Отдельный демократия. Характерные признаки, присущие демократическому режиму

07Ноя

Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».

Непосредственная (прямая) демократия.

Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Проблемы прямой демократии.

К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

Представительная (репрезентативная) демократия.

Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.

На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.

Основные столпы на которых базируется демократия:

  • народа;
  • Правительство формируется с согласия народа;
  • Действует принцип большинства;
  • Соблюдаются права меньшинств;
  • Гарантируются основные права и свободы человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Соблюдение правовых процедур;
  • ограничения в отношении правительства (власти);
  • Социальный, экономический и ;
  • Ценности , сотрудничества и компромисса.

Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

Из чего состоит демократия.

Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

  • Политическая система и система выборов;
  • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
  • Защита прав граждан;
  • Верховенство права (равенство перед законом).

Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

Политическая система и система выборов.

  • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
  • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
  • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
  • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
  • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
  • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
  • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
  • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
  • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
  • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
  • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
  • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
  • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Защита прав граждан.

  • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
  • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
  • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
  • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
  • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
  • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
  • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
  • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

Верховенство права.

  • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
  • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
  • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
  • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
  • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
  • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
  • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
  • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

  • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
  • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
  • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
  • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
  • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
  • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
  • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
  • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

Итог.

В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

«Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»

И судя по всему, он был прав.

Категории: , / / от

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:


Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная . Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная . Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая . Эта функция предполагает народ как
  • Регулятивная . Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.

  • Контрольная . Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая . Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:


Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная . Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная . Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская . Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая . Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная . Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ

Д. и гос-во не тождеств. понятия. Гос-ва могут быть недемократическими и антидемокра-тическими. Таковы, напр., деспотич. монархии в эпоху рабства, абсолютные монархии в период разложения феодализма, фашистские и полуфашистские гос-ва в эпоху общего кризиса капитализма. Д. представляет собой такую разновидность гос-ва (бурж.-демократич. республика, нар.-демократич. республика, советская республика), к-рое характеризуется офиц. признанием принципа подчинения меньшинства большинству (см. В. И. Ленин, там же, т. 25, с. 428). Но Д. не может быть понята в отрыве от сущности и роли гос-ва, она не должна отождествляться с подчинением меньшинства большинству. Признание гос-вом принципа подчинения меньшинства большинству имеет неодинаковый смысл в антагонистич. обществ.-экономич. формациях и в переходный от капитализма к социализму период. Воля большинства может действит. гос. волей лишь при определ. условиях, связанных с характером собственности на средства произ-ва, с классовым составом общества. Для этого необходимо, чтобы осн. орудия и средства произ-ва находились в руках не ничтожного меньшинства членов общества, а в руках большинства или всего народа. В антагонистич. классовых формациях – рабовладельческой, феодальной и капиталистической – господствует частная собственность на орудия и средства произ-ва. Это определяет характер обществ. и гос. строя и служит гл. причиной господства эксплуататорского меньшинства и подчинения ему большинства. Опыт истории свидетельствует о том, что народ не может властвовать, если его экономич. или внеэкономич. принуждением, или одновременно тем и другим методом заставляют работать на эксплуататорское .

Социалистич. революция, победившая в СССР, а затем в ряде др. стран, превратила осн. орудия и средства произ-ва в обществ. собственность. Благодаря этому стало возможным подлинное народовластие. Д. зависит от форм собственности, от производств. отношений и, в свою очередь, оказывает на них влияние. "Всякая демократия, как вообще всякая политическая (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества" (Ленин В. И., там же, т. 32, с. 60).

Для действит. господства воли большинства необходимо, чтобы класс, фактически осуществляющий гос. руководство обществом, один (или вместе со своими союзниками) составлял большинство населения страны. Этого условия нот в капиталистич. обществе, как его не было и в предшествующие капитализму эпохи. Это условие возникает в эпоху диктатуры пролетариата. Для действит. выявления и проведения в жизнь воли большинства необходимо, чтобы гос-во провозгласило и гарантировало права и свободы граждан, обеспечивающие осуществление этой воли в законодательстве, управлении и в др. формах проявления гос. власти. Этого условия нет ни в одном классово-антагонистич. обществе. Оно налицо в условиях диктатуры пролетариата.

Бурж. гос-во признает принцип подчинения меньшинства большинству и устанавливает те или иные политич. (парламенты, органы местного самоуправления и т.п.) и юридич. институты (политич. свободы граждан, равноправие граждан по закону и перед законом и т.п.) для того, чтобы придать своей классовой воле видимость всенар. воли или воли большинства народа. Всякие заявления бурж. идеологов об абстрактной свободе и равенстве без учета характера производств. отношений, классового состава населения и реального соотношения сил в классовой борьбе являются обманом трудящихся. Бурж. гос-во формальным признанием всеобщей свободы и равенства прикрывает фактич. несвободу и экономич. неравенство громадного большинства членов капиталистич. общества и диктатуру буржуазии.

Буржуазия подразделяет права индивида на права человека и гражданина. Индивида, рассматриваемого в связи с т.н. гражданским обществом, называет человеком, а того же индивида, живущего и действующего в политич. сфере, именует гражданином. Это разделение прав индивида вызвано антагонистич. природой капиталистич. общества и характером бурж. гос-ва, к-рое представляет и защищает интересы не общества в целом, а лишь эгоистич. интересы меньшинства его членов – буржуазии. Совр. бурж. политич. деятели и теоретики лицемерно говорят о священности и неприкосновенности прав и свобод человека. Преднамеренно замалчивается то, что целью капиталистич. произ-ва является не удовлетворение материальных и культурных потребностей человека, а извлечение капиталистич. прибыли. Оставляется в тени широко организованный реакцией поход против прав и свобод, завоеванных многолетней борьбой трудящихся. Термином "Д." империалисты обозначают господство империализма на междунар. арене, направленное против народов, действительно свободных или освобождающихся от социального и колониального рабства.

Бурж. Д. в разных странах и на разных историч. стадиях имеет разную степень развития. Свободной конкуренции обычно соответствует Д. в политич. жизни общества, а капиталистич. монополиям – к политич. реакции по всем линиям. В период монополистич. капитализма обостряются классовые противоречия (см. Империализм). Рабочий класс сплачивает все демократич. силы, к-рые противостоят антидемократич. тенденции капитализма. "Та урезанная демократия и то ограниченное социальное обеспечение, которые имеют рабочие при капитализме, были достигнуты и поддерживаются в результате многолетних острых битв" (Фостер У., Превосходство мирового социализма над мировым капитализмом, см. "В помощь политическому самообразованию", 1958, No 8, с. 66). Буржуазия, видя для себя опасность в развитии Д., пытается свести ее на нет насаждением и использованием фактич. привилегий меньшинства и прежде всего таких, как богатства, бурж. образования, связей, а также прямым отказом от Д. Рабочий класс не может безразлично относиться к формам господства буржуазии. Борьба за установление, сохранение и расширение Д. в капиталистич. странах имеет огромное для хода и исхода всей классовой борьбы трудящихся масс. Исход борьбы в совр. эпоху зависит от соотношения классовых сил в капиталистич. странах, на к-рое существ. влияние оказывают рост могущества мировой социалистич. системы и подъем нац.-освободит. движения.

Бурж. Д., будучи великим историч. прогрессом по сравнению с феод. гос-вом, является тем не менее "раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 222). Социалистическая революция коренным образом изменяет классовую сущность и содержание Д., переносит центр тяжести с формального признания прав и свобод на фактич. их осуществимость (гарантии Д.) и распространяет демократизм не только на область политич. жизни, но и на все др. сферы обществ. жизни. При капитализме Д. осуществляется исключительно в политич. области и сводится в основном к демократизму выборов в парламенты и органы местного самоуправления. Социалистич. революция устанавливает равноправие всех трудящихся, уничтожает , нац. и расовый гнет, провозглашает право на и отдых, свободу совести в смысле свободы вероисповедания и антирелиг. пропаганды, создает условия для свободной деятельности многочисл. обществ. орг-ций трудящихся – партии, профсоюзов и иных добровольных обществ. Все это означает невиданное расширение Д. для трудящихся. При диктатуре пролетариата демократич. права и свободы реальны и гарантированы. Содержание социалистич. Д. характеризуется постоянным и решающим участием широчайших масс населения страны в политич. жизни, в управлении гос-вом, равноправием граждан и их реальной возможностью пользоваться демократич. правами и свободами: свободой слова, печати, митингов и собраний, шествий и демонстраций, активным и пассивным избират. правом, независимо от пола, нац. и расовой принадлежности.

Орг-ция и деятельность социалистич. гос-ва, коммунистич. партии и др. объединений трудящихся, входящих в систему диктатуры пролетариата, основаны на принципах демократического централизма.

Рабочий класс может осуществить свою диктатуру, только опираясь на демократич. представит. учреждения нового, высшего типа. Классики марксизма дали глубокий тех представит. учреждений, к-рые были созданы Парижской Коммуной 1871. Ленин создал учение о Советах, коренную особенность к-рых он видел, в частности, в том, что депутаты совета, т.е. своего рода парламентарии, "должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями" (там же, т. 25, с. 396).

Необходимым признаком и обязат. условием социалистич. Д. в переходный от капитализма к социализму период является подавление сопротивления эксплуататоров, степень и формы к-рого различны в разных странах и на разных ступенях их развития и зависят гл. обр. от силы сопротивления свергнутых классов. Отсюда и разнообразие методов подавления. Причем, ни один из них нельзя абсолютизировать. В СССР в переходный к социализму период эксплуататоры лишались избират. прав. С созданием социалистич. обществ. строя Сов. гос-во перешло ко всеобщему избират. праву. Ленин предвидел, что в будущих социалистич. революциях не обязательно будет применяться лишение буржуазии политич. прав. В КНР и др. странах нар. демократии дело обошлось без лишения буржуазии избират. прав, кроме той ее части, к-рая оказывала вооруженное сопротивление новой власти.

Человек социалистич. общества полноправен в хозяйств. жизни общества. Он обладает в сфере произ-ва и распределения материальных благ осн. правами: правом на труд, на отдых, обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, правом личной собственности, правом ее наследования. Социалистич. гос-во, придавая огромное значение этим социально-экономич. правам, ни в какой степени не умаляет роли и значения свобод граждан в др. сферах жизни. Бурж. и правосоциалистич. авторы противопоставляют социально-экономич. права и материальную обеспеченность граждан социалистич. гос-ва их политич. свободе. Многие из них считают США, Англию и нек-рые др. капиталистич. страны эталоном политич. Д. Напр., Г. Стассен в кн. "Человек рожден быть свободным" (Н. Stassen, Man was meant to be free, 1951) изображает США и Англию как бастионы политич. свободы граждан. Однако, говоря о свободе слова, печати, личности, бурж. политики и ученые умалчивают о таких свободах, как свобода народа от эксплуатации, свобода трудящихся от экономич. кризисов, безработицы и бедности. Таких свобод нет в капиталистич. странах. Эти свободы характерны для социалистич. общества.

Социалистич. Д., являющаяся всемирно-историч. прогрессом по сравнению с бурж. гос-вом и бурж. Д., представляет собой полновластие и полноправие трудящихся во главе с рабочим классом. Она отличается последоват. миролюбием. Она противостоит империалистич. войнам, рассматривает их как тягчайшее преступление. "Империалистическая война, – писал В. И. Ленин, – есть тройное, можно сказать, демократии (а – всякая война заменяет "права" насилием; б – вообще есть отрицание демократии; в – империалистическая война вполне приравнивает республики к монархиям), но пробуждение и рост социалистического восстания против империализма н е р а з р ы в н о связаны с ростом демократического отпора и возмущения" (Соч., 4 изд., т. 23, с. 13).

Бурж. Д., во-первых, не исключает междунар. политику капиталистич. монополий, для к-рых характерны "холодная война", подготовка к мировой войне, воен. авантюры, неслыханный нац.-колониальный гнет, удушение и ограбление слабых стран "передовыми" капиталистич. державами; во-вторых, используется капиталистич. монополиями против трудящихся масс, борющихся за . Под покровом защиты Д. бурж. гос-ва осуществляют законодат., административно-полицейские и судебные мероприятия, направленные против движения сторонников мира, прогрессивных орг-ций, разоблачающих подготовку к новой мировой войне, выступающих за запрещение атомного и водородного оружия. Борьба нар. масс за Д., права и свободы неразрывно переплетается с борьбой за мир.

Социалистич. Д. проходит в своем развитии переходный от капитализма к социализму период, период социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Закономерностью ее развития является расширение и укрепление, возрастание материальных возможностей и гарантий народовластия и тех свобод и прав, к-рые вытекают из власти народа.

XXI съезд КПСС (1959) отметил, что период развернутого строительства коммунизма в СССР характеризуется всемерным развертыванием социалистич. Д., вовлечением широчайших слоев населения в всеми обществ. делами, повышением роли обществ. орг-ций во всех областях государств., хозяйств. и культурной жизни страны, постепенной передачей обществ. орг-циям ряда гос. функций, усилением гарантий демократич. свобод и прав человека.

Марксизм-ленинизм исходит из того, что Д. как политич. учреждение отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и гос-во, "функции общественного управления утратят свой политический характер и превратятся в непосредственное народное управление делами общества" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 119), но принципы Д. не исчезнут, а преобразуются. Выполнение обществ. функций, к-рые сохранятся при коммунизме (планомерное и организованное распределение труда, регулирование рабочего времени и др.), будет осуществляться на основе самоуправления трудящихся масс. В обществ. организациях трудящихся полная Д. будет основным началом их самодеятельности. Ленин писал, что в коммунистич. обществе будет "демократия действительно полная, входящая в привычку и потому отмирающая... Полная демократия равняется никакой демократии. Это не , а истина!" ("Марксизм о государстве", 1958, с. 55).

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1953; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта [на I Конгрессе Коммунистического Интернационала 2–6 марта 1919 г.], там же, т. 28; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая [нa I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6–19 мая 1919 г.], там же, т. 29; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года, М., 1957; Мао Цзе-дун, О диктатуре народной демократии, , 1949; О народной демократии в странах Европы. Сб. статей, М., 1956; Песков Е. Б. и Шабад В. Α., Социалистическая демократия и ее "критики", М., 1957; Шкадаревич И. И., Демократия миллионов, М., 1958; Kadlecová E., Socialisticke vlastenectví, , 1957; Bystřina I., Lidová demokracie, Praha, 1957; Flegle Α., Geschichte der Democratie, Bd l – Altertums, Nürnberg, 1880; Glover T. R., Democracy in the Ancient World, Camb., 1927; Сrоiset Α., Les démocraties antiques, P., 1909; Leсkу W. Ε. Η., Democracy and Liberty, v. 1–2, L., 1908; Ruggiero G. de, Storia del liberalismo europeo, Bari, 1925; Воrgeaud С., The rise oi Modern Democracy in Old and New England, L., 1894; Hattersley, Alan F., A short History of Democracy, Camb., 1930, containing bibliography; Allen J. W., A history of Political Thought in the Sixteenth Century, L., 1928; Figgis J. N., Studies of Political Thought from Gerson to Grotius, 2 éd., L.–Edin., 1916; Gooсh G. P., English Democratic Ideas in the Seventeenth century, 2 éd., Camb., 1927.

А. Денисов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от Греч. δημοκρατία-народовластие)-форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства. Впервые демократический государственный строй был осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (7 в. до н. э.) и развит Клисфеном ( . 6 в. до н. а.) в его “представительном правительстве”-Совете пятисот. Сам “демократия” стал употребляться для обозначения существовавшей в Афинах формы государственного строя позже, примерно с сер. 5 в. Первоначально употреблялось “исономия” (Ισονομία - равенство всех перед законом) и родственные ему “исэгория” (?σηγορία-πавное для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), “исократия” (?σοκρατία-πавновластие). Античные авторы (Платон , Аристотель, Геродот) рассматривали эту форму правления как полисное устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют только свободные граждане-уроженцы. Метеки (переселенцы-полуграждане) были существенно ограничены в правах, а рабы никаких прав не имели вовсе.

Демократические свободы Нового времени существенно шире свобод античной республики, основанной на рабстве, т. к. становятся формальным правом каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие подзаконности всех граждан, государственных и общественных организаций получила в концепции демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных социально-политических исследованиях. Токвиль понимал под “демократией” не только определенную форму организации общества. По его мнению, это - и процесс, происходящий в обществе. Токвиль впервые предостерегал об опасности сочетания формального равенства и абсолютной власти - “демократического деспотизма”.

Философская основа демократии - соотношение свободы и равенства, как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии-прямой или представительной. Последняя сейчас наиболее распространена в виде правового государства с его верховной властью, которая, однако, не распространяется на неотделимые и неотчуждаемые права личности. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей-законодательной, исполнительной и судебной, децентрализация власти в социально-экономической и культурной сферах (теория “институциональной инфраструктуры” органов власти). При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации - гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу, которое является подзаконным. Реальному осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати и суд присяжных.

Согласно теоретикам демократии 20 в. (напр., И. Шумпетеру и У. Ростоу), либеральные такие, как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т. д., наилучшим образом обеспечиваются именно посредством расширения участия масс в политической жизни. Р. Даль и Ч. Линдблом с помощью “полиархия” проводят более реалистический анализ существующих демократических систем, оставляя в стороне абстрактные демократические идеалы. Реальное воплощение народовластия существенно затруднено прогрессирующей в современном обществе концентрацией экономической власти в руках “властвующей элиты”, создающей олигархическую власти и политики, часто из демократии превращающейся в клептократию.

Лит.: Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1991; Лейпмрт А. Демократия в многосоставных обществах. М„ 1997; Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909; Политическая наука: новые направления. М., 1999; Токвиль А. Де. Демократия в Америке. М„ 1992; Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М„ 1995; Halt P. R. Governing the Economy: The Politics of Stale Intervention in Britain and France. Cambr., 1986: Huffman G. State, Power and Democracy. Brighton, 1988; f/ordlmser E. n the Autonomy of the Democratic State. Cambr., 1981. Сводная энциклопедия афоризмов


  • Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

    Определения термина «демократия»

    На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

    1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

    2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

    3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

    4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

    Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

    Признаки демократического государства

    1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств - верховные носители власти.

    2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

    3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

    4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

    5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

    6. Наличие систем самоуправления.

    7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

    1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии - через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

    2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

    3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

    4. Избирательность органов государственной и местной власти.

    5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

    6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

    7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

    Что такое правовое государство?

    Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

    Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

    1) приоритет личности и общества над государством;
    2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
    3) взаимная ответственность государства и личности;
    4) независимость и авторитет суда;
    5) связанность власти правом.

    Что такое социальное государство?

    В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

    Второй этап - начало-средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя - во Франции, Испании.

    Третий этап - формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

    Признаки социального государства

    1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

    2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

    3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

    4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

    5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

    Монархия . На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

    Республика . Различают несколько видов государств с такой формой правления.

    Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

    В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

    Реализация принципов демократического государства на примере России

    Россия - демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

    Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

    Россия - демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

    Современная демократия

    Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

    Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

    • народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
    • свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
    • политический плюрализм;
    • гарантированный доступ всех к политическим институтам;
    • контроль представительных институтов за работой правительства;
    • устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

    Принципы демократии:

    • принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
    • свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
    • участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
    • конституционализм , при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
    • наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
    • принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

    В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

    • прямую;
    • представительную.

    Прямая демократия

    Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

    Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

    Представительная демократия

    Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных . Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

    Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.