Революция 1917 для детей начальной школы. Про революцию (и революции)

Кто бы спорил, тема сейчас сложная. Но на самом деле, я не вижу смысла прятать голову в песок и вообще обходить тему революции стороной. Хотя бы для того, чтобы не получалось вот так .

Итак, давайте попробуем сделать это - собрать литературу про революцию, причем даже наверное лучше не только про конкретную, случившуюся 92 года назад, а вообще - про революции в разных странах (например, про французскую), и даже про абстрактные революции в сказочных странах.

Сразу предупреждаю! Эта тема - не повод для диспутов о смысле, роли и т.д. революции, а сбор информации, из которой ребенку постепенно хоть как-то что-то может стать понятным, как оно было на самом деле . Главный критерий - не окраска произведения, а скорее, отсутствие вранья, честный разговор, плюс художественность. И самый, пожалуй, важный: чтобы произведение выглядело читабельным в наше время... понимаю, что критерий субъективный, но именно субъективность, пожалуй, нам больше всего и нужна для отбора произведений, наиболее объективно отражающих картину:), это должны быть действительно интересные произведения, про жизнь - просто в определенных исторических периодах.
Напомним сразу, что означает вообще этот термин. Как сообщает словарь, революция - это внезапная, по большей части беспорядочная и радикальная трансформация системы правления в целом, включая ее политические и юридические составляющие .

Для начала:

Для меня лично самая революционная сказка - это Джани Родари "Джельсомино в стране лжецов " ,
особенно - с иллюстрациями Токмакова . Читается практически в любом возрасте, как и большинство сказок. :) Ну, разве что кроме совсем малышей.
"Его величество оглянулся с удивлением: почему ему никто не отвечает? Но — увы! — за его спиной было пусто. Министры, адмиралы, генералы, камергеры и все придворные по первому же сигналу — а именно после первой же высокой ноты, взятой Джельсомино, — кинулись в свои комнаты переодеваться. Они без лишних слов швыряли прямо на пол роскошные костюмы, которые носили в течение стольких лет, вытаскивали из-под кроватей старые чемоданы с пиратской одеждой и бормотали при этом:
— Если не надевать черной повязки на глаз, я смогу сойти за дворника.
— Пожалуй, если я сниму с рукава якорь, никто меня не узнает.
С Джакомоном остались лишь двое слуг, которые были обязаны открывать и закрывать стеклянные двери, выходящие на балкон. Даже теперь, когда двери разбились и стекла вылетели, они почтительно держали в руках дверные ручки и время от времени начищали их кружевами своих манжет.
— Ступайте и вы, — вздохнул Джакомон. — Итак, все вокруг меня рушится.
Не успел он произнести эти слова, как лопнули тысячи лампочек в огромной люстре: Джельсомино в этот день распелся не на шутку
."

Из несказочного,
революция 1905-ого года:

Валентин Катаев "Белеет парус одинокий " - рассказывает о революционных событиях 1905 года в Одессе; о дружбе и приключениях мальчиков Пети и Гаврика, познающих каждый по-своему суровую правду жизни, помогающих революционерам в их борьбе. Книгу можно рекомендовать детям лет с 10-ти, наверное.

Революция 1917-ого года:

Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания " . Действо проиходит в провинциальном городке, постепенное вторжение революционных событий описано от имени мальчика-гимназиста из еврейской докторской семьи. Очень интересно не только то, как все воспринимается мальчишками, но и как постепенно вынужден смириться отец семейства, который по-началу не считает революцию своей, а только "сочувствует" ей... а смиряться есть с чем - семью уплотняют, переселяют... и только дело - открытие больницы - примирило его с новой властью. А ведь так и было - в первые послереволюционные годы интеллигенцию старого режима примиряли с событиями реальные дела, где они были востребованы... это реалии тех лет, описаны они открыто и честно, в книге нет никакого вранья, из нее можно представить себе, как происходило все на самом деле.
"Папа никогда не мог простить Керенскому, что во время его краткого царения богатые "отцы города" из скупости закрыли общественную больницу. "Нэ
треба!" - заявили они.
А вот явились большевистские комиссары и заявили, что Совдеп постановил
спешно открыть больницу, и назначили отца заведующим
." Ну, а так - там много деталей, да и вообще повесть отличная. Наверное, лет с 10-ти вполне пойдет уже.

Примерно в том же духе - детали быта в первые послереволюционные годы - у Юрия Коринца в "Там вдали, за рекой " . Произведение автобиографическое, главный герой - дядя мальчика, но зная биографию семьи, логичнее предположить, что это отец писателя. Отличная там есть главка - "Благодарю за внимание" - вот там очень хорошо основные идеи описаны, я своей дочке читала, и мы обсуждали, думаю, что тут многое понять можно:
ато был у нас в квартире один человек, о котором у всех нас составилось не очень хорошее мнение. Звали этого человека «Благодарю за внимание». Он без конца всем говорил «благодарю за внимание» и «большое спасибо». Он был очень вежливым. Он был даже слишком вежливым.
Он был старый и странный. Ходил он всегда в рыжем пальто, в рыжей шляпе и в галошах «прощай молодость». Жил он один в маленькой комнате возле кухни, в самом конце «проспекта». Говорили, что в его комнате не было окна! Я сам не видел: его комната всегда была на запоре. Когда он выходил, он её тут же запирал — даже когда выходил на кухню. Когда он сидел в комнате, она тоже была на запоре. А ещё он любил сидеть во дворе на лавочке. Наверное, ему не хватало воздуха.
Говорили также, что когда-то ему принадлежал весь наш дом! Мне всегда было его немножко жалко. И маме тоже. Подумать только: потерять целый дом и остаться в маленькой комнате без окна! Но дядя говорил, что его жалеть не стоит. Потому что это бывший кровопийца и собственник. Вурдалак. Вы знаете, что такое вурдалак? Это оборотень. Его ещё называют вампир. Это мертвец, который выходит из могилы и сосёт кровь живых людей. Помните, как писал Пушкин: «На могиле кости гложет красногубый вурдалак…» Страшно! У меня прямо мурашки по спине бегают, когда я об этом думаю. Когда я услышал об этом впервые, я не мог заснуть целую ночь. Мне казалось, что вот-вот придёт вурдалак и высосет всю нашу кровь! Потом дядя объяснил мне, что это надо понимать в переносном смысле. То есть некоторые вещи надо понимать в прямом смысле, а некоторые — в переносном. В прямом смысле этот вурдалак не сосал кровь. И кости на могилах он тоже не глодал. Он прекрасно обедал в самых лучших ресторанах. И очень чисто одевался. И ездил по городу на лихачах — на самых лучших извозчиках, которые неслись как ветер, потому что кони у них были замечательные, породистые, в яблоках и без яблок, очень красивые, с тонкими, перебинтованными ногами.
"
Но помимо собственно революционной темы, там много чего интересного и поучительного, очень рекомендую детям лет с 10-ти. И в продолжении - "Белая ночь у костра " - интересного и полезного, на мой взгляд, еще даже больше, а идеология там просто фон, она даже не столько идеология, сколько просто описание того, что было на самом деле.

Вениамин Каверин "Два капитана " - тема революции в первой части книги занимает хотя не центральное, но все-таки большое место, ведь это фон, на котором разворачиваются события.

Февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счету революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917-го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита

Причины Февральской революции

  • Несчастливое участие России в Первой мировой войне, сопровождающееся поражениями на фронтах, дезорганизацией жизни тыла
  • Неспособность императора Николая II править Россией, что вырожалось в неудачных назначениях министров и военачальников
  • Коррупция на всех этажах власти
  • Экономические трудности
  • Идеологическое разложение народных масс, которые перестали верить и царю, и церкви, и местным начальникам
  • Недовольство политикой царя представителями крупной буржуазии и даже его ближайшими родственниками

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане … В Петрограде не стало хлеба, – транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, главное, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля… Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти… И даже не в этом… Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было, в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает… Класс былых властителей сходил на нет..»
(Вас. Шульгин «Дни»)

Ход Февральской революции

  • 21 февраля — хлебные бунты в Петрограде. Толпы громили хлебные магазины
  • 23 февраля — начало всеобщей забастовки рабочих Петрограда. Массовые демонстрации с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!»
  • 24 февраля — Бастовали более 200 тысяч рабочих 214 предприятий, студенты
  • 25 февраля — Бастовали уже 305 тысяч человек, стоял 421 завод. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. Войска отказались разгонять митингующий народ
  • 26 февраля — Продолжение беспорядков. Разложение в войсках. Неспособность полиции к восстановлению спокойствия. Николай II
    перенес начало заседаний Государственной думы с 26 февраля на 1 апреля, что было воспринято как её роспуск
  • 27 февраля — вооруженное восстание. Запасные батальоны Волынского, Литовского, Преображенского отказались подчиняться командирам и присоединились к народу. Во второй половине дня восстали Семёновский полк, Измайловский полк, запасный автобронедивизион. Были заняты Кронверкский арсенал, Арсенал, Главпочтамт, телеграф, вокзалы, мосты. Государственная дума
    назначила Временный комитет «для водворения порядка в Петербурге и для сношения с учреждениями и лицами».
  • 28 февраля, ночь, Временный комитет объявил о том, что берет власть в свои руки.
  • 28 февраля восстали 180-й пехотный полк, Финляндский полк, матросы 2-го Балтийского флотского экипажа и крейсера «Аврора». Восставший народ занял все вокзалы Петрограда
  • 1 марта — Восстали Кронштадт, Москва, приближенные царя предлагали ему то введения в Петроград верных частей армии, то создания так называемого «ответственного министерств» — правительства, подчиняющегося Думе, что означало превращения Императора в «английскую королеву».
  • 2 марта, ночь — Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

«Начальник штаба Верховного главнокомандующего «генерал Алексеев запросил телеграммой всех главнокомандующих фронтами. Телеграммы эти запрашивали у главнокомандующих их мнение о желательности при данных обстоятельствах отречения государя императора от престола в пользу сына. К часу дня второго марта все ответы главнокомандующих были получены и сосредоточились в руках генерала Рузского. Ответы эти были:
1) От великого князя Николая Николаевича – главнокомандующего Кавказским фронтом.
2) От генерала Сахарова – фактического главнокомандующего Румынским фронтом (собственно главнокомандующим был король Румынии, а Сахаров был его начальником штаба).
3) От генерала Брусилова – главнокомандующего Юго-Западным фронтом.
4) От генерала Эверта – главнокомандующего Западным фронтом.
5) От самого Рузского – главнокомандующего Северным фронтом. Все пять главнокомандующих фронтами и генерал Алексеев (ген. Алексеев был начальником штаба при Государе) высказались за отречение Государя императора от престола». (Вас. Шульгин «Дни»)

  • 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.
  • 4 марта — в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николая II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

«Человек бросился к нам — Милые!— закричал он и схватил меня за руку— Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия.
Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча… Был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном.
Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий и короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий.
Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей.
Во всех домах зажигались огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача, обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов (К. Паустовский «Беспокойная юность»)

Алеся Гацуцина

Цель : познакомить детей с событиями Октября 1917г.

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединила она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и ещё многих других стран. И правил этой страной царь, вся власть в руках одного человека. Не всем в этой стране жилось хорошо. Были дворяне, жившие в роскоши и были бедные крестьяне, которым приходилось работать по 14 часов, чтобы хоть как-то прокормить свои большие семья. И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше, дети все могли учиться в школах, а рабочий день стал короче, равные права были у всех граждан России.

Люди, которые хотели дать народу равноправие, назывались революционерами , они создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье-крестьян всей страны. Революционеров было мало , часто их ссылала в Сибирь, на каторгу, или вешали.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить плохого царя, жизнь народа станет лучше. "Нет, мы пойдем другим путем, сказал его младший брат, студент Володя Ульянов. Его партия была маленькой, но жестокой, если руководство решило - все должны подчиняться. Ради светлого будущего, они грабили банки, убивали, и назвали себя коммунизмом. Владимир Ульянов, который стал главой этой партии, товарищи называли его специальным именем конспиративным - Ленин.

в 1914г. началась Первая мировая война. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные. Как не менялось правительство - лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство.

Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю - 7 ноября, они захватили вокзалы, мосты, банки, телеграф, электростанцию. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, после всех увезли и убили - даже детей.

Потом началась гражданская война - не захотели молодые дворяне и военные отдавать страну в руки безграмотных разбойников - стали драться за нее, убивать друг друга. В войне за убеждение погибло много людей.

Октябрьской революции была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это - и обманула.


Публикации по теме:

Детям о кошках Тем, кто с кошкой добр и мягок, Может кошка другом стать, Но обидчику, однако, Может кошка сдачи дать. У всех домашних кошек, таких разных.

В Березовском районе с 14 февраля по 3 марта проходил профессиональный конкурс "Педагог года - 2017". Я принимала участие в этом конкурсе.

Цель. Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования представления об Отечественной войне 1812 года. Задачи..

Конспект родительского собрания в начале года в средней группе «Начало учебного года» Сценарий родительского собрания в средней группе «Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» Цели:.

Методический семинар на конкурс «Учитель года-2017» в номинации «Воспитатель года-2017» Методический семинар на конкурс в номинации «Воспитатель года» Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги. Прозвенит будильник рано, поднимусь.

Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года до 1 года 6 месяцев СЕНТЯБРЬ 1. Знакомство с формой предметов. Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Воспитывать.

"Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее (19.04 -19.06), московские школьники - свидетели событий 1917 года в Москве - рассказывают о восторге, с которым встретили Февральскую революцию, продовольственном кризисе и кровавом октябрьском перевороте. В интервью Deutsche Welle куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного исторического музея Евгений Лукьянов объясняет, как менялся взгляд школьников на происходящее в течение 1917 года, и проводит параллель с сегодняшней Россией.

Евгений Лукьянов : В названии "Я рисую революцию!" использована цитата из детского сочинения 1917 года. Наши рисунки сделаны детьми - очевидцами революционных событий в Москве начиная с февраля 1917 года и заканчивая началом 1918-го. Коллекция достаточно обширная - в ней более 600 рисунков. Они попали к нам от известного ученого и педагога Василия Воронова почти сто лет назад. В коллекции представлены рисунки московских учеников гимназии имени Ломоносова и реального училища Александрова. Все рисунки мальчиков от 8 до 15 лет. Это реальный исторический источник, очень ценный, потому что он непосредственный.

На выставке будут многочисленные цитаты из детских сочинений. Воронов преподавал рисование и чистописание, поэтому он собирал не только рисунки, но и тексты. К сожалению, подлинных текстов у нас нет, но Воронов еще в те годы написал несколько обширных статей, где приводил массу выдержек. Они придают особую атмосферу выставке: интересно соединить то, как ребенок видел и как он понимал революцию. Помимо этого в залах можно будет увидеть фотографии, сделанные взрослыми очевидцами тех событий.

Это была реальная война, которую дети отчасти ждали, потому что они хотели быть со своими родителями на Первой мировой войне, но не могли. Когда война пришла в город - многие вскоре об этом пожалели. Было много крови, было страшно, и в детских рисунках это отражено наглядно.

- Изменился ли взгляд детей на революционные события за год?

Да, изменился радикально. Февральская революция была встречена всеми с восторгом, поддержана всеми слоями общества. Об этом пишут дети: они ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги свободы. К октябрю взгляд меняется абсолютно. За это время не стало продовольствия, не было единой власти, выборы в Учредительное собрание результата не дали. Финальной точкой стала война в городе. Даже Воронов писал, что "цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей".

Контекст

Октябрь никто не поддержал - это был кровавый захват власти, кульминацией которого стал захват Кремля. Если в феврале в детских записях часто встречается "Я русскую революцию никогда не забуду", то в октябре ребенок пишет сочинение, где проводится связь с библейской легендой о Каине и Авеле, когда брат убивает брата.

- Как отличается взгляд взрослого человека и молодого на революционные события ?

Не каждый взрослый осмелился бы изобразить то, что изобразил ребенок. Воронов называл детей маленькими летописцами: они что видели, то изображали. Вот едет автомобиль с солдатами, вот - очередь за мясом, так называемые московские "хвосты". Взрослые в то время понимали, что грядет что-то страшное. Все ждали, когда все взорвется. У взрослых была некая самоцензура. Все чувствовали, что жизнь будет тяжелой, и никто не знал, как выходить из этого положения.

- Как выставка поможет в осмыслении революции?

На самом деле прошло сто лет после революции, и такой срок позволяет сделать выводы и поставить точку в осмыслении революции. Но, к сожалению, этого не происходит. У нас сколько политологов и историков, столько мнений о революции. Сходятся лишь в том, что русская революция имела всемирное значение.

- Какой подход к осмыслению революции вам кажется верным?

В связи с революцией появился термин, который раньше никогда не использовался, - "Великая российская революция" по аналогии с Великой французской революцией. Мне кажется, что это правильный подход. Французская революция - это длительный процесс, состоящий из переворотов, как и у нас. Правильно рассматривать эти события как единый процесс. В этом все сходятся, но это не решает проблемы.

Почему так происходит? Мне видится параллельность того, что происходило тогда и происходит сейчас. Может быть, власти не хотят этого осознавать и замечать. В те годы интеллигенция тоже предсказывала, что революция грядет. Но власть тогда не хотела этого слушать, и политические деятели были мелкие как личности, никто не смог остановить эти процессы. Если отмечать и подчеркивать, то люди увидят параллельные процессы.

- Опрос "Левада-центра" показал, что обществу не очень интересна тема революции…

Про революцию говорят меньше, потому что нет четкой государственной позиции о том, что это такое. Как происходит сейчас: должен быть задан сигнал сверху, а сигнала нет. Было сказано, что надо отметить революцию так, чтобы не посеять еще больше рознь в обществе. А как это сделать? Ведь тема-то очень острая.

Я думаю, что неверная трактовка уроков революции, замалчивание этой темы, акцент не на внутренние причины революции, а на внешние могут привести к историческому забвению народа. А это страшно! Вообще, у нашего народа очень короткая историческая память, вот уже и Сталин оказывается хорошим. Я как раз вижу задачу музея в том, чтобы представлять людям подлинную картину исторических событий, какой бы неприглядной она ни была. А то может получиться так, что по прошествии целого столетия Россия опять окажется в состоянии, когда "верхи не могут, низы не хотят". Каковы будут последствия очередного "русского бунта", известно одному лишь богу... Давайте учить уроки прошлого и не повторять его ошибок!

Смотрите также:

  • Глазами школьников

    На выставке "Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее с 19 апреля по 19 июня будет представлено около 150 рисунков детей, очевидцев событий 1917 года в Москве. Зритель увидит, как дети изображали политических деятелей, как менялся их взгляд на происходящее, как они встретили первую годовщину переворота. Осенью часть рисунков покажут в Немецком историческом музее в Берлине.

  • 1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    По словам куратора выставки Евгения Лукьянова, дети встретили с радостью Февральскую революцию 1917 года. В своих сочинениях они писали, что ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги о свободе слова и свободе от монархии и диктатуры.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    На этом рисунке видны триумфальная барочная арка Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей, которые были снесены в 1927 году. В феврале дети писали "Я русскую революцию никогда не забуду" и "Меня охватило радостное чувство любви ко всем". Школьные сочинения и рисунки сто лет назад собирал известный педагог Василий Воронов.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Рисунки практически все безымянные, говорит куратор выставки Евгений Лукьянов в интервью DW, поэтому судьбы детей неизвестны. "Долой временное правительство и буржуев!" - это типичный лозунг, который был на устах и на плакатах. Номер 5 - это номер большевиков в списках партий на выборах в Учредительное собрание.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Московские "хвосты"

    Очереди ("хвосты") стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис, затронувший в первую очередь крупные города, стал первым признаком неблагополучия для детей: "При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут", читаем в одном из детских воспоминаний.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Так дети изображали спекулянтов - "худшего вида буржуев", рассказывает куратор выставки. Тогда пропаганда говорила о том, что "во всем виноваты жиды и немцы", об этом писали и дети. Однако это семейное влияние, потому что ребенок ничего не понимал, считает Евгений Лукьянов. На рисунках можно увидеть разные взгляды - от откровенно националистических до атеистических.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Еще одна примета того времени - это поезда, которые стали символом движения страны к лучшей жизни. "Поездов было мало, и движение по стране было затруднено. В Москву поезда приезжали и уезжали заполненные, поэтому их брали штурмом", поясняет куратор.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    По словам Евгения Лукьянова, автомобили с вооруженными солдатами были интересными объектами для детей. "Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья", - пишет один из тогдашних московских школьников.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    В октябре 1917 года в Москве применялась тяжелая артиллерия. В результате много домов в центре города сгорело, погибло, по разным оценкам, более тысячи человек. В воспоминаниях детей говорится: "Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем".

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной в ноябре 1917 года летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах, купола Успенского собора пробиты. По словам куратора выставки, Кремль был сильно разрушен и если бы столица не была перенесена в Москву, то неизвестно, когда бы его восстановили.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Революционные события в Москве разворачивались в центре. На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью "СР и СД", что означает "Совет рабочих и солдатских депутатов".

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    После взятия большевиками власти 10 ноября прошли похороны большевиков около кремлевской стены, а похороны юнкеров и офицеров, которые были последним оплотом Временного правительства, были на братском кладбище за пределами города.

    1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги

    Фридрих Адлер - приверженец австромарксизма, который тоже пришел к власти после революции. Это демонстрирует всемирное значение событий в России 1917 года, подчеркивает куратор выставки. В октябре в Немецком историческом музее в Берлине откроется выставка, посвященная всемирному значению русской революции.


Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.

Я не умею врать

1917 год как поворотная веха в истории России и последовавшая за ним братоубийственная гражданская война на протяжении долгих лет являлись объектом пристального внимания не только со стороны историков-профессионалов, но и многих современников тех событий. По существу, «вспоминать» начали почти сразу, почти синхронно происходящему. И это нельзя было объяснить лишь воздействием политической конъюнктуры: то, что случилось в стране, прямо и непосредственно затронуло каждого из ее граждан, полностью перевернуло, а подчас и просто сломало их жизни, заставляя вновь и вновь переосмысливать недавнее прошлое, ища ответ на трудноразрешимые или вовсе не разрешимые вопросы, поставленные революционной эпохой столь неожиданно и остро. Может показаться удивительным, но в нестройную «вспоминающую» многоголосицу первых послереволюционных лет постоянно вплетались голоса тех, кого, казалось бы, трудно было там услышать — детей, которым довелось взрослеть в это непростое время.

Действительно, мальчики и девочки 1920-х годов оставили после себя немало письменных текстов, в которых шла речь о том, что произошло с ними самими, с их родителями, с другими близкими и не очень близкими им людьми после революции 1917 года. В большинстве своем такие детские воспоминания сохранились в форме школьных сочинений. Не отрицая тот факт, что воздействие взрослых на эту форму детского мемуарного творчества было достаточно велико — даже само их появление инициировалось взрослыми, — значение таких воспоминаний трудно переоценить. Мало того что наблюдательные дети подчас подмечали и фиксировали то, что оставалось не увиденным взрослыми, мало того что они предлагали свои, «детские» интерпретации многих явлений, фактов и событий, они писали так откровенно, так искренне и открыто, что изложенное ими на простых тетрадных страницах немедленно превращалось в своеобразные исповеди. «Я не умею врать, а пишу, что правда», — это признание 12-летней девочки из Ярославской губернии могло бы быть распространено на преобладающее большинство детских воспоминаний, написанных вскоре после окончания Гражданской войны в России.

Дети 1917-го

Наиболее ранние детские воспоминания о революции 1917 года восходили к письменной культуре «бывших» и создавались детьми «чужих». Тексты эти были явно политизированы, что и понятно: прошлое быстро превращалось для этих детей в «утраченный рай», зачастую вместе с потерянной Родиной и обретенным эмигрантским эпилогом — недаром один из русских педагогов-эмигрантов, писатель и публицист Н. А. Цуриков называл их «маленькими перелетными птичками». По подсчетам созданного в 1923 году в Праге под председательством выдающегося богослова, философа и педагога В. В. Зеньковского Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, к середине 1920-х годов за рубежом насчитывалось около 20 тысяч русских детей только школьного возраста. Из них в зарубежной русской школе обучались не менее 12 тысяч человек. Педагоги-эмигранты не без оснований полагали, что обучение в русских школах будет способствовать сохранению у детей национальной идентичности, в том числе за счет сохранения родного языка и православного вероисповедания. Заметим, что православные церковнослужители и лично, и как руководители общественных организаций сыграли огромную роль в создании и деятельности русских беженских школ. Немалый вклад в разработку психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей и юношества и непосредственно в жизнь русской школы в эмиграции внесли религиозный мыслитель, богослов и философ Г. В. Флоровский, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Антоний (Храповицкий) и его будущий преемник митрополит Анастасий (Грибановский), епископ Пражский Сергий (Королев), его ближайший соратник, на которого было возложено в первую очередь, преподавание Закона Божьего в русских эмигрантских школах, архимандрит Исаакий (Виноградов), почетный председатель Епархиального управления Русскими православными церквями в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевского), начальник Российской духовной миссии в Китае митрополит Иннокентий (Фигуровский) и многие другие. Под покровительством РПЦ за границей существовали и действовали различные детские и молодежные организации: скауты, соколы, детские хоры, оркестры и театральные коллективы, регулярно проводились Дни русской культуры и отмечавшиеся на Благовещение Дни русского ребенка, во время которых проходил сбор средств на нужды детей путем церковных тарелочных сборов и подписных листов.

В декабре 1923 года в одной из самых больших русских эмигрантских школ — русской гимназии в Моравской Тшебове (Чехословакия) — по инициативе ее директора неожиданно были отменены два урока и всем учащимся предложили написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года по день поступления в гимназию» (среди прочих участников опроса была и дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, о чем она много лет спустя написала в своих мемуарах). Позднее Педагогическое бюро распространило этот опыт на ряд других русских эмигрантских школ Болгарии, Турции, Чехо-Словакии и Югославии. В результате к 1 марта 1925 года в Бюро было собрано 2403 сочинения общим объемом 6,5 тысячи рукописных страниц. Результаты анализа воспоминаний были изданы в нескольких брошюрах, однако сами воспоминания долгое время не публиковались и хранились вначале в Русском заграничном историческом архиве в Праге, а после передачи его в Россию по окончании Второй мировой войны — в ЦГАОР СССР (ныне — Государственный архив Российской Федерации). Часть этих документов (свыше 300) была опубликована лишь в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова).

Собранные сочинения были очень разными, что не случайно: ведь их писали учащиеся разных возрастов, причем возрастной диапазон колебался от 8 (ученики приготовительных классов) до 24 лет (молодые люди, возобновившие обучение после вынужденного перерыва). Соответственно, и объемом своим эти сочинения сильно отличались друг от друга — от нескольких строчек, с большим трудом выведенных самыми маленькими, до 20-страничных сочинений старшеклассников, написанных убористым, мелким почерком. По мере взросления ребенка и совершенствования его письменной речи прослеживалось естественное усложнение текстов, когда на смену фиксации отдельных, часто разрозненных автобиографических фактов приходили попытки осмысления прошлого, рассуждения о судьбах покинутой Родины, причем зачастую патриотические настроения и чувства прямо подпитывались религиозными установками и религиозным сознанием писавших. Россия и православная вера сплетались воедино, и именно в вере Христовой видели эти отвергнутые новой советской властью дети надежду на воскрешение своей Отчизны: «Попросим же мы Бога о том, чтобы он взял под свою защиту поруганную и униженную, но не забывшую, несмотря на все гонения, христианскую веру, нашу дорогую Святую Русь»; «Где-то там, в глубине необъятной России, появятся люди старинного уклада, которые с именем Божьем на устах пойдут спасать Россию»; «Я верю, что правда восторжествует и Россия спасется светом Христовой Веры!».

Бог был с детьми

При всем их многообразии основная масса детских воспоминаний содержательно и оценочно укладывалась в довольно стабильную противополагающую схему: «было хорошо — стало плохо». Добольшевистское прошлое представало в сочинениях детей эмиграции как красивая, добрая сказка, в которой всегда было место религии и Богу. Вспоминая «золотое», «тихое», «счастливое» детство в России, мальчики и девочки подробно описывали с таким нетерпеньем ожидаемые «светлые праздники» Рождества и Пасхи, когда обязательно ходили в церковь и получали подарки, наряжали елку и красили пасхальные яйца, когда рядом были родители и друзья, а еще — «Кто-то Милосердный, Который простит и не осудит». «…Рождество, — пишет ученик 6-го класса Английской школы для русских мальчиков в Эринкее (Турция) Иван Чумаков. — Изучаешь тропарь, рассказываешь отцу, матери, сестрам, и даже младшему братишке, ничего еще не понимающему. А мать так за три дня попросишь разбудить к заутрене. В церкви стоишь спокойно, ежеминутно крестишься и читаешь тропарь. Кончилась церковная служба. Не возвращаясь домой, бежишь “Христа славить”. Тут конфеты, пряники, копейки — все карманы. Потом — домой разговляться. После этого — опять славить, и так целый день… А вскоре и Пасха. Это праздник… неописуемый. Весь день колокольный звон, катание яиц, “христосование”, поздравления, подарки…»

Бог был с детьми, а дети — с Богом не только в дни религиозных праздников, но постоянно, ежедневно, ежечасно. Некоторые из них прямо признавались в «глубокой религиозности», унаследованной от родителей. Молитва неизменно занимала свое особое, устойчивое место в детских рутинных повседневных практиках: «Наутро я просыпался всегда веселый, одевался, умывался, молился Богу и шел в столовую, где уже был накрыт стол… После чая я шел заниматься, решал несколько задач, писал две страницы чистописания и т. д.». Бог хранил, Бог защищал, Бог умиротворял, Бог вселял надежду: «Вот отдельные картины из дальнего детства. Ночь, перед образом Божьей Матери горит лампадка, ее дрожащий неверный свет освещает всепрощающий лик Прелестной Девы, и кажется, что черты ее лица движутся, живут, а прелестные глубокие глаза смотрят на меня с лаской и любовью. Я, маленькая девочка, в длинной ночной рубашке лежу в кровати, мне не хочется спать, я слышу храпенье моей старушки-няни, и мне представляется в ночной тишине, что я одна в огромном мире, где нет ни одной человеческой души, мне делается страшно, но, смотря на чудные черты Божьей Матери, страхи мои понемногу уходят, и я незаметно для себя засыпаю».

И вдруг внезапно, в один миг все это — такое «свое», такое привычное, такое устоявшее — было разрушено, а безбожие, как это ни кощунственно звучит, было возведено в ранг новой веры, где молились новым революционным апостолам и следовали новым революционным заветам. «Большевики проповедовали, что Бога нет, что нет красоты жизни и все дозволено», и не просто проповедовали, а воплощали эту вседозволенность на практике. Запрет на преподавание Закона Божьего и замена висящих в классных комнатах икон — «этих безделушек», как называли их красные комиссары, — портретами вождей революции были, пожалуй, наиболее безобидными из того, что предприняли новые власти. Осквернение религиозных святынь происходило повсеместно: и во время обысков, свидетелями которых были дети («Несколько пьяных, разнузданных матросов, с ног до головы увешанных оружием, бомбами и перевитыми пулеметными лентами, ворвались в нашу квартиру с громкими криками и бранью: начался обыск… Все подверглось разрушению и разгрому, даже иконы срывали эти богохульники, били их прикладами, топтали ногами»), и за пределами их дома. «Большевики в храмы Божьи вторгались, убивали священников, вынимали мощи и разбрасывали по церкви, ругались по-большевистски, смеялись, но Бог терпел и терпел», — с горечью свидетельствует 15-летний ученик Русской гимназии в Шумене (Болгария). «Свет от пожара освещал церковь… на колокольне качались повешенные; их черные силуэты бросали страшную тень на стены церкви», — вспоминает другой. «На Пасху, вместо звона, стрельба. Страшно выйти на улицу», — пишет третий. И таких свидетельств было немало.

Именно на Бога и уповали дети в самые тяжкие, самые страшные минуты своей жизни, когда надеяться было не на что, и именно Ему возносили хвалу, когда испытания оказывались уже позади: «Нас ввели в большую светлую комнату (ЧК. — А. С. )… Я помню, что в то мгновение я только молилась. Сидели мы не долго, пришел солдат и нас куда-то повел; на вопрос, что с нами сделают, он, гладя меня по голове, отвечал: “Расстреляют”… Нас привели на двор, где стояло несколько китайцев с ружьями…Это было похоже на кошмар, и я только ждала, когда он кончится. Я слышала, как кто-то считал: “Раз, два”… Я видела маму, которая шептала: “Россия, Россия”, и папу, сжимающего мамину руку. Мы ждали смерти, но… вошел матрос и остановил готовых стрелять солдат. “Эти еще пригодятся”, — сказал он и велел нам идти домой. Вернувшись… домой, мы все трое стали перед образами, и я в первый раз так горячо и искренно молилась». Для многих молитва становилась единственным источником жизненной силы: «В ночь под Благовещение была страшная канонада; я не спала и всю ночь молилась»; «Я никогда раньше не молился, никогда не вспоминал Бога, но, когда я остался один (после смерти брата), я начал молиться; я молился все время — где только представлялся случай, и больше всего молился на кладбище, на могиле брата».

Помилуй Россию, помилуй меня!

Между тем были среди детей и совершенно отчаявшиеся, утратившие жизненный стержень, а вместе с ним — как им казалось — и веру во Всевышнего: «Я хуже волка, вера рухнула, нравственность пала»; « Я… с ужасом заметил, что ничего того святого, того доброго, что вкладывали в меня папа и мама, — у меня нет. Бог для меня перестал существовать как что-то далекое, заботящееся обо мне: Евангельский Христос. Встал передо мною новый бог, бог жизни… Я стал… полным эгоистом, который готов для своего счастья поступиться счастьем других, видящего в жизни только борьбу за существование, считающего, что высшее счастье на земле — это деньги». Именно таких детей и подростков имел в виду В. В. Зеньковский, когда, анализируя сочинения, утверждал, что «религиозный путь преодоления» открылся пока еще далеко не всем, и нужна очень кропотливая работа, чтобы помочь детям «подойти ближе к Церкви».

В эмиграции дети оказались в какой-то степени ограждены от кровожадного революционного молоха. Им вернули многое из того, что они сами хотели бы вернуть из недавнего прошлого. Но, по их собственным словам, даже Рождество стало каким-то «грустным», не таким, как в оставленной России, которую они никак не могли забыть и куда они так хотели бы вернуться. Нет, им отнюдь не нужно было новое советское отечество, враждебный и непривычный для них «антимир» советской власти и большевизма. Они стремились в ту, прежнюю Россию, о которой писали в своих сочинениях и которую изображали на своих рисунках: тихие, заснеженные дворянские усадьбы, кремлевские стены и башни, маленькие деревенские церквушки. Особенно трогает среди сохранившихся рисунков один: маковки православных церквей с крестами и лаконичная надпись «Я люблю Россию». Большинству из этих детей так никогда и не удалось осуществить свою мечту. Но они продолжали верить и истово молиться за Родину — так же истово, как за самих себя: «Боженька, неужели все так и останется? Помилуй Россию, помилуй меня!»

При подготовке статьи были использованы материалы книг «Дети русской эмиграции (Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники)» (М.: ТЕРРА, 1997) и «Дети эмиграции: Воспоминания» (М.: Аграф, 2001), а также монографии автора «Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования». (Казань: Казанский гос. ун-т, 2007).


Построение русских скаутов. Марсель. 1930 год


Занятие музыкой с детьми в русской коммуне Монтгерон. Париж. 1926 год


Учителя и учащиеся прогимназии Всероссийского союза городов в лагере Селимие. 1920 год


Преподаватели и студенты Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 1945 год. В центре — схимонах Савватий. Справа от него — Владимир Вейдле. Александр Шмеман, Константин Андроников и Сергей Верховский. Крайний справа — отец Василий Зеньковский

Текст: Алла САЛЬНИКОВА