Творчество станет неотъемлемой чертой ЭВМ будущего

Рубрики: История IT   Комментарии (0)

Даже транзисторная схема, реализующая наиболее интересные из современных методов распознавания образов, занята поиском связей, так как именно к этому сводится поиск свойств и признаков, общих для всех образов, на которых осуществлялось обучение, и для того образа, который схеме нужно распознать.

Еще одна форма творчества заключается в построении новых структур, более сложных, чем существовавшие ранее. Рассматривая проблему творчества главным образом с точки зрения формирования новых идей, Аарон Сломан описывает три уровня, на которых возможны творческие решения: семантический, синтаксический и знаковый. На семантическом уровне известным словам или каким-то другим знакам, с которыми мы имеем дело, можно придать новое непривычное толкование. На следующем, более глубоком синтаксическом уровне можно менять правила, по которым слова связываются между собой; примером такого творчества может служить открытие новых законов музыкальной гармонии. А еще глубже на уровне, где базируется все предшествующее и где творческие возможности, видимо, максимальны, могут изобретаться новые знаковые системы, такие, как темперированный строй в музыке или тензорное исчисление в математике, которое открывает совершенно новые пути исследования физических явлений. Но как бы то ни было, считает Сломан, не существует единственной метрики, позволяющей сравнивать, где творчества больше, а где — меньше.

Творческий подход не обязательно является прерогативой исключительной личности. По мнению Сломана, и в повседневной жизни достаточно места для творчества. К примеру, чтобы узнать лицо человека, которого мы давно не видели, нам нужно представить, что могло бы изменить в нем время, и дополнить воображением полузабытые черты. Столь же неверно было бы думать, что если мы понимаем, как что-то делается, то здесь уже нет почвы для творчества. Неверно и обратное. Часто мы не в состоянии до конца разобраться в том, что происходит внутри больших вычислительных систем, однако это еще не повод для того, чтобы считать их работу творческой. Мы должны научиться распознавать творческий вклад по конечным результатам, а не по их истокам и не по тому, получен ли тот или иной результат «биологическим» или электронным способом.

Творчество станет неотъемлемой чертой ЭВМ будущего. Без него машины не смогут делать обобщения, необходимые для решения поставленных перед ними проблем. Без него они не смогут сами уточнять постановки задач и формировать новые представления для последующего анализа, не полагаясь на то, как видит поставленную задачу программист. Без него они не смогут нащупывать те скрытые связи, понимание которых требуется для решения даже самых «прозаических» задач. И самое главное — без творческого подхода машины не смогут обучаться на примерах, а ведь это единственный практически возможный путь передачи машинам того внушительного объема знаний, без которого, как мы видели, они не смогут принести пользу. Только такие, творческие, компьютеры способны стать для человека ценными помощниками, а не рабами.

В самом деле, знание — ключ ко всему. В следующих статьях мы как раз и поговорим о том, как вычислительные системы могут работать со знаниями.

Метки:  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: