Основные категории письма. Письмо

Мы настолько привыкли пользоваться алфавитом, что даже не задумываемся о том, настолько удобно устроен это порядок букв. О том, что такое алфавит, знали многие древние народы, видоизменение алфавита проводилось по мере совершенствования письменной речи, а свою окончательную форму алфавиты различных стран приобрели уже наше в время.

Определение алфавита

Что такое алфавит? Современные лингвисты определяют три признака, которыми отличается каждая упорядоченная буквенная система. Это:

Определенный порядок построения букв, обозначающих звуки;

Система диакритических знаков и надстрочных символов, меняющих прочтение одной и той же литеры или же модифицирующих признаки звука;

Названия букв и знаков. Например, литера «А» в старославянском алфавите читалась как «аз», в современном английском языке - как «эй».

Ранее еще одним признаком алфавита было использование литер в качестве чисел при счете. Иногда мы даже и сейчас используем литеры вместо порядкового номера. Но в подавляющем большинстве случаев использование цифр гораздо удобней.

Число букв приблизительно равно числу самых употребляемых фонем языка. Тем не менее, язык изменяется и живет своей жизнью, привнося в речь новые или иностранные слова и выводя из употребления отжившие свое идиомы и выражения. Совокупность и порядок литер алфавита изменяется крайне редко.

Религия и алфавит

Согласно многим религиям мира письменность является даром Богов. Например, легенды финикийцев говорят, что письменность им подарил бог мудрости Тауту, а древних египтян начертанию букв научил великий Анубис. Но даже древние предания не могут ответить, что такое алфавит и почему он возник. Чтобы разгадать загадку алфавита, нужно поискать ответы у историков и лингвистов.

Древнейшие алфавиты

Согласно научным данным, первое алфавитное письмо датируется 3 тысячелетием до нашей эры. Оно возникло на пересечении древнейших письменных культур - шумерской клинописи и египетской иероглифики. Это была эпоха великих миграций и переселений - исход древнего израильского народа из Египта, разрушение Трои и упадок царства хеттов.

Первые алфавиты использовали в своем составе различные звуковые слагаемые, которые обозначали одновременно и звук, и понятие. Основные письменные знаки у древних народов были тесно связаны с их религиозными и мировоззренческими представлениями об окружающем мире. Позднее эта связь была потеряна, а первичные буквы алфавита стали основой для универсального инструмента фиксации любого наречия и языка. Так началось победное шествие буквенного алфавита по миру. Древнейший найденный алфавит принадлежит финикийцам. В нем было 22 буквы. Язык этого забытого народа стал родоначальником арамейского и греческого письма.

Какие бывают алфавиты

Лингвисты разделяют алфавиты по признаку именования звуков в том или ином языке. Так, бывают вокалические, консонантные и неосиллабические алфавиты.

Буквы русского алфавита, как и литеры большинства европейских языков, относят к вокалистической группе. Здесь каждый звук обозначается одной или двумя буквами. Например, буквы «е», «ю», «я» на самом деле могут означать отдельные слоги. Но в целом вокалистический алфавит четко отражает на письме произносимые звуки.

Буквы алфавита консонантной группы на письме обозначают лишь слоги или согласные звуки. Гласные звуки обозначаются различными диакритическими символами или так называемой matres lectionis - это литеры, которые обозначают полугласные или придыхательные звуки. К таким языкам относят арабский язык, финикийский и древнееврейский.

Алфавит языка эфиопов или индийского народа деванагари относится к третьей, неосиллабической группе. Письмена этих языков используют слоги с одинаковым составом, но с разным произношением гласных. Значимыми становятся долгота гласного звука, его огласовка. Неосиллабическое письмо имеет особое строение, при котором каждый звук не только читается в определенном порядке, но и произносится по-разному.

Признаки письменной структуры

Любая письменная система активно использует, кроме алфавита, следующие приемы:

Графика. Так называются приемы изображения литер и знаков при письме;

Пунктуация. Так принято называть системы знаков, которые отделяют слова друг от друга и придают написанному законченный вид и более полный смысл;

Орфография. Это совокупное обозначение правильности написания тех или иных слов, а также правила и приемы для проверки такого правописания.

Алфавиты на основе греческого языка

О том, что такое алфавит на основе греческого языка, знают далеко не все. Об этом стоит сказать отдельно несколько слов. Греческий алфавит впервые ввел на письме начертания гласных букв. В греческом языке впервые был предложен порядок литер, часть которого имеется во всех современных алфавитах. Греческое письмо развивалось по двум направлениям - восточное, которым пользовались жители Эллады и городов-полисов Малой Азии и Причерноморья, и западное, которое было широко распространено в Италии, Сардинии, на южных побережьях Испании и Франции. Из западногреческого письма вначале сложилась этрусская письменность, а потом и латинская, которая положила основу всем письменным структурам Западной Европы. Восточная часть греческого алфавита была преобразована в коптский, а затем и в византийское письмо, на основе которого и были разработаны буквы русского алфавита. Таковы пути развития письменного языка.

Так что вопрос, что такое алфавит, включает в себя множество интереснейших моментов, часть которых была обрисована в этой статье. За более серьезными и научно обоснованными ответами следует обратиться к трудам историков древнего мира и языковедам различных стран.

Л.В. Щерба не выделяет алфавит как категорию.

Алфавит представлен инвентарем букв, т.е. знаков, используемых в письменном коде данного языка. Алфавит входит в более широкую категорию знаков письма.

К знакам письма относятся и небуквенные знаки, типологически сходные с пиктографическими и идеографическими знаками письма: знаки препинания; цифры; диакритики; знаки-символы (№ , $,§); сокращения; пробелы.

Знаки письма имеют две функции:

1) Передача сообщения (языковая функция).

2) Метаязыковая функция – это характеристика самого сообщения или способа его передачи. Служит для разграничения коммуникативных типов предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного). Это знаки начала и конца предложения, логического и смыслового деления и выделения элементов высказывания: обособления, обращения, выделения, пояснения, перечисления и т.д. (скобки, запятая, точка, двоеточие, многоточие и т.д.). Пробелы делят текст на элементы разной длины. Красная строка – новое смысловое единство.

Алфавит представлен обычно в виде упорядоченного инвентаря (это удобно для запоминания и контроля над запоминанием, а также в лексикографической практике – для составления словарей).

Число букв алфавита всегда меньше числа фонем (принцип экономии).

Дискуссионный вопрос: нужны ли в алфавитах диграфы? Алфавиты с диграфами есть (пол. Sz [š], cz [z], кабардино-балкарский – кжъу). Л.Р. Зиндер называет наличие диграфов в алфавите плодом недоразумения.

Трудно решается проблема диакритиков: долготы (смыслоразличительный признак), открытости/закрытости. Включать ли буквы с диакритическими знаками в алфавиты? (в нем. не включены ä, ü, ö; в рус. ё, й – включены).

Буква (элемент кода) – это знак, причем, в отличие от фонемы, двусторонний: означающее – начертание, точнее, его оптический образ, означаемое – языковая функция, в первую очередь передача на письме. фонемы (сочетания фонем): рус. я , е ; нем.. x = : Alex; нем. а = [а] и [а:] и т.д. Буква, как правило, имеет не одно звуковое значение, т.е. служит для передачи нескольких разных фонем. Одно значение буквы воспринимается как главное, основное. Это аналог основному аллофону соответствующей фонемы. Это основное значение выступает в сильной графической позиции, оно и содержится, как правило, в наименовании буквы. Но иногда наименование буквы лишь вводит в заблуждение: ср. англ. [h]– , англ. [r] – .

В западно-финикийском алфавите каждая буква имела свое название в соответствии с каким-либо предметом (=алеф=бык  альфа=; bet – дом). Обозначение предметом буквы используется как методический прием.

Буквы выполняют не только функцию передачи фонем, но и метаязыковую функцию. Они могут служить диакритическими знаками в совокупности с другой буквой (ь, ъ): семя – семья, Коля – колья, мяч – дичь, трудиться – трудится.

Ь и Ъ имеют в русском языке только диакритическую функцию, но буква может иметь свое звуковое значение, а в определенной позиции выполнять диакритическую функцию: е, я, ю, ё – рус. тюль [т΄ул΄], нем. ihn «его» и in «в», но Höhe, hoch . Удвоение согласного в нем. языке – знак краткости предшествующего гласного: Klasse .

Во всех языках широко распространены сокращения, в том числе словарные: т.е., га (гектар), е.с. (лат. еt cetera). Это близко к иероглифам – это все логограммы, но фонетически мотивированные: если ты знаешь слово – ты расшифруешь, если нет – то нет. Та же функция у обозначений химических элементов: Fе – в рус. и нем. это фонетически немотивированная логограмма, а в латиноязычных странах – мотивированная. Не мотивированы знаки-иероглифы (цифры), символические знаки (%, $ и т.п.).

Типы соотношения фонема-буква:

1. Одна буква имеет два и более значений:

О – молодой [мълдоj]; нем. е = [ε] : Bett и [е:] : – beten.

2. Две буквы имеют одинаковое значение:

А – о, т – д,б – п и т.д.

3. Сочетание букв может обозначать одну фонему:

Вынь да положь , duck [c ], Alex [ks ], нем. Sch ule [š ulə].

4. Одна буква является сочетанием двух фонем:

Для характеристики алфавита существенно, сколько букв монофункционально, бифункционально, полифункционально (т.е. сколько значений у буквы).

У букв русского алфавита может быть от одного до пяти значений:

А, у, э, ы, ц, щ, й – одно значение.

Б, в, д, п, м, ф – четыре значения.

З, с, ч – пять значений.

Математические знаки и символы, а также цифры, т.е. небуквенные знаки, во всех языках соответствуют фонетически немотивированным логограммам. Это иероглифы, и начертание ничего не говорит о звучании.

Среди небуквенных знаков есть омографы. Например, математический знак || (параллельность) в лингвистике обозначает знак чередования; знак > – переход; а знак Х в биологии обозначает скрещивание.

Особая категория небуквенных знаков – знаки пунктуации. Это немотивированные логограммы, идеограммы. Они отражают смысловые и синтаксические отношения, заключенные в тексте, но не указывают прямо на их фонетическое оформление. Но «!» может указывать на экспрессию.

Графика (греч. grapho – черчу, пишу, рисую).

Это свод правил выбора букв для передачи фонем и их сочетаний и правил чтения отдельных букв и сочетаний.

Современная грамматология различает букву и графему.

Графема – это минимальная единица письменной формы языка, служащая для обозначения фонемы. Она может быть представлена как одной буквой, так и комбинацией букв. В тексте графема реализуется в вариантах – аллографах => графема – это класс единиц-аллографов.

Л.Р. Зиндер предложил различать в графеме основной ядерный аллограф и периферию. Ядерный аллограф выражен буквой в ее основном значении, периферия – для обозначения редко встречающихся аллографов и факультативных вариантов.

Употребление того или иного аллографа регулируется фонетической позицией: <л"> «ль» и «л», нем. <š> St ephan, Sp ort, Sch ule. Факультативные варианты одной графемы имеют место, когда в одной и той же позиции одна графема может передаваться разными способами: нем. fiel, viel, Photo. Употребление вариантов регулируется соответствующей нормой. Разграничение аллографов и самостоятельных графем дискуссионно. Например, А.Е. Супрун считает, что строчные и заглавные буквы не аллографы, а отдельные графемы: различие по начертанию, различие по функциям. Пределы формального варьирования графемы, т.е. варианты написания буквы – в оппозиции => в значимости (чем одно отличается от другого – см. Соссюр: аналогия со звуковой формой реализации языка).

Элемент начертательного знака – это линия. Типология начертательных элементов основывается на систематизации по трем признакам:

1) По количеству элементов (Г и Н).

2) По качеству линий (прямая/кривая, замкнутая/разорванная и т.д.).

3) По положению (вверху/внизу и т.д.).

4) Степень наклона.

Различительную нагрузку могут нести и такие графические элементы, как положение знака в ряду, в строке; цвет знака. В идеографической письменности перуанцев цвет использовался для обозначения времени,

Для различения двух графем достаточно одного дифференциального признака: Н – П., но часто их больше. Избыточность в устной речи обеспечивает запас коммуникативной прочности, процесс правильного понимания. Так и на письме: облегчает процесс чтения, понимания.

NB: В «Общем языкознании» под ред. Супруна (1983, 1995 гг., стр. 332, 215) – иллюстрация алгоритма типов письма – славянских алфавитов.

Алфавит , от названий первых 2 букв греч. алфавита - «альфы» и «беты»; система письменных знаков-букв, которая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма.

В алфавит входят:

  1. буквы в их основных начертаниях, расположенные в определенной последовательности;
  2. в некоторых алфавитах - диакритические знаки или буквы-диакритики, обозначающие признаки звука или изменяющие чтение буквы;
  3. названия букв и знаков (церковнослав. «азъ», «буки», «ерь»), обычно содержащие в написании и произношении обозначаемые звуки или их признаки.

Число букв алфавита примерно соответствует числу фонем языка (20–80), но алфавиты, как правило, лишь приблизительно отражают фонетическую систему языка, т. к. язык изменяется со временем, а состав произведений письменности расширяется и обогащается за счет разнодиалектных и иноязычных текстов, в то время как строй алфавита сохраняется в неизменном виде.

Развитая система буквенного письма помимо алфавита включает:

  • графику - совокупность приемов отображения на письме звуков;
  • орфографию - совокупность правил написания слов;
  • пунктуацию - совокупность правил членения письменной речи и оформления письменного текста посредством знаков препинания.

Виды алфавита

В зависимости от способа именования звуков алфавиты подразделяются на

  • консонантные,
  • вокалические и
  • неосиллабические.

Буквы консонантных алфавитов (финик., древнеевр., араб.) обозначают согласные звуки или слоги с неопределенным исходом, гласные звуки передаются на письме посредством т. н. матерей чтения (matres lectionis) - букв, обозначающих полугласные или придыхательные звуки,- или диакритическими знаками.

Буквы вокалических алфавитов обозначают согласные и гласные звуки (греч. a, b, g; рус. а, б, в, г), иногда отдельные слоги (рус. е, ю, я), получая тем самым на письме четко различимое звуковое значение.

Буквы неосиллабических алфавитов (инд. деванагари, эфиоп.) обозначают слоги одинакового состава с исходом на гласный, начальные гласные, долготу гласного, огласовки; неосиллабические инд. алфавиты отличаются особым матричным построением, при котором порядок расположения звуков отражает соотношения различительных признаков фонем. Буквы ряда алфавитов имеют числовое значение.

Возникновение алфавитного письма

Алфавитное письмо возникло на пересечении древних письменных культур: егип. иероглифики (нач. III тыс. до н.э.), шумеро-аккад. клинописи (нач. III тыс. до н.э.), крито-микенской (эгейской) иероглифики (нач. II тыс. до н.э.)- не дешифрована) и слогового письма (1-я пол. II тыс. до н.э.), которое использовалось приблизительно с XV в. до н.э. для древнегреч. языка (т. н. линейное В), хеттской клинописи (XVIII –XIII вв. до н.э.) и иероглифики (XVI в. до н.э.) в эпоху миграций и переселений народов - исхода израильтян из Египта ( –1200 г. до н.э.), разрушения Трои и Хеттского царства (ок. 1200 г. до н.э.), вторжения в Ханаан и Египет «народов моря», расселения колен Израилевых в Палестине .

Идеографическое письмо содержит знаки-детерминативы (обозначение понятий) и т. н. фонетические комплементы со слоговым или звуковым значением; в египетском письме 23 знака со звуковым значением, которые могут рассматриваться как первоначальный прообраз алфавита. Создатели первых алфавитов использовали фонетические составляющие идеографического письма (египетского и аккадского), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки.

У западно-семитских народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского полуострова во 2-й пол. II тыс. до н.э. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии) датируется –XIII вв. до н.э. ; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих алфавитах, но начертания угаритских клинописных букв не соответствует знакам др. семит. алфавитов. Памятники слогового письма Библа (XV в. до н.э.), синайско-палестин. письма сер.- 2-й пол. II тыс. до н.э. предположительно связывают с племенами филистимлян , заселивших в XIII –XI вв. до н.э. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., алфавит (22 буквы), первые памятники которого датируются XII в. до н.э. , считается родоначальником греческого и арамейского письма.

Восточные алфавиты

Арам. язык, использовавшийся как международный еще в ассир. период, с VI в. до н.э. стал официальным языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Сев.–Зап. Индии . Непосредственно от староарам. алфавита образовались персидско-арам. (VI в. до н.э.) и набатейское письмо (II в. до н.э.), инд. А.- индо-бактрийский кхароштхи (сер. III в. до н.э.) и брахми (III в. до н.э.). Эти алфавиты стали родоначальниками семейств письменностей.

Евр. квадратное письмо (мерубба) с IV в. до н.э. стало основным алфавитом Свящ. Писания , но часть книг Ветхого Завета (Быт. 31. 47; Иерем. 10; Ездра 4. 8–18; 7. 12–26 и др.) на библейско-арам. диалекте записывалась староханаанским письмом в VIII –VII вв. до н.э. Староханаанское письмо, представленное «памятниками Мёртвого моря» (II в. до н.э. - в. по Р. Х.) в палеоевр. варианте, постепенно развилось в т. н. раввинское ( –IV вв. по Р. Х.) письмо Талмуда и в средневек. евр. курсивное, а затем в совр. письмо иврита.

Индийский алфавит брахми создан на основе арам. письма, но, очевидно, под влиянием и древне греч. письма с его последовательным обозначением гласных. Самые ранние памятники брахми датируются III в. до н.э. (царствование Ашоки, распространение буддизма), письмо брахми является древнейшим письмом Индии на индоевроп. языке (пракритские диалекты). Брахми и производным от него письмом пали в I в. до н.э. на Цейлоне (Шри-Ланка) был записан буддийский канон (трипитака), что положило начало формированию письменной литературы Индии. Ведические тексты были записаны в в.по Р. Х. В в. по Р. Х. в Индии развивался брахманизм и складывался основной корпус индуистской письменной литературы (веды, упанишады, эпические поэмы). В в. по Р. Х. распространяется алфавит гупта, более совершенный и приспособленный для классического санскрита. На гупта и развившемся из него нагари в VII –VIII вв. записывается классическая индийская литература. Последующее развитие нагари - это алфавит деванагари («божественный городской», XIII) в., на основе которого образовались более поздние письменности Индии.

Набатейское письмо использовалось до в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. ( –VII) вв., который оформился в письме Корана и ислам. литературы. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана , Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии , Нубии . Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до ) и ряд др.

Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано, и представленного памятниками Йемена до VII в.по Р. Х., в – вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой алфавит. В – вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной литературы эфиоп. алфавита под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья.

Письменность Сирийского царства Пальмира (Тадмор) II в. до н.э. - III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории восточного христианства. В начале III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Священного Писания, для которого разработан алфавит эстрангело. Сир. христ. литература успешно развивалась до VIII и даже до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. в. образовалась вост.-сир. «несторианская » письменность, которая распространилась в Азии вплоть до Тибета , Китая и Индии.

Алфавит на основе греческого письма

Под влиянием финикийского письма в –VIII вв. до н.э. сложились вокалический греч. и консонантный арам. алфавит.В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено 2 вариантами - вост. (Эллада , М. Азия) и зап. (Италия , Сицилия, Сардиния, средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К –V вв. до н.э. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в – вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во в.по Р. Х. на основе греч. был создан копт. алфавит. В сер. в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. алфавит, который лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. в. сложился груз. алфавит.

Алфавит на основе латинского письма

Из западногреч. алфавита развивалось этрусское (VII в. до н.э.), лат. (VII в. до н.э.) письмо и др. италийские алфавиты. Классическое лат. письмо сложилось в –III вв. до н.э. На основе лат. алфавита образовались письменности народов Зап. Европы: германские руны ( –III вв. по Р. Х.), ирландская (огамическая - в., латинская - кон. ) в., английская (VII) в., французская () в., итальянская () в., сардская () в., португальская (XII) в., польская (XVI) в. и др. Особенность образования новых письменностей на основе лат. алфавита заключается в их транскрипционном характере: лат. алфавит сохраняет свой состав и звуковые значения букв, используется для записи текстов преимущественно светского содержания. При этом возникало лит. двуязычие: Свящ. Писание, литургическая, богословская, научная литература сохранялись до Реформации на лат. языке, а светская литература, отчасти гомилетика и деловая письменность - на народном языке.

Алфавиты славянские

Встречаютcя примеры толкования начальных букв ее имени: «Mater Alma Redemptoris, Incentivum Amoris», «Maria Advocata Renatorum, Imperatrix Angelorum» (Мария, Ходательница за возрожденных, Властительница ангелов) и др. (Barndenhewer O. Der Name Marias. 1895. S. 97ff). Рукопись 1420 г. содержит распространенное толкование: «Mediatrix, Auxiliatrix, Reparatrix, Imperatrix, Amatrix» (Посредница, Помощница, Возродительница, Властительница, Любящая).

Алфавит является одним из возможных принципов организации гимнографического материала (см. Акростих). Полный набор букв алфавита в акростихе и их строгий порядок символизируют стремление гимнографа к совершенству (в ВЗ: Пс 9; 10; 119; 142 и др. Плач 1–4). Из сир. и визант. сочинителей песнопений ветхозаветным примерам следовали святые Мефодий Олимпийский , Григорий Богослов , Роман Сладкопевец , Иоанн Дамаскин ; из лат. гимнотворцев - Иларий Пиктавийский («Ante saecula»), Седулий («A solis ortus cardine»), Венанций Фортунат (Hymnus de Leontio episcopo «Agnoscat»).

Мистическое толкование букв лежит в основе «магического» буквенного квадрата-палиндрома «Sator Аrepo» («ROTAS-формула»), который писался лат. или греч. буквами и при чтении слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх получалась одна и та же фраза: «Sator arepo tenet opera rotas», «сеятель Арепо держит с трудом колеса».

Раннее употребление этой формулы, датируемое 63 г., засвидетельствовано ее находкой в Помпеях (2 граффити) (перечень мест ранних находок формулы см.: Din-kler). Среди множества попыток объяснить символику этих букв есть и христологи-ческое толкование «Sator Arepo», в котором квадрат сводится к кресту «Pater Noster» с центром в букве N и двойными AO (Grosser F. Ein neuer Vorschlag zur Deutung der Sator-Formel // ARW. 1926. Bd. 24. S. 165–169).

Этот буквенный квадрат широко распространен в кириллической транслитерации в слав. (особенно рус.) рукописной традиции –XIX вв. и в лубочных картинках XVIII –XIX вв. под названием «Печати премудрого царя Соломона» или «Печати царя Льва Премудрого». Старший рус. список, датируется между и гг. (Псалтирь Толковая с дополнительными статьями, переписанная в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре - ЯИАМЗ. № 15231). Позднейшие списки весьма многочисленны, в особенности начиная с XVII в. Старший южнослав. (серб.) список обнаружен в рукописных приписках XVII в. к изданию Нового Завета с Псалтирью (Острог, 1580). Не исключено, что ошибка в 3-м слове («тепот» вместо «тенет») древнейшего рус. списка и ряда более младших отражает влияние глаголического оригинала («н» и «п», «е» и «о» имеют в глаголице близкие начертания); в случае справедливости этого предположения появление «ROTAS-формулы» в слав. письменности следует относить ко времени не позднее в. (в дальнейшем памятник, очевидно, транслитерировался неоднократно).

В старшем рус. списке (и ряде младших) содержание «магического квадрата» («Печати Соломона») истолковывается как символическое обозначение гвоздей, вбитых при распятии в руки и ноги Спасителя. В списках XVII –XIX вв. встречается рекомендация использовать текст «ROTAS-формулы» в качестве молитвы от укуса бешеной собаки. В списках XVIII –XIX вв. и современной им лубочной гравюре текст «расшифровывается» как акростих виршей о сотворении мира и человека, всемирном потопе, пришествии в мир Спасителя и Его распятии, известных в неск. вариантах. В рукописях рисунок «Печати Соломона» помещается при календарно-пасхальных текстах в Псалтирях следованных, Уставах, святцах, «Кругах миротворных», лечебниках и сборниках.

Известным примером религ. символики букв на лат. Западе являются медитационные кресты, на которые нанесены буквы без видимого смысла. Напр. в «Кресте Захарии», который, по преданию, был открыт отцам Тридентского Собора (1545–1563) во время эпидемии чумы (HWDA 9. 875), (илл.) буквы представляют собой начала лат. молитв: Z - «Zelus domus tuae liberet me» (Ревнитель о доме твоем, освободи меня); D - «Deus meus expellet pestem» (Бог мой, да прогонит чуму). Здесь же можно назвать «Крест благословения» (Benediсtus), первые буквы которого должны иметь значение: «Crux Sacra Sit Mihi Lux/Non Draco Sit Mihi Dux» (Святой крест да будет мне светом, пусть дракон не будет моим водителем) (HWDA 1. 1035). Магическая формула «Ananisapta» изначально, видимо, была молитвой-заклинанием против чумы: «Antidotum Nazareni auferat necem intoxicationis, sanctificet alimenta poculaque trinitas, Amen» (Противоядие Назарянина да отнимет смерть от яда, Троица да освятит еду и питие. Аминь) (HWDA 1. 395).

В слав. средневек. письменности буквенные криптограммы, посвященные обычно похвале Кресту, помещаются на крестах (независимо от техники их исполнения) или около их изображений, как самостоятельных, так и венчающих композиции заставок в рукописных и старопечатных книгах; отсюда их наименование - «крестные (или прикрестные) слова». Наиболее развитые и сложные криптограммы такого рода помещаются в серб. рукописях XIV –XVI вв. (напр., в Евангелии тетр 1372 г.- Вена. Нац. б-ка. Слав. 52. Л. 69) и венецианских изданиях XVI в. типографии Вуковичей (начиная с Молитвенника 1536 г. при гравюре на Л. 214 об.), а также на старообрядческих литых крестах и складнях XVIII –XIX вв. (в ряде случаев для серб. памятников XIV в. возможна кириллическая транслитерация аналогичных греч. криптограмм). По крайней мере со 2-й пол. в. в рус. рукописях помещаются (толкования) расшифровки «крестных слов» (РГАДА Тип. № 387. Л. 197 об.- 198, 90-е гг. в.).

Иудаизм

На иудейское учение о символическом значении букв повлияло представление о предсуществовании букв евр. алфавита, которые Бог использовал при творении мира и создании Торы. Каждая буква алфавита, согласно этим представлениям, имеет свой тайный и символический смысл, разгадав который можно проникнуть в тайны творения и Торы. Этот смысл раскрывается во внешней форме букв, в особенностях их произношения, сочетаниях букв и их числовом значении. Самыми ранними иудейскими текстами, отражающими это представление, являются мидраши периода амораев. Примеры символического толкования некоторых евр. букв даются в трактате «Берешит Рабба», самом раннем собрании мидрашей к кн. Бытия ( –III вв. по Р. Х.). В толковании на Быт 2. 4 («при сотворении их»; в иудейских изданиях Торы) графическое начертание евр. буквы (хей), разомкнутой снизу и слева вверху, понимается как указание на то, что злые люди будут низвергнуты в ад, а для немногих благочестивых существует возможность спастись (Берешит Рабба. 12. 10). Произношение буквы «хей» здесь же рассматривается как знак того, что Бог создал мир без труда, т. к. «хей» произносится без напряжения - это просто легкий выдох (Берешит Рабба. 12. 12). В толковании на Ис. 26. 4 («ибо Господь Бог есть твердыня вечная») сочетание букв «хей» и «йод» является указанием на существование 2 миров - мира сего и мира грядущего - при этом мир сей создан буквой «хей», а грядущий - с помощью «йод» (Иерус. Талмуд, Хагага 2. 77c, 45; Пешикта Раббати 21; Мидраш Техиллим 114 § 3; Вавил. Талмуд Менахот 29).

Во вводной части трактата «Берешит Рабба» встречается вопрос, почему Бог избрал букву «бет» (2-ю букву евр. А., с которой начинается первое слово евр. Библии - «Берешит» (В начале)), чтобы начать с нее Тору. На этот вопрос мидраш на Быт 1. 1 дает неск. ответов: Бог предпочел создать мир с помощью буквы «бет», т. к. она символизирует благословение, ибо с этой буквы начинается евр. слово «благословение» (бераха), тогда как с первой буквы (алеф) - слово «проклятие» (арира) (Берешит Рабба 1. 10); в своем графическом начертании «бет» открыта с одной стороны, это было истолковано как указание на то, что нельзя спрашивать, что находится над или под землей, что произошло до творения мира и произойдет в будущем (Берешит Рабба 1. 10); истолковывалось и числовое значение «бет» - 2, которое указывало на существование 2 миров - мира сего и мира грядущего (Берешит Рабба 1. 10).

Более систематическое изложение средневек. иудейских спекуляций о графическом начертании букв и их тайном символическом значении содержат собрания мидрашей, известные под названием «Алфавит рабби Акивы». Одна из его редакций (А) предлагает мидраши, собранные в свободной ассоциациативной связи к согласным и огласовкам, из которых состоит название отдельных букв евр. алфавита. Напр. название буквы «алеф» состоит из букв «алеф», «ламед» и «пе»; в соответствии с этим следующий ряд агадических высказываний вводится библейскими и др. речениями, которые в свою очередь начинается с букв алеф, ламед и пе. Др. редакция «Алфавита рабби Акивы» (B) напротив содержит мидраши, начинающиеся с букв в обратном алфавитном порядке: каждая буква алфавита - прежде всех последняя буква евр. алфавита «тав» - приближается к Богу и просит о том, чтобы Он использовал именно ее первой при сотворении мира и начал, т. о., с нее текст Торы. Но Бог отказывает всем буквам, пока не подходит буква «бет». Все аргументы в этом споре букв построены на свободной ассоциации к названиям евр. букв. Кроме «Алфавита рабби Акивы» существует ряд др. текстов, содержащих рассуждения об аллегорическим и символическим значении евр. букв. Напр. «шин» означает ложь, а «тав» - истину. То, что буквы слова «шекер» (ложь) в евр. алфавите стоят недалеко друг от друга, а слова «эмет» (истина) - достаточно далеко, толкуется т. о., что ложь встречается часто, а истина напротив - редко (Вавил. Талмуд, Шаббат 104a).

Значительное распространение в иуд. экзегезе получило гематрическое толкование, примеры которого приводятся уже в своде герменевтических правил Элиезера бен Иосе Галилеянина (ок. г. по Р. Х.). Пример числовой гематрии усматривается в рассказе о победе Авраама во главе отряда из 318 вооруженных слуг над 4 вост. царями, при этом имя слуги Елиезера понимается как указание на число слуг, т. к. числовое значение букв, составляющих его имя, дает в сумме 318. Пример буквенной гематрии обнаруживается толкователем в Иер. 51. 1, где Вавилония названа (в синодальном переводе: «противники Мои»). Если буквы, составляющие это слово заменить на парные, исходя из правила: первая заменяется на последнюю, вторая от начала - на вторую от конца, третья - на третью от конца и т. д., то получится слово (Халдея). В мидрашах, а позже и в каббалистической литературе суммарные числовые значения букв определенного слова истолковывались как указание на тайные отношение между различными словами в Торе.

Сложная форма буквенной символики предложена в иуд. книге «Сефер Йецира» (Книга Творения, см. Тантлевский. С. 286–298) - небольшом тексте, датируемом от до VIII вв. Во 2-й части «Сефер Йецира» буквы алфавита делятся на 3 группы: 3 «матери» (буквы «алеф», «мем» и «шин»), 7 удвоенных («бет», «гимель», «далет», «каф», «пе», «реш», «тав»), а также 12 простых - остальные буквы алфавита «Матери» являются символами 3 первоэлементов, лежащих в основе всего существующего,- немая буква «мем» символизирует воду, в которой живут немые рыбы; шипящая «шин» соответствует шипящему огню и воздушная «алеф» изображает (дух, воздух). Согласно космогонии «Сефер Йецира» первой эманацией Духа Божия был произведший огонь, от которого в свою очередь произошла вода. Эти 3 основные субстанции существуют потенциально и получают действительное существование только посредством 3 «матерей». Космос, возникший из этих 3 основных элементов, состоит из 3 частей: мира, года (или времени) и человека. В каждой из этих частей содержатся все 3 первичные элементы. Вода образовала землю, из огня произошло небо, дух произвел находящийся между небом и землей воздух. 3 времени года - зима, лето и дождливый период - соответствуют воде, огню и духу. Человек также состоит из головы (соответствующей огню), тела (представляемого духом) и др. частей тела (соответствующих воде). 7 двойных букв произвели 7 планет, находящихся в непрерывном движении, то приближаясь к Земле, то удаляясь от нее, что обосновано мягким или твердым произношением двойных букв, 7 дней, изменяющихся во времени соответственно их отношению к планетам, 7 отверстий в человеке, соединяющих его с миром, вследствие чего его органы подчинены планетам. 12 простых букв создали 12 знаков зодиака, им принадлежат 12 месяцев во времени и 12 «руководителей» в человеке (руки, ноги, почки, желчь, внутренности, желудок, печень, поджелудочная железа и селезенка), которые подчинены знакам зодиака. Наряду с этой схематической теорией книга указывает на различные методы комбинирования и замены букв для образования новых слов, называющих новые явления. В каббалистической литературе встречаются неск. методов интерпретации, с помощью которых развивается впервые упомянутые в «Сефер Йецира» принципы толкования, напр. каббалистические авторы начали переставлять буквы тетраграммы, значительно развив идею о том, что Бог открыл Себя в языке. Особенно богаты на спекуляции о символическом значении букв тетраграммы писания евр. мистиков XIII в. в Юж. Франции.

Ислам

О мистике букв и магических манипуляциях с ними писали Ибн аль-Араби ( –), аль-Буни (ум. ), аль-Даираби (ум. ), аль-Газали ( –) и др. (Dornseiff. Das Alphabet. S. 142; Brockelmann. Geschichte der arabis-chen Literatur. Weimar, 1898. Bd. 1. S. 426, 446, 497; Bd. 2. S. 323). 7 букв, отсутствовавших в первой суре Корана, толковались как особо святые и соотносились с 7 особо важными именами Бога, днями недели и планетами (Dornseiff. Das Alphabet. S. 142–143). Представление о символическом значении букв алфавита развивалось прежде всего у хуруфиев (Birge; Schimmel). Согласно учению хуруфиев Бог открывает Себя в человеческом лице, т. к. имя Бога Аллах было написано на лице человека, особенно основателя секты Фадл Аллаха из Астерабада: буква «алиф» образует нос, крылья носа - это два «ламс», глаза образуют букву «ха». С помощью этой символики хуруфии выражают особое отношение между Богом и человеком. В др., особенно мистических, направлениях ислама использовалась «наука о буквах» (араб. Ильм альхуруф), в соответствии с которой 28 букв араб. алфавита были разделены на 4 группы по 7 букв, каждой группе был подчинен один из 4 элементов (огонь, воздух, воду, землю). В связи с числовым значением букв слова, прежде всего имена Бога, могли толковаться мантически. При этом немалую роль играет оценка араб. языка как языка откровения Аллаха и араб. письма как письма, на котором был написан Коран.

Литература

  • Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1881. Т. 3. С. 187–188; Т. 4. С. 581–586;
  • Monier-Williams M. Religious Thought and Life in India. L., 1885. P. 196–202;
  • Sauer J. Symbolik des Kirchgeb?udes. Frieburg, 1902, 1924;
  • De Groot J. J. M. Universismus. B., 1918. S. 343;
  • Гематрия // Еврейская Энциклопедия. М., 1991. Т. 6. Ст. 299-302;
  • Сефер Йецира // Еврейская Энциклопедия. М., 1991 . Т. 14. Ст. 178-186;
  • Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. Lpz.; B.,1922, 1975 (Stoicheia; 7);
  • idem. ABC // HWDA. Bd. 1. S. 14-18;
  • idem. Buchstabe // Ibid. S. 1697–1699;
  • Hallo R. Zus?tze zu Franz Dornseiff // ARW. 1925. Bd. 23. S. 166–174;
  • Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма. Л., 1929. С. 134, 137 (ЭСФ. Вып. 4. 3);
  • Winkler H. A. Siegel und Charaktere in der muhammedanischen Zauberei. B.; Lpz., 1930. 1980;
  • Bertholet A. Die Macht der Schrift in Glauben und Aberglauben. Freiburg i. Br., 1949;
  • Edsman C.-M. Alphabet- und Buchstabensymbolik // RGG. Bd. 1. S. 246;
  • Bareau A. Die Religionen Indiens. Stuttg., 1964. S. 186;
  • Birge J. K. The Bektashi Order of Dervishes. L., 1965;
  • Biedermann H. Lexikon der magischen K?nste. Graz, 1968;
  • Dinkler E. Sator Arepo // RGG3. Bd. 5. Sp. 1373-1374;
  • Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam. Durham, 1975;
  • Gruenwald I. Buchstabensymbolik II: Judentum // TRE. Bd. 6. S. 306-309;
  • Holtz G. Buchstabensymbolik IV: Christliche Buchstabensymbolik // TRE. Bd. 6. S. 311-315;
  • Мишина Е. А. Группа ранних русских гравюр (2 пол. XVII - нач. XVIII в.)// ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 234;
  • Вааr T. van der. On the Sator formula // Signs of Friendship: To Honor A. C. F. van Holk: Slavist. Linguist, Semiotician. Amst., 1984. P, 307–316;
  • Ryan W. F. Solomon, Sator, Acrostics and Leo, the Wise in Russia // Oxford Slavonic Papers. Oxf., 1986. N. S. Vol. 19. P. 47–61;
  • Плигузов А. И., Турилов А. А. Древнейший южнославянский письмовник 3 четв. XIV в. // РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 559.

Использованные материалы

  • Статья из II тома «Православной энциклопедии»

ученица 3Б класса МАОУ ООШ№2 г. Муравленко

« Какие разные азбуки»

Выполнила: Хазиева Аделина Ринатовна, ученица 3Б класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основной общеобразовательной школы № 2

Краткая аннотация

Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Выбранная тема является актуальной, ведь нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.

Задача - сбор материала по данной теме. Элементом новизны в нашем проекте является создание авторских тематических азбук учащимися первых классов. Практическая значимость представленного проекта, состоит в том, что его материалы могут использовать педагоги и дети разного возраста.

Мы надеемся, что у моих одноклассников появится настоящий интерес не только к разным видам азбук, но и неподдельный интерес ко многим художественным произведениям. Главное – сформировать положительное отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику в нашей школьной жизни…

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.

Нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре.

Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.

Задачи проекта:

  1. выявить знания учащихся по изучаемой теме (до изучения темы);
  2. уточнить значение слова «азбука»;
  3. познакомиться с различными азбуками;
  4. провести сравнительный анализ азбук;
  5. создать авторские тематические азбуки;
  6. провести контрольное анкетирование учащихся (после изучения темы).

Гипотеза проекта:

Мы предполагаем, что

  1. если провести анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов по изучаемой теме проекта, то мы выясним, что ученики плохо информированы о разновидностях азбук;
  2. если провести среди учащихся разъяснительную работу (классный час, тематический урок в библиотеке), предложить создать авторские тематические азбуки, то у ребят повысится интерес к осознанному чтению и закреплению зрительного образа букв.

Проектная деятельность по теме: «Какие разные азбуки» проводилась в несколько этапов:

1 этап (ноябрь-декабрь 2011г.) - поиск и работа с информацией по изучаемой теме с различных источников;

2 этап (февраль-март 2012г.) - проведение анкетирования среди учащихся параллели 2,3-их классов по теме «Какие азбуки ты знаешь?»; обработка результатов;

3 этап (апрель 2012г.) - разъяснительная работа с учащимися: создание азбук учащимися первых классов, классный час «Азбука - путь в страну книг», посещение городской библиотеки;

4 этап (май 2012г.) - проведение контрольного анкетирования с целью сравнительного анализа результатов; подведение итогов проекта.

Работа над проектом включала в себя:

  1. анкетирование учащихся до и после изучения темы (Какие азбуки ты знаешь?);
  2. беседы со взрослыми (выяснение, что знают взрослые по теме);
  3. работа с толковыми словарями (Что означает слово «азбука»?);
  4. изучение азбук (славянская азбука, семафорная азбука, шрифт Брайля, азбука Морзе, дактильная азбука);
  5. создание авторских тематических азбук учащимися первых классов;
  6. посещения школьной библиотеки (библиотечный урок по теме «Славянская азбука»).

Глава 1. Виды азбук

§ 1. Что такое азбука?

Из источников я узнала, что Азбука - это

1) буквы в установленном порядке, т.е. алфавит;

2) учебник грамоты, букварь.

А также, что Азбуки бывают разные…

§ 2. Славянская азбука

Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова. В 1574-м году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. В Львове появилась первая печатная «Азбука», которую увидел Иван Фёдоров - человек, напечатавший её.

Структура азбуки

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.

Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Славянская азбука - создана Кириллом и Мефодием в 9 веке н.э. Использовалась народом для чтения и письма.

§ 3. Семафорная азбука

Семафорная азбука . С помощью семафорной азбуки можно передать различную информацию например:"Человек за бортом", "Требуется помощь" и т.д. Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в году вице-адмирал Степан Осипович Макаров . Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом , включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания . Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом « запятая ». Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков. Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками . Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту. Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря года приказом по флоту № 161.С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Семафорная азбука - создана Степаном Осиповичем Макаровым. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков.

§ 4. Шрифт Брайля (азбука слепых)

Шрифт Брайля — шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки. Цепь событий, приведших к появлению шрифта Брайля, началась во время крестовых походов французского короля Луи IX. Потерпев сокрушительное поражение в крестовых походах, король возвратился в Париж с уверенностью, что Бог учит его смирению. С этой верой он основал первый в мире приют для слепых по-русски «пятнадцать очков». Первыми постояльцами приюта были 300 рыцарей, ослепленных во время походов. В дальнейшем приют служил прибежищем для бездомных слепых. Ярмарка была одним из самых зрелищных мест Парижа. С 14 августа по 15 сентября каждый год уличные торговцы, циркачи, кукольники демонстрировали здесь свое мастерство. В 1771 году молодой человек по имени Валентин Хауи посещает ярмарку и подает милостыню слепому мальчику. К его изумлению, мальчик назвал номинал монеты. Так Хауи осознал, что слепые могут постигать грамоту при помощи осязания. 12-летний нищий Франсуа Лезюер становится его первым учеником. Валентин учил его читать, сначала используя рельефные деревянные буквы, из которых формировал слова. Франсуа был талантливым учеником и через 6 месяцев научился осязать напечатанные страницы.

В январе 1809 года в маленьком французском городке Кувре родился Луи Брайль. В детстве он случайно поранил глаз шорным ножом и ослеп. В 1819 году Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по книгам системы Хауи, очень большим и дорогим. Школа в Париже располагала всего лишь 14 такими книгами, которые Луи успешно проштудировал, ощупывая каждую букву. Система Хауи была несовершенной. Чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд, и когда человек достигал конца предложения, то почти забывал о том, что было вначале. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко. И снова помог случай. В то время во французской армии использовался оригинальный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для прочтения нужно было зажигать спичку, а следовательно - демаскироваться. Буквы представляли собой пробитые в картоне отверстия. В возрасте 15 лет он изменил «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье (фр. Charles Barbier), который тот разработал для чтения в темноте. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос - достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения? Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля - низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка - один знак. В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах. А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей. Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции.

Шрифт Брайля (азбука слепых) - автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.

§ 4. Азбука Морзе

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Назван в честь Сэмюэля Морзе. Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем — факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал (а заодно приписывал себе изобретение телеграфа как такового). Вейлем же, возможно, была придумана и цифровая часть кода. А в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Фридрихом Герке (англ.). Код, усовершенствованный Герке, используется до настоящего времени.

Азбука Морзе (телеграфная азбука) - создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких

сигналов («тире» и «точек»).

§ 5. Дактильная азбука (азбука для глухонемых)

Жестовая речь не слышащих. Многих она раздражает. Сколько раз в театре, на лекции или собрании, когда переводчик с помощью мимики и жестов переводит группе глухих содержание диалогов или выступлений, приходилось слышать: «Не машите руками, вы нам мешаете!». Люди, которые так говорят, ничего или почти ничего не знают о глухих. Они не представляют, какой страшный дефицит информации всегда окружает не слышащих, не понимают, что язык жестов способен в какой-то степени компенсировать этот дефицит. Роскошь человеческого общения, о которой так хорошо сказал французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, достигается здесь много труднее. Русская ручная (пальцевая, дактильная) азбука для глухонемых. Её разработали испанские философы и монахи. Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их движения соответствуют определённой букве алфавита. Используется как заменитель устной речи для общения и как средство обучения глухих. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактильный знак обозначает букву (графему). Усвоение знаков облегчается тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют общую конфигурацию, а различаются лишь по дополнительным признакам: направлению пальцев, движению кисти руки. Упоминание об одноручной дактильной азбуке для латинского языка появилось в Испании еще в XVI веке. Затем через Францию и Германию в XIX веке она пришла на территорию России и была приспособлена для русских букв. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами. Любопытно, что в Англии и США, имеющих общий язык и общий латинский алфавит, глухие пользуются разной дактильной азбукой. В США это одноручная азбука, не отличающаяся от испанской, французской, итальянской и т. д. В Англии применяется двуручная дактильная азбука. Такая ситуация связана с традициями этих стран. Соединенными Штатами одноручная европейская азбука заимствована из Латинской Америки, куда она в свое время пришла из Испании вслед за испанским языком. В «доброй же старой» Англии, несмотря на ее близость к Европейскому континенту, многое не так, как у соседей. Например, автотранспорт там движется по левой стороне улиц, а черные коты приносят счастье. И азбука для глухих у них своя, совсем непохожая на европейскую и американскую. В английской дактильной азбуке, например, гласные обозначаются следующим образом. Указательный палец правой руки указывает на один из пяти пальцев левой руки. При этом буква «а» соответствует большому пальцу, «е» — указательному, «i» — среднему, «о» — безымянному и «и» — мизинцу. Дактильную азбуку легко осваивают слышащие. Поэтому глухие, работающие без переводчиков в коллективах слышащих, стараются научить этой азбуке людей, с которыми они постоянно встречаются. Несмотря на сравнительно медленный способ такого общения, он облегчает жизнь глухого, его связь со слышащими. В Москве на Измайловском бульваре есть необычный театр — Мимики и жеста. Все актеры этого театра — глухие. Только жестовая речь позволяет глухим зрителям, посещающим свой театр, понимать диалоги, следить за действием так же свободно, как слышащим. Все реплики передаются языком жестов. Впрочем, пантомима настолько выразительна, что содержание сцен понятно слышащим, не владеющим жестовой речью. Актер, исполняющий роль Гойи, создает запоминающийся образ подлинного художника, противостоящего слепой и жестокой толпе.

Спектакль, премьера которого состоялась в 1976 году, получил высокую оценку зрителей. За него Театр мимики и жеста удостоился Почетного диплома Министерства культуры СССР и Всесоюзного театрального общества.

Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, мы пришли к выводу , что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.

Глава 2. Практическая часть

§ 1. Анкетирование учащихся начальной школы

Что мы выяснили…

В марте 2012 года мы провели анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов

Графика

Термин «графика» (от греч. grapho – письменный) употребляется в двух значениях. Им называют как совокупность начертательных средств того или иного письма (буквы, знаки препинания и ударения), так и специальный раздел языкознания, изучающий соотношения между графемами (буквами) и фонемами.

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историюписьменности.

Например, пиктография применяется: в расчете на неграмотного или малограмотного читателя – эторисунки на вывесках: сапог, калач; знаки пожарной повинности в деревнях: дощечки изображением ведра, топора и т. п., прибитые у входа в дом; в букварях, где дети должны сначала«прочитать» картинку, а потом «по буквам»; либо, когда неизвестен язык читателя, например, рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кнопок звонков в гостиницах.

Идеография применяется в качестве дорожных знаков (зигзаг какзнак поворотов, крест как знак перекрестка, восклицательный знак как знак «осторожно» и т. п.), илизнаков черепа и костей на электросети высокого напряжения, или эмблемы медицины в аптеках: змея ичаша с ядом; к идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знакиполезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т. п.)

К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие числа, специальные символы наук, напримерматематические знаки, в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специальные изображения:>, <, =, S, %, +, -, : т.д.

В языках мира, в их национальных системах письма чаще всего используется латинская, кириллическая или арабская графика, при этом ни в одном алфавите идеальной графики (когда одна графема соответствует только одной фонеме) нет. Это объясняется тем, что 24 буквы древнегреческого алфавита не могли передать всё многообразие звуков различных языков. В процессе исторического развития каждого языка вследствие прошедших в нем процессов фонетических изменений разрыв между буквами и отдельными звуками еще больше увеличился, что повлекло за собой появление сложных графем. Особенно сильный разрыв между современной звуковой речью и традиционной графической системой произошел в английском и французском языках, орфография которых адекватно не передаёт живой развивающийся язык. Например, в английском языке 26 знаков алфавита соответствуют 46 фонемам, поэтому здесь широко используются диграфы (ph – [f]), триграфы (oeu – ) и полиграфы (augh – [э:]).

Русский алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях – строчной и прописной (за исключением ъ и ь, которые употребляются только в виде строчных букв).Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему.


Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв. значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, т.е. могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буквы «эс» может обозначать такие звуки: [с ] – сад , [с" ] – сюда , [з ] – сдача , [з" ] – косьба , [ш ] – сшить, [ж ] – сжать .

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а) буквы, лишенные звукового значения. Это буквы ъ и ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.;

б) буквы, обозначающие два звука, – е , ё , ю , я ;

в) буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение: а, о, у, э, ы; ж, ц, ч, ш, щ, й .

Так, например, буквы ч, ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч"] , а буква ц – твердый звук [ц] .

Ко вторым, т.е. двузначным, буквам относятся:

– все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

– буквы, обозначающие гласные звуки: е, ё, ю, я.

Например, буква б может обозначать как твердый, так и мягкий звук – [б] и [б"] : был – бил ; буква я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого согласного, в других – сочетание .

Двузначность указанных букв русского алфавита обусловлена спецификой русской графики – ее слоговым принципом. Он выражается в том, что признак твёрдость/мягкость согласного обозначается гласной буквой, следующей за согласной (меч) или специальным знаком мягкости (моль). Кроме того, в русском языке есть силлабограммы (я, е, ё, ю), позволяющие одной буквой передать целый слог, состоящий из сочетания согласного [j] и гласного. Это делает русскую графику чрезвычайно экономной.

Во многих графических системах мира (в том числе и в русской) существует явление полифонии, когда одна и та же буква в зависимости от её позиции в слове может иметь разное звучание (например, в немецком языке буква s перед гласным соответствует звуку [з]: Sanger, а перед согласными (но не p, t) – [c]: Ski, перед p,t [ш]: Stadt. Еще ярче это явление выражено в русском языке, где почти все буквы многозначны: в одной позиции они обозначают одни звуки, в другой – другие (буква г в позиции конца слова или перед глухим согласным соответствует звуку [к]: стог, перед гласным заднего ряда или звонким гласным – звуку [г]: гроздь. Явление полифонии отражает не только позиционный принцип русской графики, но и фонематический, когда один и тот же вариант разных фонем обозначается разными буквами.

Русское письмо – звукобуквенное. Оно называется так потому, что основные его единицы – буквы – соотносятся с единицами звуковой (фонетической) системы языка, а не непосредственно со словами или их значимыми частями (морфемами), как это бывает в иероглифическом письме. Например, слово, обозначающее «солнце», в русском письме передается шестью знаками-буквами, а в китайском – одним иероглифом.

Алфавит. Типы алфавитов.

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета . Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроены английское слово abecedary или русское азбука (по названиям в первом случае четырех, а во втором – двух первых букв, соответственно, английского и церковнославянского алфавитов).

Алфавит(от греч. alphábētos) – совокупность букв (графем), содержащая основные знаки письма. Знаки письма в алфавите расположены в определенном, алфавитном, порядке. Принцип алфавитного расположения используется в словарях, справочных изданиях.

Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Но так как письменность складывалась исторически и многое в письме отражало изжитые традиции, то идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов два являются наиболее распространенными и графически удобными: это латинский и русский.

В алфавитных системах письма отдельная буква передает, как правило, один звук. Иногда буквы объединяются по две, три или четыре для обозначения одной фонемы: польские сочетания sz = ш, cz = ч, szcz = щ, немецкие сочетания sch = ш, tsch = ч и др.

Считается, что принцип алфавита был изобретен западно-семитскими народами, в частности, древние хаанеяне использовали его уже в клинописи. К родоначальникам всех видов алфавитов часто относят финикийский алфавит, который состоял из 22 букв, следующих друг за другом в определенной последовательности. Финикийские буквы имели простую и удобную для написания и запоминания форму. В финикийском алфавите, как и во многих западно-семитских, названия букв были образованы от слов, которые обозначают предметы, начинающиеся с соответствующих звуков: а - алеф (бык), б - бет (дом), г - гимелъ (верблюд), д - далет (дверь), h - xe (крест), в - вав (гвоздь) и т.д. Полагают, что в дальнейшем около 4/5 известных алфавитов возникли непосредственно или опосредствованно из финикийского алфавита. В своей первичной форме финикийский линейный алфавит был воспринят в Малой Азии (малоазийские алфавиты, вымершие в начале н.э.), Греции и Италии, дав начало западным алфавитам. В скорописной, или курсивной, форме, вероятно, через арамейское письмо, он распространился по всему Ближнему и Среднему Востоку, положив начало восточным алфавитам.

Исходным для всех западных алфавитов является греческий алфавит, основанный на преобразованном финикийском алфавите. На базе греческого алфавитного письма в IV-III вв. до н.э. сложился собственно латинский алфавит. Большинство греческих букв сохранило в нем свое исконное значение и начертание. В течение многих веков латинский алфавит претерпевал определенные изменения, приобретая современный характер: в XI в. появилось начертание буквы w, в XVI в. были введены буквы j, u и т.д.

Славянский алфавит возник в конце IX - начале X в., причем было создано две азбуки - глаголица и кириллица. Создание азбук связывают с именами славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия. Название глаголица образовано от старославянского глагол - слово, речь. Совпадая с кириллицей почти полностью по алфавитному составу, глаголица резко отличалась от нее формой букв. Полагают, что многие буквы глаголицы связаны с греческим письмом. Глаголица широко употреблялась в IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию. Там она употреблялась вплоть до XVIII века. Затем глаголическое письмо было вытеснено на востоке и юге кириллицей, на западе - латиницей. Кириллица является переработкой византийского алфавита - новогреческого уставного письма VII-VIII вв. Она широко употреблялась у южных, восточных и, вероятно, некоторое время у западных славян. На Руси кириллица была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Первоначально кириллица насчитывала 38 букв, а затем количество ее букв увеличилось до 44. Из греческого уставного письма было заимствовано 24 буквы, остальные 20 букв представляют собой или заимствования из других алфавитов, или графические видоизменения греческих букв, или лигатурные сочетания букв кириллицы.

Кириллица просуществовала на Руси без значительных изменений вплоть до XVIII века. Современный вид русского алфавита был подготовлен реформами Петра I, а позднее реформами Академии Наук. Из кирилловского алфавита были исключены буквы пси, кси, омега, ижица, иже и некоторые другие, упрощены начертания отдельных букв, введены новые буквы: я, э, й. Завершена реформа русского алфавита была в 1917-1918 гг.: были исключены из состава алфавита буквы ять, фита, і. Русский алфавит послужил основой для создания письменности многих народов Крайнего Севера и Сибири, на русский алфавит была переведена письменность и большинства народов бывшего СССР. Русский алфавит был принят как основа современного болгарского и сербскохорватского алфавитов.

Культура молодых романо-германских варваров зародилась на развалинах Римской империи, к нимпришла латынь как язык церкви, науки и литературы и латинский алфавит, который хорошо отвечалфонетическому строю латинского языка, но совершенно не соответствовал фонетике романских игерманских языков. 24 латинские буквы никак не могли графически отобразить 36–40 фонем новыхевропейских языков. Так, в области согласных для большинства европейских языков нужны были знаки

для шипящих фрикативных и аффрикат, которых не было в латинском языке. Пять латинских гласных(а , е, о, и, i и более позднее у ) никак не отвечали системе вокализма французского, английского,датского и других европейских языков. Попытки изобретения новых букв (например, предложенныефранкским королем Хильпериком I знаки для межзубных согласных) не получили успеха. Традицияоказывалась сильнее потребности. Незначительные алфавитные новшества (как, например, французское«сэ седиль» ҫ , немецкое «эсцет» β или датское ø ) не спасали положения. Радикальнее и правильнее всего

поступили чехи, не прибегая к многобуквенным комбинациям типа польских sz = [ш], cz = [ч], szcz = [щ],а использовав надстрочную диакритику, когда у них получились закономерные ряды свистящих s, с, z ишипящих Š,Č, Ž.

Большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв, хотя некоторые, например, адаптация латинского алфавита к гавайскому языку, насчитывают всего лишь 12 букв, а другие, как, например, сингальский, используемый в государстве Шри-Ланка (бывший Цейлон), или некоторые алфавиты северокавказских языков, содержат 50 и более знаков. Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка. Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала согласный звук, но современная «о» произошла от неё).

Выделяются следующие разновидности алфавитов:

· Консонантно-вокалические алфавиты - тип письма, при котором буквы обозначают как гласные, так и согласные. В письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

· Консонантные алфавиты - тип письма, при котором буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки). Примерами полностью консонантного письма могут служить угаритская и финикийская письменности, примерами частично консонантного - современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных.

· Слоговые алфавиты - буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разные гласные могут обозначаться близкими знаками, а могут быть совершенно разными. Слоговое письмо используется в варианте греческого, язык Ив Китае, древнефилиппинская письменность. Также во многом слоговым является логографическое письмо в китайском языке, языке майя, и в клинописи.

Японский язык использует сразу два вида слогового письма, которые называются кана, а именно катакана и хирагана (появилось около 700 года н. э.). Хирагана применяется для написания слов и грамматических элементов родного языка, наряду с иероглифическим письмом кандзи. Катакана используется для написания заимствований и иностранных имен собственных. Например, слово hotel пишется в три каны - ホテル (ho-te-ru ). Так как в японском имеется большое количество слогов модели согласный + гласный , то слоговое письмо является наиболее подходящим данному языку. Как во многих вариантах слогового письма, идущие следом гласные и конечные согласные обозначаются отдельными знаками. Так, оба слова atta и kaita пишутся в три каны: あった (a-t-ta ) и かいた (ka-i-ta ).

Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.