Конспект на тему политическая карта мира. «Современная политическая карта мира
Тема урока: Политическая карта мира.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Совершенствовать знания о политической карте мира.
Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.
Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Совершенствовать умения работать с политической картой мира.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.
Ход урока:
Организационно целевой этап:
Приветствие:
— выявление отсутствующих учеников.
Проверка домашнего задания
2. Актуализация учебных знаний, их обобщение: Путешествие по физической карте мир «5 -ти минутка». Проходит в несколько этапов:
1этап: Ученики в паре спрашивают друг у друга физическую карту мира, по очереди. (Например: горы, равнины, реки, острова и т.д.)
2 этап: У доки по карте показывают учителю географические объекты, на время. (Физическую карту).
3 этап: Закрепление — ученики по памяти пишут все ему известные географические объекты с физической карты мира. Кто больше.
4этап: Подведение итогов.
3. Проверка домашнего задания по вопросам.
— Что изучает социально-экономическая география мира?
(Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире?
(Историко-географические регионы мира. Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии территории Древнего Рима и Древней Греции.)
— Какие источники географических знаний для вас наиболее удобны в использовании и являются наиболее информативными?(Источником географических знаний служат: карты атласы учебники по географии справочники по географии журналы по географии книги по географии фотоснимки(снимки со спутника и др.)и т.д.
— Какие методы вы применяли при составлении опорных схем «Источники географических знаний» и «Методы географических исследований» ?(При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти географический объект по ассоциации).
— Назовите ведущих ученых экономика – географов. (Баранский Н.Н. и т. Д.)
4. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
— Рассмотрите политическую карту мира в атласах (страница3-4) ,а также на доске, и попробуйте сформулировать понятие «политической карте мира» (все варианты записываю на доске).
— А сейчас из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.
Ответ: Политическая карта мира - географическая карта , отражающая страны мира , их форму правления и государственного устройства . Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета , изменение площади государств, замену их столиц , изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.
5. Изучение нового материала.
1)Политическая карта мира.
Ваше толкование понятно, поскольку в социально-экономической географии понятие «политическая карта мира» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле политическая карта мира – это географическая карта Земли, на которой отображены все страны и государства мира, их границы и столицы, некоторые другие географические объекты, имеющие важное политическое значение (поселения, пути сообщения и др.)
2). Работа с учебником. Параграф №1и 2.прочитать и ответить на вопросы:
Что такое политическая география?(Политическая география — это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения)
Чем отличается политическая география от физической географии? (Если в физическое географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосферных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление России в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.)
Запись определений в тетрадь
Разберем и запишем. (Устно проговариваем каждую причину)
Причины изменения формирования политической карты мира
революция
национально-освободительные движения
война
религиозно-этнические конфликты
изменения экономической формации
изменения государственного строя
Работа с учебником:
Этапы формирования политической карты
Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)
Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)
Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)
Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)
Современный:
1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.)
2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)
3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)
Самостоятельная работа: Найти в учебнике в параграфе №1определения по группам, у каждого варианта свои карточки.
Группа 1. Определите правовой статус понятий «страна», «государство».
(Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Страна — это государство, занимающее определенную, строго ограниченную территорию.)
Группа 2. Объясните суть государственного суверенитета. (Суверените́т - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.)
6. Закрепление новых знаний, умений и навыков.
Самостоятельная работа в тетради.
На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала выпишите в тетрадь, а затем нанести на контурную карту.
а) семь самых больших по территории стран мира; (1. Россия- 17 102 345 2. Канада- 9 976 139 3. Китай -9 640 821 4. США- 9 522 057
5.Бразилия- 8 511 965 6. Австралия- 7 686 850 7. Индия- 3 287 590)
в) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек (Китай1 347 350 000 2.Индия1 223 442 000 3.США314 347 000 4.Индонезия237 641 326 5.Бразилия197 059 000 6.Пакистан176 728 500 7.Нигерия166 629 383 8.Бангладеш152 518 015 9.Россия145 452 581 10.Япония126 400 000)
с) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;
(Полуостровные Саудовская Аравия, Дания, Южная и северная Кореи
Островные Куба, Великобритания, Новая Зеландия
Архипелаги Микронезия, Полинезия, Япония, Индонезия Великобритания (если считать Ирландию северную вместе с ней)
д) 5 примеров внутриконтинентальных стран (1. Андорра
2. Афганистан 3. Ботсвана 4. Австрия 5. Бутан)
7. Итог урока: Так что же собой представляет политическая карта мира?
По каким признакам выделяют суверенные государства?
Перечислите основные этапы формирования политической карты мира.
8. Домашнее задание.
Проработать параграф учебника №1-2.
Узнать из дополнительных источников информации об очагах военных или политических конфликтов в мире и отметить их на контурной карте.
Подготовиться к практической работе.
Цели: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностью учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.
Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учебник В.П. Максаковского «География» 10 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и размещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмотрим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития.
Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются элементы географии, экономики, и социологии. Эта наука использует разные методы исследования: географические, социологические, экономические. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хватит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?
В экономической географии появились новые направления исследований: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.
Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые - Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.
Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей. (Учащиеся открывают учебники на с. 3.)
1 часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.
II часть - Региональная характеристика мира. Здесь мы более подробно изучим некоторые страны.
III часть - Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуальные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.
О знакомимся более подробно со структурой каждой темы. Откройте с. 8.
Каждая тема начинается с плана-схемы - логического конспекта содержания темы. Далее следует основной текст - это основное научное содержание темы. Текст разделен на параграфы и подпараграфы. Основные понятия темы выделены особым шрифтом. Многие термины объяснены в сносках. Например, на с. 9 найдите новый термин и его объяснение. Учащиеся находят термин «суверенные государства» и читают его объяснение на этой же странице в сноске: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
В тексте имеются блоки карт, схем, таблиц, графиков и фотоиллюстраций. Это дополнение к основному тексту. Пример: на с. 15вблоке 1 вы увидите фотоиллюпраиии, а на с. 27 в блоке 2 столбчатые диаграммы и статистическую таблицу. В каждой теме имеется дополнительный материал, в котором собраны интересные сведения. Его вы можете прочитать дома. Это информация для любознательных. На возможность использования дополнительного текста указывают квадратные скобки с порядковой нумерацией, которые вы встретите в основном тексте.
Например, на с. 9, в правом столбике квадратная скобка 1. Открываем с. 19 и находим текст с соответствующей цифрой, читаем «После первой мировой войны колонии и полуколонии занимали 72% всей территории земной суши, и в них жило 70% населения Земли. Великобритания имела 70 колоний, находившихся во всех частях света. По площади они превышали метрополию в 170, а по населению почти в 9 раз. В конце же 90-х гг., по данным ООН, доля всех несамоуправляющихся территорий в площади и населении мира составляет примерно 0,2%».
После дополнительного текста идет «книжная полка», где автор учебника рекомендует книги, которые можно использовать для подготовки сообщения, реферата, для углубления ваших знаний и для развития навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Часть знаний вы сможете добыть самостоятельно по блоку «добывания знаний и умений». Откройте с. 22. Обратите внимание, что задания в блоке разного характера и разной сложности. Рядовые задания являются главным средством добывания знаний, и большая часть их будет нами выполнена. Это задания № 1,2, 4. Дополнительные «усложненные» задания требуют больших усилий, глубокого анализа (задание № 4 услож ненное). Автор предаагает и задания для удовольствия, которые выполняются по желанию.
Наиболее сложные задания третьего уровня самостоятельности - творческие задания - могут оказаться не всем под силу. Они будут выполняться только по вашему желанию. Кроме того, существуют обязательные «итоговые» задания, которые завершают тему и позволяют систематизировать знания по теме.
Для самостоятельной работы по теме предназначены вопросы блока «самоконтроля и взаимного контроля». Вопросы имеют рубрики: «Как вы объясните?», «Как вы думаете?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?». Вопросы рубрики «Как вы думаете?» более сложные, требуют раздумья и не имеют конкретных ответов в тексте учебника.
На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран - это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, столица, форма правления, форма территориального устройства).
Слово учителя:
Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная политическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран современного мира.
Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами - столицы стран.)
Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира - процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.
I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
II- й этап - средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света - Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами - Испанией и Португалией.
3- й этап - новый (XVI-XIX вв.) - эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
4- й этап - новейший - формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а
также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории - Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
5- ый этап - современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовались два государства - ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.
Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или более.
Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.
Задание". Прочитайте текст на с. 9. Какие государства считаются суверенными? (Суверенные государства или политически независимые государства.) Остальные государства - колонии, несамоуправляющиеся территории.
Страны мира группируют по разным признакам: по площади (стра- ны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).
Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и умений.
На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:
1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.
2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.
3.5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.
4. 10 сухопутных стран.
По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:
1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;
5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.
Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн.
2. Страны с численностью населения более 100 млн человек:
1) Китай - 1300 млн человек;
2) Индия - 1010 млн человек;
3) США - 280 млн человек;
4) Индонезия - 215 млн человек;
5) Бразилия - 170 млн человек;
6) Пакистан - 160 млн человек;
7) Россия - 146 млн человек;
8) Нигерия - 135 млн человек;
9) Бангладеш - 127 млн человек;
10) Япония - 126 млн человек.
3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др.
Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др.
Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.
4. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.
Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.
Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам - по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.
Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу населения.
По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.
Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.
Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).
Самый низкий уровень ВВП в странах Африки - Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.)
К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.
Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали независимость только после второй мировой войны.
Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.
1. Ключевые страны - Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).
2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)
3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это - Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС - Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».
4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-Западной Азии - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны.
5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.
6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).
Задание : Найдите эти страны на политической карте.
Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.
Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.
Латинская Америка: Гаити.
Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной экономикой».
Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают - Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)
Вариант 1: Расскажите о классификации стран мира по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению и покажите примеры стран на карте.
Вариант 2: Расскажите о группировках стран « третьего мира» и покажите примеры этих стран на карте.
1. Тема №1, §1.
2. Отметать на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.)
3. Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы»
4. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию).
На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее — закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.
Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.
Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.
Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 — 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории . Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли — городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте — появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.
В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.
На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.
Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).
Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы — деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА
Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.
НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни
особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.
МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека — царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).
Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько — Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.
В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских — парламентом. Фактически монархи «царствуют, но не управляют», превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы — Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 — в Океании, 3 — в Африке, 13 — в Азии, 12 — в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически — республика, формально — конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом — Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.
Оставьте свой комментарий, спасибо! |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс-10 Дата_________
Тема: Политическая карта мира
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать знания о политической карте мира.
- Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.
- Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.
- Совершенствовать умения работать с политической картой мира.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, политическая карта мира, атласы
ХОД УРОКА:
- Организационно-целевой этап.
Приветствие, выявление отсутствующих
Актуализация учебных знаний, их обобщение
Проверка домашнего задания в тетрадях
2. Операцонно-познавательный этап.
1. Изучение нового материала
Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием "политическая карта мира?"
Всегда ли политическая карта была такой, какой мы ее видим?
Что дает человеку знание того, как формировалась современная политическая карта мира?
Что такое политическая география?
Чем отличается политическая география от физической географии?
Запись определений в тетрадь
Политическая география - это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения.
Причины изменения формирования политической карты мира
- революция
- национально-освободительные движения
- война
- религиозно-этнические конфликты
- изменения экономической формации
- изменения государственного строя
Этапы формирования политической карты
- Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)
- Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)
- Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)
- Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)
- Современный:
1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годыXX в.)
2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)
3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)
3. Самостоятельная работа в тетради.
На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала
Выпишите в тетрадь:
А) семь самых больших по территории стран мира;
В) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек
С) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;
Д) 5 примеров внутриконтинентальных стран.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Домашнее задание: § 17 знать содержание, выполнить письменное задание
Класс: 10
- Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.
- Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
- Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.
- Понятие геополитика.
Оборудование : компьютер, приставка мультимедиа, политическая карта мира, карта полушарий, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Слайд 3. Характеристика основных этапов формирования современной политической карты (на мониторе слайд “Этапы формирования политической карты мира” учитель последовательно дает характеристику каждого этапа.)
- Древний (до V в. н.э.) – возникновение и крушение первых государств.
- Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
- Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи
- Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
- Современный, в котором выделяется три основных этапа:
А) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии.
Б) Образование независимых государств Африки.
В) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.
Слайд 4. Государства главный объект на политической карте мира. Карта это динамичная система, здесь происходят количественные изменения (территориальные приобретения, потери, добровольные уступки) и качественные изменения (смена формации, завоевания суверенитета, введение нового государственного устройства). Учитель рассказывает как происходили эти изменения в последние 100 лет.
Слайд 5, 6, 7. В основе типологии стран современного мира – уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и синтетический показатель (ИЧР) – индекс человеческого развития.
Первую группу образуют экономически развитые страны (слайд 5 ), в которую делят на 3 подгруппы:
- страны “большой семерки”, ВВП из расчета на душу населения составляет от 20–30 тыс. долларов;
- менее крупные страны Западной Европы, ВВП от 20–30 тыс. долларов;
- страны переселенческого капитализма.
Вторая группа страны с переходной экономикой (слайд 6 ), выделяют 2 подгруппы:
- бывшие социалистические страны Восточной Европы;
- постсоциалистические.
Третья группа развивающиеся страны, которые делят на 6 подгрупп:
- ключевые страны, ВВП составляет около 350 долларов;
- страны Латинской Америки, некоторые страны Азии и страны Северной Африки, ВВП более1000 долларов;
- “Азиатские драконы” - новые индустриальные страны;
- Нефтеэкспортеры;
- большинство развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки, ВВП менее 1000 долларов;
- наименее развитые страны, ВВп 100 – 300 долларов.
Рассмотрение наиболее распространенной группировки стран (слайд 8, 9, 10 )
Слайд 8: По размерам территории выделяют. Учащиеся, работают с картами атласов, приводят примеры.
- страны – гиганты, площадь их более 3 млн. км 2 ;
- страны – крупные, площадь более 500 тыс. км 2 ;
- микрогосударства.
Слайд 9: По численности населения
- страны – гиганты – численность более 100 млн. человек;
- средние страны;
- микрогосударства, население, которых до 30 тыс. человек.
Слайд 10: По географическому положению. Учащиеся, работая с картами атласов, приводят примеры на каждый тип:
- страны с приморским положением
- страны, располагающиеся на полуостровах
- страны, располагающиеся на островах
- внутриконтинентальные страны
Слайды 11, 12, 13, 14 соответствуют делению современных стран мира по форме правления. Учитель дает характеристику каждой из форм правления, выделяя преимущества и недостатки каждой, приводя примеры на каждый тип.
- Республики – президентские, парламентские, смешанные;
- Монархии – конституционные, абсолютные, теократические;
- Содружество;
- Ливия.
Слайды 15 деление стран по особенностям территориально-государственного устройства, характеризуя каждый из типов.
- Унитарные государства (единая законодательная и исполнительная власти);
- Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся субъекты);
- Конфедерация (временный союз государств для достижения какой-либо общей цели).
Слайд 16 Учитель охарактеризовывает влияние международных отношений на политическую карту мира. Рассматривает вопросы, связанные с изменением представлений о геополитике в последнее время. Приводит примеры “горячих точек” рассматривая причины, которые лежат в основе их появления. Рассматривают вопросы, которые стоят перед политической географией и закрепляет понятие геополитика.
3. Итоги урока.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по данной теме. Слайд 17-18.
4. Задание на дом.
Параграф 19-22, на контурную карту нанести государства имеющие монархическую форму правления и государства федеративные по территориально-государственному устройству.