Занятие чтение произведения и. лешкевича «светофор»


Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе
Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.
Задачи: «Петух» (Индюк) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка). Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке
Материал: пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы.
М и п: Рассматривание, оценка.
Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.
Ход:
- Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек?
- Как называются эти игрушки (Дымковские)
-Найдите самую нарядную игрушку
(индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
- А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.
Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.
- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)
- А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка?
- Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)
- Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.
- Какое же оно? (Овальной формы.)
- Посмотрите на голову и шею индюка.
-Какая голова и шея?
Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.
- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)
- Какие по форме крылья и хвост? (круглой)(Волнистые крылья и края хвоста)
- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.
- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.
- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)
- С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
- Как будем лепить птицу?
Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .
-А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.
- На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)
Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.
Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!
Дети: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.


Приложенные файлы

Подготовительная к школе группа

ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Программные задачи.

Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке ха­рактерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоратив­ного украшения индюка использовать стеку и печатки (если ре­бенок лепит из пластилина).

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц - индюк, петух, утка, гусь - и их изображения, картинка с изображением та­ких же реальных домашних птиц; все это прикрыто листками бумаги с прорезанными «окошками», в которые видны наибо­лее характерные части птиц, по которым их легко узнать (го­лова петуха, хвост петуха, хвост курицы и т.д.); исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики - один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов; стеки и печатки.

Ход занятия.

Проводится игровое упражнение «Угадай по части пти­цу». Воспитатель показывает детям картинки с изображени­ями домашних птиц, прикрытые листками бумаги с «окош­ками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой домашней птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. После того

как дети назовут всех птиц, спрашивает, как же они узнали птиц, ведь видна была не вся птица, а только часть ее. Под­водит к выводу, что через окошки они видели характерные особенности каждой птицы - то, что отличает одну от дру­гой. У всех петухов есть зубчатый гребешок и хвост дугой. У всех гусей длинная шея и т.д. Открывает картинки полнос­тью и помещает их на книжные подставки.



Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу. Рассказывает, что дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гре­бень высокий с большими зубцами, у других - небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Воспитатель убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора - полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу - индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку. Задает вопросы: «Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей воспитатель подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки. Спрашивает, видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.) Посмотри- те на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею. А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.) Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

Что же нужно сделать после рассматривания индюка? (Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­ мы для лепки.)

Какую часть игрушки можно вылепить из нее?

Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра - это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить о дощечку. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Дети приступают к делению пластилина на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого сте­ку и печатки.

В конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько (три-четыре) детских работ и предлагает найти среди них са­мую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит воспитатель, от имени вылепленного индюка - ребенок.

Воспитатель. Посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.

Ребенок. И у меня тоже.

Воспитатель. У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.

Ребенок. А у меня еще выше гребешок на голове. Д т.д.

Затем педагог выставляет рядом с образцом еще три-четыре детские работы, и все повторяется.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно перенести на следующее занятие или организо­вать эту работу в свободное время.

Представьте себя в роли воспитателя и объясните детям подготовительной к школе группы приёмы лепки объектов в аудитории.

– Незнайка просит вас изготовить на память о занятии игрушку. Давайте слепим такой сувенир – игрушку «Индюк». Рассмотрите дымковского индюка. Расскажите о возможных способах его лепки.

– Опишите последовательность лепки дымковского индюка.

1. Формируем из куска глины овал.

2. Вытягиваем хвост, голову, клюв, гребень, «бородку».

3. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

4. Прищипывая пальцами края крыльев и хвоста, украшаем игрушку оборками.

Рефлексия.

– Рассмотрите поделки из глины на нашей выставке и выберите самые выразительные. Какая игрушка самая нарядная, большая, маленькая и т. п.?

– Незнайка благодарит вас за помощь.

Занятие 5
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ
«КАК ПТИЦЫ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ».
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ: ГЖЕЛЬСКИЕ УЗОРЫ

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (декоративное рисование: гжельские узоры).

Материалы и оборудование: шаблоны посуды, вырезанные из белой бумаги; краски, кисти; репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики; изделия гжельской керамики; иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

Игра «Доскажи словечко».

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня… весна.

– Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Ответы детей.)

– Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица) .

– Сегодня птицы приглашают нас в свои гнезда.

2. Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».

– Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)

– По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)

– Каких птиц мы называем перелётными, а каких – зимующими?

– Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)

– Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)

– Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

– Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

– Отгадайте загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица … (грач) .

– Рассмотрите картинки с изображением перелетных птиц.

– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок.)

– Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец) .

– Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.

– Послушайте рассказ М. Богданова:

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

– Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

(Соловей.)

– Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения – надо помогать самке кормить птенцов.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

– На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)

– Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому косу заплетала.

Дрозд метёлкой двор метёт –

Дрозд гостей сегодня ждёт,

У него на день рожденья

Червяки на угощенье.

Нашей Любице не спится –

Прилетай к нам, аист-птица,

С тихой дрёмой, с крепким сном,

Угостим тебя зерном,

Напоим водицей.

Прилетай к нам, аист-птица.

– Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».

– А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта – перед прилётом скворцов. Какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Из дальних стран домой вернулись птицы:

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат – себе жилища строят.

– Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».

– Какие птицы здесь живут?

Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.

– Чьё это гнездо?

Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.

– Кто как поёт?

– Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?

Динамическая пауза.

Капли звонко капали (прыжки на месте) ,

Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) .

Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся) ,

Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся) .

С нас течёт уже вода (наклон вниз) ,

Мы растаем навсегда (выпрямляемся) .

– В какой росписи можно встретить узор с птицами? (В хохломской и гжельской.)

Что ж, давайте по порядку,

Загадаю я загадку

Кто быстрее ответ найдёт,

Первым и тему урока назовёт.

Снежно-белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель.)

– Вы не раз встречали необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика. Сегодня мы продолжим работу по теме «Гжель».

Керамика – это глиняная посуда, слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для мастера великим и мудрым учителем. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором.

Фарфоровые чайники, Известно всем в народе:

Подсвечники, часы, Ее названье – Гжель.

Животные и птицы Гордятся в Гжели жители

Невиданной красы. Небесной синевой,

Деревня в Подмосковье Не встретите на свете вы

Прославилась, теперь Красоты такой.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которых была бывшая Гжельская волость.

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь прочной и звонкой.

– Вслушайтесь в само слово «гжель», и вы уловите что-то общее со словами «жечь», «обжигать». Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Ее делают и сейчас. Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган». Запомните форму этих сосудов.

Квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках.

Кумганы – подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная глазурь придавала блеск.

– Ребята, запомните: фаянсовая посуда – из белой глины, а вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор – все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

– А какое настроение у вас возникает при рассматривании гжельских изделий? (Радостное, веселое.)

– За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? (Синим цветом.)

– Да, вы правы – своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.

– Давайте выполним гжельскую роспись на шаблонах посуды.

Дети выбирают шаблоны посуды, вырезанной из белой бумаги, и расписывают его по образцу.

Рефлексия.

– Птицы любуются нашими работами. Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные. Объясните свой выбор.

АПРЕЛЬ

Неделя.

Занятие 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ
СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДЬ»

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны; познакомить детей с символикой России – флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, патриотические чувства через художественное слово, музыку, любовь и уважение к Родине; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, штандарт, копьё).

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о гербе, флаге, мелодии гимна Российской Федерации; распределяет роли до начала игры и сам строит свое поведение, придерживаясь роли; игровое взаимодействие сопровождает эмоциональной речью; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр.

Материалы и оборудование: глобус, карта мира, указка; герб СССР, герб России; монеты с гербом России для каждого ребёнка; флаг России, иллюстрации с изображением первых стягов; портрет президента России Д. А. Медведева; иллюстрация с изображением штандарта Президента; цветная бумага, клей, ножницы, салфетка для аппликации.

Музыкальное сопровождение: «Эхо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой) .

Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе

Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.

Задачи: «Петух» (Индюк) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка). Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке

Материал: пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы.

М и п: Рассматривание, оценка.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход:

Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек?

Как называются эти игрушки (Дымковские)

Найдите самую нарядную игрушку

(индюк)

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.

Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.

Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)

А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка?

Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)

Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.

Какое же оно? (Овальной формы.)

Посмотрите на голову и шею индюка.

Какая голова и шея?

Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.

А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

Какие по форме крылья и хвост? (круглой)

(Волнистые крылья и края хвоста)

Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.

А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.

Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)

С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

Как будем лепить птицу?

Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .

А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).

Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!

Дети: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.

Светлана Кожевникова

Мастер-класс с фото.

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

Научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

Развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.

Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.

Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.

Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.

Примазываем хвост – лепешку к туловищу.

Оставшуюся часть делим еще на две равных части.

Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.

Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.

Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.

После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.

Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Дымковская игрушка - один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.