Средств в бюджет а расходы. Расходы бюджетов

Расходы бюджета выражаются в денежном эквиваленте и распределяются в точном соответствии с утвержденными статьями. Правительство Российской Федерации распределяет централизованный финансовых ресурсов строго по назначению:

По территориальному;
по отраслевому;
по целевому.

Государство, денежными средствами из бюджета, финансирует различные социальные проекты, промышленность, сельское хозяйство, медицину, оборону и другие отрасли народного хозяйствования. Из бюджета также выделяются средства на оплату общегосударственных нужд и т. д.

Из федерального бюджета осуществляется финансирование расходов, предназначенных:

Для обеспечения деятельности институтов высшей государственной власти в Российской Федерации (Президента, Счетной палаты, Федерального собрания, ЦИК и т. д.);
для поддержания функционирования судебной системы РФ;
для ликвидаций стихийных бедствий и последствий чрезвычайных ситуаций;
для обеспечения государственной безопасности;
для поддержки транспортной отрасли и энергетического сектора (в том числе оказывается финансовая поддержка атомной энергетике);
для проведения исследований космического пространства;
для финансирования научных и технических разработок;
для геологических изысканий, целью которых является разработка новых земных недр и пополнения драгоценными камнями и металлами государственных запасов и т. д.


Расходы государственного бюджета имеют определенные характеристики, и отличаются между собой следующим образом:

1. По качественным показателям (по этим расходам можно получить представление об их экономической составляющей).
2. По количественным показателям (эти расходы позволяют определить уровень финансирования бюджета и, соответственно, размер государственных издержек).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Расходы бюджетов

2. Классификация расходов бюджетов

3. Общие положения о расходах бюджета

Список использованной литературы

1. Расходы бюджетов

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ь ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

ь средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

ь трансфертов населению, включающих в себя:

ь ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ь ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ь ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

ь бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

ь субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

ь инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

ь бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

ь кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

ь кредитов иностранным государствам;

ь средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

ь оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

ь перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

ь трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

ь командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ь оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

ь оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:

ь из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

ь из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

ь из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

2. Классификация расходов бюджетов

1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

Функционирование Президента Российской Федерации;

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

Судебная система;

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

Обеспечение проведения выборов и референдумов;

Международные отношения и международное сотрудничество;

Государственный материальный резерв;

Фундаментальные исследования;

Обслуживание государственного и муниципального долга;

Резервные фонды;

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

Другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

Мобилизационная и вневойсковая подготовка;

Мобилизационная подготовка экономики;

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

Ядерно-оружейный комплекс;

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

Прикладные научные исследования в области национальной обороны;

Другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

Органы прокуратуры;

Органы внутренних дел;

Внутренние войска;

Органы юстиции;

Система исполнения наказаний;

Органы безопасности;

Органы пограничной службы;

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

Обеспечение пожарной безопасности;

Миграционная политика;

Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:

Общеэкономические вопросы;

Топливно-энергетический комплекс;

Исследование и использование космического пространства;

Воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Водное хозяйство;

Лесное хозяйство;

Транспорт;

Дорожное хозяйство;

Связь и информатика;

Прикладные научные исследования в области национальной экономики;

Другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

Жилищное хозяйство;

Коммунальное хозяйство;

Благоустройство;

Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды:

Экологический контроль;

Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

Другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование:

Дошкольное образование;

Общее образование;

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

Высшее и послевузовское профессиональное образование;

Молодежная политика и оздоровление детей;

Прикладные научные исследования в области образования;

Другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

Культура;

Кинематография;

Телевидение и радиовещание;

Периодическая печать и издательства;

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

Стационарная медицинская помощь;

Амбулаторная помощь;

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

Скорая медицинская помощь;

Санаторно-оздоровительная помощь;

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

Санитарно-эпидемиологическое благополучие;

Физическая культура и спорт;

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

10) социальная политика:

Пенсионное обеспечение;

Социальное обслуживание населения;

Охрана семьи и детства;

Прикладные научные исследования в области социальной политики;

Другие вопросы в области социальной политики;

11) межбюджетные трансферты:

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Иные межбюджетные трансферты;

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

4. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.

3. Общие положения о расходах бюджетов

Формирование расходов бюджетов

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов Бюджетные ассигнования

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

Социальное обеспечение населения;

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

Предоставление межбюджетных трансфертов;

Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

Обслуживание государственного (муниципального) долга;

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

Предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

Закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

Оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

Осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

Разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

Закупки товаров в государственный материальный резерв.

Государственное (муниципальное) задание

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

Выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

Показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

Порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

Требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

Порядок оказания соответствующих услуг;

Предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

2. Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

3. Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

Оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

Оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

Возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3.

3. В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку)

Реестры закупок

1. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цена и дата закупки.

Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий

1. В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

2. Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.

Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями

1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

2. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании.

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация до 1 декабря 2007 года утверждают порядки, указанные в статье 79 в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008, 2009 и 2010 годы.

Список использованной литературы

1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2008)

2.Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006

2. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.

3. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

5. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www.minfin.ru/ http: // www. minfin. ru

Подобные документы

    Состав и структура расходов федерального бюджета. Основные направления расходования бюджетных средств. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Классификации расходов бюджета. Капитальные расходы бюджетов. Текущие и капитальные расходы бюджета.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2008

    Направления расходования средств местных бюджетов. Группы расходов бюджетов муниципальных образований. Роль бюджетных расходов в экономической жизни общества, их классификация по определенным признакам. Принцип разграничения расходов между бюджетами.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Расходы бюджетов. Теоретические организационно-правовые основы расходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов и бюджетные полномочия по расходам. Основные направление реформирование системы финансирования здравоохранения. Реформа оплаты труда.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2008

    Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав. Особенности расходов бюджетов как экономической категории. Классификации расходов, применяемые в теории и практике бюджетных отношений. Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2014

    Сущность бюджетных расходов. Анализ расходов бюджетов субъектов РФ на примере Оренбургской области. Динамика бюджетных расходов, оценка их эффективности и совершенствование расходной части. Оптимизация расходов и приоритетные направления расходования.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    Классификация расходов бюджета. Анализ особенностей формирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Трансферты населению, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, субвенции и субсидии. Изменения в классификации расходов бюджетов в 2012 году.

    реферат , добавлен 13.12.2013

    Функциональная структура бюджетных расходов, их экономическая группировка. Расходные обязательства Российской Федерации. Формирование резервных фондов. Основные приоритеты бюджетных расходов, принципы их распределения на современном этапе в России.

    реферат , добавлен 22.11.2012

    Формирование и финансирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ Разделы, подразделы их классификации. Состав капитальных и текущих расходов. Средства резервных фондов. Динамика и направления затрат федерального бюджета. Движение бюджетных назначений.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Анализ состава расходов регионального бюджета на примере Челябинской области. Основные проблемы современного развития расходов бюджетов субъектов РФ. Предложения по совершенствованию эффективности развития расходов бюджетов на региональном уровне.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2017

    Изучение расходов на здравоохранение, которые являются составной частью расходов на социальную сферу. Обобщение источников финансирования расходов на здравоохранение: их характеристика. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы бюджета должны соответствовать и отвечать потребностям экономики государства. Расходы бюджета проявляются через конкретные виды расходов на необходимые нужды, при этом такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная - их величину.

Расходы делятся на следующие блоки (Рисунок 8):

Рисунок 8. - Типы расходов государства

Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • · ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • · средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • · трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
  • · ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • · ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • · бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • · субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • · инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • · бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
  • · кредиты иностранным государствам;
  • · средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Виды расходов бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Виды расходов бюджета

1. По экономическому признаку

Субвенция

Субсидия

Бюджетный кредит

2. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства

Текущие расходы

Капитальные расходы

3. По предметному признаку

Расходы на национальную безопасность

Расходы на научные исследования

Расходы на осуществление внешней политики

Финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.);

создание резервных фондов;

Расходы на государственное управление

Расходы по обслуживанию государственного долга

4. По территориальному признаку

Расходы федерального бюджета

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы местных бюджетов

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансирования их текущих потребностей.

Капитальные расходы - это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Расходы федерального бюджета по распределению средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы федерального бюджета классифицируются по экономической роли и по функциональному назначению (рисунок 9).


Рисунок 9. - Классификация расходов бюджета

Расходы федерального бюджета по экономической роли в процессе воспроизводства представляют собой затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы (текущие и капитальные расходы).

По функциональному назначению расходы федерального бюджета представляют собой затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

Бюджет субъекта РФ - это консолидированный бюджет, который включает собственно региональный бюджет, а также окружной (так называемые местные бюджеты).

Расходы бюджетов субъектов РФ - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Состав расходов такого бюджета отличается от федерального бюджета тем, что в нем нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов. В остальном расходы бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями расходов федерального бюджета и финансируются как за счет собственных источников дохода, так и за счет федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и т.д.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области представлен на рисунке 10.

Бюджеты субъектов РФ обсуждается и утверждается законодательным органом субъектов РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают права на использование бюджетных средств.


Рисунок 10. - Консолидированный бюджет субъекта РФ

Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов (Рисунок 11):

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Итак, расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Данные денежные средства используются в целях повышения уровня жизни в стране, обеспечения развития всех отраслей экономики.

Рисунок 11. - Расходы, финансируемые из местных бюджетов

Расходы бюджета (budget overheads /expenses) — экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Включаются затраты на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), оборону страны, содержание органов управления и правоохранительных органов, расходы по государственному внутреннему долгу, затраты на оказание финансовой поддержки территориям и др.

Расходы бюджета —

  1. по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с распределением и использованием бюджетных фондов всех уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению; проявляются эти отношения через конкретные виды расходов;
  2. по материально-вещественному воплощению – , выделяемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций государства и местного самоуправления.

Первая из дефиниций позволяет дать качественную характеристику расходов бюджета, раскрыть экономическую роль и общественное назначение каждого вида расходов; вторая – показать их величину.

Существует многообразие видов расходов бюджета, зависящих от ряда факторов:

  • природы и функций государства;
  • уровня социально-экономического развития страны;
  • связей бюджета с хозяйством;
  • задач, решаемых на каждом историческом отрезке времени;
  • форм предоставления бюджетных средств и т.д.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджета на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджета.

Капитальные расходы бюджета представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно государства, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия формирования которого определяются законом.

Текущие расходы бюджета — это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  2. населению, включающих ассигнования: на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующим законодательством, правовыми актами представительных органов местного самоуправления; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основным методом получения доходов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, безвозмездно взимаемые государством (федеральными и региональными органами власти), а также органами местного самоуправления с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и государственные внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области) собственными источниками финансирования своих расходов. Субъектам РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения.

Местные налоги являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

В проведении своей финансовой политики государство практически никогда не связывает направления расходования средств с конкретными налогами. Денежные средства на отдельные государственные нужды аккумулируются с помощью налогов одновременно с денежными средствами на выполнение всех других функций государства посредством государственных финансов.

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

По экономическому содержанию бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные и представляют собой общую стоимость всех товаров и услуг, приобретаемых федеральным правительством, правительствами субъектов Федерации, местными органами власти.

Текущие бюджетные расходы обеспечивают покрытие текущих потребностей органов государственной власти и местного самоуправления. К ним, в частности, относятся расходы на выплату жалованья государственным и муниципальным служащим, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.п. В своей совокупности текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.

Капитальные бюджетные расходы связаны с вложением средств в инновационную и инвестиционную деятельности, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Капитальные расходы включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам. В составе бюджета капитальные расходы выделяются отдельным блоком, а их совокупность образует бюджет развития.

С финансовой точки зрения бюджетные расходы – это часть финансовых отношений, возникающих в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Бюджетные расходы строятся на следующих основных принципах: целевое направление средств; безвозвратность расходования средств; бесплатность; соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что бюджетные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходов, предусмотренными в финансовых планах.

Безвозвратность расходования средств означает, что бюджетные средства, выделенные на финансирование экономики, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Но этот принцип не означает безразличия к конечному использованию финансовых ресурсов, результатам, полученным от их использования.

Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государственным органам власти и местного самоуправления каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.

На практике увязка «безвозвратность расходования бюджетных средств – конечный результат» и «бесплатность – конечный результат» до сих пор остаются недостаточно отработанными. С одной стороны, это приводит к бесхозяйственности, иждивенчеству у получателей бюджетных средств, неполному учету результатов от их вложения. С другой стороны, результаты от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений (внебюджетной деятельности) практически в полном объеме подлежат зачислению в бюджет. Тем самым снижается стимул у работников бюджетных учреждений к наиболее эффективному использованию в рыночных условиях имеющихся ресурсов бюджетных учреждений.

Недостатки двух вышеперечисленных принципов призваны компенсироваться требованиями к соблюдению режима экономии и усилением контроля за использованием средств.

Соблюдение режима экономии. Этот принцип может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Однако он не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Формы расходов бюджета. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов: местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней базируется на единой методологической основе, в качестве которой выступает бюджетная классификация – методологический документ, имеющий правовую силу, на основе которого составляются бюджеты всех уровней. До 1996 г. бюджетная классификация была подзаконным актом и утверждалась приказами Минфина. Необходимость разработки новой бюджетной классификации обусловлена следующими основными факторами:

- в бюджетной сфере появились новые виды доходов и расходов, которые не были отражены в прежней бюджетной классификации;

- возникла необходимость детализации и корректировки ранее существовавших расходов, их более тесной увязки с новыми рыночными условиями хозяйствования;

- появилась необходимость провести унификацию отдельных бюджетных расходов в соответствии с общими принципами построения федерального бюджета;

- потребовалось обеспечить достаточную степень открытости некоторых расходов для осуществления гражданского контроля (за военными расходами, за финансированием дефицита бюджета, погашением долга как внутреннего, так и внешнего).

Новая бюджетная классификация первоначально была утверждена приказом Минфина РФ и введена в действие с 1 января 1995 г., но, учитывая то, что во всех странах бюджетная классификация принимается в законодательном порядке, на основе этого приказа в 1996 г. был принят Закон «О бюджетной классификации РФ». Состав бюджетной классификации приведен на рис. 3 .1.

Рис. 3 .1. Состав бюджетной классификации

Доходы бюджетов классифицируются по пяти группам: налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Функциональная классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация имеет четыре уровня: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. Так, разделами функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются: государственное управление; судебная власть, международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности и др. (всего 31 раздел).

Экономическая классификация представляет собой группировку расходов по их экономическому содержанию. Они подразделяются на группы расходов, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов. По экономическому содержанию расходы делятся на две группы – текущие расходы и капитальные расходы.

Ведомственная классификация отражает адресное выделение бюджетных средств по главным распорядителям.

Между всеми тремя классификациями расходов обеспечивается взаимосвязь. В итоге экономические статьи «набираются» путем суммирования соответствующих расходов по всем целевым статьям и видам расходов всех федеральных министерств, ведомств. Пример взаимосвязи функциональной, ведомственной и экономической классификаций расходов представлен на рис. 3.2.



Рис. 3 .2. Взаимосвязь функциональной, ведомственной

и экономической классификаций расходов

Значение бюджетной классификации состоит в том, что она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. На ее основе организуется синтетический и аналитический учет доходов и расходов в финансовых органах и органах федерального казначейства, в бюджетных учреждениях, в процессе учета кассового исполнения бюджета в банках, а также при осуществлении финансового контроля при определении целевого характера использования бюджетных средств.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.