Конспект занятия "Звуки, ; —. Буква П."

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Обогащение словаря;
  • Знакомство с буквой;
  • Развитие навыка чтения, письма.

Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:

1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.

2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».

3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?

Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)

4. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.

6. Различение П – ПЬ на слух:

А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …

Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…

В) игра «Наоборот»: па-па-па – пя-пя-пя, по-по-по – пё-пё-пё, пу-пу-пу – пю-пю-пю, пы-пы-пы – пи-пи-пи, ап-ап-ап – апь-апь-апь, оп-оп-оп – опь-опь-опь, уп-уп-уп – юп-юп-юп, топ-топ-топ – тёп-тёп-тёп.

7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».

8. Физкультминутка.

9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка

Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.

10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.

Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.

11. Словарь: Птицы.

(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица – страус – выше человека, а самая маленькая – колибри – не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей – самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри – с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?

12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..

2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ

3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ

4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап

5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)

6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:

1. Нахождение буквы в кассе.

2. «Из скольких элементов состоит буква?»

3. Выкладывание буквы П из палочек.

4. Прорисовывание П в воздухе.

5. Печатание буквы.

6. Анализ слогов АП, УП.

7. Синтез слогов АП, УП.

8. Печатание слогов АП, УП.

9. Чтение по карточке № 4.


Светлана Подя
Конспект занятия «Знакомство с буквой П» (Подготовительная группа)

Цель : Знакомство с буквой П

Задачи :

1. Закрепить ранее изученный материал, слова-предметы, слова-действия

2. Познакомить с буквой П , дать характеристику.

Ход занятия:

Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличается звук от буквы ?

Какие бывают звуки?

Приходят гости белый медвежонок Пим и бурый Пам.

Ребята, сегодня к нам пришли друзья – медвежата. Как их зовут, сейчас узнаете, я буду кидать вам звуки, а вы мне слово, которые и будут именами медвежат. Пим и Пам. Друзья решили встретиться перед долгой разлукой, как вы думаете, почему расстаются медвежата?

Скажите, какой первый звук в имени медвежонка Пам? Медвежонка Пим?

Давайте произнесем звук П.

П! – мы губы сложим вместе.

П! – мы выдохнем порезче!

П! П! П! – пыхтим мы глухо :

Ребята, что вы можете сказать про звук П? Про звук Пь?

(Характеристика звука П)

Давайте поиграем с пчелкой. Если вы услышите звук П в начале слова, то пчелка садится на первый цветок, если в середине, то на 2-ой, если в конце, то на последний. Приготовили ушки :

Паровоз, аптека, пуговица, суп, тулуп, голубь.

А сейчас давайте поиграем с медвежатами. Если я назову предмет, то вы хлопаете, если действие, то прыгаете. Напомните, предмет отвечает на какие вопросы? Действие?

Стол, диван, прыгать, лежать, мороз, осень, холод.

ВЫХОДИМ НА КОВЕР

Ребята, скажите, на какие бывают предметы? (Живые-неживые)

Живые отвечают на вопрос КТО, неживые на вопрос ЧТО.

Действие отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ

Если вы услышите живой предмет, то шаг на месте, если неживой, стоим спокойно. Если слово действие, то прыгаем.

(Слова : дом, заяц, бегать, стоять, осень, медведь)

Молодцы! Смотрите, у медвежат есть мешочек, давайте посмотрим, что в нем (Буква П ) Давайте еще раз произнесем этот звук. Какой он, в какой домик мы ее заселим? (В домик согласных, его нельзя пропеть. Звук глухой имеет два звука твердый П, мягкий ПЬ)

Давайте напишем букву в воздухе , смотрите, буквы мы всегда начинаем писать сверху! Теперь вы. А сейчас встаньте парами, напишем на спине у соседа. Поменяйтесь местами. Молодцы.

Ой, а в мешке еще что-то шумит. Смотрите, палочки, давайте из палочек сделаем букву .

Давайте назовем как можно больше слов, которые начинаются на букву П . (Ответы детей)

ИТОГ. Кто приходил к нам на занятие ? Как звали медвежат? С какой буквой мы познакомились сегодня ? Расскажите про нее. Молодцы. Ну а теперь наши гости медвежата вернутся обратно домой, на Северный Полюс.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Знакомство со звуком [р]» (подготовительная группа) Тема: «Знакомство со звуком [р]» (подготовительная группа). Цели: 1. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного.

Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой О» Обучение грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой О» Задачи: -Знакомство с буквой О; - учить составлять предложения.

Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Цель: Познакомить с гласной буквой И. Задачи: -закрепление знаний.

Звуки [П], [Пь], буква П

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи :

    Образовательные:

    уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];

    совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    учить определять позицию звука в словах;

    познакомить детей с графическим образом буквы П;

    учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

    Развивающие:

    развивать слуховую память, внимание и восприятие;

    развивать умение концентрировать внимание;

    развивать умение контролировать импульсивные действия;

    учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

    Воспитательные:

    воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;

    воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе заня­тия); конверты с заданиями; буквы; зву­ковые домики; синие и зеленые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напря­жение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

    Сообщение темы занятия .

(Выставляется картина с изображением почтальона, демонст­рируются конверты.)

    Посмотрите, кто это? (Это почтальон)

    Что он нам принес? (Письма)

    Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь])

    Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О зву­ках [П], [ Пь ])

    Характеристика звуков [ П |. [Пь|.

    Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Гу­бы сжимаются и разжимаются)

    Попробуйте прочесть звук [П].

    Получается? (Нет)

    Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

    В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

    Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)

    Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)

    Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)

    А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)

    Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо)

    Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеле­ным кружочком и поселим в зеленом домике.

    А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глу­хой)

    Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду на­зывать звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

    Тренировочные упражнения, направленные на форми­рование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

    Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спин­ка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])

Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [Пь].

    Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха) Это не про­стые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО

А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)

    Посмотрите, что прислал нам поросенок (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия).

Первое письмо.

    Развитие фонематического синтеза.

    Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из зву­ков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о... л П... и... л... а П... а... у... к П... а... р

    С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь])

    Какое слово начинается с [Пь]? (Пила)

    Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок (Предъявляются картинки).

Сова, усы, пушка (слово «суп»).

Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);

Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);

Панама, антенна, роза (слово «пар»).

    Какой общий звук во всех словах? ([П]).

    Назовите слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)

    Назовите слово, где звук [П| в конце (Суп)

    Где звук [П| в середине? (Лапа)

(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)

    Игра: «Говори». Развитие умении контролировать им­пульсивные действия.

    Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам про­стые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я ска­жу: «Говори!».

Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Пятница)

    Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пау­за. Говори! (Посуда)

    Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой)

4. Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук П

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Пь]

Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.

    Знакомство с графическим образом буквы П.

    Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но что­бы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. По­смотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на во­рота)

    Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.

А внизу через проход Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1. Восстановление графического образа буквы П.

    Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста (Детям раздаются лис­точки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).

    Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

    Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на ли­стках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П

    Игра «Маленькие привидения». Выплескивание нако­пившегося напряжения (гнева).

    Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движе­ние: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.

Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

    Развитие слухового восприятия.

Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

    Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я провери­ла, кто быстрее и правильнее их скажет.

Петя пилил пилой пень.

От топота копыт, пыль по полю летит.

    Итог занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].

ТЕМА: Буква П и звуки [п] и [п].
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в
соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами
технологии уровневой дифференциации.
Тип урока: урок – открытия нового знания.
Задачи урока: предметные:
- познакомить с буквой П,п;
-учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
-плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи;
-применять усвоенный способ действий к решению новой учебной задачи;
- уметь осознанно произвольно строить речевое высказыван
регулятивные: -развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
-оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
-способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
коммуникативные: -осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;
-уважать другую точку зрения, работать в малой группе.
Планируемый результат: -знать алгоритм характеристики звуков [п], [п];
-уметь находить изучаемый звук в словах;
-уметь читать слоги, слова с изучаемой буквой,
Оборудование: проектор, интерактивнвая доска, презентация, у детей- карточки с буквами, изображение ели.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1. Орг.момент -Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось,
И, отбросив одеяло,
На зарядку побежало! Выполняют упражнение «Приветствие солнцу» Личностные: -готовность и способность обучающегося к саморазвитию,
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы. Сегодня мы продолжаем серию наших новогодних уроков. Каждый урок по-своему необычный и таинственный. На нем мы познакомимся с новой буквой. Но путь к ней будет не слишком простым: впереди вас ждёт не одна загадка. И сейчас я предлагаю вам отгадать загадку первую. Приготовьте карточки с буквами. Наше задание называется «Угадай букву». Угадав все буквы, вы сможете сложить из них слово и узнаете, кто вместе с нами проведет этот урок.
3. Разминка. Эта буква гласная второго ряда, может обозначать один и два звука в словах. В её состав входит звук «э».
Эта буква согласная, звонкая, может быть и твердым, и мягким звуком, стоит первой в названии самого жаркого времени года.
Эта буква особенная. Она служит только для обозначения мягкости согласных, а сама не имеет звука.
Какое слово у вас получилось?
Ель сегодня особенно нарядна. Она припорошилась снежинками. А на каждой снежинке новое задание. Коль все задания выполним, будем считать, что задачи урока выполнили и с новой буквой и её звуками познакомились.
Показывают карточку с буквой «Е»
Показывают карточку с буквой «Л»
Показывают карточку с буквой «Ь»
Выкладывают слово «ЕЛЬ» Познавательные: общеучебные – используют знаково – символические средства для решения учебной задачи;
Логические – осуществляют поиск необходимой информации.4.Включение нового знания в систему знаний Итак, первое задание «Абвгдейка». Ваша задача по листам найти как можно больше букв в алфавитном порядке за определенное время. Предоставляется три попытки. Задание второе «Мы с Тамарой ходим парой»
Ваша задача назвать все парные согласные по звонкости-глухости, с которыми мы знакомы.
А с какой буквой мы познакомились вчера? Расскажите мне все о тех звуках, которые она обозначает.
Как доказать, что звук [б] –звонкий?
Давайте произнесём его. А теперь уберите голос, оставьте только шум. Изменился звук?
Похож он на прежний? Что изменилось? Что осталось прежним?
Задание третье:«Будем знакомы»
Итак, мы образовали новый звук [п].
Просмотр видеоролика.
Откроем Азбуку на стр.75 и рассмотрим букву получше.
На что похожа буква «П»?
Найдите у себя карточку с новой буквой.
Давайте научимся печатать «П».
Испытание четвёртое: «Исследователи».
Попробуйте охарактеризовать новые звуки.
Убедимся, правильны ли ваши предположения.
Отгадайте загадку и узнаете, какое слово поможет нам получше узнать новый звук.
Я ребятам всем нужна,
С книгами всегда дружна,
Не клади в меня футболки,
Я –не шкаф,
Для книг я (полка)
Найдите изображение полки в учебнике. Составим звукобуквенную схему для этого слова.
Я большой пилы сестра,
Так зубаста и остра,
Я острее, чем точилка,
А зовусь я просто (пилка)
Составим и к этому слову схему.
Сравните, как произносится звук в первом и во втором слове? (Твёрдо и мягко)
Запишем звуковую схему для буквы «П».
Работа по карточкам на расширение поля зрения, закрепление алфавита.
Дети называют пары в-ф, г-к,д-т, з-с.
Буква «Б» обозначает согласные звонкие звуки [б] и [б].
В его образовании участвует голос.
Дети говорят свои ассоциации.
Работа в тетрадях.
Работа на доске и в тетрадях, характеристика звуков.
Сравнение твёрдого и мягкого звуков. Буквы «П».
5. Физминутка «Я узнала маленький секрет» Исполняется песня с движениями 6. Закрепление нового материала А теперь задание «Найди звуки»
Послушайте историю.
Однажды красный помидор
Затеял с овощами спор.
Картошка, перец, свёкла, лук
Расселись дружно рядом в круг.
И важно красный помидор
Тут начал строгий разговор:
«Среди семейства овощных,
Фруктовых, прочих травяных
Я самый главный буду впредь!»
«Но почему? Ты нам ответь»,-
Спросил несмело огурец.
«Я самый лучший – молодец:
В моём названьи буква «П»,
Со мной готовят канапе,
Заправку, пиццу, кетчуп,плов.
И в пасту я всегд нырнуть готов.
Скажите, кто из вас, друзья,
Столь популярен, как и я?
И в свиту я свою беру
Не тех, кто дружит с буквой «у» .Иль с буквой «С», и с «т», и с «б»,
А только тех, чья буква «П»!
Капуста, перец и укроп
Со мной поделят огород.
А остальные пусть идут
И дом другой себе найдут!»
Заплакал горько желтый лук,
Картошка, свёкла – все ревут.
«Куда же мы теперь пойдём?
Ведь без земли мы пропадём!»
И только лишь седой чеснок,
Расправиви гордо хохолок,
Воскликнул смело «Помидор!
Бессмыслен твой к нам разговор.
Ты хвалишь только букву «П»,
Гордишься, что на высоте.
Прекрасен красный твой наряд,
Но ты забыл, что ты ТОМАТ!»
С тех пор румяный помидор
Не нарушает договор.
А огородная семья
Дружна и с «к», и с «л», и с «я».
Ребята, скажите, прав ли был помидор? Почему ему не удалось обидеть овощи?
А теперь назовите какие слова с новыми звуками здесь встретились? 7. Чтение слогов и слов с новой буквой. Задание «Почитай-ка»
Найдите слоги на стр. 75. Почитаем.
Затем продолжаем на стр. 75 Чтение за учителем, затем «птичьим базаром», затем индивидуально. 8. Подведение итога урока. Итак, ёлочка довольна, мы хорошо сегодня поработали. Давайте еще раз напомним друг другу, с какой буквой мы теперь знакомы, какие звуки она обозначает и с какой другой согласной дружит больше всего, т. е. является парой по звонкости-глухости?
Завтра мы продолжим работу с этой буквой. А сейчас урок заканчивается, всем спасибо за работу.
У вас на партах есть свои снежинки. Если вам сегодня на уроке было всё понятно и интересно, прикрепите свою снежинку на ёлочку, если вы считаете, что нужно еще поработать над этой темой, то прикрепите снежинку к облачку. Если было тяжело и вы почти ничего не поняли, то прикрепите снежинку к сугробу. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

Цель :

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.

Оборудование.

  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

На улице всё тает, и появляются ручейки…

Перелетные птицы улетают в теплые края…

Люди загорают и купаются в реке…

Дети катаются на лыжах и санках…

Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Со звуком [п].

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

4. Анализ артикуляции звука [п].

Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Это согласный звук.

Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

Его нельзя петь.

А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

Правильно.

5. Упражнение «Внимательные ушки» . [Развитие фонематического восприятия.]

Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

Если я сначала произнесу звук [а], потом звук - [п]. Что получится? Ап.

Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] - синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа - синий.

Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом - [а], что получится? Па.

Выложите схему.

Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом - [па], что получится? Папа.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

Она согласная.

Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

Как мы разместим детей на ковре?

Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2-3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

А второй? Па.

Какое слово привез наш поезд? Папа.

Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

Почему? Буква П - согласная.

Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

Пальма, попугай, помидор.

С какого звука начинаются эти слова?

Со звука [п].

Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

А теперь давайте составим букву П из кубиков.