Есть ли в русском языке звук щ. Согласный звук

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

Речевой материал для автоматизации звука "Щ" у детей. Логопедия

Цель: автоматизация звука "Щ" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Щ" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Щ". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Щ" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Щ" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вкусные щи", ребенок - "Щи-щи-щи"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЩУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ща-ща-ща - мы купили леща.
Щу-щу-щу - клещи я ищу.
Ще-ще-ще - дай-ка щей еще.
Щи-щи-щи - мы купили плащи.
Щу-щу-щу - щуку я тащу.
Щи-щи-щи - щиплем щавель мы на щи.
Щи-щи-щи - ты нас мама не ищи.
Ща-ща-ща - мы несем леща.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Ще-ще-ще - я пошел гулять в плаще.
Щу-щу-щу - я грибы в лесу ищу.
Ещ-ещ-ещ - у Кати новая вещь.
Ощ-ощ-ощ - мама варит борщ.
Ещ-ещ-ещ - в сеть попался лещ.
Ащ-ащ-ащ - надень плащ.
Ющ-ющ-ющ - я выращиваю плющ.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
РЫБОЛОВ
Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.

ЧИСТИМ ВЕЩИ
Ещ-ещ-ещ - вычистим любую вещь.
Ащ-ащ-ащ - станет чистым мамин плащ.
Ще-ще-ще - ни соринки на плаще.
Щё-щё-щё - что почистить нам еще?
Щи-щи-щи - вещь для чистки поищи.

ПЛЮЩ
Ющ-ющ-ющ - вырос в доме длинный плющ.
Ща-ща-ща - много листьев у плюща.
Ще-ще-ще - я забочусь о плюще.
Щу-щу-щу - дам водичку я плющу.
Щё-щё-щё - завтра плющ полью еще.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Щ". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хрящ хрустящий у щенка,
Он хрустит хрящом пока.

Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.

Над речкою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Ищут клещи мальчики
В ящике, в чуланчике.
Ищут, ищут, не найдут.
Нет клещей и там, ни тут.

Пишет щука букву "Ща",
Учит грамоте леща:
"Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель".

Клещ живет под щепкой в чаще.
Чистит щеточкой клещ плащик.
В чаще часто хлещет дождь.
Без плаща в дождь пропадешь.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Слова со звуком Щ.

Звук Щ в начале слова.

Щавель, щадить, счастье, счастливый.

Щука, щунять, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щур, щурёнок, щурить, щуриться, щучий, щучить.

Щебень, щебетать, щебетун, щеголёк, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелистый, щемить, щелчок, щенок, щепать, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щетинистый, щетинить, щедрость, щей

Щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлок, щёлочь, щённая, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать.

Щи, щиколотка, щипковый, щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток.

Звук Щ в середине слова.

Роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, пищаль, мещанин, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать, леща, праща

Чащоба, нащёлкать, холощённый, хрущёвка, хрущёба, холщёвый, защёлка, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый, сгущёнка, вощёный, трещотка, трущобы,

Расчёт, просчёт, отсчёт,

Ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу, гощу, полощут.

Ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи, помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник, лощина, кипящий, вещий, будущий, бегущий.

Из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище.

Звук Щ в конце слова.

Лещ, вещь, плащ, овощ, клещ, плющ, помощь, мощь, хвощ, борщ, хрящ, прыщ, помощь, товарищ,

Звук Щ в стечении согласных.

Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий,

банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Словосочетания и фразы со звуком Щ.

Щуплая щука, тащит щётку, у щуки щурята, щёнок тащит щит, щуплый щенок, угощает щами, площадь вымощена, угощать пищей, вымощена щебёнкой, мощный хищник, щётки из щетины, щёголь щеголяет, клещи в ящике, угощу щавелем, овощные щи, щука щекотала щенков, убегающая ящерка, ищу пищу, цветущий щавель, рыщут, пищу ищут, обещал вещи, угощу щукой, защёлка защелкнулась, обещал не пищать, щетина щётки, хранилище овощей, трещина на голенище, защитник защищает, на площади каменщик, щебетанье щеглов, щупальца щупают, щурёнок у щуки, щавелевые щи, увядающий хвощ, громыхающие ящики, тощий нищий, ищут хищника, щедрый расчет, обещание на прощание, ощущение мощи, мощный натурщик, допущение проектировщика, щедрый щеголь, щуплый щурёнок, щетина на щеке, сыщик ищет, щекотать щиколотку, бурлящие щи, изящный хищник, домище помещика, защитник имущества, говорящий щегол, пощипывает голенище, защита в убежище, щекотная щекотка, верующий заведующий, щекотать щенка, щипать щёку, упущение ищейки, тащат на площадь, угощение в пещере, настоящий сыщик, освещать вещи, сокровища в роще, дощатая площадь, тащи прищепку, прищемили ручищу, впущу щенка, пещера в ущелье, ящик овощей, щенок пищал, вращение туловищем, щетина на щеке, длиннющее удилище, жилище ищейки, угощенье кощея, полощу вещи, трещина в лощине, помощь немощному, гниющий овощ, держащий клещи, каменщик и бетонщик, погонщик и табунщик, площадь вымощена, женщина-гонщик, говорящий мужчина, дрожащий щёголь, на плаще клещ, паромщик тащил, щипцы на ощупь, община в общежитии, мощь товарища, толщина щита, щётка у мойщика, щекотал щенка, на щеке щетина, регулировщик у щита, лежащий хищник, леща тащу, щедрая помощь, отдыхающий гонщик, товарищи отдыхающие, плащ товарища убежище в пещере, кипящий борщ, ящик для вещей, плывущая щука, помощь каменщика, в вещах клещи, удирающий угонщик, угольщик тащит, на лапищах когтищи, приемщик овощей, работающий фонарщик.

Сварщик тащит ящик.

Щенок пищит в ящике

Щи из щавеля.

Мамины вещи в ящике.

Площадь вымощена дощечками.

Щётки в дощатом ящике.

Щербатый мужчина весь в щетине.

Дом из щитов щитовой.

Кощей угощал щедро.

Овощи тащи – будут щи.

Щегол щеголял на площади.

В ящике щенок.

На ощупь чищу леща.

Щенок пищит и тащит щётку.

Желающих угощают щавелевыми щами.

Ваня поищи щенка в ящике.

Щурёнок щекотал щуку.

Катя ищет щётки в ящике.

В щах щепотка щавеля.

Ваня угощает овощными щами Нату.

Мойщик ящиков щурился.

Тощий Кощей полощет вещи.

Фонарщик освещает дощатую площадь.

Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня.

Без овощей не бывает щей.

В щите щель.

Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

Щеголь щеголял в плаще.

Сокровища тощего Кощея в пещере.

Товарищ из училища вернулся в плаще.

Уборщик тащит ящик с овощами.

Погонщик на пастбище.

Гонщик зрелищно вращался.

В роще - поющие щеглы.

В дождь (дощ) плащ – нужная вещь.

Хищные щуки охотятся на лещей.

Угонщик похищает машины.

Еще проще вытащить леща.

Ящерка юркнула в щель.

Щегленок вращал головой и пищал, требуя пищи.

В роще щебетали щеглы.

Давно ищут древнее городище.

Дети лущили лещину.

Щуп да клещи - вот их вещи.

Гляди на вещи проще.

Он щеголь: щеки у него тщательно выбриты.

Добавь еще щавеля, будут щи еще гуще.

Грущу, но не пищу.

Щеголю дали счет на плащ.

Клещ попал на хвощ.

Щука щуренку пищу не подыщет.

Щука лещу не товарищ.

Теща угощала щами и лещами.

Выращу из щуренка щуку.

Не говори насчет просчетов.

А кущи гуще и гуще.

Хранилище овощей помещено в горном ущелье.

В роще кто-то громко верещал, щебетали щеглы, пищали щеглята.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щегленок щупленький у рощи нещадно щелкал и пищал.

Стихи со звуком Щ.

ща-ща-ща, ща-ща-ща

Дождь идёт - я без плаща,

ще-ще-ще, ще-ще-ще

Нет дождя, а я в плаще.

щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу,

щи-щи-щи, щи-щи-щи

Ты иди, меня ищи!

щу-щу-щу, щу-щу-щу

Вот теперь-то отыщу.

Два щенка щека к щеке

щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча. С. Михалков.

Щука проглотила щётку,

щётка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?»

Г. Виеру.

Щётки

Этой щёткой чищу зубы,

этой щёткой - башмаки,

этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами всё кормил,

от злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен, а пёс

Настоящий.

Е. Благинина.

Почтовый ящик

На скамейку я встаю,

еле ящик достаю.

Открываю ящик,

голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

письма настоящие.

Вот так щука!

Нина! Нина!

Щука! Щука!

Наше счастье.

Ну, тащи!

Вот так счастье!

Вот так щука!

Нету щуки...

Не ищи.

Клюёт

Что в речке?

Щука, лещ, судак.

в челноке сидит рыбак.

Но ни леща, ни судака

ещё не выловил пока.

нет ни щуки, ни ерша...

Река струится не спеша.

Челнок качает рыбака.

А что рыбак?

Сидит и ждёт.

А рыба? Рыба не клюёт

Клюёт! Кто? Щука?

Лещ? Судак?

Не лещ, не щука

Сам рыбак

носом клюёт...

А. Шибаев.

Лейся, дождик

Дождик, дождик,

что ты ждёшь,

отчего едва идёшь?

Лейся пуще,

лейся чаще,

хочешь - в пуще,

хочешь - в чаще,

хочешь в поле на ячмень,

хоть всё утро,

хоть весь день!

Б. Асаналиев.

Щебетал щегол и щёлкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

А. Пудваль.

Щенок

Щенка кормили молоком,

чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

к нему бежали босиком -

ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

возились с ним в саду.

А он, расстроенный слегка,

шагал на поводу.

А. Барто.

И я бы мог...

К щенку козлёнок подошёл.

Ты кто?

Щенок.

А я козёл. Гляди, как я умею: Скок!

И я могу,- сказал щенок.

А я по травке побегу!

Щенок сказал:

И я могу...

А хочешь, я - о стенку лбом.

Гляди, как я умею:

Бом!

Немудрено. И я бы мог,

Да не хочу,- сказал щенок.

А. Шибаев.

Встреча

Я шёл по улице пешком

и повстречался со щенком.

И неизвестно почему,

я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной,

щенок всё время шёл за мной.

Дошли мы вместе до ворот,

и вдруг щенок пошёл вперёд.

Я закричал, позвал щенка,

он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

А. Барто.

***

Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи все себе ища,

Ходит щука вкруг леща.

В. Орлов.

Считалка

Щуку тощую с реки

притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

и погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

словно щёлкнула хлыстом,

и таким ударом крепким

расщепила стол на щепки.

Е. Ефимовский.

Пропищал щеглу щегол:

– Ставлю вам за пенье кол,

Потому что вы поете

На одной и той же ноте!

А другой присвистнул даже

– Сам фальшивит, а туда же!

Меж березовых стволов

Перещёлк гуляет…

Кто кого из двух щеглов

Перещеголяет!

М. Пляцковский.

Щеголь щетку уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Нечем будет щеголять!

В. Берестов.

Нина раз считала вещи:

ящик, щётка, плащ и клещи,

плюс трещотка, два ножа,

щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

Если б не было клещей?

Щёголь щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке, кречет,

Щелкает в роще певец соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

В. Лунин.

Ухватился за удилище рыбак.

Ну и силища – не вытащить никак.

Леской тонкой режет руку – тяжело!

Но мальчонка тянет щуку – повезло!

Г. Ладонщиков.

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

– Боимся мы щекотки

Сапожной старой щетки.

Е. Серова.

Щипцы для орехов сказали соседям –

Блестящим и тонким щипцам для конфет:

О – Когда ж, наконец, мы кататься поедем,

Покинув наш тесный и душный буфет?

Э. Лир. пер. С. Маршака.

Притащили мы в грозу

Щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой,

Прищемили хвост прищепкой.

Мыли щёки щуке щёткой,

Довели её щекоткой.

Щука - щётку за щетину,

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст "леща"!

Мы помчались трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивляясь сообща:

Сколько слов на букву Щ!!!

Рассказы, тексты со звуком Щ.

Рассказы с картинками .

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Щеглы.

У Миши в клетке (щеглы).

Рано утром (щеглы) начинают щебетать.

Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.

А весной он выпустил (щеглов) на волю.

Щенок.

Алёше купили маленького (щенка).

Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё время пищит.

Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.

Учил, учил (щенка).

А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в ящик.

Щавель.

Недалеко от рощи было много (щавеля).

Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадовались.

«Давай поищем (щавель), - предложила Маша.

«Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,- ответил Саша.

На другой день мама сварила из (щавеля) вкусные щи.

Рассказы с вопросами.

1. «Вытащи, Вова, из-под вешалки ящик»,- сказала мама.

Что сказала...?

Достань из ящика две щётки и крем и почисти свои ботинки».

Что надо...? Откуда...?

Вова вытащил щётки и спросил: «Можно я выищу и папины ботинки?»

Что сделал...? Что он спросил...?

«Конечно, можно. Я вижу, что ты у меня настоящий помощник!»

Что ответила...?

2. Щенок тащил на кухню какую-то щепку.

Кто...? Что делает...? Что...?

В углу стоит большая щётка.

Что стоит...? Где...?

Толкнул щётку щенок - она упала.

Кто...? Что толкнул...?

Прищемило щёткой лапку щенку.

Что случилось...?

Щенок заскулил, бросил щепку - и бегом из кухни.

Кто...? Что сделал...?

3. Мама готовит на обед щи, жареную щуку.

Что готовит...?

Папа ещё обещает купить мороженое.

Что обещает...?

«Это будет не обед, а настоящее угощение!» - радуется Миша.

Что сказал...?

4. Взрослые и дети расчищают двор от мусора.

Что делают...?

Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики.

Что они собирают...?

Скоро на дворе будет детская площадка.

Что будет...? Где…? Когда...?

5. «Ну-ка, девочки, берите щётки и метите пол, да почище. А мы пойдём щук на речке ловить», - сказали мальчики.

Что сказали...?

«Нет уж, мальчики, лучше вы берите щётки, а мы пойдём за щуками на речку», -ответили девочки.

Что ответили...?

«А ещё лучше,- сказала мама,- если вы сначала вместе со щётками поработаете, а потом за щуками пойдёте».

Что посоветовала...?

Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

(По И. С. Тургеневу)

Щи не для щенка.

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявнул он и - наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам.

Вова, а где щуки живут?

Вова, а откуда у тебя счёты?

Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счёта собьюсь!

Почему обязательно на счётах? Можно и без них. Вот тебе ящик, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нём дощечек.

Составление рассказа по теме.

1.Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.

Какие из этих слов обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?» Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы. Правильно или неправильно?

И как бы ты на их месте ответил(-а) на эти вопросы?

2. Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера - со слогом щи.

Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие - Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

  • Личностные
    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Метапредметные
    • Познавательные : умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
    • Коммуникативные : умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
    • Регулятивные : умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
  • Предметные:
    • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
    • Научатся : производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.
    • Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., тетрадь для печатания, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, схемы звуков, слияний, лента памяти, отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

ХОД УРОКА

Ребята, в путь!

Жила-была на свете Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а гласные побежали прятаться. Щ и Ч хорошо ищут, во все щели заглянули, шуршат кругом – нашли уже почти всех. Вот только никак не могут найти две гласные – Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером.
Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними!