Главная мысль рассказа ионыч. «Анализ рассказа «Ионыч

Урок 5. Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение обучающегося, элементы лингвостилистического анализа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о духовной деградации человека? Он обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «По делам службы», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критик времен Чехова заметила изменения в его авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, - писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 г. - виден субъективист автор, болезненно тонко чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы ж высказаться... Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта».

Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

II . Сообщение «История создания рассказа «Ионыч»

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица (подставного рассказчика). «Филимоновы - талантливая семья, - читаем в «Записной книжке» Чехова, - так говорят во всем городе... Он чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы. острит («Здравствуйте, пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже»; «Мальчик в передней: «Умри, несчастная!». В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через три года я пошел в третий раз, мальчик был уже с усами опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» Опять та же имитация: «Умри, несчастная!» И когда я уходил от Филимоновых, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции (повествование не от лица автора, а от лица очевидца - «я») подчеркивалась еще подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого и, тем самым, как бы стерев грань между очевидцем и автором, Чехов сохранил, однако, в «Ионыче» особенности построения предыдущих рассказов: сюжетным стержнем его также является история одного человека (Старцева), его судьба, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Вместо «побочных эпизодов» и зарисовок лиц в «обрамлении» первых трех рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), здесь даны замечания об обывателях и изображена семья Туркиных в перекрестном восприятии ее обывателями, героем Старцевым и рассказчиком-автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

III. Лингвостилистический анализ текста:

Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

Какова композиция рассказа?

(Композиция произведения на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С. (семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Эти микротемы раскрываются по-чеховски - повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.)

Слово преподавателя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т. к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения.

Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывают вслух первый абзац рассказа).

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намек (подтекст). Так и первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение не случайно. Оно сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чем свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений).

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

Каковы взгляды, характер этого человека?

Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше.

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

(Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам решал же их, и все время говорил на свое необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…».)

Какой вывод можно сделать поэтому эпизоду?

(Чехов дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Вывод:

Мы видим через основные художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье - люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но... на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но... все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы.

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

Что же изменилось за этот год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Ее образ воспринимается читателем с двух точек зрения - Старцева и самого автора.)

Может быть, Котик - редкое исключение из читателей города С., и чтение свидетельствует о ее духовности?

(В качестве примера можно привести эпизод одного из разговоров молодых влюбленных: «- Что вы читали на этой неделе? - спросил он теперь. - Говорите, прошу вас. - Я читала Писемского... и т. д.»)

Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно - смешное, с ее точки зрения отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же! ...».)

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости: «Так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти...

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце...» и т. д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественный деталей.

Анализ 4 главы.

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».

Какие изменения произошли в семье Туркиных?

(Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Котика уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое - несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома».

Иван Петрович, Пава не изменили своему «репертуару». И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!)

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

(Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.)

Слово преподавателя.

Итак, отрезав последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором «За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

I V . Поисковое задание

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение.

Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

(Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям, жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева. В результате сжатости композиции образуется между этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет читателю для заполнения в процессе сотворчества.)

Вывод преподавателя: итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем свои существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

V . Закрепление

Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью, каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.

Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности?

Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?

Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

VI. Домашнее задание

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».

3. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии. (Задания 2, 3 обучающимся предлагаются на выбор).

4. Выпишите с примерами художественные приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) повтор слов и выражений;

г) эмоционально окрашенные слова и выражения;

д) сочетание грустного лиризма и сатиры.


"Ионыч" - рассказ Антона Павловича Чехова, написанный примерно в 1897-1898 годах. В нем повествуется о земском враче по имени Дмитрий Старцев, который, знакомится в "скучном и однообразном губернском городе С." с семьей Туркиных, которые считались в тех краях самыми талантливыми и образованными людьми. Он влюбляется в Екатерину Туркину, которую все называют нежно "Котик", и делает ей предложение.

Однако девушка отказывает ему из желания поехать учиться в консерваторию. Спустя несколько лет, когда Екатерина возвращается и встречает Старцева снова, тот радуется тому, что все-таки не женился на ней. Да и оставшиеся члены семьи его больше не восхищают, наоборот, вчерашние талантливые люди теперь кажутся Старцеву глупыми и скучными. "Каков же должен быть город, - думает он, - если самые талантливые люди в нем так бездарны?".

В качестве темы рассказа выступает душевная деградация человека, увядание в нем способности восхищаться. Главный герой окончательно растворяется в окружающей его среде, превращаясь в полного, скучного и скупого "Ионыча".

А ведь в начале рассказа Дмитрий так легко влюблялся и восхищался окружающими его людьми.

Композия рассказа представляет особый интерес. По мере повествования упрощается язык, сокращается количество описаний и диалогов. Это сопоставимо с мировосприятием главного героя: с течением времени он становится все более прозаичным и сухим, в его жизни все меньше ярких, удивительных, красивых элементов. Еще одной занимательной особенностью композиции данного произведения является время в нем. В первых четырех частях повествование ведется в прошедшем времени, тогда как в пятой автор переходит на настоящее. Это иллюстрирует темп жизни главного героя. Дмитрий Старцев, влюбленный и вдохновленный, был когда-то раньше, в далеком прошлом; а его бренное и скудное существование, которое он ведет в пятой части, это настоящее, исход его жизни, логическое завершение его морального облика. Чехов демонстрирует читателю деградацию личности, и разложение, которое он описывает в конце рассказа - это логическая точка для жизни отдельно взятого человека.

Ситуация, описанная Антоном Павловичем Чеховым, ужасает и пугает. Она показывает весь ужас и все уродство душевной деградации человека, который променял желание увидеть и найти в мире что-то прекрасное на хорошую недвижимость и большой кошелек.

Обновлено: 2017-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).

В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С .

«Среда заела», — любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Так же сложилась судьба и еще одного героя — молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя. Что же произошло с ним, и как одолела его среда?

Проблематика

В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошло изменение Ионыча. Он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает . Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Идея

Новым здесь является тонкий психологический анализ . Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило . Скука превращает Ионыча в банального обывателя: « Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.

Жанр . Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание. В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) — «нечто романообразное» (I, 215).

Герой

Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек . При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном — «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).

Контекст. Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40).Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, —поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова). Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость».

Деградация Ионыча
Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

Четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева , четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Этапы жизни, возраст героя

События в жизни Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среды. Город С. Внешний план

Внутренний план

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась»
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу . Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.

Проблема нравственной деградации личности остро встает в рассказе “Ионыч” (1898). Чехов в присущей ему манере художественного укрупнения и убедительной детализации пытается отыскать причины духовных перерождений личности. Значимость проблемы возрастает, если обнаружить общее в образах “Ионыча” и “Евгения Онегина”. В образе Владимира Ленского Пушкиным очерчен возможный путь от романтика до обывателя, довольствующегося домашним бытом.
Подобно Пушкину, Чехов включает в повествование мотив времени. Оно помогает увидеть, как быстро и неузнаваемо меняется герой, превращаясь из Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча – “поляка надутого”, подобного языческому богу. Контраст, сравнение, гипербола укрупняют ужасное перерождение полного благих намерений, умного, мыслящего человека, прекрасного врача в человека, главным мотивом жизни которого стала “нажива”. Как и почему это произошло?
Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев по-настоящему увлечен делом, способен жить “в труде и одиночестве”, помогая больным, служа “благородной цели жизни”. Он уверен, что “постоянно надо трудиться, нельзя жить без труда”. С первых абзацев повествования параллельно следуют мотивы стремления к неординарному, возвышенному и скуки, однообразия провинциальной жизни, которая отталкивает Дмитрия Ионыча; как мыслящий человек, он убежден, что разговаривать с обывателями не о чем. Да и отношения с Туркиными приводят к разочарованию: “…если одни из самых талантливых жителей во всем городе настолько бездарны, то какой тогда город”.
Писатель утверждает, что к духовной Деградации Дмитрия Старцева привело не только влияние среды. Чехов, проницательно вглядываясь в личность, даже на пространстве рассказа раскрывает множество внутренних, зависящих от самого Ионыча причин духовного оскудения. Первые симптомы духовного разрушения он ощущает через телесные недостатки. Мысль “Ох, не надо бы полнеть!” звучит как понимание того, что безобразное в физиологии сигнализирует об опасности духовной.
Старцев, наблюдая за собой, подмечая собственные недостатки, как образованный человек предвидит их последствия. Действительно, низменные азартные страсти – игра в вист, стяжательство – постепенно вытеснят высокую жизненную цель, породив бездушие и черствость в профессиональной деятельности. Недавнее юношеское стремление быть выше обывателей вытесняется страстью к покупке домов. Ионыч еще молод, но время уже ощущает, как старик, который боится всего нового. Ему уже уютно в “футлярном” пространстве, которым он закрылся от многообразия жизни.
Огромная дистанция, образовавшаяся между Дмитрием Старцевым и Ионычем, объясняется расстоянием, которое отделяет идеальное от нормы. Середину, норму трудно найти и выдержать. Размышление над тем, почему от высших помыслов человек нисходит до безобразного, приводит к сравнению Ионыча с Туркиными. Ведь в духовном опустошении он превзошел их. Значит, есть нечто, что удерживает Туркиных на плаву жизни, не позволяет опуститься ниже нормы.
Сюжет заканчивается многозначительным эпизодом. При каждом наступление осени жена вместе с дочерью уезжает в Крым. “Провожавший их на перроне, Иван Петрович, когда поезд трогается, вытирает наступившие слезы…” Не подсказка ли это автора, видящего в семье, сердечной привязанности людей основу для нормального существования?

(No Ratings Yet)

  1. Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцева, лаконично излагая которую, Чехов демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой реакции. На первом этапе Старцев...
  2. КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” – ВЕЧНАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества в том, что оно понятно...
  3. План 1. Окружение доктора Старцева. 2. Деградация персонажа. 3. В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие...
  4. ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие...
  5. Одна из главных тем творчества Чехова.- разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного...
  6. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  7. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих В творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его...
  8. ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной...
  9. А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: “Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования”. Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов...
  10. Рассказ “Ионыч” – еще один пример “футлярной жизни”. Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, “не имея свободного часу”. Его душа...
  11. Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символической самую обычную...
  12. А. П. ЧЕХОВ ИОНЫЧ Семья Туркиных живет в губернском городе С. Местные жители очень уважают талантливую и образованную семью. Иван Петрович Туркин – глава семьи, очень веселый и добрый человек....
  13. В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей...
  14. Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их...
  15. План 1. Тема жизни “среднего” обывателя в прозе А. П. Чехова. 2. Мещанство и пошлость в рассказе “Ионыч”. 3. В чем причина победы среды над человеком? Тема жизни “среднего”, типичного...
  16. Личность Чехова и его произведения План I. Творец и его детище. II. Анализ творчества Чехова. III. Автор – главный герой своего произведения. Творец часто изображается в своем творении и часто...
  17. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОМЕРТВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, показывает Чехов в рассказе “Ионыч”. Молодой гость семьи Туркиных доктор Дмитрий Ионыч...
  18. Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли “интеллигентным выходцем из народа”. Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем “течет мужицкая...
  19. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды,...
  20. Свое сочинение я назвал словами поэта Н. Некрасова. Мне кажется, что они точно выражают то, что я хочу сказать по поводу рассказов А. Чехова. Максим Горький боролся в своих произведениях...
  21. Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство...
  22. Русская литература 2-й половины XIX века Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова А. П. Чехов вошел в историю русской литературы как писатель, во многом противоречащий созданной до него...
  23. Рассказ Чехова “Толстый и тонкий” начинается с описания встречи двух друзей на железнодорожном вокзале. Свое внимание автор уделяет комплексности мужчин, одного который находился на вокзале, он называет “толстым”, а другого...
  24. РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни...
  25. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения...
  26. А. П. ЧЕХОВ. “ИОНЫЧ”, “ВИШНЕВЫЙ САД” Вспомним ранний рассказ-“малютку” “Толстый и тонкий” (1883 г.). Как будто простая зарисовка общественных нравов. Приятные воспоминания бывших соучеников прерваны в момент, когда они узнают...
  27. Одно из лучших произведений А. Пушкина “Евгений Онегин” не оставляет равнодушным никого и наводит нас на размышления о многом. Этот роман разрушает стереотипы в свое время. Автор разрешает персонажам жить...
  28. Какую функцию в изображении эволюции чеховского героя Ионыча выполняют художественные детали? Формируя развернутое рассуждение, вспомните, что художественная деталь как выразительная подробность, характерная черта какого-то Предмета, части быта, пейзажа или интерьера...
  29. Повесть “Скотный двор” была написана в 1943 г., а увидела свет в 1945 году. Произведение Джорджа Оруэлла отказались печатать в Англии и Америке (в нем четко прослеживалась сатира на сталинизм)....
  30. Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание. Сам Чехов признавался: “Умею о длинном говорить коротко”. Чехов...
Анализ произведения Чехова “Ионыч”

В рассказе Чехова «Ионыч», со свойственным ему мастерством и талантливыми характеристиками героев рассказа, передана нелицеприятная правда о поколении того времени. Особо остро автор подчеркивает вопрос о влиянии общества на отдельно взятую личность. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальные темы и идеи произведения, претерпели значительные изменения, прежде, чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.

Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что история создания рассказа постепенно изменялась. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель дает оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности самого героя.

После выхода в свет этого произведения, критика со стороны литературоведов была неоднозначной, отзывы были как положительные, отдавшие дань гению Чехова, так и отрицательные, увидевшие недостаточную открытость в характеристике героев. Одним из критиков была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под его влиянием.

Тема

Проводя в «Ионыче» анализ произведения, необходимо раскрыть суть названия рассказа. Описание начинается с семьи Туркиных, создавая впечатление, что речь пойдет об этом семействе. Позже приходит понимание того, что главный герой – Ионыч. На протяжении повествования, идет деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек в городе, хороший врач, постепенно погряз в мещанстве, и превратился в обыкновенного обывателя. Это дает право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставя его в один ряд с серыми и безликими личностями горожан.

Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика стала приносить ему стабильный и крупный доход. Все свои средства, доктор Старцев стал вкладывать в недвижимость, покупать себе вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Докторская деградация стала происходить не только в его внутренних изменениях убеждений, но и во внешних проявлениях.

Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме как жажды обогащения. Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет. Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.

Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.

Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

Композиция

Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей . В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.

В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.

В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.

Главные герои

Жанр

Конечно, «Ионыч» является рассказом, но описание всей жизни героя, его постепенное духовное разложение, фактически, приближает его к маленькому роману, настолько глубоко охвачены события этого произведения. Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.