Преподобный Серафим Саровский. Чудеса батюшки

Преподобный Серафим Саровский - великий русский начала XIX века, чудотворец. Последние годы жизни преподобного Серафима Саровского были тесно связаны с женским .

Прохор Мошнин - так звали святого до монашества - родился в Курске в благочестивой купеческой семье. Мальчик с детства любил посещать церковные службы, читать и жития святых. Когда юноша решил поступить в , мать благословила сына на монашество медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни.

Девять лет Прохор был послушником, затем принял монашеский постриг под именем Серафим. Еще через несколько лет настоятель монастыря перед смертью благословил ученика на подвиг отшельничества. С тех пор святой стал жить в лесной хижине, в постоянной молитве, перенося многочисленные трудности и искушения. В 1810 году из-за слабого здоровья преподобный был вынужден вернуться в обитель, где приступил к очередному монашескому подвигу - ушел в затвор. Он никогда не выходил из своей кельи и никого не принимал у себя, в одиночестве молился и читал Священное Писание. В затворе святой провел еще 15 лет.

В ноябре 1825 года преподобному Серафиму явилась и велела оставить затвор. С тех пор у святого открылся дар исцеления молитвой, и он начал принимать у себя больных и страждущих. Услышав о чудесном старце, множество людей приходило к нему за утешением и советом. В 1826 году Серафим основал женскую общину, которая впоследствии стала известна как Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь . Народное почитание преподобного началось сразу после его смерти, вскоре было составлено его первое житие, на его могиле совершались чудеса и исцеления, а в 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован.

    Еще за 5 лет до кончины Серафима Саровского художник Серебряков (позже ставший иноком Иосифом Саровской пустыни) написал с натуры портрет старца. С этого портрета позже стали писать иконы преподобного Серафима.

    Серафима Саровского часто изображают молящимся на камне: во время своего затвора он тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на валуне и почти не сходя с него. В своей келье он поместил еще один камень, на котором отдыхал днем. Эти камни сохранились и по сей день и находятся в Дивееве.

    До наших дней дошла история о том, что преподобный Серафим написал письмо "четвертому государю, который приедет в Саров", и этим государем оказался Николай II. Император, прочитав его, горько заплакал. Содержание письма неизвестно, ни оригинала, ни копий не сохранилось.

    Духовные наставления преподобного Серафима были записаны Николаем Мотовиловым, помещиком, исцеленным Серафимом от тяжелой болезни. Наиболее распространенный и цитируемый фрагмент записок Мотовилова - беседа «О стяжании Святого Духа». В ней святой Серафим говорит о стяжании (приобретении, накоплении в себе) Святого Духа как о главной цели жизни христианина. Лучшим способом для стяжания Духа святой Серафим считает молитву. Также и все дела в жизни, совершаемые ради Христа, Серафим считает средствами к получению Святого Духа и спасению. Дела, совершаемые не ради Христа, благодати не приносят. В разговоре с Мотовиловым святой Серафим сравнивает стяжание Святого Духа с накоплением земных благ - денег и прочего. Только если деньги не имеют никакой ценности в вечной жизни, то духовные накопления - это самое ценное приобретение, которое может сделать человек.

    Святого всю жизнь сопровождали многочисленные чудеса и видения. Еще в детстве он был чудесно спасен от смерти - остался невредим, упав с колокольни. Несколько раз он чудесно исцелялся, приняв Святое Причастие и приложившись к чудотворному образу. Много раз ему являлась Пресвятая Дева Мария в сопровождении святых, исцеляя его и благословляя на те или иные дела.

    Всякого пришедшего к нему старец приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскрес!».
    Еще одним любимым выражением преподобного Серафима было «Стяжай Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

    Мощи Серафима Саровского, вопреки ожиданиям, не были нетленными. Митрополит Петербургский Антоний поспешил развеять сомнения верующих, разъяснив, что святость не всегда сопровождается нетлением мощей. Мощи святого хранились в Саровском монастыре до 20-х годов. Потом они были изъяты и вывезены, после чего их след теряется. Обнаружены в запасниках Музея истории религии Ленинграда (Казанский собор) в 1990 году, после чего были переданы в восстановленный Дивеевский монастырь, где и находятся поныне. Ежегодно в дни памяти святого здесь собираются тысячи паломников на особое торжественное богослужение с участием Патриарха.

    Однажды, когда преподобный жил отшельником в лесу, на него напали грабители. Это были местные крестьяне, которые решили, что в хижине у святого есть деньги. Святой не оказал им ни малейшего сопротивления, а они избили его до полусмерти, после чего старец на всю жизнь остался хромым. После избиения он долгое время болел, однако был исцелен Пресвятой Богородицей. После этого преподобный Серафим строго-настрого запретил разыскивать и наказывать преступников. Вскоре они сами принесли покаяние в своем злодействе.

    Преподобный Серафим сподобился такой праведности, что ему подчинялись лесные звери. Святого часто сопровождал медведь, который, по свидетельству монахинь Дивеевской обители, слушался его «как будто разумный».

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам - в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим - это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать - целое учение): о благодати. Он учил: христианство - это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель - стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом - и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения - это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди - это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель - обожение : то есть изменение природы души уже здесь - на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма - «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше - с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше - на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом - во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели - стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни - когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил - Российская Империя - пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней - которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали - при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники - ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, - рассказывал подвижник, - он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом - во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю - это бесы «развлекались». А однажды - во время подвигов в лесу, - на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, - людей, - чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив - непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым - спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому - тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое - в детстве, когда Прохору было 9 лет - мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти - когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи - когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу - в нескольких километрах от Саровской обители, либо - в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг - это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни - и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее - особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря - оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой - если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Силён тот народ, который имеет своих небесных покровителей. На них вся надежда и упование. Таким российским заступником у престола Божия является святой Серафим Саровский. Биография, фото обители, в которой он подвизался, а также его житие известны в нашей стране всем верующим людям. Его почитают и любят. Трудно найти в России храм, где бы не было его образа. О нём наш рассказ.

Детство будущего подвижника

Святой преподобный Серафим Соровский, биография которого являет собой пример беззаветного служения Богу, родился в 1754 году в Курске. Его родители вели строгую и благочестивую жизнь, воспитывая своего сына Прохора (именно так звали от рождения будущего святого) в духе заповедей Божьих. Его отец, Исидор Мошнин, занимался выполнением строительных подрядов. Когда мальчик был ещё в раннем возрасте, отец умер, не успев закончить строительство храма в Курске. Его дело продолжила Агафия, овдовевшая мать Прохора.

С этого времени уже был отмечен Господом будущий святой Серафим Саровский. Биография его повествует об удивительном случае, происшедшем в эти годы. Однажды мать взяла его с собой на колокольню строящегося храма. Мальчик оступился и упал с большой высоты, однако волею Божьей остался цел и невредим.

Всех поражали в будущем подвижнике необыкновенная память и усердие в учёбе. С ранних лет он выучился грамоте, мог свободно читать Библию и жития святых. Но ещё большее удивление вызывала любовь мальчика к церковным службам. Он предпочитал их играм и забавам, столь свойственным детям в его возрасте.

Первое явление Прохору Царицы Небесной

Вскоре было явлено новое чудо, предвещающее, что из тихого и набожного отрока взрастёт будущий светильник церкви Серафим Саровский. Биография его упоминает такой случай. Мальчик заболел и был в крайне тяжёлом состоянии. Все боялись, что он умрёт. Но однажды в сонном видении явилась ему Царица Небесная и сказала, что вскоре посетит и исцелит его. И правда, через несколько дней проходил возле их дома крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе. Свершилось чудо, и он выздоровел.

Решение посвятить себя служению Богу

Когда он подрос, то объявил матери о своём заветном желании посвятить жизнь служению Богу и вступить на путь иночества. Агафия благословила сына, и он вместе со своими товарищами совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру.

Один из старцев лавры схимонах Досифей, наделённый даром прозорливости, повелел Прохору идти в Саровскую пустынь и там спасать свою душу. Так рождался будущий святой старец Серафим Саровский. Биография его являет собой путь непрестанных трудов на пути духовного возрастания. По пути из Киева он лишь на короткое время остановился в доме матери, простился с ней и отправился дальше в Саров. В ноябре 1778 года будущий подвижник впервые вошёл в ворота монастыря.

В Саровской обители

Настоятелем обители в те годы был уважаемый всеми старец отец Пахомий. С первых дней он с теплотой и любовью отнёсся к молодому послушнику и поручил попечение о нём мудрому старцу Иосифу. Он руководил послушником в самом начале его пути. Главное, что он вложил в сознание юноши, - это полное отвержение праздности и скуки, которые являются злейшими врагами молодых, «новоначальных» иноков. От них возникают греховные помыслы и желания. Старец Иосиф научил Прохора максимально заполнять время молитвами и трудом.

Уже в этот период отмечалось в нём стремление к уединённой молитве. С этой целью уходил молодой послушник в лесную чащу и там наедине беседовал с Богом. К этому периоду относится второе явление ему Пресвятой Богородицы, о котором упоминает, ввиду важности события, даже краткая биография. Серафим Саровский на протяжении земной своей жизни подобных явлений имел несколько.

Явление Богородицы и исцеление от водянки

На третьем году пребывания в монастыре он тяжело заболел водянкой, но отказался от помощи врачей, уповая лишь на Царицу Небесную. И она его не оставила, явившись во сне вместе с апостолами Петром и Иоанном. Богородица коснулась тела Прохора, и вода, причинявшая ему страдания, изверглась наружу. Наступило полное исцеление. Здесь же Матерь Божья засвидетельствовала перед святыми апостолами принадлежность Прохора Царствию Божию. Впоследствии на месте явления Богородицы была сооружена больничная церковь.

Принятие иноческого пострига

Прошло восемь лет, и настала пора принять иноческий постриг. Отныне умер для мира Прохор Машнин и родился молодой монах, будущий преподобный Серафим Саровский, житие и поучения которого станут настольной книгой многих благочестивых людей. Имя Серафим, данное при вступлении в монашество, как нельзя лучше передаёт пламенность его веры.

Через год он был рукоположен в сан иеродиакона. Ежедневные службы в храме сопровождались непрестанными молитвами в остальное время. Господь сподобил своего верного раба узреть благодатные видения. Неоднократно пред ним представали ангелы Божии, и однажды во время службы было видение самого Иисуса Христа, грядущего на облаках. Такого мог удостоиться только самый ревностный служитель Божий. Это придало сил для новых трудов и монашеских подвигов. Оставляя себе лишь самое малое время для сна, он днём служил в монастыре, а ночью для молитв и бдения уходил в дальнюю лесную келью.

Жизнь в лесной келье

В возрасте 39 лет на новую ступень служения святой церкви поднялся Серафим Саровский. Биография сообщает о том, что, будучи рукоположен в сан иеромонаха, он испросил благословения у настоятеля монастыря на подвиг пустынножительства. С того времени преподобный поселился в одинокой лесной келье, всего себя посвятив молитве и духовному созерцанию. В стенах обители он появлялся один раз в неделю для причащения Святых Даров.

Существует Устав древних пустынных жителей. Необычайно строги и полны аскетизма его требования. Именно ими и руководствовался подвижник. Кроме непрестанной молитвы, он заполнял время чтением трудов святых отцов церкви, и, разумеется, Нового Завета, который знал почти наизусть. Вблизи кельи он развёл огород, где выращивал самое необходимое для пропитания. Пищу принимал один раз в день, а по средам и пятницам и вовсе воздерживался от еды. Изредка ему приносили хлеб из монастыря. Живя так, преподобный вошёл в полное единение с природой. К нему даже стал наведываться медведь, и, угощая его, делился с ним последним куском хлеба преподобный Серафим Саровский. Биография для детей, иллюстрированная сценами из жизни святого, обязательно показывает этот эпизод кормления косолапого гостя.

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением. Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань». Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Нападение разбойников

Не сумев сломить дух подвижника, враг попытался лишить его жизни, указав путь к келье разбойникам. Те, угрожая смертью, потребовали денег, но исполненный смирения отшельник не оказал им сопротивления, хотя был вооружён топором. Обыскав жилище и ничего не найдя, злодеи жестоко его избили, и, оставив одного умирать, ушли. Господь сохранил жизнь своему верному рабу и помог добраться до монастыря. Здесь снова явилась ему Божья Матерь и, вновь коснувшись его, даровала исцеление. Преподобный выздоровел, но до конца земной жизни ходил согбенным. Вернувшись в лесную келью, он возобновил подвиг молчания. Наградой за это был мир в душе и «радость о Святом Духе». Через некоторое время он вернулся в обитель.

Подвиг старчества

Скоро на новый этап духовного возрастания сподобился вступить Серафим Саровский. Биография, краткое содержание которой передаёт лишь малую часть подвигов святого, являет всем пример высочайшего аскетизма и самоотвержения. Господу было угодно поставить его на служение в высшем монашеском подвиге ─ старчестве. Отныне двери его кельи были открыты для всех, кто жаждал духовного окормленья.

Монахи обители построили для него келью вблизи родника, называвшегося Богословским. Каждый раз, покидая её, старец нёс на плечах котомку с камнями. Таким способом преподобный изнурял плоть, изгоняя пагубные страсти. Главным его занятием стали беседы с паломниками. Со всех концов стекались к нему немощные души, требующие наставления, утешения и помощи. И для всех находил нужные слова святой старец.

Среди его почитателей был человек, получивший по молитвам старца исцеление от болезни. Звали его Николай Александрович Мотовилов. Он долгое время находился рядом с отцом Серафимом, беседовал с ним и записывал его поучения. Кроме того, слушая рассказы старца о жизни, Мотовилов составил целое сочинение, которое можно было бы озаглавить «Святой Серафим Саровский. Биография».

Дивеево

Постоянно занятый приёмом всех нуждающихся в нём, отец Серафим уделял время для забот о находившемся поблизости Дивеевском женском монастыре. Неоценим его вклад в благополучие жизни сестёр обители и их духовное возрастание. Оказывая им личную помощь, преподобный убеждал в необходимости покровительства монастырю и влиятельных лиц из числа паломников. Незадолго до своей кончины преподобный удостоился ещё одного явления ему Пресвятой Богородицы. Она сообщила святому о скором конце его земной жизни и поручила ему сестёр Дивеевского монастыря.

Преставление и канонизация святого

Силы стали покидать святого старца. Всё реже он покидал свою келью. В сенях у него был поставлен гроб, заранее приготовленный для дня кончины. 1 января 1833 года, в последний раз отслужив литургию и причастившись Святых Тайн, отец Серафим затворился в своей келье. На следующий день было найдено его безжизненное тело, склонённое в молитвенной позе перед образами.

На протяжении семидесяти лет, прошедших со дня его кончины, на могиле старца свершались чудесные исцеления по обращённым к нему молитвам. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован и причислен к лику святых. Торжественная церемония происходила в присутствии царской семьи, представителей Синода и большого стечения верующих. С этого дня среди небесных покровителей нашего Отечества появился и святой преподобный Серафим Саровский.

«Батюшка Серафимушка», - с любовью называют его и в Дивееве, и в Сарове, и по всей бескрайней России. Во всех православных семьях известен детям добрый старец Серафим Саровский. Биография, краткое содержание для детей основных её эпизодов и иллюстрации к ним любимы многими мальчишками и девчонками с ранних лет.

Наставления святого

Бесценным сокровищем являются дошедшие до нас поучения и духовные наставления святого подвижника. Главной мыслью в них является задача «стяжания Духа Святого». Преподобный не только указывает в этом цель жизни человеческой, но и помогает найти путь её достижения. Одним из важнейших моментов на этом пути является непрестанное призывание Господа, пришествием Своим в души людей способного изгнать из них холод, вселяемый Дьяволом, и вдохнуть тепло любви не только к нему, но и к ближним. Таким теплом щедро делился с людьми святой преподобный Серафим Саровский. Биография, дни памяти и его поучения хранятся в памяти многих поколений верующих.


Имя: Серафим Саровский (Serafim-Sarovskiy)

Место рождения: Курск

Место смерти: Тамбовская губерния

Деятельность: Иеромонах Саровского монастыря

Семейное положение:

Серафим Саровский - биография

Серафим Саровский предсказывал будущее и видел то, что обычным глазом не рассмотришь. В своей биографии он не раз избегал смерти, находясь на волоске от гибели. Сама Богородица 12 раз приходила к нему с посланиями. В том, что этот человек был избранным, никто не сомневался...

Чудеса великого старца - Серафима Саровского

Шел 1761 год. Строительство продвигалось полным ходом - в городе Курске возводилась новая церковь. Деньги пожертвовал купец Исидор Мошнин, но сам, бедняга, не дожил до окончания работ.

Все уже почти было готово. Жена Исидора, Агафья, присматривала за стройкой и часто приводила с собой 7-летнего сына Прохора. Вот и в этот раз он помчался наверх на недостроенную колокольню. Миг - и мальчонка полетел вниз. Оступился...

Люди в ужасе бежали к распластанному на земле щуплому тельцу, на чудо никто и не надеялся. Вдруг Прохор открыл глаза и удивленно посмотрел вокруг. Агафья схватилась за сердце. В тот момент она поняла, что ее сын - особенный ребенок.

Серафим Саровский - Явление Богородицы

Семью Мошниных прихожане местной церкви знали хорошо. Что ни день, Агафья в храме молится. Да и сыночек всегда рядом с ней - то на службе стоит, то свечные огарки убирает, то священные книги в уголке читает.

«Небось, Богу служить собирается?» - то и дело спрашивали докучливые соседки. Агафья улыбалась, а сама втайне боялась: Прохор уже не раз спрашивал про монашество. Дело, конечно, хорошее, но куда же она без сына? С другой стороны, если уж Бог позвал - с тропы не свернешь. А в том, что кто-то свыше зовет ее мальчика, мать не сомневалась. Сын сам рассказал, как к нему впервые пришла Богородица.

Он тогда сильно болел. Никакое лечение не помогало, и все, что оставалось, - это молиться. И когда страдания Прохора были особенно сильны, мальчику явилась Матерь Божия. «Надо потерпеть», - ласково сказала она. На следующий день мимо дома Мошниных шел крестный ход - несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Агафья взяла сыночка на руки и поднесла к образу. Болезнь с этого дня начала отступать.

Чудесное исцеление сына не выходили у матери из головы. И когда 17-летний Прохор в очередной раз попросил у нее благословения отправиться в монастырь, Агафья не стала противиться. Только дала ему в качестве оберега большой медный крест, который он не снимал всю жизнь.

Не раз потом люди присматривались к этому кресту и четкам, которые юноша всегда носил с собой. Именно такие атрибуты веры часто держали старообрядцы. Уж не относился ли и он к ним? Сам Прохор ни единого слова об этом не проронил...

Серафим Саровский - Благословленный спасителем

Куда податься, в какой монастырь пойти служить? В раздумьях юноша отправился в Киев, в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей подсказал ему: «Иди в Саровскую обитель. Там ты обретешь спасение, там и окончишь свои дни».

Приняли его радушно, но предупредили, что трудиться придется много и усердно. Работы Прохор не боялся. Он с радостью выполнял любое монастырское послушание. Оставалось время и на молитву. Молился юноша усердно, а чтобы ему не мешали, все чаще стал удаляться в лес.

Серафимом Прохор Мошнин стал в 32 года, когда его постригли в монахи. Новое имя пришлось по душе: оно означает «пламенный». Молитва его с тех пор стала еще продолжительнее и вдохновеннее.

Однажды, когда Серафим находился на службе в храме, ему явился Христос. Два часа после этого монах не мог подняться с колен, шепча в изумлении: «Он меня благословил...»

Людское окружение отныне тяготило Серафима, и вскоре он поселился в деревянном домике в лесу.

Бывало, идет монах или послушник из Саровской обители через лес и видит Серафима. Серьезный, даже грозный, бредет он с сумой за спиной, а в ней груда камней. Сверху лежит Евангелие. «Что же вы, батюшка, такой груз таскаете?» - обязательно спросит путник. А тот ему: «Томлю томящего меня».

Один раз прохожий увидел, как отшельник кормит с руки сухариками медведя. Удивился не на шутку, уже собрался разнести весть о монахе, приручившем хищного зверя, да Серафим остановил его: «Дождись моей смерти, после расскажешь».

А монах любил каждую божью тварь - и зверя, и человека. И обиды всем прощал. Рубил он однажды дрова в лесу и видит - идут трое путников. У одного топор за плечами. Подходят и говорят: «А ну, давай золото! Наверняка много у себя прячешь!» Серафим, не тая, ответил, что никаких богатств у него нет. Те не поверили и ударили монаха обухом по голове. Начали рыскать в его скромном жилище, да только ничего, кроме книг и свечей, не нашли. Испугались преступники, что человека ни за что жизни лишили, и поторопились убраться восвояси.

Не умер тогда Серафим, выжил. Никто не понимал, как с такими травмами в нем еще держалась жизнь. Лекари разводили руками, сам монах был в забытьи. В одну из таких полудрем вновь явилась ему Богородица. Посмотрела на лекарей и произнесла: «Что вы там трудитесь? Сей от рода моего». Конечно, слова ее никто не слышал, только больной вскоре пошел на поправку. Правда, спина после этого нападения у него так и осталась сгорбленной.

Преступников тех потом нашли. Привели к Серафиму, а он отказался их наказывать. Отпустил с Богом.

Прожив долгие годы отшельником, Серафим мечтал и старость встретить в одиночестве. Но этому не суждено было случиться. В очередной раз пришла к нему Богородица и велела принимать всех, кто будет приходить к нему за помощью.

Серафим вернулся в обитель и открыл дверь своей кельи. Люди хлынули целым потоком, а по окрестностям разнеслась весть о том, что в Саровской обители принимает святой старец. Каждого посетителя Серафим встречал с улыбкой и неизменными словами: «Радость моя!»

Были и особые гости. Например, Александру I старец в личной беседе предсказал будущее России. Согласно легенде, Серафим сообщил: «Появится царь, который меня прославит. А после будет великая смута на Руси, много крови прольется за то, что восстанут против этого царя, но Бог его возвеличит».

Можно верить этому или нет, но действительно, именно во время правления последнего царя Николая II Серафим Саровский был канонизирован. Царская семья в то время особо почитала старца. Императрица Александра Федоровна, например, молила святого о наследнике, и вскоре он появился. А ее супруг даже повесил лик саровского старца у себя в кабинете.

Спустя 70 лет после смерти Серафима Николаю II передали от него письмо. Оно было заклеено хлебным мякишем и подписано «Последнему царю». Император дрожащими руками вскрыл его, нетерпеливо пробежал глазами и... горько заплакал. Никто не мог остановить его слез. Не о скорой ли гибели своей семьи он прочел в послании старца?..

Незадолго до своей смерти Серафим Саровский основал женский монастырь в Дивеево и всячески помогал его послушницам. Страждущие все так же стремились к старцу, мечтали хотя бы дотронуться до его одежд, но им овладели уже другие мысли. Серафим знал, что скоро умрет - Богородица сообщила ему об этом, и с радостью ждал своего часа.

2 января 1833 года (14 -по новому стилю) старец, как всегда, скрылся за дверью своей кельи, накануне со всеми попрощавшись. Там его и нашли, почуяв запах дыма. Свеча упала, и загорелись священные книги старца. Сам он принял смерть, стоя на коленях перед иконами.

Серафима Саровского долго не хотели канонизировать - возможно, из-за слухов о его принадлежности к старообрядцам. Много лет понадобилось, чтобы, наконец, решение было принято. Тщательно рассматривалось каждое совершенное чудо, а всего в документах их было более 90. Признали лишь малую долю из них, но это не столь уж важно для его почитателей. К мощам саровского старца до сих пор толпами идут люди, которым подтверждения его чудес не требуется.

"Побеждай врага-диавола и противу его будь во всем мудра; Господь тебе во всем поможет!" - так обратился о. Серафим к сестре Евдокии Ефремовне (будущей матери Евпраксии, о которой уже упоминалось по поводу случая на мельнице) после явления Богоматери с ангелами и святыми в день Благовещения, 25-го марта 1831 года. Летопись сохранила рассказ этой монахини Евпраксии, которая, по воле старца, была вместе с ним свидетельницей небесного посещения. Вот ее рассказ (в сокращенном виде):

"Батюшка встретил меня и говорит: "Ах, радость моя, я тебя давно ожидал! Какая нам с тобою милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас!" - "Достойна ли я, батюшка, получать благодать, по грехам моим", - отвечаю я. Но батюшка приказал: "Повторяй, матушка, несколько раз кряду: "Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуиа!" Потом начал говорить: "И слышать-то никогда не случалось, какой праздник нас с тобою ожидает!" Я начала было плакать... Батюшка стал утешать меня, говоря: "Хотя и недостойна ты, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость! Давай молиться!" И, сняв с себя мантию, надел ее на меня и начал читать акафисты и каноны. Прочитав все это, говорит мне: "Не убойся, не устрашись, благодать Божия к нам является! Держись за меня крепко!" И вдруг сделался шум, подобно ветру, явился блистающий свет, послышалось пение. Я не могла все это видеть без трепета и поникла замертво на землю. Батюшка упал на колени и, воздев руки к небу, воззвал: "О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычице Богородица!" В келью вошла Царица Небесная, окруженная ангелами, святыми и 12-тью девами. Взяв меня за правую руку, Божия Матерь сказала: "Не убойся, встань, девица, мы пришли посетить вас". Батюшка Серафим стоял уже на ногах перед Царицей Небесною, и Она говорила столь милостиво с ним, как бы с родным человеком. Мне же сказала, чтобы я подошла к святым и девам и спросила их, кто они. Девы все говорили: "Не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание и за поношение; и ты пострадаешь! Прежние мученицы страдали явно, а нынешние - тайно, сердечными скорбями, и мзда им будет такая же".

Пресвятая Богородица много говорила батюшке, но всего не могла я расслышать, а вот что слышала хорошо: "Не оставь дев моих Дивеевских!" Отец Серафим отвечал: "О, Владычица! Я собираю их, но сам собою не могу их управить!" На это Царица Небесная ответила: "Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу! Возложи на них послушание, если потеряют мудрость, то лишатся участи сих блаженных дев Моих; ни места, ни венца такого не будет. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом!" Видение кончилось тем, что Царица Небесная сказала отцу Серафиму: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами!" и благословила его. Простились с ним и все святые. Мне сказано было: "Это видение тебе дано ради молитв о. Серафима, Марка, Назария и Пахомия". Батюшка, обращаясь после этого ко мне, сказал: "Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих. Мне, таким образом, уже двенадцатый раз было явление от Бога, и тебя Господь сподобил; вот какой радости достигла! Есть нам, почему веру и надежду иметь ко Господу. Побеждай врага-диавола и противу его будь во всем мудра; Господь тебе во всем поможет!"

1832 год был последним годом жизни отца Серафима на земле. Старцу стало тяжело принимать множество посетителей, трудно ходить в свою лесную пустынь, хотя иногда он еще копал там грядки. Несмотря на слабость, до последних дней святой подвижник не оставлял своих суровых привычек; так, например, до службы в церкви он просто садился на пол. Некоторым посетителям он неоднократно говорил: "я силами ослабеваю" или "мы с тобою больше не увидимся", но никто не хотел понять намеков на его уже близкий конец... К этому времени как-то умножились неприятности и огорчения из-за сомнений ближних или даже ложных показаний на старца со стороны некоторых внешних лиц. "Все сии обстоятельства, - сказал о. Серафим, - означают то, что я скоро не буду жить здесь, что близок конец моей жизни".

Дары исцеления и прозорливости не покидали старца, особенно жива и вдохновенна была его беседа, да и сам он, испытывая особый прилив благодатных сил, говорил: "Духом я как бы сейчас родился, а телом ко всему мертв". Посетители свидетельствуют, что лицо старца не раз преображалось, когда он им говорил о блаженстве жизни вечной: "Какая радость, какой восторг, - восклицал он, - объемлют душу праведника, когда, по разлучении с телом, ее встречают ангелы и представляют пред Лице Божие!" В последних беседах своих особенно настаивал старец, на хранении мира, того мира духовного, к которому относится нетленное, бессмертное речение преподобного: Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся!

Летопись упоминает, что в этом же 1832 году старца посетил пустынник Тимон, бывший его послушником; пришел он пешком, издалека, после двадцатилетней разлуки, навестить своего любимого духовного отца. Отец Серафим не сразу его принял, но испытал его терпение, пропуская всех посетителей перед ним, вне очереди, так что Тимон ждал желанной встречи весь день. Зато всю ночь о. Серафим посвятил ему одному, услаждая его сердечной беседой и всяческими советами для успешного устройства нового монастыря.

Тут следует упомянуть, хотя и очень кратко, что преподобный Серафим содействовал основанию нескольких монастырей, из которых можно назвать Ардатовский Покровский, Спасо-Зеленогорский и Знаменскую Курихинскую общину.

Забота о будущем Дивеевской Мельничной общины не покидала основателя ее: все сестры обители ведь были рождены к духовной жизни самим старцем, и сила благодати, определяющая их судьбу, присуща была исключительно его прозорливому руководству; хотя в среде его сотрудников и были люди святой жизни, как о. Василий Садовский или Михаил Мантуров, но не могли они ответить на все нужды духовные и житейские, как то мог постоянно делать сам о. Серафим, потому и сказал он сестрам: "После меня никто вам не заменит меня, - да прибавил: - Человека-то, матушки, днем с огнем не найдешь! Оставляю вас Господу и Его Пречистой Матери".

Кончина святого старца приближалась. Перед новым 1833 годом, как то заметил сосед его о. Павел, старец три раза ходил к правой стороне Успенского Саровского храма, где в 1825 году, выйдя из затвора, он положил большой камень. Стоя у места своей могилы, он долго в раздумье смотрел на, землю, покрытую снегом.

Никто из насельников Саровской пустыни не подозревал, что настал последний день земной жизни дивного старца: то было воскресенье 1-е января 1833 года. По своему обыкновению о. Серафим пришел на раннюю литургию в больничную церковь, поставил свечи и приложился к иконам, чего раньше не делал. Благословляя и обнимая братии, он говорил: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте? Нынешний день нам венцы готовятся. " Но никто не понял пророческих слов; старец был бодр, спокоен, радостен, хотя телесно очень слаб.

В этот последний день о. Серафим принял еще некоторых лиц, дал хозяйственные распоряжения; так, он вручил одной Дивеевской сестре 200 рублей на покупку насущного хлеба, ибо запасов у сестер больше не было.

В тот же день вечером о. Павел слышал, как старец пел пасхальные песнопения: Воскресение Христово видевше...

Светися, светися, новый Иерусалиме...

О, Пасха велия и священнейшая, Христе...

Наступила ночь. Все было тихо. Выйдя из своей кельи рано утром, о. Павел заметил, что близ кельи о. Серафима пахнет дымом. Он постучал в дверь, но ответа не было; тогда о. Павел обратился к идущим на раннюю литургию монахам. Молодой послушник Аникита, сообразив, что дверь закрыта изнутри, сразу сильным толчком открыл ее. Дым так и заклубился в морозной ночи. Вошли. Около двери на скамье тлели холщовые вещи да книги, в келье было совсем темно. Стали бросать снег и быстро потушили начинавшийся пожар. Столпившиеся братья, услышала, что о. Павел в темноте нащупал тело старца, принесли свечи, и взору их предстал усопший на коленях молитвенник с руками, скрещенными на груди, поверх медного распятия, с лицом, как бы еще погруженным в озаряющую его молитву.

Весть о кончине о. Серафима быстро разнеслась повсюду. Вспомнили тогда, что старец говорил о пожаре, который возвестит о его смерти. Тело старца, облаченное по чину, было положено в тот самый выдолбленный в колоде гроб, который издавна стоял в его сенях, и поставлено в Саровском соборе, где оно оставалось открытым в течение восьми дней. Толпы народа стекались со всех сторон. Прикладывались с любовью к останкам незаменимого благодетеля. В день погребения, за литургией, так много было народа, что свечи около гроба тухли. Погребение святого совершил игумен Нифонт; надгробного слова не было, да и кто мог достойнее почтить память о. Серафима, чем толпы благодарных посетителей?

Умер святой Серафим в одиночестве своей кельи - как жил - пустынножителем. Собеседник Божией Матери незаметно для окружающих удалился в селения вечные. Давнишнему другу его, епископу Воронежскому Антонию, первому дано было знать о кончине святого, о чем он в тот же день поведал Н.Мотовилову, находившемуся в ту пору в том же Воронеже. Откровение о кончине старца, также в тот же день, было дано иеромонаху Глинской обители близ Курска; он увидел чудесный свет на небе и сказал: "Это душа Серафима возносится!" А ближние насельники Саровские еще ничего не знали...

Дивеевским сестрам отец Серафим незадолго перед смертью оставил утешительное обещание, говоря: Когда меня не станет, вы ко мне на гробик-то ходите! Как вам время, вы и идите; чем чаще, тем лучше! Все, что есть на душе, что бы ни случилось с вами, о чем бы ни скорбели, придите ко мне, да все, все с собой-то принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому, все и расскажите, и услышу я вас, вся скорбь ваша отлетит и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть, буду и во веки!

Похоронен он был в Успенском соборе недалеко от алтаря. Неисчислимы чудеса и исцеления на могиле старца.