Какие функции управления являются основными. Общие функции управления

Состав общих функций управления не зави-сит от объекта управления, эти функции выполняются по отно-шению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления.

Тем не менее можно упорядочить существующие различия в их классификациях:

1) выделяется или нет координация как самостоятельная Функция управления;

2) выделяются или нет связующие процессы (процесс приня-тия решений и коммуникаций) или они выступают как процессы Реализации функций управления;

3) выделяется или нет руководство (лидерство) как самостоя-тельная деятельность;

4) называют разное число категорий, в которое «собираются» функции управления.

Ряд авторов выделяют пять функций : планирова-ние, организацию (или организовывание), координацию, конт-роль и мотивацию . Взаимосвязь между ними может быть предс-тавлена круговой диаграммой, изображающей содержание любо-го процесса управления (рис. 5.40). Стрелки на диаграмме пока-зывают, что движение от стадии планирования к контролю воз-можно лишь путем выполнения работ, связанных с организовы-ванием процесса и с мотивированием работающих. В центре ди-аграммы находится функция координации, обеспечивающая сог-ласование и взаимодействие всех остальных функций. Однако, по нашему мнению, каждая функция представляет собой дея-тельность по координации, которую практически невозможно обособить в ограниченном количестве подразделений.

Рис. 5.40. Взаимосвязь общих функций управления

Интересный, но не совсем оправданный подход к выделению функций управления предложен американскими учеными в об-ласти управления Г. Кунцом и С. О"Доннелом . Они рассмат-ривают функции управления как функции управляющего, хотя во многом содержание функций совпадает с ранее рассматривае-мыми классификациями. Функции управления как таковые от-личаются от функций управляющего. Представление о функциях управления как функциях управляющего — это один из самых ранних подходов к их классификации. Авторы выделили функ-ции: планирование, организацию, работу с кадрами, руководство и лидерство, контроль.

В учебнике «Основы менеджмента » под редакцией А. А. Радугина к основным «отечественным» функциям авторы относят :

1) целеполагание (на наш взгляд, выделение целеполагания как отдельной функции не совсем оправдано, так как любая дея-тельность предполагает постановку целей управления и поэтому сложно обособить этот вид деятельности в рамках конкретного подразделения);

2) организацию;

3) регулирование (на наш взгляд, это часть функции конт-роля);


4) активизацию (представлена несколько уже, чем мотива-ция);

5) контроль.

Иное представление общих функций управления дано О. С. Виханским , рассматривающим процесс управления как функцию администрирования, выделенную еще А. Файолем, и последовательно, поэтапно реализующуюся по отношению к объекту управления. Если раньше эта функция была определена как предвидение, руководство, координирование и контролиро-вание, то в настоящее время она состоит из следующей логичес-кой цепочки:

Установление целей;

Разработка стратегии (составная часть планирования);

Планирование работы;

Проектирование работы (понимается близко к функции ор-ганизации);

Мотивирование к работе;

Координация работы;

Учет и оценка работы (составная часть контроля);

Контроль работы;

Обратная связь (составная часть контроля).

Таким образо м, при анализе функций количество выделяе-мых самостоятельных категорий может быть ограничено.

Интересная и оригинальная классификация дана у А. К. Казан-цева . Авторы выделяют три группы функций менеджмента:

1) общие функции;

2) социально-психологические функции;

3) технологические функции.

Общие функции отражают основные стадии процесса управ-ления деятельностью организации. Это формирование целей (все функции формируют цели, и этот процесс неразрывно связан с осуществлением функции управления); планирование; организа-ция; контроль.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллек-тиве (формируют поведенческие аспекты реализации общих функций). К ним относят делегирование и мотивацию.

По нашему мнению, наиболее оптимальным является отнесе-ние к социально-психологическим функциям функции мотива-ции, делегирование же является частью функции организации.

Технологические функции менеджмента - виды деятельнос-ти, составляющие содержание технологии труда менеджера;

Принятие решений;

Коммуникация.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления:

1. Общие функции управления всегда применяются ком-плексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различ-ные его функции могут приобретать доминирующий характер;

2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как :

во-первых , они применимы к любым социально-экономи-ческим процессам или системам. Так, вполне правомерно гово-рить о контроле эксперимента, регулировании уличного движе-ния, учете денежного обращения и т.д.;

во-вторых , функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятель-ности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целе- полагание, системообразование, второе — содержательный ха-рактер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные органи-зационные формы, характеризоваться конкретными структур-ными формами;

в-третьих , функции управления применимы и к самому про-цессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реа-лизации управленческого решения), и к системе управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управле-ния, исследование и обеспечение свойств целостности, органич-ности, связности и т. д.;

3) между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций уп-равления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как неко-торых «технологических переделов» управленческой деятельнос-ти чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией конт-роля требует несколько иных качеств от руководителя, чем орга-низаторская деятельность.;

4) в структуре деятельности руководителей различных уров-ней функции управления имеют различный удельный вес (опре-деляется экспертным путем).

С учетом перечисленных особенностей можно выделить как наиболее обоснованную классификацию, данную М. Месконом . В этой книге принят подход, основанный на объединении существенных видов деятельности в небольшое число категорий, которые сейчас общепринято считать применимыми ко всем ор-ганизациям. Авторы полагают, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Они также считают , что эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а Руководство (лидерство) они рассматривают как самостоятель-ную деятельность. Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характе-ристики: все они требуют принятия решений и для всех необхо-дима коммуникация. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, называют связующими процессами.

Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структур, ных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосред-ственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их вы-полняющих.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к дея-тельности для достижения личных целей и/или целей органи-зации.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организа-цией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректиру-ющих мер.

К общим или основным функциям управления относятся:

планирование;

организация;

регулирование;

координирование;

мотивация и стимулирование;

гуманизация и обеспечение корпоративность трудовых отношений;

контроль и оценка.

Каждая из указанных функций имеет самостоятельное значе­ние в общей системе управления, но в то же время взаимосвязана и взаимодействует с другими функциями, обеспечивая целостность и действенность системы управления.

Планирование - общая функция управления, осуществ­ление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления.

По отношению к управлению строительством объекта или ис­полнению подрядного контракта планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для дости­жения конечной цели - возведению объекта или исполнению подрядного контракта. По отношению к управлению строитель­но-монтажной организацией планирование направлено на опре­деление мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения поставленных целей по техническому и организационному раз­витию строительно-монтажной организации и по выполнению обязательств, принимаемых при заключении хозяйственных до­говоров.

Планирование является активной составляющей всей системы управления производством. Именно посредством и в процессе пла­нирования определяются цели по темпам развития производства, по эффективности использования имеющихся производственных мощностей и ресурсов и т.д.

Планирование осуществляется на всех уровнях хозяйственного управления и участках производства. Оно представляет собой про­цесс подготовки, обоснования и принятия решений, оформленных в виде документов, определяющих совокупность мероприятий, дей­ствий и потребных ресурсов для достижения планируемых произ­водственных, экономических и социальных результатов деятельно­сти. Планы определяют не только цели и показатели производства и хозяйствования, но и весь комплекс действий по их достижению.

Планирование охватывает различные временные периоды, а потому бывает:

оперативным (на месяц, декаду, неделю);

текущим (на квартал, год);

среднесрочным (на срок до 2 - 3 лет);

перспективным (от 3 - 5 лет и более).

С планированием непосредственно связано прогнозирование. Объектами и предметами прогнозирования в строительно-монтажных организациях при разработке ими своих среднесрочных явля­ются: цены на строительную продукцию и услуги, цены на строи­тельные материалы, цены на строительные машины, изменения в характере возводимых зданий и сооружений и применяемых строительных конструкций. В долгосрочном плане прогнозируются состояние рынка строительных подрядов, динамика объемов инвестирования, изменения кредитной и налоговой политики государства и др.


Качество планирования обеспечивается строгим соблюдением следующих основных его принципов:

обоснованность планирования, которая выражается в необходи­мости использования и учета при составлении планов реальных данных об условиях осуществления производства и хозяйствования;

оптимальность планирования, которая означает требование достижения наилучших производственно-экономических результатов с наименьшими затратами производственных ресурсов и финан­совых средств;

непрерывность планирования, означающая полное соответствие и взаимную увязку планов во времени (оперативных, текущих и перспективных планов) и всех плановых показателей по уровням управления, подразделениям и участкам производства;

комплексность планирования, предполагающая обеспечение комплексного и системного подхода к организации и содержанию планирования. В практическом плане это выражается в наиболее полном охвате планированием всех направлений и участков про­изводственно-хозяйственной деятельности и системном рассмо­трении факторов и условий, определяющих и влияющих на ре­зультаты производства и хозяйствования.

Организация как основная функция управления обеспечи­вает кооперацию деятельности людей, участвующих в производ­стве и хозяйствовании. Практически это обеспечение осуществля­ется посредством построения рациональной производственной и организационной структуры строительно-монтажной организации и эффективного функционирования их, применения соответству­ющих методов организации возведения зданий и сооружений, ме­тодов производства строительно-монтажных работ, методов мате­риально-технического и кадрового обеспечения строительных объектов и участков производства и т.д.

Эффективность организации определяется строгим соблюдени­ем следующих ее основных принципов:

рациональность построения системы и структуры управления строительно-монтажной организацией и строительным производ­ством, предполагающая целесообразный уровень разделения и специализации труда работников сферы управления;

надежность системы и структуры управления, предполагающая четкое разделение обязанностей и прав подразделений и работни­ков управления, качественное исполнение ими своих функций и обязанностей, построение простой и надежной системы передачи информации, связанной с управлением;

соответствие производственной и организационной структуры управления строительно-монтажной организации виду и характеру осуществляемого строительства, выполняемых строительно-монтаж­ных работ и ее месту на рынке строительных подрядов и услуг;

гибкость, универсальность и самоорганизация системы и структу­ры управления, предполагающих быструю адаптацию к изменяю­щимся производственным условиям и условиям хозяйствования;

научность управления, требующего применения современных методов и кадров управления.

Регулирование как основная функция управления тесно связана с организацией. В процессе управления строительной орга­низацией и строительным производством возникают отклонения от намеченных оперативных и других планов производства работ, материального обеспечения и т.д. Возможны изменения в сформи­рованной программе работ по разным причинам (срыв контрактов со стороны заказчиков, заключение новых контрактов и др.). Воз­можны другие изменения, требующие учета при организации про­изводства. Поэтому необходимо принятие соответствующих кор­ректирующих управляющих воздействий.

Регулирование строительного производства - сложный про­цесс, базирующийся на сборе и обработке информации о ходе производства с производственных участков, о возникших произ­водственных «возмущениях», в том числе в связи со сбоями в про­изводственном обслуживании (транспортом, строительной техни­кой, материалами), на обработке этой информации и принятии решений оперативного характера по нормализации производства. Вопросы регулирования производства решаются на всех уровнях управления мастерами, производителями работ, руководителями строительных и производственных участков, начальниками (ме­неджерами) объектов, руководителями обслуживающих участков и др. Центральное место в этом плане занимает диспетчерская и производственно-распорядительная службы строительно-монтаж­ной организации.

Координирование как основная функция управления ре­шает проблемы и неувязки при руководстве деятельностью строи­тельно-монтажной организации, возникающие вследствие разде­ления труда управленческих работников. Оно направлено на обес­печение согласованной работы и целенаправленного единства дей­ствий всех звеньев и участков производства, всех управленческих служб и их отдельных работников. Координация деятельности со­ответствующих служб и отдельных работников управления осуще­ствляется сверху вниз. Руководитель организации координирует работу своих заместителей и участков по их подчиненности ему согласно организационной структуре управления. Заместители ко­ординируют деятельность соответствующих отделов и участков производства или обслуживания по подчиненности. Руководители отделов и участков производства и обслуживания координируют работу групп, бригад, отдельных работников и исполнителей. В ре­зультате обеспечивается слаженная целенаправленная работа управленческой команды в целом.

Эффективность управления во многом зависит от мотивации и стимулирования работников. Направлений и возможностей повышения мотивации работников к более эффективному их труду и высоким результатам производственно-хозяйственной деятельности организации в целом много. Это прежде всего: материальное и моральное стимулирование труда, организация оплаты труда и материального поощрения в зависимости от количества и качества труда работников. Важно также моральное поощрение за добросовестный и качественный труд. Эффективными мерами мотивации к производительному труду являются также современный стиль и методы управления, профессиональный должностной рост работников в организации, поощрение иници­ативы работников и т.д.

Гуманизация труда и корпоративность трудовых отношений в строительно-монтажных организациях тесно связана с мотивацией их работников к более эффективному и производительному труду.

В системе управления производственными коллективами важ­ное место занимают понятия культуры управления и качества тру­довой жизни, которое включает в себя многие аспекты и направ­ления социальной стороны менеджмента. Культура управления вклю­чает в себя прежде всего этику и нормы поведения менеджеров и специалистов, их деловитость и четкость в работе, а также общий стиль и уровень управления, применение новейших средств и тех­ники управления, уровень отношений между работниками и т.д. Качество трудовой жизни отражает степень эффективности мероп­риятий, проводимых организацией для обеспечения удовлетворен­ности трудом ее работников. К таким мероприятиям относятся со­здание нормальных санитарно-бытовых условий на производстве, облегчение труда работников и т.д.

Корпоративность трудовых отношений состоит в единстве по­нимания целей и задач управления, осознанном и построенном на взаимопомощи и взаимовыручке осуществлении их.

Контроль и оценка как основная функция управления обеспечивают знание действительного положения дел по испол­нению намеченных планов, достижению поставленных целей по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации, по ее состоянию и разви­тию и т.д.

Главная задача контроля состоит не только в определении и оценке фактического положения дел на различных участках про­изводства и хозяйствования, но и в установлении причин и фак­торов, оказавших влияние на возникновение отклонений при вы­полнении намеченных планов и задач, в выявлении имеющихся резервов производства.

Осуществление контроля и оценки производственной и хозяй­ственной деятельности начинается с учета и получения информа­ции о состоянии объектов управления. При этом контроль охваты­вает все составляющие и элементы управляемой системы. На осно­вании данных учета и информации подготавливаются соответству­ющие управленческие решения по корректировке оперативных планов, заданий и т.д.

Построение системы учета и контроля деятельности должно удовлетворять следующим основным принципам:

объективность и достоверность учитываемых и анализируемых данных. От этого напрямую зависит обоснованность принимаемых управленческих решений по корректировке планов производства, других действий производственного и экономического характера;

комплексность и системность наблюдения за состоянием управ­ляемой системы, предполагающих достаточный охват путем учета параметров состояния строительно-монтажной организации для полной оценки всех сторон ее производственно-хозяйственной деятельности.

Один из главных законов эффективности деятельности человека — необходимость разделения и специализации труда, поскольку они определяют причину появления в менеджменте категории «функция».

Появление функций управления связывают с горизонтальным разделением управленческого труда, а также с профессиональной специализацией работников управления.

Функция является содержанием управленческой деятельности, для которого характерны 2 основные признака:

  1. Временная логическая последовательность исполнения управленческих работ, объективно вытекающая из сущности соответствующей деятельности.
  2. Специфика объекта управления, определяющая его характер и отраслевую принадлежность.

Функции управления представляют собой специализированное во временной логической последовательности выполнение управленческих работ. Последовательность во времени закрепляется в первом типе функций, которые называются общими.

Общие и конкретные функции управления

Разделение на общие (универсальные, базовые) и конкретные функции управления обусловлено появлением процессного подхода в сфере построения технологии управления.

Процессный подход первоначально предложили приверженцы школы административного управления, попытавшиеся определить функции менеджмента. Последователи данного направления рассматривали управленческие функции независимо друг от друга. Процессный подход рассматривал функции управления в качестве взаимосвязанных функций.

Состав функций управления

Пять функций управления были выделены Анри Файолем, который определял управление в качестве предсказания, планирования, организации, распоряжения, координации и контролирования.

При обзоре современной литературы можно выделить несколько похожих функций:

  1. планирование,
  2. организация и распорядительство,
  3. мотивация,
  4. руководство и контроль,
  5. координация и регулирование,
  6. коммуникация,
  7. исследование, оценка и принятие решений.

Чаще всего процесс управления представляется состоящим из основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Данные функции управления объединяются посредством связующих процессов коммуникации и принятия решения. При этом руководство рассматривают в качестве самостоятельной деятельности, предполагающей возможность влияния на отдельных сотрудников и коллектив таким образом, чтобы они осуществляли работу в направлении достижения целей.

Планирование и организация как функции управления

Планирование в качестве функции управления характеризует выработку и принятие определенного постановления (в письменной или устной форме), в котором перед объектом управления ставится определенная задача или цель. Планирование считается обеспечением единого направления усилий всех членов организации для достижения ее общих целей. Данная функция начинает процесс управления, поэтому от ее качества зависит успех операций.

Организация в качестве функции подразумевает определенную совокупность специализированных управленческих работ, которые нацелены на объединение людей для осуществления совместной деятельности. Функция организации реализации принятых решений включает обеспечение выполнения решений с организационной стороны, то есть создание управленческие отношения, которые способны обеспечивать наиболее эффективные связи всех элементов управляемой системы.

Мотивация и контроль

Мотивирующая функция состоит в выполнении работы персоналом предприятия в зависимости от делегированных ему прав и обязанностей, при этом они должны соответствовать принятым управленческим решениям. Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности.

С помощью функции контроля можно предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль представляет собой характеристику управления, позволяющую определить проблемы и скорректировать деятельность компании до момента преобразования этих проблем в кризис.

Любое предприятие должно обладать способностью своевременной фиксации своих ошибок, исправляя их до того, как они смогут повредить достижению целей. При этом контроль способствует борьбе с неопределенными ситуациями внутреннего и внешнего характера (изменения в законодательстве, социальных ценностях, появление новых конкурентов и др.).

Тема 4

Функции управления.

Предприятия как сложная система управления содержит управляемую часть (производство,цехи,участки,бригады, службы) и управляющую (аппарат управления). Управление производством требует специализации подразделений управляющей части системы и закрепления определенных видов управленческой деятельности за работником или группой работников аппарата управления.

Специализация подразделений управляющей системы осуществляется по функциям управления .

Функция управления –это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности.

Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности осуществляемую на всех уровнях управления предприятиями.

Различают общие и специальные функции управления.

Общие - отражают типовую структуру процесса управления; они включают комплексы управленческих работ,выполняемых при управлении любым объектом.К ним относятся: прогнозирование ,планирование , регулирование , контроль , учет .

Специальные – включают комплексы управленческих воздействий на отдельные стороны деятельности предприятия,которые выступают специфическими объектами управления, например: управление снабжением, транспортным хозяйством, качеством продукции и другое.

Функция - это объективно составляющая управления. В функциях проявляется сущность,содержание управления.

Сложная совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе - может быть сведена к ограниченному перечню, то есть все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла: (рис. 4.1)

Принятие управленческого решения ;

Реализация решения ;

Контроль .

Практически реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением задач,которые призван решать соответствующий аппарат управления. То есть их нужно определять какфункции- задачи аппарата управления.

Планирование

Планирование – это процесс разработки цели организации и мероприятия, направленных на достижение этой цели.

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование , моделирование , программирование .

Прогнозирование – это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Прогнозы носят вероятностный характер,если прогнозирование выполнено качественно,результатом станет прогноз будущего, который можно использовать кА основу для планирования.

Оно призвано обеспечить следующие задачи :

-определение динамики экономических явлений

- составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации;

- определение в перспективе конечного состояния системы, ее переходных состояний.

Моделирование -процесс представления реализации различных ситуаций и состояний системы в течении планируемого периода, является важнейшим условием прогнозирования. Программирование . Её задача - исходя из реальных условий функционирования системы запрограммировать её перевод в новое заданное состояние.

Включает :

Разработка алгоритма функционирования системы;

Определение требующих ресурсов;

Выбор методов управления.

Планирование , как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения.Оно охватывает различные уровни организации и во времени носит долгосрочный , среднесрочный и краткосрочный характер.

1 Долгосрочное планирование (15...20лет).

Определяются общие цели фирмы и стратегия

2 Среднесрочное планирование (на 5 лет).

Основная задача- выбор средств, для выполнения намеченных целей.

Определяется :

Общая кадровая политика;

Общая финансовая политика;

Общая производственная стратегия;

Общая маркетинговая стратегия;

3. Краткосрочное планирование (текучее)

Детализируется по кварталам им месяцам и имеет несколько форм :

1. Одной из его форм является процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные с более детализированными отрезками. При этом, обычно на год, составляются производственный ,финансовый планы и план по маркетингу .

2. Другой формой является разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем (в случае возникновения забастовки).

3.Третьей формой является бюджетное планирование. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Обычно разрабатывается несколько видов бюджетов или даже их групп:

Смета доходов и расходов;

Смета затрат,материалов;

Смета капитальных расходов;

Кассовый бюджет;

Балансовая смета.

* Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов.

Организация

Под организацией понимается процесс:

Организация - это процесс создания структуры предприятия,а так же обеспечение необходимым для её нормальной работы (персонал, материалами, оборудованием, заданиями, денежными средствами и другим) , который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.

Функцию организации рассматривают в двух аспектах:

Как процесс создания системы;

Как процесс её совершенствования.

Организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга.

Решение о выборе структуры организации в целом всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, продуктивно распределяет и направляет усилия своих сотрудников.

Кроме формирования структуры организации, она еще обеспечивает её всем необходимым (персонал, денежные средства,средства производства, материалы и так далее) . То есть на этом этапе формируются условия для достижения более эффективных результатов.

Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как

внешнее,так и внутреннее её окружение.

Мотивация

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.

Теория мотивации разделяется на две категории:

2 Процессуальные основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. (Или как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения).

Содержательные теории Мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры.

Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающие побуждение к действию.

– Первичные потребности заложены в человеке генетически,а вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. (Или по природе своей психологии, например потребности в успехе, уважении,власти и так далее).

1. Теория иерархии потребностей Маслоу .

Структура потребностей по Маслоу имеет 5 иерархических уровней. Человек не склонен подниматься на верхние уровни потребностей до тех пор, пока не удовлетворены потребности низших уровней.

2. Теория мотивации Мак Клелланда

Согласно этой теории любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трех потребностей высшего уровня: потребность во власти , в успехе и в принадлежности .

- потребность властвовать развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы,протекающие в их окружении.

В потребности успеха , необходимо учитывать, что подчиненные получают удовлетворение в основном от процесса работы и в меньшей степени- от награды за выполненную работу.

- потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношения с окружающими. Для успешной работы таких членов коллектива необходимо создавать такие условия, чтобы они могли активно взаимодействовать с достаточно широким кругом людей.

3. Согласно этой теории выделяются две группы факторов, которые по разному влияют на мотивацию работников.

Процессуальные теории Мотивации рассматривают, как человек распределяет усилия для достижения целей, а так же поведение человека не только как функцию его потребностей , но и ожидания , связанных с данным процессом, ситуацией.

Данный подход базируется на экспериментах ученого физиолога Павлова .

Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением .

Теория ожидания

Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.

При анализе мотивации к труду выделяют три взаимосвязи:

1. Затраты труда- результаты (З-Р);

2. Результаты- вознаграждение (Р-В);

3. Удовлетворенность вознаграждением- валентность (В).

(З-Р)х(Р-В)хВ = мотивация

Суть теории состоит в том,что подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что их ожидания оправданы.

Теория справедливости

Данная теория говорит, что люди субъективно относятся к соотношению полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем сопоставляют его с вознаграждение других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс, возникает напряжение, снижающее результативность труда.

Вывод: пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.

Модель Портера- Лоулера.


Портер и Лоулер обобщили две предыдущие теории и пришли к выводу,что результативный труд ведет к удовлетворению. Авторы модели полагают, что именно чувство выполненной работы ведет к удовлетворению. Важно объединить в единое целое такие понятия как затраченные усилия, способности, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения, восприятия в рамках единой взаимосвязанной системы.

Основной вывод теории справедливости для практики управление состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

Контроль.

Контроль -это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Основные виды контроля : предварительный , текущий , заключительный.

1. Предварительный контроль осуществляется до начала операции. Представляет собой проверку готовности, с точки зрения ресурсного обеспечения.

2. Текущий контроль , осуществляется в ходе проведения работ, объектом контроля чаще всего являются подчиненные. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после решения локальных задач, и сопоставления их с намеченными целями.

3. Заключительный контроль несет две функции:

а) Обучающая . Дает руководителю информацию для планирования в случае повторения работы с учетом, как возникших проблем, так и удачных решений.

б) Мотивационная (вознаграждение с учетом конкретного вклада в конечный результат)

В функцию контроля входят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Модель процесса контроля:


    Разработка планов, нормативо и стандартов;

    Совершение действий по повышению планов;

    Получение фактических показателей деятельности;

    Сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами стандартами;

    Определение отклонений;

    Анализ отклонений;

    Разработка программы корректирующих действий.

Формы контроля:

Финансовый,производственный, маркетинговый, контроль качества, ценообразования, административный.

1.Финасовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам.

Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности предприятия (организации) – производство, маркетинг,и непосредственно само управление. Он включает в себя – бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей и отдачу инвестиций.

2. Производственный контроль включает в себя следующие функции:

Маршрутизация, т.е. последовательность операций;

Производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция;

Предварительная оценка стоимости выполнения работы.

Отправка, завершающая деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы.

3. Маркетинговый контроль базируется на:

Анализ возможностей сбыта;

Анализе доли рынка;

Анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом.

4. Контроль качества включает:

Новизну, технический уровень,

Отсутствие дефектов при исполнении,-

Надежность в эксплуатации.

Функция (дословно - действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.

М. Мескон выделяет четыре общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль . Эти функции имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходим обмен информацией, т.е. эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость.

Функция планирования, по М. Мескону, предлагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, якобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три следующих вопроса: где мы находимся в настоящее время? куда мы хотим двигаться? и как мы собираемся сделать это?

Функция организации предполагает формирование структуры организации, вначале распределение и координация работ сотрудников, а затем проектирование структуры организации в целом.

Функция мотивации представляет собой процесс, при помощи которого руководство побуждает сотрудников действовать так, как было запланировано и организовано.

«Функция контроля представляет собой процесс, в котором руководство устанавливает: достигает ли организация своих целей, выделяет проблемы и предпринимает корректирующие меры прежде, чем будет нанесен серьезный ущерб. Контроль дает возможность руководству определять, следует ли пересматривать планы, поскольку они невыполнимы или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем завершает цикл, который и делает управлению процессом взаимосвязанных функций.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов. В зависимости от типов организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях, могут либо отсутствовать, либо осуществляться минимально. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить определенное количество групп. О. С. Виханский, А. И. Наумов и др. предлагают пять групп функциональных процессов, которые, по их мнению, охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента.

Специальными функциями управления определенным ресурсом являются: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельности.

Производственная функция предполагает, что соответствующие службы, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Функция маркетинга призвана посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

Финансовая функция состоит в осуществлении управления процессом движения финансовых средств в организации.

Функция управления персоналом связана с использованием возможностей работников для достижения целей организации.

Функция учета и анализа хозяйственной деятельности предполагает управление процессом обработки и анализа информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.


24. Функция планирования

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

· распределения ресурсов;

· координации деятельности между отдельными подразделениями;

· координации с внешней средой (рынком);

· создания эффективной внутренней структуры;

· контроля за деятельностью;

· развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

· процесс целеполагания (определение системы целей);

· процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;

· процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее № млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь процесс планирования в организации разделяется на: стратегический, тактический и оперативный уровни.

Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

Разрабатывается миссия организации.

Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).

Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

Определяются стратегические альтернативы.

Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы и оперативный планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (тактический – на 1 год – бизнес-план развития организации на один год, например; оперативный план - на текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена;

политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

Планирование и планы

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

корпоративное планирование (для всей компании в целом);

планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);

планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

производственное;

финансовое;

кадровое;

маркетинговое.

По подфункции (например, для маркетинга):

планирование ассортимента;

планирование продаж.

По временному периоду:

долгосрочное планирование - 5 лет и более;

среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;

краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации планов:

стратегическое планирование;

оперативное;

тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;

индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы организации планирования:

"сверху вниз";

"снизу вверх";

"цели вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.


Функция организации

Цель функции организации - подготовка и обеспечение выполнения запланированных действий и достижения запланированных целей.

Проектирование работы - в ходе него решается, кому и как следует действовать. Проектирование позволяет достаточно четко выделить и описать участок работы, обеспечить реализацию функций организации.

Проектирование работы включает этапы:

1. Анализ работы.

2. Установление ее параметров.

3. Определение технологии выполнения работы.

4. Восприятие исполнителями содержания работы.

Цель анализа работы - это дать объективное описание самой работы, т.е. ее содержания, требований к ней и ее окружения или контекста. Существует много методов анализа работы, помогающих руководителям определить эти три составляющих любой работы.

В зависимости от выбранного метода анализа работы описание ее содержания может быть широким или узким, т.е. может быть простым заявлением о том, что надо делать, или детальным разъяснением каждой отдельной операции, каждого движения руки или тела.

Функциональный анализ работы (ФАР) включает в себя описание того:

Что работник делает по отношению к другим работникам и другим работам;

Какие методы и операции следует использовать;

Какие машины и оборудование используются при выполнении данной работы;

Какой продукт/услуга производится в процессе выполнения работы.

Первые три позиции связаны с действиями, четвертая - с результатом работы. ФАР обеспечивает описание работы, основанное на классификации работ по каждой из четырех позиций. Данный метод широко используется на практике для подготовки так называемых штатных расписаний.

Требования к работе отражают необходимые для ее выполнения качества индивида: навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание и другие индивидуальные качества

Для составления списка этих требований в условиях конкретной организации используется метод должностного аналитического вопросника (ДАВ).

Метод «ДАВ» предполагает описание указанных характеристик индивида путем анализа следующих параметров работы:

Информационные источники, важные для выполнения работы;

Обрабатываемая информация и принимаемые решения, необходимые для выполнения работы;

Физические действия и умения, требуемые для выполнения работы;

Характер межличностных отношений, желательных для работы;

характер реакции индивида на условия работы.

Применяется для всех видов работ, в том числе и для управленческой. Он служит базой при подготовке квалификационных справочников.

Контекст работы составляют внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться, а также права и ответственность

Параметры работы определяются на основе результатов ее анализа.

К параметрам работы относятся:

ее масштаб;

сложность;

отношения, в которые ее исполнитель вступает с другими работниками.

Масштаб работы ассоциируется с содержательной стороной работы и представляет собой количество задач или операций, которые работник, ответственный за эту работу, должен выполнить.

Обычно, чем больше задач или операций должен выполнить работник, тем больше это займет у него времени.

Сложность работы носит преимущественно качественный характер и отражает степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом. Зависит от личностных характеристик исполнителя и делегированных ему прав по ее осуществлению.

Можно встретить людей, занимающих формально одинаковые должности в организации, но выполняющих разную по сложности работу.

Отношения по работе при ее проектировании - установление межличностных связей между исполнителем работы и другими работниками как по поводу самой работы, так и в связи с другими видами работ в организации.

Восприятие содержания работы характеризует ее с точки зрения понимания ее природы отдельным исполнителем. Существует различие между объективными и субъективными свойствами работы, отражаемыми в восприятиях людей. Чтобы улучшить результат выполнения работы, необходимо изменить восприятие содержания работы. Изменения при этом могут касаться проектирования работы, личностных качеств или социальной среды, т.е. всего того, что влияет на воспринятое содержание работы.

Для измерения воспринятого содержания работы в различных условиях используется ряд методов. Обычно это вопросники, заполняемые опрашиваемыми, с помощью которых измеряется восприятие определенных характеристик работы.

Американцы Р. Хакман и Э. Лоулер выделяют 6 таких характеристик: разнообразие, автономность, законченносшь, результативность, взаимодействие и общительность

Разнообразие - уровень разнообразия в наборе операций или уровень разнообразия орудий труда и процессов, используемых при выполнении работы.

Анонимность - уровень самостоятельности при принятии решений по планированию своей работы, а также выбору средств по ее выполнению.

Законченность - уровень доведения создаваемого продукта (услуги) до конечного результата в рамках данной работы.

Результативность (обратная связь) - уровень информированности исполнителя через работу о результативности произведенных им действий.

Взаимодействие - уровень требуемого от исполнителя взаимодействия с другими работниками для завершения работы.

Общительность - уровень, до которого работа позволяет исполнителю общаться с коллегами и устанавливать неформальные дружеские отношения.

Технология – это действия, знания, методы и физические предметы (техника), используемые в работе для получения результата (продукции или услуг).

Отношение между технологией и проектированием работы может быть рассмотрено с точки зрения:

знания работником того, когда и где работа должна выполняться и как ее выполнять;

с точки зрения взаимозависимости работ.

Информирование работника о том, когда и где должна выполняться работа, определяет степень свободы в принятии им решения о начале и месте работы.

Так, сборщик на конвейере обладает очень малой степенью такой свободы в силу того, что он должен начать работу с пуском конвейера, который и является его рабочим местом.

Информирование работника о том, как должна выполняться работа, определяет степень свободы в выборе им средств (предметов и методов), с помощью которых должен быть получен желаемый результат.

Так, дизайнер в конструкторском бюро видимо обладает высокой степенью такой свободы по причине того, что он создает новое, неизвестное. В такой ситуации обычно требуются опыт, рассудительность, интуиция и способность решать проблемы.

Третьей характеристикой технологии, влияющей на проектирование работы, является взаимозависимость работ в организации - она определяет степень, с которой осуществляется взаимодействие между двумя или более работниками (или группами работников), обеспечивающее выполнение поставленных перед ними задач.

Существуют четыре типа взаимозависимости работ:

Складывающаяся

Последовательная

Связанная

Групповая

Складывающаяся взаимозависимость появляется тогда, когда от отдельного работника не требуется взаимодействия с другими работниками для выполнения работы в целом.

Последовательная взаимозависимость предполагает, что прежде, чем один работник приступит к работе, другой должен выполнить ряд операций, позволяющих сделать это. То, что является для одного началом в работе, для другого - это окончание работы. Пример: производство автомобилей.

Связанная взаимозависимость - ситуация, когда конец работы одного становится началом работы другого, и наоборот.

Пример: работа хирурга с ассистентами во время операции, вратаря с игроком в футбольной команде, группы разных уровней в принятии решения и т.п.

Данный тип взаимозависимости обычно требует четкости и преемственности в работе.

Групповая взаимозависимость строится на одновременном участии всех сторон в данном действии и как бы включает все предыдущие взаимозависимости вместе.

Групповой подход используется при высокой неопределенности в работе и требует от участников большой степени сотрудничества и взаимодействия, эффективной коммуникации и умения принимать групповые решения.

Модели проектирования работы. Существующие на практике модели проектирования работы делят на 3 группы в зависимости от того, какой параметр работы (масштаб, сложность и отношения) преимущественно используется или подвергается изменению.

На выбор модели влияют внутриорганизационные факторы: стиль управления, профсоюзы, условия работы, технологии, культура и структура организации, системы стимулирования и работа с кадрами и т.п.

Модель построения работы включает определение таких элементов проектируемой работы, как предполагаемые для выполнения операции; используемые методы, время и место работы; показатели выполнения работы и взаимоотношение между человеком и машиной.

Эти элементы определяются на основе тейлоровской системы изучения движений и времени. Определяются время на рабочую операцию и требуемые для ее выполнения действия.

В основу построения работы кладутся специализация и эффективность выполнения работы.

Модель расширения масштаба работы расширяется количество операций или задач, выполняемых работником.

Пример: на сборке автомобиля рабочему поручают устанавливать не только рессоры, но и амортизаторы.

Цель модели - разнообразие и повышение привлекательности работы путем добавления рабочих функций. В проектировании работы модель исходит из ее деспециализации, позволяющей установить положительную взаимосвязь между расширением масштаба работы и удовлетворенностью работой.

Ротация работы - заключается в перемещении работника с одной работы на другую и соответственно предоставлении ему возможности выполнять более разнообразные функции.

Ротация работы тесно связана с моделью расширения масштаба работы, так как она основана на добавлении разнообразных задач в целях повышения интереса к работе.

Обогащение работы означает добавление к выполняемой индивидом работе функций или задач, позволяющих повысить ответственность исполнителя за планирование, организацию, контроль и оценку своей собственной работы.

Обогащение относится к таким параметрам работы, как ее сложность и отношения по работе, составляющим вместе понятие организации работы.


Функции мотивации.

Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.

Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности являются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

Осознанная и сформулированная человеком потребность далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого необходимы определенные условия:

наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий и развития способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).

Исходя из вышесказанного следует вывод. Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.

Мотивационный процесс включает:

оценку неудовлетворенных потребностей;

формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.

Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.

В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение).

Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения является мотивационная структура индивида, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом - внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями руководителя.

Можно выделить два направления поиска способа удовлетворения потребностей.

Поиск способа достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям целевую направленность. Примеры мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т. п.

Поиск путей избежания каких-либо обстоятельств, объекта или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным действиям. Основными мотивами поведения человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с неудовлетворенностью.

Основная задача менеджера - создавать и/или активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия (подразделения).

Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное сочетание стимулов, мотивации и удовлетворения потребностей работников, посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации.

Существует достаточно большое количество мотивационных теорий, которые пытаются дать научное объяснение феномену мотивации.

иерархия потребностей по А. Маслоу;

двухфакторная теория Ф. Герцберга;

теория трех потребностей МакКлеланда.

1. Абрхам Маслоу выделяет 5 иерархических уровней потребностей. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более высокого уровня. Так, например, у сытого человека, который ощущает себя в безопасности, появляются социальные потребности (потребность в общении, любви и т. п.). Удовлетворение потребностей в общении с желаемой социальной группой расширяет возможности появления и нахождения способов удовлетворения потребности в уважении и т. д. Поэтому процесс мотивации через потребности является бесконечным.

Способы удовлетворения первичных потребностей очевидны и, как правило, связаны с организацией (созданием) системы материального стимулирования. Чем выше и разнообразнее, по Л. Маслоу, уровень потребностей у сотрудников (их мотивационная структура), тем сложнее подобрать способы их удовлетворения.

От руководителя требуется особый подход к управлению творческими людьми, что предполагает нестандартные и разнообразные решения в области мотивации.

Нужно помнить, что возможность воздействия па сотрудника со стороны руководства определяется тем, насколько руководитель в глазах работников воспринимается как источник удовлетворения их потребностей.

2. Фридерик Герцберг все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы "здоровья" (гигиенические факторы).

Мотивирующие факторы способствуют росту степени удовлетворенности трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе и т. п.

Социальные потребности

Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

Проводите с подчиненными периодические совещания.

Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

Создайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности уважения

Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции.

Потребности в самовыражении

Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Факторы "здоровья" - это факторы среды, в которой протекает работа. Они могут рассматриваться как потребность в устранении/избежании трудностей. Отсутствие этих факторов вызывает чувство раздражения, недовольства. Присутствие факторов среды обеспечивает нормальные условия работы и, как правило, не способствует активизации деятельности человека. Например, комфортные условия труда, нормальная освещенность, наличие отопления и т. п., режим труда, заработная плата, отношения с руководством и коллегами.

Выводы:

Заработанная плата, как правило, не является мотивирующим фактором.

Для устранения чувства неудовлетворенности, менеджеру необходимо особое внимание уделить факторам "здоровья". В случае отсутствия чувства неудовлетворенности и раздражения мотивировать персонал с помощью факторов "здоровья" бесполезно.

После того как работник обеспечен всем необходимым, для достижения поставленных целей, менеджер должен сконцентрировать все усилия на мотивационных факторах.

3. Трехфакторная теория МакКлеланда рассматривает только три вида приобретенных потребностей, активизирующих деятельность человека: власть, успех, причастность.

Есть определенное сходство этой теории с теорией А. Маслоу. Потребности во власти и успехе характерны для людей, достигших удовлетворения четвертого уровня иерархии потребностей - потребности в уважении. Потребность в причастности свойственна людям, достигшим удовлетворения третьего уровня потребностей - социальных потребностей.

В отличии от А. Маслоу, МакКлеланд считает, что только потребность во власти является мотивационным фактором. Поэтому на практике эта теория применима в большей мере для людей, стремящихся занять определенное положение в организации.

Процессуальные теории мотивации. В основе этих теорий лежит концепция И. Павлова о том, что любое поведение человека - это результат воздействия стимула. Поэтому поведение человека подвержено влиянию посредством перестраивания (изменения) среды или процесса, в котором работает человек. Так же поведение человека определяется и результатом (последствиями) выбранного в данной ситуации типа поведения.

К наиболее популярным процессуальным теориям можно отнести:

теорию ожидания Виктора Врума;

теорию справедливости С. Адамса;

комплексную теорию Портера-Лоулера.

1. В соответствии с теорией ожидания мотивация рассматривается как функция трех видов ожиданий:

ожидаемого результата работы;

ожидаемого вознаграждения от этого результата;

ожидаемой ценности вознаграждения.

Величина усилий, прилагаемых человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.

Чем выше степень соответствия фактических событий ожидаемым, тем больше вероятность повторения данного типа поведения.

Ниже перечислены важные практические выводы.

Руководитель при постановке задач и должен четко формулировать цель в терминах результата, а также критерии оценки результата.

Для повышения вероятности достижения цели, руководитель должен обеспечить условия (организационные и ресурсные) для успешной реализации задачи.

Распределять задания между сотрудниками необходимо в соответствии с их способностями и профессиональными навыками.

Только то вознаграждение будет представлять для работника ценность, которое соответствует его структуре потребностей.

Только то вознаграждение будет повышать мотивацию, которое следует за достигнутым результатом. Аванс не является мотивирующим фактором.

2. Теория справедливости исходит из того, что человек субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия.

Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет - то возможны следующие реакции человека:

сокращение затрат собственных сил ("Я не намерен полностью выкладываться за такую зарплату");

попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требование, шантаж);

переоценка своих возможностей (снижение уверенности в себе);

попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников;