоговых рисков;
  • оперативная подготовка всех видов отчетности;
  • сохранение фонда зарплаты за счет сокращения общего числа служащих, которые работают в финансовых отделах;
  • снижение издержек на ведение учета в организации.

Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорит о праве управляющего хозяйствующего субъекта самостоятельно решать, как вести учет в организации: без помощи других фирм, третьими лицами или специальными компаниями на договорной основе.

Разные структуры ЦБ создается со следующими целями:

  • установление единых методологических и законодательных положений о централизованной бухгалтерии;
  • ведение отчетности;
  • минимизация издержек в компании при составлении отчетов;
  • сбор точных сведений для обслуживания ЦБ;
  • более рациональное использование бюджетных сумм.

Необходимо подчеркнуть, что порядок организации и функциональность ЦБ не зависят от того, действует ли она как единица либо как независимое юрлицо.

Основные задачи службы

Среди основных задач ЦБ выделены:

  • организация и проведение бухучета ФХД компаний;
  • контроль за экономным применением материальных и денежных ресурсов в компании, в ее подразделениях;
  • обеспечение рациональной организации учета и отчетности в компании и ее подразделениях на базе максимальной централизации и механизации учебно-вычислительной работы, прогрессивных форм, а также способов учета и ревизии;
  • разработка и реализация мер, которые были направлены на исполнение денежной дисциплины.

Функции

Функции централизованной бухгалтерии следующие:

  • организация учета поступающих денежных средств, запасов, актуальное отражение на счетах учетных операций, которые связаны с перемещением товарно-материальных ценностей;
  • учет исполнения сметы затрат, итогов хозяйственной и финансовой работы организации, денежных, расчетных и кредитных операций;
  • обеспечивает контроль над законностью, своевременностью и корректностью документов, подготовкой экономически аргументированных отчетов, над расчетами зарплаты с работниками организации, правильным расчетом и перечислением платежей в бюджеты различных уровней, взносами в государственное социальное страхование;
  • проводит экономический анализ хозяйственной и денежной работы в согласовании с бухгалтерским учетом и отчетностью;
  • принимает конструктивные меры для недопущения недостачи, неправомерного расходования средств и товарно-материальных ценностей, нарушений денежного и финансового законодательств;
  • проводит работу по обеспечению выполнения кадровой, денежной и кассовой дисциплины, составление сметы затрат и законность списаний средств.

Права

Основные права ЦБ:

  • получает необходимые документы для ведения бухучета;
  • готовит проекты законодательных актов в отношении работы ЦБ;
  • отправляет запросы структурным подразделениям, документы, а также информацию, необходимую для реализации возможностей учета;
  • участвует в заседаниях, которые созываются должностными лицами компании, при обсуждении денежных вопросов.

Особенности организация централизованной бухгалтерии

В процессе самостоятельной работы централизованные бухорганы составляют и утверждают местные правила в форме следующих документов:

  • приказы, указания и административные документы, которые были одобрены управляющим;
  • коллективное соглашение и договор;
  • положения об учетной политике и вознаграждениях персонала, оплате труда;
  • внутренние правила.

Цель централизованной бухгалтерии по обслуживанию учреждений - это ведение налогообложения и учета.

К многофункциональным обязательствам ЦБ также относятся:

  • формирование отчетности;
  • возможное отражение операций в натуральных и стоимостных значениях;
  • проверка первички, ревизия сроков ее сдачи;
  • мониторинг динамики количественного и качественного состава запасов;
  • ревизия использования трудовых ресурсов и управления финансовыми потоками компании;
  • реализация расчетов с контрагентами и работниками.

Работники ЦБ играют большую роль в инвентаризации и оказывают консультационные услуги.

Задачи деятельности централизованной бухгалтерии могут включать представление отчетной документации в регулирующие органы и управленческий учет, подготовку аналитики, расчет смет по доходам и затратам и проверку утвержденного бюджета.

Преимущества

Положительными результатами внедрения централизованного учета могут быть:

  • отсутствие необходимости поддерживать собственные отделы учета и финансов;
  • сокращаются управленческие затраты;
  • реализация намеченных проектов и программ в короткие сроки;
  • отдельный подход к реализации поставленных задач бухгалтерского учета;
  • применение ресурсной базы компании становится более эффективным благодаря двойной системе мониторинга;
  • нет необходимости расходовать финансовые средства и время на проведение курсов повышения квалификации и специальную оценку критериев работы для бухгалтерии;
  • риски финансовой работы сведены к минимуму в связи с тем, что уровень квалификации всех профессионалов централизованной бухгалтерии чрезвычайно высок.

Недостатки

К недочетам относятся следующие:

  • сокращение возможностей для руководителя централизованной бухгалтерии по отношению к процессу расходования средств;
  • централизованный учет будет коррелировать все виды затрат с планом доходов за год;
  • введение дополнительных обязательств для служащих ЦБ может быть лишь в случае роста оплаты по договору.

Для муниципального сектора прямые рычаги воздействия на список услуг, которые предоставляются предприятием-заказчиком, отсутствуют.

Формирование оргструктуры. Правовая форма ЦБ

Создание централизованного учета может быть осуществлено следующим образом:

  • определение правового вида структуры;
  • оформление в государственных органах;
  • формирование финансового органа;
  • формирование типового договора на предоставление бухгалтерских услуг;
  • укомплектование штатов и персонала;
  • создание прайс-листа услуг.

Ответственность за полноту бухгалтерского учета лежит на директоре ЦБ. В варианте с выделением бухгалтерского учета в отдельное подразделение необходимо будет внести изменения в Устав, добавить к нему дополнительный вид деятельности - предоставление бухгалтерских услуг.

Формирование организационной структуры

При разработке оптимальной организационной структуры централизованной бухгалтерии необходимо предусмотреть:

  • управление подготовкой отчетной документации;
  • планово-аналитический либо финансовый отдел;
  • группу ведущих профессионалов;
  • расчетчики;
  • бухгалтера;
  • хозяйственное подразделение.

Договор на оказание услуг

Форма контракта разрабатывается отдельно при оказании услуг на безвозмездной или платной основе. В документе должно быть написано:

  • задачи и цели ЦБ;
  • права и обязанности;
  • ответственность за определенные нарушения;
  • список лиц, которые имеют право подписывать бухгалтерскую документацию;
  • крайние сроки подачи на учет первички и ее обработки;
  • регламент рабочего процесса;
  • возможности организации хранения документов и работы с архивом.

Каково штатное расписание?

В согласовании с разработанной оргструктурой бухслужбы составляется ее штатное расписание. Для свободных должностей выбираются грамотные специалисты по узкому профилю.

Выбор служащих должен быть организован на конкурсных основах.

Число служащих рассчитывается на базе оценки трудозатрат на рабочую силу в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета - наилучшее решение для бюджетных компаний и крупных частных компаний.

Главный бухгалтер в штате

Бухгалтерский отдел организации возглавляется главбухом, назначаемым и освобождаемым от должности руководителем организации.

Главный бухгалтер ЦБ может быть назначен или освобожден от должности только теми органами управления, которые являются вышестоящими в отношении к тем компаниям, при которых ЦБ создается. Он пользуется правами и обязанностями, которые предусмотрены соответствующим Положением а также кадровой документацией. Главбух подчиняется руководству организации, при которой ЦБ создана.

Ведущей целью должности является организация управления деятельностью и развитием системы бухгалтерского учета в структуре управления организации. Возможности главного бухгалтера установлены правовыми актами, трудовым контрактом и должностными характеристиками.

Главбух подотчетен руководителю организации и отвечает за формирование учетной политики, бухгалтерского учета, актуальное представление полной бухотчетности.

Должностное лицо обеспечивает соответствие хозяйственной работы компании законодательству России, контроль за движением собственности и реализацией обязанностей.

Требования главбуха для документирования деловых операций и представления в централизованную бухгалтерию необходимых документов и информации являются обязательными для всех работников компании.

Без подписи главбухом финансовых и расчетных документов денежные обязанности по долгам считаются недействительными.

Должность главного бухгалтера обычно занимает лицо с более высоким финансовым образованием, а в некоторых организациях - с аттестатом профессионального бухгалтера. По мере необходимости лицо, не имеющее высшего специального образования, может быть назначено на должность главбуха, если у него есть более 3 лет опыта работы по данной специальности.

ЦБ в госсекторе

Для государственных учреждений бухгалтерский учет может быть организован на базе МКУ «Централизованное бухгалтерское управление» либо «Централизованное бухгалтерское управление районной администрации».

Такой подход позволяет повысить продуктивность казначейских операций в бюджетных учреждениях, а также минимизировать издержки на подготовку и ведение отчетов о деятельности.

Создание централизованной бухгалтерии муниципальных образовательных учреждений сберегает затраты организации на создание и ведение бухгалтерии.

Бухгалтерский учет предоставляет дополнительные услуги: налоговые консультации, хранение документов, представление в контролирующих органах.

МКУ "Централизованная бухгалтерия" является отдельным самостоятельным структурным подразделением исполнительно- распорядительного органа местного самоуправления муниципальных образований. Оно предназначено для организации процесса ведения бухгалтерского учета показателей ФХД в отношении муниципальных учреждений и органов местного самоуправления.

ЦБ в Московской области

16 декабря 2016 года была принята Концепция централизованного учета в Московской области. Она была утверждена ГКУ МО «Централизованная бухгалтерия Московской области». На обслуживание было взято около 418 государственных учреждений области.

  • в Министерстве здравоохранения - 293 единицы;
  • в Министерстве образования - 73 единицы;
  • в Министерстве культуры - 26 единиц;
  • в Министерстве физической культуры - 26 единиц.

Основные контакты учреждения: г. Москва, ул. Коккинаки, д. 6.

Централизованная бухгалтерия Московской области осуществляет услуги в следующих областях:

  • ведение бухучета - формирование системы документального оформления информации об объектах учета и составление их отчетности;
  • составление налоговой отчетности.

Организация имеет утвержденную структуру и штатное расписание.

Детские сады. Особенности ЦБ

Централизованная бухгалтерия детских садов занимается формированием смет движения бюджетных средств на основе предоставленных им данных о доходах и расходах предприятий. Степень централизации при этом устанавливается не обслуживаемой компанией, а главными распорядителями средств. В специальном соглашении подписывается степень централизации, основные функции, обязанности и права сторон.

Как повысить эффективность работы?

Для нормальной работы бухгалтерии, управляющей несколькими муниципальными учреждениями, требуется соответствующее ПО.

Нужно обрабатывать много данных за сокращенное время, сохранять историю бухгалтерских операций.

Автоматизация учета делает весь процесс более прозрачным. Это сводит к минимуму ошибки и трудности с регулирующими органами контроля.

Централизация бухгалтерского учета позволяет снизить издержки компании на ведение финансовой отчетности.

Исключается необходимость поиска новых служащих и формирования бухгалтерии. ЦБ сберегает средства муниципальных учреждений. Для реализации бухгалтерских услуг заключается соответствующий контракт.

После взвешивания плюсов и минусов управление решает, как вести учетные записи: сформировывать свой собственный отдел либо вести учет централизованно.

Заключение

Формат ведения бухгалтерии через ЦБ есть наивысшая степень систематизации бухгалтерского учета, которая предполагает ведение специализированной отчетности для нескольких видов предприятий одинакового типа работы.

Данный подход имеет массу преимуществ, которые обеспечивают более эффективную отчетность, позволяют минимизировать расходы компании на содержание штата специалистов.

Главная особенность ЦБ заключается в том, что она осуществляет сложное взаимодействие с огромным количеством бюджетных учреждений. Поэтому требуется четкая регламентация таких договорных отношений.

Таким образом, ведущим преимуществом применения ЦБ является экономическая выгода для бюджета компании в плане экономии расходов на содержание персонала бухслужбы. К недостатку можно отнести удаленность от фактического местонахождения бюджетного учреждения.

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях упорядочения штатных расписаний и создания единой системы органов, осуществляющих централизованный бухгалтерский учет, реализации единой бюджетной политики при исполнении местного бюджета муниципального образования Лабинский район, для укрепления финансово-бюджетной дисциплины и повышения эффективности работы бюджетных, автономных учреждений и органов местного самоуправления Лабинского района постановляю:

1. Утвердить штатные нормативы работников муниципальных казенных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района (приложение N 1).

2. Установить, что действие настоящего постановления распространяется на муниципальные казенные учреждения, указанные в приложении N 2 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившим силу:

1) постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

2) постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 5 сентября 2008 года N 3778 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

3) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 8 декабря 2010 года N 3758 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

4) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 16 декабря 2011 года N 3747 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

5) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 18 декабря 2012 года N 3461 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

6) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 28 февраля 2014 года N 466 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района".

4. Отделу информационного сопровождения деятельности органов местного самоуправления администрации муниципального образования Лабинский район (Гальцова) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации муниципального образования Лабинский район А.М. Демченко.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава администрации муниципального образования Лабинский район А.А.САДЧИКОВ


Приложение 1


Утверждены постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 30 декабря 2014 г. N 2354

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

1. Настоящие штатные нормативы устанавливаются в муниципальных учреждениях централизованных бухгалтериях, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района (далее по тексту - централизованные бухгалтерии).

2. Для расчета штатной численности специалистов и служащих муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий учитываются следующие показатели:

сетевые показатели (количество обслуживаемых учреждений);

контингент в обслуживаемых учреждениях;

количество работников в обслуживаемых учреждениях;

годовой объем бюджетных и внебюджетных средств муниципальных учреждений, обслуживаемых муниципальными учреждениями централизованными бухгалтериями.

3. Должность руководителя централизованной бухгалтерии устанавливается в каждом учреждении, являющимся самостоятельным юридическим лицом.

4. Должность заместителя руководителя централизованной бухгалтерии устанавливается при численности сотрудников:

до 50 человек - 1 должность;

свыше 50 человек - 2 должности.

5. Должность главного бухгалтера устанавливается в каждой бухгалтерии.

6. Должности заместителей главного бухгалтера устанавливаются в бухгалтерии, которой полагается по пунктам 8 - 13 настоящих штатных нормативов:

от 5 до 10 должностей специалистов - 1 должность;

от 11 до 30 должностей специалистов - 2 должности;

свыше 30 должностей специалистов - 3 должности.

7. Должность начальника отдела устанавливается на каждую функциональную группу, которой по пунктам 8 - 14 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей специалистов - вместо одной из них.

Должность главного специалиста устанавливается из расчета не более 25% от общей численности функциональных групп, которым по пунктам 8 - 14 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей специалистов - вместо одной или нескольких из них.

Должность ведущего экономиста, ведущего бухгалтера устанавливается из расчета не более 50% от общей численности функциональных групп, которым по пунктам 8 - 14 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей специалистов - вместо одной или нескольких из них.

8. Должности специалистов различных категорий по учету и калькуляции продуктов питания и по учету средств, поступающих от родителей, в муниципальных учреждениях централизованных бухгалтериях устанавливаются из расчета:

1 должность - на 450 воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

1 должность - на 700 учащихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

9. Должности специалистов различных категорий по учету материальных ценностей устанавливаются из расчета:

1 должность - на 7 обслуживаемых муниципальных учреждений;

1 должность - на каждые 5 обслуживаемых учреждений сверх 7.

10. Должности специалистов различных категорий в отделе оплаты труда и других расчетов с физическими лицами устанавливаются из расчета 1 должность на 200 штатных должностей в обслуживаемых учреждениях.

Дополнительно могут вводиться должности специалистов различных категорий для осуществления персонифицированного учета - из расчета 1 должность на 2500 работников муниципальных учреждений, обслуживаемых муниципальными учреждениями централизованными бухгалтериями.

11. Должность кассира устанавливается в каждой бухгалтерии.

12. Должности специалистов различных категорий по экономической и финансовой работе устанавливаются из расчета 1 должность на 7 обслуживаемых муниципальных учреждений.

Дополнительно вводится 1 должность для предоставления статистической и налоговой отчетности, исполнения кассовых операций через казначейскую систему.

13. Должности специалистов различных категорий для мониторинга оплаты труда, экономического анализа и сводной отчетности муниципальных учреждений, ведущих учет самостоятельно:

1 должность на 5 получателей бюджетных средств, не состоящих на бухгалтерском обслуживании в централизованной бухгалтерии главного распорядителя бюджетных средств (самостоятельно ведущих бухгалтерский учет);

1 должность для консолидации отчетности.

14. Должности специалистов различных категорий для обеспечения муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг:

в муниципальном учреждении муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия управления образования" - 7 должностей;

в муниципальном учреждении муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия управления физической культуры и спорта" - 2 должности.

15. Должность юриста вводится в каждом муниципальном учреждении централизованной бухгалтерии.

16. Должность системного администратора вводится из расчета:

1 должность - при обслуживании до 50 единиц компьютерного оборудования;

2 должности - при обслуживании свыше 50 единиц компьютерного оборудования.

17. Должность ведущего специалиста по взаимодействию с отраслевым функциональным органом включаются в штатное расписание в случае производственной необходимости.

18. Должность специалиста по кадрам включается в штатное расписание учреждений при численности сотрудников свыше 20 человек.

19. 0,5 - 1,0 должность секретаря-машинистки устанавливается в случае производственной необходимости, при численности сотрудников свыше 20 человек.

20. Должности водителей вводятся в штатное расписание учреждений при наличии на балансе централизованной бухгалтерии автотранспортных средств.

21. Должность уборщика служебных помещений вводится при условии, что централизованная бухгалтерия расположена в обособленном помещении в соответствии с нормативами.

22. Должность уборщика территории вводится при условии, что централизованная бухгалтерия расположена в обособленном помещении и имеет обособленную территорию с асфальтовым и с грунтовым покрытием в соответствии с нормативами.

Примечания:

1. При расчете числа должностей округление производится по итоговым цифрам норматива численности. При этом итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13 - 0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38 - 0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63 - 0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до единицы.

2. Формирование функциональных групп и определение числа счетно-бухгалтерского персонала в каждой группе, количество штатных единиц обслуживающего персонала, определение количества должностей каждой категории осуществляется директором централизованной бухгалтерии самостоятельно в пределах утвержденного общего фонда оплаты труда.

3. Должности служащих и профессий рабочих включаются в штатное расписание учреждений в случае производственной необходимости при наличии здания на балансе централизованной бухгалтерии или договора аренды.

4. При заключении договора на обслуживание новых учреждений с муниципальными учреждениями централизованными бухгалтериями, осуществляющими централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района, штат бухгалтерий соответственно увеличивается, при расторжении договора на ведение бухгалтерского учета - уменьшается. Указанные изменения производятся не чаще одного раза в год на начало финансового года.

5. Настоящие штатные нормативы не распространяются на муниципальные учреждения централизованные бухгалтерии, осуществляющие централизованное бухгалтерское обслуживание учреждений здравоохранения муниципального образования Лабинский район в соответствии с приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 года N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".


Приложение 2


Утвержден постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 30 декабря 2014 г. N 2354

ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

1. Муниципальное казенное учреждение муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия управления образования Лабинского района".

2. Муниципальное казенное учреждение муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия физической культуры, спорта и культуры Лабинского района".


Начальник финансового управления администрации Е.А.СПИРИДЕНКОВА