Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Социальная сфера общества определяет отношения между

Социальная сфера жизнедеятельности людей также выступает одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства - научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера - это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это - общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это - продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто. Недаром сегодня стали много писать о модульном человеке как массовом продукте современного западного общества. Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения.

Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства человека в обществе в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

О классовом аспекте анализа социальной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, остается в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия.

Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

В древних и средневековых обществах основу социального расслоения составляли касты и сословия, то есть официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне.

В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы - буржуазию, то есть собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук. Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления пролетариата, вплоть до идеи диктатуры пролетариата. Впоследствии государство в капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств. В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания.

Во всех странах и на всех этапах развития общества главной проблемой всегда являлось существование социального неравенства между людьми. Сложилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы:

предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни; успех или неудача является его личным делом, а не делом государственных организаций;

предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания ему более или менее достойной жизни в обществе, а остальное зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством.

Практика показала, что оба эти подхода в своих крайних проявлениях не приносят обществу пользу, вызывая, с одной стороны, чрезмерное его расслоение на богатых и бедных, а с другой - сильные уравнительные тенденции. Коллизия - личная свобода или социальное равенство - не имеет единого решения. В сегодняшних условиях речь должна идти о справедливом социальном неравенстве, когда все социальные слои, имеющие разное отношение к собственности, к накопленному обществом богатству, в основном согласны с тем, как распределяются между людьми эти богатства, как осуществляется доступ к ним со стороны различных социальных слоев и групп общества.

Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей - это половозрастное деление общества. Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые и глубокие старики-пенсионеры по-разному включены в общественную жизнь. Одни еще несамостоятельны, другие - уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения. В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем - социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.

Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями прежде всего в ослаблении семейного уклада жизни. Двойная нагрузка на женщину - на работе и дома - приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей и т. д.

Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества - семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются биосоциальные отношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода. Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт - это место, где человек восстанавливает свои силы к труду, к творчеству. Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома. Для этого достаточно иметь компьютер. Это - новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку.

Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию - несправедливой. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами.

Понятие общества

Общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей.

Общество - это не совокупность индивидов, а особый социальный организм; не механическое скопление взаимодействующих индивидов, а совокупность целенаправленных связей и отношений, в которых находятся индивиды; общество - образованные в результате их взаимодействия социальные группы, общности и институты.

Для общества характерно:

Стремление индивидов жить сообща и совместно обеспечивать возможность жизни;

Производство материальных, хозяйственных, бытовых средств;

Воспроизводство способа производства материальных благ;

Воспроизводство жизни - деторождение;

Духовное производство (культура, религия, мораль, право и т. д.).

Кроме того, можно выделить следующие признаки общества:

1. Территория как основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов, происходит консолидация социальных связей.

2. Способность к поддержанию и воспроизведению взаимодействий, обеспечивающих целостность и устойчивость общества.

3. Автономность и высокий уровень саморегуляции.

4. Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.

В социологии существует ряд определений общества. Приведем некоторые из них.

Общество - это:

Индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях, так считал Э. Дюркгейм;

Взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей, действий - это мнение М. Вебера;

Система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности, так считал Т. Парсонс;

Исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, утверждал К. Маркс.

Общество как система

Система (от греч. система - целое, составленное из частей; соединение) в широком смысле - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Социальная система - совокупность основных социальных элементов общества, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют своеобразную социальную целостность и единство.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

а) социальные индивиды;

б) социальные общности;

в) социальные институты;

г) социальные связи;

д) социальные отношения;

е) социальная культура.

Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде:

1. Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды.

2. Социальные учреждения, общественные институты, организации.

3. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей.

4. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п.

Функции социальной системы (по Т. Парсонсу):

Адаптация.

Интеграция.

Целедостижение.

Поддержание ценностного образа взаимодействий.

Главные сферы (подсистемы) общества:

Экономическая

Политическая

Социальная (общество и его элементы)

Духовная (культура, наука, образование, религия)

Экономическая сфера - это предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Это то, что позволяет обществу запустить имеющиеся в его распоряжении ресурсы в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потребности людей.

В экономической жизни общества непосредственно участвуют 50-60% населения, называемого экономически активным. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Экономика современной России носит преимущественно сырьевой характер и ориентирована на экспорт большей части добываемой в стране нефти и газа, а также сырой древесины.

Политическая сфера - это центральные, региональные и местные органы власти, армия и другие силовые структуры, налоговая и таможенная службы, которые в совокупности составляют государство, а также внепарламентские политические партии.

Основной вопрос политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть больших социальных групп и ее использование для реализации их интересов и потребностей.

Духовная сфера включает в себя четыре подсистемы: культуру, науку, образование и религию. Это университеты и лаборатории, школы и библиотеки, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, телевидение и интернет, памятники культуры и истории.

Наука призвана открывать новые знания в технической, естественно-научной и гуманитарной областях.

Образование призвано передавать полученные знания последующим поколениям. Культура призвана создавать художественные ценности, сохранять их и делать достижением народа.

Социальная сфера в широком смысле - это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения. Это системы здравоохранения и связи, культурнофондовые учреждения, коммунальное и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, магазины, предприятия общественного питания.

Сфера общества определяет отношения между:

а) Гражданами и государством

б) Собственниками и государством

в) Различными группами населения

г) Между людьми и природой

3. Социальной структуре современного общества присуща:

а) Статичность

б) Мобильность

в) Борьба классов

г) Социальная однородность

4. Элемент социальной структуры общества:

а) Ипотечный банк

б) Производственный кооператив

в) Социально-профессиональная общность

г) Отраслевое министерство

5. Понятие, не относящееся к социальной сфере:

а) Государство

б) Этнос

в) Люмпен

г) Класс
6. Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами, условиями и образом жизни, сознанием, социальными нормами и ценностями:

а) Социальная структура

б) Социальная среда

в) Социальная общность

Г) Социальный институт

7. Социальная стратификация – это:

а) Совокупность норм и традиций взаимодействия людей в процессах неформального общения

б) Различные организационные формы совместной производственной деятельности людей

в) Отраслевая инфраструктура организованных групп интересов и групп давления

г) Иерархия социального расслоения и неравенства, присущая данному обществу

8. Стратой называется группа людей:

а) Занятых в системе материального производства

б) Объединенных социально значимым признаком

в) Исповедующих ту или иную религию

г) Придерживающихся леворадикальных взглядов

9. Критерий социальной дифференциации, обусловленный общественным разделением труда:

а) Классовый

б) Профессиональный

в) Демографический

г) Территориальный
10. Основной классообразующий признак, согласно марксизму:

а) Отношение людей к средствам производства

б) Доступ и объем власти

в) Наличие и характер образования

г) Манера и образ жизни
11. Фактор, который не входит в систему общественного воспроизводства неравенства:

а) Профессионализм и компетентность

б) Объем и доступ к власти

в) Деньги и богатство

г) Красота и личное обаяние

12. Не является объективным критерием статусной принадлежности:

а) Доход

б) Образование

в) Власть

г) Самоидентификация

13. К среднему классу относятся:

а) Высшие должностные лица в государстве

б) Мелкие и средние предприниматели

в) Неквалифицированные рабочие

14. Группы людей, которые не вписываются в существующие в данном обществе социальные структуры и традиции, и выталкиваются как бы на их «обочину», на «периферию» определяются как:

а) Неформалы

б) Панки

в) Бомжи

г) Маргиналы

15. Деклассированные слои в обществе :

а) Чернорабочие

б) Уголовные элементы

в) Мигранты

г) Пенсионеры

16. Молодежь –общность:

а) Профессиональная

б) Конфессиональная

в) Демографическая

г) Корпоративная

17. Отечественные долларовые миллиардеры образуют сословную мини-страту, для сущностной характеристики которой применим древнегреческий термин:

а) Плутократия

б) Охлократия

в) Меритократия

г) Олигархия

18. Социальная общность, в которой положение и поведение отдельных ее членов регламентируется нормативными документами:

а) Малая группа

б) Большая группа

в) Формальная группа

г) Неформальная группа

19. Расширение доли городского население и распространение городского образа жизни:

а) Индустриализация

б) Урбанизация

в) Демографический взрыв

г) Модернизация

20. Изменения в социальном поведении индивида или социальной группы напрямую связаны с понятием:

а) Социальная стратификация

б) Социальная мобильность

в) Социальная стабильность

г) Социальная дифференциация

21. Индивидуальные и групповые перемещения, отражающие динамику стратификации любого общества, предстают в виде:

а) Эмиграций

Б) Трудовых миграций

В) Территориальных перемещений, связанных со сменой места жительства

г) Социальных перемещений из одной страты в другую
22. Является проявлением восходящей горизонтальной социальной мобильности:

А) Сезонная миграция, связанная с уборкой урожая

б) Квалифицированный рабочий занял должность бригадира

в) Инженер одной фирмы назначен инженером другой

г) Абитуриент стал студентом

23. Является проявлением восходящей вертикальной социальной мобильности:

Приобретение территориальной общности устойчивого характера непосредственно связано с социальной жизнью людей в определённом пространстве. Например, это означает связанность форм собственности с селом, посёлком и городом, организацией власти и деятельностью разнообразных инфраструктур.

Демографическая

В демографический фактор социальной сферы входят рождаемость, смертность, соотношение полов, изучение половозрастного состава, учёт степени увеличения населения, а также деятельность институтов управления в этой сфере.

Этническая

Этнические формы, начиная с рода, как первая орга-низационная форма Социума, охватывают племя, народ-ность, нацию, а в современных условиях формируемую общность народа.

В составе социальной сферы этнические формы сами образуют относительно большую сферу. Из них род являлся первой социальной общностью и имел длительную историю всего периода первобытного строя . В результате эволюции родов появляется племенная общность, а в дальнейшем и союз племён. Те, в свою очередь, создают предпосылку появления следующих общностей — народностей и наций. В современных условиях, когда наблюдается ускоренный процесс сближения в межнациональных и межгосударственных отношениях, стал формироваться народ как особая общность.

Классовая

Классовое расслоение общества (типично организационно проявилось в Европе) занимает важное место в социальной сфере.

Классы— это характеристика больших групп людей по ряду основных показателей. Существование классов, прежде всего, связано с формами собственности и разделением труда. В современных развитых странах классовое различие все более теряет прежние свои показатели. Место классов занимают социальные группы, у которых иное отношение к существующим социальным государствам , высокий уровень образованности, общий образ жизни и т.д.

Профессионально-образовательная

Различение людей по степени образованности (например, начальная, средняя или высшая школа) и характеру социально--профессиональных признаков (конкретная профессия, люди умственного или физического труда), также относится к социальной сфере, ибо здесь выражается качественное сос-тояние определённой части населения.

Экономическая

Экономическая структура общества основывается на степени доходов людей (в рамках прожиточного минимума, средний или высокий доходы). Она также является составной частью социальной сферы.

Семейно-брачная

Говоря о составе социальной сферы в жизни общества, нельзя не упомянуть о браке и семье . Потому что брак, являясь юридическим договором, регулирует отношения между мужем и женой, детьми и родственниками. А семья, как малая группа и как , основывается на браке, родственности, общности бытовой жизни, нравственности и ответственности, взаимопомощи. Материал с сайта

Если рассматривать социальные группы по социально значимым критериям человеческой общности, то можно различать социальный статус — положение, место человека в обществе. Это видно в следующем примере: одного и того же человека можно рассмотреть по профессии — учитель, наёмный работник , получающий зарплату — экономический признак, мужчина 50 лет — демографический показатель, член политической партии — социальная позиция и т.д.

Исходя из социального статуса можно, например, выделить трудовые коллективы — люди, ра-ботающие в определённых отраслях производства, такие, как фермеры , брокеры , разного рода съёмщики и др.

Лекция № 1. Социальная сфера как объект социальной политики

План

1. Понятие социальной сферы и ее отрасли.

2. Социальная структура современной России и тенденции ее развития.

3. Трудности реализации социальных программ.

Понятие «социальное» употребляется в науке в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова «социальное» употребляется как синоним «общественный». Методологическую основу такого понимания «социального» составили идеи классиков зарубежной и российской социальной мысли: К. Маркса, Р. Мюнха, Н. Луманна, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, а также Н. Я. Данилевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и др.

В узком смысле слова «социальное» употребляется как относительно самостоятельная сфера общественной жизни наряду с материально-производственной, политической, культурно-духовной сферой. Социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между людьми, и включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование общественных групп и индивидов.

Чтобы жить, трудиться, творить, человеку необходимо постоянно восстанавливать свои силы, энергию (т. е. он должен воспроизводить сам себя). Так осуществляется простое воспроизводство. Но для того чтобы общество не стояло на месте, а постоянно двигалось вперёд, человек должен заботиться не только о себе, но и о своей семье (воспроизводство детей), а также помогать жить своим родственникам и ближайшему окружению. То есть для нормального функционирования общества требуется не простое, а расширенное воспроизводство. Социальная сфера призвана обеспечить воспроизводство человека и удовлетворить постоянно растущие потребности людей в жизненных благах.

Отсюда «социальное» в узком смысле слова – это сфера общественных отношений, регулирующая отношения между людьми, классами, социальными группами, слоями по поводу получения и перераспределения материальных благ, удовлетворения постоянно растущих жизненных потребностей населения.

Поскольку человек по натуре существо общественное и не может жить в одиночестве, а объединяется в различные группы и слои, то большинство этих групп (семья, слои, классы и т. д.) возникают объективно в силу разделения труда, демографических, природных факторов, региональных и национальных особенностей. Эти объективно создающиеся людьми группы принято называть социальными группами (слоями). Их совокупность образует социальную структуру общества.

Социальная структура общества – это совокупность всех социальных групп, слоёв, классов и других социальных общностей, возникающих объективно 1 , а также их связи и взаимоотношения. Социальная структура – это ядро социальной сферы.

В процессе жизнедеятельности люди вступают в отношения между собой, в том числе и социальные отношения. Социальные отношения (в узком смысле слова) – это отношения людей и их социальных групп по поводу получения и перераспределения материальных и жизненных благ, необходимых для самореализации человека (или группы) как творческого субъекта. Структурно эти социальные отношения можно классифицировать по спектру потребностей, которые люди призваны удовлетворять, чтобы жить. Таким образом, социальную сферу общества как относительно самостоятельную можно представить в виде схемы.

Социальная сфера общества

Отраслями социальной сферы являются:

1. Сфера демографических процессов (рождение и смертность населения, половозрастная характеристика населения, процессы миграции и брачности населения и т. д.).

2. Сфера труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, занятость населения, социальное страхование).

3. Продовольственный сектор (удовлетворение потребностей людей в еде, пище высокого качества и необходимого количества).

4. Социально-экологическая сфера (поддержание окружающей среды на уровне, обеспечивающем и сохраняющем здоровье населения, потребность в воде, воздухе, солнечной энергии; предотвращение природных катаклизмов).

5. Система доходов населения и их регулирование (жизненный уровень, благосостояние, пенсионное обеспечение).

6. Система социальной инфраструктуры (жилье, связь, транспорт, торговое и бытовое обслуживание населения).

7. Социально-культурная сфера (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм).

8. Система социальной защиты населения (поддержка нетрудоспособных, малоимущих граждан, всех категорий лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

Степень развитости социальной сферы определяется системой социальных индикаторов (показателей):

1. Рождаемость.

2. Детская смертность.

3. Средняя продолжительность жизни.

4. Величина прожиточного минимума.

5. Доля населения, находящаяся за порогом бедности.

6. Величина поляризации доходов богатых и бедных

слоев населения.

7. Доля безработных в общей численности трудоспособного населения.

8. Число лиц, получающих образование.

9. Перечень медицинских услуг, доступных всему населению.

Для законодательных и исполнительных органов власти, а также для органов местного самоуправления эти показатели выступают как социальные нормативы, на достижение которых должна быть ориентирована экономика страны. Эти социальные индикаторы положены в основу интегрированного показателя, введённого ООН и получившего название ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). В настоящее время по данному показателю лидируют следующие страны: Норвегия, Канада, Япония, Бельгия, США, Нидерланды. Из 177 стран, в настоящее время участвующих в определении индекса развития человеческого потенциала, Россия (РФ) занимает 67-е место 2 , в то время как ещё в 1970 г. она занимала 33-е место.

Рассмотрим ядро социальной сферы – социальную структуру общества. Социальная структура общества не является постоянной, она всё время изменяется вместе с обществом. Эти изменения особенно заметны в России, так как в связи с переходом к рынку появились не только новые классы и социальные группы общества, но существенные изменения произошли и внутри тех классов и социальных групп, которые функционировали еще в советский период. В социальной структуре современного российского общества можно выделить два уровня: макроструктуру и микроструктуру (см. схему).

Социальная структура России

Макроструктура Микроструктура

Макроструктура – это основные классы и социальные слои современного российского общества. К ним относятся:

1. Бизнес-слой. Это новый класс, который еще окончательно не сформировался, находится в процессе становления и оформления (предприниматели, бизнесмены, банкиры, чиновники, менеджеры и управленцы крупных фирм).

2. Средний класс (слой). Это высококвалифицированные работники с высшим и средним специальным образованием, работающие в крупных фирмах и имеющие доход выше средней зарплаты по стране или одновременно с постоянной работой ведущие свой небольшой личный бизнес.

3. Народная интеллигенция (бюджетники: учителя, врачи, работники культуры, государственные служащие, работающие по договору трудового найма и получающие доход, не превышающий уровень средней заработной платы по стране).

4. Рабочие предприятий различных форм собственности, занятые индустриальным трудом и живущие на зарплату.

5. Крестьяне, занятые преимущественно сельскохозяйственным трудом и работающие в хозяйствах различных форм собственности и живущие на зарплату.

6. Безработные. Временно не занятые трудом граждане, ищущие работу, получающие пособие по безработице или живущие случайными заработками (или находящиеся на иждивении членов своей семьи).

Микроструктура – это более мелкие социальные группы по сравнению с классами, не имеющие, как правило, классовых признаков (прежде всего главного из них – отношение к средствам производства). К микроструктуре можно отнести такие социальные группы, как:

1. Социально-демографические группы (ветераны, молодежь, женщины, дети и др.). Основным критерием для этой группы является половозрастной признак.

2. Социально-этнические группы, т. е. нации, народности, этносы. В соответствии с итогами переписи 2002 г. в России насчитывается более 160 этносов и этнических групп.

3. Социально-профессиональные группы (инженеры, строители, учителя, врачи, энергетики).

4. Социально - территориальные общности и группы (люди города и деревни; жители Дальнего Востока, жители Нечерноземья и др.).

Таким образом, социальная структура современного российского общества весьма сложна и неоднородна. В ней можно проследить ряд новых отличительных от советского времени тенденций:

1. Усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых классов и социальных слоёв (например, бизнес-слой, средний класс, безработные).

2. Социальная дифференциация российского общества. Сегодня российское общество не является однородным, внутри каждого класса, слоя, группы наблюдается социальное расслоение. Расслоение и дифференциация осуществляется по разным основаниям:

    по доходам (богатые и бедные);

    по религиозной принадлежности;

    по уровню и качеству образования;

    по партийной принадлежности;

    по отношению к власти;

    по участию в предпринимательской деятельности и т. д.

При этом у каждого слоя, группы имеются свои интересы, которые зачастую противоречивы, что ведёт порой к конфликтам и взаимной нетерпимости.

3. Снижение жизненного уровня основной массы населения. Как показывают результаты социологических исследований, у 60% населения жизненный уровень снизился (по сравнению с 1990 г.), у 25–30% населения жизненный уровень изменился незначительно, у 15–20% он заметно вырос, а у 3–5% населения он вырос значительно – в 5–100 раз. По расчетам академика Д. С. Львова, 15% населения РФ сосредоточили в своих руках 85% всех банковских вкладов и 92% собственности 1 .

4. Вырождение русского этноса как государственно-образующей нации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русские составляют 84% населения России, но именно у русского этноса в постсоветское время наблюдаются наиболее негативные тенденции:

    рост смертности превышает рождаемость в 2 раза (эта тенденция впервые была зарегистрирована в 1992 г. и не прекратилась до настоящего времени);

    рост суицидов (Россия в настоящее время занимает 2-е место в мире по их количеству);

    около 60% детей в России рождаются с патологией, а по прогнозам демографов, лишь половина из тех, кому от 0 до 16 лет, доживут до пенсии;

    рост убийств и автомобильных аварий. В них ежегодно погибает в 2 раза больше людей, чем составили потери во время войны в Афганистане;

    рост наркомании в 7 раз по сравнению с 1990 г., рост пьянства – в 2 раза за этот же период.

5. Тенденция рурализации (от англ. Rural – село, деревня). Эта тенденция прямо противоположна урбанизации, она стала проявляться лишь в последнее время и действует не на всей территории РФ, а лишь в южных регионах европейской части России. Там можно наблюдать некоторое увеличение сельского населения за счёт притока населения городов. Происходит это за счёт таких групп населения, как многодетные семьи, которым в рыночных условиях легче выживать на селе, чем в городе; военнослужащих, которым в результате сокращения численности армии и отсутствия средств для приобретения жилья пришлось поехать на местожительство в сельскую местность, а также русскоязычного населения бывших союзных республик, которым пришлось переехать в Россию из-за притеснений и нарушения их прав.

6. Усиление региональных противоречий. Уровень жизни населения в регионах-донорах резко отличается от уровня жизни населения дотационных регионов. Так, по оценкам социологов, эта разница в среднем составляет 1:10. Различия имеются даже по уровню средней зарплаты. Если средняя зарплата по стране на 1.06.06 составляла 10300 руб. в месяц, то, например, у жителей Кировской области она не превышала 7463 руб. 2

К числу регионов доноров сегодня можно отнести такие регионы, как Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Пермская область, Коми Республика, Северная Осетия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская область, Республика Татарстан, г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Таким образом, в социальной структуре российского общества за последние 10–15 лет нарастают негативные тенденции, преобладая над позитивными. Отсюда важнейшей задачей социальной политики государства является преодоление негативных тенденций и разрешение основного противоречия социальной сферы – между постоянно растущими потребностями людей и возможностями их удовлетворения.

Однако разрешение противоречий и негативных тенденций социальной сферы сопровождается определёнными трудностями как объективного, так и субъективного характера.

Каковы же трудности реализации социальных программ?

1. Финансирование социальных программ, как и финансирование социальной сферы, по-прежнему осуществляется по остаточному принципу (так, даже президентская программа «Дети России» финансируется лишь наполовину).

2. Неразработанность (или отсутствие совсем) государственных социальных стандартов применительно к новым условиям рыночной экономики (вряд ли можно согласиться, что детское пособие в 70 рублей в месяц является научно обоснованным социальным стандартом, тем более что даже такое низкое пособие получают не все семьи с детьми, а лишь 54% семей).

3. Низкий научный уровень проработки социальных служб. Социальные службы постсоветской России существуют сравнительно недавно (лишь 10–15 лет), и хотя они успели накопить определённый опыт и имеют некоторые успехи в социальной сфере, но им явно пока не хватает научной обоснованности многих социальных программ, умения грамотно претворять в жизнь рекомендации учёных. Одновременно и научные разработки пока ещё слабы и явно отстают от жизни, тем более что сама социология социальной сферы в нашей стране делает лишь первые шаги.

4. Слабая законодательная база социальной политики. Так, до сих пор в нашей стране нет Социального кодекса, который был бы способен создать единую законодательную базу для социальной сферы. Существующее ныне социальное законодательство весьма противоречиво, разрозненно и далеко не всегда отвечает требованиям современного этапа развития российского общества. Принятые в разное время, по линии разных министерств и ведомств, часто изменяющиеся, порой не соответствующие нормам международного права, эти нормативно- правовые акты скорее вредят регулированию процессов социальной политики, нежели приносят пользу. Все это создает неразбериху, вызывает недоверие граждан к социальной политике государства и вынуждает население всё чаще обращаться в суд или устраивать протестные акции.

5. Недостаточно хорошая и серьёзная подготовка кадров (особенно высшей квалификации) для управления социальной сферой. Хотя в начале 90-х гг. XX в. были приняты правильные и своевременные решения по подготовке социальных работников, но, к сожалению, квалифицированных кадров высшего звена (регионального и федерального уровня) оказалось явно недостаточно. В лучшем случае это были специалисты лишь в какой-то одной отрасли социальной сферы (образовании, медицине, культуре, страховом деле). А для управления социальными процессами требовались специалисты широкого профиля, одинаково хорошо знающие социальное законодательство, управление и менеджмент, владеющие новыми информационными технологиями, умеющие самостоятельно анализировать, систематизировать, направлять и прогнозировать социальные процессы не только на уровне региона, но и страны в целом. Не случайно принятие «знаменитого» федерального закона № 122 о монетизации льгот, приведшего к массовым акциям протеста ветеранов и льготников в начале 2005 г., во многом было связано с некомпетентностью министра здравоохранения и социального развития РФ М. Зурабова.

6. Социальное иждивенчество, которое до сих пор преобладает среди населения (особенно старшего поколения). Люди всё ещё предпочитают надеяться на государство в защите своих социальных прав и пока не научились в полной мере бороться за себя самостоятельно и зарабатывать себе на жизнь.

7. Отсутствие социальной солидарности и индивидуализм.

Социальная политика как главный инструмент преобразований социальной сферы призвана реализовать социальные права человека и способствовать созданию благоприятной окружающей среды для раскрытия творческого потенциала каждой отдельной личности и общества в целом.

Лекция № 2. Содержание социальной политики

План

1. Понятие, цели и содержание социальной политики.

2. Принципы и приоритеты социальной политики.

3. Функции социальной политики.

Современная социальная политика России стала складываться с 1992 г. Это связано с тем, что рыночные реформы и «шоковая терапия», приведшие к резкому взлету цен, резко ухудшили социальное положение россиян. Отсюда возникла необходимость смягчить негативные последствия реформ. Постепенно стала складываться структура органов социальной защиты, призванная оказывать социальную поддержку населению.

Вместе с тем создание новой системы социальной защиты привело в литературе к путанице понятий «социальное обслуживание»; «социальная защита»; «социальная политика».

Эти понятия нередко отождествлялись или получали не совсем верную трактовку, поэтому важно разобраться с содержанием каждого из понятий.

Наиболее узким является понятие «социальное обслуживание». Содержание этого понятия раскрывается ст. 1. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1 . Она гласит: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Под трудной жизненной ситуацией обычно понимаются случаи: 1) болезнь; 2) старость; 3) инвалидность; 4) безработица; 5) потеря кормильца; 6) стихийное бедствие; 7) потеря жилья.

Понятие «социальная защита» впервые появилось за рубежом и получило официальное закрепление сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф. Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 40-х гг., в документах Международной организации труда. По определению МОТ, социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми» 2 . Таким образом, понятие «социальная защита» – это более широкое понятие, оно включает в себя не только социальное обслуживание, но и систему социального обеспечения. Для России это понятие достаточно новое, оно появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, а потому в нашей стране пока ещё не сложилось общепринятого понятия социальной защиты в том смысле, как оно используется в странах с развитой рыночной экономикой.

Учитывая все сложности и особенности использования данного понятия в нашей стране, мы будем руководствоваться определением понятия «социальная защита», данным в работе В. В. Антропова 3: «Под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия». В этом случае под социальными рисками понимаются риски, возникающие по причинам общественного характера и мало зависящие от воли отдельного человека.

Понятие «социальная политика» по своему объёму ещё шире, чем социальная защита. Социальная политика – это комплекс мер, осуществляемых государственными и негосударственными организациями и направленных на защиту и соблюдение экономических, социальных и правовых интересов населения.

Цель социальной политики – удовлетворение постоянно растущих потребностей граждан и создание достойных условий жизни.

Исходя из данной цели, содержанием социальной политики являются направления социальной политики (в соответствии с отраслями социальной сферы), в которых реализуется всё богатство жизненных потребностей населения:

1. Демографическая политика (т. е. регулирование численности населения через стимулирование рождаемости, сокращение смертности, в том числе и детской; эффективное управление миграционными потоками и т. д.).

2. Продовольственная политика (политика, направленная на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании в соответствии с требованиями медицинской науки и с учетом традиций, привычек и экономического положения).

3. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, занятость населения, разрешение трудовых споров и конфликтов, социальное партнёрство).

4. Политика регулирования доходов населения (улучшение жизненного уровня, благосостояния населения).

5. Социально-экологическая политика (охрана окружающей среды, соответствие её санитарно-эпидемиологическим нормам).

6. Развитие социально-культурной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма).

7. Развитие социальной инфраструктуры (жилищная политика, торговое и бытовое обслуживание населения, развитие транспорта и связи).

8. Социальная защита населения (защита социальных групп и отдельных индивидов от социальных рисков, которые могут привести к потере экономической самостоятельности и ухудшению социального благополучия; защита малоимущих слоёв населения и отдельных категорий граждан, уязвимых в социальном плане: дети, молодежь, инвалиды, пенсионеры и т. д.).

Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все её направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдаётся предпочтение развитию образования, культуры в ущерб решению проблем занятости населения или пенсионного обеспечения.

Сущность социальной политики выявляется через взаимоотношения элементов социальной структуры – социальных слоёв, классов и групп. Они могут быть активными или пассивными, осознавать или не осознавать свои интересы, быть организованными или быть политически не организованными, но в любом случае устойчивость таких социальных групп будет зависеть от комплекса общественных условий их существования и развития, от того, насколько полно и грамотно удовлетворяются их жизненные потребности.

Социальная политика как целенаправленная и сознательная деятельность по управлению социальной сферой строится на определённых принципах:

1. Принцип гуманизма. Поскольку главной ценностью любого общества является человек, то его благополучие, удовлетворение его жизненных потребностей находится в центре социальной политики любого государства. В нашей стране этот принцип нашёл конституционное закрепление 1 .

2. Принцип равных возможностей. Современная Россия нацелена на строительство правового государства, что закреплено в ст. 1 Конституции РФ 2 . В правовом государстве гарантируется «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» 3 . Отсюда и в социальной политике этот принцип должен выполняться неукоснительно и обеспечивать всем гражданам равные возможности для получения социальных благ, предусмотренных законодательством.

3. Принцип законности и соответствия государственным стандартам. Он предусматривает предоставление гражданам в соответствии с законом гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Их объём, виды и качество должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

4. Принцип адресности и доступности. В отличие от советской модели социальной политики, где социальные блага получали все граждане через общественные фонды потребления, в рыночных условиях государство оказывает социальную поддержку адресно , т. е. не всем гражданам, а преимущественно тем категориям и группам, которые в ней больше нуждаются: малоимущие, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д., т. е. наиболее социально уязвимым категориям. При этом государство исходит из того, что эта социальная помощь должна быть доступна. Гражданин не должен неделями и месяцами обивать пороги кабинетов чиновников, чтобы получить пособие или компенсацию, которые ему причитаются по закону.

5. Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от личности, семьи, группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения, содействия и помощи самому себе в социальной реабилитации и адаптации. Многолетнее существование государственного патернализма и государственной опеки привело к тому, что многие люди пассивно ожидают поддержки от государства, не задумываясь о своём вкладе в организацию собственной судьбы.

6. Принцип социального партнёрства. Это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, направленная на обеспечение и сбалансирование противоречивых интересов различных социальных слоёв, групп, государства с целью разрешения социальных конфликтов и обеспечения поддержания социального развития.

В документах МОТ 4 были выработаны общие принципы социального партнерства, а затем получили дальнейшее развитие в Трудовом Кодексе РФ 5 . К числу важнейших из них относятся:

    равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

    обязательность выполнения договорённостей и соглашений;

    равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

    принцип трипартизма (т. е. участие в переговорах трёх сторон: государственной власти, работников и работодателей).

7. Принцип субсидарности (поддержки). Он предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с государственными органами при финансировании мероприятий в области социальной политики. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы граждан и привлекать их самих к решению социальных проблем.

В процессе реализации социальной политики важно правильно выстраивать ее приоритеты . Они различаются в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Если же говорить о приоритетах применительно к тем или иным социальным группам, то они были направлены прежде всего на наиболее уязвимые и социально менее защищенные группы.

К таким приоритетным группам относятся:

    несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации 6 (в случае потери кормильца, потери или угрозы потери жилья, нарушение права на получение бесплатного общего образования);

    граждане, находящиеся в ситуации, угрожающей их здоровью и жизни (например, инвалиды, беженцы, чернобыльцы) 7 ;

    граждане, рискующие своей жизнью и здоровьем при защите Отечества или защищавшие независимость Родины 2 ;

    семьи с низким доходом и многодетные семьи, неполные семьи;

    граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы и склонные к суициду.

Социальная политика выполняет ряд важнейших функций (главных задач). От полноты и качества выполнения этих функций зависит степень социальной защищённости населения в целом и каждой группы в отдельности. Каковы же основные функции социальной политики ?

1. Обеспечение социальной устойчивости и стабильности общества. Социальная политика должна осуществляться таким образом, чтобы не допускать крупных социальных взрывов, уметь вовремя разрешать назревшие противоречия между социальными группами, находить эффективные способы и средства разрешения социальных конфликтов. В связи с этим важно уметь избегать открытых проявлений антагонизмов, включая войны между странами и гражданские войны.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Социальная политика должна быть настолько эффективной, чтобы обеспечивать распределение и участие социальных групп в политических решениях, чтобы удерживать влияние во власти господствующей политической элиты. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение социальной справедливости. Социальная политика призвана обеспечить такое распределение собственности, которое бы признавалось большинством справедливым и не требующим борьбы за передел.

4. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

5. Обеспечение достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из социальных групп, максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны.

Таким образом, поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества – инвалидов, престарелых, беженцев и т. д., – до обеспечения функционирования и развития общества в целом.

Лекция № 3. Социальная политика современных государств

План

1. Социальное государство: понятия и критерии.

2. Модели социальной политики современных государств.

3. Особенности социальной политики современной России.

Любое государство обязано заботиться о благополучии своих граждан, в этом состоит смысл социальной функции любого государства. Но не любое государство является социальным.

Под социальным государством понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, соучастия в управлении производством.

Впервые понятие «социальное государство» было введено в начале XIX в. английским философом и юристом Иеремия Бентамом, основоположником направления утилитаризма. Он понимал под социальным государством государство, которое заботится о благе народа. Эта идея была взята на вооружение и марксизмом. И хотя К. Маркс редко употребляет понятие социального государства, идея о том, что государство будущего должно ставить цель – «развитие каждого есть условие развития всех» – занимает центральное место в его работах.

В России идею социального государства успешно развивал профессор Московского университета П. И. Новгородцев. Он считал, что свобода возможна только при наличии материальных условий существования, а потому право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством.

Впервые некоторые идеи социального государства попытался воплотить в жизнь канцлер Германии О. Бисмарк, который в 80-х гг. XIX в. издал ряд законов о социальном страховании, направленных на выдачу пособий по утере трудоспособности, болезни и старости. В результате положение немецких рабочих несколько улучшилось, но считать Германию конца XIX в. социальным государством было бы преждевременно. Но заслуга Бисмарка состоит в том, что он впервые попытался идеи социального государства осуществить на практике.

Наиболее полно идеи социального государства были воплощены в жизнь в СССР, где к середине 30-х гг. были заложены основы социального государства. Это нашло отражение в следующих результатах:

1. Отсутствие безработицы, т. е. право на труд не только провозглашалось, но и гарантировалось государством.

2. Ликвидация социального неравенства между богатыми и бедными, которое существовало в царской России.

3. Создание государственной системы социального обеспечения (пособия по беременности и родам; оплачиваемые больничные листы по временной нетрудоспособности; пенсии; пособия инвалидам и т. д.).

4. Введение бесплатного 7-летнего образования.

5. Бесплатная медицинская помощь.

6. Бесплатное получение жилья и доступная плата коммунальных услуг 3 .

7. Организация системы дошкольного воспитания (открытие детских садов и яслей).

8. Рабочий контроль на производстве, рабочее самоуправление.

Эти преобразования, осуществляемые в СССР, оказались привлекательными и для рабочих Запада, которые стремились сделать, как в России. Под давлением профсоюзов и массовых выступлений рабочего класса правящие круги Запада были вынуждены также осуществлять социальные реформы. Но темпы социальных преобразований в разных странах были различны. Особенно активно эти преобразования начались после Второй мировой войны. Этому способствовали два главных фактора:

Не случайно, что в Конституции ФРГ, принятой в 1949 г., не только закрепляется термин «социальное государство», но и подчеркивается, что его создание является целью социальной политики страны.

С созданием Совета Европы процессы европейской интеграции активизировались, и европейские государства пришли к выводу, что необходим единый документ, в котором бы закреплялись обязательства государств по обеспечению своему населению улучшения уровня жизни и социального благополучия и были сформулированы основные социальные права граждан 4 .

В итоге 18.10.1961 г. в Турине (Италия) была подписана Европейская социальная хартия, которая была открыта для подписания всеми европейскими государствами. Принципы социального государства были зафиксированы позднее в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.); Хартии основных социальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике. В 1996 г. была обновлена и дополнена Европейская социальная хартия (новая редакция). В этих документах были сформулированы основные принципы социального государства, а также зафиксирован набор социальных прав в условиях социального государства. Опираясь на эти документы, можно сформулировать главные признаки социального государства:опейской со 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Белой (1994 г.) оциальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) я (1968 г.);анчению своему населению улучшения уровня жизни и соц

1. Социальное государство обеспечивает каждому гражданину достойный уровень жизни (т. е. уровень жизни гражданина в социальном государстве не может быть ниже прожиточного минимума).

2. Социальное государство заботится о предоставлении каждому человеку работы (т. е. в социальном государстве уровень безработицы не должен превышать 1,5%).

3. Социальное государство сглаживает имущественное неравенство (т. е. осуществляет перераспределение доходов от богатых к бедным, а соотношение 10% богатых к 10% бедных не может превышать пропорцию 1:7).

4. Социальное государство выравнивает возможности граждан независимо от физической силы, здоровья, возраста, места жительства.

5. Социальное государство помогает бедным и обездоленным, т. е. функционирует эффективная система социальной защиты населения.

6. Социальное государство заботится о мире и благоприятной среде обитания.

Таким образом, социальное государство обеспечивает социальную безопасность, материальные условия свободного и достойного существования каждого человека.

Вместе с тем социальное государство нельзя отождествлять и смешивать с правовым государством (см. таблицу).

Тема №1. Менеджмент в социальной сфере и его особенности

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. Она обеспечивает воспроизводство, развитие, совершенствование общественных групп и индивидов.

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить достаточный уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, развитие социальной, трудовой и предпринимательской активности, обеспечивать возможность самореализации человека. Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека.

Социальная сфера общества представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Она включает в себя совокупность социальных институтов, элементов инфраструктуры, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность человека, его развитие. Социальная сфера - устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера общества характеризуется сложной интегральной природой, составляющей предмет интереса многих общественных и гуманитарных наук. Она представляет собой весьма сложную, открытую, динамично функционирующую систему. В структурном отношении социальная сфера включает в свой состав социальные общности (индивиды, семьи, трудовые коллективы, различные слои и группы населения), социальные организации (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры), социальные институты (нормативно-правовые механизмы регулирования социальных отношений), иерархически соподчиненные органы управления – федеральные, региональные и муниципальные (см. рис. 1).



Рис.1. Структура и функции социальной сферы

Вместе с тем необходимо отметить, что социальной сфере в этом взаимодействии элементов организации общества принадлежит особая интегративная роль. Дело в том, что функция социальной сферы весьма специфична: она призвана обеспечивать воспроизводство действительной жизни всех общественных субъектов в ее реальных, конкретных проявлениях (развитие, самореализация жизненных сил, саморегуляция межсубъектного взаимодействия во всех сферах общества, гарантии безопасности и социальной защиты, здоровья и образования, уровня и качества жизни, трудовой самореализации и т.д.).

Структура социальной сферы, как уже отмечалось, включает в себя три основных компонента: социальные субъекты (индивиды, семьи, трудовые коллективы, слои и группы населения), социальные организации (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры), а также социальные институты (нормативно- правовые установления, органы управления).

Напомним: будучи относительно самостоятельной подсистемой общества, социальная сфера находится в непрерывном функциональном взаимодействии с тремя другими сферами – экономической (материально-производственной), политической и культурно-духовной. Интегральный характер социальной сферы проявляется, прежде всего, в том, что она предстает как некое целостное пространство, среда обитания людей, образующих своими связями и отношениями определенные общности - реальные совокупности индивидов, семей, социальных слоев и групп, которые и выступают субъектами социальной деятельности и отношений.



Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Значимый компонент социальной сферы – социальная инфраструктура . Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой комплекс учреждений, предприятий, сооружений, технических средств, органов управления, предназначенных для удовлетворения многообразных потребностей личности и семьи.

Обычно выделяют три компонента социальной инфраструктуры:

I) система учреждений социального обслуживания населения (помощь семье, детям, инвалидам, другим депривированным группам);

II) система учреждений и служб непосредственного жизнеобеспечения всех граждан (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт и т.п.);

III) удовлетворение высших потребностей самореализации личностного потенциала индивида (трудовая и гражданская, политическая деятельность, информационные и культурно-духовные запросы).

выделяются различные секторы в структуре социальной сферы, в которых производятся услуги разных типов:

1. государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему ГМСС;

2. добровольно – общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);

3. смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанных форм собственности;

4. частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе.

Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Воспроизводство жизнедеятельности социальных субъектов как главная функция социальной сферы порождает ряд ее производных функций, регулирующих внутренние связи, взаимодействие и взаимовлияние всех социальных субъектов, включенных в социальную структуру общества. Назовем важнейшие из этих функций:

Социально-интегративная функция - регулирует процессы формирования целостной социальной структуры общества через механизмы распределения, обмена, потребления производимого совокупного продукта.

Социально-организационная функция - обеспечивает формирование и взаимодействие социальных институтов и организаций, обслуживающих удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

Социально-регулятивная функция - регламентирует процессы нормативно обусловленного обеспечения минимально необходимых потребностей социальных субъектов, а также их взаимоотношений в ходе совместной социальной деятельности и общения.

Социально -адаптивная функция - стимулирует формирование и развитие социальных качеств, созидательно-творческого потенциала индивидов и групп (образование, воспитание, охрана здоровья, внутрисемейные отношения, обычаи, традиции).

Социально-защитная функция - реализует и охраняет социальную безопасность, права и гарантии субъектов, обеспечивает оказание помощи и поддержки нетрудоспособным и депривированным слоям и группам, осуществляет социальное обслуживание населения.

Социальная сфера в широком смысле состоит из следующих основных компонентов

Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Состояние социальной сферы в таком аспекте является интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности.

2. Механизмы управления социальной сферой.

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.

Управление – это воздействие, поступающее в систему извне.

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

Под управлением социальной сферой мы понимаем управление социальным воспроизводством социальных субъектов путем формирования необходимой для этого внешней среды и внутренних условий с учетом всей совокупности воздействий на социальную сферу: внешних и внутренних, закономерных и случайных, а также разных условий развития: устойчивого и неустойчивого.

Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Государственное управление социальной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки.

Смысл управления социальной сферой заключается в координации, гармонизации фундаментальных взаимодействий, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования и требует участия в управлении ею большого числа субъектов на всех уровнях ее организации: федеральном, региональном, местном.

Реализация задач управления социальной сферой связана с необходимостью создания достаточно сложной системы управления, структурно и функционально соответствующей управляемой системе. В реальной практике социальная сфера на федеральном уровне является объектом управления всех социальных министерств: труда и социального развития, образования, здравоохранения и т.д. На региональном уровне представлены соответствующие комитеты и департаменты социального профиля, на местном - управления и отделы.

Однако, несмотря на такую достаточно развернутую управленческую структуру, эффективность управления социальной сферой оставляет желать лучшего. Видимо, это связано с тем, что наличие нескольких независимых субъектов управления не обеспечивает целостность системы управления социальным развитием. Существуют также противоречия между федеральными, региональными и местными органами управления.

В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления, значительно шире предусмотренного Федеральным законом 2003 года.

В настоящее время для системы управления учреждениями социальной сферы актуальной является не только оптимизация ее структуры, но и изменение принципов, содержательных аспектов функционирования, что обусловлено новыми социально-экономическими реалиями. Сегодня в России закладывается нормативно-правовой, организационный фундамент для многоканального финансирования данных учреждений, их финансирования по результатам деятельности, а не по количеству койко-мест или числу сотрудников. На первый план выдвигается принцип конкурентности учреждения, его способность предлагать и качественно реализовывать конкурентные и социально-востребованные услуги. В данном контексте руководитель должен постоянно стремиться к оптимизации не только деятельности организации, но и практик управления, организации и администрирования в работе. Иными словами все более актуальными и необходимыми в социальных организациях становятся профессиональные навыки в области менеджмента.