Механизм функционирования социального партнерства в украине. Объекты и субъекты социального партнерства
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.
Основные принципы социального партнерства : соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.
Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
– от имени работников – профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;
– от имени работодателя на уровне организации – руководитель органи-зации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на национальном, отраслевом и территориальном уровнях – представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;
– от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней
Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Украине, а также в регионах, городах и в организациях.
Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации , как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.
Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на государственном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях , а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Современные условия развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними.
Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономи-ческих отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами, их подписавшими. Национальные (государственные) генеральные соглашения являются трехсторонними и заключаются между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, правительством Украины. Генеральные соглашения определяют, как правило, общие принципы социально-экономической политики данного периода и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В них должны предусматриваться положения о принципах регулирования трудовых соглашений, в том числе заработной платы, и минимальных социально-экономических гарантиях исходя из роста цен и уровня инфляции.
Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых согла-шений могут являться также три стороны – соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объе-динения работодателей), Министерство труда и социальной политики Украины.
Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.
Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений.
Примерная структура тарифного соглашения следующая:
1. Сфера действия.
2. Прием на работу и испытательный срок.
3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.
4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).
5. Отпуск.
6. Социальная защита.
7. Рабочее время.
8. Изменение режима работы.
9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.
10. Выплаты заработной платы.
11. Правила оплаты времени болезни.
12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.
13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.
14. Оплата командировочных.
15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.
16. Методы оценки произведенной работы.
17. Урегулирование спорных вопросов.
18. Прочие положения.
19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Идеология социального партнерства формировалась в годы Первой мировой войны и должна была стать противовесом учения о классовой борьбе, возникшего в середине XIX века и притязавшего на интенсификацию социальных конфликтов. Основатели идеологии социального партнерства, опираясь на этику Л. Фейербаха, на идеи Л. Блана, П. Прудона, Ф. Лассаля и Э. Бернштейна, на концепции либерального реформизма (М. Вирт, О. Михаэлис и др.), усматривали в солидарности классов решающую форму социального взаимодействия и реформирования индустриального общества .
Что же такое «социальное партнерство»? Социальное партнерство - это путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности МОТ, которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально - экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства .
Данное определение социального партнерства предполагает наличие профсоюзов как одной из сторон достижения соглашений в сфере труда. Статья 31 ТК РФ предусматривает избирание работниками иного (непрофсоюзного) представителя (представительного органа) в следующих случаях:
- § когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
- § когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя;
- § когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне .
Из вышесказанного следует, что определение социального партнерства, представленное нами выше, не является полным и однозначным. Таким образом, наиболее полные и точные понятия социального партнерства, представлены авторами М.Б. Смоленским, Н.Г. Мажинской: социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство появилось благодаря развитию трудовых отношений и регулирует социально-трудовую сферу жизни работников и работодателей. В этой сфере всегда будут возникать и развиваться конфликты и конфликтные ситуации, которые по мере их неразрешения, будут приносить лишь дополнительные неудобства в развитии трудовых отношений между работником и работодателем. Для преодоления этой проблемы государство должно регулировать отношения между ними путем принятия различных законов и соглашений для гармоничного социально-экономического и политического развития трудовых отношений в стране.
В социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений.
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
- 1. Со стороны работников:
- § профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
- § общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
- § полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
- § многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно - демократической ориентации (СТК, рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
- 2. Со стороны работодателей:
- § директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
- § собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
- § общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
- 3. Со стороны государства:
- § общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
- § государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне .
На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры и особыми методами решения спорных вопросов.
Государство же в социальном партнерстве через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.
Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажа рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:
профсоюзы,
предприниматели (работодатели),
государство.
Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы - это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.
На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения регулируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».
Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав
и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:
Традиционные профсоюзы;
Новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы. Традиционные профсоюзы - это профсоюзы, в своей основе
сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.
Альтернативные (новые, независимые) - это профсоюзы, сформировавшиеся на волне массовых забастовок и конкурирующие с традиционными профсоюзами за влияние в общественно-политической жизни страны. По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза - это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве.
В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов (ФНПР);
межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);
территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);
территориальные объединения (ассоциации) - добровольные объединения организаций профсоюзов.
Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных перего-
ворах, заключении, изменении и дополнения к коллективным договорам, соглашениям, в контроле за их выполнением.
Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается прежде всего в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и.устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.
Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель - получить максимальную прибыль, у работника - добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача - добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства - найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.
Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства.
Первая - это либеральная (монетаристская) модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Этой модели более всего соответствует государственное устройство США.
Вторая - это социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства (в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран (особенно для скандинавских стран).
Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, так как именно социальное партнерство и пре-
дусматривает социально-ориентированную политику, проводимую государством.
Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:
Корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;
Определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;
Обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;
Создает минимальные необходимые условия для социального страхования 1 .
Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасиях:
Собственника,
Законодателя,
Арбитра (посредника).
Оно продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.
1 Социальный менеджмент: учебник /Под ред. Д.В. Валового. - М: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», АТиСО, 1999,231.
4. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
Механизм социального партнерства включает:
соглашения,
коллективные договоры и контракты,
партнерские переговоры.
Соглашения. Соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. То есть через различного рода соглашения можно оказывать управленческие воздействия на различные трудовые и жизненные ситуации. Они бывают разные. Особое место среди различного рода соглашений занимает Генеральное соглашение между российскими объединениями профсоюзов, общенациональными ассоциациями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Например, Генеральное соглашение 1998-1999 гг. состоит из 9 разделов:
Экономическая политика;
Оплата труда;
Доходы и уровень жизни населения;
Развитие рынка труда и гарантии занятости населения;
Социальное страхование и социальная защита населения;
Защита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность;
Социально-экономические проблемы северных регионов России;
Развитие социального партнерства и координация действий сторон соглашения.
В то же время необходимо отметить, что все принимаемые соглашения, в том числе и Генеральное, пока еще не воспринимаются правящими структурами как юридически обязательный акт,
невыполнение которого влечет за собой санкции в отношении виновной стороны.
Есть на практике большое число и других соглашений на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, различные отраслевые (тарифные) соглашения. По данным ФНПР (Федерации независимых профсоюзов), в Российской Федерации только на федеральном уровне действует около 60 отраслевых соглашений, 50 из них заключены профсоюзами, входящими в ФНПР. Основное содержание этих и других соглашений занимает заработная плата. Затем идут такие пункты, как:
Социальные гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия,
Защита интересов работников при банкротстве,
Повышение квалификации и переподготовки кадров,
Соблюдение законодательства об охране труда,
Обеспечение мер по охране здоровья работников. Примером принятия такого рода соглашений могут служить
профсоюзы Татарстана и г. Москвы. Опыт реализации и контроля за выполнением различного рода соглашений показывает, что они являются важным инструментом управления и регулирования социальных процессов и явлений.
Коллективные договоры и контракты. Они являются основными документами, регулирующими вопросы оплаты труда и материального стимулирования работников. Конвенция Международной организации труда (МОТ) выделяет следующие элементы права на коллективные договоры.
1. Право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий.
2. Право трудящихся свободно определять своих коллективно-договорных представителей в лице конкретных профсоюзов. Концепция однозначно предписывает признать профсоюзы стороной при заключении коллективных договоров.
3. Право свободно вступать в коллективные переговоры с любыми нанимателями и вести их свободно, без постороннего вме-
шательства и на любом уровне с применением законных средств давления, включая забастовки.
4. Право свободно определять содержание коллективных договоров, участвовать в рассмотрении возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки.
Коллективный договор является инструментом управления на предприятии. Если не будет коллективного договора на частном или малом предприятии, то работник ограничивает возможности своей защиты лишь условиями, определенными в контракте (трудовом договоре) и в законодательстве, в котором определяются государственные гарантии (в основном на минимальном уровне). Таким образом, коллективный договор является действенным средством защиты интересов работников, тем более, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.
Обязательным элементом установления нормативных взаимоотношений собственника и работника является контрактная форма найма и оплаты труда. Трудовой контракт все шире входит в практику наших предприятий и организаций и при определенных условиях выступает средством социальной защиты работников. Вместе с тем нередко на негосударственных предприятиях вместо системы коллективных договоров все шире внедряются кабальные контракты, предоставляющие хозяевам неограниченное право увольнения неугодных работников. Возможности же судебной защиты от произвола в сфере социально-трудовых отношений, как это делается в нормальных правовых государствах, в результате перегруженности судов превращаются в фикцию.
Каждый работник, нанимаясь на работу, заключает с руководителем этого предприятия трудовой контракт, в котором оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в «ком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности при этом руководителя (какую заработную плату он должен выдавливать). Выполнение контракта регулируется и обеспечивается российским законодательством. Работник, имеющий индивидуальный контракт, заинтересован в том, чтобы соблюдались все
основные социальные гарантии (продолжительность рабочего дня, охрана труда, регулирование сверхурочных работ и т.д.), Таким образом, трудовой контракт также является механизмом управления и регулирования социально-трудовых отношений.
Партнерские переговоры. Переговоры в системе социального партнерства как средство регулирования социально-трудовых отношений, представляют собой процесс, в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. При постоянном взаимодействии конфликтующих сторон переговорный процесс становится самым рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов. В этих целях в регулировании социально-трудовых отношений широко применяется принцип консенсуса.
Переговоры - это социальный диалог. Это наука, требующая основательной подготовки, гибкой тактики, творчества. В настоящее время все большее распространение приобретают переговоры - сотрудничество, основанные на приоритетах согласия. Выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев:
Осознания своих истинных интересов;
Выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых;
Оценки реального поведения сторон.
Форма переговоров зависит от последовательно занимаемых, а затем уступаемых в некой последовательности позиций. Обычно позиции сторон выражаются в форме набора требований и показывают, что хочет сторона и каково ее отношение к проблеме, ситуации. Во время переговорного процесса желательно иметь независимого арбитра (третьих лиц), который может непредвзято развести стороны или найти общие точки соприкосновения.
Являясь важнейшим элементом управления, переговоры не отрицают возможность и необходимость применения и других, так называемых силовых методов взаимодействия субъектов этой системы, а именно - коллективных акций протеста профсоюзов, митингов, манифестаций, пикетирования, забастовок. При этом необходимо подчеркнуть, что какой-либо жесткой границы меж-
„v переговорами и силовыми методами нет: зачастую «силовые» Методы используются для того, чтобы заставить другую сторону, работодателей сесть за стол переговоров, продолжить эти переговоры или выполнить ранее принятые соглашения, достигнутые в ходе предыдущих переговоров.
Итак, реструктуризация предприятий и экономики, распределение и перераспределение собственности породили массу социальных болезней. Излечение от них будет зависеть от того, как и каким способом они будут решаться. И, как показывает существующая практика, очень важным в этом является:
Деятельность властных структур и профессиональных союзок,
Их последовательная и грамотная реализация принципов социального партнерства,
Использование накопленного внутреннего и зарубежного положительного опыта.
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Что представляет собой социальное партнерство?
2. На каких принципах строятся партнерские отношения, дайте их характеристику?
3. На каком уровне развито социальное партнерство в России?
4. Охарактеризуйте новую парадигму социального партнерства.
5. Каковы основные факторы социального партнерства?
6. Охарактеризуйте профсоюзы как субъекта социального партнерства.
7. В чем состоит роль предпринимателя (работодателя) и наемного работника в социальном партнерстве?
8. Какова роль государства в становлении и развитии социального партнерства?
9. Раскройте механизм социального партнерства.
Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:
● профсоюзы;
● предприниматели (работодатели);
● государство.
Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы - это единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.
На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами наемных работников и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения регулируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».
Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно.
Предприниматели
(работодатели
). Становление социального
партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского
движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего,
в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль.
А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива.
Поэтому предприниматель заинтересован
в социальном партнерстве как
инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут
свести на нет все его усилия по получению прибыли.
Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель - получить максимальную прибыль, у работника - добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства - найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.
Государство . Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:
● корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;
● определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;
● обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;
● создает минимальные необходимые условия для социального страхования.
Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех качествах: собственника; законодателя; арбитра (посредника).
Оно является крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.
Немаловажный вопрос в становлении системы социального партнерства является распределение обязанностей между партнерами. В Трудовом законодательстве нет такого понятия, как субъекты социального партнерства, но в статье 25 ТК РФ говорится о сторонах, участвующих в системе, коими выступают работодатели и трудящиеся. Но кроме двух участников, регулирование вопросов трудовой справедливости может быть возложено на третью сторону – это государственные структуры.
Системный механизм партнерства представляет собой взаимосвязь субъектов, в качестве которых выступают наниматели рабочей силы с одной стороны и трудящиеся с другой, либо их уполномоченные представители. Их взаимосвязь заключается в урегулировании спорных моментов на производстве, или иных, тесно сопряженных с ними, путем ведения мирных переговоров.
В соответствии со статьей 25 ТК РФ субъектами социального партнерства выступают:
- сообщества трудящихся или их уполномоченные представители в лице профсоюзных комитетов;
- работодатели или их уполномоченные представители в лице сообщества предпринимателей;
- государственные органы.
Каждый уполномоченный представитель, представляющий интересы сторон, обязан иметь документы, подтверждающие его полномочия. Из представителей образуется трехсторонняя комиссия, выполняющая свои обязательства в зависимости от уровня партнерства (федерального, регионального, территориального). По итогам переговоров составляется документ с текстом принятого решения. Если субъект или субъекты системы социального партнерства не согласны с текстом документа, составляется протокол заседания комиссии, после чего урегулирование социальной справедливости ведется посредством особых процедур, оговоренных в статье 61 ТК РФ. Это:
- примирительные переговоры;
- привлечение в спор посредника;
- обращение с иском в арбитражный суд.
В состав комиссии по ведению коллективных переговоров включается равное число представителей всех субъектов. Состав комиссии может быть утвержден на постоянной основе.
Субъекты, представляющие интересы трудящихся
Интересы трудящихся в социальном урегулировании конфликтных моментов на производстве представляют профсоюзные комитеты. Профсоюз – это массовая организация коллектива трудящихся, действующая от имени работников и регулирующая социально-производственные, а также социально-экономические конфликты в сфере труда. Профсоюзные сообщества обеспечивают защиту прав физического лица, как единицу рабочей силы.
Взаимоотношения нанимателей и профсоюзов далеко не простые, особенно, если споры решаются с «независимыми» комитетами. На данном этапе развития системы сформировано более 200 организаций, защищающих права и полномочия рабочей силы, среди них можно выделить:
- традиционные профсоюзные комитеты;
- новые (альтернативные) профессиональные сообщества.
Традиционные профсоюзные комитеты – это организации, сформировавшиеся под административным командованием предпринимателей.
Новые (альтернативные) профсоюзы – это комитеты, образовавшиеся под воздействием многочисленных забастовок работников. Они постоянно находятся в конкуренции с традиционными проф. комитетами и выступают за общественно-политические отношения в стране. Их численный, социальный состав, а также методы воздействия и формы работы далеко не однозначны. Основным критерием влиятельности комитетов является численность его состава.
Субъекты, представляющие интересы работодателей
Главная задача предпринимателей состоит в том, чтобы инвестированный ими капитал, как можно скорее начал приносить доходы. Но эта задача достижима только в условиях стабильной социальной обстановки в коллективе. Поэтому у стороны предпринимателя больше всего должен быть стимул урегулирования социально-трудовых взаимоотношений с работниками. Все всплывающие конфликты тормозят рост экономики, усугубляет производительность труда и, как следствие, ведет к уменьшению получаемой прибыли.
На локальном уровне партнерства интересы работодателя представляет руководитель организации или его уполномоченный представитель. Действует субъект в рамках нормативных внутренних документов и коллдоговора. На этом уровне государственные органы к субъектам социального партнерства не относятся, так как мирные переговоры ведутся только с привлечением двух сторон – работодателя и работника.
На других уровнях интересы нанимателей рабочей силы представляют сообщества предпринимателей, организованные с целью урегулирования вопросов в рамках действия трехсторонней комиссии. ТК РФ дает определение сообществу предпринимателей, как некоммерческой организации, соединяющихся в единое целое на добровольной основе. Действие таких сообществ основано на нормативных положениях ТК РФ и ФЗ «Об объединениях работодателей», этими документами определен порядок, условия и принципы ведения переговоров в системе социального партнерства.