Алексей плещеев краткая биография для детей. Алексей плещеев

Александр Блок в октябре 1908 года в статье «Вечера „искусств“» писал: «На днях один писатель (не моего поколения) рассказывал мне о прежних литературных вечерах: бывали они очень редко и всегда отличались особой торжественностью… Но почему потрясали сердца: Майков со своей сухой и изящной декламацией, Полонский с торжественно протянутой и романтически дрожащей рукой в грязной белой перчатке, Плещеев в серебряных сединах, зовущий „вперед без страха и сомненья“? Да потому, говорил мне писатель, что они как бы напоминали о чем-то, будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства. Разве есть теперь что-нибудь подобное, разве может быть?»

Значение писателя в жизни своего времени не всегда соответствует масштабам его таланта и важности его вклада в развитие отечественной литературы. Нередко в истории поэзии мы видим, как, хотя бы и неполные, ответы на жгучие вопросы придают силу голосу художника. В не меньшей степени действуют на читателей жизнь и характер писателя, его личное обаяние, его убеждения и искренность. Именно таким был поэтический облик А. Н. Плещеева.

Мысль о значении гражданского начала в поэзии у Блока пробудила воспоминание о Плещееве. И действительно, симпатичная фигура поэта-революционера до конца дней его вызывала в молодом поколении горячее сочувствие. Участие Плещеева в революционном движении определило в равной мере и основные мотивы и особенности его произведений, и его личную судьбу. В день сорокалетнего юбилея Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма участников революционного движения и революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта под «одним и тем же знаменем».

Характерно также и то, что для реакционной печати и царского правительства Плещеев до конца дней своих оставался живым воплощением революционных настроений русского народа. Недаром в день его смерти газетам было запрещено печатать какое бы то ни было «панегирическое слово покойному поэту».

Стихотворения А. Н. Плещеева – поэтическая биография лучших людей 40-60-х годов прошлого века, для которых неизменными оставались революционные идеалы. В этом смысле поэзия петрашевца неотделима от истории русской демократической поэзии и истории освободительной борьбы второй половины XIX столетия. Плещеев оценил и понял значение новых поколений русских революционеров и в течение весьма длинного жизненного и творческого пути стремился ответить на поставленные ходом общественного развития вопросы – именно поэтому его влияние на современность было так велико.

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Отец его, Николай Сергеевич, потомок старинного и известного в истории России дворянского рода, служил при олонецком, вологодском и архангельском губернаторах. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, куда был переведен его отец. Получив отличное домашнее образование, он в 1839 году был, по желанию матери, определен в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Будущему поэту довелось здесь столкнуться с отупляющей и развращающей атмосферой николаевской военщины, которая навсегда поселила в его душе «самую искреннюю антипатию» (письмо к В. Д. Дандевилю от 24 мая 1855 года). Через полтора года он ушел из школы. В 1843 году будущий поэт поступил на восточный факультет Петербургского университета, в котором пробыл до лета 1845 года. Одновременно с ним здесь учились Н. Спешнев, А. Ханыков, Д. Ахшарумов и др. В этом кругу товарищей, большинство которых позже войдет в общество Петрашевского, складывались литературные и политические интересы Плещеева. Знаменательно, что приблизительно в то же время начинается поэтическая деятельность многих будущих участников кружка Петрашевского: Салтыкова-Щедрина, Пальма, Дурова и др. Именно в это «невыгодное для поэтов» (по выражению Некрасова) время в печати появились первые стихотворения А. Н. Плещеева. В февральском номере «Современника» за 1844 год он напечатал стихотворение «Ночные думы». Издатель «Современника» и ректор Петербургского университета П. А. Плетнев писал Я. К- Гроту 16 марта 1844 года: «Видел ты в „Современнике“ стихи с подписью А. П-в? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса Плещеев. У него виден талант. Я его призывал к себе и обласкал его. Он идет по восточному отделению, живет с матерью, у которой он единственный сын, и в университет перешел из школы гвардейских подпрапорщиков, не чувствуя расположения к ратной жизни». Вскоре обнаружилось идейное расхождение Плещеева с «Современником», которое сам же Плетнев объяснил влиянием идей Белинского или, как пишет он, «доктрины Краевского». Белинскому принадлежит важная роль в становлении политических и литературных взглядов Плещеева-студента. В своих статьях поэт с горячим чувством вспоминал о значении статей Белинского в его время, «когда с каким-то лихорадочным нетерпением ожидалась публикой каждая книжка журнала, где писал Белинский. Сильнее билось сердце молодого поколения в ответ на его могучий, страстный, энергический голос, говоривший о любви к истине, науке и человечеству, беспощадно преследовавший все низкое, противное достоинству человека – в жизни, и все ложное, напыщенное, риторическое – в искусстве». И затем он так определял роль Белинского в судьбе своего поколения: «Сколько людей обязаны ему своим развитием; скольких научил он сознательно смотреть на окружающую их действительность, скольким помог уразуметь всю пошлость и уродливость некоторых ее явлений, вопреки воспитанию, приучившему рабски склонять перед этими явлениями голову…»

Отрицание пошлости и уродливости тогдашнего общества, демократические и социалистические идеи – таков один из итогов студенческого периода. Недаром летом 1845 года он покинул университет и в письме к П. А. Плетневу объяснил свой уход неудовлетворенностью университетским курсом и желанием «посвятить себя наукам живым… близким к жизни и, следовательно, к интересам нашего времени…». Среди этих наук он называет далеко не случайно историю и политическую экономию. Этот перелом в настроениях Плещеева привел его также к отказу от сотрудничества в благонамеренном (донекрасовском) «Современнике». В том же 1845 году он попытался забрать у Плетнева под благовидным предлогом свои стихотворения, объясняя это тем, что их нельзя печатать без «значительных поправок и изменений».

Видимо, этим объясняется его переход с 1845 года в другие издания – «Репертуар и Пантеон» и «Иллюстрацию». Во всяком случае, характерно, что в 1844 году он напечатал в «Современнике» 13 стихотворений, в 1845 году – два, а в 1846-м появилось только одно – «На память», с датою –1844 год. С начала 1845 года Плещеев, по существу, прекратил участие в журнале Плетнева. Этим же объясняется и то обстоятельство, что стихотворения, опубликованные в «Современнике» в 1845–1846 годах, он вновь напечатал в других органах, а некоторые появляются одновременно в «Современнике» и «Репертуаре и Пантеоне». Во многом меняется и сам характер его поэтической деятельности.

Крайне знаменателен тот факт, что уход из «Современника» и университета совпадает с возникновением тайного общества Петрашевского. Общность литературных и философско-политических интересов сближает Плещеева с Н. В. Ханыковым, П. В. Веревкиным, И. М. Дебу, М. В. Петрашевским, братьями Майковыми, Милютиными и др. Из них и составилось в 1845 году тайное общество Петрашевского. Плещеев принадлежал к числу наиболее видных участников «пятниц» (или, как их называли участники, – «комитетов» или «сходок») Петрашевского. Он был посетителем «пятниц» с момента их возникновения, то есть с начала 1845 года. Вместе с Ханыковым, Баласогло, Дуровым, Вл. Милютиным, Салтыковым, Спешневым, Энгельсоном Плещеев входил в основное ядро этого политического общества уже в 1845–1846 годах. Кроме того, он был связан и с другими кругами оппозиционно настроенной интеллигенции Петербурга. В числе его знакомых были братья Бекетовы, в доме которых также «слышался негодующий благородный порыв против угнетения и несправедливости». Здесь он сдружился с рано погибшим критиком Валерьяном Майковым и Ф. М. Достоевским. Весной 1846 года Плещеев познакомил Ф. Достоевского с Петрашевским. Осенью 1848 года по почину Плещеева и Достоевского возник особый кружок С. Ф. Дурова, А. И. Пальма и Плещеева. В полицейской сводке сказано: «Григорьев отозвался, что они <вечера у Дурова> имели характер политический». По показаниям А. Н. Барановского, зимою 1846–1847 года в рассказывании различных антиправительственных анекдотов «отличались преимущественно Петрашевский и Плещеев».

Ярошенко Н.А. Портрет А.Н. Плещеева. 1887. Холст, масло. ХХМ

Плещеев Алексей Николаевич (22.11/04.12.1825, Кострома - 26.09/08.10.1893, Париж ; похоронен в Москве) - писатель, критик; участник кружка М.В. Петрашевского.

Родился в обедневшей дворянской семье. Получив домашнее образование, поступил в Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, но, утратив интерес к военной службе, покинул школу (формально - уволившись «по болезни»). В 1843 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. В круг общения Плещеева в это время входили: ректор университета и издатель журнала «Современник » П.А. Плетнёв , А.А. Краевский , братья Майковы, Ф.М. Достоевский , И.А. Гончаров , Д.В. Григорович , М.Е. Салтыков-Щедрин . Первую подборку своих стихотворений он направил Плетнёву, который в письме Я.К. Гроту писал: «Видел ли ты в Современнике стихи с подписью А. П-въ ? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса, Плещеев. У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его». В связи с болезнью, отсутствием средств, а также неудовлетворенностью системой преподавания Плещеев в 1845 г. ушел из Университета, посвятив себя исключительно литературной деятельности как поэт, затем как прозаик.

А.Н. Плещеев начал печататься в журналах с 1843 г. В 1846 г. выпустил сборник «Стихотворения». В творчестве Плещеева 1840-х гг. присутствует влияние М.Ю. Лермонтова. В духе социально-утопических воззрений Ш. Фурье и Ф. Ламенне развивал тему лермонтовского «Пророка» в стихотворениях «Любовь певца» (1845), «Поэту» (1846), «Сон» (1846). Стихи «Вперёд! без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой» стали революционными песнями. В. Н. Майков в рецензии на первый сборник стихов А.Н. Плещеева писал о вере поэта в «торжество на земле истины, любви и братства».

В 1872–1884 гг. А.Н. Плещеев жил в Петербурге. По приглашению Н.А. Некрасова состоял членом редакции «Отечественных записок», а после его кончины заведовал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев способствовал созданию журнала «Северный вестник », в котором проработал до 1890 г., также руководя стихотворным отделом. Глубокая дружба связывала его с начинающим А.П. Чеховым , которого А.Н. Плещеев считал самым многоообещающим из молодых литераторов.

В 1870–1880-х гг. поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Важное место в творчестве А.Н. Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература (сборник «Подснежник»).

Многие произведения А.Н. Плещеева положены на музыку. На его стихи создано более ста романсов и песен Н.А. Римским-Корсаковым («Ночь пролетала над миром»), П.И. Чайковским («Ни слова, о друг мой…»), М.П. Мусоргским , Ц.А. Кюи , А.Т. Гречаниновым , С.В. Рахманиновым .

А.Н. Плещеев скончался в Париже 26-го сентября 1893 г.; похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря., 3.

В Санкт-Петербурге: 1872–1890 - дом М.Б. Булатовой - Большая Спасская улица , д.1.

Библиография :

  • Стихотворения. 1845–1846. СПб., 1846.
  • Стихотворения А.Н. Плещеева. СПб., 1858.
  • Стихотворения А.Н. Плещеева. М., 1861.
  • Подснежник. Стихотворения для детей и юношества. СПб., 1878.
  • Житейское. Повести и рассказы. СПб., 1880.
  • Сборник театральных пьес для домашних и любительских спектаклей. Т. 1‒3. СПб., 1880.
  • Песни старого друг Стихотворения. М., 1891.
  • Дедушкины песни. Стихотворения для детей. М., 1895.
  • Повести и рассказы / Под ред. и вступ. ст. П.В. Быкова. Т. 1‒2. СПб., 1896‒1897.
  • Стихотворения / Под ред. и вступ. ст. П.В. Быкова. Изд. 4-е. СПб., 1905.
  • Стихотворения. М., 1950.
  • Избранное. М., 1960.
  • Полн. собрание стихотворений / Вступ. ст. М.Я. Полякова. 2-е изд. М.‒Л., 1964.
  • И сердца жар и чистые стремленья. М., 1978.
  • Житейские сцены. М., 1986.
  • Стихотворения. Проза. М., 1988.
  • Мой садик. СПб., 2013.

Литература :

  • Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева. М., 1981. (2-е изд. М., 1988; 3-е изд. М., 2008)
  • Арсеньев К.К. Один из поэтов сороковых годов. Стихотворения А. Н. Плещеева. // Вестник Европы . 1887. Март. С. 432–437.
  • Майков В. Стихотворения А. Плещеева // Майков В. Критические опыты. СПб., 1891. С. 129–135.
  • Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. СПб., 1900.
  • Дандевиль М.В. А.Н. Плещеев в форте Петровском. (По неизданным письмам). // Минувшие годы. 1908. Октябрь. С. 103–141.
  • Венгеpов С.А. Героический характер русской литературы. СПб., 1911.
  • Сакулин П.Н. Алексей Николаевич Плещеев. (1825–1893). // История русской литературы XIX века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского . М., 1911. Т. 3. С. 481–490.
  • Поэты-петрашевцы. Л., 1940.
  • Бушканец Е. Неизвестное стихотворение А.Н. Плещеева // Вопросы литературы. 1957. № 9. С. 190–195.
  • Жданов В.В. Поэты кружка петрашевцев // Поэты-петрашевцы. Л., 1957. С. 37–40.
  • История русской литературы XIX в.: Библиографический указатель. М.‒Л., 1962.
  • Добролюбов Н.А. Стихотворения А. Н. Плещеева // Собр. соч. М.‒Л., Т. 3. 1962.
  • Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность // Собр. соч. М.‒Л., Т. 6. 1963.
  • Салтыков-Щедрин М.Е. Новые стихотворения А. Плещеева // Собр. соч. М.‒Л., Т. 5. 1966.
  • Щуров И.А., Лирика А.Н. Плещеева // Писатель и жизнь. Вып. 3. М., 1966.
  • А.Н. Плещеев и русская литература: Сборник научных статей. Кострома, 2006.

Р усский писатель-петрашевец родился в обедневшей дворянской семье. Подростком его отдали в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где он, однако, не доучился, покинув ее 1843 году, чтобы поступить в Петербургский университет для изучения восточных языков. Благодаря университету он начал входить в литературные круги столицы, познакомился с Достоевским, Гончаровым, Салтыковым-Щедриным и другими.

В 1845 году он подружился с участниками кружка Петрашевского. Тогда же он оставил университет из-за стесненного материального положения и посвятил себя исключительно писательству. На следующий год вышел его первый сборник стихов, вскоре он начал пробовать себя и в прозе. В 1849 году Плещеев в числе других членов кружка петрашевцев был арестован. 21 человек был приговорен к расстрелу, но все были помилованы прямо на месте казни (в том числе Достоевский). Плещеев получил взамен четыре года каторги.

В 1850 году он оказался сосланным в солдаты в Уральске, затем в Оренбурге. Всего в тех краях он провел восемь лет. Плещеев добровольно принял участие в Туркестанских походах и за храбрость был повышен до унтер-офицера, а затем получил чин прапорщика и возможность перейти на гражданскую службу. Он поступил в канцелярию оренбургского губернатора и женился.

В 1858 году ему разрешили вернуться в Петербург и возвратили права потомственного дворянина. Тогда же, после десятилетнего перерыва, вышел его второй сборник стихов. На следующий год «под строжайшим надзором» он поселился в Москве и стал заниматься литературой, в частности сотрудничать с журналом «Современник». Со временем Плещеев все больше вовлекался в политическую жизнь, по неподтвержденным слухам, даже держал подпольную типографию. При этом лирика его оставалась мелодичной и романтической, из-за чего на его стихи было написано более сотни романсов и песен. В 1868 году овдовевший писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова занял пост секретаря журнала «Отечественные записки».

В 1890 году Плещеев получил огромное наследство от одного из родственников, что позволило ему обеспечить детей, учредить фонды для поощрения талантливых писателей, финансировать издания. Через три года, направляясь для лечения в Ниццу, 67-летний Плещеев по дороге скончался от апоплексического удара.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.
Алексей Плещеев провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
Алексей Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
22 декабря 1849 г. Алексея Плещеева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г. по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки" и заведовал в нем отделом стихов. После закрытия"Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведовал в "Северном вестнике".
Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".

Читатели, знакомые с творчеством Горького, наверняка помнят его «Старуху Изергиль» и замечательного персонажа Данко, который оказался на все готов для счастья людей: даже вырвал из груди собственное сердце, чтобы осветить им дорогу.

Невольно напрашивается аналогия с Алексеем Плещеевым: это был удивительный человек, через всю жизнь пронесший верность идеалам молодости, прошедший через солдатчину, испытавший ужас близкой казни и все-таки не изменивший любви к людям, которая горела в его большом сердце.

Жизнь поэта

Алексей родился в маленькой уютной Костроме, в семье чиновника. Событие случилось в 1825 г. Люди, склонные видеть мистические взаимосвязи событий и некие сигналы Вселенной, могут отметить странное совпадение: наверное, не случайно в год восстания декабристов появился на свет будущий социалист, член кружка петрашевцев, во многом продолживший борьбу за их идеи равенства и свободы.

Мальчик учился сначала в школе подпрапорщиков, потом в Петербургском университете. Интерес к слову он ощущал всегда. В 1844 г. передовой журнал «Современник» публикует его стихи. Начинается период активной литературной деятельности, совмещаемой с деятельностью общественной: Алексей Плещеев вступает в кружок петрашевцев, вдохновляет друзей стихами, побуждает к разработке программ действия, а не только к острополитическим разговорам. Обществу необходимы реформы! Но в тот период Россия переживала полосу тяжелейшей реакции. Всякое вольномыслие было запрещено. За петрашевцами следили. Плещеев был одним из активистов, нередко члены кружка собирались у него на квартире. В 1849 г. последовали разгром кружка и аресты.

Плещеева арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, где он провел 8 месяцев, Наконец объявили решение участи: казнь. «Преступников» привезли на Сенатскую площадь. Можно представить себе, что творилось у каждого в душе! Но поведение их было безупречным: ни молений, ни жалоб. И тут правительство смилостивилось: казнь заменяется каторгой. Ввиду молодости лет Плещеева его вместо каторги отправляют солдатом в Оренбург. Не скорбя о своей участи, он честно служит, но, конечно, речи нет в этот период о создании стихов или каком-либо творчестве.

Потом Плещеева «простили», разрешили вернуться в любую из столиц, дали возможность печататься. Некрасов пригласил его на работу редактором «Отечественных записок». Но до конца жизни Плещеева над ним довлел полицейский надзор. Между тем поэт не скрывал, что не изменил своих убеждений. В 1861 г. после арестов студентов - участников антиправительственных волнений он собирал деньги и отправлял им в помощь.

Последние годы жизни прошли относительно спокойно. Смерть настигла поэта, когда он пребывал во Франции и собирался подлечиться на курорте.

Творчество

Плещеев оставил большое творческое наследие. Он был и поэтом, и публицистом, и литературным критиком. Много переводил.

Всю жизнь его волновали социально-политические проблемы России, он никогда не оставался в стороне. «Вперед! Без страха и сомненья…» - одно из его стихотворений, открыто призывавшее к переменам. Близка была ему боль простого народа. Вспомним «В суде он слушал приговор» - об отчаявшемся бедняке, которого осудили равнодушные и сытые чиновники за украденный для детей и больной жены кусок хлеба.

Немалую часть занимает любовная лирика. Более 100 песен и романсов положены на его стихи. Писал Плещеев и о природе. Помните: «Уж тает снег, бегут ручьи…»? А эту милую вещицу: «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? Все это – Алексей Плещеев.

Охотно писал Плещеев и для ребятишек. «Бабушке», «Елка в школе» - стихотворения, любимые маленькими современниками поэта.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Таким был Алексей Плещеев – поэт с горячим сердцем Данко.