Храбрый персей чем отличается от рассказа. Энциклопедия сказочных героев: "Храбрый Персей"

Однажды царю Аргоса Акрисию было предсказано, что у его дочери Данаи родится сын, от руки которого ему суждено погибнуть. Чтобы избежать
исполнения предсказания, запер тогда царь Акрисий свою дочь в медно-каменное подземелье, но Зевс полюбил Данаю, проник туда в образе золотого дождя, и родился после того у Данаи сын Персей.
Услыхав крик ребенка, царь велел вывести оттуда Данаю и ее младенца, заключить их обоих в бочку и бросить в море. Долго носили Данаю с ребенком бушующие волны, но ее оберегал Зевс. Наконец она была выброшена на берег острова Сериф. В это время рыбак, по имени Диктис, ловил на морском берегу рыбу. Он заметил бочку и вытащил ее на берег. Освободив Данаю и ее маленького сына из бочки, он привел их к своему брату, царю острова Полидекту. Тот принял их радушно, оставил жить в своем царском доме и стал воспитывать Персея.
Персей вырос и сделался красивым юношей. Когда Полидект решил жениться на Данае, то Персей всячески препятствовал этому браку. За это невзлюбил его царь Полидект решил от него избавиться. Он поручил Персею совершить опасный подвиг - отправиться в дальнюю страну и отрубить там голову ужасной Медузе, одной из трех страшных чудовищ, называемых Горгонами. Было их три, и звали одну из них Сфено, другую - Эвриала, а третью Медуза, и только эта из трех была смертна. Эти крылатые змееволосые девы обитали на крайнем Западе, в области Ночи и Смерти.
Был у них такой страшный вид и такой жуткий взгляд, что всякий, кто видел их, от одного их взгляда обращался в камень.
Царь Полидект надеялся, что если юный Персей встретит в той далекой стране Медузу, то никогда не вернется назад.
Вот отправился смелый Персей в путь на поиски этих чудовищ и после долгих странствий пришел наконец в область Ночи и Смерти, где царствовал отец страшных горгон, по имени Форкис. Встретил Персей на пути к горгонам трех старух, которых звали граями. Они родились с седыми волосами, у всех трех был единственный глаз и один только зуб, которыми они делились поочередно.

Эти граи стерегли сестер горгон. А по пути к ним жили добрые нимфы.
Пришел к нимфам Персей, и они дали ему крылатые сандалии, которые могли легко поддерживать его в воздухе. Они подарили ему, кроме того, мешок и шлем Аида, сшитый из собачьей шкуры, делающий человека невидимкой. Вручил ему хитроумный Гермес свой меч, а Афина - металлический, гладкий, как зеркало, щит. Вооруженный ими, взлетел Персей на своих крылатых сандалиях, перелетел через океан и явился к сестрам горгонам. Когда он приблизился к ним, страшные сестры в это время спали; и отрубил Персей своим острым мечом голову Медузе и бросил ее в мешок, подаренный ему нимфами. Персей все это сделал, не глядя на Медузу, - он знал, что ее взор мог обратить его в камень, и держал перед собой зеркально-гладкий щит. Но только успел Персей отрубить голову Медузе, как тотчас возник из ее туловища крылатый конь Пегас и вырос великан Хрисаор.
Проснулись в это время сестры Медузы. Но Персей надел свой шлем-невидимку и в крылатых сандалиях полетел в обратный путь, и не могли нагнать его страшные сестры горгоны.
Ветер поднял его высоко в воздух, и, когда он пролетал над песчаной Ливийской пустыней, упали на землю капли крови Медузы и выросли из ее крови ядовитые змеи, которых так много водится в Ливии.
Поднялись могучие ветры и стали носить Персея по воздуху в разные стороны; но к вечеру ему удалось достигнуть крайнего Запада, и юный Персей попал в царство исполина Атланта. Опасаясь лететь ночью, Персей опустился на землю.
А был исполин Атлант богатым царем той страны, и владел он многими стадами и огромными садами; в одном из них росло дерево с золотыми ветвями, и листья и плоды были тоже все золотые.

Было Атланту предсказано, что явится однажды сын Зевса и сорвет с дерева золотые плоды. Тогда высокой стеной окружил свой сад Атлант и поручил юным гесперидам и страшному дракону охранять золотые яблоки и не подпускать к ним никого.

Явился Персей к Атланту и, назвавшись Зевсовым сыном, стал просить, чтобы он принял его у себя. Но вспомнил Атлант древнее предсказание и отказал в приюте Персею и хотел его прогнать. Тогда достал Персей из мешка голову Медузы и показал ее Атланту. Не устоял исполин перед страшной силой Медузы и от ужаса окаменел. Стала его голова вершиной горы, а плечи и руки ее отрогами, обратились его борода и волосы в дремучие леса. Поднялась остроконечная гора, разрослась до огромных размеров. Она достигла самого неба, и оно легло со всеми своими звездами на плечи Атланту, и вот с той поры держит исполин эту тяжелую ношу.
Так отомстив Атланту, на другое утро поднялся Персей снова на своих крылатых сандалиях в воздух, и долго летел он, пока наконец не прибыл к берегам Эфиопии, где царствовал Кефей.
Увидел Персей на пустынном берегу юную прекрасную Андромеду, прикованную к скале. Она должна была искупить вину своей матери Кассиопеи, которая однажды, хвалясь своей красотой перед нимфами, сказала, что она всех прекрасней. Разгневавшись, нимфы пожаловались Посейдону и просили ее наказать. И наслал Посейдон на Эфиопию потоп и страшное морское чудовище, поглощавшее людей и скот.
Оракул предсказал, что Кефей должен отдать свою дочь Андромеду этому страшному чудовищу на съедение; и вот ее приковали к морской скале.
Увидал Персей прикованную к скале прекрасную Андромеду. Она стояла неподвижная, и не шевелил ветер ее волос, и если бы не было у нее на глазах слез, то можно было бы принять ее за мраморное изваяние.
Взглянул на нее изумленный Персей, спустился к ней, стал расспрашивать плачущую девушку, как ее зовут, откуда она родом и за что прикована к пустынной скале. Не сразу, но рассказала наконец девушка Персею, кто она и за что прикована цепями к этой скале.
Вдруг зашумели морские волны и выплыло из глубины моря чудовище. Разинув свою страшную пасть, оно кинулось к Андромеде. Вскрикнула в ужасе девушка, на крик ее прибежали царь Кефей и Кассиопея, но не могли они спасти свою дочь и стали горько ее оплакивать. Тогда Персей крикнул им с высоты:
- Я - Персей, сын Данаи и Зевса, отрубивший голову страшной Медузе. Обещайте мне отдать вашу дочь в жены, если я ее спасу.
Кефей и Кассиопея согласились на это и обещали ему отдать не только дочь, но и все свое царство в придачу.
Подплыло в это время чудовище, рассекая волны, точно корабль, ближе и ближе, и вот оно почти уже у самой скалы. Поднялся тогда юный Персей высоко в воздух, держа в руке свой блестящий щит. Увидало чудовище отражение Персея в воде и в ярости бросилось на него. Как орел, который набрасывается на змею, так налетел Персей на чудовище и вонзил глубоко в него острый свой меч. Высоко взлетело на воздух раненое чудовище, затем кинулось вниз на Персея, как дикий вепрь, преследуемый собаками. Но юноша в своих крылатых сандалиях увернулся от чудовища и стал наносить ему мечом удар за ударом, и вот хлынула черная кровь из пасти чудовища. Во время боя намокли крылья Персея, с трудом долетел он до берега и, заметив поднимающуюся из моря скалу, спасся на ней. Держась левой рукой за камень, он правой нанес чудовищу еще несколько ран, и чудовище, истекая кровью, опустилось на дно морское.
Бросился юноша к Андромеде и освободил ее от цепей.
Обрадованные Кефей и Кассиопея радостно встретили юного героя и повели невесту и жениха в свой дом. Вскоре устроен был свадебный пир, и были на свадьбе у них Эрот и Гименей с факелами в руках, играли на флейтах и лирах, пели веселые песни; слушали свадебные гости рассказ о подвигах героя Персея.
Но вдруг в дом Кефея явилась толпа во главе с братом царя Финеем, который сватался прежде за Андромеду, но во время беды покинул ее.
И вот Финей потребовал отдать ему Андромеду. Он поднял копье на Персея, но Кефей заслонил его. Тогда разъяренный Финей изо всех сил бросил копье в юношу, но не попал. Персей схватил это же самое копье, и если бы Финей не спрятался за жертвенником, оно пронзило бы ему грудь, но копье попало в одного из воинов Финея, который замертво упал наземь. И началась тогда на веселом пиру кровавая битва. Как лев, сражался Персей против многочисленных врагов; юного героя окружила большая толпа врагов во главе с Финеем. Прислонившись к высокой колонне, он с трудом отбивался от нападающих на него воинов, но наконец увидел, что не победить ему превосходящих силой врагов. Тогда он достал из мешка голову Медузы, и один за другим при виде ее обратились в камень враги. Вот уже последний воин стоит, точно каменное изваяние с поднятым в руке копьем.

В ужасе увидел Финей, что воины его окаменели. Он узнал их в каменных изваяниях, стал звать их и, не веря своим глазам, дотрагиваться до каждого из них - но под рукой у него лишь холодный камень.
В ужасе протянул Финей руки к Персею и попросил его пощадить. Смеясь, ответил ему Персей: «Тебя не коснется мое копье, но я поставлю тебя каменным памятником в доме моего тестя». И он поднял над Финеем голову страшной Медузы. Глянул на нее Финей и тотчас обратился в каменное изваяние, выражающее трусость и унижение.

Персей женился на прекрасной Андромеде и отправился с молодой женой на остров Сериф, там он спас свою мать, обратив в камень царя Полидекта, который принуждал ее к замужеству, и отдал Персей власть над островом другу своему Диктису.
Возвратил Персей крылатые сандалии Гермесу, а шлем-невидимку Аиду; голову же Медузы получила в дар Афина Паллада и прикрепила ее к своему щиту.
Потом отправился Персей с юной женой Андромедой и матерью в Аргос, а затем в город Ларису, где принял участие в играх и состязаниях. На этих играх присутствовал и дед Персея, переселившийся в страну пеласгов. Здесь и исполнилось наконец предсказание оракула.
Бросая диск, Персей случайно попал им в своего деда и нанес ему смертельную рану.
В глубокой скорби узнал Персей, кто был этот старик, и похоронил его с великими почестями. Потом он отдал власть над Аргосом своему родственнику Мегапенту, а сам стал править Тиринфом.
Долгие годы прожил Персей счастливо с Андромедой, и она родила ему прекрасных сыновей.

Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.

Год написания: 1936

Жанр: сказка

Главные герои: Персей , Андромеда , Медуза

Сюжет

Персей вступил в бой с Медузой, от одного взгляда в глаза которой люди превращались в камень. Юноша смог победить эту тварь с помощью зеркального щита и отрубил ее голову и спрятал в мешок.

Возвращаясь на родину, он увидел прекрасную девушку, прикованную к скале. Он поинтересовался ради чего это проделано. И она ответила, что уготована в жертву морскому дракону, который раз в год выходит из моря и забирает самую красивую девицу.

И в этот миг из морской пучины показалось огромное чудовище, но Персей не растерялся, а вытащил из мешка голову Медузы и показал дракону, от последнего взгляды колдуньи тот окаменел. Отныне жителям этой страны не нужно было отдавать дочерей в жертву, а красавица Андромеда стала женой юноши.

Вывод (мое мнение)

С помощью мифов люди в древности объясняли появление планет, звезд, солнца, луны, искусств и ремесел. На небосклоне сияет созвездие Персея и лучезарная звезда Андромеда, глядя на которые мы вспоминаем прекрасную легенду, призванную увековечить в памяти потомков храбрость и доблесть предков.

В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на неё, в тот же миг становился камнем.

Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тотчас же превращался в окаменелую статую. И если птица, пролетая над землёй, взглядывала на Медузу Горгону, птица падала камнем на землю.

Был летний чудесный день. На лужайках, в садах и на улицах бегало много детей. Они играли в весёлые игры, прыгали, плясали, смеялись и пели. Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, и они превращались в холодную груду камней.

2

В том же городе в великолепном дворце жил царь Полидект. Он был трусливый и глупый: до того испугался Медузы Горгоны, что убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землёй.

В погребе было много вина и еды; царь сидел за столом и пировал со своими вельможами. Какое ему было дело, что в городе, там, наверху, люди погибают один за другим и не могут спастись от жестокой колдуньи!

К счастью, жил в этом городе храбрый Персей. Все очень любили его. Он никогда никого не боялся.

Когда страшная Медуза Горгона проходила по городу, его не было дома.

Вечером Персей воротился домой. Соседи рассказали ему о Медузе Горгоне.

— Злая, бессердечная колдунья! — вскричал он. – Пойду и убью её.

Соседи грустно покачали головой и сказали:

— Много было таких смельчаков, которые хотели сразиться с Медузой Горгоной. Но никто из них не вернулся сюда: она всех превратила в камни.

— Но не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же отомщу ей за её злые дела.

И Персей побежал по улицам, расспрашивая у каждого встречного, где жилище Медузы Горгоны.

Но никто не ответил ему. Каждый плакал над каким-нибудь камнем.

3

Персей заглядывал по пути в каждый дом: нет ли там Медузы Горгоны.

Проходя мимо царского погреба, он подумал: не там ли она?

Сбежал по ступеням вниз — и увидел в подземелье царя!

Царь Полидект сидел за столом на троне и весело пировал со своими вельможами.

— Эй, ты! — закричал он Персею. — Надеюсь, ты пришёл сюда не с пустыми руками! Не хочешь ли ты подарить мне каких-нибудь диковинных рыб? Или сочных ягод и сладких плодов?

— Нет, — сказал Персей. — Я не принёс ничего — ни рыб, ни плодов, ни ягод. Но скоро я принесу тебе драгоценный подарок, который обрадует и развеселит твоё сердце.

У царя от жадности заблестели глаза.

— Милый юноша, — сказал он приветливым голосом, — подойди ко мне ближе и скажи, какой драгоценный подарок собираешься ты мне поднести. Может быть, ты нашёл на дне моря жемчужину или золотую корону?

— Нет, — ответил Персей, — мой подарок дороже золота, дороже самых лучших жемчужин…

— Что же это такое? Скажи!

— Голова Медузы Горгоны! — громко ответил Персей. — Да, я подарю тебе голову Медузы Горгоны! Я убью эту злую колдунью. Я спасу от неё свою родину!

Царь ударил кулаком по столу:

— Ступай от меня, жалкий безумец! Или ты не знаешь, что тысячи моих доблестных воинов пытались уничтожить Медузу, но многих превратила она в камни, а прочие убежали от неё, как от лютого зверя?

— Твои воины такие же трусы, как ты! — гневно ответил Персей. — Но я никого и ничего не боюсь! Я не убегу от Медузы Горгоны. И ты получишь от меня её голову.

Сказав это, он повернулся и быстрыми шагами ушёл из подвала.

4

Забыв обо всём на свете, он думал теперь об одном: как бы найти Медузу Горгону и спасти от неё родную страну?

Но напрасно всю ночь до утра скитался он по улицам города. Только утром ему встретился знакомый , который сказал, что Медуза живёт недалеко, под высокой горой, у ручья.

К вечеру Персей добрался до высокой горы, на склоне которой среди серых камней под деревьями спала крепким сном Медуза Горгона.

Персей обнажил свой меч и помчался вниз по уступам горы. Но вскоре он остановился и задумался: «Ведь чтобы отрубить голову спящей колдунье, я должен взглянуть на неё, а если я взгляну на неё, она сейчас же превратит меня в камень».

Он поднял свой медный щит — круглый, блестящий и гладкий — и стал смотреть в него, как смотрят в зеркало. В этом щите отражались и деревья, и серые камни, которые были на склоне горы. В нём же отразилась и спящая женщина, у которой вокруг головы были не волосы, а чёрные змеи.

Так удалось Персею при помощи чудесного щита увидеть Медузу Горгону, ни разу не взглянув на неё.

Медуза спала на земле, рядом со своими безобразными сестрами, которые были похожи на больших разжиревших свиней. Её крылья сверкали, как радуга, у неё было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо, что Персею стало жаль убивать её.

Но тут он увидел, что на голове у Медузы зашевелились чёрные ядовитые змеи, вспомнил, сколько ни в чём не повинных людей и детей погубила эта злая красавица, сколько добрых, счастливых, весёлых превратила она в мёртвые камни.

И ему ещё сильнее, чем прежде, захотелось расправиться с нею.

Глядя в зеркальный щит, в котором отражалась Медуза, Персей подбежал к ней и сразу одним ударом меча отсек её ужасную голову. Голова отлетела прочь и покатилась к ручью. Но Персей и теперь не взглянул на неё, потому что и теперь она могла превратить его в камень. Он взял мешок, сшитый из козьего меха, бросил туда голову Медузы и быстро побежал по горам.

Сестры Медузы проснулись. Увидев, что Медуза убита, они с криками взлетели на воздух и, как хищные птицы, стали кружить над деревьями. Вот они заметили Персея и полетели за ним.

— Отдай нам голову нашей сестры! — кричали они. — Отдай нам голову нашей сестры!

Персей бежал по горам не оглядываясь, и не раз ему казалось, что страшные горгоны настигают его. Сейчас они вонзят ему в тело свои острые медные когти!

Но долго они летать не могли, так как были жирные и очень тяжёлые. Понемногу они стали отставать, но всё ещё кричали ему вслед:

— Отдай нам голову нашей сестры!

5

Персей бежал без оглядки. Он бежал по пустыне, а кровь с головы Медузы капала на горячий песок, и каждая капля превращалась в змею.

Змеи извивались и ползли за Персеем, стараясь ужалить его. Но он нёсся как ветер, не боясь ничего, и в сердце у него была радость. Убита, убита Медуза Горгона! Больше она не будет злодействовать.

По дороге ему встретилась добрая волшебница, по имени Афина Паллада, которая сказала ему:

— Слава герою! За то, что ты не испугался Медузы и спас от неё свой народ, прими от меня в дар эти сандалии. Эти сандалии волшебные. Видишь, к ним приделаны крылышки. Надень их скорее на ноги, и ты полетишь, как птица.

Сказав это, волшебница исчезла.

Чуть только Персей надел сандалии, крылышки на них затрепетали, и он, как сокол, полетел над пустыней.

6

Вскоре он вылетел к синему морю и быстро помчался над ним. И вдруг увидел большую скалу.

Скала стояла на берегу, вся освещённая солнцем, и к ней железной цепью была прикована девушка, которая горько рыдала.

Персей подлетел к ней и крикнул:

— Скажи мне, прекрасная девушка, какие жестокие люди приковали тебя к этой скале? Я пойду и зарублю их своим острым мечом!

— Уходи, уходи! — закричала она. — Скоро вынырнет из моря дракон, страшное морское чудовище. Он проглотит и тебя и меня! Каждый день он подплывает сюда, взбирается на гору, рыщет по нашему городу и там пожирает людей. Он глотает без разбору и старых и малых. Чтобы спастись от него, жители города приковали меня к этой скале: дракон увидит меня и сейчас же проглотит, и все люди в нашем городе останутся живы.

— Не боюсь я морского чудовища! — крикнул бесстрашный Персей. — Сегодня я уничтожил другое чудовище, которое гораздо страшнее!

Но девушке было жалко Персея.

— Оставь меня, — сказала она, — уходи! Я не хочу, чтобы тебя проглотило чудовище.

— Нет, я не покину тебя! Я останусь и убью этого злого дракона, глотающего беззащитных людей.

И он сильно ударил своим острым мечом по цепи, которой была прикована девушка.

— Ты свободна! — сказал он.

Она засмеялась, обрадовалась и нежно благодарила своего избавителя. Но вдруг оглянулась и крикнула:

— Чудовище близко! Оно подплывает сюда! Что делать? Что делать? У него такие острые зубы. Оно растерзает, проглотит и тебя и меня! Уходи, уходи! Я не хочу, чтобы ты погиб из-за меня.

Дракон подплывал всё ближе. Он нёсся по волнам, словно корабль. Увидев девушку, он жадно разинул широкую зубастую пасть и ринулся на берег, чтобы проглотить свою жертву. Но Персей бесстрашно встал перед ним и, вытащив из козьего меха голову Медузы Горгоны, показал её свирепому чудовищу.

Чудовище взглянуло на волшебную голову и тотчас же окаменело навеки — превратилось в огромный чёрный прибрежный утёс.

Девушка была спасена. Персей бросился к ней, взял её на руки и взбежал с нею на вершину горы, в тот город, которому угрожало чудовище.

В городе все были рады и счастливы. Люди обнимали и целовали Персея и в восторге кричали ему:

— Да здравствует великий герой, который спас нашу страну от погибели!

У девушки было красивое имя: Андромеда. Вскоре она стала женою Персея, он подарил ей одну из своих чудесных сандалий, и оба они полетели в тот город, в котором царствовал трусливый Полидект.

7

Оказалось, что царь Полидект всё ещё прячется у себя в подземелье и пирует вместе со своими вельможами.

— Вот вам награда за то, что вы, жалкие трусы, прятались от грозной опасности и оставили свой народ погибать, а сами пировали от утра до утра.

Но никто не ответил ему, потому что и царь и вельможи сделались грудой камней.

Очень обрадовались жители этого города, когда узнали, что на свете уже нет Полидекта.

— Пусть царствует над нами Персей! — закричали они. — Он такой храбрый и добрый.

Но Персей не захотел быть царём. Он бросил в пучину моря голову Медузы Горгоны и ушёл в далёкую страну вместе со своей милой женой Андромедой.

…Выйди из дому в ясную ночь и взгляни на небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. В руке у Персея голова Медузы, но не бойся смотреть на неё: она уже не может превратить тебя в камень. Рядом с Персеем ты увидишь его прекрасную жену Андромеду. Руки её подняты кверху, словно они прикованы к скале. Тысячи лет люди смотрят на эти созвездия и вспоминают славного героя Персея, который спас их от Медузы Горгоны и от жестокого морского чудовища.

Разделы: Начальная школа

Ход урока

I. Организация урока

– Здравствуйте, дети!

Давайте настроимся на хорошую работу и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний наш урок принесет всем радость общения друг с другом.

II. Вступительное слово учителя

– На прошлом уроке мы прочитали миф «Храбрый Персей». Сегодня мы с вами продолжим изучение мифов Древней Греции, совершим путешествие по звездному небу, познакомимся с созвездиями Персея и Андромеды, перед вами предстанут герои мифов Древней Греции, вы узнаете об истории и культуре этой замечательной страны.

– Ребята, почему нужно знать мифологию древних героями и богами? Для чего нам нужны мифы?

Ответить на этот вопрос не трудно. В ясную звездную ночь мы смотрим на небо и с картой звездного неба в руках стараемся разобраться в созвездиях.

– Ребята, а что же такое созвездия? (Созвездие – это отдельная группа звезд .)

Понемногу мы различаем их и говорим: вот созвездия Андромеды, Персея, Пегаса, Кассиопеи, Большой Медведицы, там сверкает своими яркими звездами созвездие Ориона(показ на карте звездного неба). Все это неподвижные звезды; они всегда светят на одном и том же месте. Между ними двигаются планеты. Но, что это за названия: Андромеда, Персей, Пегас, Кассиопея, Юпитер, Орион? Все это имена богов и богинь, героев и героинь Древней Греции и Рима, и названы так созвездия еще древними греками и римлянами.

– Давайте посмотрим, где находится Греция? (Показываю границы Греции на географической карте .)

– У вас на столах лежит карта, где красным цветом обозначена Греция. Обведите её пальчиком.

– На юге Европы находится Балканский полуостров. Его южная часть далеко выдается в море. На ней расположена небольшая горная страна – Греция.

– Ребята, а что такое мифы? (Миф – это сказания о героях и богах .)

В далекие времена, когда люди только начинали изучать окружающий их мир, только приступали к его исследованию и объяснению, соединяя правду и вымысел, они придумывали и рассказывали удивительные истории. Так сложилось множество мифов о героях, богах и фантастических существах, мифов наивно объясняющих устройство мира и судьбы людей. Мифы существуют у всех народов мира. Но наиболее распространены мифы Древней Греции.

III. Путешествие по мифам

– А теперь мы совершим путешествие по мифам Древней Греции.

а) Игровой момент.

– Ребята, кто-то к нам стучится. Давайте откроем дверь гостю. (Входит герой мифа «Храбрый Персей» )

– Ребята, я ищу злую, бессердечную колдунью! Не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же отомщу ей за её злые дела!

– Ребята, поможем этому юноше? (…)

– Из какого мифа пришел к нам юноша? (Из мифа «Храбрый Персей» )

– Кого же ищет наш герой? (Он ищет Медузу Горгону .)

– Ребята, он пришел к нам не один, а принес с собой задания. Мы с вами поиграем в игру «Угадай словечко», ваша задача угадать слово.

б) Словарная работа. (Задания из конверта )

1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. (Дворец )

2. Богатый и знатный человек в старые времена. (Вельможа )

3. Помещение для хранения припасов. (Погреб )

4. Скульптурное изображение человека, животного. (Статуя )

– Как вы понимаете смысл выражения «Стоит как статуя»? (Стоит совершенно неподвижно )

5. Кресло, место царя во время торжественных церемоний. (Трон )

(Показ наглядностей)

6. – Ребята, а что это такое? Для чего он предназначен? (Меч – холодное оружие с острым длинным клинком )

7. – А, что это такое? Для чего он нужен? (Щит – старинный предмет из металла для предохранения от ударов стрел .)

– Повторите это слово – щит.

8. Как вы понимаете выражения

– «Несся как ветер» (Быстро )

– «Сидеть сложа руки» (Бездействовать, ничего не делать )

– Ребята, а как называются такие выражения? (Это фразеологизмы .)

А какие фразеологизмы вы знаете?

(Показываю таблички со словами)

– Прочитайте это слово. Как вы понимаете это слово? Кто объяснит значение этого слова?

9. Скитаться – (странствовать, вести бродячий образ жизни )

10. Утес – (высокая скала )

11. Бесстрашный – (храбрый )

12. Свирепый – (злой, жестокий )

– Давайте прочитаем эти слова. (Работа со словарной лесенкой .)

– Молодцы! Вы справились с этим заданием хорошо. А теперь я проверю, кто из вас лучше всех знает миф.

– А для этого давайте еще раз вспомним, что такое миф?

А как вы думаете: миф ближе к сказке или рассказу? Почему? (В мифе присутствуют сказочные моменты .)

– Приведите примеры.

в) Беседа по тексту.

– Какая беда случилась в городе? (Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона .)

– Опишите её. Найдите и прочитайте описание в тексте. (Вместо волос у Медузы Горгоны были длинные черные змеи. Они все время шевелились и шипели. Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тотчас же превращался в окаменелую статую .)

– Каким был царь Полидект? (Он был трусливый и глупый .)

– Кого увидел Персей в царском погребе? (Царь Полидект сидел за столом на троне и весело пировал со своими вельможами .)

– Какой диалог произошел между ними? Давайте найдем его в тексте и прочитаем по ролям. Но сначала вспомним, что такое диалог? (Диалог – это разговор двух лиц .)

Обратите внимание на взгляд Медузы Горгоны: он тихий и печальный. А теперь найдите в тексте описание лица Медузы Горгоны. Каким оно было?

– Этим взглядом она завораживала всех.

– Какая черта характера Персея проявилась в этом диалоге? (Смелость, решительность, бесстрашие, отважность, любовь к Родине, своему Отечеству. )

В каких словах выражена любовь к Родине? (Я убью эту злую колдунью! Я спасу от нее свою Родину! )

– Каким здесь показан царь Полидект?

– Как говорит царь Полидект? С какой интонацией? (Насмешливо .)

Где нашел Персей Медузу Горгону? (Под высокой горой у ручья .)

– Как удалось Персею увидеть Медузу Горгону ни разу не взглянув на нее? (При помощи чудесного щита .)

Что случилось, когда Персей одним ударом меча отсек ужасную голову Медузы? (Сестры Медузы проснулись .)

– Кого встретил Персей по дороге? (Добрую волшебницу Афину Палладу .)

– Что же она ему сказала? Найдите и прочитайте это в тексте.

– С кем сравнивается Персей? (С соколом .)

– Ребята, вы следите за чтением, так как вы выберите лучшего чтеца.

– Чье чтение вам понравилось? Кто читал выразительно?

– Я согласна с вашим мнением. (Итоги конкурса «Лучший чтец» )

– Как же расправился с чудовищем Персей? (Бесстрашный Персей поднялся высоко в воздух и вытащив из козьего меха голову Медузы Горгоны, показал свирепому чудовищу .)

– Во что превратилось чудовище? (В огромный черный прибрежный утес .)

– Как звали девушку? (Андромеда .)

– Где находился трусливый царь Полидект? (У себя в погребе .)

– Как он встретил Персея? (Найдите этот диалог в учебнике, давайте прочитаем его по ролям .)

– Обрадовались ли жители города, когда узнали, что на свете уже нет Полидекта? (Да. Пусть над нами царствует Персей. Он такой храбрый и добрый. )

– Сядьте ровненько, я вам расскажу о том, что произошло дальше.

– У вас на столах есть карта созвездий; красным цветом выделены созвездия Персея и Андромеды. Обведите их пальчиком.

IV. Путешествие по звездному небу

– Сядьте ровненько, выпрямите спинки. Мы с вами совершим путешествие по звездному небу.

– Ребята, вы любите смотреть на небо и любоваться звездами? А какие созвездия вы знаете? (…..)

– Посмотрите на карту звездного неба, на ней изображены созвездия. Я вам расскажу о них.

– Мир звезд необычайно богат и разнообразен, и чем больше, ребята, вы о нем узнаете, тем увлекательнее будет наше путешествие по звездному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды– это огромные раскаленные газовые шары похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета. Наше Солнце принадлежит к менее горячим – желтым звездам. Некоторые звезды – красного цвета. Они сравнительно холодные.

– Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды, то перед вами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. На карте они подписаны крупными заглавными буквами.

а).Составление плана по иллюстрациям.(Иллюстрации вывешиваются на доске.)

– А теперь, ребята, рассмотрите эти рисунки к мифу. Посмотрите внимательно. Как бы вы его озаглавили?

1. Смерть Медузы Горгоны.
2. Персей освобождает Андромеду.
3. Чудовище окаменело навеки.

б) Словесное рисование.

– Ребята, вам было дано задание на дом нарисовать понравившийся момент.

– Какой эпизод вам запомнился?

– Давайте обратимся к вашей выставке. (Анализ 2–3 работ учащихся.)

V. Физкультминутка

VI. Конкурс на лучшего знатока мифа

– А теперь мы проведем конкурс на лучшего знатока мифа, наиболее активных ждут награды.

– Угадайте, о каком герое идет речь.

1. Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, в тот же миг становился камнем. (Медуза Горгона .)

2. Он был трусливый и глупый; до того испугался Медузы Горгоны, что убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землей. (Царь Полидект .)

3. Слава герою! За то, что ты не испугался Медузы Горгоны и спас от нее свой город. (Персей .)

4. Кто сказал эти слова? (Афина Паллада .)

5. Скала стояла на берегу вся освещенная солнцем, и к ней железной цепью была прикована девушка, которая горько плакала. (Андромеда .)

6. К какому из героев мифа принадлежа слова «Храброму смерть не страшна.» (Персей .)

7. «Такой воин, что сидит под кустом и воет». (Полидект .)

Подвожу итог конкурса.

VII. Тестирование

– А теперь, ребята, я проверю, кто из вас был внимательным, мы проведем тест на внимательность.

1. Кто из героев мифа сравнивается с соколом?

а) Персей
б) Полидект.

2. Кому из героев мифа дана характеристика: храбрый, бесстрашный, добрый.

а) Персей.
б) Полидект.
в) Морское чудовище.

3. Кому из героев принадлежат следующие слова:

– Эй, ты! Надеюсь ты пришел не с пустыми руками! Не хочешь ли ты подарить мне каких-нибудь диковинных рыб? Или сочных ягод и сладких плодов?

а) Персей.
б) Полидект.

VIII. Представление книжной выставки

– Ребята, вам понравился Персей? Почему?
– Почему миф назван «Храбрый Персей»?
– Хотели бы вы быть похожим на Персея? Почему?
– Можно ли назвать Персея героем?
– Хотели бы вы еще раз встретиться с героями мифа?

IX. Итог урока

– А теперь, ребята, давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– Что нового узнали?
– Какие эпизоды вам показались особенно печальными?
– Где было смешно?
– На этом урок окончен. Спасибо за урок.

Учебник, с. 189–214.

Педагогические задачи: создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств; способствовать формированию позитивного восприятия окружающей действительности; содействовать воспитанию чувства прекрасного через осознание эмоционально-образного единства мифов, поэзии, живописи

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с древнегреческим мифом о Персее; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания

Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы : карточка для индивидуальной работы

Ход урока

I. Организация начала урока

Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Расскажите о работе в группе по созданию детского журнала.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения

Прочитайте скороговорку по слогам. Прочитайте сердито, удивленно, скороговоркой 3 раза.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

порвали в драке альбатросы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Каждая группа учащихся представляет свой детский журнал.

Выполняют речевую зарядку

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Завершает нашу учебную книгу по чтению раздел… («Зарубежная литература».)

Каких зарубежных писателей вы знаете?

Есть ли у вас любимый зарубежный писатель? Из какой он страны?

Какое его произведение ваше любимое? Чем оно вам нравится?

Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

Прочитайте тему урока. Определите цели урока.

Мы попытаемся выяснить, как в древности люди представляли себе устройство мира и законы, которые им управляют, кого эти люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, героический подвиг

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

IV. Знакомство с греческой

мифологией

Мифографы появились в Греции около IV века до н. э. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей. В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни: Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей. Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи. Посейдон – владыка морей. Гестия (Эстия) – защитница семейного очага. Деметра (Димитра) – богиня земледелия. Аполлон – бог света и музыки. Афина – богиня мудрости. Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов. Гефест (Ифестос) – бог огня. Афродита – богиня красоты. Арес (Арис) – бог войны. Артемида – богиня охоты.

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения

Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

Как вы понимаете значения слов миф, легенда ?

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.

Легенда – 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2. Вымысел.

Учащиеся находят в толковом словаре значения слов миф и легенда

Организует первичное прослушивание текста

Миф, который мы прочитаем сегодня, поведает нам о храбром Персее. Слышали ли вы это имя? Знаете ли вы подвиги Персея? Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

К какому жанру относится это литературное произведение? (Это миф Древней Греции.)

Это один из мифов – народное сказание о легендарном герое Персее.

Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения. Понравился ли вам Персей?

Какие его качества вас особенно привлекли? (Храбрость, мужество, то, что он не мог остаться равнодушным к чужой беде, сообразительность, смекалка, доброта, отзывчивость.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Есть ли в этом мифе отрицательный герой, не вызывающий сочувствия? (Полидект.)

Кто такой Полидект? (Царь города.) Как поступил Полидект, когда на город и его жителей обрушилась большая беда? (Убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землей.) Как звали храбреца, жившего в этом городе? (Персей.)

Каким был Персей? (Персей был смелым, храбрым, отважным человеком.)

Найдите описание Персея. («К счастью, жил в этом городе храбрый Персей.

Он никогда никого не боялся».)

- Какое решение принял Персей, узнав о Медузе Горгоне? (Найти и убить.)

- Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее. (Медуза Горгона – это крылатая женщина.)

Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что? (Персей захотел отомстить Медузе Горгоне за ее злые дела.)

- Кто ему помог найти злую колдунью? (Знакомый рыбак.)

Какая опасность исходила от Медузы Горгоны? (Нельзя смотреть на нее– окаменеешь . )

Какую хитрость придумал Персей перед началом битвы? (Смотреть в щит, в котором отражается Медуза Горгона.)

Можно ли этот поступок Персея назвать подвигом? (Да, он спас Андромеду, рискуя своей жизнью.)

Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою родину!»

Перечитайте еще раз текст, проанализируйте, как действовал Персей. (Персей все делал очень быстро, так как могли проснуться сестры Медузы Горгоны.)

Перечитайте описание погони и найдите самый напряженный момент.

Какие слова помогают это определить? («Сейчас они вонзят в него свои острые медные когти!», «Персей бежал без оглядки».)

- Какой еще подвиг совершил Персей? (Спасая прекрасную Андромеду, Персей сразился со страшным морским чудовищем.)

Какую положительную роль выполнила Медуза Горгона? (При помощи ее головы Персей смог победить страшного морского дракона, который каждый день пожирал людей одного из городов.)

- Найдите и перечитайте отрывок о борьбе Персея с драконом. Подумайте, почему в тексте употреблены именно эти глаголы? (Эти глаголы усиливают впечатления читателя об опасности, угрожающей Персею.)

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии

ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают:

Она была очень красивая. «Ее крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо...»

Медуза Горгона спокойная. Но ее спокойствие – это злость и жестокость.
– Это была бессердечная женщина. «На лужайках, в садах, на улицах бегало много детей. … Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, как они превращались в холодную груду камней».

1 . Работа с таблицей

2. Работа по карточке

3. Работа с пословицами.

Прочитайте глаголы первого столбика. Исходя из контекста, соедините глаголы с соответствующими синонимами.

Ответы:

Рыскать

Широко раскрыть

Рыскать

Торопливо бегать, блуждать

Пожирать

Пожирать

Есть, кушать, вкушать

Растерзать

Торопливо бегать, блуждать

Растерзать

Разорвать на части, располосовать зубами

Ринуться

Есть, кушать, вкушать

Ринуться

Разинуть

Стремительно броситься, бежать стремглав

Разинуть

Широко раскрыть

Рассмотрите таблицу.

Почему Афина Паллада сделала подарок Персею?

Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе?

Как люди увековечили память о Персее? (Его именем и именем прекрасной Андромеды названы созвездия.)

Прочитайте отрывок, который рассказывает об этом.

Проводит работу в парах.

Перечитайте текст на карточке. Вставьте пропущенные слова в отрывок из произведения.

«Глядя в _________ (зеркальный) щит, в котором отражалась Медуза, Персей подбежал к ней и сразу одним ударом меча отсек ее _________ (ужасную) голову. Голова отлетела прочь и покатилась к _________ (ручью) . Но Персей и теперь не ____________ (взглянул) на нее, потому что и теперь она могла превратить его в __________ (камень) . Он взял мешок, сшитый из __________ (козьего) меха, бросил туда голову Медузы и быстро побежал по _______ (горам) ».

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Почему царь посчитал Персея безумцем? А как об этом сказано в мифе? Прочитайте.

Что помогло Персею победить Медузу Горгону? (Мужество и бесстрашие, вера в справедливость, ум, а также и его медный щит, который он использовал для исполнения своего замысла.)

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите те пословицы, которые соответствуют этому произведению.

На доске :

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ от лица Персея.

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VIII. Итог урока. Рефлексия

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит рефлексию по содержанию учебного материала, использует методику «Цветочная поляна».

Цветок – вид деятельности на уроке: чтение текста, анализ произведения. К концу урока появляется цветочная поляна.

Поместите свою бабочку над тем цветком, какой вид работы понравился больше всего на уроке

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке. Проводят самооценку, рефлексию