Социальная аномия. Аномия — хаотическое состояние социальной системы

греч. a - отрицательная частица, nomos - закон) - понятие, введенное Э.ДЮРКГЕЙМОМ для объяснения ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (Дюркгейм Э. "Самоубийство", СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

АНОМИЯ

(‹ гр. anomos беззаконие) - понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся острым кризисом (распадом) системы ценностей, обострением противоречия между целями и возможностями их достижения. А. выражается в нарастании апатии, отчужденности, разочарованности, в девиантном поведении. В социально-политическую теорию понятие А. было введено Э.Дюркгеймом, утверждавшим, что проблема А. порождена переходным - от традиционного к современному обществу - характером современной эпохи, отличающимся потерей нравственных ориентиров, как отдельной личностью, так и социумом в целом. Теория А. в дальнейшем разработана Р.Мертоном, трактовавшим А. как результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы. Согласно Мертону, человек приспосабливается к состоянию А. разными способами: конформизмом (подчиняющимся поведением) или разновидностями девиантного поведения (инновация, ритуализм, уход от мира, мятеж). (Словарь, с. 15)

АНОМИЯ

Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения поведения отклоняющегося: самоубийств, апатии, разочарования и пр. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры - прежде всего в плане норм этических - при достаточно резкой смене общественных идеалов и морали. Определенные группы социальные перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, отчуждаются; членами этих групп отвергаются и прежние, и новые социальные нормы и ценности, в том числе - социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения целей - индивидуальных или общественных - выдвигаются собственные средства, в частности противоправные. Проявления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

АНОМИЯ

1. А. (англ. апотга; от греч. ап - отрицание + onyma - имя) - частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов, но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.

2. А. (фр. anomie - отсутствие закона; англ. anomie или апоту) - социологический термин, введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены утрачивают уважение и доверие к существующим нормам, ценностям, институтам, что характерно для периодов смут и перестроек. См. Девиантное поведение.

3. Гипотетическая стадия в развитии человеческого общества, на которой отсутствуют нормы и ценности, регулирующие поведение и жизнь людей в коллективе; предполагалось (напр. С. И. Гессен), что человечество, в общем, проходит 3 стадии развития: А., гетерономии и автономии. Аналогичные 3 стадии предполагаются и в моральном развитии ребенка.(Б.М.)

АНОМИЯ

anomia) - 1. Разновидность афазии, при которой больной не способен давать названия окружающим предметам, несмотря на то что понимание их роли, а также способность складывать слова в предложения у него сохраняются. 2. Отсутствие почитания законов и установленных правил, являющееся признаком психопатии и диссоциальных психических отклонений у человека.

Аномия

Словообразование. Происходит греч. a - отрицательная частица + nomos - закон.

Специфика. Разрушение социальных предписаний и запретов. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

Литература. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912;

Luces S. Alienation and anomie // Philosophy, politic and society. Series 3. Oxford, 1967

Merton R.K. Social Theory and social structure. Glencoe (Ill.), 1957

Fischer A. Die Entfremdung des Menschen in einer heilen Gesellschaft

АНОМИЯ

1. Частичная или полная потеря способности вспоминать имена. Термин в этом значении используется только для обозначения афазических и амнестических синдромов, но не для обычного состояния, знакомого очень многим. 2. В обществе или группе, состояние, когда разрушается социальная структура, утрачиваются социальные ценности и культурные нормы. Аномия предполагает беспорядок, дезорганизацию и угрозу коллективной безопасности и может наблюдаться в ряде условий, например, после каких-то катастроф, подобно землетрясению, войне или, менее очевидно, когда многочисленные группы людей эмигрируют из сельских местностей в города, где их исходные социальные ценности не соответствуют местным, и к тому же ассимиляции противостоит городское население. 3. Состояние, при котором члены внешне хорошо организованного общества чувствуют себя изолированными и отчужденными вследствие чрезмерно специализированной социальной структуры, которая ограничивает близость. Это значение используется, чтобы охарактеризовать психологическое состояние многих людей, живущих в высокоразвитых, технологических городских обществах.

АНОМИЯ

от греч. a – отрицательная частица + nomos – закон и от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом современного общества потребления, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть, успех) и невозможностью их реализации для большинства. Термин введен Э. Дюркгеймом в 1912 г., теория А. разработана Р. Мертоном. А. – разрушение социальных предписаний и запретов, социальный феномен, объясняющий отклоняющееся поведение (самоубийство, апатия и разочарование). Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в т. ч. и социально декларируемые образцы поведения. Вместо правовых средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления А., затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют на молодежь. А. выступает причиной возникновения многих деструктивных конфликтов или возрастания негативных последствий обычных конфликтов нормального общества. Может выражаться в таких массовых асоциальных действиях, как погромы. Современное российское общество, судя по всему, «больно» тяжелой формой А. Поэтому борьба с А. будет способствовать профилактике всех видов конфликтов значительнее, чем работа непосредственно с конфликтами.

Аномия - это философско-социологическое понятие, выражающее состояние общества (см. ), при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что значительная часть населения оказывается «вне» общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями.

Проблема аномии была поставлена Э. Дюркгеймом в книге «О разделении общественного труда», где в ходе анализа «ненормальных» форм этого разделения, им была выделена аномия. Согласно Дюркгейму, состояние аномии возникает в результате того, что разделение труда не производит солидарность, и таким образом совокупность правил, стихийно установившаяся между социальными функциями, далее не в состоянии регламентировать отношения социальных структур. Состояние аномии может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом. В своей работе Дюркгейм выделил три типа самоубийств: «эгоистические», «альтруистические» и «анемические». Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал аномию одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. Аномия, по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе.

Дюркгеймовская трактовка аномии была развита Мертоном, который ввёл систему понятий, описывающих феномен «отклоняющегося» (или девиантного) поведения. Среди элементов социальной и культурной структуры Мертон выделяет два основных элемента:

  1. система целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой;
  2. элементы, определяющие, регулирующие и контролирующие приемлемые способы достижения этих целей.

Очень часто регулятивные нормы и моральные императивы не совпадают с социально стандартизированными способами достижения этих целей, то есть выбор подходящих средств и способов ограничен принятыми в обществе социальными и культурными нормами. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их достижения. Мертон выделяет два возможных типа несогласованности между элементами социокультурной структуры:

  1. ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей;
  2. ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью.

В отличие от концепций, объясняющих анемическое поведение биологическими влечениями, Мертон считает, что аномия «взывается к жизни» не какими-то случайными целями, а именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, что, в свою очередь, сопряжено с различным доступом к возможностям законного, институционально допустимого средства достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между средствами и целями и наличная социально-классовая структура (оставляющая индивида в неопределённом, «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой), взятые вместе, способствуют более частым проявлениям аномии. Таким образом, аномия, по Мертону, есть результат разъединения указанных элементов социальной и культурной структуры.

Теория аномии – довольно известное понятие в психологии, социологии и других науках о человеке и обществе. Понятие аномии ввел Э. Дюркгейм, вслед за ним его стали изучать Т. Парсонс и Р. Мертон. Они понимали под этим явлением различные отклонения в поведении человека, которые приводят к тому, что он в конечном итоге может стать преступником. В связи с этим аномию изучает еще и криминалистика.

Происхождение

Большинство ученых задавались и до сих пор задаются вопросом: откуда происходит аномия, какие факторы становления личности влияют на то, что человек становится «неправильным» и нарушает общепринятые нормы. Отвечая на эти вопросы, Дюркгейм, например, считал, что понятие аномии – это определенное состояние социума, в котором нет необходимой морально-нравственной регуляции поведения людей.

Вернее сказать, она была, но потеряла свою актуальность, а новые нормы еще не прижились. Получается, что такое общество можно назвать в каком-то роде анархичным. Люди теряют веру друг в друга, а порой и в себя, испытывают постоянное нервное напряжение, подвержены стрессу, а в итоге приобретают отклоняющееся поведение. Ярким примером такого явления, как социальная аномия, является постперестроечное время в России – 90-е годы.

Причинами аномии социальной большинство ученых считают наличие большого количества общественных норм, которые противоречат друг другу, поэтому у людей – особенно это касается молодого поколения – происходит своего рода «нестыковка»: они не понимают, как вести себя правильно, а какое поведение будет являться отклоняющимся.

Роберт Мертон, изучая аномию, говорил, что аномия часто возникает не тогда, когда человек имеет большую свободу выбора, а тогда, когда он не может следовать определенным нормам. Примером такого поведения он считал то, что все американцы стремятся к богатству, но не у всех есть возможность достичь своей цели законным путем. Те, у кого это не получается, начинают делать это нелегально.

Но нельзя исключать и тот факт, что состояние аномии иногда бывает полезно для общества. В частности, это явление может выступать в качестве двигателя прогресса, а границы между нормальным и ненормальным поведением весьма подвижны, причем как во времени, так и в пространстве. Вспомните, если в прошлом веке наши бабушки едва ли могли представить женщину в брюках, то сегодня это вполне обычное явление.

Разложение, распад и преступность

Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:

  • Неустойчивость социальных норм.
  • Невозможность морали воздействовать на общество.
  • Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.

Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.

Если прежние нормы морали устарели или просто перестали восприниматься некоторой частью общества, а на смену им не пришли новые принципы, происходит подмена ценностей, и люди часто начинают вести себя противоправно. Причем явление аномии и девиантное поведение могут наблюдаться во всех слоях общества, но все-таки прежде всего это присуще молодому поколению.

Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.

Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т.п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.

Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:

  • В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
  • Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.

Социальный вакуум

Многие социологи утверждают, что аномия – это своего рода вакуум, который возникает на месте разрушенных ценностей, пока еще не появились новые. Причем каждую социальную патологию можно рассматривать именно как социальное явление, аномию.

Мертон, например, утверждал, что суицидальное поведение зависит в большей степени от внешних причин, а в меньшей – от внутренних особенностей человека или его психического состояния. Это наглядно прослеживается на примере сегодняшней ситуации в России, когда подростки, ведомые кем-то в сети Интернет, играют в опасные игры, находясь на грани суицида.

Вместе с тем по мере развития человечества количество аномальных социальных явлений отнюдь не снижается, а преступность постоянно растет вне зависимости от уровня развития общества, меняются лишь способы аномальных действий и реакция на них со стороны окружающих. Эти идеи стали развиваться в более поздних трудах других социологов – например, Л. Клозера, который утверждал, что причинами девиантного поведения являются социально-классовые различия, допустим, между революционерами и консерваторами.

Кстати, Мертону удалось ввести в социологическую науку представление о том, что к возникающим противоречиям люди могут адаптироваться, причем разными методами. Чаще всего это бывают:

  • Конформизм – абсолютное принятие одобряемых обществом целей.
  • Инновация – это когда цели принимаются, а вот способы их достижения люди отвергают.
  • Ретризм – избегание социальных норм, которое проявляется в пассивной форме. Самым ярким примером такого поведения является наркомания.
  • Ритуализм – явление, при котором люди воспроизводят лишь привычные им способы достижения целей.
  • Мятеж – активное неприятие социальных норм.

Социальный контроль

Изучая теорию социальной аномии, нельзя не отметить такое явление, как общественный контроль. Ведь это он призван воздействовать на отдельную личность и общество в целом для того, чтобы регулировать общественный правопорядок.

Социальный контроль можно подразделить на два вида – внутренний и внешний. Внешний представляет собой определенный набор механизмов, которые гарантируют соблюдение обществом норм поведения. Он может быть формальным или неформальным. Примером формального социального контроля служат законы и другие правовые акты, а неформального – общественные ценности и нормы морали.

Внутренний контроль в социологии принято называть самоконтролем. Он работает следующим образом: человек сам контролирует свое поведение, основываясь на общепринятых нормах. В процессе взросления каждый индивид настолько хорошо усваивает общественные правила, что они буквально впитываются в подкорку его головного мозга.

Если случается так, что человек вынужденно преступает через определенную черту, то впоследствии он начинает испытывать мучения совести. Отметим, что социальный контроль, по мнению ученых, на 70% состоит из самоконтроля. Получается, что именно самосознание каждого индивида определяет поведение в социуме в целом. Чем выше уровень самосознания граждан, тем меньше в обществе наблюдается проявлений девиантного поведения. Автор: Елена Рагозина

Девиантное поведение

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций.

Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности, а одним из ярких ее выражений – широкое распространение самоубийств. Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в которые входит индивид.

Мертон под соц. аномией понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории соц. аномии проблему соотношения соц. целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

Сегодня понятие соц. аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни, апатия, преступность - zB. современное российское общество.

Общество строится на общепринятых правилах, которые регулируют взаимоотношения между отдельными людьми и группами, коллективами в целом. Мораль, нормы, законы и правила придуманы для того, чтобы каждый человек понимал, каких ценностей ему придерживаться, чтобы быть принятым обществом, а также как общаться с окружающими, чтобы не нарушать их права и свободу. Противоположностью этого является аномия – распространенное в современном мире явление. Следует рассмотреть понятие, способы преодоления и примеры аномии, начав с небольшой теории.

Аномия

Что понимается под аномией? Это отсутствие законов и игнорирование моральных принципов, что приводит к деструктивному поведению и появлению негативных мыслей, разрушающих общественный устой. Данной проблемой занимаются психологи, социологи, смежные науки и даже медицина.

В медицинском понимании аномией называется патологическое «выпадение» из памяти имени или наименования предмета.

Аномия может проявляться в индивидуальном или групповом порядке. Например, суицидальные мысли или противозаконные поступки могут называться индивидуальной аномией. Групповая аномия возникает во времена, когда в стране царствует смута, война, перестройка, революция, кризис. Это провоцируется невозможностью воплотить те моральные принципы, которые провозглашаются обществом. Отдельные группы замечают, что в настоящих обстоятельствах достижение моральных ценностей невозможно, поэтому это приводит к деструктивному настрою.

К аномии также можно отнести разочарование в жизни, деградацию в профессиональной деятельности, отрыв от социума.

На государственном уровне под аномией понимается нарушение целостности общества за счет разногласия моральных устоев и способов их достижения. В таком обществе возрастают убийства, самоубийства, насилие и прочие преступные действия. Если в обществе провозглашается то, что законными действиями невозможно достичь, тогда люди прибегают к незаконным поступкам:

  1. Конформизм – человек в имеющихся условиях старается достичь поставленных целей.
  2. Инновация – человек старается достичь желаемого, создав новые условия.
  3. Ритуализм – человек не меняет условий, однако меняет цели.
  4. Уход – человек отказывается от целей и не принимает имеющихся условий.
  5. Мятеж – отказ от имеющихся целей и обстоятельств с целью замены их новыми целями и условиями.

Социальная аномия

Когда в обществе начинают меняться устои и моральные ценности, тогда некоторые люди не успевают перестроиться, из-за чего начинают ощущать собственную непричастность. Более подверженными изменениям и гибкими являются молодые люди. С одной стороны, они сами являются инициаторами формирования чего-то нового, что больше соответствует их интересам. С другой стороны, они возглавляют общество в желании изменить сформировавшиеся устои.

Когда мораль и нормы меняются, многие люди теряются. Одни соглашаются с тем, что происходит, другие отказываются, из-за чего становятся борцами за возврат прежних правил. Аномия характеризуется появлением новых устоев, однако отвержение их обществом, которое пока еще живет старыми принципами.

Любое отклонение от нормы называется в социологии аномией. Когда общество входит в кризисное состояние, именно в этот период возникает данное явление. Прежняя мораль разрушена, а новая еще не сформирована. Здесь человек начинает хаотично искать способы достижения баланса, который значительно нарушился. У каждого это получается сделать по-своему. Вот почему целостность общества нарушается, поскольку формируется одновременно несколько групп, которые противоборствуют друг другу.

Когда человеку необходимо реализовывать сразу две противоположные ценности, возникает аномия. Другими словами, аномия – это «переходный период», когда уже не действует старое, но пока еще новое не показало своего положительного результата.

На сегодняшний день аномия является прогрессирующей, поскольку происходит постепенный переход от коллективного к индивидуальному. Человек пока еще не научился сочетать в себе и своих действиях общественную мораль и стремление к достижению личных целей. Если раньше было четкое разделение между слоями людей, где давались четкие цели и законные способы их достижения, теперь человек должен сочетать законность действий с собственными целями, которые он сам перед собой поставил.

Понятие аномии и морали

Понятие аномии – это разрушение морали с целью достижения эгоцентрической цели. Что же такое мораль? Существует три типа морали:

  1. Социальная, или внешняя.
  2. Запрограммированная, индивидуальная.
  3. Самомотивированная, индивидуальная.

Всех людей можно разделить на 4 группы:

  1. Аморальные люди, нарушающие закон.
  2. Аморальные люди, подчиняющиеся закону из страха.
  3. Люди, следующие социальной морали не из страха, а по убеждению, сложившемуся под действием образования. В этом случае их мораль – не более, чем условный рефлекс, поскольку в ней отсутствует самомотивация.
  4. Люди, следующие моральным и юридическим законам добровольно, по внутренней мотивации, свободные от внешнего давления.

Необходимо осознать, что настоящая моральная заслуга состоит не в уважении силы закона, а основана на «Я» человека, то есть его убежденности и добровольном желании следовать нормам, которые он считает моральными. В противном случае нельзя сказать, что человек совершает моральные действия, он лишь пассивно, слепо и механично следует определенным правилам, совершено не понимая их настоящего значения. Нет истинной морали без понимания важности значения моральных принципов.

Есть люди, которые совершают моральные поступки, будучи внутренне аморальными. Конечно, это лучше, чем быть аморальным и внутренне, и внешне. Для общества различия между внутренней и внешней моралью не имеют значения, но крайне важно для человека, который стремится к духовному совершенству. Только духовность делает человека моральным, гарантирует стабильность и постоянство этого качества, а также способствует тому, чтобы он добровольно, а не принудительно следовал законам. Даже если закон не предусматривает наказания, моральный человек не будет его нарушать, поскольку такое поведение соответствует его сущности. Он ведет себя так не потому, что запрограммирован, а по своей воли.

Внешняя мораль не является гарантией внутренней, но внутренняя мораль всегда означает и внешнюю. Таким образом, человек достигает внутренней, моральной, самомотивированной сознательности, которая активна и динамична, а не запрограммирована и статична. Интересно отметить, что все, кто следует законам, считаются в обществе честными и моральными. А как же те, кто нарушил закон, совершил серьезное преступление, но не был пойман? В этом случае человек может сохранить свою репутацию перед обществом, но все равно войдет в группу людей аномии.

Итак, человек истинно морален только в том случае, если следует законам из-за любви к истине и справедливости, уважая естественный порядок вещей, понимая принцип причины и следствия, а не из страха наказания, не по принуждению и не из-за условного рефлекса. Таким образом, существует законность без морали и мораль без законности. Кант утверждал, что моральный человек осознает сущность морали и закона и следует и тому, и другому. Истинная мораль не должна зависеть ни от страха, ни от надежды, ни от других внешних влияний.

Социальная норма и социальная аномия

Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.

Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.

Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:

  • Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
  • Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.

Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.

Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.

Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.

Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.

Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.

Теория аномии

Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.

Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.

Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.

В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию , когда человек начинает пить алкоголь, впадает в , живет скучной жизнью и т. д.

Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи сайт как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.

Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:

  • Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
  • Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
  • Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.

В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.

Примеры аномии

Условно примеры аномии можно разделить на масштабные (государственные) и коллективные, иногда индивидуальные. Масштабными примерами аномии могут стать войны, революции, откол мелких государств. Коллективные аномии проявляются в стремлении повлиять на мнение общества: мятежи, разгромы, новые веяния в общественных целях (например, движение «чайлдфри»). Индивидуальными можно назвать аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т. д.

Происходит это с отдельным человеком или в обществе в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе человек принимает новую идею, которая создает иллюзию того, что только противоправными действиями можно достичь тех целей, которые у него имеются. Однако частыми становятся случаи, когда группировка распадается после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность реализации целей незаконными способами.

Следует отметить влияние СМИ и примеров родителей, которые провоцируют в человеке деструктивное поведение. Все частыми становятся беседы о плохом, нежели о хорошем. Люди стали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и следует быть хитрыми.

Безбожие тоже относится к аномии. Ярко данный феномен проявлялся во времена господства веры и религии. Вспомним о сжигании женщин на кострах, которых подозревали в колдовстве. Каждый, кто не соответствовал определенным нормам общества, должен был погибнуть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что безбожные люди научились скрываться или притворяться верующими.

Говоря о социальных нормам, следует понимать, что многие люди вынуждено их придерживаются. Более хитрые представители научились уходить от наказания, которое следует за совершением противоправного поступка. Аномия – это попытка адаптироваться к условиям жизни.

Преодоление аномии

Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

Итог

В зависимости от того, как проявляется аномия, она может влиять на продолжительность жизни человека, а может и вовсе на ней не сказываться. Итог аномии – социальная изоляция и неприятие обществом. Зачастую люди заканчивают жизнь в одиночестве и болезнях, которые сами в себе развили.

Прогноз аномии преступного характера – наказание и заключение. Человек лишается свободы, которая позволяла ему быть деструктивным. Теперь он попадает в структуру, где он будет вынужден подчиняться, независимо от желаний.

Жизнь в социуме является сложной, поскольку нормы и правила периодически меняются. Человек вынужден подстраиваться, часто отказываясь от собственных желаний, которые ранее испытывал и старался реализовать. Это тоже вызывает внутренний конфликт, который может привести к аномии.

Человек вынужден адаптироваться в постоянно меняющемся обществе. Нормы морали всегда менялись и будут меняться. Это делает неустойчивыми те ценности, которые пропагандируются в настоящий момент. Насколько хорошо человек адаптируется, зависит от гибкости его мышления и способности быстро перестраивать себя, свою жизнь и желания.