Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся. Творческая личность — особенности, качества, условия развития

Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Развитие творческого потенциала, воображения и креативности личности и коллектива является отдельным направлением, которое исследуется в рамках Теории решения изобретательских задач. В целом эта проблема рассматривается нашим сайтом в отдельном тренинге «Творческое мышление». В данном же уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Педагогика ТРИЗ

Г. С. Альтшуллер призывал «учить творчеству». Задание ТРИЗ педагогики он видел не только в обучении узкого круга специалистов, которым это нужно в первую очередь, но и в создании новой педагогической концепции. Согласно ей, начиная с детского сада, нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные изобретательские задачи. Современные цели ТРИЗ педагогики более конкретны:

  • Развитие потребности в познании окружающего мира;
  • Формирование системного диалектического мышления;
  • Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ);
  • Способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Как научное направление ТРИЗ педагогика сформировалась в конце 80-х гг. прошлого века, но методические поиски и разработка продолжаются и по сей день. Если же говорить о старте направления, то он был дан фантастическим рассказом Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором представлено, как будет проводиться обучение в недалеком будущем. Тезисное изложение принципов, вмещенных в этом произведении, мы приводили, когда говорили о сферах использования ТРИЗ.

Изначально ТРИЗ педагогика всецело зависела от нужд преподавания самой теории. Но со временем она выделилась в самостоятельную область, которая сегодня является одной из наиболее развивающихся. С 1998 г. в Челябинске ежегодно проходят конференции посвященные ТРИЗ-педагогике, где представляются последние разработки в отрасли, а учителя и все интересующиеся делятся опытом. Издавался печатный сборник «Педагогика+ТРИЗ», позже материалы стали публиковаться на профильных сайтах в Интернете. Сегодня в помощь педагогам и всем желающим научиться ТРИЗ собраны специальные материалы, организованные как картотеки и сборники задач. Применить их в своей практике может каждый, поскольку диапазон тем варьируется от физики до искусства.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить 2 направления:

  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ) была разработана Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Включает в себя анализ основных концепций развития творческой личности, выработки жизненной стратегии (ЖСТЛ-3) и идеальной творческой стратегии («максимального движения вверх»), а также комплекс практических материалов (деловые игры, задачники, картотеки) для воспитания качеств, необходимых креативному человеку.
  • Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусман и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их функционирования, механизмы торможения и развития коллективов, и на основе этого выделили принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

«По второй своей специальности я - писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ». В 1966 г. в Институте математики СО АН СССР Г. С. Альтшуллер, знакомя слушателей с ТРИЗ, впервые включил в семинар краткий курс по развитию творческого воображения. Спустя 20 лет, на семинаре в Новосибирске, этой теме была отведена уже треть времени.

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Дальнейшая работа, открытие других методов и приемов значительно разнообразили РТВ и она заняла важное место в системе ТРИЗ. Генрих Саулович писал: «Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническому творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

  • Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Прогностические функции научно-фантастической литературы;
  • Оператор РВС (параметрический оператор);
  • Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ);
  • Фантограммы;
  • Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • Ступенчатое конструирование;
  • Метод ассоциаций;
  • Метод тенденций;
  • Метод скрытых свойств объекта;
  • Взгляд со стороны;
  • Изменение системы ценностей;
  • Ситуационные задания;
  • Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей);
  • Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»;
  • Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Другое определение МФО - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце, а модернизирован американцем Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов).
  3. Выбирается фокальный объект - на нем фокусируется мысль.
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Является одним из методов решения простейших противоречий. Известен еще по применению в своей практике британским физиком Дж. Максвеллом.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  • Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Детальнее о методе читайте здесь.

Оператор РВС - инструмент управления психологическими факторами. Разрабатывался Альтшуллером с 50-х гг. Суть данного метода в уходе от привычного, шаблонного мышления. Данная техника не предназначена для окончательного решения задачи. Цель применения РВС, если говорить современным языком, заключается в избавлении от стереотипов, выходе за привычные рамки.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

  1. Выбирается исходный объект.
  2. Выделяются три его количественных характеристики (параметра): размер, время и стоимость.
  3. Определяются исходные значения этих параметров.
  4. Анализируются изменения значений выбранных параметров по каждому Р, В, С:
  • 1) Р - (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • 2) Р - 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • 3) В - (∞): увеличение времени действия объекта или на объект до бесконечности;
  • 4) В - 0: уменьшение времени действия до нуля;
  • 5) С - (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • 6) С - 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

Рассмотрение остальных методик и теорий выходит за рамки данного урока. Развитию творческих способностей посвящен самостоятельный раздел нашего сайта: «Творческое мышление». А в рамках данного курса рекомендуем вам пройти специальное упражнение на тренировку воображения:

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел - теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой - подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. - ЖСТЛ-3 - уже можно считать самостоятельной теорией.

ЖСТЛ-3 раскрывается через Игру - человек, стремящийся к развитию, вынужден играть, вступать в борьбу с противниками - внешними и внутренними факторами. Стратегия дает направление и описывает типичные шаги в этой Игре, позволяющие выиграть. Описание этих шагов, а их 88, достаточно объемно, чтобы приводить его в этом уроке, поэтому всем, кто заинтересовался стратегией развития творческой личности, рекомендуем прочитать книгу «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности» на внешнем ресурсе.

А вот на 6 качествах необходимых творческому человеку остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

  1. Достойная цель. Не достигнутая другими, значительная, полезная. Лишь осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении.
  2. Планы. Нужно сформулировать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута. Об одном из вариантов составления подобного плана мы писали раньше.
  3. Работоспособность. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать. Вспомните Т. Эдисона, который спал по 4 часа, а остальное время уделял работе. Еще один отличный пример - Ж. Верн, который в качестве эпистолярного наследия оставил, помимо своих произведений, 30 тыс. тетрадок с записями энциклопедического характера. Сбор научной информации был и его хобби, и подспорьем в писательстве. Неудивительно, что многие из его фантастических идей позже были воплощены в жизнь.
  4. Техника решения задач. У каждого изобретателя она своя. Альтшуллер систематизировал опыт и предложил ТРИЗ, но ведь и до него многие ученые успешно справлялись с противоречиями.
  5. Умение «держать удар». Ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели. Т. Форд до глубокой ночи работал над своим первым автомобилем после того, как возвращался с работы на заводе. Тот же Т. Эдисон провел около 10 тыс. экспериментов пока получил рабочий прототип электрической лампочки.
  6. Результативность. Если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах человек должен видеть результат. Если же его нет, концепцию нужно пересмотреть - может быть, что цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

Теория развития творческих коллективов

Последователи Альтшуллера заинтересовались развитием не только творческой личности, но и объединений людей - групп и коллективов. Применительно к ним была разработана теория развития творческих коллективов. В трудах, которые легли в ее основу, чаще всего встречается понятие «научный коллектив», хотя авторы - Б. Л. Злотин и А. В. Зусман утверждают, что проанализировали разные коллективы - от семьи до социума.

Детально принципы теории развития творческих коллективов изложены в книгах «Основы теории развития коллективов» и «Решение исследовательских задач». Используя материалы последней, мы лишь коротко разберем некоторые важные моменты.

Научные коллективы проходят определенные этапы развития:

Этап 1. Возникновение идеи. Развитие любого коллектива идет от создания идеи, открытия. Постепенно вокруг автора собирается небольшой коллектив единомышленников, подстегиваемых энтузиазмом. На данном этапе задача, стоящая перед коллективом, заключается в донесении своих взглядов до научного общества и принятия их. Этот процесс не всегда происходит легко, ведь новые идеи могут идти вразрез с уже принятыми идеями, и, как следствие, задевать интересы других, более сильных коллективов. В такой период коллектив держится на неофициальных, личных связях и авторитете лидера.

Этап 2. Признание. Когда идея получает официальное признание и поддержку общества начинается второй этап развития коллектива. Создается формальная структура - лаборатория, кафедра, научное объединение. Есть официальный руководитель и штатное расписание. Работа получает финансирование, и с этого момента включается мощный фактор развития - положительная обратная связь; увеличение финансирования - увеличение количества людей - рост отдачи - увеличение финансирования и т.п. Появляется конкуренция, возникают первые факторы торможения, связанные с трудностями быстрой мобилизации ресурсов, подготовки людей.

Этап 3. Замедление развития. Коллектив продолжает расти, идут публикации, пишутся отчеты, выпускается научная продукция, защищаются диссертации, но все это требует все больше и больше средств при все более скромных результатах. Фактор развития остался прежний - растущая потребность общества, а фактор торможения - исчерпание ресурсов развития данной теории, концепции, парадигмы. Это - объективное явление. Главное противоречие третьего этапа: интересы коллектива и общества расходятся, но, в противоположность первому этапу, теперь цели общества прогрессивны - ему нужно развитие, пусть даже ценой полной реорганизации или расформирования данного коллектива, а цели коллектива реакционны - он стремится затормозить опасное для себя развитие.

Механизмы торможения

Анализ третьего этапа развития коллективов позволяет выявить конкретные механизмы торможения, что очень важно так, как может помочь в борьбе с ними. Вот некоторые из них:

  • Культ иерархических пирамид. Ученый, специалист из свободного мыслителя превращается в нижнее звено многоступенчатой иерархической пирамиды.
  • Стабилизация иерархии. Введение «стажных» почестей. Большой стаж работы на одном месте превращается в наилучшую характеристику члена коллектива. Введение ограничений на приток молодежи, на занятие определенных постов в иерархии молодыми.
  • Делегирование полномочий «вверх». Право принятия решений переводится с естественного уровня (той ступени, где возникла проблема) на одну-две ступени иерархии вверх. Это обеспечивает усиление аппарата, но приводит к его перегрузке мелкими проблемами, решить которые один руководитель не может физически.
  • Создание иллюзии всемогущества аппарата. Многолетняя ложь, искусственные оценочные критерии создают иллюзию успешности всех начинаний аппарата. Вырабатывается волюнтаристский стиль управления, пренебрежение экономикой, серьезным изучением вопросов, поиском альтернативных путей.
  • Наказуемость инициативы. Наказание за ошибку становится велико, а за бездействие не наказывают. Любое действие становится намного опаснее бездействия, поэтому тормозится. Методы «непринятия решений» известны: перепасовка в разные службы, волокита и т.д.

Механизмы антиторможения

Несмотря на нежелание структуры меняться, история показывает, что рано или поздно дальнейшая эволюция приходит на смену застою. Чтобы преодолеть негативные факторы (торможение), принимаются следующие меры:

  1. Принятие решений на естественном уровне - там, где проблема возникла.
  2. Разукрупнение подразделений до уровня, когда каждый член коллектива может увидеть свой вклад в конечный результат.
  3. Соблюдение принципа оплаты по результатам труда.
  4. Постановка перед коллективом единой большой общественно-полезной цели, с которой увязаны личные интересы каждого члена коллектива.
  5. Воспитание у каждого члена коллектива чувства значимости, создание атмосферы дружбы и творчества.

В данном занятии представлены теоретические аспекты методов развития творческой личности, разработанные и органично вписанные в структуру ТРИЗ. Для получения ощутимого результата нужно практиковаться в их применении, в частности, решая открытые, творческие задачи. Ссылки на соответствующие материалы вы сможете найти в следующем уроке. Также полезным для выработки навыков креативности будет прохождение специального тренинга на нашем сайте.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Родителям творческого ребенка порой приходится непросто, потому что их чадо нуждается в особых условиях для своего развития. Кроме того, одаренные дети обладают уникальными особенностями, которые необходимо постоянно, и что еще важнее, правильно развивать. В этой статье мы расскажем подробно о методах развития творческой личности , расскажем, как выявить в своем ребенке качества творческой личности , чтобы он смог в полной мере реализовать заложенные в нем способности и таланты.

Уже написано огромное количество разных трудов, посвященных творчеству и проявлению творческой личности. В каждом из них ученые представляют свои умозаключения относительно того, как креативность и неординарность выражается человеком.

В данной статье мы приведем характеристику творческой личности , которую в свое время разработал профессор Чикагского университета — Михай Чиксентмихайи. Он всю свою жизнь посвятил психологии, и в конечном итоге опубликовал труд «Десять парадоксальных черт творческих людей», которые четко характеризуют особенности творческой личности. К ним относятся:

  1. Креативные люди обладают очень большой интеллектуальной силой и энергией, а вот телом они слабы, так как физически они обычно не развиваются.
  2. Творческие люди очень умны, но при этом наивны. Они склонны доверять всему, что слышат, так как поиски рационального зерна в какой-то точке зрения для них скучны и неинтересны.
  3. Человек, наделенный творческими способностями, в какой-то степени ленив, если чем-то не вдохновлен. Он предпочтет труду отдых, пока не воодушевится новым проектом или идеей. Но как только муза его посетит, он станет работать, как самоотверженный.

  1. Творческие люди любят фантазировать, но при этом они остаются реалистами по жизни.
  2. В обществе креативные люди всегда активны, дружелюбны, улыбчивы и веселы, а вот в домашней тихой обстановке они становятся замкнутыми, закрепощенными и молчаливыми.
  3. По своей сути творческие личности – это скромные натуры, которые никогда не ждут ни от кого похвалы. Однако они никогда не позволят, чтобы кто-либо унизил их чувство собственного достоинства.
  4. Творческие мужчины часто очень сентиментальны, а вот женщины, наоборот, брутальные и мужественные.
  5. Креативные натуры – бунтари. Они не будут сдерживать эмоций, если что-то вышло за рамки их представления о нормах жизни. Но при этом они не любят что-то менять, потому что придерживаются консервативных взглядов.

  1. Любой творческий человек – страстен. Он горит, когда воплощает свою задумку, однако при этом он может здраво рассуждать и объективно оценивать свою работу.
  2. Творческие люди всегда счастливы, потому что их образ жизни всегда приносит им море удовольствия. Однако при этом они открыты для негатива, но он не омрачает им жизнь, потому что творческие личности умеют находить в нем положительные для себя стороны.

Все вышеперечисленные особенности больше характеры для взрослых людей. В ребенке творческий потенциал проявляется несколько иначе:

  • он не может усидеть на одном месте более одной секунды, так как его все время тянет на приключения, ему хочется исследовать неизведанное, открывать двери в комнаты, куда вход воспрещен;
  • он редко проявляет послушание, так как на все имеет личную точку зрения, которую готов отстаивать даже в раннем возрасте;
  • творческий малыш не с особым рвением ходит в школу, потому что привычные уроки ему неинтересны и скучны, ведь сосредоточиться на чем-то для творческой личности ребенка – целая проблема;

  • малыш наделен особой энергетикой – он не может успокоиться в течение дня, ему хочется прыгать, бегать, он не может уснуть, когда уже все члены семьи улеглись спать;
  • ребенок очень чувствителен – он может всплакнуть, если какой-то сюжет из сказки или другой книжки его растрогает, то же самое произойдет во время просмотра фильма или мультика;
  • творческий ребенок предпочтет игры в доме или любом другом закрытом помещении занятиям на природе, так как он проявляет интерес в окружающему миру, животным и растениям;
  • творческие детки не любят, когда их контролируют родители, потому что они хотят всегда и во всем быть самостоятельными.

Формирование творческой личности

Развитие творческого потенциала личности ребенка – процесс трудоемкий. К нему нужно относиться с особой ответственностью. Во всяком случае, нужно четко понимать, что может повлиять на развитие творческой личности ребенка.

Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:

  • фантазия
  • свобода движения и воображения
  • отсутствие ограничений
  • таланты малыша

Задача родителей – создать такие условия развития творческой личности, чтобы все эти факторы присутствовали в жизни ребенка. Однако сначала нужно разобраться, какие именно творческие способности заложены в вашем ребенке. Присмотритесь к нему внимательно в первые годы жизни. Вы сразу заметите, чем больше всего малышу нравится заниматься. Отталкиваясь от увиденного, вы сможете воспитать творческую личность правильно:

  • ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
  • чтобы воспитать творческую личность дошкольника , следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
  • для развития творческой личности школьника , нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;

Творческие люди всегда выделяются из толпы, поэтому часто сталкиваются с множеством проблем. Как правило, эти проблемы не отображаются на психоэмоциональном состоянии человека, однако могут в некоторых случаях вводить его в депрессию или так называемый «творческий кризис». Что это могут быть за проблемы:

  1. Недопонимание творческой личности со стороны общества , в котором человеку постоянно приходится находиться. Особенно это касается музыкантов, актеров, художников, которые видят окружающий мир по-своему. Дело в том, что цель творческой личности – создавать, постоянно развиваться, исследовать непознанное. Иногда им просто чужды материальные блага, они странно выглядят, чем вызывают бурю у других людей.

  1. Креативный человек часто одинок, потому что ему так комфортно. Он находится в своем мире, в котором ему хорошо, находясь наедине с собой. Психологи утверждают, что в тишине творческие способности личности лучше раскрываются, человеку проще себя реализовать.
  2. Творческая личность стремится к саморазвитию иногда вопреки всему. Поэтому часто семейная жизнь у креативных людей складывается неудачно. Но этого можно избежать, если человеку еще в ранние годы привить семейные ценности и понимание того, что дороже близких и любимых людей в мире ничего и никого нет.

Есть утверждение, что творческими люди рождаются, а не становятся. Однако мы живем в XXI веке, и верить этому предрассудку бессмысленно. Каждый родитель может развить в своем ребенке любой навык, если уделит этому должное внимание. Как показывает современная медицинская практика, даже детки, рожденные с физиологическими аномалиями и прочими отклонениями, могут становиться успешными и состоятельными людьми.

Нет ничего невозможного! Только не пытайтесь реализовать собственную мечту в жизни ребенка, потому что у него, наверняка, есть своя. Лучше помогите ему на пути к достижению поставленной цели, и он будет счастлив!

Видео: «Как развивать творческие способности ребенка?»

В каждом заложен свой потенциал, требующий развития в дальнейшем. И зная основные факторы, влияющие на развитие творческой личности, можно её взрастить, одарив мир очередным гением. Благодаря опросам известных специалистов в сфере психологии, сейчас легко определить задатки людей с ранних лет.

Кто же это – творческая личность?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Ответ на этот вопрос достаточно прост – это человек, познающий окружающий его мир при помощи раскрытия собственного потенциала через творческую деятельность. В каждом из нас заложено творческое начало, которое является одним из внутренних психологических факторов людей. Из данного суждения можно сделать вывод, что любой человек способен творить, независимо от его возраста, пола или расы.

Как определить творческая вы личность или нет?

Как правило, человек творческий обладает некоторыми признаками, выделяющими его среди других. В своё время немецкий психиатр Карл Леонгард провёл масштабный опрос населения с целью выявить особенности и черты характера людей, способных к творчеству.

Результаты опроса показали, что людям, склонным творить, свойственны:

  • Гипертимностъ;
  • Эмотивность;
  • Психологическая подвижность;
  • Экзальтированность.

Гипертимностъ выражается в частой бодрости, подъёме духа и оптимизме. Люди, обладающие таким качеством, в буквальном смысле не могут усидеть на месте! Они постоянно находятся в возбуждённом состоянии, увлечены делами или решением проблем.

Эмотивность является эстетической составляющей характера, она позволяет своему носителю тонко чувствовать переживания других людей, а также оказывать им сочувствие и поддержку.

Психологическая подвижность проявляется в аффективном поведении, частых сменах настроения. То есть, индивид находился в приподнятом настроении, и буквально через пару минут потухнуть и загрустить.

Экзальтированность – это повышенное чувственное восприятие происходящей действительности. Такая персона будет сильно радоваться маленькому счастью или уходить в депрессивное состояние из-за неудачи.

Психологические особенности творца:


1. Эмоциональность. Реакция на любые события, происходящие вокруг – эмоциональная, живая, яркая, но при этом адекватная, разумная.

2. Мышление без устойчивых стереотипов . Все отклики на любое воздействие – самостоятельные, человек сам создаёт своё мнение, не опираясь на чужое.

3. Плохой самоконтроль . Свобода мысли порождает развязные действия, поэтому сдерживать себя в таких ситуациях крайне сложно.

4. Свежие идеи, новизна. Восприятие событий с другой точки зрения и создание нового персонального мнения.

5. Сосредоточенность. Внимание направлено на существующую проблему и её решение.

6. Полное принятие себя. Такие люди не боятся в чём-то отличаться от остальных, полностью принимают себя такими, какие они есть.

7. Способность видеть альтернативные решения . Креативщиков всегда отличало иное мышление, которое порой приводит к новым открытиям.

8. Вера в себя и собственные решения. Самоуверенность помогает продолжать развивать свой потенциал, несмотря на любые жизненные преграды.

Американский психолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию о связи врождённой одарённости и потребности в самореализации. И характерные особенности личности, перечисленные выше, являются тому доказательством.

Но не стоит опираться лишь на эти данные, так как научно подтверждено, что природой заложено множество вариаций и сочетаний качеств творческой личности. Поэтому, не расстраивайтесь, если не обладаете всеми теми психологическими особенностями, описанными в данной статье. Может быть, именно вы окажетесь тем творцом, что откроет в себе новые черты, способствующие успешной творческой деятельности?

Творчество как средство развития личности

Одним из главных средств развития личности всегда было творчество. Тяга к нему заложена в нас природой, оно, по сути, и есть часть нас. Поэтому, для развития индивидуальности так значима естественная функция творца.

Творение – создание новейшего мышления, материальных ценностей, это изобретение того, что не существовало. Поэтому креативность создаёт саму личность. Она определяет всё её будущее существование. Ведь не зря одарённость становится побудителем к выбору своего будущего.

Факторы развития творческой личности


Воспитать творческого человека самостоятельно вполне реально, используя общеизвестные факторы такого развития.

Многогранность интересов и увлечений станет одним из них. Сюда также можно отнести периодическую смену обстановки и окружения.

С самого детства ребёнка лучше всего приучать к разнообразному труду, давать ему возможность попробовать реализовать желания в действительность, обучать различным видам творчества и не ущемлять его интересы. Некоторая смена обстановки поможет вашему чаду преодолеть барьер затруднительного общения со сверстниками, привьёт ему общительность и коммуникабельность.

Благодаря этим манипуляция, подрастающее поколение видит, что весь мир – абсолютно разный! Такой ребёнок не станет останавливаться на одном видении мира, он захочет узнать о нём куда больше. Недаром многие известные творцы с детства не боялись пробовать себя в чём-то новом и не естественном для себя, это только способствовало росту их способностей.

Также к факторам развития творческой личности относится чувство комфорта наедине с собой . Не каждый способен пережить одиночество, но человек творчества всегда найдёт, чем себя занять в такие моменты, и время с собой только принесёт ему очередные идеи и задумки. А ещё в такие моменты будет время задуматься над полученной информацией, осмыслить её и переварить.

Немало важной причиной роста творческого потенциала является пример старших рядом с индивидом. Именно на них он будет ровняться, и ставить самоидентификацию. С раннего детства важно приучить ребёнка к труду, тогда он не будет бояться испачкать руки или лениться. Но главное, научить малыша ценить свой труд, и работу других людей.
Хорошим фактором развития творческой личности станут развивающие игры с детьми.

Только занимаясь своим ребёнком, можно воспитать из него настоящую личность. Во время разнообразных игр довольно легко выявить предпочтения и таланты вашего малыша, а в дальнейшем их развить.

Развитие личности человека и его творческой индивидуальности

Любому человеку необходимо создавать поводы для раздумий, чтобы он смог формировать собственные выводы о той или иной ситуации. Подходя к ситуации с разных сторон, моно оценить все выходы из неё, выбрав наиболее правильный и безопасный. Именно такие моменты создают индивидуальность.

Если же вы станете решать проблемы за кого-то, то только окажите ему большую “медвежью услугу”. Только разобравшись с проблемами один на один, можно взрастить самостоятельность, которая так необходима в будущей жизни.

Характерные проблемы творческого развития личности

  1. Отсутствие мотивации.

С такой проблемой сталкивается большинство людей, им не хватает толчка к решительным действиям. Разрешить эту задачу поможет самопознание, поиск стимула к изменениям и прогрессу. Хорошей практикой окажется попытка заинтересовать индивида чем-либо, ведь если будут желание и интерес, то и мотив тоже.

2. Незаинтересованность.

В данном случае всё немного сложнее, ведь если ты в чём-то не заинтересован, то переубедить тебя почти не реально. Здесь советуется дать больше свободы выбора. Чтобы персона сама смогла выбрать для себя интересное занятие.

3. Боязнь быть непонятым .

Да, порой, чтобы создавать новейшие идеи, приходится обойти старые мнения и уже давно сложившиеся стереотипы. Но тот, кто найдёт в себе эту смелость, обязательно добьётся успеха в деле!

4. Неуверенность в себе.

Чтобы действовать, придётся поверить в себя. Если сам в себя не веришь, то кто поверит в тебя?

Что выделяет творца из толпы?


Многие выдающиеся психоаналитики и философы пытались выявить признаки творческих людей и разгадать загадки об их таланте. Например, Реймонд Бернар Кеттел, американский теоретик, провёл своё личностное исследование. Ему удалось узнать 16 особых качеств, определяющих творческих людей. К ним относятся: добродушие, открытость, смелость, независимость, эмоциональность. Наиболее ярко выраженным оказался “синдром Питера Пена”. Участвующие в опросе в большинстве случаев оказались взрослыми детьми.

Детский синдром выражался в невинном восприятии мира, яркости впечатлений и доверчивости. С другой стороны эта черта характера приносила и негативный окрас в виде капризности и легкомыслия.

Стимулируем развитие творческой личности

Итак, для воспитания личности с креативными задатками стоит придерживаться нескольких правил:

1. Развивающие игры.

В них происходит примерка разных ролей на себя. Дети знакомятся с всевозможными развитиями игр и различными задачами, требующими выполнения. Это помогает узнать предрасположенности вашего чада к определённым видам занятости.

2. Выход в свет.

Взаимодействие со сверстниками всегда оставалось важным этапом в созревании ребёнка. Без должного общения, он не сможет научиться правильным действиям в социуме.

3. Воспитание вкуса.

Посещение музеев и галерей поспособствует зарождению вкуса у малыша. Хороший вкус окажется залогом адекватного восприятия мира.

4. Приучение к труду.

Творить способен лишь тот, кто не боится трудиться. Трудолюбие прививается с детства, стоит привлекать ребёнка к совместной работе и учить помощи.

5. Познание мира и природы.

Любознательность – качество, поддающееся воспитанию. Его появлению поспособствует всестороннее обучение.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Тасеменова Г.С .,

учитель СОШ № 21 г. Уральска.

Куанышбекова Э.С .

преподаватель кафедры

«Вокал и инструментальное искусство»

ЗКГУ имени М.Утемисова

Творческое развитие личности ребенка.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим. Б.Асафьев

Пояснительная записка

Эта статья предназначена классным руководителям, воспитателям, учителям-предметникам, кураторам, родителям - всем, кто общается с детьми. Статья включает в себя правила, советы, методики, необходимые для исследования детских душ, для взаимодействия взрослых и детей. Мы поставили своей задачей не только изложить мысли, но и рассказать о тех средствах и технических приемах, которые применяются на занятиях, внеклассных мероприятиях с учениками, надеясь и веря, что написанные строки послужат на пользу кому-либо.

Понятие о развитии личности.
Каждый ребёнок имеет свои, только ему присущие черты, проявляется это с раннего возраста, и долг родителей, педагогов распознать это в самом начале их проявления, чтобы не «прозевать» эти задатки, особенно если ребёнок- творческая натура. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Советы Дэвида Льюиса «Творческое развитие ребёнка». 1 Отвечайте на вопросы ребёнка терпеливо и честно. 2 Покажите ребёнку, что его любят и принимают таким, какой он есть. 3 Побуждайте ребёнка придумывать истории и фантазировать. 4 Приучайте его к чтению с малых лет. 5 Помогайте ребёнку стать личностью.

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил.

Урок - источник для творческой деятельности учителя и учащихся.
“Есть искусство, и есть творчество”,- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Каждый школьный урок, на котором звучит музыкальное произведение- особенная, неповторимая встреча с искусством. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. Необходима не только большая предварительная работа над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания), но и естественное органическое “проживание” педагогом художественного образа этого произведения. Для учителя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный и музыкальный материал.
Музыка и жизнь должны пронизывать все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению этой “сверхзадачи”. Через эстетическое воспитание формируется художественно- эстетическая культура учащихся, а через развитие эстетического вкуса идёт пробуждение творческих способностей, что в свою очередь помогает интеллектуальному, психологическому развитию детей. Эмоциональная культура-это правильно настроенная скрипка. Только, когда скрипка правильно настроена, на ней можно играть. Только, когда человек постиг эмоциональную культуру, его можно воспитывать. «Музыка излучает такую же энергию, как солнце. Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле, так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе»- Дм. Кабалевский . Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует.
“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»,- В.Г.Белинский. Может ли музыка лечить? Этот вопрос задают сегодня всё чаще. В Древней Греции покровителем всех видов искусств считался Аполлон, а его сын Эскулап- покровителем лекарей. И ещё, в те времена музыку рекомендовали лекари своим пациентам. Даже знаменитый Гиппократ прописывал больным лечение музыкой. Пифагор сажал в центре музыканта, играющего на лире, а вокруг него садились больные и пели. В наши дни создали специальную область в медицине и назвали её музыкотерапией. Музыкальное произведение живет во времени. Каждое мгновение музыки, прозвучав, акустически безвозвратно исчезает, но в слуховой и эмоциональной памяти человека оно продолжает жить. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого первого урока. Однажды я наблюдала, как, словно завороженные, дети сидели, слушая при свечах “Реквием” В.А.Моцарта. Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Бывает в классе такая тишина, которая больше всяких слов “скажет” о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются “жить” в прозвучавшей музыке. Так, например, произошло с фрагментом из “Утра” Грига. Ребята по-разному называли его: “Весна”, “Восход солнца”, “Цветы распускаются”, “Утро в лесу”. Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни. Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
Наблюдения за многими учащимися подтверждают, что неспособных к запоминанию музыки - ничтожный процент. Если вспомнить, что каждый ребенок, даже дошкольного возраста, как правило, поет, а иногда и играет по слуху ряд песенок, танцев, а порой и отрывков из так называемой серьезной музыки, то должно быть ясно, что музыкальная память, присуща людям как норма. Слушая произведение, мы можем опознать его как ранее уже слышанное. В силу большого числа ассоциаций, музыка лучше запоминается. При этом рождается чудесная возможность одновременного представления кусков музыки и даже всего произведения в целом. Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто...». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее памяти рассудка. Несомненно, произведение, при котором содержание музыки увязывается с широким спектром ассоциаций, будет более прочно усвоено. Любому из нас знакомо чувство тональности и ритма, монотонность повседневной жизни и сapriccio праздников, мягкие тона природы и контрастные тембры города, многоголосый хор человеческих эмоций, чувство стихии, хаоса и представление о гармонии – ко всему перечисленному музыка и её формы оказываются наиболее точной и сильной метафорой. Внутренне очевидной и потому самой сложной является параллель между музыкой и стихом. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А. Есенина. Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическим произведением, передающим движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. Примером участия музыкального произведения в оформлении литературного сюжета может послужить «Гранатовый браслет » А. И. Куприна. Эпиграфкповестизвучит: «L. van Beethoven. 2 Son. Largo Appasionato». Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение… В уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твоё». Конечно, на уроке обязательно звучит эта сильная, завораживающая музыка, которая вместе с текстом оставляет след в душах ребят. На внеклассных мероприятиях, на следующих уроках литературы по просьбе ребят часто звучит эта музыка. Умение каждый раз по-новому смотреть на старое, выделять в нем то, что еще не было выделено, находить то, что еще не было найдено, - такая работа сродни глазу и слуху влюбленного человека, который все это находит в интересующем его объекте без особого труда. Сюда относится характеристика эмоционального переживания музыки. Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко...». Вот так на уроках, внеклассных мероприятиях расширяется кругозор учащихся, воспитывается эстетический вкус. Полезно напомнить слова известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком ХХ века. В прокофьевских сочинениях оживает перед нами история (в патриотической опере «Война и мир», в музыке к фильму «Иван Грозный»), шекспировская трагедия (балет «Ромео и Джульетта») и сказка (балет «Золушка»). На уроках ребята с удивлением узнают, что в 1917 году в Петрограде Прокофьев познакомился с Маяковским. Выступление поэта произвело сильное впечатление на композитора. В свою очередь Маяковский был восхищен музыкой Прокофьева, особенно его стремительными маршами. А в 1929 году Маяковский встретился с композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в связи с постановкой комедии «Клоп». Маяковский сказал, что любит музыку пожарных оркестров и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарных. Позже выяснилось, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но также с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина. На уроке литературы в 10 классе я рассказываю ребятам, что в 1930-1932 годах Шостакович создает оперу «Катерина Измайлова» по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В том, с какой силой композитор обличает «мрачную эпоху», уродующую человека, с какой глубиной показывает в музыку трагедию совести Катерины Измайловой, раскрывается страстный гуманизм Шостаковича.

В песнях и операх, симфониях и концертах воплощено богатство чувств и мыслей, богатство и разнообразие нашей жизни. Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, литературы дает возможность научить школьников «переводить» язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.

Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.

Так, использование музыки на уроках русского языка (особенно на уроках развития речи) позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение. Известный русский писатель и критик В.Г.Белинский хорошо сказал о значении музыки в жизни ребенка: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них, она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них ощущение таинства жизни». Прививать ребенку любовь к музыке нужно ненавязчиво, пусть она просто присутствует в жизни ребенка, сопровождает его.

Творческие домашние задания также способствуют появлению интереса к урокам. Дети очень любят выразить свои впечатления от урока в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Именно так происходит процесс творчества. Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе.
“Горят, как жар, слова
Иль станут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты”
Л.Горюнова
Через весь курс словесности в 5 классе проходит тема «Фольклор». В 5 классах на уроке изучения былин я предлагаю ученикам сравнить русский героический эпос и казахские былины, былинных героев (батыр Алпамыс- богатырь Алёша Попович). Пишем пятистишье, сочинение- миниатюру на тему: «Если бы герой попал в современный мир, то…». Персонаж переносится в современную обстановку. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт. В конце урока задаю ученикам вопрос: «Какой враг опаснее, страшнее: Соловей или вражеские полчища?» Мне нравится этот вопрос тем, что на уроке возникает дискуссия. Одни утверждают, что опаснее внутренний враг, другие считают, что внешний. Ребята доказывают, приводят аргументы и контраргументы.

Домашнее задание ученики получают тоже творческое:

1 Устное рисование героя-богатыря или сказителя былины.

2 Изготовление воинского снаряжения и инсценирование отрывка из былины.

Пятиклассники очень любят раздел «Фольклор».
Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся 5-ых классов могут служить считалки, загадки, игры, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. “Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С.Миропольский).

Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.
Развитию творческой личности ребёнка способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Уроки литературы, музыки, искусства, внеклассные мероприятия - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать Учитель. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

Уроки литературы должны быть уроками нравственности. «Писатели и поэты открывают для нас, читателей, особый мир. Когда я читаю, то полностью погружаюсь в мир образов. Мне нравятся романтические произведения, но после их прочтения тяжело возвращаться в реальный мир. Почему жизнь не такая, как в книгах? Современные юноши не романтики, они не совершают безумных поступков ради любимых девушек…. Жаль». Лилия Б.

«Некоторые фразы из произведений так запоминаются, что становятся девизом, смыслом жизни: «Береги честь смолоду…», «Один за всех, и все за одного». Настя С.

«Уроки литературы дают возможность обогатить речь, получить огромный багаж знаний, на этих уроках я учусь быть чуткой, милосердной. Задача литературы в том, чтобы учить читателя не совершать глупых поступков, как герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», не принимать необдуманных поступков, не отчаиваться, верить в любовь, как верила Наташа Ростова, Маша Миронова. Дорогу ко всему прекрасному в мире литературы открывают произведения, которые мы называем классическими». Аида Д.

Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает. С каждой прочитанной книгой человек становится умнее, ему есть, что рассказать другим. А какой должна быть книга, чтобы ее интересно было читать? Какие книги читают сегодня наши дети? «Мир слишком велик. Своими глазами вы увидите ничтожно малую долю, поэтому ищите факты в книгах»,- повторяю я ребятам вслед за В. Обручевым.

«Мне кажется, что самые интересные книги – о приключениях. Их любят читать все- и взрослые, и дети. Мой любимый литературный герой- Робинзон Крузо. Даниэль Дефо показал в своем произведении морально и физически сильного человека. Только такой человек может перенести все тяготы жизни, не опустить руки, поверить в свои силы». Даша О.

«Меня глубоко затронула повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Я очень сочувствую маленькому человечку Акакию Башмачкину, который скромно жил, довольствовался тем, что было. Сколько вокруг нас бесправных, униженных людей, для которых жизнь порой - тяжкий крест, лежащий на спине. А сколько вокруг нас других– высокомерных, унижающих. Если бы я оказалась рядом с Башмачкиным, я бы пожалела его, объяснила, что ничего не надо бояться, все перемены ведут к лучшему, нужно быть увереннее, радоваться каждому дню». Рамина А.

Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве,- это увлекает детей. Познание вызывает удивление. Пусть это первые детские литературные опыты, но они искренние.

Я люблю фантастические рассказы,

Герои в них всегда магически опасны.

Страшные рассказы - это для меня,

Ведь главным героем представляю я себя.

Такие сюжеты не обходятся без переживаний,

Без скандалов, интриг и, конечно, страданий.

Они заставляют героев идти на безумства.

Вот такие книги порой я читаю,

Они интересны, полезны, это я знаю.

Ельнур Б.

На это я ответить вам смогу,

Лишь рассказав историю свою.

Однажды наступило время, пришел мой час,

И я пошел в свой первый класс.

Ждало меня там много приключений,

Открытий, новых увлечений

Там с книгою столкнулся в первый раз,

Совсем один, с глазу на глаз.

На помощь мне учитель мой пришел,

Он дал мне меч, он дал мне щит,

И вот уж первый том прочитанный лежит,

И так, вкусив победы сладость,

Я испытал большую радость.

С тех пор прошло немало лет,

А книг прочитанных остался след. Арыстан И.

Я, Земфира, твоя любимая жена,

Умоляю, Алеко, отпусти меня!

Любовь дала мне покой с тобой,

Потом забрала сладкий сон с собой.

Я другого мужчину люблю, прости,

Умоляю, мой муж, не казни, отпусти! Лилия Б.

Плач Ярославны. (Стратегия РАФТ)

Трижды светлое солнце, послушай меня,

Каждым лучиком ты согреваешь прекрасно,

Но зачем же простёрло напрасно

Лучи на войском Игоря- царя.

Жаждой воинам луки стянуло,

Горем им колчаны затянуло,

Прыснуло море в полуночи,

Идут тучами враги- смерчи.

Обернусь я птицей белою,

Полечу вперед стрелою смелою,

Игорю- князю сама путь укажу

Из земли Половецкой в землю русскую,

К отчему златому крыльцу. Талгат Н.

Эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха, они свободно употребляют изобразительные средства, используют обращения, восклицательные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, выразительность. Подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка. Результатом работы является отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу. Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком.

Я признательна моим ученикам за отзывчивость, понимание, взаимопомощь. Они делятся со мной своими открытиями, увлеченные поэзией, пытаются сочинять песни на собственные стихи, получается неплохо. (Ребята даже создали группу, исполняют песни собственного сочинения на школьных концертах).

В этой жизни ничего нельзя знать наперед,

В результате часто делаешь неправильный ход.

Эта жизнь – исчерченная страница,

Трудно в этой жизни к чему-то стремиться.

Люди разные, в каждом своя индивидуальность,

В каждом живет особая незаурядность

И это делает мир интересным,

Красивым, жестоким и очень тесным.

Многие мечтают всё иметь,

Многие хотят высоко взлететь.

Наша жизнь- это белый лист,

Мы пишем на нём, а он всё чист.

Как оставить людям след,

След от нашей жизни и наших побед?

Мы добьёмся для себя радостных дней,

Каждый заслужил счастья в жизни своей.

Я как любой учитель литературы пытаюсь развить в своих учениках дух творчества, умение смело высказывать свои мысли, думать, оценивать, анализировать. От учителя литературы зависит, насколько внимательными читателями и слушателями они станут. Очень важно приучить ребят систематически работать с текстом, обращать внимание на детали. В этом помогает составление вопросов разного уровня, такие вопросы ребята любят задавать друг другу во время перекрестного опроса. Хочешь услышать умный ответ

1 Что вас удивило в повести «…» ?

2 Какой эпизод понравился больше всего?

3 Какие строки вызывают чувство гнева, боли?

4 О чем мог думать герой в момент смерти?

5 Какое впечатление произвели на вас герои?

«Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, данное с инстинктами, с душой»,- прочитала я однажды. К этому чувству надо призывать, чтобы растревожить совесть, сердце. Учитель должен быть внимательным к поведению, настроению ребят, должен быть отзывчивым, мудрым, компетентным, готовым протянуть руку помощи. «Хорошо учить можно тому, что сам хорошо знаешь»! Увлеченное отношение учителя литературы к своему предмету, организованность в работе, своевременное оказание помощи ребенку, объективность в оценивании – все это чрезвычайно сильно влияет на процесс изучения литературы. Уроки литературы нельзя сводить лишь к формированию ЗУН, они призваны комплексно влиять на личность. Современные уроки литературы могут быть весьма разнообразными по структуре, главное, чтобы уроки не были однотипными. Детей любого возраста очень легко заинтересовать, я считаю, что уроки литературы должны стать для ребят уроками открытий, помогать им раскрываться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
“Творить - жить дважды”. А.Камю.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. Мудрость творчества заключается в том, что надо довериться бессознательной области души ребенка, и тогда он (ребёнок) внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Д.Кабалевский “Воспитание ума и сердца” Москва, “Просвещение”, 1981.
Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”,
1990.
Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва, “Просвещение”,1989.
“Искусство в школе №2 1994”, Москва, “Искусство в школе”.
“Искусство в школе №4 1995”, Москва, “Искусство в школе”.
“Искусство в школе №6 1995”, Москва, “Искусство в школе”.
Л.Дуганова “От творчества методиста к творчеству учителя”, Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.